Вы здесь

Управление эмоциями. Создание гармоничных отношений. Глава 3. Эмоции в развитии и функционировании мозга (Ричард Витфилд)

Глава 3

Эмоции в развитии и функционировании мозга

Мозг является передатчиком сознания и органом ощущения.

Гиппократ, 400 г. до н. э.

Эмоции научили человека рассуждать.

Маркиз де Вовенарг, 1715–1747

Чувства, которые с большей легкостью посещают детей, чем взрослых, есть нечто, недоступное компьютеру.

Сэр Роджер Пенроуз

Эта глава представляет собой введение, посвященное функционированию мозга и его связи с нашей эмоциональной жизнью. Некоторые открытия современных ученых могут помочь нам понять себя и наше поведение по отношению друг к другу.

Человеческий мозг представляет собой центральную контрольную систему каждого человека в трех обширных сферах жизни:

● координация при помощи нашей центральной нервной системы функционирования тела и мозга, включая сердцебиение, двигательные навыки и сексуальное выражение;

● мышление, представление и воображение (внутренние образы реальных и «возможных» событий и окружений);

● социальные отношения, эмоции, личность и мораль.


Однако развитие мозга происходит в более широком контексте фаз человеческого развития. Раздел 3.1 связывает развитие мозга с вопросами отношений и потребностей, рассмотренными в главе 2.

3.1. Типы и фазы человеческого развития

Человеческое развитие и взросление имеет типы и фазы. Типы – это отличительные аспекты нашей человеческой природы, их можно представить следующим образом:

Шесть типов человеческого развития

Физическое, сенсорное и моторное

Социальное и личностное

Эмоциональное (природное и приобретенное)

Интеллектуальное (несколько форм)

Моральное и этическое

Духовное

Наше физическое развитие, включая развитие мозга (следующие разделы), включает пять основных чувств: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние, и способность к движению как сознательному (когда мы берем чашку или бьем по мячу), так и бессознательному (дыхание или моргание). Интеллектуальное (мышление) развитие включает разнообразные формы: математическое, лингвистическое, научное и эстетическое, например. Эмоциональное развитие может пониматься в контексте врожденных и приобретенных эмоций.

Исследования различных культур показали, что ход человеческой жизни имеет некоторые общие стадии. Это не удивительно, поскольку все мы являемся представителями одного вида, имеем одинаковую структуру хромосом, на которую накладывается неимоверное разнообразие возможных генетических вариаций.

Основные фазы человеческого развития и связанные с ними основные задачи развития представлены в таблице 4. С помощью этой таблицы вы сможете определить стадию или стадии, в наибольшей степени соответствующие вашей жизни в настоящий момент. Большая часть измерений нашего индивидуального человеческого развития не обязательно соответствует хронологическому возрасту. Возможны периоды возврата на предыдущие стадии, такие как кризис среднего возраста, который по своей природе часто походит на подростковый. Соответственно, представленные возрастные периоды являются весьма приблизительными.

Перспективы жизни обычно связаны с успешностью выполнения задач развития на ранних стадиях. Развитие не происходит в вакууме. На всех стадиях, кроме, возможно, последней, развитие является не только индивидуальным, но и социальным достижением. Если определенные задачи развития не были решены, то на последующих фазах это необходимо компенсировать. Так, например, многие кризисы среднего возраста, переживаемые значительной частью мужчин и женщин, являются предсказуемыми. Однако нас не учат заранее задумываться над такими вопросами, отсутствие внимания к которым обходится очень дорого.


Таблица 4

Основные этапы жизни


Упражнение 5

Глядя на шесть типов человеческого развития, приведенных в начале раздела, поставьте себе оценку (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно) за каждый и напишите краткий комментарий к каждой оценке.

Ниже приведен пример:




3.2. Человеческий мозг

Человеческий мозг, присутствующий как живой орган на всех фазах жизни и способный к шести основным типам развития, является самым сложным и удивительным координирующим устройством на Земле. При рождении наш мозг состоит из примерно 100 биллионов[1] нервных клеток (нейронов) и триллиона[2] клеток глии, которые соединяют, защищают и питают их. Отдельный нейрон может получать сигналы от 10 000 других нейронов, то есть потенциальное число электрохимических связей между нейронами одного мозга больше, чем число элементарных частиц во Вселенной. Это поразительная реальность не только для современных нейрофизиологов, но и для всех нас, живущих своей жизнью с этим удивительным «оборудованием» в голове!

Мозг представляет собой главный контрольный центр центральной нервной системы всех позвоночных. Он контролирует сознательное поведение, такое как ходьба, открывание двери и мышление, и большую часть бессознательного поведения, включая дыхание и реакции на резкую боль. Мозг функционирует, получая информацию от нервных клеток каждой части тела, оценивая данные, а затем посылая указания мышцам и железам или же просто сохраняя информацию в обширных банках памяти. Информация является формой электрических и химических сигналов, которые передаются через нейронные цепочки, состоящие из биллионов нейронов.

Масштабность элементов внутренней структуры мозга можно представить себе, следуя порядку убывания; один метр (39,3 дюймов) делится на порядок, кратный десяти, являющийся уровнем масштаба всей центральной нервной системы.




Описывая человеческий мозг, многие проводили аналогию с компьютером. Однако человеческий мозг – вовсе не компьютер, ожидающий включения, чтобы начать свои действия, поскольку он начинает функционировать задолго до того, как оказывается «завершенным». «Завершенным» как компьютер, чью материнскую плату уже нельзя усовершенствовать, мозг не бывает никогда, поскольку представляет собой живую систему.

У каждого мозга, как и у всех частей тела, генетический код (биологическая основа) наследован от наших предков. Однако его точная форма и способности во многом зависят от качества окружающей среды (социальная база), поскольку он развивается как до рождения, так и после. Нежная забота и разнообразие стимулов оказывают влияние на то, как связываются друг с другом нейроны, создавая нейронные цепочки. Социальное накладывается на биологическое, создавая долговременную память, повторяющийся опыт связывает нейроны в системы, которые обладают огромной пластичностью, готовностью к принятию нового опыта, а следовательно, и к изменениям. Потенциальное число нейронных связей превышает количество элементарных частиц во Вселенной! Опыт становится главным архитектором мозга, в ходе развития которого существуют «окна» возможностей развития движения, зрения, слуха, эмоций и языка. Однако кардинальные изменения после подросткового возраста хотя и возможны, но достигаются с огромным трудом.

Таким образом, нельзя рассматривать мозг новорожденного как чистый лист, на котором окружающая среда может изобразить что угодно. Это биологический орган, взаимодействующий в сложном танце, начинающемся примерно на третьей неделе с момента зачатия, со своей окружающей средой. В процессе этого взаимодействия происходят метаморфозы, не менее сложные, чем превращение гусеницы в бабочку, на молекулярном уровне. В процессе роста плода нейроны мозга мигрируют.

Мозг – это, в первую очередь, эмоциональная система, лишь затем она становится системой мыслительной и моральной в результате различных социальных взаимодействий. Удивительно, что нечто настолько простое, как регулярные объятия и присутствие кого-то, кому мы доверяем в детстве, изменяет ход развития нейронных систем и электрохимию мозга. Печальной противоположностью является то, что отсутствие регулярной заботы приводит к искажению развития мозга, и определенные нейронные системы, полезные для социального организма, не сформируются или же атрофируются. Принцип работы нейронных систем сходен с принципом работы мышц, а именно: то, что не используется, атрофируется.

Теперь обратимся к функциям мозга:

● передача и сохранение данных для наших органов чувств и от них;

● управление движением наших тел (моторная координация);

● мышление, воображение и сновидения;

● контроль социальных отношений, отражение и выражение личности в них;

● вместилище нашей совести и морали;

● управление нашей эмоциональной жизнью.


Мы должны помнить о том, что наш мозг и мы сами рождены любознательными и с огромными потенциальными способностями. Практические сложности социализации и обучения обеспечивают сохранение этой любознательности и творческое развитие.

3.3. Развитие нейронных систем мозга

Эта книга не является медицинским учебником. Однако четыре простых рисунка и некоторые профессиональные термины (в основном названия анатомических частей, которые не обязательно заучивать) помогут нам понять основные особенности систем мозга. Такое понимание вызывает также наше восхищение, помогает осознать необходимость заботы о себе и друг друге как о тонких, способных и удивительных социальных существах, потенциал которых себе даже трудно представить.

Прежде чем обратиться к анатомической структуре мозга и его компонентов в разделе 3.4, мы еще немного поговорим о нейронных системах мозга. На микроскопическом уровне это непосредственно связано с нашей эмоциональной жизнью, мышлением и поведением.

Рисунок 2 показывает в двух измерениях (а не в трех как в реальности) первоначальные связи, формирующиеся между нейронами эмбриона. Нейроны имеют различную форму, одни напоминают звезды (как на рисунке) и протягиваются во всех направлениях; другие длинные и тонкие, они направляют свои отростки к самым удаленным частям тела; третьи имеют плотную корону и напоминающие оленьи рога отростки. Длинные отростки нейрона, по которым передаются сигналы в нервной системе человека, называются аксонами, они отходят от центров клеток, или клеточных ядер. Они соединяются с дендритами, отходящими от поверхности других нейронов. Благодаря этим связям осуществляется передача электрических сигналов от аксонов к дендритам.


Рис. 2. Работа нейронных систем мозга


В месте встречи между аксоном и дендритом существует небольшое расстояние, примерно одна миллионная метра (микрон), это называется синапс. Электрические сигналы передаются через синапс, в этот момент аксон выделяет химические вещества, известные как нейротрансмиттеры, что происходит, когда нейронная клетка получает достаточно сильный сигнал. Тогда начинается своего рода цепная реакция, охватывающая миллионы взаимосвязанных клеток, и мы подходим к порогу «внутреннего события», являющегося сложной комбинацией прошлой памяти мозга и совокупности влияний среды в настоящий момент. Эти «события» формируют основу всех мыслительных навыков (например, способности производить вычисления в уме), нашего приобретенного поведения, такого как ходьба и речь, наших настроений, чувств и эмоций.

После рождения мозг быстро увеличивается в размерах, поскольку сейчас это безопасно, ведь череп ребенка больше не будет сжиматься как во время родов. Новый поток сенсорных переживаний из внешнего мира запускает интенсивный процесс электрической активности мозга. Это способствует развитию его нейронных систем в первые дни, месяцы и годы жизни.

В течение первого года жизни масса мозга увеличивается в три раза. Обычный вес мозга новорожденного – 350 граммов, а в 12 месяцев он составляет уже 1100 граммов. Было подсчитано, что примерно 60 процентов энергии, которую ребенок получает при кормлении в течение первого года жизни, идет на построение нейронных сетей. В это время развитие мозга предшествует развитию физической мобильности.

Длительная задержка в появлении способности к самостоятельному передвижению после рождения по сравнению с другими представителями царства животных не случайна, поскольку именно в это время приоритетным является развитие мозга. Было показано, что даже у недоношенных детей страдают в первую очередь другие органы, а лишь затем мозг. Мозг имеет огромную компенсирующую способность, которая, однако, не беспредельна. Дети, находившиеся в обедненной материально и эмоционально среде в течение 6–12 месяцев, уже не могут догнать в развитии своих нормально развивающихся сверстников. Все стадии человеческого развития важны, но первые один-два года являются критическим окном, формирующим психический фундамент для будущей жизни.

Как уже было сказано, ключевым принципом развития многих элементов мозга является «то, что не используется, атрофируется». Следовательно, стимуляция и упражнение являются основной человеческой потребностью, как уже говорилось в предыдущей главе, разделе 2.2. Это касается всех частей нервной системы, таких как функционирование наших глаз, включая периферическое зрение. Стимуляция создает больше электрохимических связей (синапсов) между 100 биллионами нейронов. Этот процесс представляет собой поразительный метаморфоз, при котором нейроны мигрируют до рождения ребенка. Некоторые нейроны остаются в сердце, органе, который еще в древней литературе считался вместилищем человеческих эмоций, и до сих пор символизирует их, например, в ритуалах Дня святого Валентина.

В детстве происходит интенсивное формирование нейронных систем. Однако после десяти первых лет жизни неиспользуемые нейронные связи (синапсы) исчезают, что приводит к снижению пластичности и концентрации определенных способностей мозга. Эта концентрация имеет как положительные, так и отрицательные стороны, что зависит от процессов, запущенных в биологической основе социальными влияниями. Таким образом, на данной стадии формируется более определенный склад ума растущего человека.

Эта реальность помогает понять, почему так сложно помочь детям с антисоциальным поведением, которые уже вышли из младшего школьного возраста, почему совершение правонарушений в будущем можно предсказать уже в возрасте восьми лет и почему склонность к преступному поведению невозможно изменить без глубоких образовательных и терапевтических вмешательств. Хотя возможны индивидуальные вариации, основы социального и психического здоровья закладываются еще до перехода в среднюю школу. Минимизация социального давления, связанного с воспитанием ребенка, которое влияет на развитие нейронных систем в детстве, таким образом, необходима с целью регулирования эмоционального обучения, мотивации и памяти, однако игнорируется в нашем обществе.

Мозг функционирует благодаря биению сердца, которое каждые 20 секунд перегоняет 25 биллионов красных кровяных клеток, насыщенных кислородом из воздуха в легких. В среднем в течение человеческой жизни сердце, запускаемое электрическими сигналами мозга, бьется 2,5 биллиона раз, иногда испытывая различные стрессы. Поэтому наша система сердце-мозг – это удивительная интерактивная комбинация!

3.4. Физическая структура мозга

Существуют важные анатомические особенности мозга, которые необходимо учитывать. Этот орган является многокомпонентным, почти все составляющие части его – парные (в левом и правом полушарии). Размером он напоминает кокос или дыню, разделенную на две части, по консистенции – мягкое масло, а по цвету – сырую печень.

На протяжении многих веков было известно, что главная и самая большая часть человеческого мозга, кора, прилегает к защищающему ее черепу и расположена над меньшей по размеру и менее сложной тканью, называемой лимбической системой, которая находится у верхней части спинного мозга (см. рис. 3). Мозг плавает в защитной жидкости, его кора имеет две лобные доли, на поверхности которой есть борозды. Эти доли связывает сложная ткань, которая называется мозолистым телом (corpus callosum). Оно состоит из примерно 145 миллионов нервных волокон, функция которых заключается в том, чтобы осуществлять связь между левой и правой лобной долями. Люди могут жить, если мозолистое тело повреждено, и жизнь эта будет достаточного качества. Такого рода хирургические операции использовались прежде, чтобы взять под контроль тяжелую эпилепсию, что свидетельствует о том, что у нас есть два мозга, которые в некоторой степени могут функционировать независимо.

Конец ознакомительного фрагмента.