Вы здесь

Управление человеческими ресурсами. Глава 2. Рынок труда и реализация трудового потенциала в системе отношений занятости (В. В. Лукашевич)

Глава 2. Рынок труда и реализация трудового потенциала в системе отношений занятости

2.1. Современный рынок труда и условия, необходимые для его существования

Обязательным атрибутом капиталистической экономики наряду с рынками товаров и капиталов является рынок труда. На этом рынке происходит продажа наемными работниками своей рабочей силы работодателям. При этом для существования современного полноценного и конкурентоспособного рынка труда необходимо соблюдение определенных условий:

– наличие множества независимых субъектов, представляющих сторону спроса и сторону предложения на рынке труда;

– свобода выбора для субъектов рынка труда;

– высокая степень мобильности субъектов рынка труда;

– конкурентная среда в экономике.

Рынок труда можно представить как рынок рабочей силы и рынок рабочих мест. Это соотношение можно представить в виде формулы:


Рт = Рс + Рм, (2.1)


где Рт – рынок труда;

Рс – рынок рабочей силы;

Рм – рынок рабочих мест.

Нужно отметить, что в этом соотношении рынок рабочей силы всегда больше, чем рынок рабочих мест. Значит, существует безработица. Из этого следует, что стороны, представляющие спрос и предложение на рынке труда, имеют неравноценные позиции. Сторона, предлагающая рабочие места, имеет преимущества и учитывает дефицит рабочих мест при покупке рабочей силы. Кроме того, работодателям всегда легче договориться между собой об условиях покупки рабочей силы, чем безработным об условиях ее продажи. Существует даже понятие «естественная норма безработицы», которая определяется в развитых странах на уровне 5–6 %.

Уровень безработицы может быть исчислен по формуле:




где УБ – уровень безработицы;

БР – не занятые трудовой деятельностью граждане, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу;

З – занятые в народном хозяйстве;

З + БР – численность экономически активного населения.

В условиях мирового экономического кризиса уровень безработицы во многих странах ЕЭС, в частности, в Испании, Португалии, Греции и др., существенно превышает «естественную норму безработицы», что вызывает социальную напряженность в обществе и требует усилий со стороны государств в решении социально-трудовых проблем.

В России ситуация на рынке труда более благополучная по сравнению со странами ЕЭС. Служба исследований рекрутингового сайта HeadHunter провела опрос 569 российских компаний и выявила две тенденции. Обе весьма оптимистичные. Во-первых, в планах 49 % работодателей значится расширение штата. Во-вторых, многие опрошенные предприниматели (59 %) обещают провести индексацию зарплат.

Однако при любых обстоятельствах в одном контексте с понятием «рынок труда» следует рассматривать такие понятия, как «занятость» и «безработица».

2.2. Занятость и безработица

Понятие «использование рабочей силы» имеет более широкий смысл и включает наряду с занятостью распределение трудоспособного населения между отраслями и сферами хозяйства и по территории страны, а также эффективное использование рабочей силы непосредственно на производстве.

Категория «занятость» выражает лишь одну из сторон производственных отношений по поводу включения работника в конкретную организацию на определенном рабочем месте.

В соответствии с законодательством РФ «занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход»[7].

С позиций российского законодательства занятым населением считаются трудоспособные граждане, которые:

– работают по найму;

– имеют оплачиваемую работу, но временно отсутствуют в связи с болезнью или отпуском;

– самостоятельно обеспечивают себя работой (предпринимательство, фермерство и пр.);

– проходят военную службу;

– обучаются на очных отделениях учебных заведений.

Кроме того, к занятым относятся лица, выполняющие работы по договорам, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность[8].

В настоящее время в кадровом менеджменте различается несколько видов безработицы, в частности:

– фрикционная;

– институционная;

– вынужденная.

Фрикционными безработными считаются люди, которые, покинув прежнее место работы, находятся в процессе перехода на новое место работы. Этот вид безработицы характеризуется незначительной продолжительностью во времени.

Институционная безработица может рассматриваться как добровольное увеличение срока поиска работы. Этот вид безработицы порождается институтом социальной защиты безработных (в нашей стране этот институт не развит) и несовершенством налоговой системы (чем выше ставки подоходного налога и ниже доходы работников, чем меньше разница между трудовым доходом и социальными пособиями, тем меньше у безработного желание трудиться).

Вынужденная безработица рассматривается как технологическая, структурная, экономическая, маржинальная и молодежная.

Технологическая безработица обусловлена переходом к новым технологиям и новым поколениям техники, что требует нового более высокого уровня квалификации или перепрофилирования. Например, в полиграфии применение компьютерной верстки резко изменило труд верстальщика.

Структурная безработица связана с масштабными структурными перестройками экономики, закрытием устаревших предприятий и т. п. К этому же типу можно отнести и конверсионную безработицу, возникающую при сокращении занятых в военных отраслях промышленности и армии.

Экономическая безработица вызвана конъюнктурой рынка, поражением части производства в конкурентной борьбе.

Маржинальная безработица – это безработица слабозащищенных слоев населения, обычно молодежи и женщин, ищущих работу после перерыва в работе в связи с уходом за малолетними детьми.

Молодежная безработица, как правило, наблюдается на двух этапах:

1) после окончания школы;

2) после окончания учебных заведений, если не удается устроиться на работу.

Уровень безработицы в Российской Федерации в настоящее время, по данным официальной статистики, стабилизировался на уровне 10–12 %. При этом имеются регионы, где этот показатель выше или ниже, чем по стране в целом. В частности, к наиболее благополучным регионам в части обеспечения занятости можно отнести такие субъекты Российской Федерации, как Москва и Санкт-Петербург, а к регионам с высоким уровнем безработицы относятся Кабардино-Балкария, Чечня, Дагестан и др.

2.3. Система органов управления трудовыми ресурсами

Государственная система управления трудовыми ресурсами охватывает органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Основными задачами государственной системы органов управления трудовыми ресурсами являются: принятие законов, регулирующих социально-трудовые отношения, обеспечение контроля за выполнением этих законов, а также выработка и реализация государственной политики в области социально-трудовых отношений.

Законодательство в области социально-трудовых отношений находится в компетенции Совета Федерации и Государственной Думы. Как в Государственной Думе, так и в Совете Федерации существуют определенные комиссии и комитеты, в компетенцию которых входят вопросы регулирования социально-трудовых отношений.

При этом федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Государственной Думой. В частности, новый Трудовой кодекс РФ, составляющий основу трудового законодательства, принятый Государственной Думой, был одобрен Советом Федерации.

Исполнительную власть олицетворяет, как известно, Правительство РФ. Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов. На них возлагается также и исполнительно-распорядительная функция.

В 2012 году было принято решение о создании Министерства труда и социальной защиты РФ, которому были переданы следующие функции:

– выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере демографии, труда, уровня жизни, доходов и оплаты труда;

– выработка и реализация государственной политики в области пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда;

– формирование государственной политики в области социального партнерства, трудовых отношений, занятости и безработицы;

– обеспечение социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних, недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

Ключевые направления деятельности Министерства труда и социальной защиты:

• социальная политика;

• социальная защита инвалидов;

• социальная политика в отношении семьи, женщин и детей;

• социальное обслуживание граждан;

• социальное страхование;

• социальная защита граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций. Демографическая политика;

• социальная защита ветеранов;

• уровень жизни и доходов населения;

• фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

• международное сотрудничество;

• развитие гражданского общества;

• защита прав потребителей.

К органам исполнительной власти относится и Федеральная служба занятости, которая осуществляет регистрацию безработных, организует выплату пособий по безработице, информирует безработных о наличии вакантных рабочих мест, а предпринимателей о наличии свободной рабочей силы, организует профессиональную ориентацию и переобучение безработных.

Деятельность исполнительных органов государственной власти в области управлении трудовыми ресурсами трудно оценить однозначно. Наряду с позитивными предложениями, которые от них поступают, существует немало проблем, еще не решенных или решенных неудовлетворительно. Например, нельзя признать удовлетворительным существующее ныне соотношение между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом, не стимулирует высокопроизводительный труд на государственных предприятиях действующая система оплаты труда и т. д.

Определенную роль в управлении трудовыми ресурсами играет и судебная система Российской Федерации.

Суд – это особый государственный орган, который специфическими (юридическими) средствами и специальным аппаратом осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан. Судопроизводство соответственно осуществляет рассмотрение дел и принятие решений.

Судебную власть представляют Конституционный, Верховный, Высший арбитражный, федеральные суды.

Суды составляют судебную систему Российской Федерации, которая строится на основе единства, иерархичности и соподчиненности. Единство судебной системы состоит в том, что правила судопроизводства едины, право применяется единообразно, а решения судов обязательны для исполнителей на всей территории страны. Иерархичность судебной системы заключается в наличии нескольких уровней судов определенного вида: федеральных, субъектов РФ, городских и районных. Соподчиненность звеньев судебной системы состоит в том, что вышестоящие суды контролируют правильность применения закона нижестоящими и их решения обязательны для исполнения нижестоящими судами.

Судебная власть призвана осуществлять правосудие, т. е. наказание нарушителей закона, разрешение конфликтов, связанных с нарушением трудового законодательства, и т. п.

Государственные органы в процессе управления трудовыми ресурсами тесно взаимодействуют, что свидетельствует о наличии единой системы государственных органов управления трудовыми ресурсами.

Выводы

Рынок труда можно представить как рынок рабочей силы и рынок рабочих мест. При этом рынок рабочей силы, как правило, больше, чем рынок рабочих мест. Поэтому даже в развитых странах существует проблема занятости.

Различаются следующие виды безработицы: фрикционная, институционная и вынужденная. Вынужденная безработица рассматривается как технологическая, структурная, экономическая, маржинальная и молодежная.

Государственная система органов управления трудовыми ресурсами охватывает органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

К органам законодательной власти относятся Государственная Дума и Совет Федерации, в которых комитеты и комиссии занимаются законотворческой деятельностью в области социально-трудовых отношений.

Исполнительную власть олицетворяет Правительство РФ. Государственную политику в области социально-трудовых отношений призвано осуществлять Министерство труда и социальной защиты. Важную роль в обеспечении занятости призвана играть Федеральная служба занятости.

Судебная власть представлена Конституционным судом РФ, Верховным судом РФ, Высшим арбитражным судом РФ, федеральными судами. Органы судебной власти призваны обеспечивать соблюдение трудового законодательства и разрешать трудовые споры.

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой рынок труда?

2. Какие условия необходимы для существования современного полноценного рынка труда?

3. Что означает понятие «занятость»?

4. Что такое безработица, и какие виды безработицы существуют в современном обществе?

5. Какова роль законодательных органов власти в управлении трудовыми ресурсами?

6. Каковы основные функции Министерства труда и социальной защиты?

7. Чем занимается Федеральная служба занятости?

8. Какую роль играют органы судебной власти в управлении трудовыми ресурсами?