27. Сущность проектирования организационных структур
Проектирование работы — процесс создания как формальной, так и неформальной спецификации выполнения задачи, поставленной перед работником, включающей ожидаемые межличностные отношения и взаимозависимость данной задачи с другими задачами, решаемыми как внутри, так и вне организации.
Организационное проектирование – процесс разработки проектов организации производственных систем и систем управления. Организационное проектирование позволяет формировать системы с заранее заданными характеристиками, содержащимися в проектной документации. Целью организационного проектирования является придание процессу создания новых систем или развитию действующих целенаправленности, научной обоснованности.
При комплексном проектировании предполагается использовать системный функционально-целевой подход, который предусматривает решение организационных вопросов одновременно для производственной системы и системы управления проектируемой организации, для каждой составляющей их подсистемы и элемента.
Проектирование системы управления персоналом нельзя отделить от проектирования системы управления организацией, т. к. первая включает не только функциональные подразделения, занимающиеся работой с персоналом, но и всех линейных руководителей – от директора до бригадира, а также руководителей функциональных подразделений, выполняющих функции научно-технического, производственного, экономического руководства, руководства внешними хозяйственными связями.
Системный функционально-целевой подход к разработке проектов систем управления всех уровней иерархии позволяет комплексно подойти к решению данной проблемы.
Проектируются все подсистемы:
1) подсистема линейного руководства;
2) все функциональные и целевые подсистемы;
3) подсистемы обеспечения управления.
Подсистема линейного руководства включает:
1) директора организации;
2) начальников цехов и участков;
3) мастеров, бригадиров;
4) линейных руководителей непроизводственных подразделений;
5) соответствующих линейных руководителей научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций и их заместителей. Факторы проектирования организации — параметры внешней и внутренней среды, которые необходимо учитывать при создании проекта организационной структуры.
Выделяют 4 группы факторов.
1. Внешняя среда, т. е. все то, что окружает организацию: сложность и динамизм среды.
2. Технология работы в организации:
1) неопределенность в сроках начала работы;
2) неопределенность в способе выполнения работы.
3. Стратегический выбор руководства организации в отношении ее целей:
1) идеология управления;
2) типы потребителей;
3) типы рынков сбыта и территориальное размещение производства.
4. Поведение работников:
1) потребности;
2) квалификация;
3) мотивированность.
Элементы организации – подструктуры, части, составляющие организации, задающие ее неповторимость, отличие от всех других.
Элементы проектирования организации:
1) разделение труда и специализация;
2) департаментизация и кооперация;
3) связи в организации и координация;
4) масштаб управляемости и контроля;
5) иерархия в организации и ее звенность;
6) распределение прав и ответственности;
7) централизация и децентрализация.
Этапы проектирования кадровой политики – последовательность шагов по формулированию целей кадровой работы, оценке способов их достижения, соотнесению с корпоративной культурой и закреплению в специфических кадровых инструментах.