Глава 3
Управление мотивацией
Рыба видит наживу и не замечает крючка. Человек видит цель и не замечает опасности.
Одной из актуальных проблем руководителей мотивация персонала
Не секрет в одних компаниях люди работают за деньги ниже средней зарплаты на рынке и с огоньком в глазах. В других за большие деньги и без огонька. В чем дело? В мотивации.
Существует множество разных теорий мотивации. Но мой практический опыт (30 лет работы психотерапевтом и психиатром, 20 лет проведения психологических и бизнес-тренингов) подтверждает: самое важное – вызвать у мотивируемого сотрудника нужные эмоции! В самом деле, как происходит процесс мотивации? Вначале человек получает информацию извне (смотрит рекламный ролик или интересный фильм, слушает яркое публичное выступление, читает книгу, участвует в переговорах и т. п.). Далее он эти сведения перерабатывает – сравнивает со своим прошлым опытом, важными для него критериями оценки. И принимает решение: хорош это фильм (эта книга) или нет? Стоит покупать этот товар или нет? Стоит откликаться на коммерческое предложение или нет?
Тут-то и подключаются эмоции. Если продавцу, переговорщику или презентатору удастся нужную эмоцию вызвать – товар будет продан, предложение – принято, а фильму поставлена высшая оценка. Какие это эмоции? «Хочу!», «Нравится!», «Интересно!», «Мне это просто необходимо!» или наоборот – тревога, страх, боязнь неудачи (совершенно верно, в некоторых случаях надо уметь «играть на негативе»). Цель менеджера-мотиватора: вызвать у сотрудников необходимые эмоции – и длительное время этот настрой поддерживать.
Данный прием эмоциональной мотивации сплошь и рядом используется при «импульсивных» продажах. Бывает, человек приходит в магазин без определенной цели, «просто посмотреть». А уходит с ворохом товаров, попав на волну эмоций и… высокопрофессионального продавца!
Руководителю следует ознакомиться с основными понятиями в области мотивации:
Мотивы – внутренние побудители отдельного работника, группы людей или коллектива, то, что движет этими людьми.
Антимотивы – то, что отталкивает людей, делает выполнение работы неинтересным и нежелательными.
Стимулы – внешние побудители отдельного работника, группы людей или коллектива в труде деятельности и работе, адресованной ему компанией.
Антистимулы – противоположность стимулам.
Однако прежде, чем начинать разработку плана мотивационных мероприятий, следует четко определить, что именно происходит во внешней среде (в секторе рынка, к которому принадлежит данная компания). Как говорится, в отдельно взятой стране коммунизма не построишь…
Важно получить ответы на следующие вопросы:
● Что происходит на рынке и конкретно в вашей отрасли? Идет буйный рост, стагнация или же спад (компании закрываются)? Насколько данная профессия престижна? Вообще, престижно ли это – работать в вашей компании?
● Что происходит на рынке труда? Сколько там нужных вам специалистов, много или мало? Стажеру следует помнить: если раньше кандидаты выстраивались в очередь, чтобы получить работу в хороших компаниях, то в последнее время уже компании вовсю охотятся за сотрудниками…
● Какова средняя зарплата в вашем секторе? Надо четко понимать: чем меньше денег платят у вас сотрудникам, тем менее профессиональные люди будут у вас работать. Хотя бы потому, что профессионалы постоянно мониторят рынок и не пойдут на низкую зарплату (если, конечно, не предложить им дополнительных «морковок»: хороший соцпакет, карьерный рост, мотивационные мероприятия и т. п.).
● Какие существуют варианты бонусов и премий в вашем секторе? Одним окладом работник сыт не будет. Чтобы наращивать конкурентные преимущества, важно следить, что делается в аналогичных компаниях: какие там зарплаты, премии и бонусы?
● Какие мотивационные предприятия используются в аналогичных компаниях? Предлагаются ли там соцпакеты, возможности для карьерного роста или обучения? Существует ли понятие статусности, имиджа должности?
Итак, с внешними факторами разобрались. Но существуют и внутренние «демотиваторы», способные свести на нет любое мотивационное мероприятия. Рассмотрим, что снижает мотивацию сотрудников:
Плохая организация труда. Рабочее место – важный момент, о котором менеджеры почему-то часто забывают. Существуют компании, в которых сотрудники буквально сидят друг на друге, и у них нет даже нормального туалета. Еще вариант: программисты и компьютерные администраторы вынуждены сидеть в зале для приема посетителей – и тут же ютятся технические специалисты (например, по ведению кабелей). Как можно сосредоточиться в такой обстановке? В таких условиях новый работник уже через месяц начнет подыскивать себе другую компанию…
Плохое руководство. Для сотрудников важно нормальное управление компанией.
Как-то раз мы проводили тренинги в одной консалтинговой компании. Сотрудники жаловались: «У нас по сути два начальника – и они ни о чем не могут договориться!». Компанией управляли мать и сын (они же – собственники). Мать давала одни указания, сын – другие, и они постоянно спорили, ничего не доводя до конца. Отсюда и текучка персонала…
Низкая оплата труда. Имеются в виду зарплаты, которые ниже среднерыночных. В таком случае необходима определенная компенсация: возможность карьерного роста, интересные творческие проекты, значительный соцпакет или другие эффективные мотивационные мероприятия. Иначе текучка кадров гарантирована.
Отсутствие бонусов и премий. Так уж устроен человек: он быстро привыкает даже к достаточно высокой зарплате и теряет мотивацию для более эффективной работы. Какой смысл потеть, если заплатят те же деньги? Лучше экономить энергию…
Негативная атмосфера. В первую пятерку причин, по которой сотрудники покидают компанию, входят конфликты: с другими работниками, с руководством, с поставщиками, с клиентами и т. п. Позитивную атмосферу в компании должен, прежде всего, создавать сам руководитель: относится к сотрудникам чутко, серьезно, по-человечески. Постоянные угрозы, штрафные санкции, невыполненные обещания по поводу карьеры или зарплаты приводят к тому, что сотрудники уходят к конкурентам…
Плохой имидж компании. Интернет нынче проник в каждый офис – и сотрудники хорошо знаю, что думают об их фирме другие. Кому понравится, если твоя компания постоянно висит в «черном списке», а клиенты ее ругают? Негативу могут добавить и бывшие работники, «делящиеся впечатлениями» с новичками. Все это ведет к демотивации.
Низкий авторитет руководителя. Если начальнику не хватает лидерского потенциала и харизмы, если имидж его оставляет желать лучшего – сотрудники также теряют уверенность в компании.
Отсутствие системы мотивационных мероприятий. Регулярные фуршеты, коллективные походы в боулинг-клубы и прочие корпоративные развлечения сложно назвать системой мотивационных мероприятий. Напротив, сотрудники порой чувствуют, что начальство не воспринимает их всерьез. Они – только винтики в механизме, которых иногда надо «развлекать». Корпоративными застольями настоящей мотивации не добиться. Если нет стратегии развитии, мотивация не связана с целями фирмы, и все эти вечеринки, выезды на природу и т. п. проводятся эпизодически, от случая к случаю (когда на фирме накаляется атмосфера, либо руководство желает «побаловать» подчиненных) – толку не будет!
Обман при приеме на работу. Этим, увы, грешат многие компании. Сначала обещают высокую зарплату, а через месяц-два под каким-то предлогом ее «пересматривают». Обещают и карьерный рост, и новые интересные проекты – однако сотрудник в итоге остается у разбитого корыта. Вместо радужного будущего его ждут сплошные нагоняи, штрафы, а то и обвинения в саботаже. Кто же это вытерпит?
Неоправданные ожидания. Бывает, что сотруднику ничего напрямую не обещают. Но все же делаются прозрачные намеки на карьерный рост, соцпакет, возможность вести новое направление… Однако в дальнейшем все рассеивается, словно туман, и остаются лишь серые будни. Вроде, и жаловаться не на что, а все равно обидно.
Отсутствие критериев оценки труда. Иногда руководители четко эти критерии не озвучивают. Или же такие показатели постоянно меняются. А порой они просто не принимаются в расчет и сотрудники чувствуют, что ясной системы нет – а значит, ими постоянно манипулируют. Естественно, мотивации это не способствует.
Отсутствие справедливого вознаграждения. Разумеется, у каждого – своя справедливость. Но бывает, что сотрудник за хорошую работу (согласно критериям фирмы!) получает шиш с маслом, а любимчик начальника (либо его осведомитель, друг, родственник) огребает премию за весьма средние результаты. Ясное дело, через какое-то время обойденный сотрудник примется искать другое место….
Демотивированный сотрудник – угроза компании. Недаром говорят, что одна паршивая овца все стадо портит… Как известно, ломать не строить, и демотивировать рабочую команду куда легче, чем ее замотивировать. «Демотиваторов» следует вовремя выявлять (вот почему начальство всегда должно держать руку на пульсе!). Если мотивационная «обработка» подобного сотрудника не приносит результатов, несмотря на все усилия, стоит задуматься: не легче ли его уволить? Это не просто (как говорится, берем на работу профессионалов, а увольняем – людей), но порой необходимо.
Выделим основные категории «демотиваторов»:
Пятая колонна
Лозунг: «Они делают вид, что нам платят, мы делаем вид, что работаем».
Некоторые люди, обидевшись на свою компанию, не уходят, а занимаются скрытым или явным саботажем (настраивают клиентов против фирмы, регулярно обсуждают негативные моменты в ее работе с другими сотрудниками, саботируют правила корпоративной культуры, нормы поведения, приказы начальства). За таким поведением нередко кроется месть: например, если сотрудника обошли в плане карьеры, слишком часто наказывают, не выплачивают премии, применяют штрафы и т. п.
Временщики
Лозунг: «Можно проработать всю жизнь и заработать только горб».
Такие сотрудники достаточно лояльно относятся к компании, но лишь в течение определенного времени. У них есть четкий план действий, и они знают, что по истечении нужного срока покинут эту фирму. Возможно, им надо просто «перебиться» по причине семейных проблем, сложностей на рынке труда или на время учебы в институте. Параллельно они почти всегда пытаются найти другую, более высокооплачиваемую работу. Они будут улыбаться и угождать начальству, но в определенный срок придут, положат на стол заявление и никаких уговоров слушать не станут.
Обиженные звезды
Лозунг: «Меня не оценили – где же справедливость?»
Бывает, сотрудник достиг карьерного «потолка» в данной компании, много для нее сделал и теперь считает, что его обходят: в плане карьеры, бонусов и премий, повышения оклада. Разумеется, иногда такой взгляд объективен: работник и впрямь «звезда», работает на порядок лучше других. Но чаще встречается необъективный подход: «звездой» сотрудник видится лишь на фоне новичков, и активно при этом демонстрирует свои знание и профессионализм, знание интриг, слабостей руководства. Но даже объективная «звезда» вполне может покинуть компанию, если ее не оценят по заслугам и не дадут возможности расти.
Паразиты
Лозунг: «-А вы не были на Таити?
– А нас и здесь неплохо кормят!»
Такие люди не отличаются высокими амбициями. Работа в компании устраивает их по разным причинам: близко от дома, есть возможность параллельно делать свои дела и т. п. Часто они бывают друзьями или родственниками руководителя.
Обратите внимание: в зависимости от обстоятельств эти роли могут меняться!
Попутно мы подходим еще к одному важному вопросу: почему сотрудники покидают компанию, порой проработав там не один год?
Если они ею элементарно недовольны, то причины ясны:
• Низкая оплата труда
• Нет премий
• Негативная атмосфера
• Нет карьерного роста
• Рутина
• Конфликты
Но почему уходит сотрудник, которому вроде бы все нравится? Тут тоже есть ряд причин:
• Роды
• Замужество
• Окончание учебы
• Смена деятельности
• Есть работа ближе к дому
Третий вариант: сотрудник не увольняется, но работает из рук вон плохо. Отчего?
• Заниженный или завышенный план
• Нет вознаграждений, бонусов, премий
• Нет других мотивационных мероприятий
• Низкий профессиональный уровень
• Низкие амбиции
В голове у руководителя должна сформироваться общая картина модели мотивации. Важно, чтобы проводимые мотивационные мероприятия были нацелены на определенную категорию сотрудников, а не на «всю компанию целиком». О ком идет речь? О низшем звене, среднем слое или топ-менеджерах? Для каждой из этих категорий придется разрабатывать свой план мотивации.
Именно поэтому, проводя тренинги для руководителей мы всякий раз используем специальную игру «Мотивационный план» (в отношении определенных категорий сотрудников).
Не секрет что мотивация персонала во многом зависит от лояльности персонала к компании в целом. Это очень важный фактор! Или, точнее, целая совокупность факторов, включающая следующие элементы:
● Совпадение целей сотрудника и компании
● Авторитет руководителя
● Бренд компании
● Продолжительность существования компании
● Статус компании (так, к транснациональной корпорации приверженность сотрудников выше)
● Отношение к компании со стороны ее клиентов
● Отношение других сотрудников к компании
● Корпоративная культура компании
● Способность компании удовлетворить потребности и интересы сотрудника (оклад, статус, известность фирмы и т. п.)
● Возможность наказания за нарушение определенных норм поведения
Но раз существует понятие лояльности компании, есть и ее противоположность, некая «антилояльность», причем не только открытая, но и скрытая. Вот основные признаки нелояльности:
1. ложь, обман;
2. сарказм, высмеивание, демонстративное пренебрежение к ценностям, которые важны для объекта лояльности;
3. потребительское отношение, преимущество личных интересов;
4. ·нарушение достигнутых договоренностей и т. п.
5. систематическое нарушение трудовой дисциплины (опоздания на работу, несвоевременный уход и т. п.).
Как понять, лоялен данный сотрудник или нет? Поможет следующая памятка:
ПРИЗНАКИ ЛОЯЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА
● ответственность за порученную работу;
● стремление повысить профессиональное мастерство;
● готовность временно работать за низкую зарплату (при возникновении проблем на фирме);
● готовность что-то делать сверхурочно;
● готовность выполнять задания творческого характера, вносить креативные предложения;
● готовность предупредить компанию о нелояльном поведении других ее сотрудников;
● готовность отстаивать интересы компании перед клиентами;
● готовность разделять убеждения руководства (все или не все);
● способность ответить отказом на предложение уйти в другую компанию, на более высокую зарплату.
Как легко догадаться, чем выше уровень лояльности – тем успешнее будут и мотивационные мероприятия, и тем легче их организовать.
Походить к мотивации персонала надо, учитывая все вышеперечисленные факторы. То есть – системно! Наставник должен пояснить стажеру: мотивация персонала начинается уже с момента приема сотрудников на работу. Брать надо тех людей, чьи личные цели совпадают с целями компании. По возможности, стоит ставить своеобразный «фильтр» на тех, чьи цели целям фирмы не соответствуют.
И никогда нельзя врать! Если сотруднику обещали одно (карьерный рост, свободу в принятии решений), а получил он другое (максимум ответственности и минимум самостоятельности), никакая мотивация уже не поможет.
Далее переходим к самой приятной для сотрудников части: монетарной мотивации (базовый оклад + премии и бонусы + оплата за стаж, повышение квалификации и т. п.). Не забудьте и о немонетарных «морковках»: имидже, статусе, сопричастности.
Недостаточно нанять хорошего сотрудника и положить ему приличный оклад. Надо еще и удержать его на вашей фирме. Тут потребуется расширенная система различных мероприятий:
● Меры по удержанию сотрудников: возможность карьерного роста, новые проекты, оплата за стаж и высокий профессиональный уровень, варианты повышения квалификации (обучение), адекватный соцпакет и т. п.
● Периодический мониторинг уровня мотивации сотрудников: повышается ли он? Остается на том же уровне? Или падает, несмотря на все принятые меры?
● Регулярная оценка и аттестация персонала (также один из мощных факторов повышения мотивации).
● Увольнение демотивированных и низкопрофессиональных сотрудников: они не соответствуют должности и негативно влияют на других работников. Как говорят опытные спецы: «Принимать на работу нужно долго, а вот увольнять – быстро!».
План мотивационных мероприятий должен быть гибким и легко корректироваться. Запустив его в действие, следует вести тщательный мониторинг: по конкретным показателям смотреть, сработал он или нет.
Но это – что касается компании в целом. Каждый сотрудник – индивидуальность, и следует понять систему его ценностей, потребностей и интересов. Важно помнить: для человека прежде всего важна интересная работа, перспективы предприятия и возможность самореализации. Оплата и условия труда – вторичны. Для настоящей «привязки» работника деньги стоят далеко не на первом месте. Неудивительно, что многие идут в продавцы, к примеру, от безысходности. Но стоять за прилавком им неинтересно – и, стоит впереди замаячить более интересной перспективе, такие люди немедленно уходят.
Важно сделать работу интересной, подобрать сотрудников, чья мотивация будет соответствовать должности. И использовать сбалансированное сочетание методов материального и морального стимулирования.
Плюс к полученным ответам, можно использовать следующую таблицу, в которой указаны основные факторы, влияющие на мотивацию сотрудников (стажеру следует почаще заглядывать в эту шпаргалку):
Ряд мотивационных мероприятий нередко не срабатывает именно потому, что не все эти факторы принимаются во внимание, и многие из них остаются незадействованными. Очень важно действовать сразу по нескольким направлениям.
Кроме того, необходим индивидуальный подход к разным категориям сотрудников. Одинаково мотивировать всех разом смысла нет. Каждому – свой мотивационный план: один для топ-менеджмента, второй – для начальников отделов, третий – для рядовых сотрудников. Для каждого из мероприятий следует также разработать критерии оценки эффективности.
Нередко мы используем данный подход на тренинге «Мотивация»: участники разбиваются на группы, после чего они, в режиме мозгового штурма выдают свои предложения: для топ-менеджмента, для сотрудников и т. п.
Есть и другой вариант: продумать мотивационный план для всей компании в целом (например, сосредоточившись на имидже, статусности, возможности обучения и т. п.). Затем перейти к отдельным секторам фирмы (если в этом есть необходимость), или к конкретным работникам (например, к «звездам», которых вы боитесь потерять). Можно продумать отдельный план для удержания сотрудников (при необходимости), для мотивирования их на более эффективную работу с клиентами и т. п.
Но в любом случае с самого начала следует поставить четкую цель: кого надо мотивировать, как цели мотивационного плана согласуются со стратегией компании, и каковы показатели эффективности этих мероприятий.
Теперь рассмотрим основные направления мотивационных мероприятий:
Материальные стимулы. Начнем с материальных методов. Их огромное количество, и мы перечислим лишь самые основные:
● введение доплаты за определенный стаж работы на предприятии;
● использование систем премирования (например, по итогам работы за год);
● присоединение к базовому окладу переменной бонусной части за индивидуальные или групповые результаты работы;
● возможность приобретения акций предприятия;
● предоставление беспроцентной или малопроцентной ссуды (займа);
● оплата санаторно-курортного лечения и т. п.;
● оплата пользования мобильным телефоном и т. п.;
● оплата обедов;
● компенсация за использования личного автомобиля, телефона и т. п. в служебных целях.
Сопричастность. Сотрудники хотят быть в курсе событий и принимать активное участие в работе компании. Поэтому стимулом для них могут служить самые интересные проекты и задачи, свобода в выборе способов их решения, возможность обсуждать с начальством планы на будущее и делиться своим мнением. Неважно, станет ли менеджер следовать советам сотрудника – важно, чтобы он его выслушал!
Я сам нередко проводил оценку мотивационного профиля, атмосферы в компании и т. п. на самых разных фирмах, и заметил одну любопытную вещь: люди часто говорят о потребности в сопричастности. Топ-менеджеры хотели бы почаще встречаться и общаться со своими гендиректорами и учредителями или акционерами. Руководители отделов желают принимать непосредственное участие в решении вопросов, касающихся деятельности компании. Менеджеры хотят, чтобы в работе фирмы учитывалось и их мнение (как что-то можно улучшить), а сотрудники – быть причастными, например, к разработке мотивационных мероприятий (как говорилось выше, нередко у самих руководителей нет четкой концепции в этом отношении).
Социальный пакет. В наше время такие льготы становятся все важнее. Разумеется, сотрудники желают получить максимум возможного (если страховаться или лечиться – то у хороших врачей), но большинство понимает, что не стоит рассчитывать на личный автомобиль или пластическую операцию. Однако в соцпакет можно включить немало всего интересного: оплату телефонных разговоров, частичную оплату путевок, бензин, бесплатные обеды и т. п.
Это, собственно, некий «полуматериальный» способ поощрения, включающий самые разные варианты (или комплекс таких вариантов):
● предоставление корпоративного автомобиля;
● медицинское или пенсионное страхование;
● страхование членов семей сотрудника и т. п.;
● предоставление дополнительных дней к отпуску;
● внутрикорпоративное и внешнее обучение;
И многое, многое другое. Но чтобы понять, какие именно варианты будут работать на конкретной фирме, следует тщательно изучить пожелания работников и проследить, чтобы задачи собственно компании неизменно ставились во главу угла (ведь конечная цель стимулирования – повышение эффективности работы!)
Компания «Вимм-Билль-Данн» учредила специальный «отпускной бонус» для трудоголиков. Руководители, отважившиеся взять положенные 28 дней отпуска, получают компенсацию стоимости туристической путевки и билетов.
Имидж. Определенная группа людей особенно чувствительна к вопросу статуса. Поэтому в качестве поощрения можно использовать «статусные» элементы улучшения рабочего места и условий труда: новый компьютер, дополнительную оргтехнику, престижные аксессуараы, выделение собственного кабинета, предоставление служебного автомобиля, отдельную телефонную линию и т. п. Здесь, кстати, немалую роль играет внешний вид и одежда сотрудников. Кое-где даже вводят общий «стандартный стиль» (бейджи, значки, галстуки, косынки и т. п.). Свою роль играет и стильное оформление офиса, рабочих помещений и столов, наличие визиток, логотипов и прочих атрибутов уважающей себя фирмы.
Статус. В некоторых компаниях иерархия не слишком масштабная (3–4 «топ»-позиции и те уже заняты). Умные руководители в таких случаях придумывают специальные должности: «менеджер 1-го уровня», «менеджер 2-го уровня» и так далее (или «тренер 1-го уровня», «тренер 2-го уровня», если речь идет, например, о фитнес-центре). Бывают, руководителю отдела на визитке пишут красивую фразу: «Зам. начальника департамента» или «Вице-президент». Пустячок, а как приятно сотруднику! В одном из банков все начальники управления одновременно являются и его вице-президентами. Ведь статусность важна практически для всех! Подумайте, как «развести» сотрудников по красивым должностям.
Порой люди уходят с неплохой, в общем-то должности, из-за того, что им не нравится… как звучит ее название. В самом деле, кому приятно называться к примеру «уборщицей»? Куда как лучше звучит «специалист по клинингу»! Суть не меняется, а работник рад. Название должности – один из простых и эффективных способов мотивации. И не надо, чтобы оно в точности соответствовало штатному расписанию. Если торговый агент хочет называться «менеджером по VIP – продажам» – пускай, лишь бы действительно приводил в компанию серьезных клиентов. Престижные названия отделов и должностей позволяют не только удержать старых, но и привлечь новых сотрудников.
Основатель «The Walt Disney Company» Уолт Дисней однажды заметил, что текучесть кадров наиболее высока там, где люди не считают работу престижной. Это касалось работников прачечных отелей, принадлежащих парку развлечений – самых грязных и тяжелых мест работы. Не долго думая, Дисней переименовал их в «текстильные службы», поставив в один ряд с такими престижными подразделениями компании, как отдел маркетинга или клиентская служба. И вскоре прачечные стали одним из наиболее популярных мест у людей, начинавших карьеру в компании!
Обучение. Здесь интересы работодателя и работника совпадают: компании нужны более компетентные сотрудники, а сотрудник хочет получить навыки и знания, необходимые для карьерного роста. Обходятся такие программы недешево, зато и результат налицо! В эту категорию входят клубы для профессиональной адаптации новичков, спецсеминары, стажировки, корпоративные командные тренинги и т. п. Вы знаете, как организовано обучение в Европе? Люди учатся там в режиме нон-стоп!
Однажды я спросил одного австрийского профессора (он занимается корпоративным обучением уже 30 лет):
– Куда в Австрии идут недостаточно подготовленные профессионалы?
– Разумеется, на специальные курсы.
– А опытные, проверенные люди?
– На курсы повышения квалификации.
– А суперпрофессионалы в своей области?!
– Хотя бы раз в год выезжают на тренинг, который выбирают сами, в любую страну мира!
Учить надо всех. За 15 лет проведения тренингов, мне стало ясно: успешными становятся только те компании, которые не боятся инвестировать в человеческий ресурс, которые озабочены вопросами обучения персонала и постоянно этим занимаются. Чем меньше на фирме учат сотрудников (бывает, вообще не учат), тем сложней ей добиться успеха. Да, в этом есть и риск: обученного профессионала могут быстрее переманить. Но этот риск оправдан, ведь вы всегда сможете удержать сотрудника, предложив ему возможность карьерного роста или повышения оклада (ведь неизвестно, кто придет ему на смену, и новичка тоже, наверняка, придется обучать…).
Соревнование. Нередко устраиваются различные «состязания» между отделами или просто несколькими сотрудниками. Устанавливаются определенные критерии: привлечение новых клиентов, увеличение объема продаж, эффективная работа с постоянными клиентами, снижение издержек и т. п. Главное – не переборщить! Бывает, в результате постоянных соревнований, командный дух на фирме заметно падает, исчезает и позитивная атмосфера. Ведь в этой ситуации каждый играет за себя и уже не стремиться прийти на помощь товарищу, оказавшемуся в затруднительной ситуации. Порой сотрудники даже начинают переманивать клиентов друг у друга! Важно уловить, когда соревнование идет на пользу компании, а когда – вредит.
Благодарность. Конечно, еще с советских времен слово «похвальная грамота» заставляет иных людей морщиться. Но на деле даже простое «спасибо» может стать эффективным средством мотивации. Различные призывы и лозунги на стенах кабинетов чересчур прямолинейны, но благодарности на общих собраниях, присвоение почетного звания, размещение фотографии лучшего сотрудника в корпоративной газете, личное поздравление руководства – достаточно действенны.
В компании Southwest Airlines летает необычный самолет, выпущенный в честь выдающихся сотрудников. Внутри аэробуса увековечены их имена.
А на центральной улице парков «Диснейленд» окна кафе нередко посвящают наиболее ценным работникам – там вывешиваются портреты лучших специалистов.
Достаточно поблагодарить сотрудника за качественно выполненную работу (лучше всего – высказать благодарность в присутствии его коллег), и его мотивация заметно возрастет. Взгляните, к примеру, на систему мотивационных предприятиях в сетевых компаниях: там устраивают регулярные вечера встреч, на которых успешных продавцов приглашают на сцену, хвалят, дарят памятные подарки и просят поделиться своим опытом с новичками. Кроме того, благодарность может быть и материальной: в виде грамоты, премии, бонуса. Спасибо и кошке приятно! Но здесь очень важна своевременность: чем раньше вы поблагодарите сотрудника за сделанное, тем лучше. У него выработается своеобразный рефлекс, который психологи называют «положительной поддержкой нужного поведения».
Конец ознакомительного фрагмента.