Тема 2. Операционные стратегии, цели и содержание логистики на операционном уровне
2.1. Операционная стратегия и ее связь со стратегией компании
Исторически получилось так, что страны, задающие тон в разработке и развитии менеджмента (США и Западная Европа), после Второй мировой войны оказались в ситуации гигантского роста спроса. Не имея операционной стратегии, они просто сосредоточились на росте объемов производства. В Тихоокеанском регионе в это время восстанавливалась Япония, которая в силу множества причин не могла просто наращивать объемы. Ей нужно было думать о качестве продукции и минимизации расходов. Поэтому японские предприниматели были вынуждены создать феномен операционной стратегии, который был затем взят на вооружение другими странами, столкнувшимися с необходимостью оптимизации производства на фоне изменения характера и объема спроса.
Понятие операции, лежащее в основе изучаемого в курсе предмета, подразумевает каждодневную деятельность по преобразованию ресурсов. Стратегия же – это то, что касается довольно отдаленных перспектив. Поэтому словосочетание «операционная стратегия» на первый взгляд кажется довольно странным, но на самом деле находится в рамках здравого смысла.
Все стратегии начинаются со стратегии корпорации в целом, которая устанавливает, как именно фирма планирует использовать все свои ресурсы и функции (маркетинг, финансы и операции) для достижения целей, поставленных акционерами, при обязательном обеспечении конкурентного преимущества. Декомпозируя стратегию корпорации, высшее руководство оперирует маркетинговой стратегией, определяя, какими конкретными методами будет осуществляться сбыт товаров и услуг, а с помощью финансовой стратегии устанавливает наиболее эффективные варианты использования финансовых ресурсов. Таким образом, этим видом стратегии компания лимитирует использование ресурсов между бизнес-процессами, создающими ценность изделий и ценность услуг, и вспомогательными функциями, т. е. между логистическими и технологическими процессами.
С помощью операционной стратегии высшие руководители определяют способ и уровень использования ресурсов (инфраструктуры, производственных мощностей и т. д.) компании, которые обеспечивают реализацию корпоративной стратегии. Операционная стратегия выражается в принятии решений, дающих направление разработки производственных процессов и адаптации инфраструктуры, необходимой для их поддержания. Разработка производственных процессов включает выбор технологий производства и управления, их отработку и настройку, составление временных графиков, определение технологий управления логистическими процессами, а также способов их мониторинга и текущей оптимизации. Сюда же необходимо отнести и определение методов системы оплаты труда, стимулирования и мотивации, а также организации операционной функции компании.
В теме 6, где рассматривается планирование в рамках операционного менеджмента, будет показано, что операционная стратегия – это составная часть общего процесса планирования, обеспечивающего соответствие операционных задач стратегическим установкам.
2.2. Пять целевых характеристик операционного менеджмента
Обычно выделяют следующие пять основных характеристик операционного менеджмента, в которые преобразуются стратегические установки:
1) качество;
2) скорость;
3) надежность;
4) гибкость;
5) стоимость.
Рассмотрим эти характеристики.
Качество. В операционном менеджменте выделяют две отдельные категории качества: качество продукции и качество процесса. Не вдаваясь в профессиональное определение термина «качество» (об этом – в следующих главах), можно утверждать, что уровень качества продукции (каждого отдельного вида) изменяется в зависимости от того, для какого сегмента рынка она предназначается.
Таким образом, суть этой целевой характеристики заключается в определении тех актуальных для компании потребителей, требования которых будут являться целевыми для соответствующей настройки процессов производственных операций. Совершенно очевидно, что чрезмерно сложную продукцию с неоправданно высоким уровнем качества не будут покупать из-за ее завышенной цены. В то же время выпуск недостаточно качественного товара приведет к потере тех потенциальных покупателей, которые предпочитают приобрести вещь немного дороже, но обладающую, по их мнению, определенными эксплуатационными или даже имиджевыми преимуществами.
Качество процесса определяет уровень надежности продукции. В первую очередь это связано с наличием или отсутствием дефектов в продукте, что полностью зависит от качества настройки процессов производства, доставки и хранения товара. Таким образом, чтобы обеспечить уровень надежности товара в соответствии с его конкретным назначением, надо, как минимум, скрупулезно соблюдать требования конструкторской и технологической документации.
Скорость. В целевую характеристику скорости входит время, необходимое для выполнения заказов и реагирования на изменение спроса.
Первая составляющая характеристики – срок выполнения заказа – становится все более актуальной по мере роста уровня кастомизации. Когда для потребителя главным толчком к покупке является полностью соответствующая его индивидуальным потребностям модификация продукта, предлагаемая по образцу или специальному заданию, требуемый товар может находиться не в месте продаж. Тогда основным условием для достижения конкурентного преимущества становится минимальный срок выполнения заказа (Delivery Speed), т. е. способность выпускать востребованные модификации продукции или обеспечивать услуги быстрее других фирм.
Вторая составляющая характеристики – время реагирования на изменение спроса – стала важнейшим фактором, определяющим уровень конкурентоспособности фирмы, из-за постоянного роста скорости изменения потребительских предпочтений. Нередко кажется, что у компании, спрос на продукцию которой неизменно растет, вряд ли могут быть какие-либо проблемы, ибо благодаря экономии на масштабах производства издержки на выпуск продукции неуклонно снижаются, а капиталовложения в новые технологии легко окупаются. Однако ничего вечного не бывает, и когда спрос начинает падать, фирма, не подготовленная к такому поведению рынка, сталкивается со сложными проблемами – необходимостью сокращения штата и активов. По этим причинам существенным элементом операционной стратегии любой фирмы должна быть ее способность в любой момент быстро и адекватно реагировать на динамику рыночного спроса.
Надежность. Данная характеристика состоит из двух видов: надежность продукции и надежность поставок. Надежность продукции традиционно считается только характеристикой продукта, заложенной в него еще на этапе разработки. Однако операционная нестабильность может значительно снизить неявные надежностные характеристики продукции. Поэтому настройка операций на поддержание надежности продукции – важнейший целевой компонент характеристик операционного менеджмента.
Надежность поставок связана со способностью фирмы поставлять товары или услуги точно в обещанный срок либо раньше. Срыв сроков или постоянная доставка товаров в ненужное и неправильное место резко снижает конкурентоспособность фирмы и в конечном счете приводит к большим экономическим потерям.
Гибкость. Эта характеристика определяет способность компании предлагать своим потребителям широкий выбор актуальных и уместных товаров. Она зависит от времени, которое требуется фирме на разработку нового вида продукции и преобразование существующих процессов для перехода на выпуск новой продукции.
Стоимость. Основывается на понятии «издержки производства и логистики». В условиях конкуренции объем продаж зависит от того, насколько низкими будут издержки компании, выпускающей и поставляющей продукцию, что традиционно подразумевает низкие издержки производства. Это необходимое, но не достаточное условие, так как в целевой набор снижения издержек должны входить и процессы доставки товаров потребителям, и процессы поддержания устойчивых обратных связей.
Все описанные выше целевые характеристики имеют обобщающий характер, поэтому у компаний часто возникает необходимость выделять другие целевые операционные характеристики.
Техническая поддержка. Конкурентоспособность компании может сильно зависеть от ее способности предоставления технической помощи потребителю (а иногда и поставщику) в разработке продукции, особенно на самых ранних стадиях конструкторских работ и производства. Особенно это актуально при синхронизации деятельности в рамках цепочек поставок.
Согласование действий по выпуску нового товара на рынок. Иногда фирме приходится работать совместно с другими компаниями, осуществляя комплексный проект. В таких случаях необходимо перенастраивать операционные циклы разработки и внедрения таким образом, чтобы различные стадии проектирования и изготовления могли быть совмещены и существенно сокращены.
Послепродажный мониторинг продукции. Такая цель в развитии операций на предприятии становится все более важной. Предназначена она для обеспечения гарантий лояльности потребителя и его технологической привязки.
Прочие целевые характеристики. Рынки и потребители меняются постоянно, что требует не только поддержания гибкости уже существующих процессов, но и введения новых компетенций и видов операционной деятельности.
2.3. Содержание операционного менеджмента
Операционный менеджмент традиционно включает:
• персонал (People);
• предприятия, производящие продукцию (Plants);
• материалы и комплектующие (Parts);
• процессы (Processes);
• системы планирования и управления (Planning and Control Systems).
По первым буквам английского варианта этот подход к определению состава операционного менеджмента получил название «5Ps операционного менеджмента» – «5Ps of Operational Management».
Персонал. Это люди определенной квалификации, непосредственно либо косвенно занятые в производстве продукции или услуг. Это важнейшая составляющая операционного менеджмента, в которой главными параметрами являются компетенция и взаимодействие. Персонал присутствует в остальных составляющих, и его отдельное рассмотрение без учета особенностей каждого компонента сильно снижает эффективность этих компонентов.
Предприятия, производящие продукцию. Это фабрики и заводы, производственные и сервисные подразделения компании, которые изготавливают продукцию в виде каких-то изделий или предоставляют услуги. Эта часть операционного менеджмента требует специального проектирования и постоянной настройки при помощи компетентного и эффективно взаимодействующего персонала. Производственные преобразования на предприятиях и между ними могут иметь следующий характер:
• физическое преобразование, осуществляемое с материалами и комплектующими в производственном процессе;
• логистическое преобразование: изменение места расположения как результат транспортировки;
• обмен как результат розничной торговой операции, включающей логистические и финансовые процессы;
• логистический процесс складского хранения как результат складского обслуживания;
• физиологическое преобразование как результат медицинского обслуживания;
• информационное преобразование как услуга телекоммуникации.
При таких преобразованиях, как правило, происходит совмещение операций и процессов различного типа. Логистические, технологические, сервисные и прочие процессы дополняют друг друга и позволяют на выходе операционных систем получать именно тот продукт, который ожидает потребитель.
Материалы и комплектующие. Это товарно-материальные ценности, преобразуемые в производственной системе в продаваемую продукцию (изделия или услуги). Объекты управления, находящиеся в этой части, представляют собой физическую основу ценностей, создаваемых операциями.
Процессы. Это действия в виде производственных преобразований материалов и комплектующих, которые осуществляются персоналом на предприятиях и относятся к рабочим местам и оборудованию, а также этапам производства продукции (изделий и услуг). Эта часть представляет собой аналитическую основу операционного менеджмента, которая, будучи центральной модельной базой бизнеса, позволяет объединить все предыдущие компоненты и максимально использовать особенности человеческого фактора.
Системы планирования и управления. Это информационные функции, процессы и технологии, используемые менеджерами в процессе эксплуатации производственной системы. Эта часть представляет непосредственную сферу деятельности операционных менеджеров.
2.4. Цели, задачи, функции, принципы и содержание логистики на операционном уровне
Цель логистического управления – доставка товаров и изделий в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном (заданном) уровне издержек. Расширенная цель – достижение стратегических и тактических задач деятельности экономических систем на основе оптимизации потоковых процессов и достижения необходимой эффективности удовлетворения требований конечных потребителей с наименьшими затратами на повышение качества продуктов и услуг. Конечную цель логистического управления описывают шесть правил логистики:
1) груз – нужный товар;
2) качество – товар необходимого качества;
3) количество – товар в необходимом количестве;
4) время – товар должен быть доставлен в нужное время;
5) место – товар должен быть доставлен в нужное место;
6) затраты – товар должен быть доставлен с минимальными затратами.
Задачи логистики весьма разнообразны и обусловлены приведенной выше конечной целью логистического управления.
Классификация и примеры задач логистики:
• глобальные – оптимизация функционирования логистических систем на глобальном уровне. Обеспечение логистических систем базами моделирования и синхронизации потоков;
• общие – создание интегрированных систем управления материальными, финансовыми и информационными потоками. Внедрение систем минимизации влияния логистических систем на изменение параметров товаров. Координация деятельности различных подразделений предприятий на основе логистических подходов и т. д.;
• частные – относятся к отдельным звеньям и процессам логистических систем.
Это далеко не полный перечень задач, решаемых логистикой. Но перечисленные являются типовыми, и на их базе могут быть выделены и другие задачи.
Функции логистики заключаются в управлении всеми видами потоков (материальными, людскими, энергетическими, финансовыми и др.), существующими в экономических системах. Можно выделить функции логистики как науки и как хозяйственной деятельности, объединенные в функциональный комплекс.
В функциональный комплекс логистики можно включить все, что касается управления потоками и обеспечения доставки результатов процессов потребителям. Поэтому принято говорить о следующих видах логистики, являющихся составными частями единой системы:
• логистика снабжения;
• производственная логистика;
• маркетинговая логистика;
• логистика распределения;
• логистика сервиса;
• логистика складирования;
• транспортная логистика;
• управление запасами в цепочках поставок;
• управление потоками людей;
• управление информационными потоками в логистических системах;
• управление финансовыми потоками в логистике.
Источники эффективности логистики – в ее фундаментальных особенностях, к которым относятся:
• полная зависимость набора характеристик и числовых значений их параметров от потребностей клиентов;
• обязательное измерение параметров процессов и их результатов экономическим инструментарием, базирующимся на денежной оценке товаров и окружающих их услуг;
• возможность и необходимость мотивации участников логистической деятельности стимулами, целиком и полностью определяемыми потребителями.
Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости, величина которой, с точки зрения конечного потребителя, должна соответствовать ценности товара и окружающей его услуги. Статистика Европейского Союза утверждает, что в среднем в стоимости продукта, попадающего к конечному потребителю, около 70 % составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими движение материального потока. В ВВП развитых стран, таких как США, Япония, Франция, Германия, Великобритания, на логистические издержки приходится около 20 %. Понимание природы источников эффективности логистики позволяет оптимизировать управление движением материального потока и обеспечить значительную экономию ресурсов даже очень успешных предприятий. Таким образом, оптимизация, в основе которой лежит понимание источников эффективности логистики, позволяет:
• снижать запасы на пути движения материального потока;
• сокращать время прохождения товаров по логистической цепочке;
• снижать транспортные расходы;
• сокращать затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.
В целом эффективность логистики достигается тем, что логистическое управление способно давать самые эффективные ответы на следующие вопросы:
• что именно и в каком объеме следует изготавливать собственными силами, а что закупать у поставщиков;
• как разместить заказы и спланировать складскую сеть;
• как осуществлять выбор оборудования;
• как осуществлять планирование;
• как осуществлять выбор структуры и реализацию внутренней транспортной системы и управлять ее функционированием;
• как осуществлять диспетчеризацию и производственный контроль;
• как создать эффективную систему складирования;
• как осуществлять учет и управление запасами готовой продукции.
Очевидная простота источников эффективности постоянно поддерживает экспансию логистических методов на различные виды деятельности.
Все, что перечислено выше, с одной стороны, не может рассматриваться абсолютно отдельно, но, с другой стороны, каждая позиция имеет набор специфических характеристик,
и поэтому ее можно изучать как отдельную дисциплину. При этом нельзя упускать вопрос компетенции логистики, ее составляющих и тех областей деятельности, которые находятся в компетенции других видов деятельности и дисциплин в рамках операционного менеджмента.
Нечеткое понимание и описание пределов и границ компетенции ведет к размыванию ответственности и разрушению полномочий, а это – крах для конкретного бизнеса, и уже не только на операционном, но и на стратегическом уровне.
Различные источники предлагают разные взгляды на принципы логистики, выделяя их в количестве от 5 до 16. Для практического применения и создания базы первичных знаний возьмем за основу следующие принципы логистики.
Принцип системного подхода. Предполагает рассмотрение объекта как логистической системы.
Принцип тотальных затрат. Подразумевает выделение затрат, связанных с логистикой, на всем пути движения будущего товара: от сырья до конечного потребителя и их комбинированную минимизацию.
Принцип глобальной оптимизации. Означает согласование частных целей функционирования отдельных элементов системы для достижения глобального оптимума в процессе оптимизации структуры или управления логистической системой.
Принцип логистической координации и интеграции. Требует согласованного, интегрального участия всех звеньев логистической системы или логистической цепочки от ее начала и до конца в управлении всеми видами потоков при реализации целевой функции.
Использование теории компромиссов для перераспределения затрат. Под компромиссом понимается такая гармонизация экономических интересов участников логистического процесса, при которой критерием становится максимальная прибыль от логистических операций всех фирм-участниц. Таким образом, снижение прибыли (увеличение затрат) в одном из звеньев логистической системы допустимо и необходимо при условии, что это повлечет увеличение прибыли (снижение затрат) всей логистической системы в целом.
Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. Этот принцип совпадает с современными взглядами на то, каким должно быть интегрированное производство в конкурентном бизнесе.
Принцип развития логистического сервиса. Подразумевается рост ценности не только самого продукта, но и окружающих его услуг (обеспечение гибкости, надежности и высокого качества: своевременная доставка, удобная тара, приемлемые партии, оптимальный ассортимент и т. п.).
Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки. Реализация логистического менеджмента в настоящее время невозможна без соответствующей информационно-компьютерной поддержки анализа, синтеза и оптимизации объектов и процессов в логистической системы, что означает широкое использование различные моделей: физических, математических, графических, имитационных и др.
Принцип разработки необходимого комплекса подсистем. Обеспечивает процесс логистического менеджмента технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и других подсистем.
Принцип TQM – всеобщего управления качеством. Основан на участии всех членов компании и направлен на достижение долгосрочного успеха.
Принцип гуманизации всех функций и технологических решений в логистической системе. Все решения должны соответствовать экологическим требованиям, эргономическим, социальным, этическим требованиям к обеспечению работы персонала и т. п.
Принцип устойчивости и адаптивности. Подразумевается способность логистической системы быстро перестраиваться, меняя цели, параметры, критерии оптимизации, программу функционирования, т. е. приспосабливаться к новым условиям внешней среды. Это является существенным фактором устойчивого положения на рынке в течение длительного времени.
Из всего многообразия толкований и описаний SCM в литературе часто выделяют следующие семь основных принципов SCM:
1) ориентация на потребителя, исходя из его потребностей в услугах, с сегментацией по этому признаку;
2) ориентация всех компонентов логистической сети на минимизацию стоимости, добавляемой к экономической ценности изделий;
3) тщательный мониторинг рыночного спроса, анализ спроса всех категорий потребителей, планирование только на его основе;
4) тщательный мониторинг рисков и их минимизация;
5) стратегическое планирование сетей поставок и их инфраструктуры;
6) разработка и постоянная оптимизация стратегии потоков создания ценностей;
7) привлечение новых каналов распределения с использованием различных методов для обеспечения устойчивого развития бизнесов в цепочках поставок.
Очевидно, что принципы отражают стимулируемую конкурентной борьбой настройку процессов в цепочках на максимизацию совокупных ценностей и минимизацию всех видов затрат.
Контрольные вопросы и задания
1. Какова связь операционной стратегии со стратегией компании?
2. Перечислите пять целевых характеристик операционного менеджмента и поясните их смысл.
3. Какие элементы включает операционный менеджмент?
4. Какова цель логистического управления?
5. Каковы источники эффективности логистики?
6. В чем заключается суть функционального комплекса логистики?
7. Перечислите основные принципы логистики SCM.