Вы здесь

Управляй своей жизнью с помощью НЛП. 1. Знакомство со своим подсознанием (Феликс Икономакис, 2011)

1

Знакомство со своим подсознанием

Познай себя.

Дельфийский оракул

Представьте себе, что я директор фирмы и у меня есть вице-президент, который принимает большинство повседневных решений и руководит моим офисом. Если кто-то спросит меня, кто управляет фирмой, с моей стороны будет неправильно, если я не упомяну своего вице-президента и скажу, что управляю сам, хотя на самом деле мой вице-президент выполняет больше управленческих обязанностей, чем я.

То же самое верно и в отношении сознания и подсознания. Большинство людей отождествляют свою личность почти исключительно со своим сознанием, хотя на самом деле подсознание играет еще большую роль в их жизни.

Поэтому первое, что вы должны запомнить, это то, что в вашем теле уживаются две части, каждая со своей отдельной личностью – с собственным взглядом на жизнь, с собственной программой, собственными предрассудками и даже собственным чувством гордости. Кроме того, у этой другой личности имеются собственные потребности и собственные способы сообщать об этих потребностях.

Для многих людей бывает шоком узнать, что они могут ранить чувства своего подсознания так же, как можно ранить чувства другого человека.

Для них это то же самое, что ранить чувства своего мобильного телефона. Подсознание рассматривается ими всего лишь как механизм, регулирующий дыхание, пищеварение, сон и т. д., – очень сложный, но тем не менее всего лишь механизм, подобный бездушному автомату вроде ноутбука или мобильника.

Но поверьте: оно гораздо больше всего этого. За более чем 10 лет работы на этом уровне я заметил, что сознание может оскорбить и обидеть подсознание и даже уязвить его гордость, а подсознание может отступить, затаив обиду. Это то же самое, как видеть супружескую пару, пришедшую на сеанс психотерапии, один партнер в которой обижается на другого или не доверяет ему.

Поэтому второе, на что я хочу обратить ваше внимание: у вас есть отношения с вашим подсознанием, как со всеми, кто вам близок. Сознание и подсознание спорят и препираются точно так же, как реальные пары или как родители с детьми. Под парой я подразумеваю не только супругов или партнеров, но и любых двух людей, состоящих в близких отношениях.

Вы спорите с родителями, братьями или партнером, потому что у вас разные ценности и взгляды. Например, если вы хотите изучать поэзию, а ваш отец хочет, чтобы вы работали в банке, вы будете спорить с ним о том, какой путь вам избрать.

А теперь замените словосочетание ваш отец на ваше сознание, и вы на ваше подсознание, и увидите, как работают отношения вашего внутреннего взрослого (сознания) и вашего внутреннего ребенка (подсознания).

Партнеры в счастливых браках научились понимать и принимать свои различия и работать с ними, вместо того чтобы судить и обвинять другого в том, что он не такой, как она. Эти пары развили в себе уважение к различиям друг друга. Они ожидают некоторых вполне естественных трений и разногласий в отношениях, потому что понимают, что другой не является продолжением их мыслей и чувств, но имеет право на собственные предпочтения и ценности. Они спорят, но быстро находят способы решения.

Точно так же счастливые люди счастливы, потому что у них хорошие рабочие отношения с собой. Счастливые люди, как правило, любят себя, даже если кажется, что они ведут себя противоречиво, в один день проявляя доброжелательность, а в другой ведя себя нахально и напористо. Они научились принимать себя в целом и могут даже радоваться своему внутреннему разнообразию.

И наоборот, все без исключения мои клиенты приходили ко мне из-за конфликта со своим внутренним «я», из-за отчуждения от какого-то аспекта своей личности.

На сеансах терапии я проясняю, что в эти отношения вовлечены две стороны и именно качество отношений вызывает проблемы между ними и что качество это нужно повышать. То же самое я говорю и вам по поводу вашего разума.

Качество ваших отношений с подсознанием определит ваше общее эмоциональное здоровье и счастье.

Улучшение качества этих отношений – это та область, в которой вы можете задействовать сознательные усилия и повлиять на свое подсознание. Возможно, вы не сможете сознательно управлять душевной травмой, фобией или иным иррациональным чувством, но вы, безусловно, способны сознательно повлиять на свое отношение к подсознанию – на то, что вы говорите, и главное, на то, как вы это говорите.

Найти отклик в душе любого человека и общаться с ним можно двумя способами: правильным и неправильным. Иначе говоря, ведя себя неправильно, вы вызовете в человеке негатив, а ведя себя правильно, смягчите его и заставите увидеть в вас ангела. Правильный способ добиться благосклонности моей жены – это хорошо помассировать ей шею, говорить ей комплименты и проявлять активный интерес к тому, что произошло с ней в течение дня (все это крайне рекомендуется). Неправильный – это не уделять ей внимания, быть требовательным, ныть или критиковать ее. Если вкратце, то доброта, сочувствие и внимательность к нуждам других приносит больше пользы. Как говорится, на мед можно поймать больше мух, чем на уксус.

Существуют правильный и неправильный способ изменить ваше подсознание. Просто требовать от подсознания изменений согласно вашим потребностям и взглядам без учета его потребностей (да еще и обвиняя его, критикуя и осуждая) – наименее эффективный способ заставить его измениться. Уделяя внимание и уважая его взгляды и потребности, а также периодически «массируя ему шею» (в метафорическом смысле), вы добьетесь гораздо больших результатов.

Если это кажется настолько простым, то почему во всех других отношениях умные люди продолжают ругать, унижать, обвинять и критиковать свое подсознание за его поведение, хотя те же самые люди никогда не позволят себе делать этого в отношении других людей? Если бы я относился к своей жене или любому другому дорогому для меня человеку так, будто он является моим рабом, кричал бы на него и критиковал, то очень скоро бы этого человека уже не было бы в моей жизни. Поэтому разве удивительно, что наше подсознание негодует, когда мы относимся к нему подобным образом?

Итак, почему же мы относимся так сурово к столь важной части нас самих?

Если просто, то мы совершенно не понимаем природы подсознания – этой невидимой субстанции, которая сосуществует с нами.

Представьте себе, что вы живете в доме с кем-то, кого вы никогда не видели и кто может произнести всего несколько туманных слов, понятных для вас (например, голодный, уставший или скучающий). Вы не знали бы, как говорить на уровне этого человека, потому что вы не будете даже знать, с кем говорите: с маленьким ребенком или взрослым. Вам нужно будет провести с ним некоторое время, чтобы понять его и лучше общаться и уживаться с ним.

Точно так же, поняв природу своего подсознания, вы сможете понять, как разговаривать с ним, как просить у него о чем-то и как заставить его обращать внимание на другие более полезные точки зрения.

Понимание вашего подсознания

В своем невежестве относительно подсознания мы продолжаем делать неправильные выводы. На основе этих выводов мы формируем бесполезное и критическое отношение, которое вредит нашим отношениям с ним. В конце концов мы создаем враждебную среду для своего подсознания, и у него либо появляется страх перед неудачей (что еще больше усугубляет ситуацию), либо оно начинает сердиться на сознание и вообще отказывается слушать наши требования. Подсознание обладает определенными аспектами, знание которых принесет большую пользу и серьезно улучшит наши отношения.

Другая природа

Сканирование мозга показало, что женщины обычно используют одновременно несколько областей своего мозга, тогда как мужчины обычно используют какие-то отдельные его области. У каждой системы есть свои плюсы и минусы. Женщины могут решать одновременно много задач, но могут быть поглощены слишком многими вещами, требующими внимания. Мужчины, как правило, сосредоточены на одной задаче, т. е. могут решать какую-то проблему дольше, но при этом так зациклиться на ней, что не будут знать, когда пора отказаться от нее.

Иначе говоря, мужчины и женщины часто используют разные части своего мозга для решения одних и тех же проблем. Беда не в различных методах, ибо они приводят к одним и тем же результатам, а в том, что некоторые мужчины или женщины отказываются признать доводы «за» и «против», выдвигаемые представителями противоположного пола, и это приводит к войне полов.

Ваше сознание и подсознание также совершенно не похожи, и негативное сосредоточение на различиях между ними может привести к войне между ними.

Мы должны признать, что наше подсознание является полной противоположностью нашего сознания. Как инь и ян. Вот некоторые основные различия между ними.


«Лучше» ли один разум другого?

На этот вопрос нельзя ответить в таких категориях. Все зависит от ваших целей и вашего душевного равновесия. Иногда уместны сосредоточенность и «деловые» способности сознания, а иногда лучше отказаться от упорного труда, расслабиться и потратить минутку на то, чтобы понюхать пресловутые розы. Иногда логика может действительно ограничивать нас, и переключение на воображение и креативность позволит мыслить нестандартно. Сознание должно научиться уважать эти различия (и радоваться им!), вместо того чтобы судить их со своих позиций.

Главные игроки (участники) вашего подсознания

Подсознание, с одной стороны, является простым и прямолинейным, а с другой – невероятно сложным. Я попытаюсь описать его просто и сосредоточиться лишь на двух аспектах, которые формируют суть терапии самосовершенствования в этой книге.

Эти два аспекта представлены здесь в форме метафор. Первая: подсознание – ребенок.

Вторая метафора является намного более общей и просто обозначает работу с частями вашего подсознания. Например, если у вас есть какая-то фобия, вы начинаете работать с защитной частью вашего разума, а если у вас имеется какая-то зависимость, вам нужно обратиться к той части своего разума, которая ищет стимуляции.

Используя эти две модели подсознания, я успешно излечивал депрессию, беспокойство, обсессивно-компульсивные состояния, устранял проблемы с самооценкой, в отношениях и др.

Обычно, когда я хочу поработать с самооценкой, уверенностью в себе, мотивацией, депрессией, беспокойством и чувством незащищенности, я использую метафору, в которой подсознание представлено ребенком. Работая же с конкретными страхами, травмами и нежелательным поведением, я использую вторую метафору. Возможно и наложение подходов, и это скорее совет, а не правило, поэтому, если вы считаете нужным использовать чаще какой-то один подход, делайте это без колебаний. Тем не менее я советую вам прочитать материал про оба подхода, ибо тогда вы сможете узнать много интересного о своем подсознании, что поможет вам в вашем путешествии.

Подсознание в виде ребенка

Возможно, вы уже встречались с термином внутренний ребенок. Многие при его упоминании тут же начинают ухмыляться или издают тяжелый вздох. На самом деле я и сам относился к этому цинично, но после многолетней работы я советую вам не выплескивать с водой ребенка. Неправильное употребление этой идеи в прошлом еще не означает, что сама идея плоха. В конечном счете важен результат, а этот метод продолжает давать фантастические результаты, поэтому я бы посоветовал вам отложить в сторону любые сомнения и попробовать использовать эту технику самим, прежде чем выносить о ней какие-то суждения.

Но существует ли на самом деле внутренний ребенок? Я слышал, как некоторые врачи ради смеха заявляли, что они провели рентгеновскую съемку и ничего подобного не нашли. Конечно, все это немножко не в тему, ибо на нейробиологическом уровне «цель всякой психотерапии в том, чтобы изменить связи в мозге таким образом, чтобы реальные или воображаемые стимулы больше не вызывали ту же реакцию»[2]. Иначе говоря, метафоры могут создавать реальные изменения в наших мозгах и в нашей реальности, и одной из таких крайне эффективных метафор является метафора внутреннего ребенка.

Упражнение для знакомства с вашим внутренним ребенком

Вот упражнение, которое позволит вам получить представление об этой метафоре.

1. Встаньте (или сядьте) в определенной части комнаты. Из этой позиции «идентифицируйте» свое знание – т. е. посмотрите на свое положение с точки зрения своего сознания. Как я уже отмечал выше, сознание – это синоним «левополушарного» мышления, или логики.

2. Затем просканируйте свое тело и настройтесь на область, в которой, по-вашему, находится ваше «эмоциональное я». Когда вы обнаружите местопребывание своего «эмоционального я», вообразите, как это «эмоциональное я» выходит из вас и встает в 2 метрах от вас.

3. Теперь посмотрите на свое «эмоциональное я» и опишите его. Как он или она выглядит и какого возраста?

После тысяч сеансов, на которых я просил клиентов сделать это, все без исключения воспринимали свое «эмоциональное я» как ребенка, даже люди, которые никогда не сталкивались с этой метафорой.

4. Теперь подумайте, как бы вы описали свое отношение к своему «эмоциональному я» и как отнесется к нему ваше «логическое, сознательное я». Пройдя фазу первоначального «замешательства», позвольте себе настроиться и выразить свое отношение к своему «эмоциональному я» в терминах разочарования, раздражения и гнева (почему он не может просто сделать «X» или и почему он просто не послушает меня?), негодования (она всегда вмешивается и раздражает меня или я попробовал все… почему он не может просто прекратить ворчать на меня и не позволит мне заснуть?), смятения (я просто не знаю, что он хочет от меня); презрения (она такая слабая и пафосная) или вины (я чувствую себя плохим человеком, потому что игнорирую ее и не забочусь о ней).

Теперь позвольте мне задать вам вопрос. Если бы вы увидели, как взрослый говорил бы с реальным ребенком подобным образом, какое впечатление сложилось бы у вас о нем как о родителе? Вы могли бы спокойно заключить, что у него нет интереса и сочувствия к ребенку, он нетерпелив, резок, бесцеремонен, настроен критически и осуждающе или просто слишком поглощен собственными проблемами, чтобы понять потребности других. Именно такие отношения у нас с нашим «эмоциональным я», и это очень неправильно.

Вы, возможно, видели телесериал «Суперняня», в котором опытная няня спасает осажденных родителей от их детей-сорвиголов, которые учиняют в доме настоящий бедлам.

Вечная история: родители начинают ощущать стресс, истощение, близорукость, замешательство, нетерпение и отчаяние по отношению к своим детям. Их стиль «руководства» обычно бывает либо чересчур строгим, либо чрезмерно мягким, неэффективным и нерешительным.

Няня в сериале сосредоточивается на том, чтобы научить родителей лучше руководить детьми, после чего все вдруг становится на свои места. Она редко обвиняет в чем-то самих детей, но всегда считает, что их непослушание – это результат неправильного руководства со стороны их родителей.

Мои клиенты относятся к своему «эмоциональному я» во многом так же, как те родители из сериала «Суперняня». Само собой, для их лечения используются те же методы, что и в том сериале, и с той же эффективностью. Улучшение отношений с собственным «я» зачастую приносит огромный позитивный эффект. Часто я вижу, что мои клиенты становятся менее серьезными и более игривыми, спонтанными и креативными. И их партнеры замечают, что с ними стало гораздо веселее.

Каков ментальный возраст внутреннего ребенка?

Если бы у всех нас внутри был эквивалент внутреннего ребенка, возможно, в первую очередь мы спросили себя о ментальном возрасте этого ребенка.

В конце концов, между 4– и 10-летним ребенком существенная разница.

Вы когда-нибудь смотрелись на себя в два зеркала, одно из которых находилось перед вами, а другое сбоку?

В этом случае получается отражение в отражении, и вы видите себя до бесконечности. Теперь вообразите, что вы можете выйти и посмотреть на все свои версии, начиная с рождения, и каждое ваше отражение будет старше предыдущего на день.

Все эти версии вас существуют одновременно. Из этого множества внутренних детей, содержащихся внутри вас, некоторые обычно выделяются больше других. Один возраст выделяется на фоне других обычно на основе количества «душевных травм», полученных в эти впечатлительные и формирующие периоды нашей жизни и приведших к некоторым формам «задержки в развитии».

Так, если я испытал душевную травму в 8 лет, какая-то часть моей личности в эмоциональном развитии задержится на уровне 8-летнего ребенка. После этого этот внутренний 8-летний аспект моего «я» будет постоянно напоминать о себе и вести себя соответственно своему возрасту, пока вызвавшие его душевные травмы не будут устранены. Когда это произойдет, этот возраст займет свое место среди других возрастов.

Пример из практики:

соперничество внутреннего ребенка Дэвида

Одному из моих пациентов, Дэвиду, было чуть за 30, он был женат и имел детей. Все в его жизни было хорошо, пока с ним не случилась трансформация личности. Он стал на удивление слезливым, сентиментальным и стал искать эмоциональной поддержки у жены.

Оказалось, что детство Дэвида закончилось, когда ему было 11 лет, поскольку тогда их с матерью бросил отец. Сама мать тоже была довольно инфантильной и нуждалась в заботе, поэтому она ожидала, что ее сын заполнит вакуум, вызванный отсутствием мужа, и станет главой семьи. Матери был нужен кто-то, кому она могла довериться, кто поддержал бы ее, помог писать письма, оплачивать счета и т. д. И Дэвид вынужден был попрощаться с детством и устремиться во взрослую жизнь. Поэтому его внутренний ребенок застрял в возрасте 11 лет, ожидая, пока его оттуда заберут. Когда дети Дэвида достигли возраста, в котором был он, когда его отец оставил свою семью, этот ребенок почувствовал, что пришла пора получать по счетам. Он увидел, что дети Дэвида получали внимание от обоих родителей, и захотел, чтобы сознание Дэвида снова проявило к нему родительскую заботу. Однако сознание уже заботилось о двух настоящих детях Дэвида и продолжало игнорировать внутреннего ребенка. Это было источником слез и ощущения себя нелюбимым.

Лечение Дэвида заключалось в том, чтобы он признал свои неудовлетворенные нужды, а затем научился заботиться о своем внутреннем ребенке, пока потребности последнего не были удовлетворены. Пройдя через этот процесс, Дэвид снова получил доступ к другим сторонам своего «я» – любящий муж и отец.

Возможно, в вашей жизни были ситуации, когда вы чувствовали, что влияние ваших родителей прерывалось или было в каком-то смысле неполным и вам казалось, что вы как бы зациклились на этих областях? Позвольте мне заверить вас, что эти эмоциональные блоки можно преодолеть и продолжить с того момента, на котором вы остановились.

Может случиться, что в вас будет проявляться больше одного внутреннего ребенка. Это похоже на ситуацию, когда за семейным столом одновременно говорят малыш и озлобленный подросток, иногда подсознательно это происходит в виде игры.

Личность вашего внутреннего ребенка

Когда вы находитесь на связи со своим внутренним ребенком (и последнего не отвлекают какие-то нерешенные проблемы), вы, вероятно, находитесь на пике своей спонтанности, креативности, веселья, очарования и харизмы. Когда вы способны довольно быстро и легко переключиться на эту сторону своей личности, вам могут сказать, что у вас появился «мальчишеский» или «девичий» задор и очарование. Однако внутренний ребенок – это нечто гораздо большее, чем просто детская веселость и игривость.

Время от времени ваш внутренний ребенок может переходить от спокойствия к беспокойству, от согласия к бунту и непослушанию, от игривости к капризности и необщительности и пр.

Я вижу такое контрастное поведение у собственных детей. Иногда они очень привлекательны; а иногда они сигнализируют: отойди, дай мне развернуться. Иногда они очень любят делать все сообща, а иногда чувствуют потребность отодвинуть свои границы, чтобы посмотреть, как далеко могут зайти.

Разнообразие форм поведения, думаю, вполне естественно. Однако если вы видите, что ваш внутренний ребенок часто испытывает потребность в эмоциональной поддержке и защите или что он занимает оборонительную позицию, значит, он, возможно, «зациклился» на каком-то одном аспекте своей личности и не смог соединиться с другими аспектами своего «я», которые сделали бы его более цельной натурой.

Внутренний ребенок людей, считающих себя невротичными, беспокойными, печальными, демотивированными, слезливыми, смятенными, неуверенными или злыми, обычно несчастен.

Есть две главных причины такого несчастья. Первая состоит в том, что внутренний ребенок действительно испытал некоторую форму задержки в развитии в прошлом и застрял на этой непройденной фазе своего развития. В этом случае внутреннего ребенка нужно исцелить от «травмы», которая привела его к этому зацикливанию.

Вторая причина в том, что эмоциональные потребности внутреннего ребенка были последовательно проигнорированы его внутренним взрослым и ребенок чувствует, что взрослый не желает или не способен что-то сделать с этим, поэтому он отчаивается увидеть улучшение этой ситуации в будущем – и это довольно угнетающе действует на внутреннего ребенка. Если в его жизни доминирует печаль, это будет мешать ему проявлять свою естественную склонность к веселью.

Реакция кнута и пряника

Решения, которые вы принимаете от имени потребностей своего внутреннего ребенка, могут быть вполне случайными. Внутренний ребенок будет стремиться направлять ваши решения, используя очень простой принцип: он вознаградит вас прекрасным самочувствием, когда вы сделаете что-то, что заставит его радоваться, и накажет вас плохим самочувствием, если поймет, что вы приняли решение, способное саботировать или препятствовать его удовольствию. Короче говоря, он реагирует, используя политику кнута и пряника.

Малыши, устав, соскучившись или проголодавшись, начинают плакать или кричать, чтобы привлечь внимание своих родителей. Эти послания ясны:

– Посмотри, разве мне хорошо? Сделай что-нибудь, чтобы мне было хорошо!

Как только родители выслушали и удовлетворили потребности, благодарность ребенка (в любой форме, которую она принимает: объятия, поцелуи, счастливое воркование) обычно размягчает родительское сердце и служит «наградой» за угождение ребенку.

Практически то же самое внутренний ребенок делает и с сознанием. Он общается с нами, посылая сигналы бедствия и затем давая нам ощущение благополучия и удовлетворенности, когда мы отвечаем на эти сигналы. Некоторые из этих сигналов интерпретировать легче, чем другие.

Когда мои собственные дети еще не умели говорить, мы быстро поняли, что они плакали тогда, когда хотели есть или пить, но мы не очень понимали, когда они плакали, потому что хотели сообщить нам, что им скучно, что они переутомились или что у них болит животик. Одни сигналы были легче понять, чем другие, и потребовалось время и терпеливое наблюдение, чтобы понять, что же дети пытались сообщить нам.

Теперь примените тот же принцип к потребностям собственного внутреннего ребенка. Скорее всего, к настоящему времени вы уже хорошо понимаете его физические потребности (голод, жажда, холод, усталость), но насколько хорошо вы интерпретируете его эмоциональные, умственные или даже духовные потребности?

Например, если вашему внутреннему ребенку все надоело, вы почувствуете пресыщенность текущей ситуацией и сильное желание ее изменить. Вы можете понять основное сообщение вашего ребенка – мне скучно сейчас, развлекай меня, – но знаете ли вы, какого рода развлечение ему нужно? Знаете ли, что ему нужна физическая стимуляция (упражнения или прогулка в парке?); эмоциональная стимуляция (потребность в компании или общении с друзьями?); умственная стимуляция (чтение книги или решение кроссворда?); и даже духовная стимуляция (поиск своего места в жизни или связи с чем-то большим, чем он сам?).

Не всегда легко удовлетворить какую-то потребность. Но помощь под рукой – в следующих главах я научу вас идентифицировать и удовлетворять потребности внутреннего ребенка.

Внутренний взрослый

Если внутренний ребенок олицетворяет подсознание и более эмоциональную сторону, то сознание олицетворяет более «взрослое я» и логическую и аналитическую сторону. У внутреннего ребенка есть ряд физических, эмоциональных и умственных потребностей, которые нуждаются в удовлетворении, и именно внутренний взрослый отвечает за выявление и удовлетворение этих потребностей.

Когда внутренний взрослый отдохнул и не отвлечен другими проблемами, он может прекрасно решать проблемы и подходить к их решению ответственно и серьезно.

Увы, внутреннего взрослого осаждают постоянные требования, которые заставляют его испытывать стресс, беспокойство, истощение, давление, близорукость, смятение, чувство вины, критическое отношение к окружающему, замкнутость, чрезмерную требовательность, властность, чрезмерную мягкость, неэффективность или нерешительность. Кроме того, некоторые люди, идентифицирующие себя главным образом со своим сознанием, могут казаться чрезмерно серьезными, ответственными и лишенными воображения и часто выражают догматическое стремление к эффективности за счет отношений. Таких часто считают довольно скучными, потому что во время разговора они обычно перегружают слушателя деталями и фактами и выражают небольшую эмоциональную связь с обсуждаемой темой.

Что лучше: больше общаться с внутренним ребенком или внутренним взрослым? Сразу не скажешь.

У каждого свои «за» и «против», и оба необходимы для душевного здоровья. Главное, находиться на связи с обеими сторонами нашего «я» и иметь гибкость, чтобы переключаться между обеими сторонами нашей индивидуальности, когда это необходимо.

Если внутренний ребенок может время от времени превращаться в игривого, привлекательного ребенка, непослушного, эмоционально зависимого и т. п., то внутренний взрослый может также показывать свои различные аспекты: родитель, менеджер, дипломат, пещерный человек, полицейский, философ и т. д.

Часто родитель и менеджер похожи в том, что они представляют те аспекты нашего «я», которые отвечают за заботу о доме, а также о бизнесе (менеджер часто является родителем своего бизнеса) – как в плане эмоционального управления, так и в более практическом плане (составление списка покупок, визиты к врачу и т. д.). Дипломат отвечает за поиск цивилизованного решения; пещерный человек представляет ту нашу часть, которая заинтересована в более агрессивном, нецивилизованном, бестактном решении; полицейский заботится о правилах и поведении, а философ представляет более спокойную, более объективную и нейтральную часть сознания, которая может действовать как голос здравомыслия и логики, когда вы чувствуете, что теряете их.

Философ похож на вашего более мудрого внутреннего прародителя, успокаивающего вашего уставшего внутреннего взрослого и напоминающего ему о том, что нужно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и сосредоточиться на большей картине, или, возможно, о том, что ваше поведение идет вразрез с вашими ценностями.

Я не буду подробно описывать эту область, но я хочу, чтобы вы знали, что есть и другие аспекты индивидуальности.

Так, одна дама пришла ко мне на сеанс, потому что чувствовала, что не знает, как проявлять свою уверенность в общении с людьми. Интересно, что при этом она была опытным кикбоксером. Короче, казалось, что в таких ситуациях она призывала на помощью дипломата, хотя дипломатия была бесполезна с людьми, которые ее не понимали, и, напротив, обращалась за помощью к кикбоксеру, когда от дипломатии она выиграла бы больше.

Я вылечил ее, попросив просто призывать на помощь кикбоксера тогда, когда нужно было надрать кому-то задницу, и прибегать к услугам дипломата, когда нужно было предлагать в первую очередь дипломатический выход из ситуации. В главе 4 я объясню вам, как прибегать к помощи различных аспектов сознания тогда, когда это требуется.

Работаем с «частями» подсознания

Иногда подсознание действует иррациональными, необычными способами, которые не всегда можно объяснить действиями внутреннего ребенка.

В таких случаях будто какая-то более примитивная часть вашего «я» преследует какую-то цель (якобы от вашего имени) и, к вашему ужасу, делает это, не считаясь с вашими желаниями и часто не имея на то оснований.

Например, если вы едите что-то, что, как вы знаете, вам вредно, это не обязательно происходит потому, что вашему внутреннему ребенку нужно успокоение. Тем не менее часть, ответственная за обжорство, может заставить вас объедаться сластями.

Кажется, будто эта часть вашей личности думает, что мне нужно запастись сладкой пищей на случай, если придется полагаться на эти запасы в будущем. Эта инстинктивная реакция имела смысл в былые времена, когда голод был распространенным явлением и нужно было делать запасы, но в настоящее время мы завалены сладкой и высококалорийной пищей, что делает такую реакцию очень опасной для здоровья, поскольку заставляет нас продолжать делать запасы, которые мы никогда не израсходуем.

Эти части нашего поведения напоминают мне сотрудников службы президентской охраны США. У президента свои планы на день, а у его службы безопасности – свои, и поважнее президентских! Когда служба охраны посчитает нужным, она может вытащить президента в разгар прекрасного обеда, грубо затолкать его в машину и увезти, даже если угроза его жизни была неоднозначной или неясной. Это похоже на действия частей вашей личности.

Они рады оставить вас с вашими собственными делами, но всякий раз, когда появляется одна из их целей, они берут дела в свои руки, и вы уноситесь с ними, не способные сопротивляться.

Части[3] вашей личности могут по-разному относиться к любому другому аспекту подсознания, управляющему поведением, но главные части, на которых я сосредоточусь, следующие:


• защитные части – защищают от боли и управляют такими вещами, как фобии и травмы;

• ищущие удовольствий части – заставляют стремиться к удовольствию и поэтому управляют зависимостями или чрезмерным увлечением удовольствиями;

• технические части – управляют физиологическими процессами, например болью, восстановлением тканей, сном и т. д., и поэтому могут быть ответственны за психосоматическую боль и психосоматические проблемы.

Защитные или служебные части

Защитные части похожи на верных и очень исполнительных, но не очень заметных телохранителей, которых ваше подсознание создало для того, чтобы защитить вас от потенциальных угроз. Они фанатично выполняют приказания и могут не разглядеть за лесом деревьев. Именно поэтому, если я говорю им защищать меня от пауков, они будут настойчиво охранять меня даже от безобидного садового паучка и делать это так же властно, будто это ядовитый паук – не обращая никакого внимания на мои логичные протесты (не стоит бояться, этот садовый паучок не причинит мне вреда).

В современной жизни негибкое мышление служебных частей можно сравнить с печально известными Советами по безопасности и гигиене труда (СБГТ). В Великобритании и США большинство людей чувствуют, что СБГТ действуют алогично и идут не зная куда. Писатель Пэт Уильямс как-то сказал, что изначально СБГТ возникли из-за появления травм на производстве в результате халатности рабочих. Однако в порыве насадить эти Советы повсюду неоднократно нарушались все нормы здравого смысла. Возьмите, например, закрытие шотландских охотничьих домиков или публичных открытых хижин, которые предоставляли убежище путникам и альпинистам в отдаленных горных районах. Их закрыли, потому что они были опасны, поскольку у них был вход, но не было альтернативного выхода. Иначе говоря: безопасное убежище было закрыто в интересах безопасности. Уильямс добавляет: «Эта негибкость является, конечно, показателем ограниченности и бюрократического мышления – набора догм, применяемого без учета обстоятельств, без ощущения того, когда пересекается линия между полезностью и саботажем»[4].

Защитные части защищают не только от физических угроз, но и от предполагаемых угроз статусу и обеспечивают удовлетворение эмоциональных потребностей.

Например, предоставление и получение внимания – фундаментальная эмоциональная потребность человека.

Младенцы и дети жаждут внимания родителей, потому что оно ассоциируется с заботой и любовью. В детстве, чувствуя любовь и заботу, вы можете пребывать в уверенности, что вы выживете и будете процветать. Поэтому младенцы и маленькие дети ищут внимания, чтобы узнать, выживут они или будут отвергнуты. Родителям это кажется странным, потому что мы делаем так много для них! Но когда у детей доминируют защитные части, все проявления любви и привязанности, которые мы уже дали им, значения не имеют. Контекст пропускается в упорном стремлении к получению достаточного количества внимания. Это ощущение незащищенности становится еще очевиднее, когда появляется второй ребенок. Старший чувствует угрозу себе и начинает конкурировать за внимание, будто любовь была подарком, которым мы можем наградить либо одного, либо другого ребенка.

Части, ищущие удовольствия

Ищущие удовольствий части похожи на снисходительных бабушек, предлагающих вам одну конфету за другой на дне рождения, потому что им нравится довольное выражение на вашем лице. Моя собственная греческая бабушка тряслась надо мной, чтобы удостовериться, что меня действительно накормили.

Если б 2500 калорий пищи сделали меня большим и сильным, моя бабушка стала бы стремиться к тому, чтобы я съел еще 4000 калорий на всякий случай – чтобы уже точно не было сомнений в том, что мой организм не испытывает недостатка в пище.

В желании гарантировать мое выживание и неумирание от голода моя бабушка теряет всякое ощущение умеренности (и вызывает во мне отвращение к еде и желание быстрее уйти из-за стола).

Ищущие удовольствий части заставляют нас чрезмерно увлекаться тем, что приносит нам удовольствие.

Это может быть курение, употребление наркотиков, азартные игры, порнография, желаниет есть и пить больше, чем нужно, покупать то, в чем нет необходимости, или то, что мы никогда не будем использовать.

Хотя эти части внешне ищут удовольствия, я не считаю, что ими всегда движет удовольствие само по себе, они скорее движимы страхом не выжить. В конце концов, выживание – это не только избегание боли, но и стремление к тому, что может способствовать нашему выживанию – в частности, к еде и сексу (нераспространение генов можно уподобить угрозе выживания).

Технические части

Технические части я представляю себе в виде очень умных техников, которые отлично управляют всеми механизмами тела, но которым не хватает здравого смысла в других областях. Под гипнозом человек может договориться с соответствующей технической частью о том, чтобы она сделала довольно много полезного: уменьшила боль (даже вызвала анестезию), сбалансировала сон, устранила аллергию, уменьшила звон в ушах, головные боли и даже улучшила зрение (ослабила давление на капилляры, поставляющие жидкость в глаза или сжимающие мускулы вокруг линзы глаза, чтобы вернуть ей форму).

У «техников» один недостаток: решая одну проблему, они подчас могут создать новую, еще более сложную.

Так, если я позволю себе перенапрячься, у меня может заболеть голова. Это технические части сообщают мне о том, что я переусердствовал и мне нужно сбавить обороты. Но до них не доходит, что последнее, что мне нужно, когда я испытываю стресс, это головная боль, поскольку она вызывает еще больше стресса. Необъясненные хронические боли, такие как боль в шее и пояснице, могут также быть примерами того, как «техники» пытаются указать на что-то важное, однако при этом вызываемая ими боль становится невыносимой, и послание, которое они пытались донести до нас, ею заглушается.

Понимание ваших частей

Хотя большинство людей могут чувствовать или жить в одном теле с молодой, ребяческой версией самих себя, им трудно принять то, что они живут в одном теле с командой чрезмерно фанатичных служак, талантливых, но слегка аутичных инженеров и гедонистических любителей развлечений, похожих на комбинацию Джорджа Беста, Оливера Рида и Анны Николь Смит.

Все части могут напоминать бессмысленные автоматы, одержимые преследованием своих целей и просто не знающих меры – создающих панику при виде маленького безопасного насекомого (защитные части); психосоматическую боль, чтобы удовлетворить какую-то другую потребность, например внимание (технические части); или чрезмерно увлекающиеся веществами, об увлечении которыми мы будем сожалеть (ищущие удовольствий части). Всем им нужно показать, как их действия в настоящем вызывают большие проблемы в будущем.

На самом деле, поскольку задача этих частей состоит в том, чтобы бессмысленно преследовать свою цель, они ведут себя, по существу, аморально. Например, если частям приказывают добиться внимания, они не остановятся ни перед чем, чтобы его получить, и неважно, каким будет это внимание – позитивным или негативным. Внимание есть внимание, и больше их ничего не интересует. В детстве мы можем капризничать, чтобы привлечь внимание к себе, к большому раздражению наших родителей, которые уже по уши в наших требованиях. В подростковом возрасте непослушание может включать преступное поведение, потому что с его помощью тоже привлекается внимание, хотя бы и сверстников.

Помните, что если защитные части ведут себя как защитники, то эти защитники существуют только для того, чтобы служить нашим интересам, и они могут делать это очень рьяно. Так, их совершенно не заботит, если в процессе они нанесут какой-то ущерб другим. Они просто не считают это своей проблемой. Единственный способ изменить их поведение, чтобы они не причинили боли другим, состоит в том, чтобы внушить им, что в моих насущных интересах также поддерживать хорошие отношения с окружающими, иначе пострадать могу и я сам. В противном случае им будет плевать на интересы других.

Понимание природы частей, тем не менее, помогает объяснить большую часть нашего противоречивого поведения, которое иной раз ставит нас в тупик.

Так, для людей, которые хотят избавиться от курения, алкоголизма, увлечения играми, чрезмерного беспокойства, иррациональных страхов или психосоматической боли, может оказаться большим сюрпризом знание о том, что те части нашего подсознания, которые управляют таким поведением и симптомами, настаивают на продолжении этих нежелательных состояний и поведения, потому что они убеждены в том, что на самом деле таким образом они помогают нам, а не вредят.

Приняв во внимание тот факт, что нет ничего беспричинного, какими бы иррациональными и противоречивыми вещи ни казались, мы сможем прекратить выносить поспешные суждения о том, что наше подсознание получает какое-то садистское удовольствие за наш счет. За его кажущимся безумием всегда стоит какой-то мотив.

Например, что полезного в курении? Разве сейчас об опасности курения не известно каждому? На самом деле части, управляющие поведением курильщика, всерьез считают, что сигареты приносят курильщику пользу. В подростковом возрасте люди обычно начинать курить, чтобы вписаться в свою компанию и казаться взрослее. Во взрослом возрасте мы можем курить, чтобы социализироваться или расслабиться или потому, что нам скучно или мы беспокойны и хотим, чтобы что-то нас отвлекло. Многие женщины курят, потому что считают, что курение помогает ослабить аппетит, и они станут стройными и более привлекательными.

Эти эмоциональные потребности – вписывание в коллектив, обретение привлекательности, получение стимуляции (или хотя бы устранение скуки); расслабление и проведение какого-то небольшого ритуала – законные и здоровые человеческие потребности. Ваше подсознание должно стремиться к удовлетворению этих неудовлетворенных потребностей ради вас, иначе оно будет уклоняться от исполнения своих обязанностей. Проблема не в том, что пытаются сделать эти части, а в том, как они пытаются удовлетворить эти потребности. Увы, эти части в конечном счете создают гораздо более серьезные проблемы, чем те, что они пытались решить.

Так что же мешает этим частям выслушивать наши бесконечные протесты по поводу их методов, а затем изменить свое поведение?

На уровне интеллекта мы знаем, что, если запереться в доме из страха увидеть паука, это принесет нам гораздо больше страданий, чем если б нас укусил какой-то паук. Итак, почему части не могут увидеть это и как-то это изменить? Ответ прост: это им несвойственно. Логически наше сознание может легко определить более серьезные последствия, вызванные методами, которые используют наши части. Однако этим частям формальная логика невнятна – они используют своего рода эмоциональную логику. Классическая реакция защитных частей на что-то типа пауков обычно звучит примерно так:

Шаг 1: из-за предыдущего эмоционально заряженного опыта эта часть думает:

– Мне сказали, что наша угроза номер один – пауки.

Шаг 2: – Поэтому моя работа состоит в том, чтобы избежать пауков любой ценой. Если я буду избегать всяких контактов с пауками, я буду в безопасности. Для этого мне надо поддерживать центры страха. Чем больше страха будет, тем более бдительным будет мой «хозяин», поэтому мне нужно нагнетать как можно больше страху, чтобы ни один паук не ускользнул от нашего внимания.

Шаг 3: – Как только я защищусь от пауков, я смогу наконец расслабиться и больше не волноваться о них. Я буду свободен.

Шаг 4: – Теперь, когда я свободен от вероятного контакта с пауками, я могу продолжать жить и заниматься тем, чем я хочу.

Шаг 5: – Если я буду делать то, что я хочу, я раскрою свой потенциал и буду удовлетворенным и счастливым.

Недостаток этого типа рассуждений в том, что эта часть всегда заканчивает тем, что просто зацикливает своего хозяина на начальной стадии страха, а значит, он никогда не будет прогрессировать и не насладится преимуществами, расположенными выше на лестнице жизни (типа раскрытия потенциала и достижения счастья).

Чтобы продвинуться вверх по лестнице, эта часть настаивает на железных гарантиях (знать, что возле меня нет никаких пауков).

Поскольку в этой вселенной нет никаких гарантий (кроме смерти и, увы, налогов), эта часть никогда не получит подтверждения своих гарантий, чтобы продвинуться дальше.

Она может всегда спросить:

– А что, если один паук проскользнул незамеченным на мою одежду или мои волосы?

Она попадается в созданную самой ловушку.

Упражнение для того, чтобы узнать свои части

Как и с помощью упражнения, позволяющего узнать внутреннего ребенка, вы можете узнать и любую свою часть, которая вызывает у вас внутренний конфликт или беспокойство, чтобы понять ее и со временем заставить ее изменить свое поведение.

1. Во-первых, сядьте поудобнее и, просканировав свое тело, найдите ту область, в которой эта ваша часть наиболее активна – это может быть ваше сердце или живот. Затем вообразите, как эта часть выходит из своего места и располагается на вашей ладони.

2. Посмотрите на эту часть и опишите ее. В отличие от упражнения с внутренним ребенком, эти части могут появиться в нечеловеческом обличье. Иногда они появляются в виде шаров, капель, облаков или геометрических форм. Просто отметьте для себя любые другие ощущения, которые вы испытываете по поводу этой части: структуру (например, гладкая, шершавая или колючая); движение (например, вращение); температуру (теплая, горячая, холодная); вес (легкая, тяжелая или невесомая).

3. Теперь опишите свои отношения с этой частью себя. Если вы выбрали страдающую фобией часть, возможно, вы ощутите ярость и раздражение, которые можно суммировать словами:

– Ты же знаешь, что эти паучки не могут причинить тебе вреда, так почему же ты просто не прекратишь быть настолько глупым и не перестанешь бояться?

Или:

– Что с тобой произошло?

Если вы выбрали часть, ответственную за курение или токсикоманию, возможно, вы скажете:

– Ты знаешь, что курение – это плохо, так почему же ты просто не можешь бросить его, как это сделал Боб?

4. Затем вообразите, как эта часть отвечает вам, будто у нее есть микрофон или будто вы добавили к ней облачко с мыслями, как в комиксах.

Возможно, эта часть сообщит вам, что она доставляет вам проблемы не просто так, а по какой-то причине. Мы вернемся к этой технике позже, но пока я хотел бы, чтобы вы знали, что, узнав свои части лучше, вы должны понять их позицию и, поняв ее, вскоре поймете их причины и то, как вы сами создаете себе препятствия на вашем пути к переменам.

Когда перемен не происходит, люди могут начать очень резко относиться к себе и думают, что в глубине души они на самом деле не очень-то хотят меняться. Это верно лишь частично. Сознание может быть настроено на перемены (иначе люди, которые приходят к врачам, не были бы готовы тратить время и деньги), но оно не знает, как сотрудничать с этими частями подсознания, чтобы привлечь их на свою сторону, поэтому отношения между сознанием и подсознанием начинают буксовать.

Ниже я покажу вам, как общаться с подсознанием так, чтобы оно смогло понять вас и привести к изменениям.

Заключение

Большинство эмоциональных и психологических проблем, а также все психосоматические проблемы можно так или иначе объяснить, используя одну или обе метафоры подсознания: части и внутренний ребенок.

В главе 2 я дам несколько советов по поводу того, как заставить подсознание делать то, что вы хотите. Эти советы применимы как к внутреннему ребенку, так и к частям. В дальнейших главах я буду говорить подробнее о том, что требуется для того, чтобы работать с каждым аспектом личности, и расскажу, как проблемы, созданные частями и внутренним ребенком подсознания, могут объяснить такие состояния, как депрессия, обсессивно-компульсивные состояния (ОКС), разного рода зависимости и пр.