12. Документационное обеспечение управления персоналом
Деятельность по управлению персоналом достаточно сложна и многомерна. Система управления персоналом имеет свою специфику, зависящую от формы организации предприятия, от личности менеджера по управлению персоналом и т. д.
Совокупность документов, отнесенных к деятельности по управлению персоналом, – это формализованная информация, фиксирующая на бумажных или электронных носителях все этапы и аспекты трудовой деятельности определенного сотрудника в рамках организации.
К основным документам в области управления персоналом можно отнести:
1) лицевые счета оплаты труда сотрудников;
2) личное дело сотрудника (фиксируются взыскания, поощрения);
3) должностную инструкцию – это положение об основе деятельности работников, предусматривающее ответственность за нарушения трудового договора, и наложение на сотрудника дисциплинарного взыскания;
4) личные карточки формы Т-2;
5) трудовую книжку сотрудника;
6) приказы и распоряжения по движению персонала;
7) трудовые договоры и контракты, заключенные между сотрудником и организацией. Общими требованиями к ведению кадрового
делопроизводства являются: актуальность, своевременность, полнота, конфиденциальность и т. д.
Документы кадрового производства можно разделить на две большие группы:
1) нормы и нормативы, необходимые при решении проблем организации в области материального производства и управления (нормативно-справочные документы; документы организационного, организационно-распорядительного и организационно-методического характера);
2) нормы и нормативы, закрепляющие задачи, функции, права и обязанности отделов и индивидуальных работников системы управления персонала (документы технического, технико-экономического и экономического характера).
Каждая организация должна иметь документы внутреннего пользования, к которым относятся:
1) коллективный договор;
2) правила внутреннего трудового распорядка (должностная инструкция);
3) положения о подразделениях (отделах, службах, группах) и др.
Коллективный договор – это контракт, заключаемый между трудовым коллективом и администрацией по вопросам их взаимоотношений в процессе производственно-хозяйственной деятельности на календарный год.
В Правила внутреннего распорядка входят следующие разделы:
1) общие положения;
2) порядок приема и увольнения рабочих и служащих;
3) основные обязанности рабочих и служащих;
4) основные обязанности администрации;
5) рабочее время и его использование;
6) поощрение за успехи в работе;
7) ответственность за нарушение трудовой дисциплины.