Глава 1. Сущность трудовой карьеры и условия ее формирования
§ 1.1. Выбор профессии как первый этап управления карьерой
Каждый человек хочет сделать свою карьеру, отвечающую его устремлениям и интересам. Кто-то еще только стоит в начале большого пути, быть может, являясь студентом ВУЗа, или недавно начал работать и столкнувшись с жизненными реалиями, размышляет по какому пути ему двинуться. Некоторые еще только учатся в школе и, глядя на жизнь окружающих людей, пытаются представить себя на их месте, а потому стараются выбрать, часто меняя свои мнения, тот вид деятельности, который кажется наиболее ценным для них, так как способствует достижению успеха, славы, богатства, или решения каких-либо важных проблем, от которых зависит жизнь окружающих людей. Немалую роль на такой выбор оказывает и художественная культура, так как подсознательно мы стремимся подражать любимым героям книг или фильмов. Читатели среднего возраста, наверняка могут вспомнить, что в детстве мальчики мечтали стать космонавтами, капитанами дальнего плавания, военными или милиционерами, а девочки – врачами, преподавателями, актрисами, так как все эти профессии отражали большую общественную ценность.
Взрослея, мы начинаем более реально смотреть на вещи, и выбирать ту стезю, которая наиболее подходит нам в силу наших способностей, характера, а также веса данной профессии в обществе. Так многие из вышеперечисленных профессий в современной российской действительности потеряли свою былую общественную значимость, в силу того, что стали малооплачиваемыми, хотя и не потеряли своей исключительной важности. И те, кто все-таки выбрал те профессии, о которых мечтал в детстве, возможно, самые счастливые люди на свете.
Но выбор профессии это только часть плана жизненного самоутверждения. Практически каждый человек хочет в этой профессии преуспеть, т.е. иметь успех. Успех, каждый понимает по-своему, в зависимости от того какие ценности для него являются главными. Кто-то хочет стать начальником высокого ранга, преуспевшим на государственной службе, и имеющим различные социальные блага, кто-то преуспевающим топ-менеджером, решающим важные вопросы на своей фирме и получающим за это высокое вознаграждение, позволяющее приобретать себе различные блага. Иные люди мечтают о своем деле, хотят стать предпринимателями, создать фирму, которая не только принесет им богатство, но и успех, общественное признание. А есть люди, которые под карьерой понимают не служебный рост, а профессиональный, выражающийся в освоении смежных профессий, наук, прикладных программ и т.п., чтобы удовлетворить и познавательные потребности, и стать специалистом, востребованным на рынке труда.
Таким образом, каждый человек выбирает ту карьеру, которая ближе ему по духу и зову сердца.
Что же такое трудовая карьера? Существует несколько определений.
Во-первых, это продвижение вперед по однажды выбранному трудовому пути.
Во-вторых, это получение больших полномочий по сравнению с другими работниками.
В-третьих, получение более высокого статуса, престижа, власти. В более узком смысле мы понимаем карьеру, как продвижение по службе. Наверное, самым точным определением будет следующее.
Карьера – это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем и об удовлетворении, получаемом от процесса трудовой деятельности.
В зависимости от своих психологических особенностей: типа характера, темперамента, способностей, реализовать карьерные устремления можно по нескольким направлениям.
Наиболее частым пониманием карьеры является рост по вертикали. Это такое воплощение карьеры, которое могут увидеть окружающие. Это подъем на более высокий уровень в иерархической структуре.
Перемещение в другую функциональную область деятельности, освоение смежных специальностей является ростом по горизонтали. Это, например, кадровая ротация. Этот вид карьеры подразумевает собой также расширение или усложнение задач на прежней должности.
Наименее очевидным для окружающих является центростремительное направление карьеры. Это приближение работника к структурам, принимающим решения. Оно выражается в приглашении работника на совещания или неформальные встречи, где его мнение может быть важным для принятия решений, если он является компетентным экспертом или специалистом в своей области. Так же это может быть роль так называемого «серого кардинала», т.е. человека, не имеющего официальных полномочий, но принимающего решения в организации, воплощенные в советах и указаниях руководству, придающему им статус приказов и распоряжений. Такой вид карьеры хорош для людей, которые не желают нести ответственность за принимаемые решения, но, тем не менее, хотят влиять на дела компании, в которой они работают.
Выбор карьеры, равно как и выбор профессии во многом зависит от способностей и склонностей к тому, или иному виду деятельности. Еще начиная со школьной скамьи, одним хорошо дается математика и физика, другим история и литература, третьим – родной и иностранный языки, и соответственно, предметы, связанные с общением. Другими словами, выражаясь простым языком, всех людей можно разделить на «технарей» и «гуманитариев» или же на «физиков» и «лириков». Такие критерии являются одними из наиболее важных в выборе профессии, ибо, если человек будет с трудом ориентироваться в определенных предметах, то даже если ему удастся получить специальность, которая, как кажется, по душе, то удовлетворения от такой деятельности все равно не будет и, соответственно, ни о какой карьере здесь говорить не приходится. В то же время очень часто приходится наблюдать, например, в период приемных экзаменов в ВУЗы, как молодые люди после школы, или достаточно зрелые люди, после армии или с определенным опытом работы подают заявления на специальности, которые красиво звучат и как им кажется, обеспечат им жизненный успех. К таким специальностям, например, относятся «Финансовый менеджмент», «Банковское дело», «Маркетинг» и ряд других. Это конечно престижные и востребованные специальности на рынке труда, но проблема в том, что стать хорошим специалистом в них могут «физики», а не «лирики». Для вторых лучше подойдут такие специальности как «Связи с общественностью», «Юриспруденция», «Управление персоналом», которые также по-своему востребованы и престижны. И здесь очень важен профориентационный подход, которого могут придерживаться или не придерживаться представители приемной комиссии ВУЗа. Так как помимо ЕГЭ или других вступительных испытаний, необходимо проводить с абитуриентом профориентационное собеседование, выясняя по каким критериям, он выбрал именно эту специальность и как он представляет себе свою будущую профессию. И очень часто удается и переубедить абитуриента в том, что ему больше подойдет другая специальность, и не потерять его как потенциального студента.
Поэтому перед тем, как сделать свой выбор, очень желательно пройти профориентацию, побывать на днях открытых дверей, побеседовать с преподавателями и сотрудниками приемных комиссий, выяснить какие предметы входят в учебные планы по той или иной специальности.
Профессиональная ориентация – это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или смену рода деятельности.1 Работа по профориентации ставит своей целью оказание помощи молодым людям (учащимся средних школ) и людям, ищущим работу в выборе профессии, специальности, места работы или учебы с учетом присущих им склонностей и интересов, психофизиологических особенностей, а также с учетом складывающейся в каждом временном периоде конъюнктуры на рынке труда.
Конечно, в наше время стихийного рынка, этому направлению уделяется мало внимания, особенно в связи с тем, что никто не выделяет средств на плановую долгосрочную работу по профессиональной ориентации будущих работников. И в стратегической перспективе это серьезная ошибка, как с точки зрения государственной социальной политики, так и с точки зрения потенциальных работодателей, которые зачастую получают плохо подготовленных работников, не расположенных к той профессии, которую они себе выбрали. Но кроме этого профориентационная работа направлена еще на одно условие успешности овладения работниками выбранной профессией, или другими словами, трудовой адаптации. Это престиж и привлекательность профессий и специальностей в обществе, в различных социальных группах, для каждого отдельного человека. Престиж и привлекательность – отнюдь не одно и то же. Престиж характеризует оценку какого-либо вида деятельности в соответствии с принятой в обществе шкалой ценностей. Привлекательность профессии определяет желательность ее приобретения тем или иным потенциальным работником. Чем выше престиж и привлекательность профессии, тем сильнее стремление работника выбрать ее себе и закрепиться в ней, сделав один из видов карьеры описанной выше. Часто, в глазах человека, престиж и привлекательность какой-либо профессии определяется по успешной деятельности какой либо организации или конкретного человека, как, например, банковское дело по профессии банкира, хотя окончившие институт по этой специальности начинают, как правило, с должности кассира-операциониста, и далеко не каждый становится управляющим банком, завершив свой карьерный рост на более низком уровне. Тем не менее, такая позиция способна сформировать положительный образ в глазах потенциальных работников в процессе профориентационной работы.
В идеале основными формами профориентационной работы должны являться профессиональное просвещение, профессиональная информация, профессиональная консультация и профессиональный отбор. Профессиональное просвещение должно начинаться еще в школьные годы через организацию кружков, уроки труда, специальные уроки по основам различной профессиональной деятельности.
Профессиональная информация – это система мер по ознакомлению учащихся и ищущих работу с ситуацией в области спроса и предложения на различные специальности на рынке труда, перспективами развития видов деятельности, с характером работы по основным профессиям, условиями и оплатой труда, возможностями карьерного роста, учебными заведениями, готовящими по данным специальностям и т.д.
Профессиональная консультация – это оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем изучения личности человека, обратившегося за профессиональной консультацией с целью выявления состояния его здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор или смену профессии. Услуги по профессиональной консультации оказывают некоторые консалтинговые компании.
Но в любом случае, перед выбором профессии следует заняться хотя бы самостоятельной профориентацией. Для этого, как уже говорилось выше, следует узнавать больше о специальностях, которые можно получить в ВУЗах или других учебных заведениях, для этого помимо непосредственного посещения ВУЗов, существуют выставки «Образование и карьера», «Образование для взрослых», «Образование для Вашего ребенка», перманентно проводящиеся в различных центрах Москвы и других крупных городов России, ярмарки вакансий и другие подобные мероприятия. Кроме того, необходимо разобраться в своих склонностях и характерных особенностях, о чем мы еще неоднократно поговорим в данной монографии данной книги. Для того же, чтобы попробовать самостоятельно профориентроваться, существуют также специальные профориентационные тесты, пройдя которые, можно понять, какая специальность для человека наиболее приемлема, где он сможет добиться наибольшего успеха и применения своим способностям.
Важное место при выборе сферы профессиональной деятельности в начале своего трудового пути играет тип личности человека, определяющего область деятельности. Наиболее оптимальной для данной цели считается типология личностей Дж. Голланда2. В ней выделяют следующие типы личности и наиболее близкое им содержание деятельности.
– Реалистический тип, ориентированный на манипулирование инструментами и механизмами.
– Исследовательский тип, ориентированный на поиск.
– Артистичный тип, ориентированный на эмоциональные проявления и самопрезентацию.
– Социальный тип, ориентированный на взаимодействие с людьми.
– Предпринимательский тип, ориентированный на влияние на других людей.
– Конвенциональный тип, ориентированный на манипулирование данными, информацией.
Дадим более подробное описание названных типов.
Реалистический или практический. Профессионалы данного типа склонны заниматься конкретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы, в основном, на практический труд, быстрый результат деятельности. В интеллектуальной сфере, в большой степени, преобладают математические способности. Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее.
Чаще всего люди этого типа выбирают профессию механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и другие профессии, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Общение не является ведущим в структуре деятельности, а связано, скорее, с приемом и переработкой информации
2. Интеллектуальный (или исследовательский) Профессионалы данного типа отличаются аналитическим складом ума, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы. Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических абстрактных задач.
Люди этого типа предпочитают профессии научно-исследовательского направления: ботаник, физик, философ, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Межличностные отношения в структуре деятельности играют незначительную роль.
3. Артистический. Профессионалы данного типа оригинальны, независимы, в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают собственным (часто сложным) взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Отношения с окружающими строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией, координацией, развитым восприятием. В достаточной степени развиты коммуникативные способности.
Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.
4. Социальный. Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы. Способны к сопереживанию, умению войти и понять эмоциональное состояние другого человека.
Обладают хорошими вербальными способностями, готовы входить в контакт с людьми (нуждаются в большом количестве контактов). Математические способности развиты слабее.
В основном, люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению
5. Конвенциальный или стандартный Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, обладают хорошей энергией, ориентированы на социальные нормы. Проявляют склонность к миру обозначений, часто переводя предметные свойства окружающего мира в знаковую систему. Отдают предпочтение четко определенной деятельности, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом. В основном выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчетными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношении мeжду числами, системами условных знаков: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, корректор и другие, направленные на обработку ин формации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.
Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является веду- щей, что вполне устраивает данный профессиональный тип. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но обладают достаточно высокими исполнительскими качествами.
6. Предпринимательский (или инициативный) Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству, имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями. Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочтительной является деятельность, позволяющая проявлять энергию, организаторские способности. Сюда относятся профессии товароведа, директора, журналиста, телерепортера и другие, связанные с руководством, управлением и общением в разных ситуациях с разными людьми, влиянием на убеждения людей. Это тип всегда неудовлетворенного полностью человека. Хотя в соответствии с концепцией Голланда один из типов всегда является доминирующим, тем не менее, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух или более близких ему типов.
Рисунок 1.1 Профессиональные типы по Голланду.
Каждый тип наиболее сходен со своими соседями по шестиугольнику и наиболее отличается от противоположного в шестиугольнике типа личности.
Типы личностей, к которым относится тот или иной человек тем ближе друг к другу, чем ближе углы в шестиугольнике. Например, реалистическому типу личности, наиболее близки интеллектуальный (исследовательский) и конвенциональный. А социальному – предпринимательский и артистичный. Учитывая содержание доминирующих и не доминирующих ориентаций можно выбирать те виды деятельности, которые ближе человеку и в которых он будет более успешен. В случае если доминирующая и другие ориентации далеки друг от друга, то карьеру выбрать сложнее. Согласно исследованиям Голланда, две наиболее близкие ориентации соответствуют наиболее совместимым. Это означает, что если две полученные в результате тестирования ориентации находятся рядом, то тестируемый не будет иметь проблемы, выбирая профессиональную карьеру. Однако если ориентации окажутся противоположными (например, реалистическая и социальная), то молодой человек будет иметь много сложностей и неприятностей при выборе профиля, работы и карьеры, потому что в данном случае его интересы предполагают различные типы карьеры.
Определить профессиональный тип можно путем прохождения теста Голланда, являющегося методом профессионального самоопределения и использующегося при профориентационном консультировании.3
Когда человек приходит устраиваться в организацию, то в отличие от поступающих в ВУЗ, свой выбор он уже сделал, однако, для дальнейшего планирования карьеры, полезно знать, каким образом сделан выбор. Это можно выяснить, задав соответствующие вопросы, при проведении интервью с кандидатом на вакантную должность.
Выделяют четыре основные ситуации выбора профессии.
– Традиция. В данном случае вопрос выбора профессии не возникал в силу семейной традиции или обычаев, например, все мужчины в конкретной семье должны быть военными.
– Случай. Выбор профессии произошел случайно в силу некоего события, подтолкнувшего человека к выбору данной специальности или проявлению интереса.
– Долг. Выбор профессии связан с представлением о долге, о своей миссии, призвании или обязательствах перед людьми.
– Целевой выбор. Выбор связан с сознательным определением целей профессиональной деятельности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения, т.е. человек, знает о будущей профессиональной деятельности до момента выбора.
Таким образом, первый шаг на пути успешной карьеры – это самоопределение и самоидентификация. Если человек сделает сознательный выбор профессии, к которой у него есть склонность, и он осознает какого качественного уровня хочет достигнуть, то сможет определить по какому пути для достижения своей цели ему следует двигаться дальше.
Далее следует овладевать знаниями и стремиться к своему профессионально-личностному развитию. На это уходят долгие годы. Но даром они не пропадут. Так как даже если работнику не удается достигнуть вершин карьеры самостоятельно, допустим, по причине отсутствия нужных связей, то в любом случае он сделает профессиональную карьеру, т.е. станет хорошим специалистом. К тому же нельзя недооценивать вероятность случая или провидения. Очень часто так бывает, что о нас неожиданно вспоминают наши друзья или просто знакомые, ушедшие вперед по карьерной лестнице, и когда им оказываются нужны «свои» люди, которым они могут доверять, то они могут вспомнить о нас. И если к этому времени, вы представляете собой известного специалиста в своей области, то это наилучшим образом способствует выбору вас в качестве потенциального кандидата. В качестве примера, можно привести современную правительственную команду, в которой многие люди являются сокурсниками или бывшими сотрудниками президента и премьер-министра России, которых они привлекли к управлению, поскольку могли на них положиться, что вполне естественно. В то же время каждый из них к тому моменту был достаточно известным специалистом в своей области деятельности.
§ 1.2. Временные факторы управления карьерой
Некоторые люди, наверное, считают, что те, кому удается сделать успешную карьеру, стать известным человеком, начинают ее достаточно рано, по крайней мере, после окончания ВУЗа, а то и раньше, и тогда годам к 40 становятся вполне преуспевающими людьми. Такой подход вовсе неплох, и естественно многие так и поступали, но далеко не все. Он оправдан, если человек в силу каких-то причин выбрал для себя одно какое-то близкое ему по духу направление деятельности. Например, решил стать военным. Тогда, конечно, действуя в этом направлении, закончив военное училище, успешно выполняя свои служебные обязанности, дополнительно, заканчивая военную академию, можно к 40 годам стать полковником, а если очень повезет, то и генералом, правда, как правило, сами по себе случаи такого везения редки, да еще и академию генерального штаба дополнительно надо закончить. Но, тем не менее, если посмотреть на тех же военных, даже находящихся в генеральских чинах, то мы часто видим, что многие из них в зрелом возрасте меняют свою военную карьеру на гражданскую – становятся губернаторами, депутатами, или идут в частный бизнес, т.е. начинают новую карьеру, пусть и не с нуля, так как их вес и заслуги имеют значение, но все же, переходят в новую для себя плоскость деятельности к другим принципам управления, чем единоначалие, принятое в армии.
Примерно такая же схема построения карьеры в научно-преподавательской деятельности. Так чтобы получить ученое звание доцента, присваиваемое Высшей аттестационной комиссией, нужно иметь высшее образование по специальности, получить степень кандидата наук, иметь научно-педагогический стаж не менее 5 лет, при этом не менее года работы по специальности в должности доцента, выбранной по конкурсу. Кроме этого нужно быть автором (соавтором) двух учебно-методических пособий (или одного учебника), а также двух монографий или других работ, написанных за последние три года перед представлением к ученому званию.
Дальнейший путь еще сложнее, поэтому-то многие преподаватели, получив звание доцента, не двигаются дальше. Для получения звания профессора, нужно иметь искомое звание доцента, стаж научно-преподавательской работы не менее 10 лет, получить степень доктора наук (что связано со своими определенными сложностями), подготовить двух кандидатов наук, защитивших диссертации, и также написать определенное количество (не меньше 5) учебных пособий и других научных работ. А если учесть, что на этом пути существует множество научных противников, оспаривающих достижения кандидата, то до логического конца добираются только самые стойкие.
В условиях рыночной экономики, в которой мы существуем, более реальным является постоянная смена мест деятельности, переход из одной компании в другую, иногда по той же специальности, так как опыт работы на предыдущем месте ценится и приветствуется, а иногда и полностью сменив вид деятельности, которым занимались в течение долгого времени. Автор говорит об этом не понаслышке, так как сам относится к людям второго типа, и «земную жизнь, пройдя до половины», говоря языком Данте, круто сменил свой род и вид деятельности, при этом карьера на новом поприще стала гораздо успешнее предыдущей.
Таким образом, начать карьеру, на новом поприще, сменив род деятельности можно всегда. Примером успешной карьеры, осуществленной уже в зрелом возрасте, когда ему исполнилось 43 года, является Айзек Зингер (1811–1875), основатель всемирно известной империи швейных машин. Обладавший прекрасными внешними данными и даром убеждения, он считал, что в нем пропадает великий актер, но его актерская карьера не складывалась, несмотря на то, что, обладая еще и предпринимательским и рационализаторским талантом, ему удавалось добывать средства для реализации своего актерского поприща. Окончательно разочаровавшись в данной профессии, которая не принесла ему ни славы, ни богатства, он переменил еще несколько профессий, сделав, при этом неплохие изобретения, которые ему так и не удалось реализовать волею судеб, пока случай не столкнул его со швейными машинками. В 1851 году он запатентовал свою первую машинку, но прошло еще три года, прежде чем ему удалось убедить американское общество, что его детище самое лучшее. Лишь в 1854 году, он основал одноименную компанию, и год спустя, имел огромный успех, продолжая усовершенствовать свои изобретения и раскручивать свое дело, посредством недюжинных предпринимательских способностей.4 Это один из ярких примеров самостоятельного планирования карьеры, о котором будет рассказано в следующем параграфе.
Давайте рассмотрим, какие возрастные этапы присущи карьере любого человека.
Делая карьеру, любой человек руководствуется определенной мотивацией, реализует определенные потребности. Об этом мы еще поговорим подробнее ниже. Поэтому цели и задачи, которые он перед собой ставит на разных возрастных этапах, отличаются друг от друга.
Первый этап можно назвать предварительным. Он включает в себя учебу в школе, получение среднего и высшего образования. Как правило, его продолжительность – до 25 летнего возраста. Здесь вырабатываются первичные представления о своей будущей деятельности. Человек может сменить несколько мест работы, в поисках того вида деятельности, который удовлетворял бы его потребностям и интересам, причем часто современная молодежь начинает подрабатывать, а некоторые, и серьезно работать, еще продолжая процесс обучения. Когда найдено место работы, удовлетворяющее работника на данном этапе, то начинается процесс самоутверждения человека и как работника и как личности. Для того чтобы успешно продвигаться на этом этапе, требуется готовность смириться с осознанием своей зависимости от вышестоящих лиц, что сделать достаточно трудно, так как молодой специалист, часто считает, что обремененный многими знаниями, успешно защитивший диплом, он лучше других людей, тех, кто давно работает и занимается сугубо практической деятельностью, знает как надо действовать, чтобы успешно выполнять свою работу. Те молодые люди, которые в начале своей карьеры смогут обуздать свой юношеский максимализм, и начнут учиться у старших, одновременно успешно выполняя порученную работу, получают неплохие шансы на успех.
Второй этап карьеры – становление. Этот период длится в течение пяти лет (с 25 до 30 летнего возраста). Работник осваивает выбранную профессию, приобретает практические навыки, квалификацию, происходит его самоутверждение, уже как специалиста, так как опыт работы и самостоятельность в принятии решений, позволяет приобрести компетентность. Появляется потребность в независимости от вышестоящих лиц. Переход работника во вторую стадию карьеры дает возможность стать профессионалом в выбранном виде деятельности. Второй этап очень важен для работника в психологическом плане. Здесь человек может потерпеть неудачу в процессе становления, будет вынужден перейти на другое место работы, часто опустившись на первую ступень и снова оказаться в зависимом положении, но можно и утвердиться, став независимым профессионалом.
Третий этап – продвижение. Он длится от 30 до 45 лет. Если посмотреть, на современных преуспевающих менеджеров, то именно в возрасте от 35 до 40 лет состоялся их карьерный взлет. На данном этапе происходит процесс роста квалификации, продвижения по службе, накапливается практический опыт, формируются навыки. У работника растет потребность в самоутверждении, в достижении более высокого статуса и еще большей независимости. На этом этапе начинается самовыражение работника, как личности. Одновременно с реализацией должностного роста, часто начинается процесс реализации творческого роста. Многие люди с высшим образованием, стремятся получить ученую степень и звание, начинают заниматься преподавательской деятельностью, передавая свои знания молодым людям, публикуют свои работы в СМИ. Основные усилия работников направлены на увеличение своих доходов, так как этот этап одновременно является основным в жизни человека в плане обретения семейных ценностей, рождения детей. Ближе к 40 годам люди начинают больше обращать внимание на заботу о своем здоровье.
Профессионалы, вступая в третий этап своей трудовой карьеры, становятся наставниками тех, кто находится на первом этапе карьеры. Они стремятся расширить свои возможности, заводят связи с другими организациями, взаимодействия с другими людьми, начинают работать по совместительству.
На третьем этапе карьеры работники начинают нести ответственность не только за себя, но и за подчиненных. В то же время, в силу определенных ситуаций, связанных с внешними обстоятельствами, человек может снова опуститься во вторую стадию карьеры. Но цельные личности не падают духом, и стремятся снова достигнуть былого положения, а может и более привилегированного уже на новом месте.
Четвертый – этап сохранения достигнутых результатов. Продолжается от 45 до 60 лет. Характеризуется действиями по укреплению достигнутых результатов. Это пик совершенствования, которого достигает человек в своей трудовой карьере. Этот период характеризуется творческими устремлениями. Многие люди (особенно, работающие в государственной и научной сфере деятельности, как наиболее консервативных) активно поднимаются по служебной лестнице. Работник достигает вершин независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе (самоуважение), а также признание заслуг со стороны окружающих. Человек начинает думать о своем обеспечении после выхода на пенсию, старается обеспечить себе другие, дополнительные источники доходов.
Пятый этап условно можно назвать завершение карьеры, при этом имеется в виду, завершение какого-то основного вида деятельности, которым, человек занимался в течение продолжительного времени. Происходит он в 60–65 летнем возрасте, когда работник готовится к выходу на пенсию, не по достижению пенсионного возраста, а по сути дела. Основные его усилия направлены на поиск и обучение собственной смены, обеспечение преемственности своих достижений. Основная потребность работника на этом этапе – сохранение социального признания своих заслуг, в той области, в которой он долгое время подвизался и преуспел. В то же время человек начинает, по сути, новую профессиональную жизнь и начинает активно заниматься преподавательской, научной и творческой деятельностью. Так, например, поступали многие ответственные работники, директора предприятий, которым всегда хотелось заниматься такой деятельностью, но в силу чрезмерной занятости они не могли этого сделать.
Последним этапом в карьере является «пенсионный» Начинается после 65 лет. Человек начинает заниматься другими видами деятельности, иногда продолжая сотрудничать с предыдущим местом работы в качестве консультанта или работая на часть ставки. Основная потребность человека – поиск самовыражения в новых сферах деятельности (общественной, семейной, научной). Ярким примером такой успешной деятельности является известный отечественный социолог, доктор философских наук, профессор Г. Т. Журавлев, который наряду со своей основной научной деятельностью, в очень зрелом возрасте стал заниматься проблемами экономической статистики, ввел новое научное направление – эмтиология – наука о поведении потребителя и в возрасте 72 лет защитил еще одну докторскую диссертацию по экономическим наукам. При этом он прекрасный семьянин, и является отцом нескольких детей и дедом нескольких внуков.
Таким образом, уважаемые читатели, на основании перечисленных этапов карьеры, становится очевидным, что начать карьеру можно в любом творческом возрасте, главное правильно определить свои цели и задачи, в каждом определенном периоде.
§ 1.3. Механизм планирования трудовой карьеры
Любая стратегическая деятельность, т.е. деятельность, осуществляемая в долгосрочной перспективе, требует сознательного планирования, т.е. определения каким путем, с применением каких методов и средств, вы стремитесь достичь, той или иной цели или результата, являющегося средством удовлетворения ваших потребностей. Разумеется, построение карьеры является одним из видов такой долгосрочной деятельности, требующей четкого планирования.
Однако планирование карьеры можно разделить на два типа: планирование вышестоящим руководством и самостоятельное планирование.
Самостоятельное планирование происходит в тех случаях, когда работник, являясь активным и инициативным сотрудником, обладающим знаниями, способностями, навыками и опытом работы, старающимся повышать свою квалификацию, не может рассчитывать на повышение своего должностного статуса, потому что для руководства он простой «винтик» в механизме. Во многих организациях, особенно, относящихся к государственному сектору экономики, руководству нет дела до профессионально-личностного развития работников, так как они лично не заинтересованы в результатах эффективного труда таких работников. Результаты проводимых автором опросов среди студентов очно-заочных и заочных отделений московских вузов, т.е. людей совмещающих работу с процессом обучения, показывает, что 80 % опрошенных не рассчитывают на повышение своего должностного статуса или о переводе на более высокооплачиваемую работу даже после окончания ВУЗа и собираются искать себе другое место работы, где они смогут реализовать полученные знания и свои предложения. По мнению автора, руководители компаний, относящиеся подобным образом к имеющимся в их распоряжении трудовым ресурсам, совершают серьезную ошибку.
Планирование деловой карьеры вышестоящим руководством осуществляется в том случае, работник является ценным для компании сотрудником, умеющим самостоятельно принимать взвешенные решения, масштабно и стратегически мыслить, но в то же время, если руководство заинтересовано в его успешной деятельности, так как понимает, что он может принести реальную пользу компании. Как правило, такой подход к планированию карьеры, осуществляется в частных корпорациях, и негосударственных организациях. Рассмотрим это явление более подробно.
Планирование карьеры – это одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижение специалистов.5
В процессе планирования карьеры происходит сопоставление потенциальных возможностей работника, его способностей и личных целей с целями и миссией организации, в которой он работает. Это сопоставление приводит к составлению программы профессионального и должностного роста. Такая программа, представленная в виде графической модели, называется карьерограммой, дающей формализованное представление о том, какой путь должен пройти работник для занятия определенных должностных позиций и какие знания ему необходимо получить для эффективной деятельности на конкретной должности.
Так, например, опишем карьерограмму менеджера по персоналу высшего звена управления, например, руководителя управления кадров федерального министерства.6
В первую очередь, такой работник должен иметь базовую подготовку экономического или управленческого профиля, т.е. окончить высшее учебное заведение, соответственно, по временной продолжительности, этот период занимает 5–6 лет.
Далее, он должен поработать в течение 2–3 лет в должности менеджера по персоналу организации или менеджера по подготовке кадров (обучению) организации. Одновременно рекомендуется проходить обучение в институте повышения квалификации, стажировки или заниматься самостоятельным обучением.
Следующий этап: в течение 3–4 лет, такой сотрудник должен занимать должности начальника отдела кадров (персонала) организации или начальника отдела подготовки кадров (обучения) организации. При этом рекомендуется проходить обучение на специальном факультете переподготовки руководящих кадров при ВУЗе, специализирующемся в данной области, а также проходить самостоятельное обучение (стажировку).
Дальнейший карьерный рост рассматриваемого менеджера происходит путем занятия в течение 4–5 лет должности заместителя генерального директора по управлению персоналом крупной организации или начальника отдела подготовки кадров в министерстве на уровне субъекта федерации РФ. При этом требуется проходить обучение в аспирантуре управленческого и экономического профиля, в итоге защитив кандидатскую диссертацию.
Следующий этап карьеры – это занятие должности заместителя руководителя центра занятости на уровне субъекта федерации РФ, либо, ректора института повышения квалификации менеджеров (руководящих работников) в течение 5–6 лет. На этом этапе следует обучаться в докторантуре либо выступить соискателем и защитить докторскую диссертацию.
Закономерный итог – занятие должности Начальника управления кадров федерального государственного органа власти либо соответствующей данному уровню в той же сфере деятельности. При этом следует заниматься самостоятельным обучением, стажироваться, одновременно вести преподавательскую деятельность, получить ученые звания (доцент, профессор), подготавливать научные кадры, участвовать в конференциях, симпозиумах, семинарах и т.д. Таким образом, продолжительность достижения пика карьеры, по описанной выше схеме составляет 20–25 лет, Поэтому если вести отсчет с 18 лет, т.е. поступления в институт, то, как раз к 40— 45 годам, можно вполне состояться в качестве преуспевающего менеджера.
Конечно, такая карьера может показаться идеальной, т.е. редко бывает, чтобы кто-то из высокого начальства, увидев молодого студента или даже молодого специалиста, разглядел в нем «дар божий» и вместе с ним составил такую долгосрочную перспективу построения карьеры. На любом карьерном пути есть враги и недоброжелатели, масса случайностей и различных проблем, о которых мы поговорим позднее. Даже в советское время, когда был определенный путь вхождения в номенклатуру, такой путь удавался лишь немногим избранным. Что уж говорить про нынешнее рыночное время.
Однако, примеры, показывающие правильность данной карьерограммы причем в описанной сфере, есть и в наши дни. Их можно посмотреть, посмотрев послужной список многих министров и их заместителей на сайтах министерств. Но, тем не менее, данная карьерограмма показывает, какой путь, в течение какого времени нужно пройти и какие знания нужно приобретать на каждом конкретном этапе. Ведь каждый такой этап можно рассмотреть в виде отдельной карьерограммы для работы в любой организации. Главное иметь цель сделать карьеру, занимать активную жизненную позицию, проявлять свои знания и способности, решая важные для компании вопросы. В таком случае руководитель, являющийся лидером, обязательно обратит на работника внимание.
Кто же осуществляет планирование трудовой карьеры в организации? Им могут, и должны, заниматься и сам сотрудник, и его непосредственный руководитель, и специалист кадровой службы. При этом между ними распределяются обязанности по проведению мероприятий, связанных с планированием карьеры.
Так, от самого сотрудника зависит выбор профессии, конкретной организации и должности, оценка своих перспектив и планирование должностного роста, получение необходимых знаний, связанных с реализацией роста.
Сам работник должен постоянно анализировать свое продвижение и профессиональный рост, и те проблемы, которые могут появиться. Для этого необходимо время от времени ставить перед собой определенные вопросы и искренне отвечать на них.
Например, это может быть следующий круг вопросов.
– Работаете ли вы на нынешней должности свыше пяти лет?
– Задумывались ли вы о том, какие цели вашей служебной карьеры, и какова будет для вас их ценность через 5 лет?
– Чувствуете ли вы, что сможете использовать свои знания и способности, на той должности (в той организации) где вы сейчас работаете?
– Правильно ли вы выбрали направление (специализацию)?
– Готовы ли вы перейти в другую организацию или отрасль деятельности, если получите интересное предложение?
– Занимаетесь ли вы развитием своих знаний, умений, поддержанием активной позиции, стремитесь ли к реализации более высоких мотивов?
– Повышали ли вы свою квалификацию в течение последних двух лет, путем прохождения каких-либо курсов, продолжительностью не менее одной недели?
– Заботитесь ли вы о поддержании своего физического состояния на должном уровне?
– Регулярно ли вы занимаетесь проверкой состояния своего здоровья?
– Достигли ли вы равновесия между работой, увлечениями, семьей и самосовершенствованием?
Ответив на поставленные вопросы положительно или отрицательно, работнику следует сделать выводы, относительно дальнейшего планирования своей карьеры, выявив проблемы, дающие повод для размышлений, затем наметить наиболее реальные направления их решения, и главное – определить способы, которыми он собирается их осуществить. Отдельные результаты такого самоанализа (или исследования, если его проводят в организации) можно оформить как раз в виде карьерограммы, описанной выше.
Специалист службы управления персоналом (менеджер) проводит оценку при приеме на работу, выявляя цели и мотивы работника, которые тот хочет реализовать путем работы в данной организации, определяет рабочее место для работника, способствует его скорейшей адаптации, оценивает потенциал сотрудников, производит отбор в кадровый резерв, направляет работников на дополнительную подготовку, осуществляет документооборот, связанный с продвижением работников, планирует новый цикл карьеры.
Непосредственный руководитель (линейный менеджер) проводит такие мероприятия как: оценка результатов труда, оценка мотивации, организация профессионального развития, вносит на рассмотрение вышестоящего руководства предложения по стимулированию труда работника и по его продвижению по служебной лестнице.
Однако для успешной реализации карьеры, необходимо не только наличие у работника соответствующих личных качеств, таких как образование, уровень квалификации, потребность в должностном росте, творческое отношение к труду. Существуют объективные условия карьеры, среди которых выделяют:
– пик карьеры, т.е. высший пост, который сотрудник гипотетически может занять в данной организации; так, например, один из самых успешных американских руководителей Джек Уэлч, начав свою работу в 1960 году в компании General Electric в должности инженера, к 1981 году стал президентом этой компании, оставаясь при этом наемным работником, и 20 лет управлял этой компанией, сделав ее самой дорогой компанией мира. В его случае, как раз имело место грамотное планирование карьеры со стороны вышестоящего руководства.7
– длина карьеры – число позиций, которые работнику предстоит пройти на пути от первой позиции, занимаемой им до пика карьеры;
– показатель уровня позиции – отношение числа подчиненных на следующем иерархическом уровне к числу лиц, которые подчинены работнику на занимаемой им позиции.
– показатель потенциальной мобильности – отношение в определенный период времени числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу лиц, занятых на иерархическом уровне, который занимает работник в настоящий момент.
В зависимости от объективных условий карьера сотрудника может быть перспективной или тупиковой, т.е. может быть или очень длинная карьера или очень короткая. Уже при приеме кандидата на работу специалист службы управления персоналом должен спроектировать возможную карьеру и обсудить ее с кандидатом, исходя из его индивидуальных особенностей и мотивационных факторов. В зависимости от интересов и ценностных ориентаций работников, одна и та же линия карьеры может быть интересной или непривлекательной, что соответственным образом скажется на эффективности работы.
Примером успешного планирования карьеры является японская система управления персоналом, выражающаяся в системе пожизненного найма.8
В самом упрощенном виде применяемые японские методы управления персоналом и подходы к мотивации труда можно представить как совокупность систем «пожизненного» трудоустройства, должностной субординации и единства интересов всех субъектов предприятия (работников, руководства и внутрифирменных профсоюзов).
У японских работников очень сильна потребность в причастности, и именно методы управления, поддерживающие удовлетворение этой потребности, больше чем материальное стимулирование обеспечивают высокую мотивацию к труду.
Молодые работники, попадая на фирме в жесткую систему направленного воспитания, в относительно короткий срок приобретают все нужные качества для групповой работы.
Во-первых, они проходят период адаптации. Вновь поступившие работники несколько месяцев проходят групповую практику и подготовку по специальности по разработанной фирмой программе, во время которой выясняются склонности, способности и желания вновь поступивших работников.
Во-вторых, продвижение по службе. В японских фирмах постоянно осуществляется иерархический рост персонала, в результате которых работник поднимается на новую более высокую социальную ступень. Повышения могут быть незначительными, но их регулярность хорошо мотивирует людей, создавая ощущение постоянной перспективы трудовой карьеры.
В-третьих, социально-психологический климат, царящий на фирмах. Многие японские фирмы организуют за свой счет различные спортивные мероприятия, всякого рода вечера, способствуют организации семейных торжеств свадеб, юбилеев и т.д.
Принципы, положенные в основу системы управления, являются мотивационными ресурсами. Примером может служить политика «Нэнко дзерцу» – регулярное повышение зарплаты в зависимости от трудового стажа и предоставления жилья за счет фирмы – домов, построенных по одинаковому образцу.
Еще одним из направлений японского менеджмента персонала является создание патерналистского отношения компании к своим служащим, а также членам их семей. Психологической подоплекой такого рода отношений является то, что, поступая на работу в какую-либо компанию, работник попадает в своего рода семью, где каждый заботится о благосостоянии компании, а компания отвечает тем же, обеспечивая своим работникам защиту от всевозможных проблем.
Важное место занимает и участие работников в прибылях компании. Формирование подобного рода отношений позволяет фирмам временно сокращать выплачиваемую заработную плату с учетом того, что в будущем будет выдаваться потенциально большая сумма для покрытия издержек, имевших место в тот период, когда каждый член коллектива жертвовал чем-то ради интересов своей фирмы.
Особенностью японского опыта управления персоналом является то обстоятельство, что практика «пожизненного трудоустройства» была широко использована в частном секторе экономики, в крупных корпорациях, составляющих промышленный сектор. Принятие этой системы было вызвано потребностью населения в гарантиях занятости вплоть до выхода на пенсию, постоянного повышения в статусе и уровне заработной платы в соответствии со сроком службы, отражающих то, что было необходимо японцам в послевоенный период. Система «пожизненного найма» не оформлена документально в форме контракта. Это своего рода негласное соглашение, выгодное обеим сторонам.
Таким образом, хотя и отнюдь не каждый японский работник достигает в процессе работы высокого положения, но, тем не менее, работа по планированию карьеры, индивидуальный подход к каждому работнику стоят на первом месте, а с учетом того, что в Японии действует принцип «Мы все одна семья», и японские менеджеры по внешним признакам мало чем отличаются в производственной деятельности от простых исполнителей, то у всех без исключения работников наблюдается высокая мотивация к труду, и удовлетворенность процессом труда, не говоря уже об эффективности труда японских работников, имеющей мировую известность.
§ 1.4. Самостоятельное управление карьерным ростом
Планирование карьеры, описанное в предыдущем параграфе, составляет важную часть работы по ее осуществлению, однако, необходимо не только планировать, но и управлять карьерным ростом сотрудника, помогая ему не совершать ошибки, вовремя обходить «подводные камни», решать возникающие проблемы.
В организации этими вопросами в первую очередь должна заниматься служба персонала.
Управление карьерой в самом общем виде – это комплекс мероприятий, проводимых службой персонала предприятий, по организации должностного роста работников, контролю за их служебным продвижением, мотивированию к полной реализации своего трудового потенциала и активизации профессионально-личностного развития, исходя из потребностей и интересов работников, а также целей, возможностей и социально-экономических условий самой организации.
Также как и в случае планирования карьеры, ее управлением занимается не только служба персонала, но и каждый отдельно взятый работник. Однако эти два субъекта управления карьерой преследуют разные цели. Организация, в лице своей администрации, управляя карьерой работника, способствует его лояльности компании, ощущении сопричастности с делами фирмы, повышения производительности труда, снижения текучести кадров и более полной реализации трудового потенциала каждого отдельно взятого сотрудника.
Сотрудник в свою очередь, управляя своей карьерой, строит свое будущее. Для этого ему необходима информация о том, какие перспективы профессионального и служебного роста ждут его в данной организации, какие возможности повышения квалификации он может получить, а также условия, которые ему необходимо выполнить для этого.
При поступлении на работу каждый человек ставит перед собой определенные цели, но принимающая сторона, т.е. организация, куда он идет работать, имеет свои цели, которые могут не совпадать с личными, а возможно и противоречить им. Поэтому, необходимо уметь реально оценивать свои деловые качества и соотносить их с теми требованиями, которые ставит перед работником организация. От этого во многом зависит успех всей карьеры сотрудника в данной организации.
Для того чтобы реально оценивать свои деловые качества следует проводить самооценку путем определения своих навыков и деловых черт, своих сильных сторон, слабостей и недостатков. Это можно сделать, пройдя определенные личностные опросники, например Тест Кеттела.
Однако, формируя цели своей карьеры, следует изучать и ситуацию на рынке труда, поскольку, поступив на какую-то должность, кажущуюся человеку внешне привлекательной, он может достаточно быстро понять, что она не отвечает его ожиданиям. Может быть и другая ситуация. Работник знаком с ситуацией на рынке труда, высоко оценивает свои способности и достоинства, пытается найти перспективную область деятельности для применения своих знаний и умений. Но в данной отрасли или в регионе, где он на этот момент проживает, обнаруживается высокая конкуренция. Если цели деловой карьеры являются приоритетными для него по сравнению с социальными связями, его не пугает смена места жительства и т.п., то он вполне сможете отобрать для себя отрасль и регион, где бы предпочел жить и работать. Только при таких условиях можно правильно поставить цели карьеры.
Что же такое цель карьеры? Это не престижная должность, не определенные функциональные обязанности, не место в служебной иерархии, как, считают многие люди. Цель имеет более глубокое содержание. Она проявляется в причине, по которой человек хочет занимать определенную должность, выполнять конкретную работу, удовлетворить определенные потребности. Карьерные цели, как правило, меняются, по мере того как меняемся мы сами, т.е., становимся старше, повышаем квалификацию и т.д. Формирование карьерных целей это постоянный процесс, находящийся в прямой зависимости с мотивацией каждого из нас.
Приведем примеры карьерных целей. К ним относятся:
– занятие таким видом деятельности, который соответствует самооценке и приносит моральное удовлетворение (проект-менеджер, руководитель направления по стратегическому развитию);
– занятие такой должности, которая давала бы возможность развивать свой потенциал и усиливать его (менеджер, научный работник);
– выполнять работу, носящую творческий характер (актер, программист);
– работать по профессии или занимать должность, позволяющие достичь определенной степени независимости (предприниматель, преподаватель);
– иметь хорошо оплачиваемую работу или должность (руководитель фирмы, чиновник высокого ранга);
– иметь работу или должность, позволяющие одновременно заниматься воспитанием детей или домашним хозяйством (дизайнер, редактор, корректор или другая профессия, позволяющая выполнять работу на дому).
Как уже было сказано, управление карьерой начинается с момента приема на работу. Менеджер по персоналу, проводящий собеседование, задает работнику вопросы, которые содержат требования работодателя к данной вакансии. Однако работник имеет право задать представителю организации встречные вопросы, отвечающие его карьерным целям и формирующие требования к должности со стороны работника.
Это могут быть вопросы следующего типа.
– Какая система оплаты труда в организации?
– Какова политика организации в отношении развития молодых специалистов?
– Каковы перспективы развития организации?
– Имеет ли организация социальную инфраструктуру (дома отдыха, детские лагеря)?
– Каковы шансы на продвижение по карьерной лестнице, получения другой должности?
– Планируются ли служебные командировки (в том числе зарубежные)?
– Будут ли созданы условия для обучения, повышения квалификации, переподготовки?
– Возможно ли сокращение данной должности и с чем это может быть связано?
– Возможно ли рассчитывать на помощь организации в последующем трудоустройстве, в случае сокращения?
Управляя своей карьерой, в процессе трудовой деятельности важно обращать внимание на сопутствующие факторы, от которых зависит ваше продвижение.
Во-первых, не терять время на работу с безынициативным и неперспективным начальником, от которого не видно никаких предложений по реализации своих проектов. Постараться перейти в другое подразделение или стать нужным другому руководителю более высокого ранга, оперативному и инициативному.
Во-вторых, расширять свои знания, приобретать новые навыки, не только в профессиональном, но и в личном плане (изучение иностранных языков, получение водительских прав, развитие коммуникативных способностей, освоение компьютерных программ).
В-третьих, готовить себя к занятию более престижной и высокооплачиваемой должности, которая может стать вакантной в ближайшей перспективе.
В-четвертых, заводить связи, приобретать знакомства, постараться по новому оценить уже имеющиеся социальные связи (родителей, родственников, друзей), которые могут оказать поддержку в карьере.
В-пятых, планировать свое время, на ближайшую перспективу (план на день и план на неделю), оставляя время для досуга, саморазвития, общения с близкими людьми.
И, наконец, уметь правильно оценивать обстановку, которая постоянно меняется. Меняется и сама организация, в которой сотрудник работает, и люди вокруг него, да и он сам. Меняются спрос и предложение на рынке труда, законодательство, требования к профессии. Все это необходимо учитывать, так как это факторы, являющиеся внешними по отношению к карьере работника, и изменить которые он не в состоянии. Под них можно только подстраиваться.
Чтобы эффективно управлять своей карьерой необходимо составлять личный план. Рассмотрим жизненный план карьеры руководителя.9
Содержание личного жизненного плана карьеры руководителя состоит из трех основных разделов:
оценка жизненной ситуации, постановка личных конечных целей карьеры и частные цели и планы деятельности. Здесь также требуется поставить перед самим собой вопросы, представляющие собой форму самоанализа, на которые желательно иметь ответы или задуматься о них.
Рассмотрим составные части плана более подробно.
1. Оценка жизненной ситуации
1.1. Работа
– Представляю ли я четкую картину своей работы и целей, которые я хочу достигнуть?
– Помогает ли мне моя работа в достижении других жизненных целей?
– Каковы мои цели продвижения и развития по отношению к работе?
– Какой работой я хотел бы заниматься через 5–10 лет?
– Какова моя мотивация к труду?
– Какие мотивационные факторы являются для меня приоритетными в настоящее время?
– Какие мотиваторы будут влиять на выбор мной вида деятельности через 5 лет?
– Каковы мои сильные и слабые стороны?
– Что мне нужно сделать, чтобы убедиться, что в ближайшие годы моя работа будет отвечать моим личным потребностям?
1.2. Экономическое состояние
– Каково мое экономическое положение в настоящий момент?
– Каков мой личный бюджет, не выхожу ли я за его рамки?
– Какие меры я могу применить в случае необходимости для улучшения моего экономического положения?
1.3. Физическое состояние
– Какова моя общая форма?
– На чем основываются мои выводы (собственное ощущение, результаты медосмотров и т.д.)?
– Как часто мне следует показываться врачам?
– В какой области медицины мне следовало бы поправить свое здоровье?
1.4. Социальное состояние, человеческие отношения
– Насколько искренне меня интересуют чужое мнение и точка зрения других людей?
– Каким образом я их учитываю в своей деятельности?
– Насколько важны для меня чужие заботы и проблемы?
– Интересует ли мое мнение других людей?
– Навязываю ли я другим людям свои мысли и мнения?
– Умею ли я слушать?
– Ценю ли я людей, с которыми общаюсь?
– Стремлюсь ли я развивать людей, с которыми общаюсь?
– Каким образом я забочусь о своих друзьях?
– Каким образом я обеспечиваю отношения для обратной связи со мной?
1.5. Психологическое состояние
– Каково мое психологическое состояние?
– На чем основана моя оценка (собственное представление, тесты, заключения специалистов)?
– Какие стрессы беспокоят меня в последнее время?
– Стоит ли мне поменять работу или вид деятельности в настоящее время?
– Какие стрессы могут ожидать меня в ближайшем будущем?
– Возможно, мне стоит изменить образ жизни, круг общения, увлечения? Каким образом это сделать?
– Нужна ли мне помощь психолога-консультанта или психотерапевта?
1.6 Семейные отношения
– Имеются ли у меня необходимые условия для создания семьи?
– Следует ли мне заводить еще одного ребенка?
– Уделяю ли я достаточно внимания родителям, жене, детям?
– Каким образом следует проводить досуг в кругу семьи?
– Куда поехать на отдых?
– Куда пойти учиться моим детям?
– Как помочь моим детям, имеющим собственную семью?
Это, конечно, отнюдь не конечный круг вопросов, который каждый из нас независимо от пола и возраста может задать себе на разных этапах жизни и построения карьеры. Очевидно и то, что не каждый из перечисленных вопросов следует ставить перед собой, если этот этап у вас уже пройден. Они лишь показывают, каким образом следует проанализировать свою жизнь перед дальнейшей постановкой карьерных целей.
2. Постановка личных целей карьеры
2.1. Целями моей карьеры являются:
1. __________________________________________
2. __________________________________________
3. __________________________________________
2.2. Моя карьера должна осуществиться до 20___ г, самое позднее______.
2.3. Какие факторы способствуют достижению моей карьеры?
__________________________________________
2.3.1. Какие факторы препятствуют достижению моей карьеры?
___________________________________________
2.4. Каковы наиболее критические моменты в достижении моей карьеры? Что я могу сделать для их сглаживания?
___________________________________________
2.5. Какие факторы (время, финансовые средства, связи, здоровье) мне нужно задействовать для достижения моей карьеры?
___________________________________________
2.5.1. Готов ли я задействовать нужные мне факторы или следует изменить свои карьерные цели?
___________________________________________
3. Частные цели и планы деятельности, способствующие достижению моей карьеры
Составив, личный жизненный план своей карьеры, периодически корректируя его, и вводя новые цели и задачи, возникающие на карьерном пути работника, соблюдая упомянутые выше правила, он сможет эффективно управлять своим карьерным ростом, в то же время, выходя на новый уровень развития и повышая эффективность своего труда.
Управление деловой карьерой в отношении наиболее перспективных сотрудников осуществляет также и организация, но об этом мы поговорим в одной из следующих глав.