Вы здесь

Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса. Глава III. Перенос физических способностей при использовании упражнений разных видов (А. П. Бондарчук, 2007)

Глава III

Перенос физических способностей при использовании упражнений разных видов

На протяжении последних двух десятилетий в теории и практике легкоатлетического спорта определился круг упражнений, которые способствуют созданию переносимой «базы», «фундамента» для роста спортивных результатов в соревновательных упражнениях. В скоростно-силовых видах речь идет не только о средствах тренировки, повторяющих соревновательное действие в целом или его составляющие части, но и о различных иловых, прыжковых, беговых и бросковых упражнениях. Они могут быть как локального, так и глобального воздействия. В выполнении локальных упражнений принимают участие отдельные звенья тела спортсменов. Например, приседание со штангой, жим лежа, прыжок в длину с места, выпрыгивание вверх и т. д. В упражнениях глобального воздействия (например, рывок штанги) в работе задействованы все звенья тела индивидуума. С помощью названных видов упражнений спортсмены решают задачи воспитания силовых, скоростно-силовых, взрывных и других способностей, необходимых для роста результатов в соревновательных упражнениях.

В циклических видах спорта, требующих проявления выносливости, количество применяемых упражнений в тренировочном процессе несколько меньше, чем в скоростно-силовых видах. В этом случае речь идет о средствах тренировки, способствующих воспитанию аэробных и анаэробных способностей, где первый вид упражнений создает «базу», «фундамент» для второго. Таким упражнением является прежде всего бег на разных отрезках использованием различных режимов работы, зон интенсивности, промежутков отдыха и т. д. Силовые, прыжковые и бросковые упражнения используются эпизодически и в небольшом количестве в основном для активного отдыха или для решения частных задач, которые не предопределяют рост спортивного мастерства в соревновательном периоде. К такому заключению специалисты пришли экспериментальным путем.

Положительные взаимосвязи между применяемыми упражнениями в каждой дисциплине легкой атлетики определялись с помощью корреляционного анализа.

При этом использовались данные, полученные в основном с помощью анкетного опроса отечественных и зарубежных спортсменов разной спортивной квалификации. Опрос проводился на протяжении четырех олимпийских циклов. Обрабатывались и тестовые показатели отдельных спортсменов, изложенные в разных литературных источниках. Результаты корреляционного анализа, имеющие прямое отношение к исследуемым факторам, изложены далее в табл. 41–84, 89—103. Положительные взаимосвязи между тестовыми показателями в упражнениях начинаются с 0.349.

Перенос физических способностей в спринте и барьерном беге при использовании упражнений разных видов

В группе спринта и барьерного бега с помощью соревновательных и специально-развивающих упражнений решаются задачи воспитания скоростных способностей, развития скоростной и специальной выносливости. Для повышения абсолютной скорости используются в основном отрезки дистанции от 20 до 60 м. Более длинные отрезки включаются в тренировочный процесс для развития скоростных способностей несколько реже, так как в теории и практике легкоатлетического спринта является доказанным тот факт, что спортсмены различной квалификации после 55–60 м не могут повышать достигнутую скорость [5, 52, 147, 180].

Для воспитания скоростной выносливости используются отрезки от 30 до 300 м. Интенсивность их пробегания, как и при развитии скоростных способностей, колеблется от 90 до 100 % лучших спортивных достижений каждого спортсмена в отдельности. Различия наблюдаются только в применяемых интервалах отдыха после преодоления отрезка дистанции или серии отрезков. При воспитании скоростных способностей они несколько больше (длиннее), чем при развитии скоростной выносливости. Однако в обоих случаях с увеличением длины отрезка увеличиваются интервалы отдыха [5, 52, 96, 180,216].

Для развития специальной выносливости применяются отрезки от 100 до 600 м. Тренировочная работа выполняется в зоне 80–90 % максимума. В зависимости от используемых отрезков, а также зон интенсивности (80–85 %, 85–90 %) интервалы отдыха между отдельными пробежками могут составлять 3–5 мин или 6—10 мин. Кроме интервального бега используется и переменный. Здесь также существуют свои методические правила по организации тренировочных занятий с использованием различных отрезков, зон, интенсивности, интервалов отдыха и т. д. На них мы не будем останавливаться, так как это не входит в наши задачи [5, 52, 138, 180, 256].

В табл. 41—5- представлены результаты корреляционного анализа показателей подготовленности между соревновательными и специально-развивающими упражнениями. Они свидетельствуют о наличии высокой степени взаимосвязи между этими упражнениями. Величины коэффициентов корреляции в большинстве случае находятся в диапазоне 0.700—0.800.


Таблица 41

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегунов на 100 м разной квалификации в некоторых специально-развивающих и соревновательном упражнениях


Примечание. Здесь и далее в числителе представлены величины коэффициентов корреляции спортсменов высокой квалификации, а в знаменателе – низкой.


Таблица 42

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегунов на 200 м разной квалификации в некоторых специально-развивающих и соревновательном упражнениях


Таблица 43

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегунов на 400 м разной квалификации в некоторых специально-развивающих и соревновательном упражнениях


Таблица 44

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегунов на 110 м с барьерами разной квалификации в некоторых специально-развивающих и соревновательном упражнениях


Для развития скоростно-силовых способностей в тренировке спортсменов различной квалификации используется большое количество силовых, прыжковых и бросковых упражнений. Их доля в общем объеме времени, затраченного на тренировочный процесс в зависимости от индивидуальных особенностей, может составлять на протяжении циклов развития спортивной формы от 10 до 30 %.


Таблица 45

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегунов на 400 м с барьерами разной квалификации в некоторых специально-развивающих и соревновательном упражнениях


Таблица 46

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегуний на 100 м разной квалификации в некоторых специально-развивающих и соревновательном упражнениях


Таблица 47

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегуний на 200 м разной квалификации в некоторых специально-развивающих и соревновательном упражнениях


Силовые упражнения выполняются со штангой и без нее, используются и тренажерные устройства. Силовые упражнения по сравнению с другими обладают более широким диапазоном воздействия в процессе развития скоростно-силовых способностей. С их помощью можно избирательно воспитывать силовые способности мышц, скоростно-силовые или «взрывные». В процессе экспериментальных исследований учитывались показатели в двух силовых упражнениях – рывок штанги и полуприседание со штангой на плечах. Эти упражнения наиболее часто используются в тренировочном процессе спортсменов разной спортивной квалификации. Они дают возможность судить об общем уровне развития силовых способностей всех звеньев тела спортсменов (рывок штанги) и силовых – разгибатели ног (полуприседание со штангой на плечах). Кроме того, эти два упражнения по своим биомеханическим характеристикам (направленность движения, последовательность включения в работу мышечных групп, режимы работы мышц и т. д.) повторяют многие силовые упражнения, систематически применяемые в тренировочном процессе. Зная результаты в каждом из них, можно прогнозировать достижения определенного уровня показателей подготовленности в других упражнениях. А следовательно, и иметь общее представление о переносе физических способностей в случаях использования похожих упражнений.

Полученные данные свидетельствуют о плохой взаимосвязи между соревновательными упражнениями и показателями в рывке штанги и в приседании со штангой на плечах. Начнем с бега на 100 м (табл. 51, 56). У мужчин кумулятивный эффект в этих двух упражнениях проявлялся до уровня 11,10–11,40 с. У женщин в рывке штанги он имел место только на одном уровне —12,70–12,90 с, а в полуприседании со штангой на плечах – на двух (11,80–12,10 и 12,70–12,90 с).


Таблица 48

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегуний на 400 м разной квалификации в некоторых специально-развивающих и соревновательном упражнениях


Таблица 49

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегуний на 100 м c барьерами разной квалификации в некоторых специально-развивающих и соревновательном упражнениях


В беге на 200 м как у мужчин, так и у женщин не наблюдалось положительной взаимосвязи в рывке штанги и в соревновательном упражнении на всех уровнях спортивного мастерства. Что же касается полуприседания со штангой на плечах, то здесь кумулятивный эффект проявлялся у мужчин на уровне 23,00–23,50 с, а у женщин – 25,00–25,50 (табл. 52, 57).


Таблица 50

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегуний на 400 м с барьерами разной квалификации в некоторых специально-развивающих и соревновательном упражнениях


У мужчин и у женщин, специализирующихся в беге на 400 м, отсутствует корреляционная взаимосвязь между результатами в рывке штанги и в соревновательном упражнении на всех уровнях спортивного мастерства. В полуприседании со штангой на плечах у спортсменов она наблюдается до уровня 51,00–52,00 с, а у спортсменок – 55,00–56,00 с (табл. 53, 58).

Несколько другие показатели корреляционного анализа в беге у мужчин на 110 м с барьерами и у женщин на 100 м с барьерами (табл. 54, 59). Так, у мужчин кумулятивный эффект отсутствует только на двух уровнях спортивного мастерства – 16,00–16,60 с и 15,00–15,50, а на других – имеет место. У женщин рывок штанги не оказывает положительного влияния на всех уровнях спортивного мастерства. В полуприседании со штангой кумулятивный тренировочный эффект у мужчин проявляется на уровне 14,50–15,00 с, а у женщин – только на уровне 13,30–13,80 с.

В беге на 400 м с барьерами нами не было зафиксировано положительной взаимосвязи между двумя названными силовыми упражнениями и соревновательным (табл. 55, 60). Коэффициенты корреляции здесь колебались от 0,196 до 0, 320.


Таблица 51

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегунов на 100 м разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях


Таблица 52

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегунов на 200 м разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях


Броски ядра вперед и назад по направленности движения, последовательности включения в работу основных звеньев тела близки к рывковым упражнениям. Схожи они и со взятием штанги на грудь. Однако между ними имеются различия в режимах работы мышц. Используя броски ядра вперед и назад, воспитываются не только скоростно-силовые способности, но и взрывные. Если в рывке штанги в большинстве видов легкоатлетического спринта и барьерного бега наблюдается кумулятивный эффект на том или ином уровне спортивного мастерства, кроме бега на 400 м с барьерами, то в метании ядра вперед и назад он имел место только у бегунов на 110 м с барьерами на двух уровнях – 13,50–14,00 с и 14,00–14,50 с. В остальных дисциплинах он отсутствует как у мужчин, так и у женщин (см. табл. 51–60).


Таблица 53

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегунов на 400 м разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях


Более переносимыми оказались прыжки с места (см. табл. 51–60). Показатели в прыжке в длину с места, в выпрыгивании вверх, в тройном прыжке с места позволяют судить о скоростно-силовых и взрывных способностях мышц ног, которые проявляются при выполнении старта, стартового разбега и в беге по дистанции. Здесь почти во всех видах легкоатлетического спринта и барьерного бега была зафиксирована положительная корреляционная взаимосвязь.

Отсутствовал кумулятивный тренировочный эффект только у спортсменок в беге на 400 м (см. табл. 51–60). Чаще всего он проявлялся у бегунов на 100 м, 11- м и 100 м с барьерами. Так, у бегунов на 100 м у мужчин в прыжках в длину с места положительная взаимосвязь имела место на двух уровнях спортивных результатов – 11,10–11,40 с и 11,40–11,70 с. На стольких же уровнях она проявлялась и у женщин – 12,10–12,40 с и 12,40–12,70 с. В беге на 200 м кумулятивный эффект с данного упражнения на соревновательное у мужчин наблюдался на уровне 22,50–23,00 с, а у женщин 25,00–25,50 с. На двух уровнях он имел место в беге на 110 м с барьерами – 14,00–14,50 с и 16,00–16,50 с и в беге на 100 м с барьерами – 13,30–13,80 и 14, 30–14,80 с.

В выпрыгивании вверх положительный перенос физических способностей в беге на 100 м у мужчин был зафиксирован на трех уровнях спортивного мастерства – 10,80–11,00 с, 11,10–11,40 с и 11,40–11,70 с, а у женщин – на двух – 12,10–12,40 с и 12,40–12,70 с. В беге на 200 м он имел место только у женщин – 24,50–25,00 с и 25,00–25,50 с, а у мужчин отсутствовал на всех уровнях. Зато у бегунов на 100 м с барьерами кумулятивный эффект проявлялся на пяти уровнях спортивного мастерства, а у спортсменок в беге на 100 м с барьерами – на четырех. В беге на 400 м и 400 м с барьерами как у мужчин, так и у женщин не было зафиксировано положительных взаимосвязей.


Таблица 54

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегунов на 110 м с барьерами разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях


Таблица 55

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегунов на 400 м с барьерами разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях


В тройном прыжке с места на четырех уровнях спортивного мастерства был кумулятивный эффект в беге на 100 м у спортсменок – от 11,50–11,80 с до 12,40–12,80 с и у мужчин в беге на 110 м с барьерами – 13,50–14,00 с до 15,00–15,50 с. На трех уровнях спортивного мастерства осуществлялся положительный перенос в беге на 100 м у мужчин – 10,80–11,10 с, 11,10–11,40 с и 11,40–11,70 с; на двух – у женщин в беге на 200 м – 24,50–25,00 с и 25,00–25,50 с и в беге на 100 м с барьерами – 13,30–13,80 с и 14,30–14,80 с; на одном уровне у мужчин в беге на 200 м – 23,00–23,50 с и в беге на 400 м – 50,00–51,00 с, а также у мужчин и женщин в беге на 400 м с барьерами – соответственно 54.50–55,50 с и 56,00–57,00 с.

А сейчас подробно остановимся на результатах корреляционного анализа, раскрывающих сущность положительных взаимосвязей между соревновательным упражнением и 10-кратным прыжком с места и в прыжках с ноги на ногу на расстояние 50 м. Сразу же отметим, что эти два упражнения являются более переносимыми, чем другие специально-подготовительные упражнения (рывок штанги, полуприседание со штангой на плечах, броски ядра вперед и назад, прыжок в длину с места, тройной прыжок и выпрыгивание вверх). Здесь имеются в виду не более высокие коэффициенты корреляции, а количество случаев положительных взаимосвязей, проявляемых на разных уровнях спортивного мастерства в каждом из видов легкоатлетического спринта и барьерного бега (см. таб. 51–60). А сейчас рассмотрим эти вопросы более подробно. Итак, в 10-кратном прыжке с места на пяти уровнях спортивных результатов проявлялся кумулятивный тренировочный эффект в беге на 110 м с барьерами у мужчин – от 13.50–14,00 с до 15,50–16,00 с и в беге на 100 м с барьерами у женщин – от 12,80–13,30 с до 15,30–15,80 с. В четырех случаях он имел место в беге на 100 м у мужчин – от 10,50–10,80 с до 11,40–11,70 с и у женщин – от 11,50–11,80 с до 12,40–12,70 с, а также в беге на 200 м у женщин – от 23,50–24,00 с до 25,00–25,50 с и в беге на 400 м с барьерами у мужчин – от 49,50–50,50 с до 52,50–53,50 с, так и у женщин – от 54,00–55,00 с до 58,00–59.00 с. На трех уровнях спортивного мастерства положительный перенос наблюдался в беге на 200 м у мужчин – 21,50–22.00 с, 22,50–23,00 с и 23,00–23,50 с и на двух уровнях в беге на 400 м: у мужчин —49,00–50,00 с и 50,00–51,00 с и у женщин – 52,00–53,00 с и 54,00–55,00.


Таблица 56

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегуний на 100 м разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях


Таблица 57

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегуний на 200 м разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях


Таблица 58

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности бегуний на 400 м разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях


В прыжках с ноги на ногу на расстояние 50 м кумулятивный эффект проявлялся на всех уровнях как у мужчин, так и у женщин в беге на 100 м. Что же касается бега на 200 м, то у спортсменов он не наблюдался только на одном уровне (20,50–21,00 с), а у спортсменок имел место от уровня 25,50 с до 12,70 с. В беге на 400 м положительный перенос происходил у мужчин на четырех уровнях (от 46,00–47,00 с до 49,00–50,00), а у женщин – на пяти (от 50,00–51,00 с до 54,00–55,00 с). Во всех случаях проявляется кумулятивный тренировочный эффект у женщин в беге на 100 м с барьерами (от 12,80 с до 15,80 с) и у мужчин в беге на 400 м с барьерами (от 49,50 до 55,50 с).

Только на одном уровне он не наблюдался у мужчин в беге на 110 м с барьерами (15,50–16,00 с) и у женщин в беге на 400 м с барьерами (58,00–59,00 с).

Замечено, что с увеличением количества отталкиваний в процессе выполнения перечисленных выше прыжковых упражнений увеличивается и число случаев положительного переноса физических способностей на разных уровнях спортивного мастерства испытуемых. Это дает основание предполагать, что из всех имеющихся в спортивной практике прыжковых упражнений (а их несколько десятков) наиболее переносимыми на соревновательное движение будут те из них, которые выполняются на протяжении длительных отрезков времени. К ним относятся прежде всего различные прыжки с ноги на ногу, многоскоки, скачки на одной ноге, прыжки на двух ногах и другие на отрезках от 20–30 до 100–150 м.

Переносимость данных упражнений объясняется тем, что они по многим биомеханическим параметрам повторяют соревновательное движение, схожими являются режимы работы мышц и используемые зоны интенсивности, а длительность воздействия может соответствовать протяженности всей дистанции или ее основным составным частям (например, стартовый разбег), а если необходимо, то и превышать ее. Кроме того, все эти упражнения можно выполнять как в облегченных, так и в усложненных (с отягощениями, прыжки или скачки в гору и др.) условиях.


Таблица 59

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности спортсменок в беге на 400 м с барьерами разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях


Таблица 60

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности спортсменок в беге на 400 м с барьерами разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях


Поскольку уже затронута проблема использования облегченных и усложненных условий в процессе выполнения прыжковых упражнений, то следует отметить, что данное замечание имеет прямое отношение к специально-развивающим и соревновательным упражнениям. Они использовались и используются и в настоящее время спортсменами разной спортивной квалификации.

Здесь мы не делаем открытия, а можем только предполагать, что со временем объем беговых упражнений с использованием облегченных и усложненных условий значительно увеличится по сравнению с тем количеством работы, которая выполняется ныне. Правда, специалистами придется решить несколько задач. Во-первых, выявить оптимальное соотношение тренировочных нагрузок, выполняемых в стандартных, облегченных и усложненных условиях. Во-вторых, определить вес отягощений. И наконец, в-третьих, использовать облегченные и усложненные условия не эпизодически, как это делается сейчас, а систематически на протяжении всех циклов развития спортивной формы. Ибо только соблюдение данного положения будет способствовать решению задач воспитания скоростных (облегченные условия) и силовых (усложненные условия) способностей.

Следует обратить внимание специалистов и на выбор оптимального угла подъема или наклона дорожки, используемой для развития скоростных и силовых способностей. От него зависит не только эффективность воспитания необходимых физических способностей, но и количество появляющихся технических ошибок, которые всегда имеют место при использовании данных упражнений.

Отсутствие кумулятивного тренировочного эффекта с рывка штанги и полуприседания со штангой на плечах на соревновательное упражнение у мужчин и женщин в беге на 400 м с барьерами, а также с рывка штанги на бег на 200 и 400 м можно интерпретировать по-разному. В одних случаях говорят о неэффективности данных упражнений. В других – предполагают, что положительный перенос обусловлен использованием других методических приемов. Это касается прежде всего количества повторений в одном подходе, плотности силовых тренировочных занятий или их частей, а также используемых зон интенсивности.

Очевидно, кумулятивного эффекта от силовых упражнений можно ожидать только в тех случаях, когда они по многим биомеханическим и методическим параметрам будут близки к соревновательному.

Перенос физических способностей в прыжках при использовании упражнений разных видов

Учитывая специфику тренировки в легкоатлетических прыжках, мы изучали влияние различных беговых (спринт), прыжковых, бросковых и силовых упражнений, наиболее часто применяемых в спортивной практике, на основное движение.

Система тренировки прыгунов, сложившаяся в последние десятилетия, предусматривает на протяжении циклов развития спортивной формы использовать в большом количестве специально-развивающие упражнения, повторяющие соревновательное в отдельных его частях [42, 81, 212]. Их доля в общем объеме тренировочного времени составляет от 50 до 60 %. На совершенствование соревновательного упражнения в структуре целостного движения отводится 20–30 % времени. Исключение составляют чаще всего прыгуны в высоту, у которых объемы тренировочных нагрузок в соревновательном упражнении на 10–20 % больше, чем у спортсменов, специализирующихся в других видах прыжков. Доля силовых и бросковых нагрузок колеблется от 15 до 25 %.

А теперь проанализируем фактический материал, касающийся проблемы переноса тренированности с разных видов упражнений на соревновательное. Начнем с прыгунов в длину (мужчины и женщины). Величины корреляционного анализа (табл. 61, 62) свидетельствуют о том, что положительный кумулятивный эффект наблюдается в случаях использования всех видов беговых и прыжковых упражнений и отсутствует в двух бросковых упражнениях – метание ядра вперед и назад. Наибольшие величины взаимосвязи были зафиксированы в прыжках с короткого разбега, в беге на 30 м с хода и в 10-кратном прыжке с места. В рывке штанги у мужчин положительный перенос тренированности наблюдается на уровнях спортивных результатов от 6,5–7,3 м, а у женщин – 5,0–6,1 м. Несколько другие показатели в полуприседании со штангой на плечах. Здесь у женщин кумулятивный эффект проявляется на всех уровнях спортивных результатов, а у мужчин – только на трех – от 6,5 до 7,6 м.


Таблица 61

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности прыгунов в длину разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и соревновательном упражнениях


Таблица 62

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности


У прыгунов в высоту как у мужчин, так и у женщин положительная корреляционная взаимосвязь наблюдается во всех беговых и прыжковых упражнениях. Но ее величины значительно выше во втором виде упражнений, чем в первом. Наиболее информативным и переносимым упражнением является прыжок в высоту с короткого разбега. У мужчин величины корреляционной взаимосвязи колеблются от 0.876 до 0.945, а у женщин – от 0.865 до 0.965. Достаточно высоки они и в прыжках в длину с разбега. У мужчин величины взаимосвязи в одном случае превышают 0.800 и в пяти – 0.700, у женщин они колеблются от 0.680 до 0.808. Отсутствует положительный перенос тренированности с двух бросковых упражнений – метания ядра вперед и назад. В рывке штанги кумулятивный тренировочный эффект проявляется только у мужчин и только на одном уровне – 1,80—1,90 м. Зато он всегда наблюдается в случаях использования второго силового упражнения – полуприседания со штангой на плечах. Более подробно величины корреляционного анализа в применяемых упражнениях представлены в табл. 63, 64.

Общая картина корреляционной взаимосвязи между соревновательным упражнением и другими средствами тренировки, используемыми в тройном прыжке (мужчины и женщины), мало чем отличается от наблюдаемой в прыжках в длину и в высоту (табл. 65, 66). Здесь снова-таки кумулятивный эффект проявляется во всех беговых и прыжковых упражнениях. Правда, величины коэффициентов корреляции в этих упражнениях несколько выше, чем у прыгунов в длину и в высоту. Наиболее переносимыми являются три прыжковых упражнения – тройной прыжок с места и с короткого разбега, 5-кратный и 10-кратный прыжки. Коэффициенты корреляции в тройном прыжке с короткого разбега у мужчин колеблются от 0.890 до 0.954, а у женщин – от 0.700 до 0.906. Высоки они и в 10-кратном прыжке. У мужчин величины взаимосвязи в одном случае превышают 0.700, в трех – 0.800 и в одном – 0.900. У женщин они колеблются от 0.786 до 0.865. В рывке штанги корреляционная взаимосвязь имеет место только у женщин и только на уровне 12,0—12,5 м. В полуприседании со штангой на плечах кумулятивный эффект присутствует на всех уровнях спортивного мастерства, а у мужчин его нет на уровне 16,0—16,5 м. Отсутствует перенос тренированности с двух бросковых упражнений – метание ядра вперед и назад. Здесь величины корреляционной взаимосвязи колеблются от 0.103 до 0.265. Результаты корреляционного анализа между применяемыми упражнениями прыгунов с шестом различной спортивной квалификации представлены в табл. 67.


Таблица 63

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности прыгунов в высоту разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях


Таблица 64

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности прыгуний в высоту разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях


Таблица 65

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности прыгунов тройным разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях


Они свидетельствуют о наличии высокой взаимосвязи между соревновательным упражнением и всеми беговыми упражнениями. Наибольшие ее величины были зафиксированы в беге на 30 м с хода – от 0.745 до 0.865. Несколько меньше они в таких упражнениях, как бег на 30 и 60 м с низкого старта и бег на 100 м. Наблюдается кумулятивный эффект и во всех прыжковых упражнениях. Наиболее переносимыми из них являются прыжки с шестом с короткого разбега и прыжок в длину с полного разбега. Наблюдается положительный перенос на всех уровнях спортивных результатов в рывке штанги и в полуприседании со штангой на плечах. В жиме штанги лежа кумулятивный эффект не был зафиксирован только на уровне 5,50—5,80 м. Отсутствовала положительная взаимосвязь с двух бросковых упражнений – метание ядра вперед и назад.


Таблица 66

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности прыгуний тройным разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательным упражнениях


Таблица 67

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности прыгунов с шестом разной квалификации в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнениях


Таблица 68

Корреляционная взаимосвязь показателей подготовленности спортсменок разной квалификации в прыжках с шестом в некоторых специально-подготовительных, специально-развивающих и в соревновательном упражнении


В табл. 68 представлены результаты корреляционного анализа в применяемых средствах тренировки женщин, специализирующихся в прыжках с шестом, где положительная взаимосвязь начинается с показателя 0.423. Он свидетельствует о наличии положительного переноса со всех беговых и прыжковых упражнений на соревновательное. Наибольший кумулятивный эффект наблюдается в беге на 60 м с низкого старта (0.856 и 0.886), в беге на 30 м с низкого старта (0.786 и 0.724), а также в прыжке с шестом с короткого разбега (0.788 и 0.865). Небольшие коэффициенты и корреляции наблюдались в выпрыгивании вверх (0.588 и 0.662), в прыжках в длину с места (0.657 и 0.624), в тройном прыжке с места (0.612 и 0.587), в 5-кратном прыжке с места (0.594 и 0.620), а также в прыжке в длину с полного разбега (0.586 и 0.564). У мужчин эти показатели в перечисленных упражнениях были несколько (см. табл. 67). Слабая положительная взаимосвязь наблюдалась в рывке штанги (0.512 и 0.556), в полуприседании со штангой на плечах (0.488 и 0.564), в полуприседании со штангой на плечах (0.488 и 0.564) и в жиме штанги лежа (0.542 и 0.546). В метании ядра вперед и назад кумулятивный эффект присутствовал только в первом упражнении и то на уровне 3,20— 3,70 м (0.425).

Корреляционный анализ показателей в специально-подготовительных, специально-развивающих и соревновательных упражнениях позволил нам выявить общую картину переноса физических способностей с одних средств тренировки на другие. Оказалось, что у всех прыгунов наибольшие величины взаимосвязи наблюдаются между результатами в прыжках с короткого и полного (соревновательного) разбега. Здесь коэффициенты корреляции чаще всего колебались от 0.750 до 0.900.

Высокие величины переноса кумулятивного эффекта были зафиксированы во всех беговых упражнениях у прыгунов длину, тройным и с шестом. Что же касается спортсменов и спортсменок, специализирующихся в прыжках в высоту, то во всех случаях наблюдалась слабая взаимосвязь между тестируемыми показателями – на уровне 0.400.

Если же сравнивать величины корреляционной взаимосвязи между одно- и трехкратными прыжками (выпрыгивание вверх, прыжок в длиной и тройной с места) и многократными (5- и 10-кратный), то оказывается, что во втором виде упражнений они в большем количестве случаев были выше, чем в первом.

Наиболее переносимым силовым упражнением является полуприседание со штангой на плечах. Здесь как у мужчин, так и у женщин в прыжках в высоту и с шестом, а также у женщин в прыжках в длину и тройным перенос физических способностей наблюдался на всех уровнях спортивного мастерства. В прыжках в длину у мужчин он проявлялся на трех уровнях, а тройным – на четырех. Во втором силовом упражнении (рывок штанги) кумулятивный тренировочный эффект имел место на некоторых уровнях спортивного мастерства в большинстве видов, кроме прыжков в высоту (женщины) и тройном (мужчины).

На всех уровнях спортивного мастерства положительное влияние на рост спортивных результатов в соревновательном упражнении оказывали рывок штанги, полуприседание со штангой на плечах, а также жим штанги лежа.

Наименее переносимыми оказались метание ядра вперед и назад. Только в одном случае (женщины, специализирующиеся в прыжках с шестом) был отмечен кумулятивный эффект.

Конец ознакомительного фрагмента.