Вы здесь

Управление человеческими ресурсами. Глава 3. Система управления человеческими ресурсами (В. В. Лукашевич)

Глава 3. Система управления человеческими ресурсами

3.1. Основные функции и задачи современной системы управления человеческими ресурсами организации (предприятия)

Аппарат управления организации (предприятия) включает в себя, как правило, подсистему линейного руководства и функциональные подсистемы. Важнейшими функциями подсистемы линейного руководства являются управление организацией в целом и управление отдельными функциональными службами: бухгалтерией, маркетинговой службой, службой управления персоналом и др.

Функциональные подсистемы создаются в целях концентрации однородных функций управления. В частности, любая организация (предприятие) имеет в составе аппарата управления функциональную службу (подсистему) управления кадрами. Эта служба с позиций системного подхода во многих организациях рассматривается как система управления человеческими ресурсами и объединяет все подсистемы, выполняющие функции управления работниками организации.

Важнейшими задачами системы управления человеческими ресурсами являются: подбор и расстановка кадров на основе диагностики их профессиональной пригодности; обеспечение трудовой дисциплины; стимулирование и мотивация трудовой деятельности; управление формальными и неформальными группами; подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.

Подразделение, осуществляющее управление персоналом, имеет определенную организационную структуру.

Организационная структура управления базируется, как известно, на горизонтальном и вертикальном разделении управленческого труда. Если вертикальное разделение труда ориентировано на выявление уровней управления, то горизонтальное базируется на четком определении функций, выполняемых каждым подразделением.

Современный уровень управления производством требует формирования комплексной службы управления человеческими ресурсами, которая могла бы выполнять следующие функции:

– прогнозирование потребности в кадрах;

– планирование количества и качественной структуры кадров в подразделениях предприятия;

– поиск квалифицированных кадров;

– подбор сотрудников в учебных заведениях;

– проведение конкурсов на вакантные места;

– создание условий для адаптации новых сотрудников;

– организация обучения персонала, стажировок и учебной практики;

– выработка рекомендаций для повышения квалификации;

– проведение аттестации персонала;

– организация переподготовки персонала;

– организация подготовки руководящих кадров;

– тарификация рабочих мест;

– оценка уровня безопасности и комфортности труда;

– выработка правил оценки результатов труда;

– согласование правил оплаты труда;

– координирование условий социального обеспечения;

– содействие улучшению психологического климата в коллективе;

– ведение личных дел работающих;

– подготовка отчетов о состоянии и изменении кадров.

Для осуществления перечисленных выше функций в современных организациях формируются структуры управления человеческими ресурсами, объединяющие под руководством заместителя директора по управлению персоналом все подразделения, имеющие отношение к работе с кадрами. На крупных предприятиях в системе управления человеческими ресурсами могут быть выделены следующие подсистемы: условий труда; трудовых отношений; оформления и учета кадров; планирования, прогнозирования и маркетинга персонала; развития кадров; мотивации и стимулирования труда; юридических услуг; развития социальной инфраструктуры; разработки организационных структур управления.

Служба управления человеческими ресурсами может быть по-разному встроена в аппарат управления предприятия. Она может существовать как часть администрации, как штабное подразделение при руководителе или как автономное подразделение. Однако в любом случае основной функцией этой службы остается принятие кадровых решений.

3.2. Решения в системе управления человеческими ресурсами организации

Решение – это выбор цели, который осуществляется, как правило, на основе рассмотрения альтернативных вариантов. Вместе с тем решение – это продукт управленческого труда, который в конечном счете повышает или снижает эффективность функционирования коммерческой организации (предприятия).

Решения в области управления человеческими ресурсами имеют ряд особенностей. Прежде всего, трудовая деятельность человека имеет многообразные биологические, физиологические, психологические и социологические измерения, что требует при принятии решений увязки биологических, физиологических и социально-психологических аспектов.

Кроме того, решения в области кадрового менеджмента носят коллегиальный характер, т. е. принимаются, как правило, руководителем совместно с представителями работников, профсоюзов, представителями органов государственной и местной власти.

И наконец, кадровые решения подвержены многочисленным ограничениям. В частности, на принятие таких решений оказывают влияние нормы трудового права (например, правила увольнения, нормы охраны труда и др.), установленные самим предприятием нормы (условия коллективного договора) и т. д.

На принятие решений в области управления человеческими ресурсами воздействуют различные группы факторов:

– объективные факторы внешней среды (экономические, демографические, природные и др.);

– факторы, обусловленные спецификой решаемой задачи (сложность, временной горизонт, количество участников и т. п.);

– факторы, связанные с особенностями предприятия (цели и стратегия предприятия, его величина, структура и другие параметры).

Решения, принимаемые в процессе управления персоналом, могут быть классифицированы по различным признакам.

По уровню управления различают решения, принимаемые на уровне начальника цеха (начальника отдела); заместителя директора; директора; министра.

По масштабу воздействия управленческие решения подразделяют на общие и частные (локальные).

Общие решения затрагивают систему в целом, например решения о приватизации предприятий.

Частные (локальные) решения касаются отдельных текущих вопросов работы производственной системы, например выявление и устранение причин невыполнения заданий по объему товарооборота секцией магазина.

По содержанию выделяют научно-технические, экономические и организационные решения. Примеры: научно-техническое решение – установка нового оборудования на предприятии; экономическое – премирование работника; организационное – создание второй смены на предприятии.

По форме подготовки и принятия различают единоличные, коллегиальные и коллективные решения.

Единоличные решения принимает руководитель предприятия, подразделения.

Коллегиальные решения обычно подготавливает и принимает группа специалистов, что позволяет использовать совокупные знания и опыт, а также учитывать различные мнения при обосновании решений.

Коллективные решения принимает весь коллектив (чаще всего на собрании), они затрагивают наиболее общие проблемы развития коллектива (например, решение о распределении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия).

По частоте повторяемости ситуации могут быть выделены стандартные и творческие решения.

Стандартные решения принимают в повторяющихся ситуациях, когда изменяются лишь количественные параметры (например, решение о приемке партии сырья). Необходимость принятия стандартных решений возникает часто, поэтому целесообразно разрабатывать типовые приемы их подготовки и реализации. Причем значительная часть разработки таких решений может быть формализована, а следовательно, механизирована и автоматизирована.

Конец ознакомительного фрагмента.