Вы здесь

Управление персоналом. Шпаргалка. 8. Организация отдела по управлению персоналом (А. Н. Кошелев, 2009)

8. Организация отдела по управлению персоналом

Вопрос введения в штатное расписание такой единицы, как менеджер по управлению персоналом или отдел по управлению персоналом, является проблематичным для многих организаций. Поэтому предварительно оценивается экономическая целесообразность подобного решения. Создание и функционирование отдела по управлению персоналом определяется масштабами организации. Например, в случае, если штатная численность организации составляет не более 15 человек, вполне достаточно одного менеджера по управлению персоналом, и, соответственно, оправдано отсутствие отдела по управлению персоналом. В ситуации, когда штатная численность персонала организации составляет более 200 человек, возникает экономически обоснованная необходимость создания целого отдела по управлению персоналом.

На практике существуют различные формы организации отдела по управлению персоналом. Аксиомой построения подобного отдела является назначение его руководителя. А вот внутренняя структура отдела может быть построена самыми различными способами. Например, полномочия могут быть распределены по областям деятельности или определенному кругу персонала и т. п.

В деятельности отдела по работе с кадрами выделяется ряд принципов:

1) зависимость количества сотрудников в отделе управления персоналом зависит от численности работников предприятия в целом;

2) установление приоритетного направления управления персоналом, сориентированного на формирование производства и обеспечение его эффективного функционирования;

3) потенциальные имитации (взаимозаменяемость кадров);

4) экономичность (минимизация затрат на систему управления);

5) прогрессивность и оперативность (постоянное усовершенствование системы управления с оглядкой на опыт других организаций);

6) комплексность (при формировании отдела управления нужно учесть все факторы, воздействующие на систему управления);

7) простота (чем проще система управления персоналом, тем слаженнее она работает);

8) автономность структурных подразделений или отдельных руководителей в горизонтальных и вертикальных разрезах системы управления;

9) согласованность (общение между иерархическими звеньями по вертикали и системы управления по горизонтали должно быть скоординировано с ключевыми целями организации и осуществляться одновременно);

10) устойчивость (наличие таких рычагов управления, которые при негативной работе сотрудника побуждали бы его действовать в интересах организации);

11) многоаспектность (исполнение управления персоналом как по вертикали, так и по горизонтали по всевозможным каналам: административно-хозяйственному, правовому и т. п.);

12) комфортность (предполагает наличие удобств для творческих процессов обоснования, выработки).