Вы здесь

«Упрощенец». Все о специальном налоговом режиме для малого бизнеса. 2. ВЕДЕНИЕ УЧЕТА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (О. А. Курбангалеева, 2010)

2. ВЕДЕНИЕ УЧЕТА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Упрощенная система налогообложения была введена с 01.01.2003 Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ. Применять ее могут как организации, так и индивидуальные предприниматели.

Сущность упрощенной системы налогообложения и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога, который рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период.

Перейти на применение упрощенной системы налогообложения организации и предприниматели могут в добровольном порядке при соблюдении определенных условий.

Заметим, что упрощенная система налогообложения дает дополнительные преимущества в виде возможности применять кассовый метод учета доходов и расходов, а также упрощенную форму бухгалтерского учета.

2.1. Бухгалтерский учет

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождены от ведения бухгалтерского учета (ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете). Поэтому бухгалтеру такой организации не придется составлять ни промежуточную, ни годовую бухгалтерскую отчетность.

Однако, несмотря на такую привилегию, необходимо учитывать основные средства и нематериальные активы по правилам бухгалтерского учета (п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете).

Это значит, что при учете основных средств следует выполнять требования Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее – ПБУ 6/01), и Методических рекомендаций по учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

Учет нематериальных активов регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н (далее – ПБУ 14/2000).

Кроме того, необходимо составлять первичные документы, а также учитывать эти объекты и вести бухгалтерские регистры по учету основных средств и нематериальных активов.

Вести бухгалтерский учет АО и ООО должны в обязательном порядке

Акционерные общества (АО)

Нормы законодательства об акционерных обществах (ст. 97 ГК РФ, ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закон № 208-ФЗ) обязывают акционерное общество:

– вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность;

– ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет прибылей и убытков.

Годовая бухгалтерская отчетность относится к информации (материалам), подлежащей обязательному утверждению на общем годовом собрании акционеров и предоставляемой лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров (п. 1 ст. 47, п. 1 ст. 48, п. 3 ст. 52 Закона № 208-ФЗ).

При несоответствии положений законодательства о бухгалтерском учете и акционерного законодательства следует исходить из того, что законодательство о бухгалтерском учете устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц. При этом законодательство об акционерных обществах является специальным.

Поэтому в случае противоречия между ст. 4 Закона о бухгалтерском учете и положениями ГК РФ, Закона № 208-ФЗ следует применять положения ГК РФ и Закона № 208-ФЗ.

Следовательно, акционерные общества, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения, обязаны вести бухгалтерский учет и предоставлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Об этом говорится в письмах Минфина России от 02.09.2008 № 03-11-04/2/131, от 22.09.2008 № 07-05-06/203, от 15.10.2009 № 03-11-09/349.

Вопросом о ведении акционерными обществами-«упрощенцами» бухгалтерского учета поднимался на самом высоком уровне. Так, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 13.06.2006 № 319-О разъяснил, что акционерные общества должны в любом случае вести бухгалтерский учет.

Судьи рассмотрели иск участника акционерного общества, который жаловался, что без бухгалтерского учета он не может получить достоверную информацию о деятельности общества, и Конституционный Суд РФ согласился с гражданином.

Действительно, акционеры имеют полное право знакомиться с хозяйственной деятельностью общества, данные о которой содержатся в бухгалтерских регистрах (п. 1 ст. 91 Закона № 208-ФЗ).

Кроме того, при проведении общего собрания акционеров годовая бухгалтерская отчетность является основным документом, который предоставляется участникам общества (п. 3 ст. 52 Закона № 208-ФЗ). Все остальные документы, доступ к которым имеют акционеры, перечислены в п. 1 ст. 89 Закона № 208-ФЗ.

Если акционерное общество является открытым, оно должно предоставлять в публичный доступ свою годовую бухгалтерскую отчетность.

Закрытые акционерные общества также не освобождаются от этой обязанности в случае публичного размещения облигаций или иных ценных бумаг (ст. 92 Закона № 208-ФЗ).

В итоге можно сделать вывод, что акционерные общества никак не могут обойтись без ведения бухгалтерского учета в общеустановленном порядке. В противном случае нарушается слишком много положений законодательства об акционерных обществах.


Общества с ограниченной ответственностью (ООО)

Нормы законодательства об обществах с ограниченной ответственностью (п. 3 ст. 91 ГК РФ, ст. 18, 23, 25, 26, 45, 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон № 14-ФЗ) обязывают общество с ограниченной ответственностью:

– вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность;

– утверждать распределение прибылей и убытков.

Прежде всего, без данных бухгалтерской отчетности невозможно увеличить уставный капитал общества (ст. 18 Закона № 14-ФЗ).

Затем, когда общество выплачивает своему участнику действительную стоимость его доли, без бухгалтерских документов тоже не обойтись (ст. 23, 26 Закона № 14-ФЗ).

При расчете доли участника в уставном капитале общества также надо пользоваться бухгалтерской отчетностью (ст. 25 Закона № 14-ФЗ).

Далее, без утверждения годовой бухгалтерской отчетности общества с ограниченной ответственностью не имеют права выпускать облигации (ст. 31 Закона № 14-ФЗ).

Кроме того, утверждение годовых бухгалтерских балансов – одна из основных задач, решаемых на общем собрании участников общества (ст. 33 Закона № 14-ФЗ). И это еще далеко не полный список ситуаций, в которых хозяйственным обществам в форме ООО необходимо вести бухгалтерский учет.

В случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг ООО обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы (п. 2 ст. 49 Закона № 14-ФЗ).

При несоответствии положений законодательства о бухгалтерском учете и законодательства об обществах с ограниченной ответственностью следует исходить из того, что законодательство о бухгалтерском учете устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц. При этом законодательство об обществах с ограниченной ответственностью является специальным.

Поэтому в случае наличия противоречий между Законом о бухгалтерском учете и положениями ГК РФ, Закона № 14-ФЗ следует применять положения ГК РФ и Закона № 14-ФЗ.

Следовательно, общества с ограниченной ответственностью, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения, обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Об этом говорится в письмах Минфина России от 19.09.2008 № 03-11-04/2/142, от 13.04.2009 № 07-05-08/156, от 20.04.2009 № 03-11-06/2/67, от 29.10.2009 № 03-11-06/3/257.


Унитарные предприятия

Вести бухгалтерский учет должны не только хозяйственные общества, но и унитарные предприятия. Бухгалтерскую отчетность они обязаны представлять уполномоченному органу собственника имущества, закрепленного за ними (п. 3 ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

На основании данных бухгалтерской отчетности обязательно оценивается стоимость чистых активов унитарного предприятия на конец финансового года (п. 2 ст. 15 Закона № 161-ФЗ).

Кроме того, отчетность унитарного предприятия является публичной (ст. 27 Закона № 161-ФЗ).

Заметим, что ранее суды зачастую принимали решения исходя из признания права налогоплательщиков, применяющих УСН, не вести бухгалтерский учет.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа отказался признать сделку недействительной, указав следующее: поскольку не представлены данные бухгалтерской отчетности за требуемый период, нет возможности признать совершенную сделку крупной (см. постановление от 18.12.2003 № Ф04/6482-1902/А46-2003).

ФАС Северо-Западного округа также счел недоказанным утверждение о том, что оспариваемая сделка являлась крупной и при ее заключении требовалось решение общего собрания. Суд указал: надлежащих документов в подтверждение того факта, что балансовая стоимость не завершенного строительством здания ангара превышает 25% балансовой стоимости активов организации, представлено не было (см. постановление от 16.06.2006 № А26-2584/2005-11).

Представляется, что после того, как Конституционный Суд Российской Федерации высказал свою позицию, факт использования обществом УСН не должен влиять на возможность признания сделки недействительной в судебном порядке.

Один вид деятельности переведен на уплату ЕНВД

С 1 января 2004 г. утратил силу подп. 12 п. 3 ст. 346.12 НК РФ (Федеральный закон от 07.07.2003 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»). Он содержал норму, согласно которой организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД), не имели права применять упрощенную систему налогообложения.

Следовательно, с 1 января 2004 г. организации могут совмещать два специальных режима налогообложения. Это значит, что если по одному виду деятельности организация переведена на уплату ЕНВД, то она вправе перейти на УСН и уплачивать единый налог по всем остальным видам деятельности.

Организации, переведенные на уплату ЕНВД по одному из видов деятельности, продолжают вести бухгалтерский учет в общеустановленном порядке. В связи с этим возникает вопрос: в каком объеме должна вести бухгалтерский учет организация, которая совмещает УСН с уплатой ЕНВД?

По данному вопросу существуют две противоположные точки зрения.

Первая – это официальная позиция Минфина России, которая заключается в следующем. Организации, применяющие по разным видам деятельности два специальных налоговых режима, один из которых не освобожден от ведения бухгалтерского учета, должны вести бухгалтерский учет, а также составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в целом по организации (письма Минфина России от 13.02.2009 № 03-11-09/51, от 21.05.2008 № 03-11-04/251).

Бухгалтерскую отчетность фирмы, совмещающие ЕНВД и «упрощенку», должны сдавать в налоговые инспекции. Об этом сказано в письмах Минфина России от 26.03.2004 № 04-02-03/69, от 29.10.2004 № 03-06-05-04/40, от 16.12.2005 № 03-11-04/2/156, от 10.10.2006 № 03-11-04/2/203, от 19.03.2008 № 03-11-04/3/70.

Главой 26.3 НК РФ установлено, что при осуществлении одновременно нескольких видов деятельности, один из которых подпадает под ЕНВД, организация обязана вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).

Для расчета единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, ведение раздельного учета в бухгалтерском учете не имеет никакого значения. Дело в том, что в бухгалтерском учете доходы и расходы организации отражаются методом начисления, а в книге учета доходов и расходов – кассовым методом. Даже если бухгалтер организует в регистрах бухгалтерского учета раздельный учет операций по разным видам деятельности, то просто перенести эти данные в книгу учета доходов и расходов он не сможет, так как ему придется выяснять, какие доходы и расходы уже оплачены, а какие еще нет.

Информацию, которая будет отражена в бухгалтерском учете отдельно по каждому виду деятельности, можно использовать только для составления бухгалтерской отчетности, в частности для заполнения отчета о прибылях и убытках.

Чтобы определить финансовые результаты по каждому виду деятельности, к субсчетам счета 90 «Продажи» можно ввести дополнительный уровень субсчетов, например:

– 1-1 «Выручка от деятельности, переведенной на уплату ЕНВД»;

– 1-2 «Выручка от прочих видов деятельности»;

– 2-1 «Себестоимость продаж по деятельности, переведенной на уплату ЕНВД»;

– 2-2 «Себестоимость продаж по прочим видам деятельности» и т.д.

Общехозяйственные расходы организация может не распределять по отдельным видам деятельности. В конце отчетного периода бухгалтер полностью спишет эти расходы на счет 90 «Продажи», а в отчете о прибылях и убытках отразит по строке «Управленческие расходы».

Некоторые специалисты в области бухгалтерского учета и налогообложения придерживаются другой точки зрения, согласно которой организация, применяющая в отношении разных видов деятельности два специальных налоговых режима, освобождается от ведения бухгалтерского учета в целом. Поэтому она может вести бухгалтерский учет только в отношении тех видов деятельности, по которым она уплачивает ЕНВД.

Заметим, что организовать такой учет довольно сложно, так как одни и те же основные средства могут использоваться в двух видах деятельности. Кроме того, возникает вопрос о порядке отражения в данной ситуации общехозяйственных расходов.

2.2. Налогообложение

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от уплаты налога на прибыль, НДС, и налога на имущество. Вместо этих налогов они перечисляют в бюджет единый налог.

В то же время те налоги, от которых организации, применяющие УСН, не освобождены, – государственную пошлину, транспортный налог, земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых и т.д. – они должны рассчитывать и уплачивать в установленном порядке.

Взносы во внебюджетные фонды

До 2010 г. организации, применяющие УСН, были освобождены от уплаты ЕСН. В то же время они были обязаны начислять и уплачивать пенсионные взносы (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

С 1 января 2010 г. организации, применяющие УСН, являются плательщиками страховых взносов во внебюджетные фонды согласно Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

Базой для начисления страховых взносов являются выплаты сотрудникам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).

База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

В течение расчетного периода «упрощенец» должен перечислять страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Срок уплаты – не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (п. 5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

По окончании каждого квартала организации представляют расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам:

– в Пенсионный фонд РФ – до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;

– в Фонд социального страхования РФ – до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

В 2010 г. организация должна представить в отделение Пенсионного фонда РФ по месту регистрации сведения по персонифицированному учету:

– за первое полугодие 2010 г. – до 1 августа 2010 г.;

– за второе полугодие 2010 г. – до 1 февраля 2011 г.

Единый налог

Для ведения налогового учета организациям, применяющим УСН, не нужно разрабатывать специальные регистры и рассчитывать налог на прибыль (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Налоговый учет эти организации ведут в книге учета доходов и расходов. На основании ее итоговых данных бухгалтер ежемесячно рассчитывает сумму единого налога, которая подлежит уплате в бюджет.

Упрощенная система налогообложения позволяет платить единый налог либо со всей суммы полученных доходов, либо с суммы доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Организации (предпринимателю), чтобы перейти на «упрощенку», нужно выбрать объект налогообложения и указать его в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Исключением из этого правила являются налогоплательщики, которые являются участниками договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом. Указанные лица в качестве объекта налогообложения могут использовать только доходы, уменьшенные на величину расходов.

Если организация, применяющая в качестве объекта налогообложения доходы, в течение года стала участником договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом, то она утрачивает право на применение УСН с начала того квартала, в котором это событие произошло. Это установлено п. 4 ст. 346.13 НК РФ.

Меняем объект налогообложения до применения УСН

Выбрать объект налогообложения при «упрощенке» – сложно. Вполне возможно, что организация (индивидуальный предприниматель) захочет поменять его уже после того, как представит в налоговую инспекцию заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, объект налогообложения могут изменить те налогоплательщики, которые уже подали заявление о переходе на УСН, но фактически еще не начали применять этот специальный режим налогообложения.

Чтобы воспользоваться этой возможностью, указанным налогоплательщикам необходимо до 20 декабря текущего года уведомить о своем решении налоговые органы.

Налоговым законодательством не предусмотрена типовая форма уведомления, которое следует заполнять в таких случаях. Поэтому организация может составить его в произвольной форме.

Порядок изменения объекта налогообложения в период применения УСН

Согласно ранее действовавшему правилу объект налогообложения налогоплательщик не мог менять в течение трех лет с начала применения УСН.

С 1 января 2009 г. объект налогообложения можно изменять ежегодно. Такая поправка в п. 2 ст. 346.14 НК РФ была внесена Федеральным законом от 24.11.2008 № 208-ФЗ.

Изменение объекта налогообложения после преобразования

Преобразование (смена организационно-правовой формы) является одной из форм реорганизации юридического лица. В ходе преобразования прежнее юридическое лицо прекращает свое существование. В то же время возникает новое юридическое лицо, к которому переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. В свою очередь, с этого же момента преобразованное юридическое лицо прекращает свою деятельность.

Вновь возникшее юридическое лицо может перейти на УСН с момента постановки на учет в налоговом органе. Но только при условии соблюдения положений п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Для этого необходимо подать в налоговые органы заявление о переходе на УСН и указать в нем выбранный объект налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов).

При уплате налогов правопреемник (преобразованная компания) пользуется всеми правами и исполняет все обязанности реорганизованного юридического лица (ст. 50 НК РФ).

Предположим, что организация до преобразования использовала УСН. В этом случае ее правопреемник (вновь возникшее юридическое лицо) при уплате единого налога должен использоватьтот же объект налогообложения (письма Минфина России от 20.01.2006 № 03-11-04/2/10, Управления МНС России по г. Москве от 29.03.2004 № 21-09/21079).

Поэтому организация, возникшая в результате преобразования, может сменить объект налогообложения через год после того, как реорганизованная компания впервые стала применять упрощенку.

Сроки уведомления налоговых органов о смене объекта налогообложения

Чтобы изменить объект налогообложения, налогоплательщик должен подать в налоговый орган уведомление о переходе на иной объект налогообложения. Сделать это следует до 20 декабря года, предшествующего году, в котором предполагается изменить объект налогообложения. Изменить объект налогообложения в течение налогового периода нельзя.

Действия налоговых органов при смене объекта налогообложения

Должны ли налоговые органы выдавать новое уведомление о возможности применения УСН после получения от налогоплательщика уведомления об изменении объекта налогообложения?

Прямого ответа на этот вопрос в главе 26.2 НК РФ нет. Однако работники налоговых органов в своих интервью высказывают следующее мнение. Получив от налогоплательщика уведомление об изменении объекта налогообложения, налоговые органы обязаны выдать новое уведомление о возможности применения УСН с новым объектом налогообложения.

На старом уведомлении налоговые органы сделают отметку о том, что оно недействительно, и укажут дату, с которой уведомление перестало действовать.

Ставки единого налога

В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка составляет 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15% (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). При этом законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (См. табл. 1).


Таблица 1

Ставки единого налога, установленные законами субъектов РФ


Налог на доходы физических лиц

С выплат в пользу работников организации, применяющие УСН, обязаны удерживать и перечислять в бюджет:

– налог на доходы физических лиц;

– взносы на обязательное пенсионное страхование;

– взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В течение года бухгалтер организации ведет учет начисленных доходов и НДФЛ каждого сотрудника, а также любого гражданина, которому был выплачен доход, в налоговой карточке (форма № 1-НДФЛ).

До 1 апреля года, следующего за отчетным, в налоговую инспекцию необходимо сдать сведения о доходах, выплаченных за отчетный год, а также о суммах удержанного НДФЛ. Указанные сведения в виде формы № 2-НДФЛ представляются в отношении каждого физического лица, получившего от организации доходы.

Рассчеты с Фондом социального страхования Российской Федерации

Организации, перешедшие на УСН, не уплачивают ЕСН, но они являются страхователями по обязательному социальному страхованию. За счет средств ФСС России они могут выплачивать своим работникам:

– пособие по временной нетрудоспособности;

– пособие по беременности и родам;

– единовременное пособие при рождении ребенка;

– пособие при усыновлении ребенка;

– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

– ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

– социальное пособие на погребение.

Кроме того, указанные организации должны ежемесячно уплачивать взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Налог на добавленную стоимость

Организации, применяющие УСН, не должны составлять счета-фактуры, вести журналы учета выданных и полученных счетов-фактур, а также заполнять книгу покупок и книгу продаж, так как они освобождены от уплаты НДС на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ (письмо Минфина России от 05.10.2007 № 03-11-05/238). В то же время эти организации обязаны:

– платить НДС на таможне при ввозе товаров на территорию Российской Федерации,

– выполнять функции налогового агента по НДС.

В последнем случае необходимо рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму НДС. Такие обязанности возникают, если организация:

– приобретает товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;

– реализует на территории Российской Федерации конфискованное имущество, бесхозные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству;

– арендует федеральное, муниципальное или имущество субъектов Российской Федерации.

С 01.01.2006 обязанности налогового агента должны выполнять и те организации (предприниматели), которые реализуют товары иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах на основании договоров поручения, комиссии или агентского договора.

Это положение действует, когда по условиям заключенных договоров российские посредники участвуют в расчетах. То есть они должны получить выручку от реализации товаров на свой расчетный счет или в кассу, а затем рассчитаться с иностранной компанией.

Такое изменение было внесено в п. 2 ст. 161 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ.

При удержании НДС составляется счет-фактура в одном экземпляре, а по окончании отчетного периода в 20-дневный срок в налоговый орган представляется декларация по НДС, форма которой утверждена приказом Минфина России от 27.11.2006 № 153н.

Налог на прибыль

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от уплаты налога на прибыль. Тем не менее в некоторых случаях они обязаны составлять отчетность по налогу на прибыль.

Обязанности налоговых агентов по налогу на прибыль должны выполнять следующие организации:

выплачивающие дивиденды в пользу других российских организаций – плательщиков налога на прибыль (п. 2 ст. 275 НК РФ);

выплачивающие доходы иностранным организациям, не осуществляющим деятельность через постоянное представительство на территории Российской Федерации (п. 4 ст. 310 НК РФ).

В первом случае организация обязана рассчитать, удержать налог на прибыль с сумм выплаченных дивидендов и перечислить его в бюджет.

С 01.01.2005 налог рассчитывается по ставке 9%. Дивиденды, выплачиваемые иностранной организации, облагаются налогом на прибыль по ставке 15%.

Начиная с 01.01.2008 в отношении дивидендов, которые получают российские организации, применяется нулевая ставка налога на прибыль. Она будет действовать только при выполнении на день принятия решения о выплате дивидендов определенных условий.

Во-первых, организации, получающей дивиденды, принадлежат на праве собственности не менее 50% вкладов (долей) в уставном (складочном) капитале организации, выплачивающей дивиденды.

Во-вторых, непрерывный период владения такой долей в уставном капитале составляет не менее 365 календарных дней.

В-третьих, стоимость доли в уставном капитале составляет не менее 500 млн руб.

Все прочие дивиденды, полученные российскими организациями как от российских, так и от иностранных организаций, будут облагаться по ставке 9% (табл. 2). Такие изменения внесены в подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ Законом № 76-ФЗ.

Сумма налога на прибыль, которая приходится на каждого получателя дивидендов, рассчитывается исходя из общей суммы налога на прибыль и его доли в общей сумме дивидендов.

Налог с доходов иностранных организаций следует удерживать при каждой выплате доходов.

Ставки налога, по которым облагаются доходы иностранных организаций от источников в Российской Федерации, не связанные с деятельностью через постоянное представительство, установлены в ст. 284 НК РФ:

10% – по доходам от использования, содержания и сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов и других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;

15% – по дивидендам, полученным от российских организаций;

20% – по всем остальным доходам, не связанным с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации.


Таблица 2

Ставки налога на прибыль по доходам от участия в деятельности других организаций в виде дивидендов, выплаченных после 1 января 2008 г.


Налог нужно перечислить в бюджет в течение трех дней с момента выплаты дохода иностранной организации (письмо МНС России от 26.06.2002 № 23-1-13/34-1005-Ю274).

Сумма налога уплачивается в федеральный бюджет в той валюте, в которой был выплачен доход, или в рублях по официальному курсу Банка России на дату перечисления налога.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, в части доходов в виде дивидендов являются плательщиками налога на прибыль организаций. Следовательно, по окончании каждого отчетного периода, в котором организация-«упрощенец» выплачивала дивиденды, она должна представлять в налоговые органы декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ). Об этом говорится в письме Минфина России от от 23.09.2009 № 03-11-06/2/197).

2.3. Статистическая отчетность и ведение кассовых операций

При применении упрощенной системы налогообложения организации обязаны представлять статистическую отчетность. Порядок ее представления установлен Положением о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, утвержденным постановлением Госкомстата России от 15.07.2002 № 154.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны соблюдать Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40.

Наличные денежные средства могут храниться в кассе организации только в пределах лимита остатка денежных средств, который установлен обслуживающим банком.

Это значит, что в начале года необходимо установить лимит кассы. Для этого необходимо заполнить и представить в банк расчет (форма № 0408020, которая приведена в приложении № 1 к Положению о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П).

Если это не сделать, то лимит кассы будет равен нулю. А это значит, что никакого остатка в кассе быть не должно. За образование сверхлимитного остатка организация будет оштрафована согласно ст. 15.1 КоАП РФ.

Принимать наличные деньги от населения или от юридических лиц за проданные товары, работы, услуги организация (предприниматель), которая использует упрощенную систему налогообложения, может только с применением контрольно-кассовой техники.

То есть в момент оплаты товара наличными денежными средствами организация (предприниматель) должна выдать покупателю кассовый чек, отпечатанный на ККТ (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»).

По каждому контрольно-кассовому аппарату необходимо вести журнал кассира-операциониста.

Кроме того, бухгалтер должен иметь в виду, что наличные расчеты между организациями не должны превышать 60 000 руб. (указание Банка России от 14.11.2001 № 1050-У). Ответственность за нарушение установленного лимита наличных расчетов возлагается на покупателя, т.е. на ту организацию, которая вносит наличные деньги в кассу организации-продавца (п. 5 письма Банка России от 16.03.1995 № 14-4/95 «О разъяснениях по отдельным вопросам «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» и условий работы с денежной наличностью»).