Вы здесь

Управление проектами. Быстрый старт. Глава 2. Развитие навыков управления проектами (Ким Хелдман, 2008)

Глава 2. Развитие навыков управления проектами

Менеджеры проектов талантливы во многих областях. Для достижения успеха в области управления проектами нужно овладеть различными навыками. Большинство из навыков и умений, которые мы обсудим в этой главе, могут понадобиться в любой другой профессии. (Навыки, необходимые только для управления проектами, мы рассмотрим в следующих главах.)

Самым главным навыком для успешного управления проектом является коммуникабельность (способность к взаимодействию). В данной главе мы рассмотрим непреходящее значение эффективного взаимодействия[5], и эта сфера деятельности станет основой всех тем, обсуждаемых в настоящей книге. Второе по значимости место в успешной карьере менеджера проектов занимают организационные навыки. Они включают такие понятия, как использование методов управления временем, определение приоритетов, управление информацией.

В конце этой главы вы встанете на твердую почву навыков управления для осуществления своего следующего проекта.

В этой главе:

Навыки общего управления;

Организационные технологии;

Навыки и стили взаимодействия;

Обмен информацией;

Активное выслушивание.

Обо всем понемногу

Применение технологии управления проектами к отдельным проектам предполагает использование уникального набора навыков и умений. Данная книга поможет вам развить некоторые из этих навыков либо, как минимум, раскроет их, с тем чтобы вы могли изучить и даже попрактиковать те, с которыми вы еще не знакомы. Прочитав эту книгу, вы должны осознать сущность жизнедеятельности менеджера проектов и произвести определенную самооценку: насколько вы готовы сделать решительный шаг.

Если вы любите работать с людьми на всех уровнях организации, выполнять разнообразные действия, управлять результатами и контролировать их, решать проблемы, вам непременно понравится мир управления проектами. Это совершенно разноплановый род деятельности, поскольку двух одинаковых проектов не бывает. Можно применять одну технологию, но продукт, заинтересованные лица, компания и даже страна, где вы работаете, всегда разные.

Часто организации делают ошибку, назначая своих ведущих специалистов руководителями проектов. Логика такого решения заключается в том, что если сотрудник является превосходным программистом, инженером или исследователем, то он автоматически станет профессиональным менеджером проекта. Это далеко не всегда так. Квалифицированный программист может обладать врожденными способностями для управления проектами, но я часто наблюдал прямо противоположные ситуации. Опытные специалисты-техники, назначенные менеджерами проектов, идут ко дну. Однако такое не должно произойти с вами. После тщательного изучения технологии управления проектами и некоторой практики ваши проекты будут проходить «на ура».

Управление проектами дает возможность получить знания и накопить потенциальный опыт во многих областях. Как менеджер проекта вы не обязаны быть экспертом в области своего текущего проекта, так как ваша основная квалификация – управление проектом. Однако большинство работодателей предпочитают кандидатов, которые имеют некоторый опыт или знания в данной области. Нет необходимости обладать экспертными знаниями по каждому аспекту данной области, но хотя бы какая-то общая осведомленность определенно даст серьезное преимущество перед другими кандидатами. Если проект осуществляется в совершенно новой, только что появившейся сфере, имейте в виду, что вам будут помогать технические эксперты, которые предоставят конкретную информацию, необходимую для текущего проекта. Они дадут детальные сведения по мероприятиям, необходимым для составления проектного плана, и обеспечат общую оценку таких мероприятий.

Самые важные навыки менеджера проекта – профессиональное мастерство устного и письменного общения (взаимодействия), изрядные организационные навыки, опыт общего руководства, включая бюджетирование и создание коллектива, умение вести переговоры и решать проблемы, искусство обращения с людьми. Управление проектами – это не просто один набор определенных навыков или один способ решения задачи. Это знание понемногу обо всем. Менеджеров проектов называют «миля в ширину, дюйм в глубину». Это выражение характеризует обширность набора навыков, которые потребуются для успешного руководства следующим проектом.

Менеджеры проектов представляют собой милю в ширину и дюйм в глубину, т. е. они обладают навыками в самом широком спектре дисциплин общего менеджмента.

Взаимодействие – основа основ

Основополагающим профессиональным навыком менеджера проекта является навык взаимодействия. Он включает искусство устного общения и мастерство письменной взаимодействия. Менеджер проекта осуществляет функцию основного взаимодействия по нему. Он ведет переговоры с заинтересованными лицами, членами проектной группы, клиентами, поставщиками, высшим руководством и т. д. Он также составляет текущие отчеты, кипы проектной документации, отчеты по конкретным вопросам, электронные письма и т. п. Чем легче проходит взаимодействие, тем эффективнее развивается проект. Значит ли это, что по ходу дела не будет возникать никаких проблем и конфронтация с заинтересованными лицами или членами проектной группы исключена? Конечно нет! Но это значит, что каждый будет знать, что от него хотят, каждый в любой момент будет понимать статус проекта и с уверенностью предполагать, что ожидать в дальнейшем.

Предоставление нужной информации нужным людям в нужный момент является одним из определяющих факторов успеха проекта. Следуя этому правилу, невозможно переборщить взаимодействия.

Во второй части этой главы мы более подробно рассмотрим удачные и неудачные методы взаимодействия и многие другие навыки общения.

Организационные технологии

«Куда я дел ключи?» Вы когда-нибудь задавали себе этот вопрос, выбегая из дома на работу или на важную встречу? Я сталкивалась с этой проблемой постоянно, пока не прибила рядом со входом в гараж крючок, куда стала вешать ключи, приходя домой. Этот незначительный пример наглядно демонстрирует, как организационные навыки помогают в управлении проектами. Если каждое утро тратить время на поиск ключей, что-то остается несделанным (например, вы не успеете проскочить час-пик). Это также относится и к проектной работе. Если постоянно терять время на поиск нужных документов, пачками разбросанных по всему офису, или полдня тратить на второстепенные вопросы и электронную почту, работа идет вхолостую, а драгоценное время можно было бы провести, решая более существенные вопросы.

Так как же регулировать всю эту проектную информацию и выделять важные сообщения и проблемы в течение дня? Некоторые основные организационные методы дадут вам нужное направление мыслей. Помните, в главе 1 «Строительство фундамента» мы обсуждали различные способы сбора информации с использованием журнала проекта или интранета компании? Это и есть один из организационных методов, который можно непосредственно применять для любой проектной документации. Осуществление всей канцелярско-бумажной работы в одном месте почти автоматически организует проектную деятельность (конечно, при условии, что вся информация действительно будет размещена в журнале или в соответствующих папках на сервере). В последующих главах мы поработаем с журналом проекта, включая его содержание и способы внесения информации. Этот метод, конечно, упорядочит проектную документацию, но что делать с распределением времени и всеми этими электронными сообщениями, голосовой почтой (автоответчиком), постоянными вмешательствами извне? Я перечислил всего лишь несколько проблем, возникающих по ходу дела.

Организация работы – тема, охватывающая многие аспекты, включая планирование времени, определение приоритетов и информацию. Рассмотрим некоторые методы работы в каждой из областей.

Планирование времени

Сколько раз в конце дня вы удивлялись: «На что ушло время?» Вы смотрите на часы: 17:15, но чувствуете, что не сделали практически ничего. Если для вас такая ситуация типична, это означает, что день управляет вами, а не наоборот, как должно быть.

Каждый из нас получает только 24 ч для выполнения задач на данный день. Однако некоторым за этот срок удается сделать в два раза больше работы, чем всем остальным. Но в их распоряжении не больше времени, чем у других. Как им это удается? Они добиваются этого при помощи правильного распределения времени. Распределение времени – это процесс контроля приоритетов в течение определенного периода. Звучит достаточно банально, но это так и есть. Все начинается со сверки календаря и составления списка дел на каждый день. Уже только эти два действия могут значительно снизить возможность выхода рабочего дня из-под контроля. Я обнаружила, что список дел на текущий день помогает мне определить приоритеты и дела, которым стоит уделить особое внимание.

В продаже имеются несколько инструментов организации времени. Как минимум они включают календарь, список дел, ежедневник, список контактов. Эти органайзеры можно приобрести в печатном или электронном формате. Я предпочитаю электронные версии, которые позволяют не только держать список деловых встреч, текущих дел и контактов в одном месте, но и постоянно иметь при себе последний вариант текущего отчета по проекту, важную проектную информацию, подробно разработанный план проекта. Если на встрече по другой теме у кого-то возникнет вопрос по проекту, вся последняя информация у меня под рукой.

Однако необходимо помнить правило из главы 1: инструмент полезен только тогда, когда им умеешь пользоваться. Запишитесь на специальные курсы, чтобы извлечь максимум выгоды из вашего органайзера.

Используйте единый инструмент для организации всех встреч, дел и контактов. Разместите деловую и личную информацию не в двух органайзерах, а в одном, чтобы при планировании не возникало накладок.

Главное правило этой главы – использовать только один инструмент! Одна моя знакомая менеджер одновременно пользовалась тремя органайзерами. Это сводило ее с ума, потому что она никогда не знала, где ей нужно быть в следующий момент. Один органайзер предназначался только для встреч, дел и заметок по определенному проекту. Другой – для общих задач управления компанией (контрольный вопрос: в организации какого типа она работает?). А третий она использовала только для личных дел! Можно только вообразить, что происходило, когда наступала ее очередь забирать детей с тренировки по футболу (дело, записанное в органайзере номер три), а ей нужно было бежать на собрание по проекту, назначенное на это же время (записано в органайзере номер один). Фиксируйте все встречи и дела в одном органайзере. Если вы пользуетесь электронным инструментом, таким как Microsoft Outlook, при желании личные дела можно маркировать отдельно, и они будут скрыты от посторонних глаз.

Существует множество курсов и книг по распределению и планированию времени. Я лично советую вам пройти курс по управлению временем, даже если вы считаете, что прекрасно справляетесь с этим вопросом. Там вы непременно получите полезные рекомендации и советы, которые повысят вашу профессиональную квалификацию.

Определение приоритетов

Распределение времени в соответствии с важностью и срочностью задачи, которую необходимо решить, поможет сосредоточиться на нужных вопросах. Большинство приоритетов распределяются по четырем зонам. Я называю их пожарная зона, зона планирования, зона простоя, зона поиска новой работы. Рассмотрим каждую из них подробнее.


Пожарная зона

Пожар должен быть ликвидирован немедленно, иначе проблема только усугубится. Нужно отложить остальные дела и сосредоточить все усилия на решении неожиданных проблем. Чаще всего в этой зоне возникают аварийные ситуации, незапланированные риски, коммерческие или служебные помехи. Как правило, менеджеры стараются максимально сократить свое пребывание в этой зоне, так как она съедает все время понапрасну. Этого можно добиться, дольше оставаясь в зоне планирования.


Зона планирования

Каждый новый день добавляет новые задачи к тем, которые не удалось выполнить вчера. Несколько минут, потраченных каждое утро на определение неотложных дел и составление списка их приоритетности, помогут задать тон целого дня. Чтобы определить приоритеты, задайте себе вопрос: «Что сегодня нужно сделать обязательно?» По возможности, поручите дела, которые не требуют вашего личного участия, другим членам проектной группы. Планирование позволяет осуществлять контроль над собой. Эту зону лучше рассматривать не как пожарную, а как антисейсмическую: важно создать надежную структуру, но, к счастью, эта структура в данный момент не находится под прямой угрозой. Если уделять планированию особое внимание, вы вряд ли окажетесь в пожарной зоне. Также важно постоянно пересматривать список дел и приоритетов. То, что сегодня казалось жизненно важным и неотложным, с течением времени может переместиться в самый конец списка.


Зона простоя

Сигнал воздушной тревоги выключается, но реальный кризис не наступил. В этой зоне существуют необязательные собрания, незначительные электронные письма и голосовые сообщения, почтовый «мусор», случайные посетители, заглянувшие поделиться впечатлениями о поездке на Гавайи, и т. д. Будьте дисциплинированны и нажмите клавишу Delete. Ведь вы не обязаны читать каждое письмо, пришедшее на ваш адрес. Скажите вашему коллеге, что вы мечтаете услышать рассказ о Гавайях, но только в обеденный перерыв или после работы, когда вы сможете уделить все свое внимание его истории и фотографиям. Старайтесь находиться подальше от этой зоны, потому что она реально убивает время, а дело стоит на месте.


Зона поиска новой работы

Никаких сигналов тревоги не выключается, никаких кризисов не происходит, нет никаких причин тратить время на планирование времени. Черт, нет никаких причин вообще делать что-либо! Можно представить, что включает эта зона: игра в кости, прогулки по Интернету, демонстрация фотографий поездки на Гавайи всем коллегам, посторонняя документация, ненужная электронная почта и т. д. Если вы часто оказываетесь в этой зоне, пора задать себе несколько трудных вопросов: действительно ли вам нравится эта работа? Имеет ли она смысл и результат или это просто трата времени? Завсегдатаям этой зоны пора заняться поиском новых возможностей самореализации.


Применение данных категорий для распределения дел по мере их возникновения поможет определить очередность решения вопросов: какие требуют немедленного внимания, а какие могут подождать. Процесс часто происходит следующим образом: наиболее важные и срочные дела решаются в первую очередь – нужно тушить пожар. Однако тот, кто слишком часто попадает в режим пожаротушения, скорее всего, уделяет недостаточно внимания планированию, либо проект вышел из-под контроля и требует принятия немедленных и радикальных мер. Например, настал момент пересмотра масштаба и цели проекта или его полного закрытия. Постарайтесь не попадать в эту зону, сконцентрировав все внимание на зоне планирования. Выделите в своем расписании время для планирования и составления ежедневного списка текущих дел. Проведя первую половину дня в зоне планирования, вы в результате сэкономите огромное количество времени.

Старайтесь избегать пожарной зоны, используя соответствующие методы планирования.

Основные факторы пустой траты времени находятся в зоне простоя и зоне поиска новой работы. Старайтесь максимально ограничивать время, которое уходит у вас на события, происходящие или не происходящие в этих зонах, тогда у вас останется больше возможностей для планирования и, при необходимости, тушения пожара.

Эти зоны можно использовать для принятия решений о планировании действий по проекту, методах решения проектных задач, а также о том, на какие письма и телефонные звонки следует ответить в первую очередь, какие собрания посетить и т. д. Если дело неважное или бессмысленное, не тратьте на него драгоценного времени.

Управление информацией

Сознаюсь: я информационный наркоман. Я обожаю узнавать новые вещи и откапывать все факты. Но всегда важно уметь определить важную информацию, чтобы отделить полезное от не очень полезного. Если не уметь управлять потоком, вы утонете в море ненужных деталей.

Сегодня мы подвергаемся информационной бомбардировке. Избыток информации обрушивается на нас в основном в двух формах: электронная и голосовая почта. Ниже я дам несколько советов о том, как справляться с этим потоком.

E-mail

Информация поступает из различных источников, а проекты имеют тенденцию быстро накапливать ее. Одна лишь электронная почта может наполнить одну-две комнаты папками-скоросшивателями. Нужно ли распечатывать все письма и архивировать их в журнале проекта? Это зависит от многих факторов. Решение принимается на основе личных предпочтений, наряду с приоритетностью и значением электронной почты. Если именно электронная почта является потенциальным источником основных проблем для всего коллектива или имеет отношение к задержкам поставок либо может доказать, что функциональный руководитель не особо настроен на сотрудничество, я бы посоветовала сохранять распечатки писем для справок.

Рассматривайте каждую единицу информации только один раз и сразу же обработайте ее соответствующим образом – удалите, пошлите ответ или сложите ее в архив.

На мой взгляд, один из лучших советов в отношении управления информацией – это идея однократной обработки каждой единицы информации, будь это электронное или голосовое сообщение, межофисная или обычная почта. Когда я впервые узнала об этом, данный совет касался только обычной почты и межофисных меморандумов, так как электронной и голосовой почты тогда не существовало. Да уж, это многое говорит о моем возрасте. Но вскоре я понял, что этот принцип имеет отношение к любой информации или корреспонденции, попадающей на рабочий стол, – обычная почта, электронные и голосовые сообщения и т. д. Прочитав электронное письмо, обработайте его. Если нужно сохранить, переместите его в соответствующую папку. Если нужно распечатать – распечатайте и положите в скоросшиватель. Если письмо не имеет отношения к проекту или бесполезно, сотрите его. Аналогично поступайте с печатной корреспонденцией на бумаге. Прочитайте ее один раз, затем обработайте соответствующим образом.

Электронная почта – уникальный инструмент, обладающий многими полезными функциями, которые можно использовать в следующих проектах. Большинство систем электронной почты позволяют создавать личные папки. Я рекомендую создать отдельную папку для конкретного проекта, может быть, даже с серией нижележащих папок внутри для хранения электронной корреспонденции из различных источников, например для переписки с поставщиками, членами проектной группы, потребителями и т. д. Используйте функциональные возможности системы электронной почты для обработки всего объема получаемых электронных сообщений. Например, можно задать критерии, по которым важные письма будут автоматически перемещаться в особую папку, а «макулатура» – удаляться. Создание правил фильтрации «макулатуры» и немедленное перемещение ее в мусорную корзину сэкономит огромное количество времени. У вас не будет соблазна открыть письмо только потому, что оно попало в ваш ящик, а также не придется тратить время на удаление такого письма вручную.

Правила и критерии – очень полезный инструмент, позволяющий легко распределять сообщения по соответствующим папкам, менять цвет входящих сообщений (я, например, пометил всю корреспонденцию начальника красным цветом, чтобы ничего не упустить) или удалять то, что вас не интересует. К сожалению, невозможно установить критерии, которые могли бы подсказывать, как и когда нужно отвечать. Это вы должны решать самостоятельно, на основании самого письма, личности его автора и содержания.

Можно в течение дня выделить время для чтения электронной почты и рассылки ответов. Иногда вполне достаточно проверять почту каждые два часа, а в промежутке заниматься другими производственными вопросами. Но хочу предупредить: это довольно сложно. Если вы похожи на меня, то, увидев уведомление «новое письмо», вы тут же бросаетесь к почтовому ящику. А это и есть пустая трата времени, потому что отвлекает от основного дела, над которым вы работали в данный момент (например, проектный план или график). Вы оставляете дело, идете читать сообщение, запутываетесь в лабиринте собственных мыслей, отвечаете, потом, может быть, переживаете полученную корреспонденцию и забываете то, чем занимались, и ход своей мысли до того, как стали читать письмо. Попробуйте, может, планомерная проверка почты каждые два часа или в любой другой промежуток времени окажется эффективной для вас.


Голосовая почта

Голосовая почта – еще один потенциальный пожиратель времени. Простого способа фильтрации входящих сообщений не существует, но можно применять некоторые принципы, которые мы уже обсудили. Прослушайте сообщение один раз и отреагируйте на него. Перезвоните, передайте сообщение или удалите его.

Оставляя голосовые сообщения, говорите четко и медленно и возьмите за правило дважды повторять номер своего телефона. Адресата всегда раздражает необходимость несколько раз прослушивать сообщение, чтобы уловить координаты звонившего.

Несколько лет назадудруга я перенял еще одно полезное правило. Часто, когда я дома занимаюсь какими-то личными делами (да, представьте себе, иметь личную жизнь за рамками текущего проекта просто необходимо), мне в голову приходят идеи, касающиеся моего проекта, которые я хотел бы запомнить. Может быть, нужно совершить важный звонок или встретиться с кем-то из проектной группы. Позвоните себе на работу и оставьте сообщение о том, что бы вы хотели сделать завтра. (Только не спрашивайте себя, как дела, как поживаешь, и все будет путем.) Т-с-с, тихо, не говорите никому, но я пользуюсь этим способом и на работе, когда вспоминаю о чем-то, что нужно сделать дома. Я звоню домой и оставляю сообщение на автоответчике.

Пользуйтесь голосовой почтой как полезным инструментом напоминания. Оставляйте себе сообщения, когда вспоминаете о чем-то важном, что вы не хотели бы забыть.

Всякая всячина

Мы уже обсуждали идею журнала проекта. Это прекрасный инструмент организации управления проектом. Еще один полезный инструмент – контрольный список. Таблица контрольного списка, приведенная в главе 1, включает большинство вопросов, которые вносятся в журнал проекта и могут быть использованы для обеспечения выполнения всех необходимых текущих операций.

Это может показаться шаблонной практикой, но именно такая практика упорядочивает работу всех участников. Назначьте определенное время для текущих производственных собраний, например каждый первый и третий четверг в 10 утра. Также запланируйте собрания проектной группы на соответствующее время. Посетив такие собрания один-два раза, участники уже будут знать, что от них требуется и какую информацию они должны представить на таких собраниях, и придут подготовленными.

Я являюсь сторонником теории управления информацией Альберта Эйнштейна. Он любил повторять что-то вроде «Зачем запоминать, если я могу найти информацию в книге?» Где-то я слышал, что он не помнил даже собственного номера телефона, потому что всегда мог посмотреть его в телефонном справочнике. Это, конечно, перебор, но, в принципе, зачем запоминать то, что можно записать на бумаге или на электронном носителе? Возьмите за правило везде носить с собой органайзер, чтобы кратко записывать идеи или напоминания, когда они приходят в голову. Если при вас нет органайзера, оставьте себе сообщение на автоответчике.

Навыки общего управления

Управление проектами многлико. В том смысле, что необходимо обладать основными навыками общего руководства, которые имеют отношение к разным областям. Менеджер должен составлять бюджеты, обучать проектную группу, вести переговоры о получении ресурсов, поддерживать связь с поставщиками, работать с клиентами. Таким образом, требуется иметь хотя бы общее представление о каждой из этих областей.

Навыки составления бюджета необходимы при оценке ресурсов и материалов для проекта. Большинство заинтересованных лиц, конечно, захотят знать стоимость реализации проекта, и менеджер проекта несет ответственность за представление первоначальной оценки. Это не значит, что он должен быть профессиональным аудитором, но он обязан знать основы бухгалтерии и финансирования. В большинстве организаций действуют отделы бухгалтерии, которые решают все вопросы, связанные с деньгами и бюджетами. Менеджер тесно сотрудничает с этими людьми при определении исходной оценки, бюджета проекта и контроле расходов. Знание их профессионального языка во многом упрощает работу.

Лидеры – создают и стимулируют концепцию, поощряя и мотивируя остальных реализовывать эту концепцию.

Как менеджеру проекта вам придется иногда играть роль лидера, а иногда – роль менеджера. Мастерство лидера отличается от навыков менеджера. Лидер, как правило, сосредоточивает свое внимание и усилия на общей картине или стратегическом направлении компании. Он обладает способностью стимулировать других и сплачивать их вокруг общей цели или идеи. Как только концепция или идеология зафиксирована, лидер достигает нужных результатов, действуя через других людей, преданных идее, верных лидеру и питающих к нему уважение. Талантливые лидеры предпочитают использовать директивный подход, т. е. они сообщают, каким должен быть конечный результат, добиваются того, чтобы каждый сотрудник ясно увидел цель, и постоянно поддерживают направленность сотрудников на эту цель и их стремление к ее достижению. Они формулируют идею и объединяют членов группы для работы по ее реализации. Вы сами можете убедиться, что большинство талантливых лидеров обладают особым талантом межличностных отношений.

Лидеры стимулируют и создают общее направление развития проекта. Менеджеры выполняют конкретные задачи, составляют планы и контролируют исполнение. Чтобы выжить в мире управления проектов, менеджеры проектов должны совмещать эти функции.

Менеджеры, с другой стороны, обычно более ориентирентированы на решение проблем и озабочены выполнением конкретной текущей работы для удовлетворения клиента или заинтересованного лица. Они концентрируют основные усилия на планировании, бюджете, управлении кадрами и следят за выполнением установленных норм и процедур.

Менеджеры – реализуют концепцию лидера на практике путем выполнения задач и осуществления действий, связанных с этой концепцией, а также управления текущими операциями в целях удовлетворения заинтересованных лиц.

При реализации проекта, в зависимости от ситуации, из своей сумки с инструментами вам придется извлекать как навыки лидера, так и навыки менеджера. Вначале нужно объединить проектную группу вокруг определенных целей и убедить их в неоспоримых преимуществах проекта. Иногда в ходе осуществления проекта группа испытывает некоторый спад активности, особенно после каких-либо неудач, препятствующих развитию проекта. Менеджер проекта должен немедленно применить навыки лидера и вернуть группу к исходной идее.

Навыки управления могут потребоваться на других этапах развития для разработки планов, контроля соответствия действий общему плану и т. д. Само по себе управление проектом принимает форму планирования проекта, составления графика мероприятий, распределения работ, контроля выполнения задач, отчета о ходе проекта перед заинтересованными лицами и т. п. Эти навыки пригодятся в течение всей работы над проектом.

Навыки работы с потребителями также важны, поскольку все заинтересованные лица, т. е. те, кто что-то вложил в данный проект, являются вашими реальными клиентами. Имеет смысл прежде всего соблюдать самые элементарные правила, такие как телефонный этикет, вежливость и предупредительность, уважительные отзывы о своих сотрудниках. Тем не менее нужно всегда помнить, что именно благодаря этим потребителям вы получили такую замечательную работу. Не имеет значения, являются ли они внешними или внутренними клиентами компании. Конечная цель одна – удовлетворение их ожиданий и своевременная реализация проекта в рамках бюджета.

Навыки управления людьми

Управление персоналом – весьма обширная тема. Большая часть рабочего дня менеджера проходит во взаимодействии с людьми, поэтому очень важно понимать, как они работают, какие мотивы движут ими и как их нацелить на выполнение поставленной задачи. Здесь действуют некоторые правила, усвоенные еще в средней школе, например чаще употреблять слова «спасибо» и «пожалуйста», обращаться к сотрудникам по именам, не перебивать их во время разговора. Помимо этого, понадобятся такие навыки, как мотивация, делегирование полномочий, управление карьерным ростом, продвижение по службе, сопоставление полномочий и ответственности.

При отсутствии врожденных способностей навыки управления персоналом необходимо усваивать сознательно. Там, где есть люди, всегда возникают конфликты. Ваш профессиональный набор должен включать навыки ведения переговоров и разрешения конфликтов. Они помогут грамотно вести себя в конфликтной ситуации и решить вопросы, которые могут стать настоящим камнем преткновения в развитии проекта. Подробно эти темы мы рассмотрим в главе 6 «Планирование и приобретение ресурсов».

Некоторые правила общения с участниками проекта, в частности с поставщиками, заинтересованными лицами и потребителями, автоматически следуют из основных принципов профессиональной ответственности, которые мы обсудим в главе 10 «Реализация проекта». А пока имейте в виду, что людям нравится, когда их вклад в работу группы оценивается по достоинству, им нравится ощущать значимость своего труда для реализации проекта.

Индивидуальный стиль взаимодействия

Вам знакома ситуация в личной жизни или на работе, когда кто-то говорит: «Если бы знать, как все это обернется, я бы не сомневался, как поступать»? Предположим, вам предстоит серьезное повышение по службе. Вам не терпится узнать результаты собеседования, но пока ничего неизвестно. Вы находитесь в нерешительности: оформлять ближайшую командировку или нет, так как на момент отъезда вы можете оказаться уже в новой должности. Чтобы определить дальнейшие действия, вам требуется информация, хотя бы какая-нибудь связь с работодателем.

Или представьте, что вы – заинтересованное лицо в проекте. Уже несколько недель вы не получали никакой информации от менеджера. Значит, думаете вы, все идет как надо. Одним дождливым вечером (в фильмах всегда идет проливной дождь, если должно случиться что-то плохое), схватившись за голову, у вас на пороге появляется менеджер проекта. «Ну вот, что-то произошло», – догадываетесь вы. Проект находится под угрозой срыва. Вы – первый человек, после менеджера проекта, который об этом узнал. Представьте свое отчаяние. Все это время вы пребывали в полной уверенности, что проект развивается по плану, а теперь менеджер сообщает, что проблемы абсолютно неразрешимы и весь проект находится на краю гибели. Я не рекомендовал бы осуществлять следующий проект подобным образом, поскольку у вас вряд ли будет много заказов после такого рокового просчета.

Такую ситуацию могла предотвратить честная и четко организованная коммуникация. Действительно, проблема может оказаться неразрешимой и в перспективе уничтожить проект. Но нужно было проинформировать всех заинтересованных лиц о сложившемся положении, с тем чтобы ни для кого эта ситуация не стала неприятным сюрпризом. Если бы менеджер проекта поддерживал постоянную связь с заинтересованными лицами или вышестоящим руководством в течение всего хода развития событий, они могли бы помочь ему, разработав альтернативное решение или обходной маневр. Но если им ничего неизвестно о состоянии дел, они не способны прийти на помощь в последний момент. К тому же такое положение без сомнения будет иметь отрицательные последствия для профессиональной карьеры менеджера проекта. Держите заинтересованных лиц в курсе всех дел, предоставляйте им корректную информацию о состоянии проекта, не приукрашивайте действительность.

Ясной и конкретной информации не может быть слишком много. Можно осуществлять коммуникацию неверно, слабо или вообще молчать, но коммуникация никогда не бывает излишней. Надлежащая информация, переданная надлежащим людям в надлежащий момент, не может оказаться неуместной. Существует множество примеров некачественного взаимодействия. Одна из моих излюбленных жалоб (уверен, вы с этим тоже сталкивались) – распространение электронной корреспонденции среди всех сотрудников компании по каждому вопросу, относящемуся к проекту. Никогда не делайте этого!

По некоторым оценкам, до 90 % времени менеджера проекта расходуются на коммуникацию. Могу это подтвердить на основании собственного опыта. Менеджер должен проводить собрания группы, писать отчеты, составлять документы, вести заседания по развитию проекта, информировать заинтересованных лиц о различных вопросах и проблемах, участвовать в решении проблем, вести переговоры о ресурсах – вот далеко не полный перечень обязанностей менеджера. В следующем разделе рассматриваются несколько аспектов взаимодействия, включая один из наиболее существенных – умение слушать. В конце раздела дано 10 советов, касающихся эффективного взаимодействия.

Обмен информацией

В двух словах, коммуникация – это обмен информацией. Вы (отправитель) хотите что-то (сообщение) сказать мне, а мне (получателю) нужно что-то услышать от вас. Каждый из нас играет свою роль в обмене, как отправитель и как получатель. Кроме того, форма взаимодействия, а также способ передачи информации от отправителя получателю также оказывают воздействие на обмен.

Отправитель – лицо или группа, формулирующая содержание сообщения.

Получатель – лицо или группа, которым адресовано сообщение.

Методы взаимодействия

Сообщение, являющееся предметом обмена, а также его содержание могут иметь различные формы. Две основные формы взаимодействия – письменная и устная. Мы обмениваемся устной информацией при помощи произнесенных слов на собраниях, по телефону, при личной встрече, либо мы используем письменные формы, такие как электронные письма, меморандумы, отчеты. В зависимости от обстоятельств, какустная, так и письменная формы взаимодействия могут быть формальными и неформальными обменами.


Устная коммуникация

При индивидуальном общении с заинтересованными лицами менеджеры проектов должны, как правило, пользоваться неформальным подходом. То же самое относится к личной беседе с членами проектной группы. Благодаря неформальному общению вы выглядите доступным и дружелюбным. Такая открытость пригодится впоследствии, когда возникнут проблемы, о которых члены группы могут бояться докладывать. Но при наличии опыта открытого и естественного диалога с вами они гораздо охотнее поделятся возникшими трудностями. При строгой и формальной взаимодействия, когда сотрудники не знают, в какой момент упадет топор, вы вряд ли получите важную информацию по проекту до тех пор, пока не станет слишком поздно.

На собраниях проектной группы и текущих заседаниях лучше использовать более формальный подход, предварительно составив повестку дня и определив тему собрания. Это обеспечит порядок на собрании, а формальная структура взаимодействия передаст важность и серьезность события.

Менеджеры проектов должны проводить собрания проектной группы и составлять текущие отчеты, используя формальный и единообразный подход.

Письменная коммуникация

Письменная коммуникация, как правило, более формальна, чем устная, за исключением электронной почты. Электронная коммуникация может вестись в тоне и форме неформальной беседы. Я рекомендую по возможности избегать такого стиля электронной корреспонденции, так как она может быстро перейти в категорию шума. Электронные письма должны быть краткими и информативными, исключать праздную болтовню. И никогда не сообщайте в электронном письме информацию, которую вы хотели бы скрыть от своих коллег.

Письменная коммуникация является полезным инструментом для передачи сложной и подробной информации. Ее удобно использовать для распространения объемных и детальных инструкций или пояснений, связанных с определенными проектными мероприятиями. Формами письменной взаимодействия являются контракты, письма, меморандумы, счета, учетные журналы.

Преимущество письменной взаимодействия заключается в том, что сложная информация может быть передана более подробно и точно таким образом, чтобы быть доступнее и понятнее получателю. Письменная коммуникация обращает внимание читателя на самую суть сообщения, тогда как устное общение скользит по поверхности идеи. Читатель может вернуться к тексту столько раз, сколько ему потребуется для достижения полной ясности. Вся проектная документация, планы, текущие отчеты должны быть составлены в письменной форме, поэтому при необходимости усовершенствуйте навыки письменной деловой взаимодействия.

Использование языка – один из способов передачи сообщений от отправителя получателю. Язык является наглядным примером кодирования сообщений или формулирования их в формате, доступном получателю. Получатель декодирует сообщение, чтобы понять, что говорит отправитель. Однако язык является лишь одним из многих методов обмена информацией. Рисунки, графики, диаграммы, видео – примеры передачи информации отправителем получателю в визуальной форме. Отправители могут также комбинировать визуальную и языковую формы сообщения. Частью эффективной взаимодействия является умение выбрать наиболее подходящий для конкретной ситуации инструмент или способ передачи информации. Как правило, неформальная коммуникация происходит в устной форме, в то время как сложная информация, например, проектные планы, должна быть передана в письменной форме. Если возникают сомнения, выбирайте письменную коммуникацию.

Отправители

Основная задача отправителя – ясно и точно сформулировать информацию. Он также должен представить эту информацию таким образом, чтобы она была понятна и доступна получателю. Помимо этого важно убедиться, что надлежащая информация передается надлежащим адресатам.

Предположим, вы работаете с поставщиком над текущим проектом. Возникло небольшое недоразумение по поводу поставки телекоммуникационного оборудования. Задержка поставки никак не повлияет на общий график проекта, так как данное мероприятие не имеет принципиального значения для его завершения. Вопрос заключается в следующем: нужно ли сообщать эту информацию всем членам проектной группы и всем заинтересованным лицам? Ответ: естественно, нет. Однако, члены группы, участвующие в этом мероприятии, должны знать о несвоевременной отгрузке. Если вам требуется помощь менеджера телекоммуникаций (функционального менеджера) в решении этого вопроса, необходимо проинформировать его о задержке и своих планах, связанных с новым графиком. Но должен ли вице-президент по маркетингу знать о возникшем затруднении только потому, что он является заинтересованным лицом в проекте? Скорее всего, нет. Именно это я имею в виду, говоря о передаче надлежащей информации надлежащим людям. Все остальное – информационные шумы.

До появления кабельного телевидения телевизионные станции ночью на несколько часов прекращали вещание. Когда станция уходила из эфира, телеэкран превращался во впечатляющую снежную бурю. Снегопад сопровождался устойчивым шипением, раздававшимся из динамиков телевизора. Если вам случайно не посчастливилось заснуть с включенным телевизором, и ночью программы прекратились, звук телепомех раздавался настолько громко, что мог разбудить даже мертвого. Телепомехи – это и есть шумы. Информация, передаваемая адресату, который в ней не нуждается, – не более чем шумы в течение и так беспокойного рабочего дня. Если конкретному получателю передается бесполезная информация, она становится шумом, но настолько громким, что не обращать на него внимания невозможно. Постоянно принимая большой объем шумов, адресат привыкает игнорировать их и пропускает или не замечает важные сообщения, как тот мальчик, который кричал «Волк!»

Снижайте уровень шумов. Направляйте распространяемую информацию только надлежащей аудитории.

Изучите информацию, ее воздействие на ситуацию, а также ее восприятие различными задействованными сторонами и примите разумное решение в отношении того, кто и какое сообщение должен получить. В случае возникновения сомнений, или если вы не уверены, должно ли заинтересованное лицо X знать о каком-либо событии, ошибайтесь в сторону передачи информации. Получив в ответ злобную жалобу на то, что ящик получателя забит вашей «макулатурой», вы будете знать, что данный адресат не заинтересован в сведениях по этому вопросу. А еще лучше, прежде чем посылать сообщение, спросите его лично, насколько ему важна такая информация.

Получение бесполезной корреспонденции – не единственная форма шума. Среди других примеров шумов можно перечислить следующие:

• факторы, отвлекающие внимание во время устной взаимодействия;

• помехи;

• сбои в собраниях;

• личные проблемы, которые препятствуют восприятию сообщения адресатом;

• стресс;

• организационные вопросы.


Уверен, что вы можете продолжить этот список. Помните, что при передаче письменных сообщений следует максимально ограничить шумы, посылая надлежащую информацию надлежащим получателям. При устной взаимодействия нужно постараться устранить или контролировать любые помехи, чтобы все слушатели могли полностью сосредоточиться на реальном смысле сообщения. Общее правило любой взаимодействия заключается в том, что сообщение должно быть точным и лаконичным. Если получателям приходится выкапывать жемчужины из хлама внешних помех, они могут упустить суть взаимодействия.

Получатели

Отправители используют язык или другие формы передачи для формирования сообщения и посылают его получателям, которые декодируют информацию. Задача получателей заключается в том, чтобы понять смысл передаваемой информации. Если отправитель должен обеспечить ясность и лаконичность текста сообщения, получатели отвечают за понимание его содержания и обеспечение наличия всей информации, необходимой для осуществления соответствующих действий. При возникновении недопонимания или неясностей, получатель должен попросить отправителя пояснить смысл сообщения или повысить качество взаимодействия для упрощения понимания ее смысла.

Получатели по-разному фильтруют информацию. Другими словами, личные особенности, эмоциональное состояние адресата в момент восприятия сообщения либо культурные различия между отправителем и получателем воздействуют на интерпретацию смысла сообщения. Отправитель должен учитывать эти факторы при подготовке взаимодействия с тем, чтобы информация была передана наиболее ясно и отчетливо. Вот несколько способов фильтрации информации получателями:

• знание предмета;

• личное восприятие;

• культурные влияния;

• личные ценности;

• языковые возможности;

• эмоции и отношение;

• стресс;

• географическое положение.


Получатель должен по возможности интерпретировать посланную ему информацию по номиналу, так как она есть. Это особенно актуально при работе с членами проектной группы или заинтересованными лицами, которые могут происходить из других культур или стран. Их естественная, привычная для них манера говорить или стиль письма могут показаться дерзкой, резкой и даже грубой. Необходимо принять эти различия во внимание, прежде чем читать между строк.

Если сообщение засорено шумами и посторонней информацией, попросите отправителя пояснить его. Вполне возможно, что если что-то непонятно вам, другим это будет непонятно и подавно. Помните о том, что менеджер проекта является образцом взаимодействия для остальных, то есть вы должны быть свободны от шумов, понятны и лаконичны.

Того и другого понемногу

Менеджер проекта одновременно выполняет функции и отправителя, и получателя информации. В табл. 2.1 представлены факторы, о которых необходимо помнить при отправлении и получении корреспонденции.


Таблица 2.1. Отправление и получение взаимодействия


Отправители и получатели выполняют одинаково важные функции в процессе коммуникативного обмена. Отправители должны обеспечивать точную и лаконичную коммуникацию. Если сообщение понято неправильно, следует проверить его содержание еще раз. Достаточно ли точно оно составлено? Насколько оно соответствует идее отправителя? Не слишком ли много технических терминов для аудитории, которой направлено сообщение? Если сообщение было устным, может быть способ его передачи (мимика или выражение лица) сообщил получателю нечто, невысказанное словами, и привел к нежелательным для вас выводам? Следите за этими потенциальными проблемами и предотвращайте их возникновение до того, как они отрицательно скажутся на восприятии сообщения.

Получатели отвечают за правильное понимание содержания взаимодействия и должны обеспечить наличие всего объема необходимой информации. Менеджеры проектов тратят большую часть рабочего времени на коммуникацию, поэтому им следует учитывать обе функции при подготовке или получении следующего сообщения.

Активный обмен информацией происходит между менеджером проекта и проектной группой. Я рекомендовал бы раздать всем членам группы копии табл. 2.1. Сделайте это на первом собрании, чтобы члены группы знали требования, предъявляемые к ним при выполнении указанных функций.

Умение слушать

Умение активно слушать значит гораздо больше, чем просто слышать сказанное и читать написанное. Активное слушание включает в себя способность внимательно наблюдать. Предположим, в столовой вы столкнулись с одним из членов своей группы, Генри Лу. После обмена обычными приветствиями вы вспоминаете, что Генри должен получить ответы на список вопросов, переданный одному из экономистов. Без этой информации он не может продолжать свою работу в проекте. Вы спрашиваете Генри об этом, он отвечает: «Они готовят информацию». Произнося эту фразу, он отводит взгляд, его мимика говорит о чем-то совершенно другом. Вы задаете несколько наводящих вопросов: когда ты говорил с ними в последний раз? Назначили ли они точную дату? Генри не выдерживает и раскалывается: когда он обратился к экономисту за информацией, она просто взорвалась от злости. Генри неудобно снова обращаться к ней, поскольку атака была не из приятных.

Не применив метод активного слушания в данной ситуации, вы не узнали бы всей правды. По истечении всех сроков выполнения задания, вы бы обвинили Генри в халатности, не задумываясь о наличии какой-либо иной причины. Но поскольку реальная подоплека выяснилась достаточно своевременно, вы можете вмешаться, используя свои превосходящие возможности взаимодействия, и решить конфликтную ситуацию. Мобилизуйте всю свою наблюдательность и следите за невербальными ключами, скрывающимися под поверхностью.

Активное слушание дает больше информации, чем любые слова.

Слушание предполагает интерпретацию полученной информации. Очень часто мы думаем, что слушаем, хотя на самом деле не слышим. Мы обдумываем следующее предложение, мечтаем об ужине сегодня вечером, формулируем веские аргументы для начальника в пользу своего давно заслуженного повышения – масса посторонних мыслей крутится в голове в этот момент. Шумы тоже мешают сосредоточиться – звонит телефон, отвлекают внешние помехи, мимо проходит начальник. Не забывайте о личных склонностях и предубеждениях. Даже собственное мнение о говорящем или посылающем информацию может помешать выслушать или понять сообщение так, как оно было задумано.

Методы слушания

Умение слушать является принципиально важным навыком для всех менеджеров проектов. Вводная информация поступает от каждого участника проекта – от членов группы и заинтересованных лиц до конечных потребителей. При наличии несоответствия между смыслом переданного сообщения и тем, что вы услышали, возникает потенциальная проектная катастрофа. Умение слушать также существенно, как и умение четко передать собственные сообщения другим адресатам. Мы приводим список действий для совершенствования умения слушать, которые помогут избежать возможных ошибок в следующем проекте.


Проявляйте искреннюю заинтересованность

Продемонстрируйте говорящему свой искренний интерес, кивая головой в знак согласия, задавая корректные вопросы. Заранее дайте ему понять, что вы с удовольствием выслушаете все, что он хочет сказать.


Дайте высказаться другим

Господство одного человека на собрании или в разговоре совершенно неэффективно, конечно, если это не лекционная аудитория. Подобная ситуация дает отрицательный эффект на собраниях заинтересованных лиц или проектной группы. Ограничивайте время своих высказываний и дайте другим возможность выступить.


Устраняйте шум

Сведите любые помехи к минимуму. Проводите собрание группы при закрытых дверях. Не спешите отвечать на телефонные звонки, если в кабинете находится посетитель. Уделите ему все свое внимание. Убедитесь, что передаваемая вами информация соответствует аудитории.


Старайтесь не перебивать других

Перебивая других, вы демонстрируете, что их информация не имеет значения и не стоит того, чтобы тратить время на ее выслушивание. Вряд ли вы можете ожидать быть услышанным ими, если ваши действия говорят о том, что сами они не заслуживают внимания.


Задавайте уточняющие вопросы

Это прекрасный способ проверить, насколько верно вы поняли переданную информацию. Задавайте вопросы, которые заставят отправителя конкретизировать основные положения сообщения и подтвердить, что ваши мысли совпадают с его намерением.


Перефразируйте услышанное

Это действие аналогично уточняющим вопросам. Периодически перефразируйте услышанное и сообщайте отправителю своими словами то, что вы поняли из его высказывания.


Поддерживайте тесный контакт с говорящим

Когда собеседник говорит, смотрите ему прямо в глаза. Это успокоит его и даст понять, что вы заинтересованы в его сообщении.

Сколько существует контактов?

Есть такая игра, когда все участники становятся в круг, и ведущий что-то шепчет на ухо своему соседу. Сосед, в свою очередь, шепотом передает услышанное своему соседу и так далее, по кругу. Последний участник громко произносит услышанную им фразу для всех игроков. Все смеются, так как обычно эта фраза существенно отличается от того, что ведущий шепнул первому игроку. Эта игра служит примером значимости четкости взаимодействия и применения методов активного слушания. Правда, по правилам, во время игры нельзя задавать уточняющих вопросов, но, я думаю, вы меня поняли. Эта игра также демонстрирует значение количества участников коммуникативной цепи для интерпретации смысла сообщения. Чем дольше сообщение передается туда и обратно, тем больше вероятностей возникновения разногласий и ошибок. На рисунке показаны линии взаимодействия между пятью участниками.




Кружки или точки пересечения обозначают участников, а линии между точками пересечения демонстрируют линии взаимодействия между участниками. В данном проекте участвуют пять человек. Это обусловливает наличие 10 линий взаимодействия между пятью членами проектной группы. Это также означает 10 потенциальных возможностей возникновения ошибок в сообщении. Чем больше группа, тем больше линий взаимодействия и, следовательно, больше возможностей для ошибок.

Линии взаимодействия – количество каналов связи между людьми, участвующими в коммуникативном обмене.

Вы можете нарисовать аналогичный график, чтобы определить количество линий коммуникаций в вашей группе, но рискуете запутаться, если в проекте работает более шести или семи человек. Есть более простой способ. Существует формула определения количества линий взаимодействия:

(я\(я-1)) – н2, где переменная η – количество участников проекта. Если принять количество участников за 5, получается 10 линий взаимодействия:

(5\(5–1)) – е-2 = 10.

Как уже говорилось, чем больше сотрудников в группе, тем больше количество линий взаимодействия между ними. Шесть участников осуществляют 15 линий взаимодействия, 8 – 28 линий, а 10–45 линий взаимодействия. Чем больше количество человек, с которыми поддерживается коммуникация, и которые сообщаются между собой, тем более четко должен быть организован сам процесс. В случаях, когда необходимо передавать информацию большому количеству людей, я бы рекомендовал применять методы формальной письменной взаимодействия. Если передавать сообщения устно, члены группы будут обсуждать информацию между собой, что может завести их совершенно в другую степь.

Десять советов по осуществлению эффективной взаимодействия

Данный раздел завершает формальное обсуждение предмета взаимодействия. Необходимо помнить о том, что хорошо налаженная коммуникация является основополагающей темой профессиональной технологии управления проектами. Овладев качественными навыками взаимодействия, вы сможете добиться успеха в осуществлении проектов практически в любой области.

Я знаком с менеджерами проектов, которые успешно реализовывали многомиллионные проекты в областях, где они не имели почти никакого технологического или практического опыта. Основным фактором успеха являлась их способность осуществлять эффективную коммуникацию, взаимодействовать с членами проектной группы и управлять самим проектом.

Например, не обязательно быть профессиональным программистом, чтобы благополучно завершить проект в области информационных технологий. Хотя некоторые теоретические знания и практический опыт в этой сфере не помешают, но менеджер проекта не должен быть одновременно ведущим техническим специалистом. В его обязанности входит управление и эффективная реализация проекта. В проектную группу всегда входят специалисты по техническим вопросам, которые помогают в оценке и определении конкретных практических задач. Обеспечьте постоянное и регулярное взаимодействие со всеми членами группы, особенно с техническими экспертами. Потребуйте у них периодически предоставлять вам уточненную информацию по профилирующим вопросам и контролируйте исполнение задач. Эффективная коммуникация и взаимодействие с членами проектной группы гарантируют успех проекта.

Поскольку основу основ работы менеджера проекта составляет коммуникация, занимающая 90 процентов его времени, единственным и самым главным навыком менеджера является профессиональная коммуникация. Рассмотрим 10 способов организации эффективной взаимодействия.

1. Передавайте надлежащую информацию надлежащим людям в надлежащий момент. Бесполезная информация отвлекает внимание, и если она не нужна получателю, превращается в мусор или шум, засоряющий его день. Нацеливайте коммуникацию на надлежащую аудиторию.

2. Соблюдайте правила этикета электронной почты. Сообщения должны быть краткими и лаконичными. Посылайте письмо только тому, кто действительно должен знать его содержание. См. совет 1.

3. Перефразируйте смысл высказывания говорящего своими словами. Это даст ему понять, что вы действительно внимательно слушаете и заинтересованы в правильном понимании содержания информации.

4. Задавайте уточняющие вопросы. Это убедит говорящего в том, что его сообщение услышано, но вам необходима дополнительная информация для полного понимания сути сообщения. Такой способ очень полезен для прояснения сказанного.

5. Соблюдайте правила этикета голосовой почты. Оставляйте краткие и содержательные сообщения. Четко произносите слова и дважды повторите номер своего телефона, чтобы адресату не приходилось по нескольку раз перематывать кассету автоответчика.

6. Устраняйте шумы. Шум отвлекает и может отрицательно сказаться на текущей взаимодействия. Сосредоточьте все внимание на человеке, с которым вы общаетесь в данный момент, и не отвлекайтесь на посторонние предметы.

7. Пользуйтесь методом активного слушания. Активное слушание предполагает личный зрительный контакт, кивки головой в знак того, что вы внимательно и заинтересованно слушаете, уточняющие вопросы, наблюдение за невербальным поведением говорящего.

8. Формулируйте сообщения точно и по существу. При любой возможности избегайте технического профессионального жаргона и подробностей. Для обеспечения ясности и убедительности сообщения используйте следующий метод публичных выступлений: начните с общей формулировки того, что вы хотите сказать аудитории, затем скажите это и в конце кратко сформулируйте то, что вы только что сказали.

9. Комбинируйте методы взаимодействия. При выступлении пользуйтесь визуальными средствами, включайте графики и диаграммы в письменные материалы. Совмещение двух или трех методов взаимодействия очень эффективный способ помочь слушателям запомнить ваше сообщение.

10. Проявите терпение при передаче сложных идей или технической информации. Иногда приходится вдаваться в технические аспекты ситуации. В таких случаях будьте терпеливы и потратьте дополнительное время и усилия, чтобы объяснить смысл высказывания. Вам он вполне очевиден, но слушателям может не хватить опыта или знаний в технических вопросах, что потребует дополнительных усилий с вашей стороны.

Завершая эту главу, необходимо коснуться некоторых важных вопросов. Прежде всего, имейте в виду, что важные сообщения нужно повторять несколько раз. Полезно выделять наиболее существенные мысли или факты в сообщении. Чтобы усвоить информацию, среднему слушателю требуется от трех до семи повторов. Учитывайте этот фактор при взаимодействия и рассчитайте, сколько раз требуется повторить сообщение, чтобы оно дошло до сознания каждого слушателя.

Я понимаю, что в этой главе содержится большой объем информации о взаимодействия. Однако не следует все запоминать наизусть. Большинство вопросов, которые мы рассмотрели, должны быть внесены в план взаимодействия, который мы обсудим в главе 4 «Определение целей проекта».

Терминология

Лидеры

Линии взаимодействия

Менеджеры

Получатель

Отправитель

Вопросы для повторения

1. Каким основным навыком должен обладать менеджер проектов?

2. В чем значение распределения времени?

3. Приведите примеры приоритетности решения пожароопасных ситуаций.

4. Приведите примеры деятельности в зоне поиска новой работы. Почему ее следует избегать?

5. Какое самое полезное правило управления информацией?

6. Перечислите элементы, задействованные в информационном обмене.

7. В чем заключается ответственность отправителей при осуществлении взаимодействия с членами проектной группы или заинтересованными лицами?

8. В чем состоит ответственность получателей при получении информации?

9. Назовите три метода эффективного активного слушания.

10. Назовите три метода эффективной взаимодействия.