Глава III
Перенос физических способностей при использовании упражнений разных видов
На протяжении последних двух десятилетий в теории и практике легкоатлетического спорта определился круг упражнений, которые способствуют созданию переносимой «базы», «фундамента» для роста спортивных результатов в соревновательных упражнениях. В скоростно-силовых видах речь идет не только о средствах тренировки, повторяющих соревновательное действие в целом или его составляющие части, но и о различных иловых, прыжковых, беговых и бросковых упражнениях. Они могут быть как локального, так и глобального воздействия. В выполнении локальных упражнений принимают участие отдельные звенья тела спортсменов. Например, приседание со штангой, жим лежа, прыжок в длину с места, выпрыгивание вверх и т. д. В упражнениях глобального воздействия (например, рывок штанги) в работе задействованы все звенья тела индивидуума. С помощью названных видов упражнений спортсмены решают задачи воспитания силовых, скоростно-силовых, взрывных и других способностей, необходимых для роста результатов в соревновательных упражнениях.
В циклических видах спорта, требующих проявления выносливости, количество применяемых упражнений в тренировочном процессе несколько меньше, чем в скоростно-силовых видах. В этом случае речь идет о средствах тренировки, способствующих воспитанию аэробных и анаэробных способностей, где первый вид упражнений создает «базу», «фундамент» для второго. Таким упражнением является прежде всего бег на разных отрезках использованием различных режимов работы, зон интенсивности, промежутков отдыха и т. д. Силовые, прыжковые и бросковые упражнения используются эпизодически и в небольшом количестве в основном для активного отдыха или для решения частных задач, которые не предопределяют рост спортивного мастерства в соревновательном периоде. К такому заключению специалисты пришли экспериментальным путем.
Положительные взаимосвязи между применяемыми упражнениями в каждой дисциплине легкой атлетики определялись с помощью корреляционного анализа.
При этом использовались данные, полученные в основном с помощью анкетного опроса отечественных и зарубежных спортсменов разной спортивной квалификации. Опрос проводился на протяжении четырех олимпийских циклов. Обрабатывались и тестовые показатели отдельных спортсменов, изложенные в разных литературных источниках. Результаты корреляционного анализа, имеющие прямое отношение к исследуемым факторам, изложены далее в табл. 41–84, 89—103. Положительные взаимосвязи между тестовыми показателями в упражнениях начинаются с 0.349.
Перенос физических способностей в спринте и барьерном беге при использовании упражнений разных видов
В группе спринта и барьерного бега с помощью соревновательных и специально-развивающих упражнений решаются задачи воспитания скоростных способностей, развития скоростной и специальной выносливости. Для повышения абсолютной скорости используются в основном отрезки дистанции от 20 до 60 м. Более длинные отрезки включаются в тренировочный процесс для развития скоростных способностей несколько реже, так как в теории и практике легкоатлетического спринта является доказанным тот факт, что спортсмены различной квалификации после 55–60 м не могут повышать достигнутую скорость [5, 52, 147, 180].
Для воспитания скоростной выносливости используются отрезки от 30 до 300 м. Интенсивность их пробегания, как и при развитии скоростных способностей, колеблется от 90 до 100 % лучших спортивных достижений каждого спортсмена в отдельности. Различия наблюдаются только в применяемых интервалах отдыха после преодоления отрезка дистанции или серии отрезков. При воспитании скоростных способностей они несколько больше (длиннее), чем при развитии скоростной выносливости. Однако в обоих случаях с увеличением длины отрезка увеличиваются интервалы отдыха [5, 52, 96, 180,216].
Для развития специальной выносливости применяются отрезки от 100 до 600 м. Тренировочная работа выполняется в зоне 80–90 % максимума. В зависимости от используемых отрезков, а также зон интенсивности (80–85 %, 85–90 %) интервалы отдыха между отдельными пробежками могут составлять 3–5 мин или 6—10 мин. Кроме интервального бега используется и переменный. Здесь также существуют свои методические правила по организации тренировочных занятий с использованием различных отрезков, зон, интенсивности, интервалов отдыха и т. д. На них мы не будем останавливаться, так как это не входит в наши задачи [5, 52, 138, 180, 256].
В табл. 41—5- представлены результаты корреляционного анализа показателей подготовленности между соревновательными и специально-развивающими упражнениями. Они свидетельствуют о наличии высокой степени взаимосвязи между этими упражнениями. Величины коэффициентов корреляции в большинстве случае находятся в диапазоне 0.700—0.800.
Таблица 41
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегунов на 100 м разной квалификации в некоторых специально-развивающих и соревновательном упражнениях
Примечание. Здесь и далее в числителе представлены величины коэффициентов корреляции спортсменов высокой квалификации, а в знаменателе – низкой.
Таблица 42
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегунов на 200 м разной квалификации в некоторых специально-развивающих и соревновательном упражнениях
Таблица 43
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегунов на 400 м разной квалификации в некоторых специально-развивающих и соревновательном упражнениях
Таблица 44
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегунов на 110 м с барьерами разной квалификации в некоторых специально-развивающих и соревновательном упражнениях
Для развития скоростно-силовых способностей в тренировке спортсменов различной квалификации используется большое количество силовых, прыжковых и бросковых упражнений. Их доля в общем объеме времени, затраченного на тренировочный процесс в зависимости от индивидуальных особенностей, может составлять на протяжении циклов развития спортивной формы от 10 до 30 %.
Таблица 45
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегунов на 400 м с барьерами разной квалификации в некоторых специально-развивающих и соревновательном упражнениях
Таблица 46
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегуний на 100 м разной квалификации в некоторых специально-развивающих и соревновательном упражнениях
Таблица 47
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегуний на 200 м разной квалификации в некоторых специально-развивающих и соревновательном упражнениях
Силовые упражнения выполняются со штангой и без нее, используются и тренажерные устройства. Силовые упражнения по сравнению с другими обладают более широким диапазоном воздействия в процессе развития скоростно-силовых способностей. С их помощью можно избирательно воспитывать силовые способности мышц, скоростно-силовые или «взрывные». В процессе экспериментальных исследований учитывались показатели в двух силовых упражнениях – рывок штанги и полуприседание со штангой на плечах. Эти упражнения наиболее часто используются в тренировочном процессе спортсменов разной спортивной квалификации. Они дают возможность судить об общем уровне развития силовых способностей всех звеньев тела спортсменов (рывок штанги) и силовых – разгибатели ног (полуприседание со штангой на плечах). Кроме того, эти два упражнения по своим биомеханическим характеристикам (направленность движения, последовательность включения в работу мышечных групп, режимы работы мышц и т. д.) повторяют многие силовые упражнения, систематически применяемые в тренировочном процессе. Зная результаты в каждом из них, можно прогнозировать достижения определенного уровня показателей подготовленности в других упражнениях. А следовательно, и иметь общее представление о переносе физических способностей в случаях использования похожих упражнений.
Полученные данные свидетельствуют о плохой взаимосвязи между соревновательными упражнениями и показателями в рывке штанги и в приседании со штангой на плечах. Начнем с бега на 100 м (табл. 51, 56). У мужчин кумулятивный эффект в этих двух упражнениях проявлялся до уровня 11,10–11,40 с. У женщин в рывке штанги он имел место только на одном уровне —12,70–12,90 с, а в полуприседании со штангой на плечах – на двух (11,80–12,10 и 12,70–12,90 с).
Таблица 48
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегуний на 400 м разной квалификации в некоторых специально-развивающих и соревновательном упражнениях
Таблица 49
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегуний на 100 м c барьерами разной квалификации в некоторых специально-развивающих и соревновательном упражнениях
В беге на 200 м как у мужчин, так и у женщин не наблюдалось положительной взаимосвязи в рывке штанги и в соревновательном упражнении на всех уровнях спортивного мастерства. Что же касается полуприседания со штангой на плечах, то здесь кумулятивный эффект проявлялся у мужчин на уровне 23,00–23,50 с, а у женщин – 25,00–25,50 (табл. 52, 57).
Таблица 50
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегуний на 400 м с барьерами разной квалификации в некоторых специально-развивающих и соревновательном упражнениях
У мужчин и у женщин, специализирующихся в беге на 400 м, отсутствует корреляционная взаимосвязь между результатами в рывке штанги и в соревновательном упражнении на всех уровнях спортивного мастерства. В полуприседании со штангой на плечах у спортсменов она наблюдается до уровня 51,00–52,00 с, а у спортсменок – 55,00–56,00 с (табл. 53, 58).
Несколько другие показатели корреляционного анализа в беге у мужчин на 110 м с барьерами и у женщин на 100 м с барьерами (табл. 54, 59). Так, у мужчин кумулятивный эффект отсутствует только на двух уровнях спортивного мастерства – 16,00–16,60 с и 15,00–15,50, а на других – имеет место. У женщин рывок штанги не оказывает положительного влияния на всех уровнях спортивного мастерства. В полуприседании со штангой кумулятивный тренировочный эффект у мужчин проявляется на уровне 14,50–15,00 с, а у женщин – только на уровне 13,30–13,80 с.
В беге на 400 м с барьерами нами не было зафиксировано положительной взаимосвязи между двумя названными силовыми упражнениями и соревновательным (табл. 55, 60). Коэффициенты корреляции здесь колебались от 0,196 до 0, 320.
Таблица 51
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегунов на 100 м разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях
Таблица 52
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегунов на 200 м разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях
Броски ядра вперед и назад по направленности движения, последовательности включения в работу основных звеньев тела близки к рывковым упражнениям. Схожи они и со взятием штанги на грудь. Однако между ними имеются различия в режимах работы мышц. Используя броски ядра вперед и назад, воспитываются не только скоростно-силовые способности, но и взрывные. Если в рывке штанги в большинстве видов легкоатлетического спринта и барьерного бега наблюдается кумулятивный эффект на том или ином уровне спортивного мастерства, кроме бега на 400 м с барьерами, то в метании ядра вперед и назад он имел место только у бегунов на 110 м с барьерами на двух уровнях – 13,50–14,00 с и 14,00–14,50 с. В остальных дисциплинах он отсутствует как у мужчин, так и у женщин (см. табл. 51–60).
Таблица 53
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегунов на 400 м разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях
Более переносимыми оказались прыжки с места (см. табл. 51–60). Показатели в прыжке в длину с места, в выпрыгивании вверх, в тройном прыжке с места позволяют судить о скоростно-силовых и взрывных способностях мышц ног, которые проявляются при выполнении старта, стартового разбега и в беге по дистанции. Здесь почти во всех видах легкоатлетического спринта и барьерного бега была зафиксирована положительная корреляционная взаимосвязь.
Отсутствовал кумулятивный тренировочный эффект только у спортсменок в беге на 400 м (см. табл. 51–60). Чаще всего он проявлялся у бегунов на 100 м, 11- м и 100 м с барьерами. Так, у бегунов на 100 м у мужчин в прыжках в длину с места положительная взаимосвязь имела место на двух уровнях спортивных результатов – 11,10–11,40 с и 11,40–11,70 с. На стольких же уровнях она проявлялась и у женщин – 12,10–12,40 с и 12,40–12,70 с. В беге на 200 м кумулятивный эффект с данного упражнения на соревновательное у мужчин наблюдался на уровне 22,50–23,00 с, а у женщин 25,00–25,50 с. На двух уровнях он имел место в беге на 110 м с барьерами – 14,00–14,50 с и 16,00–16,50 с и в беге на 100 м с барьерами – 13,30–13,80 и 14, 30–14,80 с.
В выпрыгивании вверх положительный перенос физических способностей в беге на 100 м у мужчин был зафиксирован на трех уровнях спортивного мастерства – 10,80–11,00 с, 11,10–11,40 с и 11,40–11,70 с, а у женщин – на двух – 12,10–12,40 с и 12,40–12,70 с. В беге на 200 м он имел место только у женщин – 24,50–25,00 с и 25,00–25,50 с, а у мужчин отсутствовал на всех уровнях. Зато у бегунов на 100 м с барьерами кумулятивный эффект проявлялся на пяти уровнях спортивного мастерства, а у спортсменок в беге на 100 м с барьерами – на четырех. В беге на 400 м и 400 м с барьерами как у мужчин, так и у женщин не было зафиксировано положительных взаимосвязей.
Таблица 54
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегунов на 110 м с барьерами разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях
Таблица 55
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегунов на 400 м с барьерами разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях
В тройном прыжке с места на четырех уровнях спортивного мастерства был кумулятивный эффект в беге на 100 м у спортсменок – от 11,50–11,80 с до 12,40–12,80 с и у мужчин в беге на 110 м с барьерами – 13,50–14,00 с до 15,00–15,50 с. На трех уровнях спортивного мастерства осуществлялся положительный перенос в беге на 100 м у мужчин – 10,80–11,10 с, 11,10–11,40 с и 11,40–11,70 с; на двух – у женщин в беге на 200 м – 24,50–25,00 с и 25,00–25,50 с и в беге на 100 м с барьерами – 13,30–13,80 с и 14,30–14,80 с; на одном уровне у мужчин в беге на 200 м – 23,00–23,50 с и в беге на 400 м – 50,00–51,00 с, а также у мужчин и женщин в беге на 400 м с барьерами – соответственно 54.50–55,50 с и 56,00–57,00 с.
А сейчас подробно остановимся на результатах корреляционного анализа, раскрывающих сущность положительных взаимосвязей между соревновательным упражнением и 10-кратным прыжком с места и в прыжках с ноги на ногу на расстояние 50 м. Сразу же отметим, что эти два упражнения являются более переносимыми, чем другие специально-подготовительные упражнения (рывок штанги, полуприседание со штангой на плечах, броски ядра вперед и назад, прыжок в длину с места, тройной прыжок и выпрыгивание вверх). Здесь имеются в виду не более высокие коэффициенты корреляции, а количество случаев положительных взаимосвязей, проявляемых на разных уровнях спортивного мастерства в каждом из видов легкоатлетического спринта и барьерного бега (см. таб. 51–60). А сейчас рассмотрим эти вопросы более подробно. Итак, в 10-кратном прыжке с места на пяти уровнях спортивных результатов проявлялся кумулятивный тренировочный эффект в беге на 110 м с барьерами у мужчин – от 13.50–14,00 с до 15,50–16,00 с и в беге на 100 м с барьерами у женщин – от 12,80–13,30 с до 15,30–15,80 с. В четырех случаях он имел место в беге на 100 м у мужчин – от 10,50–10,80 с до 11,40–11,70 с и у женщин – от 11,50–11,80 с до 12,40–12,70 с, а также в беге на 200 м у женщин – от 23,50–24,00 с до 25,00–25,50 с и в беге на 400 м с барьерами у мужчин – от 49,50–50,50 с до 52,50–53,50 с, так и у женщин – от 54,00–55,00 с до 58,00–59.00 с. На трех уровнях спортивного мастерства положительный перенос наблюдался в беге на 200 м у мужчин – 21,50–22.00 с, 22,50–23,00 с и 23,00–23,50 с и на двух уровнях в беге на 400 м: у мужчин —49,00–50,00 с и 50,00–51,00 с и у женщин – 52,00–53,00 с и 54,00–55,00.
Таблица 56
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегуний на 100 м разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях
Таблица 57
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегуний на 200 м разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях
Таблица 58
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегуний на 400 м разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях
В прыжках с ноги на ногу на расстояние 50 м кумулятивный эффект проявлялся на всех уровнях как у мужчин, так и у женщин в беге на 100 м. Что же касается бега на 200 м, то у спортсменов он не наблюдался только на одном уровне (20,50–21,00 с), а у спортсменок имел место от уровня 25,50 с до 12,70 с. В беге на 400 м положительный перенос происходил у мужчин на четырех уровнях (от 46,00–47,00 с до 49,00–50,00), а у женщин – на пяти (от 50,00–51,00 с до 54,00–55,00 с). Во всех случаях проявляется кумулятивный тренировочный эффект у женщин в беге на 100 м с барьерами (от 12,80 с до 15,80 с) и у мужчин в беге на 400 м с барьерами (от 49,50 до 55,50 с).
Только на одном уровне он не наблюдался у мужчин в беге на 110 м с барьерами (15,50–16,00 с) и у женщин в беге на 400 м с барьерами (58,00–59,00 с).
Замечено, что с увеличением количества отталкиваний в процессе выполнения перечисленных выше прыжковых упражнений увеличивается и число случаев положительного переноса физических способностей на разных уровнях спортивного мастерства испытуемых. Это дает основание предполагать, что из всех имеющихся в спортивной практике прыжковых упражнений (а их несколько десятков) наиболее переносимыми на соревновательное движение будут те из них, которые выполняются на протяжении длительных отрезков времени. К ним относятся прежде всего различные прыжки с ноги на ногу, многоскоки, скачки на одной ноге, прыжки на двух ногах и другие на отрезках от 20–30 до 100–150 м.
Переносимость данных упражнений объясняется тем, что они по многим биомеханическим параметрам повторяют соревновательное движение, схожими являются режимы работы мышц и используемые зоны интенсивности, а длительность воздействия может соответствовать протяженности всей дистанции или ее основным составным частям (например, стартовый разбег), а если необходимо, то и превышать ее. Кроме того, все эти упражнения можно выполнять как в облегченных, так и в усложненных (с отягощениями, прыжки или скачки в гору и др.) условиях.
Таблица 59
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности спортсменок в беге на 400 м с барьерами разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях
Таблица 60
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности спортсменок в беге на 400 м с барьерами разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях
Поскольку уже затронута проблема использования облегченных и усложненных условий в процессе выполнения прыжковых упражнений, то следует отметить, что данное замечание имеет прямое отношение к специально-развивающим и соревновательным упражнениям. Они использовались и используются и в настоящее время спортсменами разной спортивной квалификации.
Здесь мы не делаем открытия, а можем только предполагать, что со временем объем беговых упражнений с использованием облегченных и усложненных условий значительно увеличится по сравнению с тем количеством работы, которая выполняется ныне. Правда, специалистами придется решить несколько задач. Во-первых, выявить оптимальное соотношение тренировочных нагрузок, выполняемых в стандартных, облегченных и усложненных условиях. Во-вторых, определить вес отягощений. И наконец, в-третьих, использовать облегченные и усложненные условия не эпизодически, как это делается сейчас, а систематически на протяжении всех циклов развития спортивной формы. Ибо только соблюдение данного положения будет способствовать решению задач воспитания скоростных (облегченные условия) и силовых (усложненные условия) способностей.
Следует обратить внимание специалистов и на выбор оптимального угла подъема или наклона дорожки, используемой для развития скоростных и силовых способностей. От него зависит не только эффективность воспитания необходимых физических способностей, но и количество появляющихся технических ошибок, которые всегда имеют место при использовании данных упражнений.
Отсутствие кумулятивного тренировочного эффекта с рывка штанги и полуприседания со штангой на плечах на соревновательное упражнение у мужчин и женщин в беге на 400 м с барьерами, а также с рывка штанги на бег на 200 и 400 м можно интерпретировать по-разному. В одних случаях говорят о неэффективности данных упражнений. В других – предполагают, что положительный перенос обусловлен использованием других методических приемов. Это касается прежде всего количества повторений в одном подходе, плотности силовых тренировочных занятий или их частей, а также используемых зон интенсивности.
Очевидно, кумулятивного эффекта от силовых упражнений можно ожидать только в тех случаях, когда они по многим биомеханическим и методическим параметрам будут близки к соревновательному.
Перенос физических способностей в прыжках при использовании упражнений разных видов
Учитывая специфику тренировки в легкоатлетических прыжках, мы изучали влияние различных беговых (спринт), прыжковых, бросковых и силовых упражнений, наиболее часто применяемых в спортивной практике, на основное движение.
Система тренировки прыгунов, сложившаяся в последние десятилетия, предусматривает на протяжении циклов развития спортивной формы использовать в большом количестве специально-развивающие упражнения, повторяющие соревновательное в отдельных его частях [42, 81, 212]. Их доля в общем объеме тренировочного времени составляет от 50 до 60 %. На совершенствование соревновательного упражнения в структуре целостного движения отводится 20–30 % времени. Исключение составляют чаще всего прыгуны в высоту, у которых объемы тренировочных нагрузок в соревновательном упражнении на 10–20 % больше, чем у спортсменов, специализирующихся в других видах прыжков. Доля силовых и бросковых нагрузок колеблется от 15 до 25 %.
А теперь проанализируем фактический материал, касающийся проблемы переноса тренированности с разных видов упражнений на соревновательное. Начнем с прыгунов в длину (мужчины и женщины). Величины корреляционного анализа (табл. 61, 62) свидетельствуют о том, что положительный кумулятивный эффект наблюдается в случаях использования всех видов беговых и прыжковых упражнений и отсутствует в двух бросковых упражнениях – метание ядра вперед и назад. Наибольшие величины взаимосвязи были зафиксированы в прыжках с короткого разбега, в беге на 30 м с хода и в 10-кратном прыжке с места. В рывке штанги у мужчин положительный перенос тренированности наблюдается на уровнях спортивных результатов от 6,5–7,3 м, а у женщин – 5,0–6,1 м. Несколько другие показатели в полуприседании со штангой на плечах. Здесь у женщин кумулятивный эффект проявляется на всех уровнях спортивных результатов, а у мужчин – только на трех – от 6,5 до 7,6 м.
Таблица 61
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности прыгунов в длину разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и соревновательном упражнениях
Таблица 62
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности
У прыгунов в высоту как у мужчин, так и у женщин положительная корреляционная взаимосвязь наблюдается во всех беговых и прыжковых упражнениях. Но ее величины значительно выше во втором виде упражнений, чем в первом. Наиболее информативным и переносимым упражнением является прыжок в высоту с короткого разбега. У мужчин величины корреляционной взаимосвязи колеблются от 0.876 до 0.945, а у женщин – от 0.865 до 0.965. Достаточно высоки они и в прыжках в длину с разбега. У мужчин величины взаимосвязи в одном случае превышают 0.800 и в пяти – 0.700, у женщин они колеблются от 0.680 до 0.808. Отсутствует положительный перенос тренированности с двух бросковых упражнений – метания ядра вперед и назад. В рывке штанги кумулятивный тренировочный эффект проявляется только у мужчин и только на одном уровне – 1,80—1,90 м. Зато он всегда наблюдается в случаях использования второго силового упражнения – полуприседания со штангой на плечах. Более подробно величины корреляционного анализа в применяемых упражнениях представлены в табл. 63, 64.
Общая картина корреляционной взаимосвязи между соревновательным упражнением и другими средствами тренировки, используемыми в тройном прыжке (мужчины и женщины), мало чем отличается от наблюдаемой в прыжках в длину и в высоту (табл. 65, 66). Здесь снова-таки кумулятивный эффект проявляется во всех беговых и прыжковых упражнениях. Правда, величины коэффициентов корреляции в этих упражнениях несколько выше, чем у прыгунов в длину и в высоту. Наиболее переносимыми являются три прыжковых упражнения – тройной прыжок с места и с короткого разбега, 5-кратный и 10-кратный прыжки. Коэффициенты корреляции в тройном прыжке с короткого разбега у мужчин колеблются от 0.890 до 0.954, а у женщин – от 0.700 до 0.906. Высоки они и в 10-кратном прыжке. У мужчин величины взаимосвязи в одном случае превышают 0.700, в трех – 0.800 и в одном – 0.900. У женщин они колеблются от 0.786 до 0.865. В рывке штанги корреляционная взаимосвязь имеет место только у женщин и только на уровне 12,0—12,5 м. В полуприседании со штангой на плечах кумулятивный эффект присутствует на всех уровнях спортивного мастерства, а у мужчин его нет на уровне 16,0—16,5 м. Отсутствует перенос тренированности с двух бросковых упражнений – метание ядра вперед и назад. Здесь величины корреляционной взаимосвязи колеблются от 0.103 до 0.265. Результаты корреляционного анализа между применяемыми упражнениями прыгунов с шестом различной спортивной квалификации представлены в табл. 67.
Таблица 63
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности прыгунов в высоту разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях
Таблица 64
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности прыгуний в высоту разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях
Таблица 65
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности прыгунов тройным разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях
Они свидетельствуют о наличии высокой взаимосвязи между соревновательным упражнением и всеми беговыми упражнениями. Наибольшие ее величины были зафиксированы в беге на 30 м с хода – от 0.745 до 0.865. Несколько меньше они в таких упражнениях, как бег на 30 и 60 м с низкого старта и бег на 100 м. Наблюдается кумулятивный эффект и во всех прыжковых упражнениях. Наиболее переносимыми из них являются прыжки с шестом с короткого разбега и прыжок в длину с полного разбега. Наблюдается положительный перенос на всех уровнях спортивных результатов в рывке штанги и в полуприседании со штангой на плечах. В жиме штанги лежа кумулятивный эффект не был зафиксирован только на уровне 5,50—5,80 м. Отсутствовала положительная взаимосвязь с двух бросковых упражнений – метание ядра вперед и назад.
Таблица 66
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности прыгуний тройным разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательным упражнениях
Таблица 67
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности прыгунов с шестом разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях
Таблица 68
Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности спортсменок разной квалификации в прыжках с шестом в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнении
В табл. 68 представлены результаты корреляционного анализа в применяемых средствах тренировки женщин, специализирующихся в прыжках с шестом, где положительная взаимосвязь начинается с показателя 0.423. Он свидетельствует о наличии положительного переноса со всех беговых и прыжковых упражнений на соревновательное. Наибольший кумулятивный эффект наблюдается в беге на 60 м с низкого старта (0.856 и 0.886), в беге на 30 м с низкого старта (0.786 и 0.724), а также в прыжке с шестом с короткого разбега (0.788 и 0.865). Небольшие коэффициенты и корреляции наблюдались в выпрыгивании вверх (0.588 и 0.662), в прыжках в длину с места (0.657 и 0.624), в тройном прыжке с места (0.612 и 0.587), в 5-кратном прыжке с места (0.594 и 0.620), а также в прыжке в длину с полного разбега (0.586 и 0.564). У мужчин эти показатели в перечисленных упражнениях были несколько (см. табл. 67). Слабая положительная взаимосвязь наблюдалась в рывке штанги (0.512 и 0.556), в полуприседании со штангой на плечах (0.488 и 0.564), в полуприседании со штангой на плечах (0.488 и 0.564) и в жиме штанги лежа (0.542 и 0.546). В метании ядра вперед и назад кумулятивный эффект присутствовал только в первом упражнении и то на уровне 3,20— 3,70 м (0.425).
Корреляционный анализ показателей в специально-подготовительных, специально-развивающих и соревновательных упражнениях позволил нам выявить общую картину переноса физических способностей с одних средств тренировки на другие. Оказалось, что у всех прыгунов наибольшие величины взаимосвязи наблюдаются между результатами в прыжках с короткого и полного (соревновательного) разбега. Здесь коэффициенты корреляции чаще всего колебались от 0.750 до 0.900.
Высокие величины переноса кумулятивного эффекта были зафиксированы во всех беговых упражнениях у прыгунов длину, тройным и с шестом. Что же касается спортсменов и спортсменок, специализирующихся в прыжках в высоту, то во всех случаях наблюдалась слабая взаимосвязь между тестируемыми показателями – на уровне 0.400.
Если же сравнивать величины корреляционной взаимосвязи между одно- и трехкратными прыжками (выпрыгивание вверх, прыжок в длиной и тройной с места) и многократными (5- и 10-кратный), то оказывается, что во втором виде упражнений они в большем количестве случаев были выше, чем в первом.
Наиболее переносимым силовым упражнением является полуприседание со штангой на плечах. Здесь как у мужчин, так и у женщин в прыжках в высоту и с шестом, а также у женщин в прыжках в длину и тройным перенос физических способностей наблюдался на всех уровнях спортивного мастерства. В прыжках в длину у мужчин он проявлялся на трех уровнях, а тройным – на четырех. Во втором силовом упражнении (рывок штанги) кумулятивный тренировочный эффект имел место на некоторых уровнях спортивного мастерства в большинстве видов, кроме прыжков в высоту (женщины) и тройном (мужчины).
На всех уровнях спортивного мастерства положительное влияние на рост спортивных результатов в соревновательном упражнении оказывали рывок штанги, полуприседание со штангой на плечах, а также жим штанги лежа.
Наименее переносимыми оказались метание ядра вперед и назад. Только в одном случае (женщины, специализирующиеся в прыжках с шестом) был отмечен кумулятивный эффект.
Конец ознакомительного фрагмента.