Введение
Коммерческий банк – один из основных инструментов, с помощью которого эволюционирует рыночная экономическая система. Общество заинтересовано в развитии экономической системы и содействует этому развитию, в том числе путем создания системы коммерческих банков. В процессе функционирования коммерческий банк содействует развитию экономики, так, например, выделяя кредит предпринимателю, стремится получить по максимуму прибыль, так же, как и предприниматель. Эта прибыль ограничивается в рыночной системе обществом путем ограничения рыночной цены товара и услуг. В связи с этим предприниматель вынужден, в силу ограничений на цену товара, а в итоге и своей прибыли, ограничивать прибыль банка.
В силу колебания рыночной цены изменяется спрос не только на кредит, но и на проценты по кредиту. А это в свою очередь изменяет возможности банков, создавая потери, т. е. риски [11, 12] различной величины. При больших потерях коммерческий банк подвержен риску вплоть до катастрофы – банкротства [36]. Естественно стремление руководства коммерческого банка управлять рисками, не допуская катастроф. Чтобы управлять рисками, необходима система управления рисками коммерческих банков. Проблеме создания такой системы посвящен ряд работ, в том числе на уровне «Базель-1» и «Базель-2» [21, 25].
Синтезируя и анализируя материалы существующих качественных и количественных моделей функционирования коммерческих банков, следует констатировать наличие нижеследующих проблем.
I. Создание качественных и количественных моделей обеспечения эффективности функционирования коммерческих банков, на основе которых возможна реализация теоретических основ структурно-функционального синтеза и анализа системы управления эффективностью. При этом анализ включает математическое моделирование.
II. Создание качественной и количественной моделей обеспечения безопасности функционирования коммерческого банка, на основе которых необходимо создать теоретические основы структурно-функционального синтеза и анализа систем управления рисками.
Последствия неверных оценок рисков или отсутствия возможности противопоставить им действенные меры могут быть самыми непредсказуемыми. Приведем несколько соответствующих примеров из практики западных банков.
В 1989 г. Британский Midland Bank потерял 116 млн. фунтов стерлингов в результате ошибочного прогноза в отношении уровня ссудного процента по кредитам.
В феврале 1990 г. после неудачной попытки найти финансовую поддержку рухнул крупный американский банк Drexel Burnham Lambert, который доминировал на рынке так называемых сомнительных облигаций небольших и малоизвестных фирм, капиталовложения в акции которых были связаны с большим риском, но с повышенным дивидендом. Крах рынка в результате финансовых злоупотреблений привел к краху самого банка, а также поставил под угрозу существование целого ряда сберегательных банков, поместивших свои средства в эти акции под гарантии DBL.
В январе 1991 г. американский Bank of New England предупредил своих клиентов, что после списания невозвратных кредитов в 4 квартале 1990 г. его потери составили 450 млн. долл. В последовавшей затем панике его клиенты изъяли со счетов более 1 млрд. долл., и банк обанкротился. Потребовалось вмешательство федерального правительства и оказание банку помощи в размере 2,3 млрд. долл., чтобы предотвратить цепную реакцию банковских крахов по стране. Банк сохранил свое существование, но полностью утратил независимость.
Во всех случаях риск должен быть определен и измерен. Анализ и оценка риска в значительной мере основаны на систематическом статистическом методе определения вероятности того, что какое-то событие произойдет в будущем.
Основной задачей регулирования рисков является поддержание приемлемых соотношений прибыльности с показателями безопасности и ликвидности в процессе управления активами и пассивами банка, то есть минимизация банковских потерь. Для эффективного управления уровнем риска необходимо решать целый ряд проблем: от отслеживания (мониторинга) риска до его стоимостной оценки.
Минимизация рисков – это борьба за снижение потерь, иначе называемая управлением рисками. Этот процесс управления включает в себя: контроль и прогнозирование рисков; определение их вероятных размеров и последствий; разработку и реализацию мероприятий по предотвращению или минимизации связанных с ними потерь. Все это предполагает разработку каждым банком собственной стратегии управления рисками, то есть основ политики принятия решений таким образом, чтобы своевременно и последовательно использовать все возможности развития банка и одновременно удерживать риски на приемлемом и управляемом уровне.
В основу банковского управления рисками должны быть положены следующие принципы:
– прогнозирование возможных источников убытков или ситуаций, способных принести убытки, их количественное измерение;
– финансирование процессов анализа рисков, экономическое стимулирование их уменьшения;
– ответственность и разграничение обязанностей руководителей и сотрудников в реализации четкой политики и механизмов управления рисками;
– координируемый контроль рисков по всем подразделениям и службам банка, наблюдение за эффективностью процедур управления рисками;
– анализ возможных потерь, обусловленных факторами риска и затрат на их нейтрализацию.
Завершающий, важнейший этап процесса управления рисками – предотвращение (предупреждение) возникновения рисков или их минимизация.
В монографии разработан алгоритм построения системы управления рисками коммерческих банков, который реализуется на двух уровнях.
На первом уровне (синтеза) эта система формируется на качественном уровне посредством интеллектуальной системы специалистов-профессионалов в рамках соответствующих подсистем структуры коммерческого банка.
Когда получены результаты первого уровня, на котором осознанно наличие риска, имеет смысл (оправдано) из-за свойств интеллектуальной системы специалистов-профессионалов переходить ко второму уровню.
На втором уровне осуществляются процессы количественного анализа итогов контроля, прогнозирования и формирования управления с использованием средств математического моделирования.
На первом уровне проблема решается методом структурно-функционального синтеза системы управления рисками банка. Структура включает организацию управления рисками, органы управления рисками, комитет по кредитному риску и управлению активами и пассивами банка. Система управления рисками представляет собой динамическую систему, реагирующую на динамику внешней среды и внутренних возмущений (факторов риска).
Цель такого исследования – дать банку возможность оценивать потери, обусловленные ошибками функционирования его подсистем, а на втором этапе разработать программный продукт для оценки, прогнозирования и управления количественными показателями риска как в целом по банку, так и по отдельным подсистемам.
В монографии в основу разработанных аналитических методов и средств управления рисками коммерческих банков положены модели на качественном уровне, созданные в рамках Базельской системы, которая одобрена и опубликована как «Соглашение Базель-2» [34]. В этом международном документе объявлена базовая цель, которая состоит в построении фундамента предусмотрительного регулирования капитала, надзора и рыночной дисциплины, финансовой стабильности, развитии риск-менеджмента в финансовых системах.
Отметим, что Базельская система создана на базе качественной модели процессов, присущих иерархической системе, в которой коммерческие банки обеспечивают и регулируют финансовые потоки для устойчивого развития энергетического потенциала [11] иерархической системы, представляющей собой социально-экономическую систему.
Система Базель-2 в монографии послужила основой для структурно-функционального синтеза системы управления банковскими рисками, включающей внутренние и внешние компоненты факторов риска.
Сферы применения системы Базель-2 гораздо шире, чем об этом говорится в самом документе. С учетом последствий для других банков, для банковской клиентуры и для условий внутринациональной и международной конкуренции это, по существу, есть широкомасштабное введение новых правил игры на финансовых рынках. В настоящее время этот документ находится на рассмотрении Европарламента, и выполнение его нормативов обязательно в Европейском союзе, начиная с 2008 года.
В качестве численных показателей рисков и безопасности функционирования коммерческих банков введены вероятности потерь, которые характеризуют принадлежность параметров, подлежащих контролю и управлению, например капитала, области опасных значений.
Рассмотрены методы и средства формирования управлений стратегическими, тактическими, оперативными рисками. При этом управления направлены не только на создание прибыли, но и на компенсацию потерь, обусловливающих соответствующие риски. Управления формируются как посредством надзора от внешних систем, так и посредством внутреннего контроля. Для реализации стратегического управления осуществляется прогнозирование контролируемых процессов.
В основу теории построения системы управления рисками положены средства идентификации рисков количественно и качественно, а также тех, которые не поддаются количественному описанию.
В современных условиях работы банковских систем часто их нестабильность связана с отставанием функциональных свойств систем банка от развивающихся методов и средств реализации банковских процессов. При этом реализуются факторы риска от внешней среды, которые обусловлены:
– стремительным развитием технологий, компьютеризации банковских процессов и развитием онлайновых форм расчетов, практически мгновенных, в любой точке земного шара;
– мощным ростом финансовых нововведений, обусловившим диверсификацию финансовых услуг, связанную с продвижением принципиально новых банковских продуктов;
– либерализацией движения капиталов, которая привела к усилению зависимости национальных банковских систем от внешних факторов риска.
Отметим, что либерализация банковской системы требует внедрения системы ее регулирования, надзора и контроля в сфере управления рисками банковской системы, так как допускает рискованное функционирование банков.
При надзоре и государственном контроле возможны ошибки, которые могут нарушить развитие банковской системы, систему мотивации, осложняя накопление капитала.
Два негативных фактора, порождающие риски банковских систем:
1) любое сопротивление различным формам контроля со стороны коммерческих банков может отрицательно повлиять на проведение государственной экономической политики;
2) принуждение банков к кредитованию политически целесообразных проектов может привести к финансированию политических ошибок, разорению банков.
Отметим роль коллектива банка в формировании факторов риска и ухудшения качества активов:
– плохой внутренний контроль;
– льготное кредитование лиц, от которых зависит в различной мере банк;
– злоупотребление служебным положением и служебной информацией;
– снижение делового и этико-правового потенциала.
Действующие в настоящее время директивные материалы Центрального Банка России трактуют банковские риски традиционно. В соответствии с Положением Банка России от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» [59] банковский риск определяется как «присущая банковской деятельности возможность (вероятность) неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т. д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т. д.)». Это определение уязвимо с нескольких сторон: наиболее опасные риски банков возникают не внутри банка и его собственной среде, а внутри и в среде организаций и лиц, которые являются его клиентами; факторы рисков гораздо более многочисленны и разнородны, чем упомянуто в данном определении; возможность и вероятность – это очень разные понятия, различия между которыми существенны при изучении рисков. Однако для построения исходной системы управления рисками, совместимой с Базель-2, это определение следует учитывать.