Глава 1
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ
1.1. Проекты: понятия, виды и особенности в управлении
Проект – это деятельность, решающая главный вопрос – как эффективно и выгодно использовать располагаемые ограниченные ресурсы.
Таким образом, проект – ограниченное по времени, поэтапное изменение системы с установленными требованиями по стоимости и качеству результатов.
Рассмотрим назначение проекта, его определения в широком и узком смысле слова.
В узком смысле слова проект – любой вид человеческой деятельности либо совокупность работ, направленных на извлечение определенных выгод от использования ресурсов.
В широком смысле слова проект – любое мероприятие, которое ведет к улучшению условий жизни общества и способствует ускоренному развитию национальной экономики. Мероприятие, которое способствует максимизации общественного благосостояния с учетом социальных целей и ограничений.
Решение цели проекта обуславливает рациональность нашего поведения и поиск альтернативных способов использования ресурсов.
Цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, реальной, ограниченной во времени.
Управление проектом – это планирование, составление графика работ и контроль их выполнения в ходе достижения поставленной цели.
Главные цели проекта – это производительность, стоимость и временные рамки.
Инициатор проекта – сторона, являющаяся автором главной идеи проекта, его предварительных обоснований и предложений с целью его осуществления.
Заказчик проекта – главная сторона, заинтересованная в осуществлении проекта и достижении его результатов.
Ресурсы проекта – подразумеваются материальные, финансовые, природные и информационные.
Бизнес-план проекта – коммерческий документ для обоснования, реализации проекта.
Длительность проекта – продолжительность временного периода для осуществления работ по проекту.
Инвестиции в управлении проектом – вложение частного или государственного капитала, имущественных или интеллектуальных ресурсов.
Аппарат управления проектом – персонал (менеджеры, специалисты, технические исполнители), выполняющий функции по управлению проектом.
Окончание проекта – момент (факт) ликвидации проекта.
Проектный контракт – договор, соглашение двух или более сторон на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в установленные сроки, оформленное юридически.
Тендер в управлении проектом – конкурсная форма проведения подрядных торгов, соревнование представленных претендентами предложений и проектов в рамках соответствия требованиям тендерной документации.
Эффективность проекта – соотношение финансовых затрат и результатов, обеспечивающих доходность.
Материальные выгоды проекта – поддаются стоимостной оценке, нацелены в основном на увеличение прибыли от реализации проекта, прибыли компании, снижение издержек и расширение масштабов производства, увеличение объема конкурентоспособной продукции (услуг).
Нематериальные выгоды проекта – улучшение социальных условий жизни населения (проекты по производству общественных благ, экологические проекты и др.), обеспечение политической стабильности в обществе, улучшение информационного обслуживания, создание новых технологий, обеспечение прорыва в фундаментальной науке и др.
В реальной жизни встречается огромное количество разновидностей проектов. Можно их условно также разделить на инвестиционные и коммерческие. В чем же их различие?
Инвестиционный проект – когда ресурсы используются для увеличения объема основных фондов, их техническое обновление. В основе оформления лежит разработка финансовоэкономических, инженерно-технических документов, необходимых для обоснования целесообразности использования доходов общества на реализацию проекта. В основном инвестиционные проекты являются долгосрочными.
Коммерческий проект – когда ресурсы общества направляются на получение прибыли (сверхприбыли) через куплю-продажу товаров (услуг). В основном коммерческие проекты являются краткосрочными.
К настоящему времени управление проектами стало признанной во всем мире методологией проектно-ориентированной деятельности. В течение последних 40 лет управление проектами в развитых странах сформировалось как самостоятельная дисциплина и особая профессиональная область деятельности в условиях рыночной экономики.
Применение методов и средств управления проектами не только позволяет достичь результатов требуемого качества, но и экономить деньги, время, ресурсы, снижает риск и повышает надежность. Управление проектами наиболее эффективно работает и хорошо себя зарекомендовало в условиях рыночной экономики, так как, по сути своей, относится к экономическим методам управления, в которых стоимостные факторы, в конечном счете, играют решающую роль.
Не смотря на то, что наше государство (в составе бывшего СССР) многие годы находилось в изоляции от “Мира управления проектами”, тем не менее, оно осуществляло большое число крупных программ и проектов. Поэтому в нашей республике, соответственно, накопились свои достижения и опыт управления проектами.
Таким образом, проектное управление – реальный качественный скачок в развитии. Как этого можно достичь? Необходимо, главным образом, четкое разделение полномочий среди учредителей и высшего звена организации, выделение в отдельные проекты бизнес-процессов, создание новых проектов, стратегическое планирование. Проектная организация работ открывает новые возможности и таланты сотрудников, позволяет им проявлять инициативу и ответственность, руководящие способности в управлении проектами. Кроме того, познание методики организации проектов позволяет освоить навыки управления не только корпоративными, но и индивидуальными проектами.
В условиях рыночной экономики мы начинаем мыслить рыночными категориями, устанавливаем цели изучения проблем управления – как эффективнее и выгодно использовать имеющиеся ограниченные ресурсы, получить высокие доходы. Эта цель обуславливает рациональность нашего поведения и поиск альтернативных способов использования ресурсов. Такой способ связан с реализацией определенных проектов.
Понятие и цели проекта. Сопоставление альтернативных способов использования возможно только тогда, когда эти способы поддаются количественному измерению. Между тем существует огромное количество видов человеческой деятельности, которые не поддаются количественному измерению. Естественно, их мы не можем отнести к проектам.
Под проектом в узком смысле понимается любой вид человеческой деятельности либо совокупность работ, направленных на извлечение определенных выгод от использования ресурсов. К проектам можно отнести деятельность людей, связанную с размещением в банке свободных денежных средств, строительством новых и реконструкцией действующих объектов, с покупкой ценных бумаг, торгово-посредническую деятельность.
Существует широкое толкование понятия "проект". В вышеприведенном определении (проект в узком смысле слова – прим. авт.) цели его реализации не вырисовываются четко. При этом необходимо учитывать, что члены общества заинтересованы в максимально эффективном использовании имеющихся ограниченных ресурсов.
Таким образом, к проекту в широком смысле может быть отнесено любое мероприятие, которое ведет к улучшению условий жизни общества и способствует ускоренному развитию национальной экономики. Мероприятие, которое способствует максимизации общественного благосостояния с учетом социальных целей и ограничений.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое проект, раскройте его содержание, цели и назначение.
2. Дайте описание проекта в широком и узком смысле слова.
3. В чем отличие материальных и нематериальных выгод проекта?
4. Что подразумевается под ресурсами проекта?
5. Кто выступает в качестве инициатора и заказчика проекта?
6. Какие критерии описывают сущность проекта в условиях рыночных отношений?
7. Дайте определение понятию “управление проектом”.
1.2. Содержание классификации проектов по различным критериям
Существует множество критериев дифференциации проектов по видам. В наиболее общем виде классификация проектов представлена ниже.
Виды проектов:
• Научный.
• Экономический.
• Технический.
• Социальный.
• Управленческий (административный).
• Военный.
• Экологический.
• Политический.
• Технологический.
• Организационный.
• Космический.
Классификация проектов:
I. По отраслевому и территориальному признакам:
• Городской, районный.
• Межрайонный.
• Отраслевой.
• Межотраслевой.
II. По затратам:
• Простой.
• Сложный.
III. В рамках государственной важности:
• Международный (межправительственный).
• Национальный (государственный).
IV. По временному критерию:
• Краткосрочный.
• Среднесрочный.
• Долгосрочный.
V. По степени участия:
• Корпоративный (несколько участников).
• Индивидуальный (один участник).
Каждый инвестиционный проект от момента его зарождения до момента завершения проходит ряд определенных этапов, которые называются жизненным циклом проекта (ЖЦП). Стадии жизненных циклов проекта менеджеры представляют следующим образом:
1) зарождение идеи, замысла;
2) анализ проблемы (цели, требования, задачи);
3) разработка концепции (выбор альтернативных концепций);
4) детальная проработка (спецификации, чертежи, детальные планы);
5) выполнение проекта (рабочая документация, испытания, приемка);
6) использование (внедрение, техническое обслуживание, эксплуатация);
7) ликвидация (демонтаж, утилизация, продажа, задание на развитие и др.).
По другой из классификаций ЖЦП делят на следующие фазы:
1) прединвестиционная или фаза прединвестиционных исследований;
2) инвестиционная или фаза инвестирования проекта;
3) эксплутационная или фаза эксплуатации;
4) постинвестиционная или фаза оценки результатов (см. табл 1.1):
Таблица 1.1
Стадии жизненного цикла проекта
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите основные классификации проектов.
2. Опишите дифференциацию проектов по видовому признаку.
3. Дайте характеристику проектов по отраслевому и территориальному признакам.
4. Дайте характеристику проектов по затратам.
5. Дайте характеристику проектов в рамках государственной важности.
6. Дайте характеристику проектов по временному критерию.
7. Дайте характеристику проектов по степени участия.
8. Опишите жизненный цикл проекта.
9. Опишите каждую стадию жизненного цикла проекта.
1.3. Основные методы управления проектами
В этом подразделе мы раскроем суть понятия "управление инвестиционным проектом". Управление инвестиционным проектом в широком понимании – это профессиональная творческая деятельность, основанная на использовании современных научных знаний, навыков, методов, средств и технологий и ориентированная на получение эффективных результатов в созидательной деятельности путем успешного осуществления проектов как целенаправленных изменений.
Тот факт, что управление инвестиционным проектом – по существу, профессиональное управление изменениями, ставит методы и средства управление проектом в результате эффективных методов организационно-экономического управления в условия изменяющейся социально-экономической среды.
Понятие “управление инвестиционным проектом” включает в себя следующие признаки:
1. Отдельный индивидуум не может справиться с решением большого объема задач. Это требует объединения специалистов и разделения труда. Отсюда следует необходимость в социальнотехнической системе или системе управления, преследующей определенные цели.
2. Чтобы достичь определенных целей, требуются ресурсы, которые необходимо обеспечить, скомбинировать, скоординировать и использовать.
3. Действия по обеспечению достижения целей обозначают словом менеджмент. С одной стороны, структура системы управления должна развиваться планово, с другой – необходимо организованно оформить протекание процессов ее работы, коммуникаций и принятия как внутри системы, так и за ее пределами.
4. Организация как социально-техническая система определяет рамки, внутри которых управление может ставить свои задачи.
Все выделенные признаки управления имеют силу для всех видов проектов, а также для мероприятий, имеющих признаки проекта.
В системе управления инвестиционным проектом выделяются следующие методы:
Методы определения целей проекта: для нечетких целей используют технику творческого процесса типа “мозговой атаки”, “записи идей”, творческой конфронтации”, “систематического структурирования”и др.
Методы сетевого планирования и управления: в усовершенствованном виде с разнообразным современным программным обеспечением они являются центральным звеном в цепи методов управления проектам.
Методы планирования затрат: активный подход основан на минимизации стоимости проекта за счет варьирования переменными. Важное место здесь занимают методы функционально-стоимостного анализа затрат и прибыли проекта, а также определения экономической эффективности проекта с учетом затрат на эксплуатацию.
Контроль затрат: суть метода в том, что по ряду проектных показателей формируются наглядные графики, позволяющие вести непрерывный учет затрат и оценивать развитие проекта, соблюдение бюджета и эффективность фактических затрат.
Методы управления риском: совокупность методов позволяет определить и оценить риск на разных фазах развития проекта, найти пути его снижения и влияния на основные параметры проекта. В инструментарий методов управления риском входят вероятностные и альтернативные сетевые модели, имитационное моделирование, экспертные системы, теория вероятностей и надежности, робастная технология и др.
Методы управления конфликтами: позволяют прогнозировать, оценивать и предотвращать конфликты. А в случае их возникновения предлагают правила их разрешения.
Методы управления контрактами: данные методы направлены на упорядочение и систематизацию подготовки, согласования, оформления контрактов, контроль их выполнения и закрытие контрактов. Сюда примыкают методы маркетинга, организация торгов, тендеров, конкурсов и аукционов.
Методы организации управления проектами: они определяют правила построения рациональных организационных форм и структур, ориентированных на выполнение проектов. Эти методы помогают сформировать необходимый состав команды проекта, организовать его эффективную работу, обеспечить управление персоналом и наладить необходимые коммуникации между участниками проекта.
В целом управление инвестиционным проектом может быть поделено на следующие шаги:
– разработка инвестиционного проекта;
– экспертиза инвестиционного проекта;
– переговоры по инвестиционному проекту;
– одобрение и реализация инвестиционного проекта;
– заключительная оценка инвестиционного проекта.
Вопросы для самопроверки:
1. Что подразумевается под понятием “управление инвестиционным проектом”?
2. Покажите признаки, по которым определяется понятие “управление инвестиционным проектом”.
3. Методы в системе управления инвестиционным проектом, их классификация и содержание.
4. Опишите этапы, включаемые в логическую систему управления инвестиционным проектом, и их содержание.
1.4. Организация управления проектами
Организация в условиях высокой мобильности внешней и внутренней среды может успешно конкурировать на рынке только в условиях постоянного развития и адаптации к изменяющимся условиям и оптимального использования ресурсов.
Должна быть налажена тесная взаимосвязь между всеми участниками проектов в рамках единой корпоративной системы управления проектами (КСУП). При формировании и развитии КСУП необходимо учитывать степень зрелости организации по управлению проектами. Данное понятие описывает способность организации отбирать проекты и управлять ими таким образом, чтобы максимально эффективно достигались стратегические цели компании.
На сегодняшний день существует достаточно много разработок по моделям зрелости организации, среди которых ОРМЗ – модель организационной зрелости проектом (Organizational Project Management Maturity Model), стандарт, представляющий собой всесторонний подход по УП, содержит три взаимосвязанных элемента:
– знание (knowledge), представляющее собой сотни лучших практик по управлению проектами по различным уровням организационной зрелости УП;
– оценка (assessment), помогающая организациям оценить текущую зрелость и определить области улучшения;
– улучшение (mprovement), помогающее построить организациям карту развития УП таким образом, чтобы обеспечить максимально эффективное достижение стратегических целей организации.
Организация управления проектом понимается как:
– упорядочение, налаживание, устройство, приведение в систему чего-либо;
– строение, взаимосвязь, взаимное расположение, соотношение частей какого-либо целого;
– само целое (например, ведомство, предприятие, учреждение).
Организация управления проектом – это создание или приведение системы управление в состояние необходимой упорядоченности и единства взаимодействия ее элементов, обеспечивающих эффективный режим функционирования процесса управления и поддержание его в этом состоянии. Иначе говоря, под организацией управления проектом следует понимать соединение отдельных частей системы управления проектом для обеспечения ее нормального функционирования.
Рассмотрим принципиальную схему организационного управления проектом. Модель реализации проекта имеет вид сетевой матрицы (см. рис. 1.1):
Рисунок 1.1. Модель сетевой матрицы в управлении проектом по затратам времени
Сетевая матрица содержит строго определенный состав работ по конкретным задачам. На первом этапе выявляются те производственные операции, которые не могут быть выполнены без соответствующих действий аппарата управления (см. рис. 1.2):
Рисунок 1.2. Сетевая матрица управления проектами по конкретным задачам
Совокупность таких задач поступает из четвертого блока в первый. По этой линии поступают производственные задачи, нуждающиеся в управлении. При этом происходит процесс образования управленческих задач. Каждая производственная задача получает здесь свои необходимые управленческие задачи, совокупность которых составляет первую и основную по объему часть содержания управления проектом. Вторую часть содержания управления составляют задачи, которые не вытекают непосредственно из требований проекта, но необходимы для общества, например социальные, экологические, учетные задачи.
Выходом из первого блока является матрица размещения управленческих задач в пространстве. Этот блок распределяет управленческие задачи между структурными подразделениями конкретного проекта.
Второй блок представляет собой разделение обязанностей, прав и ответственности в аппарате управления проектом, формирование которой происходит с учетом различных нормативных актов. Выходом из этого блока является матрица разделения административных задач управления – организационный инструмент, являющийся основой для проектирования организационных структур управления и определения трудоемкости управленческих работ.
Третий блок – модель управленческого процесса. Если первые два блока являются статическими, то третий блок – динамический. Он как бы сбалансирован по времени с четвертым, то же динамическим блоком. Выходом из третьего блока являются должностные инструкции, выполненные в виде классификаторов задач или в других формах.
Сбалансированность блоков позволяет создать динамическую систему управления проектом.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое “КСУП” и какое отношение эта система имеет к моделям зрелости организации?
2. Назовите модель организационной зрелости проектом, а также вкратце опишите три взаимосвязанных элемента, характеризующих её.
3. Для каких целей необходима организация управления проектом?
4. В чем заключается суть принципиальной схемы организационного управления инвестиционным проектом?
5. Опишите модель реализации инвестиционного проекта, имеющего вид сетевой матрицы.
6. Раскройте содержание производственных операций, которые выполняются при соответствующих действиях аппарата управления инвестиционным проектом.
7. Опишите цепочку сбалансированных блоков, позволяющих создать динамическую систему управления инвестиционным проектом.
1.5. Участники проекта
Основные действующие лица (использовать схему обязанностей).
Один из основных элементов инвестиционного проекта, который обеспечивает формирование идей и реализацию замыслов, – это его участники, то есть все заинтересованные стороны проекта.
Одним из главных участников проекта является будущий владелец объекта инвестиций и его пользователь – заказчик. Он определяет основные требования и масштабы проекта, обеспечивает его финансирование, заключает контракты с различными исполнителями, организует взаимодействие между ними, несет ответственность за проект в целом. Им может быть одно или несколько юридических и физических лиц, объединяющих свои усилия и ресурсы с целью осуществления проекта и получения выгоды.
Заказчиком может быть и инвестор – сторона, вкладывающая средства в проект, или уполномоченные им лица. В случае, когда инвестор и заказчик не являются одним и тем же лицом, в качестве инвесторов могут выступать банки, инвестиционные, венчурные фонды и другие организации. Инвесторы заключают договоры (контракты) с заказчиком, контролируют их выполнение и осуществляют расчеты. Они являются полноправными участниками проекта и владельцами имущества, приобретенного за их средства, до полного расчета с заказчиком по контракту или кредитному соглашению.
Следующим участником проекта является исполняющая организация, в рамках которой формируется команда проекта, которая непосредственно будет выполнять все работы по проекту. Организационная структура команды должна соответствовать основным видам деятельности по реализации проекта. Команда проекта должна идентифицировать всех участников, определить их интересы и контролировать их в течение всего жизненного цикла проекта. Важную роль в проектах играет менеджер проекта – ключевая фигура, от лидерских качеств которой зависит исполнение проекта.
На начальной стадии разработки проекта необходимо учитывать мнение местного сообщества, проживающего на территории, на которую может быть оказано воздействие в результате реализации проекта, например, строительство супермаркета; экологические последствия, выбросы вредных веществ. Таким образом, представители местного сообщества тоже являются участниками проекта.
Большую роль в реализации проекта играет куратор проекта, чье влияние и авторитет может положительным образом сказаться на успешной реализации проекта.
Количество участников проекта во многом зависит от таких факторов, как объем финансирования, степень значимости и роль в социально-экономической системе и другие.
Стандарт РМВОК считает, что проектная деятельность по сравнению с постоянным предприятием наиболее уязвима: существует так называемый конфликт интересов участников по поводу сроков, стоимости и качества проекта (табл. 1.2):
Таблица 1.2
Конфликт интересов участников проекта
Из рисунка видно, что заказчик и исполнительная организация стремятся всегда к минимизации сроков и стоимости проекта, команда проекта, наоборот, сроки и стоимость стремится увеличить. Относительно качества проекта, то интересы его участников также не совпадают: заказчик проекта ожидает высочайшее исполнение качества, тогда как команда проекта в меньшей степени думает о качестве проекта (это связано с тем, что заказчик пытается уменьшить сроки и стоимость проекта, команда же не может обеспечить ожидаемый заказчиком уровень качества при данных условиях). Руководство проекта пытается сбалансировать интересы заказчика и команды проекта путем обеспечения оптимального уровня качества, который удовлетворил бы две стороны (то есть заказчика и команду).
При организации работы над проектом необходимо решить две главные задачи:
– формирование команды проекта;
– организация эффективной работы команды.
В зависимости от специфики, размера и типа проекта в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков (иногда сотен) организаций и отдельных специалистов. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его реализацию. Специалистов и организации, в зависимости от выполняемых ими функций, принято объединять в совершенно конкретные группы (категории) участников проекта, в состав которых входят: заказчики, инвесторы, проектировщики, поставщики ресурсов, подрядчики, консультанты, лицензиары, финансовые институты – банки и, наконец, команды проекта, возглавляемые руководителем проекта – менеджером проекта (в терминологии, принятой на Западе, – проект-менеджера), а также, в зависимости от специфики проекта, другие участники.
Следует отметить, что участники проекта – категория более широкая, чем команда проекта.
Команда проекта – одно из главных понятий управления проектами. Это группа сотрудников, непосредственно работающих над осуществлением проекта и подчиненных руководителю последнего; основной элемент его структуры, так как именно команда проекта обеспечивает реализацию его замысла. Эта группа создается на период реализации проекта, а после его завершения распускается.
Очевидно, что количество людей в команде определяется объемом работ, предусмотренным проектом. Как правило, лидеры (менеджеры) функционально и (или) предметно ориентированных групп специалистов и составляют команду управления проектом. Лидеры групп – это руководители, координаторы усилий всех членов группы; члены группы – непосредственные исполнители, которые имеют возможность сосредоточиваться на конкретной работе. При необходимости некоторые роли членов команды могут совмещаться.
Основными характеристиками команды являются:
• состав;
• структура;
• групповые процессы.
Состав – совокупность характеристик членов команды, важных для анализа ее как единого целого. Например, численность, возрастной, половой состав и т. д.
Структура рассматривается с точки зрения функций, выполняемых отдельными членами команды, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Выделяют структуры предпочтений, власти и коммуникаций.
К групповым процессам относятся такие показатели динамики, как процесс развития, сплочения группы, процесс группового давления, выработки решений.
Совокупность показателей, определяющих положение человека в команде, включает:
• систему групповых ожиданий;
• систему статусов и ролей членов группы.
По отношению к каждому члену у группы есть система ожиданий в отношении его поведения. Поведение, соответствующее групповым нормам и правилам, поощряется, несоответствующее – наказывается.
Статусно-ролевые отношения отражают систему взаимосвязей, складывающихся в группе. Каждый человек занимает определенное положение в группе: по вертикали – руководство и подчинение, по горизонтали – сотрудничество. Это отражается на статусе каждого члена. Статус реализуется через систему ролей, то есть функций, выполняемых человеком в соответствии с его положением в группе.
Чем отличается менеджер – управляющий проектом от технического исполнителя? Задача управляющего – это эффективное кадровое обеспечение (надлежащее управление людьми). Одна из причин провалов в бизнесе – это неспособность отыскать толковых управляющих. Инженеры в основном ориентированы на предмет, а не на человека? Они, скорее, интроверты, а не экстраверты, сосредоточены на своем внутреннем мире концепций и идей, а не на внешнем мире. Поэтому с людьми они часто обращаются как с неодушевленными предметами, а не как с людьми, жалуясь, что люди нерациональны, нелогичны и не поддаются математическому анализу.
Стиль управления, подходящий команде, зависит от этапа развития команды:
– на этапе формирования – это директивный стиль управления;
– на этапе приспособления – стиль влияния;
– на этапе нормализации – участвующий стиль;
– на этапе выполнения работ – передача полномочий.
Управление коммуникациями обеспечивает поддержку системы связи (взаимодействий) между участниками проекта, передачу управленческой и отчетной информации, направленной на обеспечение достижения целей проекта. Каждый участник проекта должен быть подготовлен к взаимодействию в рамках проекта в соответствии с его функциональными обязанностями. Функция управления информационными связями включает в себя следующие процессы:
• планирование системы коммуникаций – определение информационных потребностей участников проекта (состав информации, сроки и способы доставки);
• сбор и распределение информации – процессы регулярного сбора и своевременной доставки необходимой информации участникам проекта;
• отчетность о ходе выполнения проекта – обработка фактических результатов состояния работ проекта, соотношение с плановыми и анализ тенденций, прогнозирование;
• документирование хода работ – сбор, обработка и организация хранения документации по проекту.
План коммуникаций является составной частью плана проекта. Он включает в себя:
• план сбора информации, в котором определяются источники информации и методы ее получения; план распределения информации, в котором определяются потребители информации и способы ее доставки; детальное описание каждого документа, который должен быть получен или передан, включая формат, содержание, уровень детальности и используемые определения;
• план ввода в действие тех или иных видов коммуникаций;
• методы обновления и совершенствования плана коммуникаций.
План коммуникаций формализуется и детализируется в зависимости от потребностей проекта.
В рамках проекта существует потребность в осуществлении различных видов коммуникаций:
• внутренние (внутри команды проекта) и внешние (с руководством компании, заказчиком, внешними организациями и т. д.);
• формальные (отчеты, запросы, совещания) и неформальные (напоминания, обсуждения);
• письменные и устные;
• вертикальные и горизонтальные.
Под информационной технологией понимают совокупность процессов сбора, передачи, переработки, хранения и доведения до пользователей информации, реализуемых с помощью современных программных средств.
Информационная система управления проектом – организационно-технологический комплекс методических, технических, программных и информационных средств, направленный на поддержку и повышение эффективности процессов управления проектом.
В процессе реализации проекта менеджерам приходится оперировать значительными объемами данных, которые могут быть собраны и организованы с использованием компьютера. Кроме того, многие аналитические средства, например пересчет графика работ с учетом фактических данных, ресурсный и стоимостной анализ, подразумевают достаточно сложные для неавтоматизированного расчета алгоритмы.
Развитие систем управления проектами для персональных компьютеров прошло через несколько этапов. С увеличением мощности ПК улучшалась функциональность систем, повышались их возможности. С введением стандартов обмена данными между системами, распространением сетевых и ШгЪ-технологий открылись новые возможности для дальнейшего развития систем поддержки процессов управления проектами и их более эффективного использования. Сами проекты становятся все более сложными, что предъявляет дополнительные требования к развитию информационных технологий управлению проектами.
Интегрированная информационная система управления проектами:
• объединяет данные из различных подразделений и организаций, относящихся к конкретному проекту; обеспечивает хранение, сбор и анализ управленческой информации относительно степени достижения целей проекта;
• создается для каждого проекта и является временной, так как проект представляет собой одноразовое предприятие;
• должна обеспечивать алгоритмы разрешения конфликтующих требований, возникающих по ходу обеспечения проекта;
• должна обеспечивать поддержку деловых взаимоотношений между исполнителями, временно объединенными в команду;
• является динамической системой, которая изменяется в зависимости от стадии проекта;
• является открытой системой, так как проект не является полностью независимым от бизнес-окружения и текущей деятельности предприятия.
Структуру интегрированной информационной системы поддержки принятия решений во многом определяет структура принятых в рамках проекта и организации процессов управления. Как следствие, она может быть структурирована по:
• этапам проектного цикла;
• функциям;
• уровням управления.
Для детального планирования и контроля графика выполнения работ, отслеживания ресурсов и затрат проекта необходимо использовать ПО для управления проектами.
На стадии выполнения проекта необходимо обеспечить сбор фактических данных о состоянии работ, оптимально представить их для анализа, обеспечить обмен информацией и взаимодействие между участниками проекта. Для выполнения этих функций применяется ПО для управления проектами, ПО поддержки групповой работы, документооборота и формирования отчетов.
Вопросы для самопроверки:
1. Кто является основными действующими лицами в проекте, используя схему обязанностей.
2. В чем заключается конфликт интересов участников проекта?
3. Дайте характеристику команде проекта.
4. Что такое “управление коммуникациями проекта”?
5. Какую роль в управлении проектами играют информационные технологии?
6. Что такое “интегрированные информационные системы поддержки принятия решений”? Дайте краткую характеристику.
1.6. Инициация и планирование проекта
Инициация проекта является началом его существования. Любой проект должен быть “придуман”, осмыслен и инициирован. Проект как замысел, идея возникает в результате работы над сложившейся ситуацией.
При индивидуальном подходе существует опасность одностороннего рассмотрения направления замысла. В групповой работе возникает широкий спектр вариантов идей или замыслов.
Инициатором проекта является автор или владелец главной идеи проекта, его предварительного обоснования и предложения по осуществлению. В качестве инициатора может выступать практически любой из будущих участников проекта, но, в конечном счете, деловая инициатива по осуществлению проекта должна исходить от заказчика, который, в первую очередь, заинтересован в его осуществлении и достижении результатов.
Руководитель компании является инициатором проектов по совершенствованию деятельности у себя на предприятии.
Инициация может касаться любых изменений и преобразований в любых сферах человеческой деятельности.
Главные области изменений в сегодняшнем Казахстане, являющиеся объектом инициации проектов:
– отношения собственности;
– рыночные отношения;
– организационные формы;
– методы и средства управления.
Чаще всего в качестве таких причин называют следующие:
– неудовлетворенный спрос;
– избыточные ресурсы;
– инициатива предпринимателей;
– интересы инвесторов;
– условия конкуренции;
– изменение социальной, экономической, политической обстановки и др.
Любой проект имеет жизненный цикл, охватывающий ряд этапов (стадий), связанных с зарождением идеи, его реализацией и достижением заданных целей.
Первый этап проекта носит так называемый “дискриптивный” характер, т.е. создает иллюзию, что работа данного этапа не требует затрат. На самом же деле на долю первого этапа приходится 15 % общих затрат, и вкладываются они (затраты) в исследования, связанные с обоснованием целесообразности (необходимости), выбором способов (инструментов) реализации проекта, с разработкой необходимой документации.
На первом этапе решаются задачи, среди которых основные:
– формулировка идеи проекта, предварительное изучение спроса на проект, четкая формулировка целей, задач проекта, оценка их соответствия интересам общества;
– сбор и анализ данных проекта и принятие на этой основе решения с обоснованием (аргументацией) по определению оптимального варианта проекта;
– разработка проекта – выбор оптимальных методов реализации проекта (указание наилучших сроков, последовательности этапов выполнения проекта и др.).
Второй этап проекта начинается с момента фактического начала его реализации и заканчивается на момент передачи объекта в эксплуатацию. Данный этап сопровождается контролем, наблюдением по мере прогресса проекта.
На третьем этапе оценивается воздействие проекта после его реализации на развитие общества, т.е. определяется, достигнуты или не достигнуты цели проекта, а также извлекается урок из полученного опыта для использования его в создании следующего проекта.
Прокомментируем каждый этап выполнения проекта:
а) определить проблему: помогает более четко, зримо представить конечный результат;
б) разработать альтернативные вариантырешения. Использовать метод мозговой атаки. Какой из доступных вариантов будет наиболее наилучшим? Требует ли больше затрат? Приведет ли к полному или частичному решению проблемы?
в) планировать проект.
Что должно быть сделано, кем, как, когда и т.д. Опыт показывает, что при хорошем планировании можно избежать экстремальных ситуаций. Планирование – это первый вид управленческой деятельности.
Что планируется в проекте. В проекте необходимо планировать все то, что подлежит учету, контролю, анализу и регулированию. Это, в первую очередь, планирование функций управления проектами:
– управление предметной областью проекта;
– управление стоимостью;
– управление временем;
– управление качеством;
– управление человеческими ресурсами;
– управление коммуникациями;
– управление рисками;
– управление поставками и контрактами.
Принципы планирования в проекте. При всем многообразии проектов существуют общие подходы и принципы планирования в проектах. Общие принципы планирования обусловлены типичной деятельностью по управлению проектами, которая направлена на непрерывное решение таких общих вопросов, как:
– Что необходимо делать?
– Кто и что должен делать?
– Кто с кем взаимодействует?
– Когда и что должно быть сделано?
– Сколько и каких ресурсов нужно и для чего?
– Когда и откуда ресурсы должны поступать?
– Что сколько стоит?
– Что и когда должно быть оплачено? Какие это средства и откуда они поступают?
– Каковы лимиты ресурсов и бюджета?
– Какое требуется качество?
– Каковы риски проекта?
– Что выполнено на рассматриваемый проект, а что нет?
– Кем и какие нарушены сроки? Что необходимо предпринять, чтобы проект был выполнен вовремя?
Таким образом, к общим признакам планирования можно отнести следующие.
Целеиаправлеииость. Планирование рассматривается как процесс развертывания главной цели проекта в иерархическую последовательность целей и задач проекта до уровня отдельных мероприятий, действий, работ с определением порядка их выполнения.
Комплексность. Комплексность планирования означает полный охват научных, проектных, организационных, производственных и других мероприятий и работ, направленных на достижение целей и результатов проекта.
Сбалансированность по ресурсам. Сбалансированность по ресурсам означает, что планы не содержат задач и работ, не обеспеченных необходимыми ресурсами.
Системность. Системность планирования предполагает применение системного подхода и учет влияния на проект факторов его окружения; рассмотрение проекта как целостной системы с определением и учетом взаимосвязей как внутри, так и вне его.
Гибкость. Гибкость планирования предполагает способность системы прогнозировать и учитывать возможные изменения, возмущения внешних факторов и их последствия. Для этого пользователю должна быть предоставлена возможность легко варьировать набором учитываемых в расчете технологических, организационных и экономических условий; варьировать критериями, ограничениями, приоритетами и получать в удобном виде для анализа и сопоставления варианты планов, формируемых при различных постановках задач.
Многофункциональность. Многофункциональность планирования означает обязательное планирование по всем установленным функциям управления проектом.
Оптимальность. Оптимальность планирования предполагает способность системы формировать не просто приемлемые планы, а рациональные планы или лучшие планы по выбранным критериям. Это достигается использованием экономико-математических или, когда это невозможно, эвристических методов.
Адаптивность. Адаптивность планирования включает все достоинства оптимального планирования, кроме того, учитывает организационные проблемы. К процессу разработки плана привлекается руководство, что дает возможность учитывать не формализуемые требования. Все это делает планирование более адекватным реальным условиям, персонифицированным, обоснованным и ответственным.
Непротиворечивость. Непротиворечивость планирования обеспечивается преемственностью и взаимосвязанностью всех плановых решений.
Непрерывность. Непрерывность планирования заключается в мониторинге, контроле и при необходимости актуализации плановых решений.
Стабильность. Стабильность планирования обеспечивается неизменностью основных целей и ограничений проекта, его жизнеспособностью, а также гибкостью и адаптивностью системы.
Процессы УП связаны своими результатами, среди которых:
– результат выполнения одного становится исходной информацией для другого, т.е. имеется взаимосвязь групп процессов различных фаз проекта;
– закрытие одной фазы может являться входом для инициации следующей фазы (например, завершение фазы проектирования требует одобрения заказчиком проектной документации, которая необходима для начала реализации).
Таким образом, по международному стандарту РМВОК СУП (система УП) включает в себя: 42 процесса, 9 областей знаний, 5 групп процессов (см. табл. 1.3):
Таблица 1.3
Матрица процессов управления проектом
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое инициация проекта и кто может выступать в качестве инициатора инвестиционного проекта?
2. Что может служить объектом инициации инвестиционных проектов?
3. Какие главные области изменений в современном Казахстане являются объектом инициации проектов?
4. Раскройте понятие “планирование инвестиционного проекта”.
5. Прокомментируйте каждый этап выполнения проекта.
6. Опишите принципы планирования, используемые в инвестиционном проекте.
7. Что относится к общим признакам планирования?
8. Какие элементы включает в себя система управления инвестиционным проектом?
1.7. Основы стоимостной оценки и бюджетирования проекта
Одним из способов, позволяющих управлять затратами проекта, является использование структуры счетов затрат (планов счетов). Для выполнения работ требуются ресурсы, которые могут выражаться как в труде рабочих, материалах, оборудовании, так и в виде позиций денежных затрат, когда нет необходимости или возможности знать, какие конкретно ресурсы их составляют. На стадии формирования бюджета работы все ресурсы, привлекаемые для ее выполнения, списываются на различные статьи затрат.
Так как структура счетов затрат разрабатывается по принципам декомпозиции, то путем агрегирования информации со счетов нижних уровней структуры можно получить данные о затратах на требуемом уровне детализации, вплоть до верхнего, характеризующего бюджет проекта.
При выполнении работ проекта фактическая информация о затратах также учитывается на соответствующих счетах затрат, что позволяет на соответствующих уровнях детализации проводить сравнение запланированных затрат (бюджетных) с фактическими.
Чтобы оценить стоимость проекта, требуется знать стоимость составляющих проект ресурсов, время выполнения работ и стоимость этих работ. Таким образом, оценка стоимости начинается с определения структуры ресурсов и работ проекта. Стоимость проекта определяется ресурсами, необходимыми для выполнения работ, в том числе:
• оборудование (покупка, взятие в аренду, лизинг);
• приспособления, устройства и производственные мощности;
• рабочий труд (штатные сотрудники, нанятые по контракту);
• расходные товары (канцелярские принадлежности и т. д.);
• материалы;
• обучение, семинары, конференции;
• субконтракты;
• перевозки и т. д.
Техника оценки затрат проекта состоит из 13 шагов. Они могут различаться в зависимости от проекта и включают в общем случае следующие:
1. Определение потребностей работы в ресурсах.
2. Разработку сетевой модели.
3. Разработку структуры разбиения работ.
4. Оценку затрат в разрезе структуры разбиения работ.
5. Обсуждение СРР (структура разбиения работ) с каждым из функциональных управляющих.
6. Выработку основного направления действий.
7. Оценку затрат для каждого элемента СРР.
8. Согласование базовых затрат с высшим уровнем управления.
9. Обсуждение с функциональными управляющими потребности в персонале.
10. Разработку схемы линейной ответственности.
11. Разработку детальных графиков.
12. Формирование суммарного отчета по затратам.
13. Включение результатов оценки затрат в документы проекта.
Оценка стоимости проекта, по сути, является оценкой всех затрат, необходимых для успешной и полной реализации проекта.
Оценка времени при выполнении проекта. Обычно используется среднее время (ошибка Тейлора при установлении нормативов времени). Затрачивается больше, а не меньше времени – Закон Паркинсона. Причины: склонны стараться использовать оставшееся время на улучшение качества, и второе – психологическая сторона. Поэтому руководство обычно назначает меньшие (сжатые) сроки с тем, чтобы оставить запас.
Возможны отклонения (устал, не хватает навыков, отвлекают внешние факторы и т.д.) – см. формулу 1.1:
где:
F – функция, включающая параметры;
Р – производительность выполнения проекта;
Т – сроки выполнения проекта;
S – размер проекта.
При повышении времени и размера обычно повышается и стоимость проекта, однако, соотношение между стоимостью и временем нелинейно. Стоимость повышается, если снижается время, отведенное на проект, повышается производительность – приходится выплачивать более высокую зарплату – и повышаются издержки. Но уменьшение сроков (Т) приводит к увеличению вероятности ошибок, снижению качества проекта, на что требуются соответствующие (дополнительные) расходы, и снижается производительность.
Самый длительный срок выполнения в календарном плане – это критический путь – этап работы, не имеющий запас времени.
Под бюджетированием понимается определение стоимостных значений выполняемых в рамках проекта работ и проекта в целом, процесс формирования бюджета проекта, содержащего установленное (утвержденное) распределение затрат по видам работ, статьям затрат, по времени выполнения работ, по центрам затрат или по иной структуре. Структура бюджета определяется планом счетов стоимостного учета конкретного проекта. Бюджет может быть сформирован как в рамках традиционного бухгалтерского плана счетов, так и с использованием специально разработанного плана счетов управленческого учета. Практика показывает, что в большинстве случаев бухгалтерского плана счетов бывает недостаточно. Для каждого конкретного проекта требуется учет определенной специфики с точки зрения управления стоимостью, поэтому каждый проект должен иметь свой уникальный план счетов, но который базируется на установившихся показателях управленческого учета.
Бюджетирование является планированием стоимости, т. е. определением плана затрат: когда, сколько и за что будут выплачиваться денежные средства.
Бюджет может составляться в виде:
1) календарных план-графиков затрат;
2) матрицы распределения расходов;
3) столбчатых диаграмм затрат;
4) столбчатых диаграмм кумулятивных (нарастающим итогом) затрат;
5) линейных диаграмм распределенных во времени кумулятивных затрат;
6) круговых диаграмм структуры расходов и пр.
Управление стоимостью осуществляется на протяжении всего жизненного цикла проекта, при этом, естественно, процессы управления реализуются неодинаково на различных этапах проектного цикла. Это находит отражение в современной концепции управления стоимостью проекта – управления стоимостью на протяжении проекта (Іій-сусіе созііпд – ^СС) – см. рис. 1.3:
Рисунок 1.3. Управление стоимостью на протяжении жизненного цикла проекта
Оценка стоимости проекта
В зависимости от этапа жизненного цикла проекта и целей оценки применяют различные виды и методы оценки стоимости проекта. Исходя из целей оценок, разной бывает и точность таких оценок (см. рис. 1.4):
Рисунок 1.4. Распределение стоимости проекта в течение его жизненного цикла
На нижеследующей матрице дается общая концепция оценки стоимости проекта, включающая стадии проекта, виды его оценок, с указанием цели конкретной оценки проекта, а также допустимые погрешности (см. табл. 1.4):
Таблица 1.4
Виды оценок стоимости проекта
После проведения технико-экономических исследований составляются предварительные бюджеты, которые носят в большей степени оценочный, нежели директивный характер. Такие бюджеты подвергаются согласованию со всеми заинтересованными лицами и в конечном итоге утверждаются руководителем проекта. Пример составления бюджета проекта показан на нижеследующем графике (см. табл. 1.5):
Таблица 1.5
Методы контроля стоимости проекта
Контроль стоимости проекта имеет две составляющие: учетную, т. е. оценку фактической стоимости выполненных работ и затраченных ресурсов, и прогнозную, т. е. оценку будущей стоимости проекта. Базовыми показателями, используемыми при контроле стоимости проекта, являются следующие:
♦ необходимо для завершения (НДЗ): устанавливается оценка затрат, которые предстоят для завершения работы или проекта. Оценка НДЗ является наилучшей текущей оценкой того, сколько надо дополнительно вложить на данный момент, чтобы завершить работу;
♦ расчетная стоимость (РС): наилучшая оценка общей стоимости, которую будет иметь работа или проект при завершении. Расчетная стоимость вычисляется как сумма фактических затрат на текущую дату и НДЗ.
Существуют два основных метода контроля стоимости: традиционный метод; метод освоенного объема.
Традиционный метод контроля использует следующие понятия:
Плановые (бюджетные) затраты – ВС^8 (Вигідеіегі Соз! оІ^Огк 8сһейи1ей). Это бюджетная стоимость работ, запланированных в соответствии с расписанием, или количество ресурса, предполагаемое для использования к текущей дате. Текущая дата – это дата, на которую имеется фактическая информация (см. формулу 1.2):
где:
BCWS – Плановые (бюджетные) затраты;
ВС – общий бюджет.
Фактические затраты – ACWP (Actual Cost of Work Performed). Это стоимость фактически выполненных работ на текущую дату или количество ресурса, фактически потраченное на выполнение работ до текущей даты. Фактические затраты не зависят от плановых показателей по затратам или потреблению ресурсов.
Расхождение по затратам при традиционном методе рассчитывается как разница между фактическими и плановыми затратами.
Метод освоенного объема основан на определении отношения фактических затрат к объему работ, которые должны быть выполнены к определенной дате.
При анализе освоенного объема используются три показателя для определения расхождения в графике работ и стоимости:
» плановые (бюджетные) затраты – BCWS;
» фактические затраты – ACWP;
» освоенный объем – ВСWР (Budgeted Cost of Work Performed). Это плановая стоимость фактически выполненных работ или количество ресурса, запланированное на фактически выполненный объем работ к текущей дате. Освоенный объем не зависит от фактически произведенных затрат по работе (см. формулу 1.3):
ВСWР = Плановая стоимость х % использования ресурса (1.3)
Отчетность по затратам
Отчетность обеспечивает основу для координации работ, оперативного планирования и управления.
Исходной информацией для отчетности являются данные о планируемых затратах работ и фактических расходах на их выполнение.
На стадии планирования проекта формируют отчеты о бюджетной стоимости работ (рис. 14.5.2), распределении бюджетных средств по счетам затрат и т. д.
На стадии контроля, как правило, собираются стоимостные данные о:
» трудозатратах;
» материалах;
» других прямых издержках;
» перерасходе денежных средств.
Вопросы для самопроверки:
1. Покажите, как производится оценка стоимости проекта.
2. Как осуществляется и из чего состоит техника оценки затрат инвестиционного проекта?
3. Какое место занимают ресурсы в определении стоимости инвестиционного проекта?
4. Что такое критический путь в выполнении инвестиционного проекта?
5. Для чего служит календарный план в инвестиционном проекте?
6. Какие компоненты участвуют в разработке бюджета инвестиционного проекта?
7. Опишите процедуру управления стоимостью на протяжении развития инвестиционного проекта.
8. Опишите и обоснуйте распределение стоимости проекта в течение его жизненного цикла.
9. Укажите, какие существуют виды оценок стоимости проекта.
10. Каковы методы контроля стоимости проекта?
1.8. Завершение и контроль выполнения проекта
Закрытие проекта – это подведение итогов реализации проекта. Закрытие проекта осуществляется в несколько этапов, а именно:
1 проверка финансовой отчетности проекта;
2 паспортизация;
3 выявление невыполненных обязательств;
4 завершение невыполненных задач (исправление брака и устранение недоделок в соответствии с требованием заказчика, регулировкой взаимоотношений в финансовой части обязательств; выставлением претензий исполнителю заказчиком и взиманием штрафов и т.д.);
5 гарантийное обслуживание;
6 окончательный расчет;
7 подготовка итогового отчета.
Завершение проекта или т.н. разбор полетов (или контроль выполненного) как последний этап в управлении проектом. Акцент необходимо ставить на улучшении, а не на обвинениях. В противном случае, вы заставите людей (исполнителей) обороняться.
Фаза завершения работ по проекту включает следующие этапы: ввод проекта в действие; достижение проекта заданных результатов; прекращение финансирования проекта; работы по закрытию проекта и внесение изменений, не предусмотренных первоначальным замыслом; участие в эксплуатации объектов проекта.
Ввод проекта в действие означает окончательный этап инвестиционной фазы, т.е. к этому моменту должны быть построены и приняты к эксплуатации все основные объекты. Законченные строительством объекты производственного назначения принимаются приемочными комиссиями в эксплуатации только в том случае, если они подготовлены к эксплуатации, на них устранены недоделки и на установленном оборудовании начат выпуск продукции, предусмотренной проектом, в объеме, соответствующем нормам освоения проектных мощностей в начальный период.
Исполнение и проверка исполнения плана проекта.
Без проверки вы не можете быть уверены, что достигнете поставленной цели. Если есть отклонения от плана, то вы должны продумать, как следует изменить план с учетом новых условий.
Контроль проекта – это систематическое сравнение плановых и фактических показателей для принятия управленческих решений.
Люди должны хотеть делать то, о чем вы просите.
Управляющий проектом может добиться контроля на макроуровне тогда, когда существует контроль на микроуровне.
Процессы завершения проекта.
Для выхода из проекта необходимо проанализировать причины снижения эффективности реализации, например, проектного строительства по: показателям продолжительности, росту цен на основные строительные материалы, повышению стоимости выполнения строительно-монтажных работ, росту расходов на оплату труда, повышению роста конкуренции в отрасли и спад экономической активности в отрасли, в которой реализуется инвестиционный проект; возрастание объемов заемных инвестиционных ресурсов, повышению ставки процента за кредит в связи с изменением конъюнктуры рынка, недостаточно обоснованному выбору подрядчиков для реализации проекта, ужесточению системы налогообложения и пр.
Основным критерием для принятия решения по выходу из проекта должен служить ожидаемый уровень доходности в изменившихся условиях его реализации. Продолжать реализацию следует при выполнении следующего условия (см. формулу 1.4):
где Э – ожидаемая доходность реального проекта в изменившихся условиях реализации;
С – средняя ставка депозитного процента на денежном рынке;
ПР – уровень «премии» (дополнительной доходности) за риск, связанный с осуществлением реального инвестирования;
ПЛ – уровень «премии» (дополнительной доходности) за ликвидность с учетом прогнозируемого увеличения продолжительности реализации реального проекта.
Формы выхода из проекта
Эффективными формами выхода из проекта являются следующие:
• отказ от реализации проекта до начала строительно-монтажных работ;
• продажа частично реализованного проекта в форме объекта незавершенного строительства;
• продажа объекта на стадии его эксплуатации;
• привлечение на любой стадии реализации проекта дополнительного паевого постороннего капитала с минимизацией своего паевого участия;
• раздельная продажа основных видов активов реализуемого проекта.
Управление инвестиционным портфелем предприятия предполагает одновременно с принятием решения о выходе из реального инвестиционного проекта (или продажи части финансовых инструментов из портфеля финансовых инвестиций) выработать решение о возможных формах реинвестирования капитала.
Завершение контракта
Основными этапами закрытия контракта являются:
• проверка финансовой отчетности;
• паспортизация;
• выявление невыполненных обязательств;
• завершение невыполненных обязательств;
• гарантийное обслуживание и окончательные расчеты.
Проверка финансовой отчетности включает в себя проверку финансовой отчетности заказчика и подрядчика.
Проверка финансовой отчетности заказчика включает:
• проверку полноты выписки фактуры на весь объем завершенных работ;
• согласование полученных платежей с представленными счетами-фактурами;
• проверку наличия документации по изменениям; контроль суммы удержаний, произведенных заказчиком.
Проверка финансовой отчетности исполнителя включает:
• проверку платежей поставщикам и субподрядчикам;
• соответствие суммы заказов закупкам по накладным поставщиков;
• поиск просроченных платежей поставщику; подтверждение соответствующих удержаний.
Результаты такой проверки позволяют получить данные для подготовки окончательных финансовых отчетов по проекту.
Паспортизация представляет собой один из важных элементов организации закрытия контракта и заключается в регистрации заказчиком ранее представленной ему документации. В качестве последней могут выступать: документация, характеризующая технические условия используемого сырья и материалов, сертификаты и т. д. При правильном управлении инвестиционным процессом вопросы паспортизации решаются своевременно, а не только на этапе закрытия контракта.
Невыполненные обязательства должны быть завершены полностью на этапе закрытия контракта, однако, их выявление должно осуществляться постоянно, в течение всего времени выполнения контракта.
В результате проверки устанавливаются:
• объемы работ, не требующие дополнительных усилий и готовых к закрытию;
• объемы работ, требующие завершения для выполнения договорных обязательств.
На этапе завершения невыполненных обязательств предпринимаются усилия для исправления брака и устранения недоделок. В случае если эти усилия дорогостоящи и длительны, руководитель проекта должен урегулировать проблемы с заказчиком путем уступок с его стороны в отношении некоторых требований или путем уплаты штрафа.
Если работа своевременно не выполнена, то должен рассматриваться вопрос об изменении контракта. Ведение переговоров с целью изменения условий контракта производится до его закрытия и окончательных платежей. Все изменения в контракте утверждаются заказчиком, и до его утверждения никакие дополнительные работы не выполняются. Информацию о выполнении всех работ по контрактам руководитель проекта передает комиссии, принимающей объект.
Закрытие контракта должно сопровождаться завершением расчетов по нему, т. е. выпиской счета для осуществления окончательного платежа.
Оплата подрядных работ при сдаче объекта в эксплуатацию зависит от качества выполнения СМР. Если в процессе сдачи объекта в эксплуатацию обнаружены дефекты, оплата выполненных подрядных работ производится за вычетом «гарантийного резерва». Данный резерв создается подрядчиком до начала строительства и возвращается ему при отсутствии строительных дефектов. Несмотря на наличие такого механизма, как “гарантийный резерв”, затраты, связанные с исправлением дефектов, могут быть весьма существенными. В ряде стран эти затраты достигают 1-1,5 % годового объема инвестиций.
Вопросы для самопроверки:
1. Что подразумевается под закрытием проекта?
2. Дайте краткую характеристику методу завершения проекта «разбор полетов» как очередному этапу выполнения проекта.
3. Проанализируйте контроль проекта как завершающий этап выполнения инвестиционного проекта.
4. Охарактеризуйте процесс завершения инвестиционного проекта.
5. Раскройте формулу расчета ожидаемого уровня доходности в изменившихся условиях реализации инвестиционного проекта.
6. Что называется эффективными формами выхода из инвестиционного проекта?
7. Что представляют собой основные этапы закрытия контракта?
8. Что включает проверка финансовой отчетности?
9. Что представляет собой паспортизация в процедуре завершения проекта?
10. Какие предпринимаются шаги на этапе невыполненных обязательств в завершении проекта?