2. Процесс управления финансами
Как и в любой другой управляемой системе, в процессе управления финансами выделяются субъекты и объекты управления. В качестве объектов выступают разные виды финансовых отношений, в качестве субъектов – организационные структуры, осуществляющие самоуправление.
Функциональные элементы в управлении финансами.
Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы.
Наиболее важное место в управлении отводится планированию. Именно в результате планирования всевозможный субъект хозяйствования многосторонне оценивает состояние своих финансов, находит возможности приумножения финансовых ресурсов, направления их использования с наибольшей эффективностью. На основе анализа полной и достоверной информации принимаются управленческие решения. Если информация достоверна и получена своевременно, то принятие обоснованных решений обеспечено. Финансовая информация основывается на статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности.
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на базе оперативного анализа образующейся финансовой ситуации и преследующих достижение цели, которая заключается в получение наибольшего эффекта при малом числе затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.
Управление финансовым состоянием. Потоки денежных средств предприятий являются частью его финансов, т. е. существующих финансовых отношений Денежные средства предприятия находятся в постоянном кругообороте. Они вложены в оборотные и внеоборотные активы. Кругооборот внеоборотных активов происходит в течение весьма длительного временного периода – нескольких лет, а оборотных активов – значительно быстрее. Рассчитывается и анализируется оборачиваемость именно оборотных активов.
Управление и оптимизация на базе взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль». Главными факторами, определяющими финансовое состояние организации, являются управление и оптимизация на базе взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль».
При анализе взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль» применяются три элемента:
1) маржинальный доход (разница между выручкой от продажи продукции и переменными затратами, связанными с ее производством):
МД = В – Пер;
2) относительный доход (маржинальный доход, выраженный в процентах по отношению к выручке от продажи продукции):
ОД = МД / В × 100;
3) передаточное отношение (отношение маржинального дохода к прибыли от реализации продукции):
ПО = МД / Пр. Анализ взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль» позволяет организациям:
1) установить зависимость между темпом роста прибыли и объема реализации;
2) определить отношение затрат, цены и объема реализации продукции;
3) точно планировать прибыль фирмы и определить наиболее рентабельные виды продукции и производства;
4) использовать метод во внутрифирменном планировании;
5) определить основы принятия тактических и стратегических управленческих решений;
6) определить эффективность инвестиционных проектов.