Вы здесь

Управление проектами в области социального предпринимательства. Глава 1. Основы социального предпринимательства ( Коллектив авторов, 2017)

Глава 1

Основы социального предпринимательства

Целью главы является определение экономических, правовых и этических основ социального предпринимательства как специфической формы социально ответственного бизнеса, ориентированного на решение социальных проблем.

Основные задачи главы:

– определение сущности социального предпринимательства;

– выявление правовых особенностей социального предпринимательства;

– разъяснение видения, миссии и целей субъектов социального предпринимательства и отдельных проектов в области социального предпринимательства;

– описание системы заинтересованных сторон, соотнесенных с субъектами социального предпринимательства.

1.1. Сущность социального предпринимательства

Понятие социального предпринимательства (СП) пока не заняло определенного места в правовом поле Российской Федерации, а сама сущность этого вида деятельности остается предметом дискуссии. Наиболее распространенным является определение, сформулированное Фондом региональных социальных программ «Наше будущее»: «Социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем и характеризующаяся следующими основными признаками:

социальное воздействие;

инновации;

самоокупаемость и финансовая устойчивость;

масштабируемость и тиражируемость;

предпринимательский подход» [Зверева, 2015, с. 9].

Данное определение вполне корректно отражает сущность СП и его основные признаки, однако само нуждается в подробных комментариях.

Во-первых, СП – это предпринимательская деятельность. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ «предпринимательской деятельностью» является «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Соответственно, «самоокупаемость и финансовая устойчивость» – это важнейшее свойство и в то же время цель предпринимательской деятельности в целом. Иными словами, СП – это прежде всего частный случай бизнеса, т. е. деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Во-вторых, СП непосредственно нацелено на смягчение или решение социальных проблем, т. е. на конкретную форму «социального воздействия». Под участием в смягчении или решении социальных проблем при этом понимается не удовлетворение стандартных материальных и духовных потребностей и ожиданий общества (социума), а противодействие специфической группе факторов, объективно затрудняющих жизнедеятельность общества в целом или отдельных социальных групп. К ним относят, в частности, безработицу, наркоманию и алкоголизм, загрязнение окружающей среды, вопросы, связанные с обеспечением населения медицинскими и образовательными услугами, социальной поддержкой граждан пожилого возраста, инвалидов, людей с ограниченными возможностями, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Важно помнить, что решение социальных проблем в обществе осуществляется на основе разнообразных нерыночных и рыночных механизмов силами многосторонних институтов, государства, некоммерческих организаций (НКО) и бизнеса. С одной стороны, применение гибкого и ориентированного на оперативное использование рыночных возможностей «предпринимательского подхода» способно привести к успеху. С другой стороны, именно невозможность решения социальных проблем только силами бизнеса традиционно рассматривается как один из «провалов рынка». При этом возможность «масштабирования» (т. е. увеличения масштаба деятельности) зависит не столько от остроты социальных проблем, сколько от осуществимости их решения рыночными методами и размера соответствующего рынка, а «тиражирование» – широкое распространение передового опыта – вступает в противоречие с основами конкурентного поведения. Таким образом, СП, как частный случай бизнеса, лишь один из возможных механизмов смягчения или решения социальных проблем, причем механизм по определению не идеальный.

В-третьих, само участие в смягчении или решении социальных проблем относится к корпоративной социальной ответственности (КСО), присущей бизнесу как таковому. Согласно определению, представленному в пункте 2.18 «ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по социальной ответственности», под социальной ответственностью подразумевается «ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях». Иными словами, «социальное воздействие» суть атрибут КСО. При этом для бизнеса в целом не столь важно непосредственно участвовать в смягчении или решении социальных проблем – «быть хорошим гражданином». Согласно классической модели А. Керолла [Carroll, 1991, p. 42], это относительно малозначимый, дискреционный уровень КСО, к которому традиционно относят благотворительные программы, не связанные с основным видом деятельности субъектов бизнеса (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Социальная ответственность субъекта бизнеса (корпоративная социальная ответственность)


Специфика СП состоит в том, что участие в смягчении или решении социальных проблем переходит на базовые уровни социальной ответственности, не отрицая их сути. Это экономическая (связывается с получением прибыли в результате предоставления востребованных обществом товаров и услуг), правовая (требует следования релевантным правовым нормам) и этическая (подразумевает отклик на ожидания обществом «хорошего» бизнеса) ответственность. Таким образом, СП – это частный случай социально ответственного бизнеса, подразумевающий интеграцию участия в смягчении или решении социальных проблем в базовые уровни социальной ответственности.

В-четвертых, интеграция участия в смягчении или решении социальных проблем в базовые уровни социальной ответственности предполагает ориентацию бизнеса на создание «разделяемой (общей)» ценности (далее – разделяемой ценности). Согласно одноименной концепции М. Портера и М. Креймера, это «подразумевает такое ведение операций, которое повышает конкурентоспособность компании, одновременно улучшая экономические и социальные условия сообществ, в которых она осуществляет свою деятельность» [Porter, Kramer, 2011, p. 66]. При этом подлинные социальные предприниматели должны оцениваться именно по способности создавать разделяемую ценность, а не по тем социальным благам, которые они производят. С одной стороны, создание разделяемой ценности чрезвычайно выгодно для общества в целом. Действительно, решение социальных проблем за счет расходования бюджетных средств, благотворительные проекты НКО и бизнеса основаны на перераспределении ранее созданной ценности. В случае создания разделяемой ценности речь идет не о перераспределении, а о создании новой «коммерческой (экономической)» ценности для бизнеса (далее – коммерческой ценности, прежде всего подразумевающей прибыль как таковую) через создание ценности для общества (социальная ценность – в данном контексте прежде всего смягчение или решение социальных проблем). При этом создание разделяемой ценности подразумевает «инновации», реализуемые на трех уровнях: пересмотр производимых товаров, услуг и соответствующих рынков; переосмысление цепочки создания ценности; развитие кластеров. Итак, СП – это частный случай социально ответственного бизнеса, направленного на инновационное создание разделяемой ценности.

В-пятых, необходимо различать социальное предпринимательство и «обычное» коммерческое предпринимательство в социальной сфере. Это различие проявляется в двух основных аспектах. Прежде всего СП подразумевает использование получаемой прибыли главным образом для реинвестирования, поддержания «самоокупаемости и финансовой устойчивости» предприятия, оказывающего «социальное воздействие», а не для распределения прибыли среди участников. Кроме того, СП направлено на смягчение или решение конкретных социальных проблем, а не просто представляет собой ведение бизнеса в определенных «социальных» рыночных нишах в условиях растущего платежеспособного спроса на соответствующие товары или услуги. Так, например, частный детский сад может быть эффективным коммерческим предприятием в социальной сфере, предлагая высококачественные и дорогие услуги семьям с высоким и средним доходом. В то же время подобная организация может рассматриваться как субъект социального предпринимательства, если направляет часть своего дохода на покрытие расходов по предоставлению услуг детям из неблагополучных семей или детям с ограниченными возможностями.

Очевидно, что в условиях некоторой правовой неопределенности СП оба аспекта требуют внимательного и комплексного подхода как со стороны государственных органов и НКО (прежде всего – благотворительных фондов), оказывающих поддержку социальному предпринимательству, так и со стороны самих предпринимателей, определяющих стратегию развития и выбирающих соответствующую организационно-правовую форму деятельности. При этом не стоит противопоставлять «хорошее» социальное предпринимательство «плохому» коммерческому. Оба типа субъектов СП в равной степени относятся к элементам эффективной рыночной экономики, оба могут рассматриваться как социально ответственный бизнес. Таким образом, СП – это частный случай социально ответственного бизнеса, отличный от «обычного» коммерческого предпринимательства в социальной сфере.

1.2. Правовые аспекты социального предпринимательства

Социальное предпринимательство не имеет в Российской Федерации специальной организационно-правовой формы. Вопрос об официальном признании таких организаций, как «социальное предприятие» (social enterprise) или «корпорация, действующая в социальных целях» (B-Corporation), подразумевающих специфические режимы хозяйственной деятельности и налогообложения, находится лишь на начальной ста дии обсуждения. Социальное предпринимательство тем не менее реально осуществляется в рамках коммерческой и некоммерческой деятельности, а его субъектами выступают соответственно индивидуальные предприниматели (ИП) и коммерческие организации, а также некоммерческие организации, реализующие конкретные проекты, относящиеся к социальному предпринимательству (рис. 1.2).

Иными словами, конкретные проекты в области СП могут быть реализованы субъектами СП в рамках разнообразных организационно-правовых форм. Строго говоря, к социальному предпринимательству можно отнести и платные услуги или деятельность бюджетных учреждений, приносящую доход. Например, создание производственного цеха при государственной школе, в котором старшеклассники проходят практику, а продукция или получаемая прибыль идут на нужды школы. Однако подобные проекты находятся на периферии развития СП в Российской Федерации и в данном пособии специально не рассматриваются.


Рис. 1.2. Типология социального предпринимательства: правовой аспект


Соответственно, в качестве основных источников права в области СП в Российской Федерации рассматриваются следующие источники разных уровней, относящиеся к вышеупомянутым видам деятельности и соответствующим организационно-правовым формам, в том числе в связи с их участием в смягчении или решении социальных проблем:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 5.05.2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В частности, Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ст. 5) включает в систему социального обслуживания негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание. Без использования термина «СП» и создания какой-либо специальной организационно-правовой формы законодатель создает площадку для социального предпринимательства в важнейшей области, охватывающей целый ряд серьезных социальных проблем.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года № 1083-р утверждена «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года». К субъектам СП, безотносительно к организационно-правовым формам, это распоряжение относит «отдельную категорию предприятий, действующих в социальной сфере». Субъектами СП признаются, соответственно, не любые коммерческие и некоммерческие предприятия социальной сферы, а лишь «специализирующиеся на производстве продукции и предоставлении услуг в интересах социально уязвимых и малоимущих групп граждан либо создающие рабочие места для таких групп граждан». Новая стратегия предусматривает, с одной стороны, «снятие ограничений для вхождения новых организаций на рынок социальных услуг», с другой – дополнительные меры поддержки субъектов СП при обязательном уточнении сфер, «в которых может осуществляться деятельность, отнесенная к социальному предпринимательству», а также установлении более четких критериев «отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам социального предпринимательства».

Индивидуальное предпринимательство, известное многим также как частное предпринимательство и индивидуальное предпринимательство без создания юридического лица, является одной из самых распространенных форм СП в Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». Важно отметить, что к индивидуальной предпринимательской деятельности применяются те же правила Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц – коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. При этом ни отсутствие государственной регистрации, ни ссылка на «особую важность» именно социального предпринимательства не освобождают от обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В качестве примеров успешных проектов в области СП, реализуемых в рамках организационно-правовой формы индивидуального предпринимательства, можно привести детский книжный автобус «Бампер» – ИП А. В. Тихомирова (www.bumperbooks.ru), Камчатский центр молодежного туризма «Россомаха» – ИП А. В. Мещанкин (www.go2kamchatka.com), детский развивающий центр «Усатый нянь» (группы временного пребывания детей) – ИП А. А. Иванов (http://usadik.ru).

Индивидуальное предпринимательство имеет ряд особенностей, которые с определенной степенью условности можно отнести к достоинствам и недостаткам с точки зрения веде́ния СП (табл. 1.1).


Таблица 1.1

Относительные достоинства и недостатки индивидуального предпринимательства с точки зрения социального предпринимательства


Относительные достоинства данной организационно-правовой формы обусловливают простоту организации и веде́ния бизнеса, относительные недостатки – повышенную персональную ответственность, в том числе финансовую.

Социальное предпринимательство может осуществляться также в рамках уставной деятельности юридических лиц. Согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского кодекса РФ к ним относятся «организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)».

Коммерческие организации могут создаваться в разнообразных организационно-правовых формах, в том числе в виде хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Наибольшей популярностью у социальных предпринимателей, которые, как правило, создают предприятия малого и среднего бизнеса, обладает общество с ограниченной ответственностью (ООО) – учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли. Среди примеров наиболее успешного российского социального предпринимательства, развивающегося в рамках ООО, – туристическая компания для инвалидов-колясочников ООО «Либерти» (www.libertytour.ru), ООО «Доспехи», производящее индивидуальные ортопедические системы (www.dospehi.com), ООО «Изобреталь Комфорт», выпускающее инновационное изделие «раздвижной пандус “И-Пандус”» (www.ipandus.com), ООО «Мастерская Черниковых», занятая производством продукции русских народных промыслов (www.ruvalenki.ru), ООО «Наивно? Очень», ориентированное на трудоустройство людей с тяжелыми психоневрологическими нарушениями (www.naivno.com).

ООО также имеет ряд особенностей, которые можно характеризовать как относительные достоинства и недостатки и которые стоит принять во внимание при выборе организационно-правовой формы СП, особенно в тех случаях, когда социальный предприниматель выступает в качестве учредителя (табл. 1.2).


Таблица 1.2

Относительные достоинства и недостатки общества с ограниченной ответственностью с точки зрения социального предпринимательства


Относительные достоинства данной организационно-правовой формы определяют меньшую персональную, в том числе финансовую, ответственность учредителя при бóльших возможностях привлечения средств и, соответственно, роста бизнеса, относительные недостатки – бóльшую сложность процесса управления предприятием, требующего регулярных усилий наемных менеджеров.

СП в организационно-правовых формах индивидуального предпринимательства и коммерческих организаций наиболее адекватно отражает его бизнес-составляющую и, соответственно, создание коммерческой (экономической) ценности. Тем не менее СП в данных формах может претендовать не только на грантовую поддержку со стороны специализированных благотворительных фондов, таких как Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» (www.nb-fund.ru) или Благотворительный фонд «Навстречу переменам» (Reach for change) (https:// reachforchange.org/russia), но и на государственную поддержку. С 2005 г. Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству на региональном уровне. В настоящее время программа реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году» и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития России.

Начиная с 2012 г. в соответствующих приказах Минэкономразвития предусматривается специальная поддержка социального предпринимательства. В соответствии с Приказом Минэкономразвития России № 223 от 23.04.2012 г. «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 г. предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации», под СП понимается «социально ответственная деятельность субъектов малого предпринимательства, направленная на решение социальных проблем…». В качестве условия предоставления субсидии выдвигается соответствие определенным критериям, соотнесенным с участием в решении социальных проблем, которые указываются в ежегодно уточняемом перечне. Например, в 2012 г. были выделены следующие направления СП: а) обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы при определенных условиях; б) предоставление услуг (производство товаров) в определенных видах деятельности, включая содействие профессиональной ориентации и трудоустройство; социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных и иных бедствий; производство и/или реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств… для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов; предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющим ограниченный доступ к таким услугам; содействие вовлечению в социально активную деятельность социально незащищенных групп граждан; профилактика социально опасных форм поведения граждан; выпуск периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

Отношение некоммерческих организаций к социальному предпринимательству и возможности, представляемые для его развития соответствующими организационно-правовыми формами, противоречивы. С одной стороны, НКО, не преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, по сути своей выступают антиподами бизнеса (предпринимательства) как такового. С другой стороны, в условиях, когда некоммерческим организациям все сложнее привлекать благотворительные пожертвования из зарубежных и отечественных источников, реализация отдельных предпринимательских проектов или создание коммерческих юридических лиц становятся наряду с общим повышением эффективности управления важным фактором выживания и дальнейшего развития НКО.

Вопреки существующему стереотипу некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, в том числе заниматься социальным предпринимательством как частным случаем бизнеса. Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» к такой деятельности относятся «приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика». Впрочем, эта деятельность возможна лишь постольку, поскольку она служит достижению целей, ради которых создана НКО, и при условии указания этой деятельности в учредительных документах. Иными словами, за НКО закрепляется специальная правоспособность, позволяющая им вести деятельность только в соответствии с законодательно определенными целями. При этом необходимо различать «чистое» предпринимательство без социальной цели, направленное на обеспечение финансовой устойчивости НКО и в конечном счете на достижение его уставных целей, и социальное предпринимательство, создающее разделяемую ценность в рамках отдельных проектов или юридических лиц.

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» НКО могут создаваться для различных целей, в том числе социальных, причем законом специально выделяются социально ориентированные некоммерческие организации (ст. 2, п. 2.1), осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации.

Важно отметить, что тем же законом (ст. 31.1, п. 1) предусмотрена поддержка социально ориентированных НКО органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляемая в различных формах, в том числе финансовой, имущественной, информационной, в форме консультационной поддержки, а также поддержки в области подготовки и дополнительного профессионального образования. Эта поддержка может предоставляться в тех случаях, когда социально ориентированные НКО осуществляют виды деятельности, указанные в законе в специальном, весьма подробном перечне, – от социальной поддержки и защиты граждан до содействия повышению мобильности трудовых ресурсов.

Согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в разнообразных организационно-правовых формах – от потребительских кооперативов, общественных организаций и общественных движений до адвокатских палат и образований. Все они могут заниматься социальным предпринимательством, создающим разделяемую ценность в рамках отдельных проектов или юридических лиц. Например, Некоммерческое партнерство «Благотворительное собрание “Все вместе”» реализует в рамках своей структуры проект благотворительного магазина «Лавка радостей» (http://lavkaradostej.ru). В свою очередь, Санкт-Петербургский благотворительный фонд содействия инвалидам и лицам пожилого возраста «Надежда» занимается производством соответствующего оборудования в рамках отдельного юридического лица, что непосредственно соответствует его основным уставным целям – созданию условий и организации обеспечения нуждающихся в реабилитационном оборудовании (http://nadezda.spb.ru).

В случае когда создание НКО изначально подразумевает реализацию проектов в области СП, предпочтение часто отдается автономной некоммерческой организации (АНО) – не имеющей членства некоммерческой организации, учрежденной гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных областях. Данная организационно-правовая форма весьма удобна для негосударственных детских садов и учебных заведений, частных больниц и поликлиник, спортивных клубов и оздоровительных центров. Среди них – такие успешные предприятия в области СП, как: АНО «Инватакси», специализирующаяся на оказании услуг по перевозке людей с ограниченными физическими возможностями (www.invataxi.ru); АНО Конно-спортивный клуб (КСК) «Кентавр», реализующая проект инклюзивного иппотеатра (http://soratnik-yar.narod.ru); АНО социально-культурных услуг «Упсала-Цирк», творчески развивающая детей из групп социального риска (www. upsala-zirk.org); АНО «Центр социальной помощи и адаптации для людей с диагнозом ДЦП и другими ограниченными возможностями здоровья “Лыжи мечты” Сергея Белоголовцева» (www.dreamski.ru); АНО «Творческие проекты Кайкино» – информационно-культурный центр по развитию творческой и деловой активности (www.creaproc.com).

Как и другие организационно-правовые формы, АНО обладают относительными достоинствами и недостатками (ограничениями), которые во многом соответствуют характеристикам таких популярных типов НКО, как фонды и некоммерческие партнерства (табл. 1.3).


Таблица 1.3

Относительные достоинства и недостатки автономной некоммерческой организации с точки зрения социального предпринимательства


Относительные достоинства АНО можно рассматривать в совокупности как меньшую персональную, в том числе финансовую, ответственность учредителя с учетом возможности для организации вообще не иметь имущества при относительной свободе в формировании системы органов управления, относительные недостатки – как усложненность процессов разработки учредительных документов и управления предприятием, требующих участия специалистов.

1.3. Ви́дение и миссия в социальном предпринимательстве

Выбор организационно-правового статуса субъекта СП является важным и необходимым этапом реализации соответствующего проекта. Не менее важным для успеха проекта является определение таких исходных стратегических установок, как ви́дение и миссия. Социальные предприниматели иногда игнорируют ви́дение и миссию, поскольку последние слабо ассоциируются с малым и средним бизнесом и редко фигурируют в качестве обязательного элемента бизнес-планов в популярных конкурсах на получение грантов и субсидий. Тем не менее именно корректное определение ви́дения и миссии позволяет изначально понять специфическую сущность социального предпринимательства как социально ответственного бизнеса, направленного на создание разделяемой ценности путем участия в смягчении или решении конкретных социальных проблем. Более того, следование адекватным ви́дению и миссии позволяет не выходить за рамки неформального статуса «субъекта СП», направления деятельности которого определяются положениями «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года», приказов Минэкономразвития, а также условиями конкурсов грантовой поддержки, проводимых специализированными благотворительными фондами.

Ви́дение и миссия могут быть сформулированы для отдельного субъекта социального предпринимательства, действующего в рамках соответствующей организационно-правовой формы, а также для конкретного социально-предпринимательского проекта. С одной стороны, каждая организационно-правовая форма с ее относительными достоинствами и недостатками накладывает определенные ограничения на ви́дение и миссию. С другой стороны, корректно отражая содержание проекта, ви́дение и миссия позволяют выбрать для него адекватную форму. Последнее особо важно в тех случаях, когда такой проект реализуется некоммерческой организацией.

Для того чтобы начать работу над проектом в области социального предпринимательства, необходимо ответить на два важнейших вопроса: 1) «что?» – ради чего существует данный субъект СП и/или для чего реализуется данный проект; 2) «как?» – как, каким образом субъект СП и/или данный проект намерен развиваться.

На вопрос «что?» призвано ответить ви́дение, под которым понимается картина идеального будущего, на достижение которого ориентирован субъект СП или отдельный социально-предпринимательский проект. Широко известны формулировки ви́дения, предложенные создателями таких корпораций, как Ford Motors («Я построю машину для большинства – автомобиль, доступный великому множеству людей») и Microsoft («Персональный компьютер с программным обеспечением Microsoft в каждый дом»). Нередко ви́дение соотносится со стремлением к достижению бизнес-результата, соответствующего лучшей рыночной позиции: «Стать основным поставщиком персональных компьютеров и серверов на российском рынке» (компания «Компьютеры iRU»), «Быть ведущим источником энергии для Азиатско-Тихоокеанского региона» (компания «Сахалин Энерджи») или даже «Роснефть – ведущая нефтегазовая компания мира» (ОАО НК «Роснефть»).

Для социального предпринимательства ви́дение должно отражать идеальную картину смягчения или решения конкретной социальной проблемы. С одной стороны, ви́дение представляет собой формулировку мечты, которая не может быть реализована в краткосрочной или среднесрочной перспективе. Будучи грамотно сформулированным, оно привносит смысл в деятельность соответствующих индивидуальных предпринимателей, коммерческих и некоммерческих организаций. С другой стороны, «масштаб» ви́дения и локализация конкретной социальной проблемы должны быть сопоставимы с возможностями конкретного предпринимателя или организации: «Все дети города N живут в семьях», но не «Мир без детей, оставшихся без попечения родителей».

Ви́дение в социальном предпринимательстве должно быть акцентировано на создании социальной ценности или, по крайней мере, четко фиксировать социальный аспект в рамках создаваемой разделяемой ценности. Тем самым подчеркивается историческая связь СП с благотворительной деятельностью, традиционно воспринимаемой обществом как наиболее естественный путь совершения «добрых дел». Во многих случаях социальные предприниматели ориентируют свой бизнес на решение социальной проблемы, с которой столкнулись они сами, их родные и близкие, что связывает их «добрые дела» с личностным выбором.

В то же время своеобразная «маскировка» бизнес-направленности и создания коммерческой (экономической) ценности играет важную прагматическую роль: претендуя, особенно на стадии становления, на внешнюю поддержку, СП должно четко ориентироваться на конкретные ожидания общества в целом и его специализированных институтов (государственные и муниципальные органы, благотворительные фонды и т. д.) в частности. Очевидно, что формулировка ви́дения «Достойный уход за лицами пожилого возраста в городе N» гораздо больше соответствует этим ожиданиям, чем версия «Стать лидером на городском рынке сиделок».

Чтобы оценить, какие именно социальные проблемы наиболее критичны для конкретного региона, помимо изучения соответствующих перечней в приказах Минэкономразвития, стоит воспользоваться Общероссийским информационным порталом «Социальная карта Российской Федерации» (http://sockart.ru) – совместным проектом Общественной палаты России и Министерства здравоохранения и социального развития. Детальную информацию об острых проблемах можно найти на профильных сайтах в большинстве регионов РФ. В частности, НП «Агентство городского развития», ведущее активную деятельность по поддержке малого и среднего бизнеса в городе Череповце, предоставляет информацию об актуальных «нишах» социальной среды по отдельным сферам, включая образование, физическую культуру и спорт, здравоохранение и социальную защиту населения. Более того, на сайте агентства формируется банк конкретных идей с уже сформулированным потенциальным социальным эффектом, в числе которых создание сети частных детских садов, организация детской автошколы, производство тактильных книг для слепых и слабовидящих детей, круглосуточная дистанционная поддержка пожилых людей (http://www.agr-city.ru/ru/social_biz). Подобные «идеи», привязанные к актуальным «нишам», легко трансформируются в видение соответствующих проектов в области СП. Так, например, возможная формулировка видения применительно к сети частных детских садов – «отсутствие (снижение) социальной напряженности, связанной с большой очередью в дошкольные учреждения Череповца, при высокой доступности раннего развития, основанного на современных методиках», а применительно к производству тактильных книг для слепых и слабовидящих детей – «удовлетворенный спрос специализированных детских учебных учреждений и библиотек на тактильные книги при широких возможностях надомной занятости многодетных матерей, пенсионеров, безработных и малообеспеченных граждан, вовлеченных в их производство».

Миссия представляет собой утверждение о том, на какие действия ориентирован проект, каково их предназначение, как именно будет осуществляться движение в направлении видения. Миссия, таким образом, содержит ответ на вопрос «как?».

К. Дарден-Филлипс в своем практическом пособии по социальному предпринимательству [Дарден-Филлипс, 2012, с. 57] выделяет ряд нижеперечисленных характеристик миссии, применимых к любому предприятию в бизнесе.

Долгосрочность. Миссия дает представление о том, каким себя видит в будущем новое предприятие. Она помогает людям понять, какова основная функция бизнеса и каким образом они могут помочь в ее реализации.

Масштабность. Формулировка миссии должна быть достаточно развернутой, чтобы позволить компании удовлетворить все ее потребности, не меняя при этом саму миссию.

Реалистичность. Мало кто поверит нереалистичной формулировке миссии. Во избежание недоверия миссия должна восприниматься как практически достижимая.

Мотивация. Формулировка миссии должна вызывать интерес сотрудников и потенциальных спонсоров.

Лаконичность. В формулировке миссии должно быть не больше 30 слов. Она, безусловно, должна быть достаточно краткой, чтобы любой сотрудник мог с легкостью запомнить ее и с готовностью повторить.

Ясность. Формулировка должна быть изложена простым, легким для понимания языком и быть убедительной.

В качестве примера можно привести удачную формулировку миссии компании ОАО НК «Роснефть»: «Инновационное, экологически безопасное и экономически эффективное удовлетворение потребности общества в энергоресурсах. Благодаря уникальной ресурсной базе, высокому технологическому уровню и команде профессионалов, приверженных своему делу, Компания обеспечивает устойчивый рост бизнеса и повышение доходов акционеров. Наша деятельность способствует социальной стабильности, процветанию и прогрессу регионов». В данной формулировке подчеркивается, что, будучи бизнесом, ориентированным на «рост и повышение доходов акционеров», компания позиционирует себя как социально ответственная.

Для социального предпринимательства важно, чтобы миссия отражала его специфику как бизнеса, использующего эффективный управленческий инструментарий в целях создания разделяемой ценности, в том числе – коммерческой (экономической). В случае если индивидуальное предприятие или организация строится в связи с реализацией конкретного проекта, важно подчеркнуть, что миссия состоит в формировании некой системы, позволяющей на устойчивой основе создавать разделяемую ценность, продвигаясь в направлении ви́дения. Отношение к подобной миссии, которую можно определить в качестве специфической «социально-предпринимательской миссии» (СП-миссии), во многом определяет характер, направления и цели деятельности субъекта СП, а также основные источники его дохода, в том числе возможность получения целевой помощи от государства или специализированных благотворительных фондов.

Соответственно, предпринимательская деятельность по реализации СП-миссии субъекта СП в целом либо его отдельного проекта может рассматриваться как деятельность, непосредственно относящаяся к социальному предпринимательству – специфическому виду предпринимательства в социальной сфере (табл. 1.4).

Таким образом, само занятие социальным предпринимательством предоставляет дополнительные возможности хозяйствующим в социальной сфере субъектам – индивидуальным предприятиям, коммерческим и некоммерческим организациям, готовым и способным сформулировать и реализовывать СП-миссию, в частности, в рамках конкретного социально-предпринимательского проекта. При этом организационно-правовыми формами субъектов СП, наиболее адекватными «миссия-центричному» предприятию в области СП, являются индивидуальное предпринимательство, коммерческие организации (прежде всего ООО), а также автономная некоммерческая организация.

Важно отметить, что ви́дение и миссия должны формировать единую сбалансированную систему. В качестве примеров можно привести формулировки ви́дения и миссии таких известных субъектов в области социального предпринимательства, как ИП А. В. Тихомирова (книжный автобус «Бампер») и ООО «Либерти» (туристическая компания для инвалидов-колясочников).


Таблица 1.4

Типология видов предпринимательской деятельности в социальной сфере по их отношению к СП-миссии

Примечание: * Исключением является целевая поддержка отдельных направлений деятельности. Например, в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2015 года № 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства…», п. 7.4.1, субсидии федерального бюджета выделяются субъектам Российской Федерации для последующего предоставления субъектам социального предпринимательства в сфере «обеспечения культурно-просветительской деятельности (музеи, театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские)».




Видение и миссия являются основой стратегического целеполагания. Корректно сформулированная миссия, реализация которой позволяет двигаться в направлении видения, является, в свою очередь, основой для формулирования целей. Цели представляют собой осознанные, запланированные результаты действий, которых необходимо достичь для успешной реализации миссии.

Возможны два варианта построения целей: последовательный, при котором реализация первой комплексной цели является условием перехода к осуществлению второй и т. д., и параллельный, при котором цели соответствуют отдельным направлениям построения организации или ее деятельности и могут реализовываться одновременно.

В любом случае цели должны обладать определенными взаимосвязанными признаками, в том числе:

следовать из формулировки миссии. Миссия долгосрочна, но она реализуется через достижение конкретных целей. Цели вытекают из миссии и позволяют пояснить ее более подробно. В то же время именно реализация целей позволяет превратить миссию в реальность. При этом цели, как и миссия в СП, должны отражать создание разделяемой ценности;

ориентироваться не на процесс, а на достижение результата. «Движение» и «развитие» сами по себе не могут быть целями. При формулировании целей следует использовать такие глаголы, как «создать» или «внедрить» (что-либо конкретное), а не «усиливать» либо «принимать во внимание» (что-то абстрактное);

быть осуществимыми и подразумевать конкретные индикаторы успеха (достижения цели) по созданию как бизнес- (коммерческой), так и социальной ценности. Соответственно, формулировки целей должны включать не расплывчатые, а конкретизирующие словосочетания, например: не «привлекать волонтеров», а «привлечь Х волонтеров» или «создать базу данных на X волонтеров» за данный период; не «повышать эффективность», а «выйти на показатель прибыли Y к концу года Z»; не «создавать рабочие места для людей с ограниченными возможностями», но «создать X специализированных рабочих мест» или «принять на работу Y сотрудников с ограниченными возможностями на специализированные рабочие места» к концу года Z;

рассчитываться на краткосрочную перспективу. Цели, как правило, должны достигаться в период до трех лет и пересматриваться по мере реализации и/или существенных изменений среды ведения бизнеса.

Корректно сформулировать видение и миссию субъекта СП или отдельного социально-предпринимательского проекта не всегда удается изначально. Нередко формулировки уточняются уже в процессе реализации проекта. Однако формирование системы целей, сколь-либо эффективное бизнес-планирование невозможны вне задания общей «системы координат» – сформулированных хотя бы в общей форме видения, миссии и основных целей, эту миссию раскрывающих и конкретизирующих.

1.4. Социальное предпринимательство в системе заинтересованных сторон

Концепция заинтересованных сторон является одной из важнейших концепций современного бизнеса: по сути, управление бизнесом сводится к взаимодействию менеджмента компании с системой заинтересованных сторон. Согласно классическому определению Э. Фримена, под заинтересованной стороной понимается «любой индивидуум, группа или организация, влияющие на принятие управленческих решений компании и, в свою очередь, подверженные воздействию этих решений» [Freeman, 1984, p. 25]. Идентификация заинтересованных сторон, анализ их ожиданий и вклада в создание ценности, в том числе разделяемой ценности, позволяют раскрыть специфику управления СП как частным случаем социально ответственного бизнеса.

Систему заинтересованных сторон – индивидуумов, групп и организаций, соотносимых с субъектом социального предпринимательства, – составляют следующие основные элементы (рис. 1.3):

собственники – индивидуальные предприниматели, а также учредители, акционеры, пайщики организаций в области СП (в зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы субъекта СП);

сотрудники ИП и организаций в области СП;

волонтеры – физические лица, на добровольной основе участвующие в реализации проектов в области СП;

потребители – конечные пользователи товаров и/или услуг, предлагаемых субъектами СП;

покупатели – юридические и физические лица, приобретающие товары и услуги субъектов СП;

благополучатели – физические лица, персонифицирующие социальную проблему, на смягчение или решение которой направлена деятельность конкретного субъекта СП;

бизнес-партнеры – коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, связанные с субъектом СП в качестве поставщиков товаров и услуг, дистрибьюторов, работодателей либо в иной роли, подразумевающей деятельность, направленную на получение прибыли;

НКО-партнеры – некоммерческие организации, связанные с субъектом СП в рамках своей уставной деятельности, направленной на создание социальной ценности;

государство-регулятор, представленное соответствующими министерствами и ведомствами, регулирующими деятельность в области СП;

государственные и муниципальные учреждения, оказывающие прямую поддержку СП, такие как центры инноваций в социальной сфере (ЦИСС);

местное сообщество – индивидуумы, проживающие на территории действия субъектов СП, а также их группы и организации, отражающие их интересы;

фонды поддержки – корпоративные и частные (семейные) фонды, оказывающие финансовую, организационную и иную поддержку СП;

индивидуальные доноры – физические лица, оказывающие финансовую (как правило, безвозмездную) поддержку СП;

конкуренты – коммерческие и некоммерческие организации, конкурирующие с субъектами СП на рынке социальных услуг.


Рис. 1.3. Система заинтересованных сторон в СП


Очевидно, что данный перечень является весьма условным и неполным. Тем не менее, будучи корректно определен для конкретного субъекта СП, он позволяет персонифицировать среду, в которой ведется социальное предпринимательство. При этом необходимо учесть целый ряд важных моментов.

Во-первых, с каждым субъектом СП соотносятся свои специфические заинтересованные стороны, причем одинаково называемые заинтересованные стороны (например, собственники, сотрудники, потребители и т. д.) под воздействием многих факторов могут существенно различаться как по своим количественным, так и качественным характеристикам, в том числе по ожиданиям, силе воздействия и степени заинтересованности. Скажем, состав собственников (учредителей) и их права определяются организационно-правовой формой СП, а ожидания, связанные с результатами деятельности, – глубиной моральной мотивации «сделать мир лучше», конкретной социально-экономической ситуацией и этапом развития предприятия.

Во-вторых, заинтересованные стороны имеют разнонаправленные ожидания. Так, благополучатель заинтересован прежде всего в максимизации ориентированного на него социального воздействия, собственник – в извлечении возможно большей прибыли, сотрудник – в получении достойной заработной платы и карьерном росте, покупатель – в низкой цене на продукт или услугу при высоком качестве. В условиях ограниченности ресурсов, которыми располагает ИП или организация в области СП, удовлетворение всего набора ожиданий заинтересованных сторон невозможно. Например, проекты по социальной адаптации бывших заключенных или воспитанию трудных подростков могут противоречить потребностям местного сообщества в безопасном и комфортном существовании. К тому же ожидания не всегда рациональны и являются объектом влияния и управления.

В-третьих, одни и те же индивидуумы, группы и организации могут одновременно выступать в качестве различных заинтересованных сторон, имеющих разнонаправленные ожидания, т. е. «носить несколько масок». В частности, благополучатель может выступать в качестве поставщика (например, лицо, поставляющее информацию социальному предпринимателю, создавшему интернет-платформу), покупателя (лицо с ограниченными возможностями, пользующееся услугами социального такси), сотрудника (лицо с ограниченными возможностями на специализированном рабочем месте) и даже собственника (мать-одиночка, воспитывающая ребенка в возрасте двух лет, открывшая ИП). Соответственно, процесс принятия решений усложняется, но в некоторых случаях возможно получение «положительного» синергического эффекта. Так, сотрудник, в том числе менеджер, являющийся одновременно собственником, сознательно инвестировавшим в СП, более заинтересован в устойчивом развитии проекта.

В-четвертых, поскольку ресурсы предприятия ограниченны, заинтересованные стороны необходимо корректно ранжировать, выделяя наиболее значимые для деятельности субъекта СП или реализации конкретного проекта. В частности, ранжирование можно проводить по силе воздействия и степени заинтересованности, которые способны изменяться в зависимости от многих факторов, в том числе от социально-экономической ситуации и этапа развития организации. В любом случае ведущую группу заинтересованных сторон в СП составляют собственники и благополучатели, поскольку именно они являются основными реципиентами разделяемой ценности (коммерческой и социальной соответственно), создание которой выражает сущность социального предпринимательства. Ввиду специфики финансирования СП, особенно на этапе создания предприятия, важную роль играют фонды, оказывающие поддержку организациям в области СП, а также соответствующие государственные и муниципальные учреждения, такие как центры инноваций в социальной сфере.

В-пятых, заинтересованные стороны вносят или, по крайней мере, могут вносить вклад в создание ценности, в том числе разделяемой ценности. Они ориентированы на удовлетворение собственных ожиданий и имеют свои специфические интересы, создают коммерческую или социальную ценность «для себя», реализуя собственные миссии. Соответственно, идентификация и максимизация их вклада в создание разделяемой ценности в рамках конкретного проекта становится важной управленческой задачей социального предпринимателя. Например, гостиницы, создавая специально оборудованные номера для лиц с ограниченными возможностями, рассчитывают увеличить продажи, привлекая новую для себя категорию потребителей, а также повысить свою репутацию как социально ответственных компаний. В то же время, выступая партнерами социальных предпринимателей, оказывающих туристические услуги инвалидам, гостиницы вносят реальный вклад в создание разделяемой ценности субъектами СП, использующими бизнес-модели, благодаря которым услуги по размещению в гостиницах становятся доступными для благополучателей.

В-шестых, социальная ответственность бизнеса в области СП персонифицируется в его ответственности перед заинтересованными сторонами, которая формируется по отношению к системе их ожиданий. Ответственность бизнеса, в том числе социального предпринимательства, перед обществом – это абстракция. Ответственность перед конкретными заинтересованными сторонами – результат рационального управленческого выбора и, в свою очередь, основа управленческих решений. Таким образом формируется ответственность по отношению к системе ранжированных заинтересованных сторон, имеющих сложную совокупность ожиданий и вносящих вклад в создание разделяемой ценности. При этом участие в смягчении или решении социальных проблем переходит для субъекта СП, как правило, с уровня дискреционной ответственности (благотворительная деятельность) на базовые уровни социальной ответственности – экономический, правовой и этический.

В качестве примера можно привести анализ системы заинтересованных сторон (их ожиданий и вклада в создание разделяемой ценности), а также социальной ответственности, принимаемой по отношению к этим заинтересованным сторонам, в рамках социально-предпринимательского проекта «Работа-i» – центра по трудоустройству выпускников детских домов и молодых людей с ограниченными возможностями (www.rabota-i.org); (табл. 1.5, 1.6). Проект реализуется Благотворительным фондом «Рауль» (www.raoul.spb.ru), занимающимся социальной адаптацией и трудоустройством выпускников детских домов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Успешная реализация проекта «Работа-i» подразумевает объединение усилий НКО, бизнеса и государства на основе эффективного разделения труда заинтересованных сторон.


Таблица 1.5

Система заинтересованных сторон для проекта «Работа-i»: ожидания и вклад в создание разделяемой ценности






Таблица 1.6

Социальная ответственность перед заинтересованными сторонами в рамках проекта «Работа-i»








Идентификация заинтересованных сторон, анализ их ожиданий и вклада в создание разделяемой ценности, а также определение социальной ответственности по отношению к заинтересованным сторонам являются сложными задачами.

Впрочем, алгоритм системного решения этих задач достаточно логичен. Он сводится к поиску ответов на следующие вопросы:

кто относится к заинтересованным сторонам субъекта СП;

каковы ожидания заинтересованных сторон и каков их ранжированный ряд;

какой вклад могут внести заинтересованные стороны в создание разделяемой ценности;

какую социальную ответственность несет субъект СП перед заинтересованными сторонами при реализации конкретного проекта.

Следование данному алгоритму делает возможным уточнение видения и миссии субъекта СП или конкретного социально-предпринимательского проекта, построение эффективной сети заинтересованных сторон, основанной на взаимовыгодном стратегическом партнерстве.

Контрольные вопросы

1. Что такое социальные проблемы и какое место занимает их решение в системе социальной ответственности организаций, в том числе корпоративной социальной ответственности?

2. В чем заключается сущность и каковы основные признаки социального предпринимательства? Как они связаны с созданием разделяемой ценности?

3. Каковы относительные достоинства и недостатки индивидуального предпринимательства, общества с ограниченной ответственностью и автономной некоммерческой организации с точки зрения социального предпринимательства?

4. Какие типы предпринимательской деятельности в социальной сфере связаны с реализацией СП-миссии? Каковы направления деятельности и основные источники дохода соответствующих субъектов СП?

5. Каковы роль и место благополучателей в системе заинтересованных сторон субъектов СП?

Задания

1. Сформулируйте ви́дение и миссию вашего субъекта в области СП (проекта в области СП), принимая во внимание:

а) сущность, остроту и уровень локализации конкретной социальной проблемы, реальное участие в решении которой отвечает возможностям соответствующего субъекта СП;

б) формулирование СП-миссии, отражающее особенности предпринимательской деятельности вашего субъекта СП.

2. Проведите анализ основных заинтересованных сторон и социальной ответственности вашего субъекта СП (в рамках проекта в области СП), соблюдая следующие требования:

а) идентифицируйте не менее пяти (5–7) заинтересованных сторон;

б) по каждой заинтересованной стороне определите ожидания, вклад заинтересованной стороны в создание ценности/разделяемой ценности, а также социальную ответственность вашей организации перед этой заинтересованной стороной;

в) сопоставьте социальную ответственность вашего субъекта СП с ви́дением и миссией, ранее сформулированными в задании 1. Определите, насколько эти ви́дение, миссия и цели позволяют реализовать социальную ответственность вашей организации. В случае расхождений внесите соответствующие коррективы в формулировки ви́дения и миссии.

Рекомендуемая литература

Арай Ю. Н. Социальное предпринимательство в начале XXI века: основные понятия и страновые особенности // Рос. журн. менеджмента. 2013. Т. 11, № 1. С. 111–130.

Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010. 272 с.

Благов Ю.Е., Арай Ю.Н. Социальное предпринимательство: проблемы типологии // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 8: Менеджмент. 2010. Вып. 3. С. 109–114.

Благов Ю. Е., Арай Ю. Н. Образовательные программы в области социального предпринимательства: мировой опыт и российские особенности // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 8: Менеджмент. 2014. Вып. 3. С. 177–197.

Борнштейн Д. Как изменить мир / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012. 499 с.

Дарден-Филлипс К. Ваш шанс изменить мир: Практическое пособие по социальному предпринимательству / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012. 280 с.

Зверева Н. Создание успешного социального предприятия. М.: Альпина Паблишер, 2015. 155 с.

Остин, Дж., Стивенсон Г., Вей-Скиллерн Дж. Социальное и коммерческое предпринимательство: сходства и различия // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 8: Менеджмент. 2010. Вып. 3. С. 115–145.

Юнус М., Жоли А. Создавая мир без бедности: Социальный бизнес и будущее капитализма / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2009. 307 с.