Вы здесь

Управление персоналом. Шпаргалка. 7. Методы управления персоналом (А. Н. Кошелев, 2009)

7. Методы управления персоналом

Управление персоналом как наука и область практических знаний обладает определенной методологией. Под методом следует понимать способ осуществления какого-либо действия. Существует широкий спектр подходов к определению методологии управления персоналом. Большинство авторов обращают внимание на определенную противоречивость существующих подходов, которая сказывается в первую очередь на их обоснованности, а также специфичности, относящейся кданной области научных знаний. Методология управления персоналом направлена на обобщение приобретенных практических знаний, на основании которых происходит выделение неких общепринятых закономерностей или, говоря другими словами, формирование, трансформация и актуализация теории управления персоналом.

Методы управления персоналом:

1) обобщение;

2) систематизация;

3) теоретизирование;

4) абстрагирование.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, однако в полной мере отражает специфику данной области научных знаний. Сточки зрения практической деятельности управление персоналом направлено на решение строго определенных целей и задач организации. На основании этого претерпевают изменение и его методы.

К методам управления персоналом как области практической деятельности относят:

1) административный, предполагающий использование способов воздействия, основанных на четкой регламентации и нормативно-правовом закреплении. При использовании данного метода главным шагом является постановка определенной цели организации, на основании которой формулируется распоряжение для персонала. Другие аспекты управления персоналом не берутся в расчет. Метод реализуется в форме распоряжения, приказа и т. п. Он характерен для бюрократических структур, таких как государственные унитарные предприятия или госучреждения. При использовании данного метода стоит помнить о том, что он не может принести необходимого результата изолированно, без подключения других возможностей и методов;

2) экономический, предполагающий использование финансовых ресурсов для оказания полноценного воздействия на персонал. Может быть реализован в такой форме, как назначение премии, изменение системы оплаты труда и т. д. Следует отметить определенную относительность действенности использования данного метода, поскольку увеличение заработной платы не может оказать непосредственное воздействие на повышение эффективности функционирования персонала;

3) социально-психологический, предполагающий использование знаний психологии и социологии для оказания влияния на персонал организации. Он может быть реализован в такой форме, как проведение корпоративных мероприятий, публичное поздравление с юбилейными датами и т. д.