Вы здесь

Управление экономикой региона. Введение (Август Кинг)

© Август Кинг, 2016


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Экономика России прошла нелегкий путь реорганизации системы управления. Частично функции управления экономикой перешли от государственных к хозяйствующим субъектам рынка, действующим в условиях глобальной конкуренции. Современная экономика уже не только психология, выраженная языком математики, но и борьба онтологических представлений об экономической реальности, в которой обостренное чувство справедливости порождает жажду власти и желание всё исправить наиболее рациональным образом. Эти условия определяют потребность в совершенствовании механизма управления развитием экономики региона. Следовательно, в условиях рыночной экономики, совершенствование механизма управления развитием региональной экономики имеет актуальное значение.

Одним из успешных вариантов механизма управления развитием экономики может стать частно-государственное партнерство, как форма совместного управления крупными федеральными и региональными проектами, позволяющая определять основные направления оптимального позиционирования региональных ресурсов.

Рассмотрение частно-государственных отношений, оперативных и стратегических задач развития экономики, возникающих в процессе выстраивания этих отношений государственного и частного капитала, позволяет получить достаточно точное представление о существующем механизме управления развитием экономики региона, проанализировать возможные сценарии регионального развития. Такой подход позволяет наиболее полно учитывать негативные факторы внешней и внутренней среды, а самосовершенствование частно-государственных отношений в механизме управления развитием экономики региона является наиболее актуальной задачей, что еще более важно для такого региона с особым статусом, как особая экономическая зона в Калининградской области. Продолжается процесс приватизации крупной государственной собственности и, как следствие этого, расширяется круг поводов для одномоментного взаимодействия и, более того, административного торга бизнеса и власти.

Цель исследования состояла в совершенствовании частно-государ-ственного механизма управления развитием экономики региона в условиях эксклавности Калининградской области.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

провести исследования формирования экономической категории управления, изучить содержание основных понятий-терминов, используемых в теории регионального управления;

провести анализ существующих механизмов управления развитием экономики Калининградской области с учётом особенностей эксклавности региона;

разработать методологию совершенствования механизма управления развитием экономики региона, а на ее базе информационно-логическую модель управления оперативного выполнения основных функций и спроектировать её информационное обеспечение;

подготовить Концепцию программы совершенствования механизма управления развитием экономики Калининградской области на базе частно-государственного партнерства;

провести апробацию разработанных моделей совершенствования механизма управления развитием экономики на примере органов государственной власти Калининградской области.

Объектом исследования выступает экономика Калининградской области и ее развитие в условиях особой экономической зоны.

Предметом исследования являются частно-государственные отношения в процессе совершенствования механизма управления развитием экономики региона.

Теоретической и методологической основой работы явились труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по управлению предприятиями, посвященные проблемам государственного управления.

Следует отметить, что большинство работ были направлены на исследование теоретических аспектов систем и механизмов регионального управления. Вне пристального внимания оказался комплекс задач, связанных с разработкой концепции, методологических подходов по совершенствованию механизмов управления развитием региональной экономики с особым статусом на основе частно-государственного партнерства.

Информационную базу исследования составили данные Государственного комитета статистики РФ, Калининградского областного комитета государ-ственной статистики, законодательные и нормативные документы Российской Федерации и Калининградской области, публикации ученых и практиков, доклады отечественных и зарубежных ученых на конференциях и симпозиумах, связанных с темой исследования.

В методическом плане исследование базируется на методах общенаучного и специального характера: экономико-статистического, системного и логического анализа, прогнозирования социально-экономических процессов и сравнительного анализа, экспертных оценок, а также графической интерпретации.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке методологии совершенствования механизма управления развитием экономики региона. Наиболее существенные результаты, содержащие научную новизну, состоят в следующем:

предложено понятие «механизма управления развитием экономики» на основе анализа терминологии, связанной с содержанием и сущностью исследуемой категории;

систематизированы существующие в отечественной и зарубежной практике принципы совершенствования механизмов управления региональной экономикой, показаны их основные достоинства и недостатки, предложено новое представление о механизме управления;

разработана методология совершенствования механизма управления развитием региональной экономики в условиях эксклавности региона, позволяющая выявить, провести экспертную оценку стратегических последствий принятия экономических решений;

разработаны информационно-логическая модель механизма управления развитием региональной экономики, обеспечивающая эффективное принятие стратегических решений, и принципы организации механизма управления развитием;

разработана концепция программы развития экономики региона;

сделана оценка эффективности стратегических разработок частно-государственного партнерства в рамках функционирования механизма управления развитием экономики региона.

Практическая значимость исследования заключается в подготовке и реализации предложений по использованию, разработанных рекомендаций по стратегическому партнерству на базе совершенствования механизма управления развитием экономики региона с особым статусом.

Рекомендации авторов использованы постоянной комиссией городского Совета депутатов г. Калининграда по стратегическому планированию и привлечению инвестиций, в работе постоянных комитетов Калининградской областной думы по экономической политике и комитета по международным, межрегиональным отношениям и правопорядку, разработке и экспертизе ряда нормативных актов Калининградской области и г. Калининграда.

Основные положения учебного пособия докладывались и получили одобрение на следующих международных научных конференциях: Перспективы экономики Калининградского региона и развитие EU (Калининград, 23—24 июня 2003 г.); Проблемы развития экономики эксклавного региона России. Калининградская область как пилотный регион трансграничного сотрудничества России, стран Балтийского моря и Восточной Европы. Опыт и перспективы (Калининград, 25—27 ноября 2004 г.); Перспективы экономики Калининградского региона и развития EU (Калининград, 23—25 июня 2005 г.); Перспективы экономики Калининградского региона и развитие EU (Калининград, 28—30 июня 2007 г.); семинарах по методологии, заседаниях комиссий и комитетов городского Совета депутатов г. Калининграда и Калининградской областной думы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается положительными результатами апробации в ходе разработки таких программ развития Калининградской области, как инвестиционная программа развития, федеральная целевая программа, программа поддержки предпринимательства, программа привлечения инвестиций, экспертизе стратегии развития г. Калининграда.

Основное направление исследования состояло в том, чтобы в сложившемся механизме управления развитием экономики Калининградского региона определить субъекты экономической деятельности, реально влияющие на развитие экономики региона. На субъекты экономики действует большое количество факторов и сценариев развития, формальных и неформальных отношений. Составляющими элементами механизма управления развитием экономики являются государственные организации, представители крупного бизнеса, криминальные структуры, общественные организации и само население региона. Учитывая особенности географического положения и нормативного поля региона, было важно выяснить те сценарии развития, в которых использованы различные механизмы управления развитием его экономики. Результатом таких исследований стали предложения по внесению изменений в законы Калининградской области, созданию ряда составляющих объектов инфраструктуры экономики региона, разработка концепций программ ее развития, разработка сценариев развития экономики региона на базе совершенствования механизма управления экономикой территории с особым статусом.

Вторым направлением исследования было совершенствование механизма управления развитием экономики региона с особым статусом, которое предполагало, что реальные процессы могут быть изменены таким образом, что дадут ощутимый экономический эффект. Это подтвердилось в процессе исследования, когда выяснилось, что большинство нормативных актов так или иначе завязаны на процессы развития. Все социальные и экономические программы используют в названии слово «развитие», но не имеют единого представления о нем. Чаще всего им можно приписать статус программ изменений, которые понимаются под развитием. Программа развития энергетики может предполагать продажу ресурсов, программа поддержки предпринимательства поддерживает крупные финансовые структуры, занимающиеся кредитованием, и госструктуры, объясняющие государственные правила. Как выяснилось в процессе исследования, объектно-онтологические и организационно-деятельностные представления хозяйствующих субъектов экономики региона связаны прежде всего с эффективностью их деятельности как государственных, так и частных субъектов.

Привлекающими внимание оказались отношения частного и государственного капитала, которые имеют гораздо больше точек соприкосновения, нежели декларируется. При этом государственные органы нормативных актов, регулирующих их отношения, практически не создают, а только лишь рассматривают инициативы частных хозяйствующих субъектов, принимая или не принимая их, в зависимости от состояния экономической политики. Решение может быть принято одним конкретным лицом и чаще всего не по причинам экономической необходимости.

Несмотря на заявленную главой Правительства РФ политику, на развитие государственного и частного партнерства в Калининградском регионе на момент исследования не было создано ни одного такого предприятия. О взаимоотношениях частного бизнеса с государством существует два противоположных мнения. В Европе, где уже более 450 лет используют концессию как форму взаимоотношений частного и государственного капитала, эта форма считается наиболее эффективной с точки зрения экономического развития. Другую форму отношений предлагает Китай. В этой стране частного капитала практически нет, а управление может быть эффективным, только если проводить жесткую политику наказаний чиновников, директоров предприятий за выпуск некачественной продукции и использование детского труда с пяти лет. Чаще всего такое партнерство сводится к введению каких-то обязательных для представителей бизнеса норм, субъектами государственной власти.

В первой главе сделан анализ трудов российских ученых о системах управления развитием экономики регионов, даны описания механизмов функционирования Особых экономических зон (ОЭЗ), приведена их типология, особенности нормативного регулирования и функционирования экономических механизмов управления развитием отношений на их территории, дан анализ исторического развития ОЭЗ в различных странах. Сравнительный анализ исторического развития систем управления Калининградской области показывает, что многие из сложившихся экономических укладов были утеряны в результате смены общественного строя при отделении региона от Германии и присоединении к Российской Федерации. СССР разрушил существующую экономическую структуру, ввел новые нормы строительства и производства, неоднократно менял ориентацию экономики региона от сельскохозяйственной до промышленной и ресурсодобывающей. В результате бывший сельскохозяйственный регион, который когда-то кормил всю Германию, теперь вынужден искать пути продовольственной безопасности.

Экономическая политика, направленная на выстраивание рыночных отношений, в новых экономических границах региона вынудила приостановить все производства, ресурсы которым доставлялись из Российской Федерации. Основными источниками доходов федерации в регионе стали рыбная промышленность, добыча нефти и янтаря.

В стратегическом отношении для России Калининградский регион стал важен как транспортный узел для поставки природных и энергетических ресурсов в страны Европейского Союза. В целях совершенствования механизма управления развитием региона была проделана большая работа по созданию ОЭЗ в Калининградской области.

Также приведены примеры аналогичных мировых разработок в этой области, нашедшие применение в различных странах и дан их краткий анализ. Далее исследованы элементы существующего механизма управления развитием региона на современном этапе, рассмотрены типичные по управлению развитием экономики региона с особым статусом, проанализирована законодательная база разграничения полномочий между федеральным центром и регионами как в целом, так и с Калининградской областью, в частности, как территорией с особым статусом, закрепленным законодательно.

В качестве примера зарубежного опыта построения федеративных отношений центра и регионов по управлению экономикой региона, приведены модели выстраивания отношений между федеральной и региональной властью во Франции, Италии, Великобритании.

Во второй главе разобраны особенности управления экономикой регионов с особым статусом, проблемы, с которыми сталкиваются федеральные и региональные власти при взаимодействии между собой при управлении ее развитием.

Главная проблема успешного управления региональной экономикой кроется во взаимоотношениях власти и частного бизнеса. Целью разделения полномочий между федеральной и региональной властью стало вытеснение мелкого и среднего бизнеса из таких полей деятельности, как строительство, туризм, производство и сбыт товаров народного потребления, также как и продукции сельского хозяйства, транзитная перевозка и хранение товаров первой необходимости. Ключевым моментом в разграничении стало назначение федеральных фигур на ключевые региональные посты, привлечение в качестве разработчиков основных программных документов развития экономики Калининградского региона, федеральных экспертных сообществ, представляющих интересы крупного российского и московского бизнеса. С приходом к власти московского бизнеса экономика региона, наряду с ростом, приобрела типичные для Москвы проблемы, такие как приток в регион нелегальных мигрантов, резкое повышение цен на недвижимость и товары народного потребления, снижение влияния местного населения и его представителей на органы власти, на рассмотрение и принятие бюджета региона и т. д. К «положительным» последствиям можно отнести увеличение собираемости федеральных налогов, переезд в регион команды губернатора, назначение на ключевые региональные посты представителей московского бизнеса, увеличение притока товаров низкого качества из Европы и Москвы, утверждение планов строительства в уникальном заповеднике мирового значения Куршская коса туристическо-развлекательных комплексов.

Основными направлениями развития экономики и совершенствования механизма управления развитием региона стала дальнейшая передача полномочий по управлению регионом федеральной власти, дав возможность федеральному центру обратить особое внимание на Калининградский регион и присвоить ему особый экономический статус.

В ходе исследования проанализированы существующие механизмы управления развитием экономики региона, государственные нормативные акты, имеющие принципиальное значение для развития экономики, модели их взаимодействия и возможные последствия их реализации для экономики региона, дан анализ факторов негативно влияющих на инвестиционный имидж и сдерживающих развитие экономики региона, намечены перспективные направления развития экономики и пути решения основных проблем развития.

Оценивая последствия реализации различных сценариев развития экономики можно оценить реальные последствия их применения на практике. Результатом реализации сценария развития региона как международного транспортного узла стала передача в федеральную собственность Калининградской железной дороги. Складские помещения для хранения товаров переправляемых в Россию были перемещены в центр города, в результате чего вместо палаток предпринимателей, появились супермаркеты, реализующие продукцию производителей.

Результатом стратегии региона, направленной на развитие Особой экономической зоны, стало строительство новых производств, выпускающих продукцию для жителей основной территории Российской Федерации. Это позволило деньги, полученные от продажи энергоносителей, использовать не только в торговле, но и в производстве товаров потребления.

Результатом стратегии, направленной на увеличение ВВП, стало увеличение добычи нефти на территории Калининградской области в два раза.

Особенности экономики Калининградской области отмечены в трудах различных ученых, приложивших усилия по осмыслению стратегического положения и развития экономики Калининградской области.

В третьей главе для совершенствования существующего механизма управления развитием экономики региона разработана концепция частно-государственного партнерства. В качестве модели построения отношений между государством и бизнесом сделана попытка увязывания интересов и распределения полномочий между бизнесом, властью и населением. В качестве недостающего звена совершенствования механизма управления экономикой региона разработан проект института исследования проблем управления адаптацией. В складывающейся схеме частно-государственного партнерства это звено помогло бы исследовать и создавать некую единую экономическую реальность в представлениях власти, бизнеса, населения и различных социальных структур, которая бы и задавала тренд развития. Впрочем, самого исторически сложившегося механизма взаимодействия бизнеса и власти нет, потому что отношения между властью и богатыми людьми в России при социализме регулировались особым образом и то, что в экономике происходит сейчас в то время, рассматривались бы, как экономическое преступление. Другие же страны развивали именно этот тип отношений. Сделано сравнение данных механизмов между собой, что позволило отметить ряд различий между ними, синтез которых и определил тот тип отношений, который сформировал экономику региона и страны в целом.

На основании анализа схем управления экономикой, акцент в исследованиях был направлен именно на существующие механизмы управления развитием региональной экономикой в российской и европейской науке. Исходя из имеющихся представлений были разработаны несколько схем, указывающих на те смыслы, которые в источниках отсутствуют. Это позволило создать ряд моделей структур, которые бы могли служить базой для создания механизма развития экономики Калининградского региона.

Технический подход к экономике позволил увидеть и зафиксировать подобные пробелы, оценить экономические потери от их недооценки. Как показывает практика, если экономика региона в результате совершенствования механизма управления развитием начинает работать эффективно, то это позволит значительно улучшить качество жизни населения и сделать рентабельной экономику в целом.

Уникальность системы управления складывается в зависимости от структуры отношений субъектов, связанных коммуникацией, на основе сочетания их генетической уникальности и выражается в процессах выработки и принятия решений. Изучение подобных систем является скрытой целью этого исследования.

Люди окружают себя моральными и правовыми обязательствами, создавая границы мышления для себя и других. Политика появляется там, где ваши границы нарушены, теми, кому вы дали такие права. Это значит, что в любой момент времени вы вправе пересмотреть ваше отношение и вернуть себе право на принятие решений в отношении себя.