Вы здесь

Управление региональной конкурентоспособностью. Глава 1. Региональная конкуренция и конкурентоспособность: сущность и экономическое содержание (А. С. Барабанов, 2014)

Глава 1. Региональная конкуренция и конкурентоспособность: сущность и экономическое содержание

1.1. Понятие и факторы региональной конкурентоспособности

Конкурентоспособность становится базовым условием устойчивости функционирования социально-экономических систем, в том числе и региональных, так как формирование и развитие конкурентных преимуществ способствует ускоренному экономическому росту, повышению благосостояния населения, более эффективному и рациональному использованию ресурсного потенциала территории.

Добиться высокого уровня регионального развития можно двумя путями: на основе внешней поддержки и перераспределения средств централизованных источников между территориями и на основе мобилизации внутренних ресурсов. Главным фактором активизации и мобилизации дополнительных внутренних сил, ресурсов для достижения определенных целей является конкуренция.

Для регионов России проблемы повышения конкурентоспособности приобрели актуальность лишь в конце двадцатого века в связи с переходом к рыночным отношениям. Однако развитию свободной конкурентной состязательности регионов и укреплению на этой основе страны, как справедливо отмечают авторы [46, 50, 70], препятствуют элементы ментальности руководителей, основанной на вере во всесилие централизованной помощи и поддержки в противовес местной инициативе. В результате конкурентоспособность российских регионов остается низкой, особенно в сопоставлении с европейскими и другими территориями.

Вместе с тем представители власти и бизнеса все чаще отмечают наличие конкурентной борьбы между территориями, интересуются ее параметрами и оценками, обращаются к вопросам формирования тех или иных конкурентных преимуществ. Возрастающий интерес к проблемам межрегиональной конкуренции обусловлен прежде всего тем обстоятельством, что регионы, постепенно становясь самостоятельными экономическими субъектами национальной экономики, разрабатывают и реализуют стратегии своего развития, масштабнее включаются в международные экономические проекты.

Исходной точкой рассмотрения теоретико-методологических основ конкурентоспособности регионов является конкуренция, под которой в экономике понимается соперничество нескольких субъектов в достижении сходной цели. В отношении стран, а затем и регионов этот термин стал применяться в конце XX века.

Рассматривая сущность конкуренции между регионами, М. Портер [110, 149] полагает, что она является следствием конкуренции фирм. Он увязывает территориальную конкуренцию со способностью промышленности региона вводить новшества и модернизироваться. Различия в региональных ценностях, культуре, структуре экономики, в существующих организациях и историческом развитии, по его мнению, вносят вклад в достижение успешной конкурентоспособности того или иного региона. Соратник М. Портера М. Энрайт высказал гипотезу, что именно на региональном, а не на наднациональном или национальном уровне создаются конкурентные преимущества [157].

По мнению другого представителя зарубежной школы – Л. Бадда [145], с одной стороны, существует конкуренция между определенными видами деятельности или рынками, которые действуют на территории регионов (локализационная экономика), а с другой – конкуренция между характеристиками регионов и их социальным капиталом, например инфраструктурой, квалифицированными кадрами.

Наиболее полно межрегиональная конкуренция представлена в экономической теории федерализма (так называемой «новой теории федерализма»). В работе [119] конкуренция между регионами рассматривается как конкуренция между властями регионов за мобильные факторы производства – труд, капитал, инвестиции – с помощью налоговой политики или развития инфраструктуры региона (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Схема межрегиональной конкуренции конкурентного федерализма [119]

Власти выступают как экономические агенты, ведущие себя рационально и максимизирующие полезность от принимаемых ими решений, возможность чего обеспечивается федералистским устройством государства. Межрегиональная конкуренция – способ ограничения произвола властей, но в то же время механизм политической защиты рыночных отношений. В рамках этого направления конкуренция регионов проявляется в конкуренции между их властями разных уровней. Предполагается, что власти регионов, конкурируя за привлечение мобильных экономических ресурсов, более эффективно используют общественные финансы и создают благоприятную среду для бизнеса и населения.

Согласно экономической теории федерализма существует связь между поведением региональных правительств и движением факторов, которые являются предметом конкурентных интересов. Под влиянием факторов конкуренция может быть как вертикальной, так и горизонтальной.

Вертикальная – это конкуренция между разными уровнями власти – центральной и региональной, областной властью и муниципалитетом – за объем властных полномочий, за большую долю независимости и большую долю перераспределяемых ресурсов.

Горизонтальная конкуренция осуществляется между регионами одного ранга: например, между областями, между городами, между муниципалитетами за доступ к ресурсам и привлечение мобильных ресурсов. По нашему мнению, региональные органы власти могут создавать конкурентные преимущества только в условиях горизонтальной конкуренции.

Факторами (инструментами) вертикальной конкуренции служат трансферты, субсидии, налоговые и неналоговые доходы; горизонтальной – миграция, иностранные и внутренние инвестиции.

В силу этого в современных условиях необходимо учитывать различия в экономических интересах регионов разных уровней. Придерживаясь мнения А. Г. Гранберга, предположим, что представление региональной экономики как монообъекта в условиях качественного изменения политического, социального и экономического пространства региона не отвечает задаче адекватного отражения региональной экономики. Находящийся в условиях конкуренции регион – это не монообъект, а многоуровневый организм, функционирующий на основе вертикальных (центр – регион – муниципалитет) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий.

Наличие активной конкуренции может быть констатировано при выявлении связи между действиями властей (налоги, предоставление общественных благ, законодательные нормы) и количеством мобильных ресурсов (трансферты – в вертикальной конкуренции; жители, предприятия и инвесторы – в горизонтальной). В данном случае подтверждается предположение о том, что большая самостоятельность регионов дает им возможность привлекать мобильные ресурсы, а конкуренция за бюджетную децентрализацию – увеличивать ресурсы.

Конкуренция за горизонтальные факторы происходит прежде всего на основе стандартов действий властей, а такие стандарты складываются в зависимости от результатов, достигнутых в других регионах. Это происходит, когда региональные власти находятся в условиях потенциальной конкуренции и забота о назначении вынуждает их соблюдать установленные федеральные стандарты, что согласуется с политологическими подходами, использующими политику как инструмент получения и сохранения власти. Кроме того, в спектр горизонтальной конкуренции следует включить и законодательную конкуренцию. Вместе с тем имеет место конкуренция за рабочую силу, престижных жителей, туристов.

Фактически вертикальная конкуренция выражается в своего рода торге с федеральным правительством за контроль над ресурсами и властные полномочия. В этом случае положительная сторона вертикальной конкуренции состоит в развитии конкурентных начал, реализации возможностей экспериментирования и бенчмаркинга – отбора лучших образцов для воспроизведения, ограничения монопольного положения центра при определении экономической политики. Отрицательная сторона вертикальной конкуренции состоит в формировании тенденций вытеснения конституционных норм договорным правом, в ущемлении интересов одних регионов за счет предоставления особых условий или льготных режимов другим [44].

Объект горизонтальной конкуренции представляют экономические ресурсы, прежде всего инвестиции, рабочая сила, объекты собственности. Регионы конкурируют также за материальные активы, например за жителей с престижным статусом, которые создают положительный имидж региона. Особенностью горизонтальной конкуренции в отличие от вертикальной является возможность создания конкурентных преимуществ региональными органами власти. Преимущество горизонтальной конкуренции – поиск внутренних источников и создание стимулов к развитию регионов, расширение и совершенствование их инфраструктуры, стимулирование привлечения инвестиций.

В итоге матрица межрегиональной конкуренции позволяет провести сопоставление вертикальной и горизонтальной конкуренции по типу и способу воздействия (табл. 1.1) [73].

Кроме того, имеет место взаимодействие между регионами в плане сотрудничества и соперничества по отдельным направлениям: к примеру, сотрудничество (кооперативное взаимодействие) – создание ассоциаций городов, областей, ассоциаций малых городов, межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия. Отсутствие взаимодействия, или амбивалентное поведение, а также соперничество обычно касается разграничения предприятий как источников налоговых доходов в бюджеты и актуально и для вертикальной, и для горизонтальной конкуренции.

В то же время можно выделить стратегическое взаимодействие и другие виды взаимодействий регионов. Первое проявляется в борьбе за придание региону статуса особых условий, дающих конкурентные преимущества, – статуса особых зон депрессивных территорий, административного центра федерального округа.


Таблица 1.1. Матрица межрегиональной конкуренции [73]


Детально направления конкуренции регионов представлены в работах Б. М. Гринчеля, который условно выделил три их группы (рис. 1.2):

1. Размещение и сохранение предприятий, получение новых инвестиций.

2. Сохранение и привлечение человеческих ресурсов.

3. Развитие туризма.

Актуальность рассмотренных направлений дифференцируется в зависимости от исторических, географических, демографических и других особенностей и ресурсного потенциала конкретного региона. При этом в определенном временном интервале направления и предмет конкуренции могут меняться.

Обобщая вышесказанное, отметим, что субъектами межрегиональной конкуренции выступают регионы (муниципалитеты), а её предметом – ресурсы: люди, финансы, капитал, информация, необходимые для обеспечения устойчивого регионального развития и решения на этой основе социально-экономических задач.

Такими ресурсами обладают физические и юридические лица, т. е. люди, а также предприятия и организации всех форм собственности, учреждения. Это подтверждается исследованиями российского ученого Б. С. Жихаревича [65], который подчеркивал, что «регионы, отстающие в развитии, конкурируют за привлечение населения, бизнеса и федеральных ресурсов». Для того чтобы получить эти ресурсы, регион выступает в роли продавца, предлагая специфический товар: свою территорию, геополитическое положение, социальную и экономическую инфраструктуру, социально-экономический потенциал.


Рис. 1.2. Направления и виды конкуренции регионов [54, 55]


Разделяя точку зрения ряда авторов [54, 87, 134], особый акцент следует сделать на «целевых группах» – покупателях специфического товара, которым располагают регионы. Этих покупателей, как считают авторы, можно условно объединить в две группы. К первой из них относятся люди – жители региона, студенты, мигранты, туристы и деловые посетители, военнослужащие и т. п. Вторую группу составляют крупные, средние, малые предприятия-товаропроизводители, торговые, складские, строительные и транспортные предприятия и организации, представительства государственных, общественных и международных организаций и учреждений, образовательные, научные, медицинские и военные организации и т. п. Предметом соперничества регионов выступают ресурсы, которыми обладают «целевые группы», а субъектом управления конкурентоспособностью – региональные органы власти и управления.

Проведенное исследование терминологического аппарата позволяет утверждать, что в основу понятия межрегиональной конкуренции можно положить сформулированное в [54] определение конкуренции территорий как соревнования между регионами и городами в их стремлении «завоевать» различные целевые группы «потребителей» местных ресурсов и условий жизнедеятельности. Этой точки зрения придерживаются и авторы [87], которые под межрегиональной конкуренцией понимают как соревнование между регионами и городами в их стремлении «завоевать» различные целевые группы «потребителей» местных ресурсов и условий жизнедеятельности для получения ресурсов, необходимых для обеспечения устойчивого социально-экономического развития и решения на этой основе социально-экономических задач. Концептуальная схема межрегиональной конкуренции представлена на рисунке 1.3.


Рис. 1.3. Концептуальная схема региональной конкуренции [134]


Именно под воздействием конкурентных процессов формируется система региональной конкуренции, предметом которой становятся целевые группы региона: население, предприятия, малый бизнес, инвесторы, туристы.

При этом логическая взаимосвязь процессов региональной конкуренции вполне объяснима. Межрегиональная конкуренция заключается в борьбе регионов за целевые группы потребителей ресурсов территории на основе создания и поддержания конкурентных преимуществ, являющиеся, в свою очередь, стимулом к развитию региона, привлечению на территорию новых ресурсов (люди, финансовые средства, капитал, информация), которыми обладают целевые группы. Особая роль в создании конкурентных преимуществ отводится региональным органам власти, обеспечивающим условия для более эффективного использования ресурсов территории (люди, финансы, капитал, информация), необходимых для обеспечения устойчивого регионального развития и решения на этой основе социально-экономических задач. Для того чтобы получить эти ресурсы, региональные органы власти предлагают целевым группам унаследованные либо вновь созданные конкурентные преимущества для последующей реализации обоюдных интересов с целью повышения уровня и качества жизни населения (рис. 1.4).


Рис. 1.4. Принципиальная схема межрегиональной конкуренции


Следует отметить, что формирование конкурентных преимуществ региона происходит под влиянием ключевых характеристик его состояния и качества менеджмента. По нашему мнению, этот процесс имеет три уровня (рис. 1.5):

1. Оперативный уровень – представляет собой информационную составляющую для анализа конкурентных позиций региона (определяет его текущее состояние).

2. Тактический уровень – предполагает расчет интегрального показателя уровня конкурентоспособности региона (разработка методического инструментария и оценка уровня конкурентоспособности).

3. Стратегический уровень – подразумевает принятие обоснованных управленческих решений (во многом зависит от качества менеджмента региона), способствующих росту уровня конкурентоспособности региона.


Рис. 1.5. Алгоритм формирования конкурентных преимуществ региона


Исследуя процесс межрегиональной конкуренции, авторы [50, 73, 87, 134] выделяют следующие основные направления, по которым и в рамках которых регионы могут соперничать между собой. Это прежде всего:

• сохранение и привлечение населения, в первую очередь в трудоспособном возрасте и высококвалифицированного;

• размещение и сохранение предприятий, привлечение новых фирм, формирующих наукоемкие современные кластеры, наладивших устойчивый сбыт своей продукции, работающих на принципах благожелательного отношения к окружающей среде;

• привлечение новых инвестиций в развитие действующих или создание новых предприятий, в коммунальную инфраструктуру, в строительство жилья и в социальный комплекс;

• осуществление и развитие транспортно-транзитных функций;

• усиление торговой специализации региона и крупных городов в его составе;

• развитие системы профессионального образования и здравоохранения как отраслей специализации, прежде всего университетов, медицинских центров и клиник;

• привлечение и развитие информационных центров, средств массовой информации, кино– и телестудий и т. д.;

• привлечение туристических потоков всех типов;

• проведение крупных культурных, политических, научных, спортивных и других мероприятий, на которые приезжает много людей, что усиливает позитивный имидж региона, его городов;

• приращение культурного и исторического потенциала, повышающего привлекательность региона и для жителей, и для приезжих;

• размещение в регионе административных и общественных учреждений, органов, фондов государственного, международного, мирового значения.

Обобщение сфер конкуренции регионов по степени ее интенсивности (табл. 1.2) позволяет сделать вывод об усилении конкуренции и в дальнейшем.

В ходе исследования теоретических подходов к развитию территориальной конкуренции выявлено, что ее значение состоит в следующем.

Во-первых, конкуренция подталкивает региональные органы власти к проведению самоанализа состояния своего региона, его взаимосвязей и взаимоотношений с существующими или возможными партнерами и конкурентами.


Таблица 1.2. Распределение сфер по степени конкуренции между регионами России


Во-вторых, позволяет точнее определить целевые группы потребителей ресурсов региона, за которые он впоследствии и будет конкурировать. Такой самоанализ, стратегический выбор своей профильности является залогом будущего успеха в развитии факторов конкурентоспособности и в привлечении или сохранении потребителей.

В-третьих, оценка конкурентоспособности регионов может быть важным элементом мониторинга реализации стратегии и поэтапного позиционирования территории во внешней среде.

В-четвертых, усиление конкурентных отношений между отдельными областями, районами объективно повышает общий конкурентоспособный потенциал страны и содействует выравниванию уровней развития регионов. Но для этого со стороны правительства и региональных властей необходимы действия по созданию условий для свободной и равной конкуренции для всех субъектов территориальной организации.

Отметим также, что конкуренция между регионами включает в себя соревнование между их политической, законодательной, экономической, социальной, экологической и культурной системами, стратегиями и успехами. При этом разноплановые интересы целевых групп в сочетании с особенностями потенциалов конкретных регионов обусловливают многогранность и особую сложность определения и оценки конкурентоспособности и путей ее повышения.

На наш взгляд, определяя конкурентоспособность региона, следует исходить из понятия «конкурентоспособность объекта», под которой понимается обладание набором (вектором) свойств, создающих преимущества в экономическом соревновании на конкурентных рынках. Область или сферу, в которой ведется соревнование (конкуренция), можно назвать конкурентным полем. Поэтому для завоевания большей доли рынка необходим и более высокий уровень конкурентоспособности объекта.

Как показало исследование, подходы к определению конкурентоспособности региона весьма различны, что говорит о многогранности этой экономической категории. Вместе с тем, по сути, все они характеризуют способность региона выдерживать конкуренцию со стороны других регионов.

Сравнительный анализ подходов к определению данной категории показывает отсутствие в них полноты и единства. В представленных некоторыми авторами определениях учитываются не все составляющие конкурентоспособности региона (табл. 1.3).

К примеру, сторонники первого подхода связывают конкурентоспособность региона с его способностью выдерживать конкуренцию на товарных рынках. Вместе с тем это не что иное, как один из предметов конкуренции – предприятие. Однако достижение только конкурентоспособности предприятий на рынке не всегда свидетельствует о высоком уровне конкурентоспособности всей территории.

Приверженцы второго подхода объясняют конкурентоспособность как способность региональной экономики обеспечивать рост благосостояния населения региона. Но и здесь прослеживается один предмет конкуренции – население. Можно также предположить, что ограниченным является мнение о достижении регионом конкурентоспособности лишь при росте уровня жизни населения.

Представители третьего подхода под конкурентоспособностью региона понимают его способность выявлять, создавать, использовать конкурентные преимущества для улучшения конкурентных позиций среди регионов-конкурентов. На наш взгляд, эта точка зрения наиболее близка к действительности. Под конкурентоспособностью региона нами будет пониматься способность выдерживать конкуренцию со стороны других регионов в борьбе за ресурсы, необходимые для устойчивого развития территории и решения на этой основе социально-экономических задач.


Таблица 1.3. Обобщение определений конкурентоспособности региона




Конкурентоспособность региона зависит от наличия у него конкурентных преимуществ и его способности к их созданию на основе факторов конкурентоспособности. Роль региональных органов власти в обеспечении конкурентоспособности региона можно исследовать по её четырем взаимосвязанным направлениям (факторам, детерминантам), образующим региональный ромб, построенный на основе концепции национального ромба М. Портера (рис. 1.6).


Рис. 1.6. Модель регионального ромба конкурентных преимуществ

(построена на основе ромба конкурентных преимуществ М. Портера)


Так, например, факторы и условия производства формируются за счет квалифицированных кадров, капитала, научных знаний и технологий, экономической информации, инфраструктуры отраслей, инфраструктуры рынка, инвестиционного климата. Данная детерминанта особо важна для инвесторов, реализующих свои проекты на территории региона предприятиям, выпускающим конкурентоспособную продукцию.

Вторая детерминанта – спрос на внутреннем и зарубежном рынках, который обеспечивается населением. Самыми важными свойствами внутреннего спроса являются те, которые обеспечивают начальный стимул для инвестирования и внедрения инноваций, достаточных для успешной конкуренции на рынке.

Третьей важной детерминантой, определяющей конкурентоспособность региона, выступает наличие родственных или поддерживающих отраслей. Конкурентоспособность прямо зависит от кооперации региональных производств, создания вертикально– и горизонтально интегрированных сетей (кластеров), инновационно активных фирм. Региону нужны новые растущие отрасли, которые повышают значение мультипликатора, создают синергетический эффект и снижают региональные риски.

Четвертая детерминанта – стратегия развития региона, выделяющая повышение его конкурентоспособности как главный приоритет. Уровень управления, организованности приобретает решающее значение для повышения конкурентоспособности социально-экономических систем. Региональные органы власти, в свою очередь, заинтересованы в создании и эффективном использовании потребителями ресурсов территории её конкурентных преимуществ, повышающих конкурентоспособность.

Случай выступает как выгодный момент (благоприятная рыночная конъюнктура) для принятия стратегически правильного решения всеми участниками рыночных отношений. Другие авторы [54, 102] выделяют группы факторов конкурентоспособности регионов в зависимости от «целевой группы»: население, предприятия, малый бизнес, инвесторы и туристы (рис. 1.7).

По мнению авторов [95, 114], конкурентоспособность региона обусловлена экономическими, социальными, политическими и другими факторами, влияющими на него и отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках. Ряд исследователей полагают, что все факторы можно подразделить на две группы: факторы, на которые могут влиять хозяйствующие субъекты (например, инвестиции в основной капитал), и факторы, влияние которых происходит независимо от хозяйствующих субъектов (например, географическое положение, природно-ресурсный потенциал и т. д.).

Наша точка зрения во многом совпадает с точкой зрения авторов [54, 95, 134], выделяющих группы факторов конкурентоспособности регионов на основе целевых групп «Население», «Предприятие», «Малый бизнес», «Инвесторы», «Туристы».

Как нам представляется, только при учете органами власти интересов и потребностей целевых групп потребителей ресурсов региона будет реализована возможность роста его конкурентоспособности.


Рис. 1.7. Взаимосвязь предметов конкуренции, факторов роста и оценки уровня конкурентоспособности регионов

Источник: Гринчель Б. М. Оценка конкурентного потенциала регионов Северо-Запада России // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2007. – № 3. – С. 55–67.


Объясняется это тем, что, создавая условия и тем самым повышая уровень жизни населения, органы власти обеспечивают его конкурентоспособность. Эффективное функционирование хозяйственного механизма территории позволяет говорить о конкурентоспособности на рынке товаров, в свою очередь, конкурентоспособность на рынке капитала обеспечивается инвестиционной привлекательностью, эффективность функционирования малого предпринимательства способствует достижению конкурентоспособности субъектов малого бизнеса, туристская привлекательность обусловливает конкурентоспособность на рынке туристских услуг.

1.2. Методический инструментарий оценки конкурентоспособности регионов

Достижение высокого уровня конкурентоспособности региона должно обеспечиваться в ходе реализации региональной политики, направленной на эффективное выполнение целевых установок управления конкурентоспособностью.

Представляется обоснованным мнение о том, что конкурентоспособностью региона можно управлять путем воздействия, в той или иной степени, на факторы её повышения, в зависимости от предмета конкуренции, выделяя при этом глобальные, локальные, стратегические и геополитические цели управления конкурентоспособностью (рис. 1.8) [111].

Рыночная трансформация и переход национальной экономики к устойчиво-воспроизводственному режиму развития и признание региональной экономики в качестве одного из системообразующих факторов, обеспечивающих достижение этого состояния, обусловливают необходимость создания соответствующей системы управления развитием данной сферы. Методология управления конкурентоспособностью региона представляет собой совокупность методов, форм, инструментария, которые, на наш взгляд, требуют исследования как в научном (на уровне концепций), так и практическом (на уровне инструментария) аспектах (табл. 1.4).

Одним из этапов реализации общей системы управления конкурентоспособностью региона является оценка её уровня. При этом целевой направленностью данной оценки выступает определение возможности решения текущих задач социального и экономического развития на основе внутренних резервов и источников экономического роста, а также эффективности мер, принимаемых органами власти и управления по реализации социально-экономической политики с учетом оценочных показателей конкурентоспособности.


Рис. 1.8. Региональная система целевых установок управления конкурентоспособностью [111]


Таблица 1.4. Методология управления конкурентоспособностью региона


Проведение оценки конкурентоспособности регионов в настоящее время приобретает все большую актуальность. Применяя комплексный, системный подход к управлению развитием своей территории, государственные органы власти и управления чаще обращаются к определению оценочных показателей, факторов конкурентоспособности и использованию современного подхода к её оценке. На основе результатов оценки конкурентоспособности регионов эксперты (экономисты, политики, ученые, предприниматели и пр.) могут анализировать состояние экономической среды, эффективность осуществления стратегии экономической политики и повышения конкурентоспособности, деятельность частного и общественного сектора, конкурентные преимущества и недостатки территории, иную информацию.

Разносторонний, казалось бы, подход одних авторов сводится в итоге к акцентированию внимания на факторах конкурентоспособности макроуровня; другие же авторы подчеркивают влияние, оказываемое на микроуровне (т. е. предприятиями); третьи стремятся обратить внимание на «неосязаемые» факторы, влияющие на экономическую конкурентоспособность регионов. Систематизированная классификация методик оценки конкурентоспособности приведена нами в таблице 1.5.


Таблица 1.5. Разнообразие способов оценки конкурентоспособности (составлено автором)


Исследование современных методических подходов к оценке конкурентоспособности регионов позволяет сделать вывод о том, что во многом они основаны на оценке конкурентоспособности стран.

Поэтому данное многогранное понятие может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач. Возможны и различные методы оценки конкурентоспособности, построенные на основе статистических показателей, экспертных оценок, рангов [36, 46, 55, 73, 79, 103]. Так, в целях оценки конкурентоспособности регионов РФ.

Институтом региональной политики был разработан индекс (IRPEX), который является трехуровневым рейтингом, включающим в себя рейтинг конкурентоспособности, оценку качества и стабильности развития, а также выявление доминант в профиле конкурентных позиций [70].

Результаты оценки представляются в виде сложносоставного рейтинга IRPEX, формируемого на основе 130 факторов, включающих объективно и субъективно оцениваемые показатели. Оценку степени влияния каждого фактора на конкурентоспособность проводят эксперты в области регионального развития и конкурентоспособности, представители федеральных ведомств (Министерство экономического развития РФ, Министерство регионального развития РФ, Администрация Президента РФ). Данная характеристика относится к оценочным показателям, поэтому предполагает наличие субъекта (кто оценивает), объекта (что оценивается), цели (критерии) оценки. Субъектами оценки могут быть органы государственной власти, организации, инвесторы, покупатели и т. п. Объектами оценки являются товар, фирма, организация, регион, страна. Критериями (целями) оценки могут быть положение на рынке, темпы развития, возможность расплачиваться за полученные заемные средства, а также потребительские свойства по отношению к цене товара и др.

В настоящее время существует большое количество авторских методик оценки конкурентоспособности региона [79, 88, 123, 136]. Причем они базируются на оценке инвестиционной привлекательности региона, уровня жизни населения и эффективности использования ресурсов.

Данный подход широко распространен и в мировой практике. По мнению российских регионалистов Л. И. Ушвицкого и В. Н. Парахиной, интегральный уровень конкурентоспособности региона является относительным показателем (коэффициентом), а следовательно, не должен зависеть от размеров его территории или численности населения.

Поэтому все частные признаки конкурентоспособности включаются в расчет интегральных (сводных) значений с единицами измерения, выраженными относительными величинами – душевыми, темповыми, долевыми, а в некоторых случаях, в виде исключения, – балльными оценками. В отличие от объемных показателей темповой индикатор мало подвержен межрегиональным различиям в специализации экономики регионов [133].

Система возможных показателей конкурентоспособности может быть представлена следующей их совокупностью (табл. 1.6).


Таблица 1.6. Примерный состав показателей для определения интегрального уровня конкурентоспособности региона [133]


Интегральный уровень конкурентоспособности, представляющий собой интегральный (сводный) коэффициент, обобщающий данные всех частных показателей, предлагается рассчитывать по формуле средней геометрической:


(1.1)

На основе того, что региональная конкурентоспособность оценивается тремя группами коэффициентов, для характеристики конкурентного положения региона предлагается построение матрицы:

1. «Уровень эффективности использования ресурсов – уровень жизни».

2. «Уровень инвестиционной привлекательности – эффективность использования ресурсов».

3. «Уровень инвестиционной привлекательности – уровень жизни».

При сравнении уровня эффективности использования ресурсов и уровня жизни населения выводы по оценке соотношения будут связаны с тем, насколько предприниматели (работодатели) и государство заботятся о благосостоянии работающего у них и проживающего на данной территории населения. При этом сразу же выявляются источники благосостояния и возможности его роста при переориентации власти или работодателей в сторону недостающих в их деятельности ценностей.

При анализе соотношения инвестиционной привлекательности и эффективности использования ресурсов можно определить, насколько целенаправленно и эффективно развиваются территории. Если эффективное использование ресурсов сопровождается значительными вложениями в основной капитал, то можно сказать, что на территории определены реальные приоритеты и действия осуществляются в соответствии с ними. Если эффективное использование ресурсов не сопровождается инвестициями, это значит, что регион остановился в своем развитии. Если же инвестиции не связаны с эффективным использованием ресурсов, то либо эффективность «еще впереди», либо инвестиции вложены неверно. Отсутствие инвестиций и эффективного использования ресурсов означает, вероятнее всего, кризисное состояние. К аналогичным выводам можно прийти, сравнивая уровень инвестиционной привлекательности и уровень жизни населения.

Еще более интересную интерпретацию могут получить данные о показателях конкурентоспособности при сведении воедино всех трех параметров и разделении их по уровню оценки – низкая (0) или высокая (1). Эту систему оценки положения региона представим в табл. 1.7.


Таблица 1.7. Интегральная оценка параметров конкурентоспособности


Система показателей, разработанная В. В. Печаткиным, С. У. Салиховым, В. А. Саблиной, базируется на официальной статистической отчетности и показателях, рассчитанных на ее основе [103].

Отбор показателей для оценки конкурентоспособности региона проводится на основе методов многофакторного корреляционно-регрессионного анализа с использованием линейной модели регрессии (табл. 1.8).


Таблица 1.8. Система показателей для расчета уровня конкурентоспособности (по автору [103])




В качестве результирующего признака для первого проблемно-содержательного блока выбирается показатель валового регионального продукта в расчете на душу населения, т. к. он в наибольшей степени характеризует способность региона производить товары и услуги. Для второго блока факторов в качестве результирующего выбирается показатель ожидаемой продолжительность жизни, поскольку он косвенно отражает качество жизни населения. При этом из дальнейших расчетов исключаются те факторы, влияние которых незначительно. Ограничение числа включаемых в рассмотрение факторов-признаков проводится на основе использования аппарата многошагового регрессионного анализа.

Для расчета интегрального показателя конкурентоспособности региона предлагается использовать следующую формулу:


, (1.2)

где: – интегральный показатель конкурентоспособности j-го региона;

– значение i-го показателя j-го региона, характеризующего способность региона производить товары и услуги в условиях конкуренции;

– среднероссийское значение показателей способности регионов производить товары и услуги;

– значение i-го показателя j-го региона, характеризующего качество жизни населения;

– среднероссийское значение показателей качества жизни населения;

k – число показателей, m – число регионов, i – номер показателя, j – номер региона:

Использование данного подхода обусловлено возможностью получения достоверных сведений о вариации показателей. При этом подразумевается прямое суммирование значений каждого показателя в разрезе выделенных блоков конкурентоспособности регионов в виде процентной доли по отношению к соответствующим средним по России величинам. Далее на основе полученного интегрального показателя субъекту Российской Федерации присваивается ранг.

Обобщая подходы к решению проблем взаимосвязи ценообразования и конкурентоспособности в системе экономических отношений, В. Е. Андреев сформулировал следующую функциональную зависимость [2]:


, (1.3)

где RC = f (Y) факторы определяющие уровень жизни населения;

P – факторы регионального ценообразования (уровень цен по товарным группам, механизм их установления, зависимость от внешних рынков, степень удаленности региона от источников сырья и основных рынков сбыта);

FP – наличие, распределение и функциональная направленность основных факторов производства в регионе (трудовые ресурсы, полезные ископаемые, отраслевая структура капитала);

Y – уровень жизни населения региона (доходы, их структура и дифференциация, покупательная способность, степень занятости и др.);

SP – социально-политические факторы, характеризующие взаимодействие основных субъектов регионального рынка – администрации, населения, предпринимательства, взаимоотношения с федеральным центром.

Данная функциональная зависимость, являющаяся исходной, базовой, в дальнейшем уточняется и дополняется другими факторами.

Таким образом, если исходная функциональная зависимость конкурентоспособности региона имела первоначальный вид: то после анализа модели «региональный спрос – региональное предложение» ее можно представить как: RC = f (Y; I), то есть факторы цено-образования являются основополагающими как для составляющей доходов Y = f(PL, P), так и косвенно, через величину процентной ставки (R), сберегаемой части доходов (S), для инвестиционной составляющей, где, а.

Следовательно, комплексный показатель конкурентоспособности региона складывается из двух групп:




Соответственно каждый из них включает в себя:




Веса показателей имеют следующие значения, если исходить из таких соображений:

PC = 0,5 – в большей степени учитывает взаимосвязь двух рынков: товаров и услуг и труда;

G = 0,3 – концентрация доходов является следствием функционирования рынка труда и сильно зависит от социальной политики региональной власти;

L = 0,2 – показатель безработицы имеет существенные погрешности, так как в условиях кризиса не всегда учитывает большую долю скрытой безработицы;

Iq = 0,7 – объем реальных (как внутренних, так и внешних) инвестиций свидетельствует о действительной инвестиционной привлекательности региона, а следовательно, и об эффективности регионального хозяйствования.

Ip = 0,5 – инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства и другие показатели;

Ir = 0,4 – интегральный показатель, рассчитываемый консалтинговым агентством «Эксперт – РА» и учитывающий законодательный, политический, экономический, финансовый, криминальный и экологический риски;

Q = 0,3 – количество убыточных предприятий говорит об их слабой адаптированности в силу различных причин к функционированию в условиях рыночной экономики.

Расчет конкурентоспособности основывается на ранжировании регионов по численным значениям каждого из частных показателей с определением соответствующего места региона. Затем место, занятое регионом, умножается на весовое значение каждого показателя и все они суммируются. Вес показателя определяется его «влиянием» на всю группу показателей (Y или I). Регион, набравший меньшее количество баллов, считается более конкурентоспособным.

Эффективность механизма регионального ценообразования заключается в достижении равновесия между региональным спросом и региональным предложением при условии сохранения высокого жизненного уровня населения, в обеспечении стабильного функционирования реального сектора экономики при активной поддержке со стороны региональной власти, структурообразующих и конкурентоспособных предприятий региона.

В. В. Меркушов [95] предлагает проведение интегральной оценки конкурентоспособности на основе трех частных систем показателей (табл. 1.9).


Таблица 1.9. Система показателей конкурентоспособности региона [95]


Для синтеза интегральных показателей экономического потенциала, региональной эффективности, конкурентных преимуществ и непосредственно уровня конкурентоспособности используются непараметрические методы статистического анализа.

При помощи метода «Паттерн» производятся расчеты по системам частных показателей экономического потенциала, региональной эффективности и конкурентных преимуществ. Таким образом, оценки трех компонент (Tпот, Тэфф, Тпреим) необходимы для определения интегральной оценки конкурентоспособности регионов, получаемой как средняя арифметическая простая из полученных оценок.

Группировка регионов по уровню конкурентоспособности строится исходя из групп регионов, заключенных в равные интервалы:

1 группа – высокий уровень конкурентоспособности:

2 группа – достаточно высокий уровень:

3 группа – средний уровень:

4 группа – низкий уровень:

5 группа – неконкурентоспособные регионы:.

Н. И. Ларина и А. И. Макаев [79] для оценки конкурентных позиций регионов предлагают использовать методику, аналогичную методике определения страновых рейтингов. Ее сущность состоит в агрегировании ряда частных показателей в общий показатель, характеризующий относительные позиции страны (региона) по данному показателю.

Индекс первой группы факторов отражает «текущую» конкурентоспособность субъекта РФ. На основе индексов второй – четвертой групп факторов предлагается давать оценку потенциала «стратегической» конкурентоспособности субъектов РФ. Среднее арифметическое индексов «текущей» и «стратегической» конкурентоспособности составляет сводный индекс конкурентоспособности (рис. 1.9).

Сравнительный анализ подходов к оценке конкурентоспособности региона показывает отсутствие полноты и единства в определении его конкурентоспособности, преобладание изучения отдельных аспектов конкурентоспособности над интегральными оценками. Исследования не опираются на базовое понятие «регион» и не охватывают разные функции этого территориального образования: экономическую, социальную и др. Таким образом, теоретические и практические проблемы формирования конкурентоспособности региона, несмотря на их значимость, разработаны недостаточно и касаются в основном отдельных аспектов этой проблемы (табл. 1.10).


Рис. 1.9. Структура индекса конкурентоспособности региона [79]


Таблица 1.10. Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности региональной экономики


Сравнительный анализ методического инструментария оценки конкурентоспособности регионов позволяет говорить о том, что в настоящее время данная методология находится в стадии разработки. Существует разнообразие подходов к оценке конкурентоспособности, обусловленное различными целями, поставленными при оценке.

Методики оценки конкурентоспособности охватывают лишь социально-экономическое развитие региона и не учитывают интересы каждой из целевых групп потребителей его ресурсов.

1.3. Зарубежный и отечественный опыт управления конкурентоспособностью территорий

Зарубежными странами накоплен весьма существенный опыт управления конкурентоспособностью территорий в связи с использованием рыночной модели хозяйствования.

Так, для федерального аппарата экономического регулирования США характерна широкая разветвленность. Он охватывает сеть государственных органов, в том числе соответствующие подразделения Исполнительного управления президента; федеральные министерства административных ведомств (независимых агентств), воздействующих в той или иной мере на конкурентоспособность экономики страны.

Вопросами конкурентоспособности в пределах своих полномочий занимаются Экономический совет при президенте, основные федеральные министерства: финансов, труда, торговли, внутренних дел, сельского хозяйства. Из независимых агентств можно выделить Федеральную торговую комиссию, Комиссию по торговле между штатами, Федеральную комиссию по торговому флоту.

Прямо или косвенно воздействуют на конкурентоспособность экономики страны государственный департамент, министерство торговли, министерство финансов, комиссия по международной торговле, экспортно-импортный банк США (Эксибанк), Президентский экспертный совет, совет по конкурентоспособности.

Особое место в регулировании процесса конкурентоспособности занимают законодательные меры, направленные на пресечение недобросовестной конкуренции, и меры по стимулированию конкуренции и сдерживанию процессов монополизации.

В Японии также существует разветвленная система государственных и полугосударственных ведомств, других органов, общественных организаций, которые прямо или опосредованно воздействуют на конкурентоспособность национальной экономики, формирование и укрепление ее конкурентных преимуществ.

Вместе с тем, в отличие от американской системы, в Японии имеется главный, весьма авторитетный «дирижер», направляющий практически всю работу по решению проблем конкурентоспособности, ее внутренних и внешних аспектов, – это министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Наличие у МВТП эффективных рычагов воздействия на национальную экономику, на импульсы ее развития, а также создание конкурентных преимуществ с одновременным применением средств воздействия на структуру и эффективность внешнеэкономических связей страны делает политику достаточно действенной.

МВТП – государственный орган внешней торговли и промышленности, четко реализующий в рамках своей компетенции генеральную линию всемерного укрепления конкурентных позиций японских промышленных и иных фирм на внутреннем и внешнем рынках посредством максимального использования в этих целях возможностей внешнеэкономических связей. Признанием возрастающей для Японии значимости проблемы конкурентоспособности является создание при МВТП в 1994 г. Консультативного совета по вопросам конкурентоспособности, в котором представлены руководители наиболее преуспевающих компаний.

В группу государственных органов межведомственного регулирования, оказывающих то или иное воздействие на решение проблемы конкурентоспособности, входят такие, как министерство иностранных дел, управление экономического планирования, министерство финансов, комиссия по обеспечению частных торговых сделок, Банк Японии и др.

К полугосударственным органам регулирования внешнеэкономических связей, также оказывающим заметное воздействие на конкурентоспособность позиций японских компаний на мировом рынке, относятся торговая конференция, консультативные советы и ассоциации, содействующие развитию экспорта и импорта.

Из числа западноевропейских стран, пожалуй, наиболее разработанным механизмом воздействия на национальную конкурентоспособность располагает Германия. Проблема конкурентоспособности экономики страны, государственных предприятий решается главным образом в рамках проводимой экономической, внешнеэкономической политики и осуществляется уполномоченными на это государственными органами (министерствами, комитетами). Этим занимаются в первую очередь министерства экономики и финансов.

Министерство экономики разрабатывает среднесрочные (на четыре года) целевые программы экономического развития страны, ежегодно корректируемые и продлеваемые на год. Наряду с этим федеральное правительство ежегодно утверждает годовые программы. Указанные программы охватывают лишь обобщающие экономические макропоказатели (ВНП, доля безработных в самодеятельном населении, сводный индекс цен и т. д.) и не разбиваются по отраслям и регионам.

Это же министерство ведает вопросами структурной политики (отраслевой и региональной), которая становится все более важным элементом программирования и воздействия на национальную конкурентоспособность. Министерство разрабатывает кратко– и среднесрочные программы для структурно-кризисных отраслей (судостроение, черная металлургия, текстильная промышленности и др.), новейших наукоемких отраслей (производство ЭВМ, атомных реакторов, авиакосмическая отрасль), а в последние годы уделяет все большее внимание энергетическим программам.

В число основных функций министерства экономики входит разработка совместно с МИД основных направлений торговой и внешнеэкономической политики страны, политики в рамках западноевропейской экономической интеграции, кроме того (вместе с Федеральным банком), разработка мер по решению валютных проблем.

Воздействие государства на конкурентоспособность национальной экономики, ее составных частей с помощью планово-программирующих средств значительно различается в зависимости от страны. Наиболее широко они используются в Японии и Франции, в существенно меньшей степени – в США и Швейцарии [100].

Однако особым направлением планово-программной деятельности во всех развитых странах выделяется научно-техническая деятельность. Признание того факта, что в нынешних условиях НТР, ее успехи и результаты стали важнейшим фактором развития национальных экономик, их эффективности, конкурентоспособности, заставило эти государства не просто стимулировать научно-техническое развитие, а также расширение отдельных наиболее перспективных направлений развития техники и технологии, но и заниматься разработкой национальной технической политики, а в ее рамках – прибегать к планированию и программированию.

В то же время сам эффект воздействия колеблется в широких пределах, отражая возможности и конкретного средства воздействия, и всей их совокупности, равно как и неиспользуемый (количественный и качественный), но реальный потенциал конкурентоспособности [46].

К экономическим средствам повышения конкурентоспособности относятся меры, которые принимаются государственными органами по повышению конкурентоспособности экспортной продукции и ее национальных изготовителей и носят самый разнообразный характер. В их число входят прямое и косвенное субсидирование экспортеров, кредитование и страхование экспорта, содействие в организации требующейся для экспорта инфраструктуры, обеспечение экспортеров необходимой информацией, деятельность по созданию максимально благоприятных условий для национальных производителей на внешних рынках, моральное стимулирование экспортеров. Вместе с тем это разнообразие средств можно сгруппировать в три основных блока или направления действий.

Первое из них – это меры общего характера, направленные на укрепление национальной экономики и ее позиций в системе мирового хозяйства, ведущие в конечном счете к повышению конкурентоспособности промышленности и ее продукции. Меры такого рода создают общеэкономический базис конкурентоспособности экономики страны.

Второе направление – прямое содействие компаниям-изготовителям в осуществлении ими экспортной деятельности.

Конец ознакомительного фрагмента.