Вы здесь

Управление рисками коммерческих банков (управление: синтез, анализ). Глава II. Анализ системы управления рисками и безопасностью (В. Б. Живетин, 2009)

Глава II. Анализ системы управления рисками и безопасностью

Коммерческий банк как динамическая система, включенная в иерархию динамических систем [10], содержит две системы управления процессами функционирования, обеспечивающими: эффективность и безопасность.

В данной главе формируются основы структурно-функционального анализа системы управления банком, способной управлять на количественном уровне численными показателями риска (безопасности) и эффективности. В основу таких систем управления банком положим систему управления банком, синтезированную на структурно-функциональном уровне в главе I. Только в таком единстве возможно оптимальное управление коммерческим банком в случае, когда внешние W и внутренние V факторы риска, изменяясь в широком диапазоне, направлены на создание кризисной ситуации.

2.1. Коммерческие банки и финансовая стабильность макроэкономики

К концу прошлого столетия была осознана необходимость контроля и управления финансовой стабильностью в связи с кризисами финансовой системы, по вине и при участии банков, которые обусловили экономические и социальные потери [51]. Дело в том, что системные банковские кризисы с начала 70-х годов прошлого столетия произошли более чем в 120 странах. Эти кризисы оказали негативное влияние на макроэкономику стран, на их развитие.

В той или иной мере серьезные финансовые кризисы по вине банковской системы происходили в Испании (1977–1985 гг.), Чили и Малайзии (1981–1987 гг.), Венесуэле, Мексике (1994–1998 гг.), Венгрии (1987–1997 гг.), Финляндии (1991–1994 гг.), Турции (1994–1996 гг.), Польше (1991–1999 гг.), Швеции (1990–1993 гг.), России (1998–2002 гг.). Итоги таких процессов: замедление экономического роста; неэффективность финансового посредничества, обусловленного работой банковской системы.

Факторы финансовой дестабилизации в большинстве случаев локализовывались в банковском секторе, который в рыночной экономике является главным каналом финансового посредничества [48–50]. Соответственно, банки являются важнейшим источником потерь финансовых систем, хотя дестабилизация может инициироваться и другими финансовыми учреждениями. Эта уязвимость присуща функциям, которые банки осуществляют.

Нестабильность банковских систем многих стран была связана с действием объективных факторов, главные из которых следующие:

– стремительное развитие технологий, компьютеризация банковского бизнеса и развитие онлайновых форм расчетов, позволяющие перемещать громадные суммы денег в любую точку земного шара практически мгновенно;

– форсированная либерализация движения капиталов, заметное смягчение традиционного для банковской сферы протекционизма, что привело к усилению зависимости национальных банковских систем от внешних факторов риска;

– неуправляемый рост финансовых нововведений (прежде всего деривативов), результатом которого стала диверсификация финансовых услуг, связанная с продвижением принципиально новых банковских продуктов.

От состояния финансовой системы страны с рыночным типом экономики в возрастающей степени зависит макроэкономическая стабильность страны [11].

Отметим, что финансовая система оказывает сильное влияние на макроэкономическую стабильность и нестабильность страны. Макроэкономическая нестабильность страны часто оказывает влияние на международную систему, активизируя ее участие в нейтрализации кризисов отдельной страны.

Факторы риска макроэкономики может создавать банковская система, например в период инфляции, обогащаясь на инфляционных процессах, усиливая их путем изменения кредитной ставки.

Важнейший источник макроэкономической и банковской нестабильности обусловлен неправильным размещением капитала, вследствие неадекватного управления рисками банков.

Факторы, характеризующие макроэкономическую нестабильность, обусловливающие нестабильность для банков в форме волатильности цен на различные активы и изменения в размещении финансовых ресурсов:

– высокая инфляция;

– взлеты и спады экономической активности;

– непоследовательная фискальная политика и т. п.

Банки являются и основным инструментом стабилизационных усилий, и основным источником (хотя и не единственным) уязвимости финансовой системы. Банковская система, если она прочна и подконтрольна, способна хотя бы частично парировать дестабилизацию экономики через использование различных финансовых инструментов с индексированными и/или плавающими ставками. Она же способна, преследуя корыстные цели, зарабатывать на инфляционных процессах, усиливая инфляцию.

Финансовая стабильность экономики страны и стабильность конкретных банков зависит и от макроэкономических факторов, образующих среду банковской деятельности, а также от микроэкономических факторов – внутренней прочности банковской системы и устойчивости каждого фактического банковского холдинга (банковской группы), включающего: банк, его филиалы, вспомогательные дочерние фирмы и целенаправленно сегментированную клиентуру. Внутренние и внешние факторы риска, действуя одновременно, как правило, усиливают друг друга, дестабилизируя финансовую систему. Базельская система предлагает мировому финансовому сообществу развивать и осваивать область знаний, которая остается недостаточно изученной, несмотря на бесспорную важность. Акцент на управление рисками явно усиливается в последние два десятилетия в развитии банковского и корпоративного управления вообще и в рамках перехода на установки соглашения Базель-2, в частности. Таким образом, адекватное минимально достаточное регулирование банковской деятельности и соответствующий внимательный и сбалансированный надзор за банками выступают в числе основных условий обеспечения финансовой стабильности [20].

Устойчивое управление финансовой системой реализуется посредством:

– распределения и нейтрализации рисков;

– обеспечения ликвидности;

– безошибочного макроэкономического и банковского регулирования и неизбыточных надзорных вмешательств;

– корпоративного управления;

– систем мотиваций;

– рыночной дисциплины;

– подбора строения и методов работы регуляторных и надзорных (контролирующих) структур;

– уменьшения ошибок государственного и банковского управления.

Если создана такая система управления, то банковская система способна нейтрализовать либо ослабить кризисы экономической системы. При этом излишне либеральная экономическая политика способна увеличивать инфляцию. Преждевременное внедрение новых финансовых инструментов, управлять которыми рыночная система не научилась, нарушают ее устойчивость.

Функционирование финансовой системы связано с реализацией двух ее важнейших функций, а именно: с неправильной системой мотивации и обеспечением ликвидности. Важными источниками нестабильности являются: ошибочное макроэкономическое и банковское регулирование и избыточные надзорные вмешательства; корпоративное управление (и банковское, и небанковское); система мотиваций; рыночная дисциплина; строение и методы работы регуляторных и надзорных структур, а также ошибки государственного и банковского управления. Опыт многих стран показывает, что банковские кризисы часто следуют за периодами относительно высокой экономической активности, во время которых вероятность резких флуктуаций существенно возрастает. Причиной кризиса может быть также и либерализация банковской системы.

Поэтому Базельский процесс совершенствования банковской деятельности идет, прежде всего, по линии укрепления стабильности коммерческих банков и банковских групп, а также осуществляется комплекс мер в банковском секторе, которые бы обеспечивали финансовую стабильность в национальных экономиках и на международном уровне.

Макроэкономическая нестабильность – высокая инфляция, взлеты и спады экономической активности, непоследовательная фискальная политика, слишком агрессивное финансирование политически важных экономических программ и т. п. – это источники нестабильности, с которым сталкиваются банки в форме волатильности цен на различные активы и слишком быстрых изменений в размещении финансовых ресурсов. И хотя банки в принципе могут хеджировать волатильность своих финансовых портфелей, общая волатильность макроэкономических рисков, в конечном счете, хеджированию не поддается. В то время как взлеты экономики в целом и расслабленная экономическая политика государства могут в краткосрочной перспективе улучшить прибыльность банка, они же будут разлагать стабильность банка в перспективе среднесрочной через раздувание цен и инфляцию. Макроэкономические колебания вносят свой вклад в резкие масштабные изменения цен на активы. Это могут быть, к примеру, изменения цен на недвижимость (как в рост, так и в падение). Избыточные сверхоптимистические инвестиции в отдельные отрасли экономики и дальнейшая резкая коррекция начинаются макроэкономически, неадекватно воспринимаются системами риск-менеджмента отдельных учреждений, а затем через крахи отдельных банков приводят к общему дисбалансу. Такие колебания более существенны в экономиках, рыночные основания и инфраструктура которых относительно молоды. Это один из фрагментов качественной модели истоков кризиса.

Кризисы финансового сектора в одной стране часто выплескиваются на международный уровень, что объясняет заинтересованность международной деловой общественности в финансовой стабильности в отдельных странах и довольно высокую готовность солидарно помогать странам, испытывающим кризисы такого рода или угрозу таких кризисов.

Международный опыт показывает, что банки самостоятельно не в состоянии полностью оградить экономику страны от финансового кризиса, хотя здоровая банковская система способна парировать многие удары, ослабить глубину кризисов. Излишне либеральная экономическая политика, реализуемая в стремлении подтолкнуть экономику к росту, способна подтолкнуть ее к инфляции. В этом же направлении может работать появление на финансовых рынках новых финансовых деривативов, управлять которыми рыночная инфраструктура еще в должной степени не научилась. Финансовая дестабилизация чаще наступает в странах с менее обустроенной и менее опытной банковской системой. Неправильное размещение капитала вследствие неадекватного управления рисками банков и других финансовых институтов со стороны инвесторов и других участников рынка – это, возможно, важнейший всеобщий источник макроэкономической финансовой нестабильности в странах, где переход к рыночной экономике уже завершен.

Система регулирования банковского бизнеса и надзора за банковской сферой в большинстве стран базируется на государственном авторитете, возможностях и авторитете ассоциаций банкиров и их клиентов. В контексте адекватного надзора за банковской сферой международно активных банков строится Базельская система. Ее основная идея – мудрое и конструктивное отношение к рискам не только в сфере кредитования, а вообще во всех аспектах финансовой деятельности в силу их взаимосвязанности, взаимовлияния. Требования системы Базель-2 в конечном счете влияют на все коммерческие банки независимо от их международной активности. Они оказывают влияние и на клиентуру банков, особенно на ее корпоративную часть. Большинство банков морально готово к переменам в этих направлениях. Этого нельзя сказать о той части нововведений, которые связаны с риск-менеджментом. Во многих западных странах, а не только в России, уровень знаний и практических навыков в сфере управления рисками на пересечении интересов коммерческих банков и интересов их клиентуры недостаточен. Для полновесной реализации идей базельского процесса требуется интегративный риск-менеджмент, учитывающий интересы всех участников банковских операций. Соответственно, интегративный риск-менеджмент под эгидой пруденциального банковского надзора – это потребность настоящего и будущего. Речь идет о смене парадигмы управления финансовой системой в духе превентивности и проактивности, то есть в контексте управления неопределенностью будущего.

Специальная экспертная группа Всемирного банка в 1996–1997 годах провела подробное исследование проблем финансовой устойчивости в экономиках, трансформирующихся к рыночному типу. Одним из результатов ее работы был список подсистем с соответствующими функциональными свойствами финансовой системы, обладающей устойчивостью [45]:

1. Юридическая система:

a) добротный закон о правах собственности;

b) добротное контрактное право;

c) надежная и легко доступная система принуждения к выполнению договоров;

d) способность задержания и изъятия залога;

e) добротное законодательство о банкротстве.

2. Учетно-отчетная система, раскрытие и прозрачность информации:

a) надежная методика оценки займов, классификация активов, здравая оценка партнеров по бизнесу;

b) эффективные и регулярные механизмы аудита;

c) частая и регулярная доступность для широкой публики информации о состоятельности финансовых организаций;

d) своевременная публикация агрегированной финансовой информации (резервной, банковской…).

3. Система акционеров, реализующих наблюдение и корпоративное руководство:

a) требования к адекватности капитала соотносятся с риском;

b) система своевременной замены плохих руководителей;

c) эффективное легальное привлечение руководителей к ответственности;

d) всепроницающее использование эффективных систем внутреннего контроля и риск-менеджмента.

4. Рыночная система:

a) финансовый сектор открыт для квалифицированных новых участников, включая иностранных;

b) в суммарных активах имеется доля иностранных участников;

c) коэффициенты концентрации в финансовом секторе управляемы;

d) имеются ликвидные межбанковские: денежный рынок и рынок капитала;

e) разрешен полный набор финансовых инструментов;

f) надежные и эффективные системы платежей и согласований;

g) имеется доля активов банковской системы в финансовых институтах общественного сектора экономики.

5. Регуляторно-надзорная система:

a) независимость от политического вмешательства в текущую работу надзорных и аудиторских органов;

b) наделение властью принуждать к разглашению информации, налагать взыскания и т. п.;

c) адекватные кадровые ресурсы (обучение и заработная плата);

d) производство надзора на консолидированной основе;

e) передача информации другим супервизорам;

f) регулярная проверка надежности и внешний аудит информации о риск-менеджменте, системах внутреннего контроля и качестве активов;

Конец ознакомительного фрагмента.