Глава 2
Жизнь в отношениях: внешняя эмоциональная жизнь
Грустно, что в отношениях даже между чувствительными людьми моменты эмоций редко совпадают.
Разум в своих умозаключениях должен опираться на знание сердца и инстинкты.
По своей природе человеческие существа являются взаимозависимыми социальными «животными», живущими на самой вершине эволюционного дерева, которое, в свою очередь, становится все более социальным. Невозможно стать или быть человеком вне человеческого окружения, которое формирует нас и поддерживает.
Конечно, наши социальные отношения весьма разнообразны по своим временны́м параметрам, «содержанию», глубине и качеству эмоций. Например, мы разделяем знакомых и друзей: я улыбаюсь и перебрасываюсь парой слов со знакомым почтальоном, который принес мне письма, но серьезного обмена эмоциями не происходит. С друзьями в зависимости от степени нашей близости, мы беседуем на различные темы, и некоторые из них могут быть весьма эмоциональными. В различных семейных отношениях (людей, живущих вместе, состоящих в браке, в родительско-детских отношениях и др.) границы еще шире, если эти отношения по-настоящему живые. В спорте и досуговой деятельности, в группах, при взаимодействии с официальными лицами или соседями, на работе мы можем (и большинство из нас так и поступают) устанавливать самые разнообразные отношения.
Часто в этих ежедневных процессах взаимодействия с другими людьми присутствуют эмоции, которые мы считаем важными. Эти эмоциональные элементы, вне зависимости от того, выражаются они или нет (даже тишина может передавать эмоции гораздо громче, чем слова!), часто могут навлекать на нас беду и приводить к возникновению неприятных ситуаций. Эти проблемы возможно понять только в свете нашего знания человеческой природы.
2.1. Человеческая реальность: познание себя
Настоящей трагедией является то, что по большей части образовательные усилия и ресурсы направляются на изучение почти всего, кроме глубинной природы человека, которую обычно помещают в узкий контекст психиатрии или психологического консультирования. В политических кратковременных образовательных реформах не заложены перспективы изменения этой ситуации. Мы должны понять, что существующие системы слишком ориентированы на поверхностное создание имиджа и внешней видимости образованности.
Давайте рассмотрим некоторые подтвержденные исследованиями ключевые факторы о нас, приведенные ниже. Они во многом являются основой для любого серьезного планирования нашей жизни.
● Мы являемся уязвимыми, взаимозависимыми социальными животными, хотя многие из нас обладают удивительной стойкостью и способностью восстанавливаться после неудач.
● Наш ранний опыт пренатального развития, рождения и младенчества (не будем касаться сложностей генетики) крайне важен для нашего этического, интеллектуального, эмоционального и социального развития.
● Мы стремимся к осмысленному выживанию, а не к выживанию без какой-либо сознательной цели. Всех нас интересует смысл и цель жизни, хотя в конечном итоге мы должны самостоятельно найти их для себя.
● С точки зрения нашей «идентичности» (того, кем мы себя считаем), не вызывает сомнений то, что мы в действительности «никто», если у нас нет «кого-то». Это попросту означает, что, так как мы социальны, мы зависим от «значимых других» вокруг нас в определении нашей индивидуальности. Когда мы думаем о людях, которые являлись или являются для нас значимыми, мы думаем о тех, кто уделял нам максимум своего внимания. Это люди, от которых мы получали «надежную любовь», которые ценили нас такими, какие мы есть. Сюда может быть включен и «Бог», которого верующие могут воспринимать как надежного и любящего друга.
● Нашу «идентичность» определяют и традиции нашей культуры, а также места и объекты, являющиеся значимыми для нас. Например, хотя я много путешествовал, мои корни остаются в Йоркшире, где я родился и прожил все двадцать пять (за исключением шести) лет своей жизни. Однако я привязан и к четырем другим местам, где располагались дома моей семьи. Существуют и «отношения с объектами». Для меня такими объектами являются обручальное кольцо, сад, в создании которого я участвовал и за которым ухаживал на протяжении последних пятнадцати лет, написанные мною книги и даже старая бита для игры в крикет и теннисная ракетка, которыми я изредка пользовался на протяжении многих лет. Я также очень привязан к двум парам коричневых кожаных туфель, которые не раз чинились, будучи приобретены более тридцати лет назад, – важно, чтобы нам было удобно в нашей обуви!
● Мы создаем вокруг себя то, во что верим, и то, что ценно для нас. Мы часто передаем, даже не осознавая этого, свой опыт следующим поколениям. Накоплено уже немало свидетельств того, что люди передают не только положительное, но и отрицательное. Следовательно, наши ценности во взаимодействии с нашим опытом важны не только для нашей жизни, но и для жизни других людей.
● Несмотря на прогресс науки, как вид мы сохраняем склонность к иррациональности в своем поведении. Слишком часто мы откровенно пренебрегаем безопасностью своей и других людей. Например, примерно 90 процентов дорожно-транспортных происшествий являются следствием ошибок водителей, причиной которых служат эмоции, а не технические неисправности. Мы ведем себя иррационально по отношению к социальным и биофизическим экосистемам, усложняя жизнь будущим поколениям, а возможно, и самим себе. То, что мы оставим после себя, зависит от того, что мы делаем с тем, что досталось нам. Следовательно, экологическая стабильность как окружающей среды, так и социума, является общей задачей любого поколения. Почитание нашей человеческой природы в Природе – это самая разумная и ответственная ценность, на которой может строиться наше общество.
Этот список некоторых основных характеристик человеческой природы подготовил вас для следующего упражнения. Одной из основных человеческих способностей является способность к безмолвному размышлению, хотя слишком часто мы забываем о ней под давлением ежедневной спешки и страха тишины, который может подниматься из глубин нашего существа.
Упражнение 2● Составьте список самых значимых людей в вашей жизни и вкратце объясните, почему вы внесли их в этот список. Затем составьте список других людей, которые, по вашему мнению, могли бы внести вас в такой список.
● Каковы ваши первые и последние воспоминания о заботе со стороны других людей?
● Подумайте об объектах и окружающей обстановке, которые для вас важны. Попытайтесь найти объяснение своему выбору.
● Назовите две традиции или культурных особенности, которые, по вашему мнению, оказали влияние на формирование вас как личности (в моем случае речь идет о «йоркширском упорстве», которое по-другому можно назвать «ослиным упрямством»).
● Вспомните, когда вы вели себя иррационально, действуя вопреки собственным интересам и, возможно, интересам других людей. Как вы думаете, почему вы вели себя именно так?
2.2. Человеческие потребности
Кроме материальных потребностей, таких как потребность в крыше над головой, пище, воде и сне, у нас есть еще и важнейшие человеческие потребности. Эти потребности являются для нашего благополучия в гораздо большей степени необходимостью, чем эгоистичными желаниями. Эти универсальные нематериальные потребности как взрослых, так и детей, можно отнести к четырем сферам.
Людям необходимы:
1. Надежная любовь
Надежная любовь и внимание от, по крайней мере, одного человека. Такая любовь и внимание являются основой социального и гражданского утверждения, которая включает утешение в горе (см. главу 7).
Надежная любовь – это самое основное условие, необходимое для нашего безопасного эмоционального развития. Благодаря регулярному, искреннему и преданному вниманию формируется доверие, которое впоследствии позволит человеку самому стать внимательным к другим.
Нам сложно поместить себя на место другого человека, если мы не испытывали к себе такого внимательного отношения. Исследования (не говоря уже о здравом смысле) показывают, что чем раньше это происходит в нашей жизни, тем лучше.
После того как ребенок начинает ходить, начинает развиваться его «общественная» сторона личности, что проявляется в том, что он становится членом различных социальных групп помимо своей семьи, например, занимаясь в различных кружках для дошкольников.
Важно отметить, что без развития социального доверия семейная, общественная жизнь и демократичность отношений становятся невозможными. Становление социального доверия начинается еще до рождения и остается одной из основных сложностей нашего мира. Безопасность любви медленно воплощает в жизнь индивидуальную красоту характера.
2. Новый, доступный для осмысления опыт
Новый опыт, который доступен для осмысления или становится таковым, благодаря объяснениям и обучению.
Эта потребность отражает нашу природу, в соответствии с которой мы учимся на протяжении всей жизни, и нашу потребность в учителях и наставниках, которыми могут быть совсем не те, кому общество платит за исполнение этой роли. Стоит отметить, что новые, стимулирующие переживания не могут быть полезными для нас, если на своей стадии развития мы не можем их осмыслить. Способствующий развитию материал может принести вред или напугать, особенно если рядом нет тех, кто мог бы объяснить происходящее. Бесконтрольный просмотр телевизионных программ и фильмов детьми – весьма рискованное предприятие.
3. Похвала и одобрение
Похвала и одобрение полезны и стоят ваших усилий.
Трудности нужны всем так же, как заслуженные похвала и одобрение. Постоянные критика и цинизм подрывают мотивацию и унижают людей, вызывают негативные эмоции и лишают внутренней уверенности. Учителя, которые регулярно проявляют теплоту и заслуженно хвалят своих учеников, вызывают уважение и получают лучшие результаты, чем те, кто ограничивается критикой. Здесь встает вопрос, что заслуживает похвалы не только с точки зрения одного человека, но и с позиции всеобщего блага (см. раздел 2.5).
4. Индивидуальная ответственность
Личная и социальная ответственность, соответствующая конкретным обстоятельствам и способностям.
Мы учимся быть ответственными благодаря интересующим нас ролевым моделям и приемлемой для нас доле ответственности, которая делегируется нам изначально под чутким, но ненавязчивым руководством. Если мы верим в чьи-либо способности, вероятность того, что этот человек будет вести себя ответственно, возрастает. Отказ в ответственности, соразмерной нашему опыту, ведет к негодованию и, возможно, антисоциальным последствиям. Наставники, включая мудрых родителей, понимают, что для обеспечения возможности роста в этой сфере потребностей необходим обдуманный риск.
В таблице 1 представлены в расширенном виде эти четыре сферы потребностей в трех фазах жизни: младенчестве, молодости и зрелом возрасте. Следует помнить о непрерывности существования этих потребностей на протяжении различных фаз жизни, о чем более подробно будет рассказано в разделе 3.1.
Таблица 1
Основные человеческие потребности на протяжении всей жизни
* Фаза зрелого возраста включает роли родителя, опекуна и гражданина.
2.3. Эмоциональный интеллект и интеллект в отношениях
Относительно недавно психологи перестали сводить интеллект к исключительно интеллектуальным способностям, а стали рассматривать его как нечто гораздо более широкое, чем то, что с 1930 года измеряют тесты IQ. Это необходимо было сделать уже давно, а теперь такой подход имеет и научное обоснование. Сегодня в научных кругах считается, что успех в жизни зависит от IQ (рационального интеллекта, или сообразительности) не более чем на 20 процентов. Например, не так уж полезно иметь очень высокий интеллект или даже быть признанным на международном уровне ученым или музыкантом, если при этом человек не в состоянии поддерживать отношения, не имеет времени для досуга или, скажем, пребывает в депрессии.
Мы давно уже нуждались в более широкой теории человеческих талантов. В настоящий момент признание получают и другие виды интеллекта. Мы рассмотрим два из них: интеллект в отношениях и эмоциональный интеллект. Их можно просто определить как следующие человеческие способности:
ОИ – интеллект в отношениях с собой и другими включает способности:
● создавать адекватную модель себя и эффективно использовать ее в жизни;
● понимать других людей, их мотивацию и деятельность, чтобы быть в состоянии сотрудничать с ними.
ЭИ – эмоциональный интеллект – включает:
● знание и способность оценивать собственные чувства, различать их и управлять ими, чтобы вести себя оптимальным образом;
● распознавание и адекватное реагирование на настроения, эмоции, мотивы и желания других людей.
Эта книга направлена на совершенствование эмоционального интеллекта (ЭИ) читателей по двум обозначенным направлениям. Одним из следствий станет практически одновременное развитие двух элементов интеллекта в отношениях (ОИ). И в ЭИ, и в ОИ есть компоненты, относящиеся к «Я» и к другим. Они неразрывно взаимосвязаны, отражая нашу социальную взаимозависимость.
В таблице 2 измерение человеческих отношений представлено в виде пяти сфер, включающих людей, места и объекты. Предполагается, что равновесие в отношениях требует внимания к каждому из этих пяти аспектов нашего бытия.
Таблица 2
Пять сфер человеческого «Я» в отношениях
* Подразумевает полезную для общества деятельность.
Хотя каждой из этих сфер присущи различные степени эмоциональности, эмоции присутствуют везде, поэтому гармония в отношениях в значительной степени зависит от способности управлять своими эмоциями.
Мы можем рассмотреть элементы ЭИ и ОИ как интеллектуальные способности взаимодействия с собой и с другими (СИ и ДИ, если хотите), которые можно описать следующим образом.
Интеллектуальные способности взаимодействия с собой включают три элемента:
● адекватные знания о себе, дополненные способностью «Я» создавать модель этого «Я» и использовать ее в повседневной жизни;
● осознание собственных чувств и способность различать их;
● способность опираться на собственные чувства в управлении своим поведением.
Интеллектуальные способности взаимодействия с другими включают:
● способность понимать других людей, их мотивы, действия и уметь сотрудничать с ними;
● способность различать и соответствующим образом реагировать на эмоции, настроения и желания других людей.
Каждая из этих способностей требует неспешных размышлений.
2.4. Опыт привязанности
Важно понять, что наша эмоциональная жизнь и отношения с окружающей средой начинаются еще до рождения. Мы все начинаем свое существование, когда оплодотворенная яйцеклетка присоединяется к стенке матки и закрепляется на ней. Мы с самого начала «привязаны», и концепция привязанности многое проясняет в человеческом развитии и отношениях.
С момента зачатия процесс привязанности обеспечивает наше физическое выживание. И плод, и младенец беспомощны, для выживания им требуются тепло, защита и питание. До момента рождения мать предоставляет им все это, особенно если она ведет здоровый образ жизни и положительно относится к своей беременности.
Затем, после того как младенец делает свой первый вдох, когда перерезана пуповина, тепло, питание и защиту дарят руки, и телесный контакт обеспечивает эмоциональную поддержку и передает чувство безопасности. Ребенку просто нужно чувствовать себя желанным в этом новом мире. Каждый ребенок жаждет полного принятия себя в безопасной домашней обстановке. Дети реагируют позитивно на того, кто, по их ощущениям, является любящим, всезнающим, защищающим и могущественным существом, таким как любящая и заботливая мать.
Если эмоциональные потребности ребенка не удовлетворяются, психологическое развитие может пойти по искаженному пути, что отражается и в структуре мозга (см. главу 3). Поэтому необходимо тщательное наблюдение за детьми, их поведением, выражающим привязанность к человеку, который заботится о них (обычно это мать). Отцы и небольшое число других людей должны поддерживать их, кроме того, необходимы регулярные проверки физического развития ребенка.
Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка обеспечивает плавность физического и психологического развития (см. раздел 3.1). Ребенок приобретает опыт безопасной привязанности и доверия, который помогает ему устанавливать отношения в дальнейшем. Благодаря тому, что ребенок сначала чувствует, а затем узнает (именно в таком порядке) о своей ценности для матери, а затем и для других людей, развивается положительная самооценка, которая становится основой счастья, а затем – моральной силы и внутреннего удовлетворения. Полагаясь на любовь и заботу других людей, ребенок (а позже подросток и взрослый) ощущает внимание к себе со стороны других. Так формируется базовое доверие, которое обеспечивает уверенность, а позднее – и уважение к другим.
Оборотной стороной привязанности является разлука, иногда потери и горе. Эти противоположности переплетаются на всех стадиях жизненного цикла. Интересно, что один из индексов качества младенческой привязанности определяется при помощи оценки того, что происходит, когда родитель уходит, а затем возвращается к ребенку. Здоровая привязанность означает безопасность разлуки, без паники и цепляния за мать. Здоровая привязанность не похожа на суперклей, соединяющий младенца с родителем, что подразумевало бы отрицание индивидуальности обеих сторон. Хороший родитель поощряет безопасное, последовательное разделение, соответствующее стадии развития, – тонкий процесс, непрерывно происходящий как в младенчестве, так и позднее, в том числе и на получающей незаслуженно мало внимания фазе покидания дома. Потребность в безопасном тыле, где можно получить утешение в тяжелые моменты, уравновешивается потребностью в новых впечатлениях, получаемых в процессе исследования окружающей среды. Мудрые родители не стремятся излишне контролировать этот процесс исследования мира, но стремятся сделать его в достаточной мере безопасным. Исследование всегда предполагает риск, который необходимо оценивать в соответствии с контекстом, возрастом и способностями ребенка.
Переживания, вызванные небезопасной привязанностью и преждевременным или насильственным разделением, могут быть очень тяжелыми. Если безопасная привязанность не сформирована, навсегда сохраняется ощущение опасности чувств, любви (см. главу 7). В таких случаях возникают патологическая ревность, гнев, стремление к вниманию со стороны других и жажда власти, что оказывает негативное влияние на последующие отношения и жизнь в обществе. Если гнев обращается внутрь, возникающая в результате депрессия (часто связанная с невыраженным гневом) может впоследствии привести к отдалению от общества, употреблению наркотиков, беспорядочным половым связям в отчаянной попытке найти облегчение. Например, некоторые молодые женщины страстно желают беременности, надеясь завести ребенка, который будет любить их безусловно. Однако любви дети могут научиться только у тех, кто о них заботится.
Здоровая привязанность делает возможным постепенное и зрелое отделение от родителей. Отрезание пуповины происходит не по воле ребенка. Однако пуповина в это время уже не нужна для того, чтобы обеспечивать ребенка кислородом, потому что он уже начал дышать самостоятельно. Первое же разделение по воле самого ребенка происходит, когда он уползает прочь от матери, уверенный, что вернется в безопасность, которую она ему дарит, когда захочет. Впоследствии ребенок уходит и возвращается, и матери не могут запрограммировать это заранее в удобное для себя время. Если ребенок не готов к разделению, к которому ему принуждают, например, при преждевременном прекращении кормления грудью или слишком раннем начале посещения детского сада, то он интерпретирует и усваивает происходящее как отвержение или равнодушие. Такие негативные чувства могут оставить глубокий отпечаток и бессознательно продолжить управлять человеком на протяжении всей его жизни.
Независимость или меньшая зависимость, если этого хотят родители для ребенка, не может насаждаться насильственно, даже члены одной семьи могут иметь разную степень готовности к ней. Мы можем стать независимыми, только последовательно переходя от одной стадии к другой. Таким образом, разделение может рассматриваться как своеобразный обряд посвящения в ходе развития, уход из родительского дома без излишних переживаний, сопровождаемый желанием возвращаться туда добровольно, а не по принуждению. Этот переход незаслуженно обходят вниманием.
Здоровый и безопасный переход к новым стадиям в жизни обычно подготавливает нас к ним. Ирония в том, что родительская привязанность, которая не позволяет детям своевременно отделиться (при поступлении в первый класс, в подростковый период, при уходе из родительского дома), может свидетельствовать о существовании у родителей страхов и неудовлетворенных потребностей. Хорошая связь не означает жесткости или гиперопеки. В определенных границах гибкость родительской реакции является частью безопасной привязанности.
В своей жизни многие из нас испытывают естественную двойственность привязанности и желания разделения. Иногда мы хотим близости, иногда – свободы и личного пространства, даже в отношениях с любимыми людьми. Это здоровая часть нашей индивидуальности. Однако мы всегда должны обращать должное внимание на свои привязанности и происходящие в нашей жизни разделения, поскольку они имеют свойство отражаться в наших эмоциональных переживаниях в течение всей жизни, о чем подробнее будет рассказано далее.
Невинность и простота взаимного принятия нашей человеческой наготы, тела, ума, эмоций и души – вот чего желают люди с самого рождения как противоположность одиночеству, изоляции и личной несостоятельности. Однако как часто мы стесняемся говорить об этой фундаментальной необходимости, хотя она играет основную роль в определении направления нашей недолгой жизни, в которой наш собственный выбор переплетается с принуждающими влияниями рынка и социальными нормами.
Социальные и образовательные законы должны учитывать безопасную привязанность. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый как можно раньше приобрел опыт искреннего, регулярного и предсказуемого контакта с другим человеком. Это основное человеческое право реализуется при помощи сбалансированной и стабильной эмоциональной «диеты», необходимой для здоровья, в ранние годы жизни.
В таблице 3 представлены противоположные чувства, связанные с человеческой привязанностью.
Таблица 3
Чувства, связанные с противоположностями привязанностей
Упражнение 3Кто в вашей жизни был для вас самой важной материнской фигурой и кто – отцовской? Сделайте несколько кратких записей об этом и ваших чувствах. (Вы, конечно, можете назвать людей, которые не являются вашими родителями.)
2.5. Ценности и добродетели
Мы уже говорили о том, что ценности, как и эмоции, связаны со многими элементами нашей способности к установлению и поддержанию отношений. Эти две сферы взаимодействуют, потому что многое из того, что вызывает в нас сильные чувства, связано с ценностями, которые мы усвоили, благодаря полученному воспитанию, а затем и личному выбору. Хотя наши ценности определенно оказывают влияние на наши эмоции, периодически мы можем принимать решение изменить свои ценности для того, чтобы внести новые представления в свою эмоциональную сферу. Если системы ценностей не совпадают, то основы для отношений, не говоря уже о близости, нет. Развитие человеческих отношений включает в себя исследование ценностей, которые лежат в основе человеческого бытия, мотивации и внутренних склонностей.
Наши личные ценности – то, что для нас имеет самую большую важность, то, чего мы стремимся достичь и что защищаем. Они могут быть очень разными. Например, ценность высокого уровня занятости или теплых и стабильных семейных отношений с одной стороны будет способствовать притоку инвестиций и созданию рабочих мест, а с другой – создавать благоприятные условия для того, чтобы родители могли больше времени уделять своим детям.
Наши личные ценности, включая их эмоциональное содержание, формируются под влиянием различных факторов. Эти факторы включают семью и образование, религию, средства массовой информации, давление сверстников, законы и традиции. Средства массовой информации в наши дни играют огромную роль в том, как мы ценим и переживаем мир, и мы определенно должны больше усилий прилагать к тому, чтобы надежность, глубина, вред и мудрость предоставляемой ими информации подвергалась должной оценке.
Несмотря на фрагментарность современной культуры, к счастью в значительной мере все еще существует согласие в отношении основных ценностей, отражающих, возможно, глубоко усвоенное нами знание, что нам следует поступать с другими так, как нам хочется, чтобы они поступали с нами. Это золотое правило. В 2005 году 4 канал телевидения Великобритании провел опрос, согласно которому респонденты называли эту ценность в четыре раза чаще, чем остальные двадцать предложенных. Поэтому неудивительно, что следующие ценности широко принимаются и включаются в миссии различных групп и институтов и, по крайней мере, в некоторые организационные практики и системы вознаграждений.
● Честность
● Выполнение обещаний
● Забота о своем физическом состоянии
● Уважение других людей
● Умение признавать ошибки
● Здоровая самоотверженность
● Отказ от насилия
● Способность к прощению
● Пунктуальность
Проявление этих ценностей в организациях, которые принимают их всерьез, приносит похвалу и поддержку, что является одной из наших основных потребностей (раздел 2.2). Если эти ценности не проявляются в поведении, то могут возникать обиды, приводящие к негативным эмоциональным последствиям, включая цинизм и, иногда, дисциплинарные воздействия.
Интересно, что в одном опросе «принятие ответственности за собственные действия» респонденты поместили на второе место, сделав «заповедью» современного мира. Это свидетельствует о том, что, несмотря на бюрократическую тенденцию скрывать личную ответственность, многие не желают жить, обвиняя кого-то другого, в не знающем стыда и чувства вины обществе.
Однако однозначной связи между ценностями и поведением не существует. Нам не всегда легко следовать своим устремлениям. Ценности, в которые мы искренне верим, добродетели, такие как честность, осмотрительность, сострадание и умеренность управляют нашим поведением. Однако нам не всегда легко жить в соответствии с нашими ценностями, и когда мы не в состоянии этого сделать, мы чувствуем стыд и вину (которые являются «моральными эмоциями», см. главы 6 и 11). Если мы стремимся к идеалу, то чувство вины может стать подавляющим.
Естественно, наша социальная и профессиональная репутация может оказаться под угрозой, и мы можем лишиться уважения других людей, если наше поведение откровенно расходится с ценностями, о которых мы говорим. Также для большинства людей внутреннее уважение к себе, включая чистую совесть, зависит от соответствия личных ценностей и поведения. Однако скрытые эмоциональные сложности, которые еще только предстоит решить, могут нарушать это равновесие.
В то время как для того, чтобы другие люди нам доверяли, требуется соответствие наших слов (как выражение наших ценностей) нашим делам, идеального соответствия наших ценностей поведению ожидать неразумно. Никакое выражение ценности не даст нам простой формулы поведения в каждой жизненной ситуации. На практике в жизни бывает много ситуаций, когда возникает моральная дилемма. Часто требуется взвесить все «за» и «против» и прочувствовать все эмоциональные, духовные и интеллектуальные противоречия, прежде чем решение будет принято. Такие дилеммы могут стать настоящей проверкой характера и внутренней целостности и требуют проявления множества человеческих добродетелей: мудрости, смелости и сострадания. Такие добродетели могут рассматриваться как особенности или черты характера, которые помогают нам жить в соответствии со своими внутренними ценностями.
Однако все эти вопросы сложным образом связаны с функционированием нашей центральной нервной системы и развитием мозга. К этой теме мы обратимся после упражнения 4. Здесь уместно будет отметить, что людей нельзя рассматривать как биологические машины. Биология еще не может объяснить эволюцию эмоциональной взаимосвязи. Эмоциональная чувствительность и взаимная эмпатия вместе с нашими этическими и духовными чувствами свидетельствуют о том, что мы социальны и доверчивы по своей природе, несмотря на то, что современная жизнь часто отрицает это.
Упражнение 41. Составьте краткий список того, что, по вашему мнению, стало вашими основными ценностями. Кто повлиял на это и какие ценности вам сложнее всего проявлять в своем поведении?
2. Запишите три примера поведения других людей, которые огорчают или злят вас. Что вызывает в вас эту реакцию?
3. Что в вашем собственном поведении вас огорчает и почему? Работаете ли вы над этим, и если да, то как?