Вы здесь

Управление эмоциями. Создание гармоничных отношений. Глава 1. Разумное чувствование в нашей эмоциональной сфере (Ричард Витфилд)

Глава 1

Разумное чувствование в нашей эмоциональной сфере

Каждый из нас создает собственную погоду, определяет цвет неба в своей эмоциональной вселенной.

Фултон Шин, 1895–1979, «Путь к счастью»

1.1. Эмоциональный интеллект

Вот уже более века в западном обществе существует всеобщее образование, множество людей в настоящее время учатся, чтобы получить профессиональные знания – предположительно, используя свой разум во благо, – в тысячах университетов и колледжей. Но удивительно, что при всех улучшениях в сфере материальной обеспеченности и общественного здоровья происходит так много эмоциональных потрясений, людям настолько не хватает внутреннего покоя, удовлетворения и мира. Поддались ли мы искушению поверить в то, что наш вид, несколько самонадеянно названный в прошлом homo sapiens, стал соответствовать названию «мудрый человек»?

Мы все еще наблюдаем, как наши родные и близкие, даже целые нации ведут себя неразумно в отношении своих кратковременных и долговременных интересов. Переедание, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами, неуважение к психологической безопасности младенцев и детей, разрушение семейных уз, безрассудная езда на автомобилях, войны и суициды, – вот лишь несколько примеров. Так называемый «разум» нередко оказывается под контролем неразумных и зачастую буйных эмоций.

Научная реальность состоит в том, что наши чувства и эмоции лежат в основе всех наших мыслей и действий. Это верно даже в отношении прошедших серьезное обучение пилотов и диспетчеров, так как сбои в работе их сложных приборов объясняют менее десяти процентов авиакатастроф. «Ошибка персонала» в ситуациях стресса гораздо чаще бывает эмоциональной, чем интеллектуальной. Поэтому мы обреченный вид, свой собственный злейший враг, которому самой судьбой предназначено действовать вопреки нашим индивидуальным и коллективным интересам, если только наши чувства и эмоции не станут «мудрее». Чувства и эмоции управляют не только нашим интеллектом, но и всеми важными аспектами жизни и принимаемыми нами решениями.

Эмоциональные факторы влияют на наши успехи в обучении и на работе, на нашу дружбу и на то, за кого мы голосуем на выборах и как тратим деньги, на наш выбор стиля жизни и карьеры, на сексуальную и семейную жизнь, этические и религиозные предпочтения. Однако наша культура, слепо преданная разуму, немногое может нам предложить для того, чтобы сузить пропасть между нашими эмоциями и рассуждениями, что привело бы к повышению уровня удовлетворенности и принесло бы гармонию в семейную жизнь, в учебные классы, на рабочие места и в отношения между нациями. Наше природное стремление к миру и свободе от эмоциональной боли должно в реальности привести в первую очередь к изменениям внутренним, какими бы ни были окружающие обстоятельства, многие из которых далеки от идеальных.

Терроризм, например, часто связан в первую очередь не с территориальными проблемами, а с частично оправданным гневом (а это внутренняя эмоция), вызванным тем, что кажется несправедливостью, разросшимся и вышедшим за пределы морального и физического контроля. Некоторые люди оказываются в тюрьмах потому, что в ситуации стресса они потеряли эмоциональный контроль и совершили импульсивные поступки, о которых они позднее сожалели, и истоки такого гнева едва ли известны. Сходные примеры эмоционального тумана, включая депрессивные настроения и повседневные тревоги, употребление наркотиков и сексуальную распущенность, становятся причиной крушения многих семей и профессиональных проблем.

Пока нам не хватает знаний об эмоциях, пока мы не докопаемся до сути этой проблемы и не придем к ее разрешению, что позволит принимать превентивные меры и впоследствии излечить раны прошлого, мы будем, в этом мире удивительных возможностей, продолжать разрушать многое из того, что могло бы быть прекрасным в нашей жизни.

В настоящей книге эти важные вопросы рассматриваются как с теоретической, так и с практической точек зрения. И в ней предлагается свежий, основанный на результатах исследований, но в целом простой подход к эмоциональной грамотности. Предлагаемое понимание сеет сострадание и сочувствие к себе и другим, возрождая мудрость забытого древнего «золотого правила».

Эти часто сложные для понимания качества, такие как уважение и любовь к ближнему и себе, могут быть приобретены, хотя они отнюдь не заложены в нас с рождения. Обучение им всегда было далеко от совершенства, но теперь мы знаем гораздо больше о действиях и среде, которые способствуют оптимальному человеческому развитию. Самое неразумное в нас, современных людях, – то, что мы слишком редко действуем в соответствии с этим знанием как дома, так и на работе, в обществе и в сфере политики. Если пренебрежение эмоциональной и духовной осознанностью в принятии решений продолжит бытовать в нашей культуре высоких ожиданий, мы определенно подвергнем опасности свое существование на этой планете, что приведет к невообразимым последствиям и страданиям.

1.2. Несколько предварительных вопросов

В начальной школе мы с вами многое узнали о чтении, письме и арифметике, но очень мало нами было усвоено о четвертой основе человеческих и не только человеческих отношений, мы почти не получили знаний об эмоциях. Уделим же некоторое время этим ключевым личным вопросам.

Вы думаете, вы эмоционально грамотны? Я имею в виду несколько вещей: использование языка, внутренний комфорт и личный контроль эмоций, которые существуют внутри нас и иногда портят жизнь вам и окружающим. Это может случиться дома, на работе, иногда во время отдыха, скажем, во время соревновательных игр.

И возникают дальнейшие вопросы, такие как:

● Вы хорошо или смутно понимаете различные слова, которые мы используем для обозначения чувств и эмоций? Сколько у вас, по вашему мнению, эмоций? И сколько чувств? Для вас эти слова взаимозаменяемы?

● Вы думаете, эмоции являются врожденными, или они приобретаются позднее? Или некоторые врожденные, а другие приобретаются благодаря социальному опыту?

● Беспокоят ли вас некоторые из ваших эмоций или эмоциональных реакций других людей на вас? Например, приравниваете ли вы гнев к личной неприязни?

● Вы когда-нибудь чувствовали замешательство, вам казалось, что вам угрожает опасность? Если да, то что вызвало эти чувства?

● Когда вы смотрите в зеркало, вы видите свое тело, возможно, все свое тело при помощи нескольких зеркал. Однако то же самое нельзя проделать с эмоциями. Какие эмоции вы прячете внутри от себя и от других людей? Каковы последствия этого?

● Есть ли у вас определенные чувства и эмоции по отношению к вашему телу? Влияют ли они на то, как вы одеваетесь и ведете себя?

● Если у вас есть враги, что вы чувствуете и как ведете себя по отношению к таким людям?

● Думали ли вы о том, что иногда можете приписывать, или «проецировать», свои собственные подавленные внутренние чувства и мотивы на других, воспринимая их так, как вы не осмеливаетесь воспринять себя?

● Что вы чувствуете по отношению к своему рождению и грядущей смерти?


Я не ожидаю, что вы с легкостью ответите на все эти вопросы прямо сейчас, но когда прочтете книгу и, возможно, проделаете упражнения, приведенные в различных главах, вы можете вернуться к ним.

Все мы можем научиться управлять своими эмоциями так же, как мы можем тренировать свое тело. Но большинство из нас никогда не учили, как это делать. Этому не учат в школах, и лишь немногие впоследствии получают эти знания для терапевтических целей. Мне понадобилось слишком много времени, чтобы научиться этому, хотя меня считали так называемым экспертом по эмоциям. Как знает моя жена, меня до сих пор иногда охватывают эмоции, но я справляюсь с этим гораздо лучше, чем прежде. Именно поэтому я думаю, что мои знания могут помочь вам. Я знаю, что говорят эксперты, и хотя никто не является абсолютным хозяином собственных эмоциональных состояний, то, что известно на сегодняшний момент, основано на научных исследованиях, хотя эти знания часто оказываются погребенными под профессиональными терминами в литературе, оторванной от повседневной жизни.

Поэтому я постарался найти ответы на вопросы, приведенные выше, обобщив имеющиеся знания и опыт, для того чтобы читатели могли лучше осознавать свои эмоции и управлять ими. В результате может родиться чувство комфорта собственной жизни, а неудобство, ощущаемое при человеческом взаимодействии, снизится, из чего сформируется живая ткань ваших отношений. Эти отношения, как мы узнаем в главе 2, устанавливаются не только с другими людьми, но и с определенными объектами, биофизическим окружением и даже с чувством близости с Богом, если вы осмеливаетесь задумываться о созидающей силе или сущности, называемой этим или каким-либо иным именем.

Конечно, никто не может прожить жизнь без каких-либо эмоциональных травм, таких как авария, потеря работы, перемена места жительства или смерть любимого человека. Однако эта книга, я надеюсь, поможет вам избежать подводных камней, скрываемых высокими волнами эмоций.

1.3. Эмоции и взгляд на жизнь

Наши эмоции в значительной мере влияют на наш взгляд на жизнь и в частности на развитие и поддержание как нашей самооценки, так и наших отношений. Для того чтобы вести полноценную жизнь разумных и социальных существ, мы должны понимать свои эмоции и управлять ими. Как мы узнаем, эта практическая задача требует рефлексии, к которой мы не привыкли, однако она созвучна нашей сущности.

У наших друзей, коллег и родственников, включая супругов, имеется багаж их собственных и перенятых от других эмоциональных взглядов и эмоционального опыта. Этот опыт иногда формирует глубоко скрытые уровни, которые находятся далеко от поверхностных уровней сознания. Иногда тяжелые чувства, пережитые в прошлом (включая период младенчества), настолько болезненны, что переживание вытесняется из сознательной памяти. Важные отношения обогащаются, когда восприятие утончается, эмоциональные осознание и грамотность развиваются и в атмосфере доверия и безопасности озвучиваются личные истории, что высвобождает пространство для более искренних любви и сострадания. Именно благодаря таким бесценным моментам «мир существует». Основная цель этой книги – научить, как расширить такие возможности.

Нашими эмоциями необходимо научиться управлять и, следовательно, связать со своим интеллектом, чтобы мы могли «чувствовать разумно». Разделение между «головой и сердцем» приводит к исчезновению целостности и проявлению непредсказуемости в нашей жизни, иногда становясь причиной несчастий, таких как потеря работы, крушение брака или важных отношений или, в самом крайнем случае, даже заключение в тюрьму. Несомненно, качество жизни каждого человека повышается, если он достигает разумного равновесия между мыслями и чувствами. Если наши эмоции живут своей жизнью, они могут навлечь на нас всевозможные беды.

Эмоции неотъемлемо присущи всем отношениям, и разрывы в сети человеческих связей удивительно разнообразны. Они включают «расстояния» между различными структурами нашего удивительного мозга, разрыв между нашим интеллектом и чувствами (между головой и сердцем) и различия в половой принадлежности, возрасте, ценностях, поведении и вере. Более того, большинство из нас оказываются неподготовленными к разрешению конфликтов, парадоксов и сложностей, с которыми мы встречаемся в частично предсказуемых фазах и стадиях повседневной жизни.

Управление персоналом, часто известное как управление «человеческими ресурсами», является важной отраслью менеджмента. Эта сфера всегда интересовала тех, кто несет ответственность за сотрудников на работе, но есть и более широкий подход, используемый теми, кто каждый день заботится о других в частной и общественной жизни. Такое «управление людьми», на работе, дома или в обществе происходит неудачно, если наши действия и восприятие нечувствительны, незрелы и воспринимаются как эмоционально враждебные.

Наше скрытое, внутреннее управление эмоциями или его недостаток влияет в действительности на все, в чем мы участвуем. К сожалению, в нашей культуре мы почти не получаем помощи в этой важнейшей форме управления. Немногие из нас отваживаются обратиться к психотерапевту или консультанту, почти всегда это происходит вследствие очевидного кризиса, вызвавшего отчетливую эмоциональную боль и потрясение. В таких случаях воздействие направлено на то, чтобы починить уже сломанные «части», а не привлечь внимание к превентивным мерам, что является главной темой этой книги. Часто нам крайне сложно воспринимать новую информацию и усваивать новые навыки, когда мы огорчены. Предотвращение проблем, которые можно предвидеть, – это лучше, чем лечить боль, которой можно было избежать.

1.4. Зияющая расселина: признание ошибок в управлении эмоциями

Человеческие чувства, к которым нельзя физически прикоснуться, хотя они могут иметь физические причины, не менее реальны, чем атомы, яблоки и якоря. Мы, люди XXI века, должны научиться замечать, принимать во внимание и сглаживать разрывы в своем эмоциональном сознании. Будущее мира зависит в настоящий момент в большей степени от наших чувств и эмоций, чем от работы нашего интеллекта.

Как уже было сказано, мы в первую очередь чувствующий вид, а не логический и рациональный. На самом деле развитие рассудка или просто здравого смысла зависит в первую очередь от нашей эмоциональной безопасности и благополучия. Чувства и эмоции сопровождают нас все время, иногда в отсутствие сознательного знания об этом (как в случае новорожденных младенцев), и даже в наших снах.

Таким образом, существует две основные функции сознания: чувствование и проявление воли. Последнее включает в себя сознательный разум и обеспечивает планирование и реагирование в социальной и физической среде. Следовательно, проявление воли близко к управлению действиями. А управление эмоциями связано со сближением проявления воли и чувствования, или становлением связи между сердцем и головой. О неправильном управлении эмоциями мы говорим, когда голова и сердце скоординированы плохо. Тогда действие проваливается в незамеченную пропасть между ними, что часто приводит к негативным последствиям. Иногда нам сложно признать свои ошибки в управлении эмоциями, не говоря уже об их исправлении.

Так как, по словам известного поэта Эндрю Моушена, «поэзия напрямую связывает нас с эмоциями», ниже представлены в поэтической форме вопросы, сходные с теми, что представлены в разделе 1.2. Но, читая, старайтесь воспринимать их не просто как список эмоциональных сложностей, а скорее как нормы жизни, которые следует принять как неизбежность.

Вы знаете, как…

Погружаться в эмоций приливы

И дрожать тревожно, пугливо

За себя, за маму и папу

И любимого кролика-лапу?

Верить в то, что жизнь не для счастья,

И видеть кругом лишь ненастья?

Или с тяжелыми чувствами не справляться

И, не зная куда, прочь рваться?

Если да, то читайте дальше!

Вы когда-нибудь…

Наступали на кошку,

Били собаку?

Неласковы были с детьми, с родителями?

Без причины бормоча про себя: «Мучители!»,

Начинали скандалы дома,

Кричали на партнера, ожидая в ответ иного?

С коллегами грубо говорили,

И соседей по жизни учили?

Если да, то читайте дальше!

Вы знаете, что такое надежд крушенье,

Что значит найти в собственном доме непростительное прегрешенье?

Или оказаться как в пустыне,

Когда ноги будто вязнут в трясине?

Или когда пустые вас не покидают мечтания,

Преследуя… – сущее наказание?

Или ваше тяжкое горе,

Рядом с которым мелким покажется море?

Или ранено ваше сердце,

И кажется, что в нем не хватает для боли места?

Тогда читайте дальше!

Так как эта книга поможет

Разобраться в том, что тревожит,

Чтобы не множились потрясения

И не преследовали вас поражения,

После того, как вы научитесь

Быть добрее

И относиться к себе, другим и жизни мудрее.

Так зачем балансировать в неуверенности,

Когда вы можете связать голову и сердце в единое целое?

И стать более гармоничной частью Вселенной,

Не угрозой, а благословением!

1.5. Эмоции, отношения и эта книга

Большая часть человеческих проблем в этом мире вызвана отсутствием знаний о себе как об эмоциональных и духовных созданиях, находящихся в отношениях. Ни материализм, ни наука и технология не способны решить проблемы, существующие из-за неуважения людей к своей эмоциональной природе или незнания ее. Негативные эмоции играют огромную роль в дорожно-транспортных происшествиях, в развитии зависимостей и психических заболеваний, во многом являются причиной сложностей в обучении, ссор и столкновений, разрушения семьи, жестокости и аморальности и многого другого. Нам необходимо узнать о том, как можно управлять своими эмоциями ради собственного и общественного блага. Таким образом мы можем перестать быть врагами самим себе.

Вот пример двенадцатилетней девочки, которая рассказывает о чувстве стыда, возникающем из-за недостаточного контроля над эмоциями в обычной семейной ситуации:

«Я люблю своих брата и сестру, но когда они раздражают меня или оказываются не готовы вовремя выйти из дома, чтобы пойти в школу, из-за чего я, папа и брат опаздываем, я злюсь на них и иногда могу ударить. Я ненавижу так делать, я чувствую себя в таких случаях очень плохо, мне хотелось бы ограничиваться словами. Но я не думаю, что они понимают мои чувства».

Эта «маленькая» сложность является весьма серьезной для тех, кто в ней участвует, и очень мала вероятность того, что девочка сможет ее разрешить. Эмоции в данном случае, как и всегда, находятся в социальном контексте. Следовательно, требуются общие усилия, а также коммуникативные навыки и смена поведения для того, чтобы достичь лучшего результата. Девочка находит достаточно разумное и зрелое решение, которое соответствует обозначенному направлению:

«Они должны перестать веселиться все время и думать о том, как делать то, что они должны делать, то есть быть более внимательными ко мне и папе. Я должна контролировать себя и спокойно говорить с ними обо всем этом, не заводя их».

Однако часто научиться вести себя внимательно непросто. Нужно «поставить себя на место другого человека», что особенно сложно сделать, если никто не относился внимательно к нам. Внимание к другим не может быть врожденным, впервые оно переживается как дар других людей.

Осознание и управление эмоциями – это, в первую очередь, практика, хотя и развивающаяся в рамках практической теории, как мы увидим. Ниже представлено первое простое упражнение. Вы извлечете гораздо больше из этого текста, включая знания о себе, если выполните большую часть упражнений, а желательно все.

Выполнение упражнений, приведенных в этой книге

Все, что вам нужно для каждого упражнения – это большая тетрадь формата А5, ручка или карандаш и, самое важное, спокойствие и тишина не менее чем на 20–30 минут в день. Обычно много записей не требуется, но стоит оставлять место для того, чтобы можно было дописать что-то позднее. Записи, которые вы делаете, конфиденциальны, хотя впоследствии можно будет поделиться некоторыми своими размышлениями с другом, которому доверяете. Таким другом может оказаться тот, кто является хорошим слушателем, не склонен к вынесению быстрых суждений и не пытается доминировать или управлять вашей жизнью.

Упражнение 1

Опишите недавний случай дома, на работе или при какой-либо групповой деятельности, когда вы не справились со своими чувствами и эмоциями (внутри себя или же на виду у других). Затем напишите, как бы вы хотели повести себя в той ситуации и как можете исправить ситуацию или достичь большего чувства внутреннего комфорта и равновесия.

Эмоции не в меньшей степени, чем интеллект, составляют нашу сущность. Исследования работы головного мозга показывают, что наши эмоции ведут за собой интеллект, а не наоборот, как предполагали авторы традиционных теорий обучения (см. главу 3). Поэтому эмоции в новом тысячелетии будут занимать более достойное, центральное положение. Научиться «осознавать», вместо того чтобы следовать слепо своим эмоциям, – значит по-настоящему облегчить себе жизнь!

Эмоции также связаны с тем, что во многих традициях считается бессмертными аспектами человеческого духа. Поэтому они должны быть вовлечены в религиозную или духовную жизнь. Во многих западных сообществах религиозное движение, в рамках которого воспитаны многие поколения людей, а именно христианство, часто переживало расколы вследствие интеллектуальных разногласий. Однако расхождения в интерпретации доктрины часто сопровождаются сильными эмоциями. Нередко эти эмоции оказываются связаны с человеческими опасениями, со стремлением к статусу, власти и контролю, что едва ли согласуется с учением Иисуса.

Нам всем необходимо признать, что эмоции непосредственно связаны с поиском смысла жизни. На самом деле поиск истины в любой сфере – это всегда отчасти эмоциональное предприятие даже для ученых. Быть увлеченным проектом или задачей – значит вкладывать в нее эмоции и энергию души. Следовательно, сильные чувства и страсти в процессе продвижения к результату неизбежны.

Теперь, с опозданием, мы в большей степени осознаем, что эмоциональная компетентность и навыки необходимы для управления нашими отношениями на всех уровнях. Конечно, эмоции всегда занимали центральное место в достижении человеческого благосостояния и в поведении. Многие из нас надеются на дальнейшее развитие и ожидают удовлетворения теми отношениями, которые наши предки считали роскошью, непозволительной в жестокой реальности ежедневных битв за жизненные потребности. Такие ожидания могут быть тем, что обогатит нашу жизнь, если, конечно, останутся реалистичными.

Эмоциональное развитие редко бывает индивидуальной и частной задачей. Данная социальная деятельность ведется в контексте взаимности и, следовательно, морали и честности. Это прекрасно понимала девочка из приведенного выше примера. Без готовности к взаимности личный эмоциональный поиск «вершин» бытия почти всегда оказывается тщетным или даже приводит к эксплуатации других.

Ниже представлено обобщение идей этой книги и краткое содержание каждой из глав.

1. Мы должны понять, что мы эмоциональные существа, живущие в океане отношений. Мы привносим эмоциональную составляющую во все наши взаимодействия. Более того, такая составляющая не случайна. Качество и интенсивность переживаемых нами эмоций зависит от многих факторов, включая биографию, ценности и системы убеждений (глава 2).

2. Наша эмоциональность заложена контекстом общих фаз человеческого развития с рождения. Изучение мозга в значительной мере освещает динамические сложности человеческого поведения и характера (глава 3).

3. Возможно и желательно выделить основные особенности нашей эмоциональной жизни и совершенствовать всеобщий эмоциональный язык (глава 4).

4. Все обладают одинаковыми базовыми эмоциями. Примерно шесть из них являются врожденными (глава 5). Любовь (но не наше стремление к ней) не является одной из этих врожденных эмоций. То же относится и к чувству вины и связанному с ним чувству стыда, которые являются «выученными эмоциями» (глава 6). Любовь, являющаяся надежной, а не преходящим романтическим или сексуальным увлечением, считается даром преданности другого человека, который можно принимать, а не отдельной эмоцией, которой необходимо управлять (глава 7).

5. Необходимо учитывать гендерные различия во взглядах на эмоции и управление ими, некоторые из них являются культурно обусловленными. Эти различия подчас перевешивают эмоциональные сходства между полами. Такие различия могут излишне подчеркиваться, хотя никто не выигрывает от разжигания «войн между полами» (глава 8).

6. Мы можем, пусть это и нелегко, управлять своей эмоциональной жизнью, вместо того чтобы неконтролируемо переживать ее, подобно непредсказуемому водному потоку. Условиями активного управления собственными эмоциями являются стремление к осознанию и пониманию и неспешные размышления о мыслях, чувствах и действиях (глава 9).

7. Индивидуальные и коллективные эмоции играют важную роль в нашей социальной жизни, в поведении в группе, в политических и художественных предпочтениях и так далее. Склонность к размышлению в означенных контекстах и конкретных ситуациях способствует социальному здоровью (глава 10).

8. Наша жизнь есть непредсказуемая смесь радости и боли, неудержимого стремления к личному счастью и поиска ее смысла. Никто не развивается в абсолютно безопасной среде, любой опыт «ранит дух», требуя внутреннего исцеления. Однако наши действия часто приводят к тому, что мы ищем счастье не там. Понимание эмоций, а также человеческих привязанностей и потерь может быть полезным для нас и тех, кто, находясь рядом с нами, проходя через фазы плохого настроения, меланхолии и депрессии, соприкасается с основными экзистенциальными вопросами человеческого бытия (глава 11).

9. Духовное развитие и холистический взгляд на жизнь, как в определенном религиозном контексте, так и без оного, с одной стороны, зависят от владения эмоциями, а с другой стороны, способствуют ему (глава 12).

10. Завершающий «Эпилог» (глава 13) раскрывает вопросы жизни с разумной надеждой и в их эмоциональном и этическом равновесии, когда цивилизация быстро приближается к глобальной развилке, на которой определится направление социального и биофизического развития. Всеобщая рациональность в экологических вопросах необходима сейчас как никогда, дополненная ориентацией на личностную целостность. В поиске нового, и на этот раз холистического просветления, основанного на слиянии эмоций, духа, тела и разума, приходит конец материализму. В этом контексте невозможно обойти гипотезу «Первопричины» сотворения. Западный архетип, или модель этого Божественного участия в жизни человечества, на котором была взращена западная цивилизация, – это Иисус, который пришел в наш мир как один из нас. Хотя история Иисуса – не единственный пример Божественного участия, она является переломным моментом в эволюции человеческих представлений о Божественном как воплощении сострадательной любви, которая, как указывает история и многие другие науки, представляет собой одновременно и нашу основную потребность, и цель. В то время как природа и практика любви занимают центральное место в работе над нашими эмоциями (глава 7), основной посыл этой книги не требует принятия точки зрения Божественности. Однако исцеление болезненных эмоций с точки зрения автора, получившего научную подготовку, по крайней мере, отчасти является вопросом «Божественного милосердия», приходящего снаружи и при этом каким-то образом работающего изнутри, если мы отважимся представить себе Божественное эмоциональное сознание (глава 11).


В этой главе будут сжато рассмотрены способность к отношениям и эмоции в современном социальном контексте.

1.6. Век холокоста отношений

Мы живем в век холокоста отношений. Если кризис отношений не затронул нас лично, то уж точно коснулся кого-то из наших друзей, соседей или родственников. До тех пор, пока мне не перевалило за двадцать, я знал лишь одного человека, который развелся и женился повторно, это был мой дядя. Насколько я помню, все мои друзья детства из индустриального Йоркшира и пригорода Лондона в 40-е и 50-е годы росли в полной семье, за исключением тех, кто потерял одного из родителей во время Второй мировой войны. Ничего похожего на такую социальную стабильность и безопасность не досталось следующему за моим поколению, не говоря уже о современных детях. Многих детей тревожит возможность развода родителей, даже если их семейная жизнь кажется стабильной и надежной.

«Холокост» в данном контексте вовсе не является слишком сильным словом, и я обязан им моему другу, опытному психиатру. Каждый раз, когда семья распадается или переживает серьезное потрясение, внутренняя психическая реальность напоминает социальный и эмоциональный холокост. Большая часть разрушений остается скрытой, но воспоминания о них живут очень долго. Травма, чем бы она ни была вызвана, оказывает влияние на трудовую и общественную жизнь и здоровье. Многочисленные исследования это подтверждают.

Принимая во внимание сложность причин разрыва отношений, часто невозможно найти «виновных». Многим людям остаются лишь грусть и горечь. Такую боль тяжело облегчить в культуре с нереалистично высокими ожиданиями, которые в целом подразумевают, что наши потребности могут или должны постоянно удовлетворяться «кем-то».

Если последнее предложение вызывает в вас отклик, я надеюсь, что вы уделите время этой книге, хотя на это потребуется смелость. Будьте уверены, что надежда и исцеление возможны, хотя порой они происходят незаметно, благодаря углублению нашего понимания множества факторов, которые делают нас теми, кто мы есть.

Разрыв отношений часто происходит в густом тумане болезненных и спутанных эмоций, заблаговременно предшествующих невидимому пока крушению и, к несчастью, зачастую игнорируемых до тех пор, пока необратимое решение не принимается той или иной стороной. Многие разводятся вопреки здравому смыслу. Однако для создания отношений всегда требуются двое, но достаточно одного, чтобы разрушить их. Хорошо известно, что:

В любовных отношениях не бывает демократии, только милосердие. Каждая сторона, женщина, мужчина, ребенок в любых отношениях обладает абсолютной властью и абсолютной уязвимостью.

Из книги «Love’s Work», Gilian Rose, Chatto and Windus, 1995

Судебные процессы, являющиеся для большинства неизбежностью, не способствуют восстановлению семьи после развода и расставания. Реформа семейного права является предприятием сложным и противоречивым. Под тяжестью многочисленных случаев и давлением изменившихся представлений социума семейное право с изучения причин разрыва переключилось на разбор последствий расторжения брака. Это, конечно, вводит в поле зрения зачастую не менее проблематичный разрыв не зарегистрированных официально отношений. Виновность, основная идея любой отрасли права, почти исчезла из лексикона права семейного.

Однажды мы можем прийти к иным представлениям об этих вопросах. Но прежде чем это случится, должна развиться широкая приверженность к готовности установить отношения и их устойчивости. Эмоциональная грамотность, осознание и управление нашими эмоциями для этого совершенно необходимы. Господствующие политические и управленческие системы редко считают эти вопросы обязательными элементами зрелого руководства и политики развития.

Тем временем общество перегружено индивидуальной грустью и иногда цинизмом, вызванными опустошением из-за «войн» в отношениях. Всем нам не стоит гордиться происходящим. Любовь и милосердие действительно начинаются с дома, и «защита дома» – это ответственность каждой нации в борьбе за мир и развитие добрых отношений. Мы добились новых экономических и социальных свобод и безрассудно растратили некоторые «преимущества мира», потому что забыли, что свобода зависит от понимания и осознания наших «внутренних частей». Следующее стихотворение именно об этом.

Неусыпная свобода

Свободу не получит даром

Никто из нас.

Ведь столько жизней прервалось,

Чтоб мы ее познали.

Свобода безбрежна, свобода внутри,

Познание тьмы, где таятся «грехи».

Сияние света на нашем пути,

Под солнцем и в бешеной вьюге тайги,

Спуск в катакомбы, под камни, туда,

Где на наковальне лежит чистота,

Внимание, смелость воспрянуть, сказать,

Даже когда на тебя смотрит рать.

Цена нашей свободы —

Бдительность и добродетель.

Из книги «Смысл присутствия»

Наши «внутренние части» – это наши эмоциональные центры, сущность «свободного духа», наши сердца и души. Чтобы найти лучшие пути создания и поддержания отношений для нас, наших детей и внуков, мы должны найти свет, чтобы осветить эти внутренние части.

Конечно, золотого века человеческих отношений никогда не существовало, история и литература это подтверждают. Но наше осознание распространенной небезопасности и боли отношений пришло относительно недавно. Многие верят, что с этим следует что-то делать как на уровне общества, так и на уровне индивидуальной жизни. На это потребуются силы, смелость, терпение и настойчивость, необходимо изменить социальные ценности, общественные факторы, влияющие на частные жизни.

Политические реакции на эту растущую социальную небезопасность были слабыми, отсутствовали стратегии, которые позволили бы избежать значительной части боли и беспорядка. В своей профессиональной жизни я часто видел страдания детей, которые возможно было предупредить, и взрослых, которые несут ответственность за свою и их эмоциональную и физическую безопасность.

Должное обеспечение безопасности социальной экологии, которая для всех нас одна, – сложная история, которая выходит за рамки данной книги. Общие изменения в государственной политике не могут быть достаточными, и это отчасти объясняется тем, что слишком многие лидеры, проводя свою жизнь в бездумной спешке, не обращают внимания на собственный эмоциональный материал.

И все же нам всем необходимо признать, что выбраться из болота ненадежности отношений мы не сможем, не развивая индивидуальный «эмоциональный интеллект» и способность регулировать свои изменчивые и иногда опасные чувства. Это «разумное чувствование» является жизненно необходимым для всех вне зависимости от социального класса, IQ, этнической принадлежности, пола, сексуальной ориентации и религиозных предпочтений. Оно значимо также для всех так называемых «помогающих профессий», включая консультантов, учителей, медицинский персонал, политиков и пасторов. Оно важно и для тех, кто обучает людей всех этих профессий, ведь по крайней мере некоторые из них еще не разобрались с элементами собственной эмоциональной жизни, что должно сделать для того, чтобы помогать, а не приводить в замешательство других людей.

Непроработанная эмоциональная боль часто передается из поколения в поколение, если самые опасные аспекты привычно нарушенных циклов отношений не изменяются, благодаря новым знанием пациента. Развитие эмоциональной осознанности и чувствительности волнами расходится по сети отношений, приводя к позитивным и созидательным последствиям. Негативные циклы могут быть изменены благодаря новым знаниям и навыкам и стать позитивными, впускающими любовь в семью и сообщество (см. главы 2 и 8).

1.7. Образовательный вакуум

Понимание себя и других требует эмоциональной грамотности. Обычно образование сосредоточено на развитии разума, интеллектуальной части нашей культуры. Значительное внимание уделяется также развитию двигательных навыков через работу в лабораториях, физическую культуру, рисование, музыку и технологию. «Разумное чувствование» долго оставалось в стороне, отсутствовало в большинстве образовательных стандартов и квалификаций. К несчастью, эмоциональные состояния обычно считаются дополнением к обучению или «легким» материалом для проблемных или менее способных учеников и выносятся на периферию обучения, вместо того чтобы занимать центральное место. Оптимизация образовательной эффективности – пустая трата времени, если не принимать во внимание эмоциональные основания существования.

Правительства опаздывают с серьезными инвестициями в курсы личностного и социального образования в условиях быстро протекающих социальных изменений, что требует долговременной подготовки квалифицированных преподавателей и политической смелости для подтверждения важности изучения данной сферы. Это вековое наследство, на которое до сих пор не оказало существенного влияния наше знание того, что эмоциональные основы обучения и жизнедеятельности значимы для всех. Личностное и социальное обучение в Великобритании и по всему миру должно получить высший статус и больше внимания со стороны профессионалов.

Образовательная деятельность все еще слишком избирательно направлена на развитие интеллекта и рассматривается через голову, а не через сердце и дух. Однако вокруг мы видим множество людей, включая весьма известных, разумных и физически развитых, которые ведут себя порой весьма иррационально. Например, что бы мы ни думали о «драме» между президентом Клинтоном и Моникой Левински, которую средства массовой информации обсуждают месяцами, или о сложностях в отношениях знаменитостей, принцев, принцесс, звезд спорта и других, это люди, и часто очень развитые люди, находящиеся в подростковом тумане эмоций, страданий и потребностей. Их глубинная эмоциональная жажда выплескивается наружу в непоследовательном, рискованном и «сумасшедшем» поведении, которое обычно никому не идет на пользу, и в первую очередь им самим.

Никто не может быть полностью защищен от таких проблем, но к счастью большинство из нас не окружены таким навязчивым вниманием к иррациональным всплескам своего эмоционального поведения. Политика должна просто признать, что люди не могут расширять сферы рационального поведения, не понимая и не управляя своими чувствами и эмоциями.

Слишком много усилий, направленных на поддержку интеллектуальных навыков в различных формах и сферах знаний, оказывают ограниченное влияние, поскольку эмоциональными гранями личной и внутренней жизни людей пренебрегают и оставляют на волю случая. Говоря о балансе в обучении, невозможно повысить образовательные стандарты без изменений в характере обучения, основными агентами которых станут отношения и атмосфера в доме. Это в первую очередь относится к обучению в школе и колледже. Эмоциональный климат, в котором родители и учителя ведут свою работу, является самым основным фактором. Должны произойти разумные и сложиться соответствующие ситуации изменения в государственной политике. Возможные решения связаны в большей степени с личностным ростом и развитием, чем с дальнейшим проникновением щупалец «государства-няньки» во все сферы, что может привести граждан к неприемлемым формам зависимости.

К сожалению, много руководителей политических, коммерческих и общественных организаций пришли к своего рода «обманно-объективному» управлению, основанному на бухгалтерии. В этом случае эмоциональные факторы обычно отбрасываются в сторону и используют их только в маркетинговых целях. Плата за такие слепые формы управления не видна в расчетных уравнениях, но, тем не менее, огромна. Когда-нибудь мы можем стать достаточно мудрыми для того, чтобы оценить общее региональное и национальное удовлетворение вместо «валового национального продукта», выражаемого в денежных единицах (см. главу 11). Адам Смит, известный своими экономическими изысканиями, в своем труде «Теория нравственных чувств» (1759) отметил, что «основная доля счастья людей рождается из осознания того, что их любят». Искусство владения эмоциями требует того, чтобы любовь учитывалась во всех уравнениях.

1.8. Тематическая карта

Хотя идея определенной и универсальной интеллектуальной карты человеческих чувств и эмоций нереалистична, так как человеческие переживания попросту слишком обширны, все мы (да, все мы) можем создать рабочие модели для изучения эмоций, размышлений и в целом более рационального функционирования. Без них мы легко можем увязнуть в трясине своих страстей, желаний, обид, вины и предубеждений, которые приходят и уходят, подобно волнам прилива. Это приводит к меньшей удовлетворенности жизнью, за что общество и мир платят огромную цену.

Каковы же границы эмоциональной территории, с которой мы должны познакомиться, если хотим стать более эмоционально грамотными? Рисунок 1 дает общие представления. Более подробно он будет рассмотрен в следующих главах. Но имеет смысл более внимательно рассмотреть эту «карту» уже сейчас.


Рис. 1. Тематическая карта чувств и эмоций


Нашей первой темой из обозначенных на этой карте станут «системы мозга» (см. главу 3). Но прежде мы должны более подробно рассмотреть человеческую природу в отношениях. Вся эта карта находится в реальности нашей социальной природы и существования в сети разнообразных отношений, поэтому необходимо рассмотреть, как эта реальность взаимодействует с эмоциональной жизнью.