Вы здесь

Управление операционной логистической деятельностью. Тема 1. Суть и основные понятия логистики и операционного менеджмента (А. В. Королев, 2014)

Тема 1. Суть и основные понятия логистики и операционного менеджмента

1.1. Суть и необходимость логистики и операционного менеджмента

Операционный менеджмент (Operations Management) – это все виды деятельности, связанные с разработкой, использованием и усовершенствованием систем, направленных на создание продукции (изделий или услуг), предназначенной для потребителей. В бизнесе операционный менеджмент представляет собой область действий с явно выраженными управленческими функциями, сравнимую с действиями по маркетингу и финансам. Операционный менеджмент нацелен на управление разработкой и функционированием таких систем, которые обеспечивают максимально эффективное использование материалов, человеческих ресурсов, оборудования и производственных помещений в процессе изготовления продукции или оказания услуг.

Сходные по названию дисциплины – исследование операций (Operations Research – OR), научная организация управления (Management Science – MS) и инженерные разработки (Industrial Engineering – IE) – не являются частью операционного менеджмента, однако результаты, получаемые при этих видах деятельности, широко используются операционными менеджерами.

Особое значение в операционном менеджменте имеют процессы, относящиеся к созданию услуг и обеспечению доставки ценностей потребителям. Такие процессы в своей совокупности – это раздел деятельности, который получил название «логистика». В практическом плане понятия логистики необходимы для такого управления потоками процессов в бизнесе и реальной жизни, которое позволяет минимизировать стоимостный и временной вклад в параметры перемещаемых объектов.

1.2. Краткая история логистики и операционного менеджмента

Краткая история возникновения и развития операционного менеджмента представлена в табл. 1.1.


Таблица 1.1

История возникновения и развития операционного менеджмента






Окончание табл. 1.1






Представленный вариант очень краткий, на самом деле история возникновения и развития операционного менеджмента гораздо богаче. Огромное влияние на развитие операционного менеджмента и повышение его эффективности оказали разработки, проведенные в 1950–1980-е гг. У.Э. Демингом и его последователями, а также японскими учеными и предпринимателями.

Исторически сложилось так, что логистика как практическая деятельность развивалась благодаря военному делу. Первые упоминания о функциях, свойственных логистике, встречаются и в Древнем Египте, и у шумеров – всюду, где велись войны с дальними походами. С идентификацией термина «логистика» эти функции стали известны в начале второго тысячелетия нашей эры. В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по управлению перевозками, вооружению армии, планированию и снабжению войск, поддержке запасов и т. п. Мнения многих исследователей сходятся на том, что логистика зародилась в Древней Греции, где ее понимали как искусство выполнения расчетов. Если верить Архимеду, то в Греции в IV в. до нашей эры уже имелись логисты. Позже, во времена Римской империи, были специальные служители, которые носили титул «логист», или «логистик», главной обязанностью которых было распределение продуктов питания. В Византии начиная с IX в. нашей эры (со времен Льва VI) при дворе императора появляются «логистики», которые должны были управлять полученными налогами и распределять их. Есть сведения, что Наполеон Бонапарт использовал в своей армии и термины, и принципы логистики.

В начале XX в. логистика получила признание как военная наука. Создателем первых научных трудов о логистике считают француза Джомини, который в это понятие включал в первую очередь планирование, управление и снабжение. Он же ввел такое определение: «Логистика – это практическое искусство маневрирования войсками». В ходе Первой и Второй мировых войн военная логистика получила широкое распространение. Так, в период Первой мировой войны Россия использовала модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения, разработанные петербургскими учеными в теории транспортной логистики. В годы Второй мировой войны логистика активно применялась в материально-техническом снабжении армии США, что позволило обеспечить четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта.

Таким образом, вначале логистика предназначалась для удовлетворения потребности в своевременном и достаточном, но не избыточном снабжении войск. В настоящее время понятие «военная логистика» по-прежнему употребляется, но в русском языке термин «логистика» подразумевает прежде всего бизнес и экономику.

В 1920-е гг. логистические разработки были впервые применены для управления маркетингом, закупкой и доставкой невоенных товаров. Используя методы исследования операций, математической оптимизации, сетевые модели и другие разделы прикладной математики, показавшие свою эффективность в военной области, логистика позволила в условиях спада производства и потребления в экономике к 1960–1970-м гг. обеспечить снижение затрат при дистрибуции товаров и услуг. К концу 1960-х гг. сформировалась концепция бизнес-логистики, позволившая осуществить переход к интегральному менеджменту.

Как наука и инструмент бизнеса логистика стала формироваться в начале 1950-х гг., прежде всего в США. В 1960-е гг. логистика постепенно переходит из сферы дистрибуции и снабжения в производственную область. Окончательно этот термин укоренился в бизнесе и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х гг., поскольку эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в индустриально развитых странах. В России и постсоветских странах логистика как новое научное направление начала активно развиваться в 1990-е гг., вместе с формированием рыночных отношений. Интерес к ней обусловлен потребностями экономики и бизнеса.

В развитии логистики можно выделить несколько исторических этапов.

Первый этап. 1920-е – начало 1950-х гг. – этап фрагментаризации, когда отмечалось применение отдельных логистических функций для снижения составляющих затрат в некоторых компонентах бизнеса, например в производстве, транспортировке, складировании и т. п.

Второй этап. Середина 1950-х – 1970-е гг. – этап становления (концептуализации) логистики, который характеризовался быстрым развитием ее теории и практики. Причина быстрого развития – уменьшение резервов роста эффективности непосредственно в производстве и поиск резервов в процессах поставок продукции и сфере распределения. Возникла и получила развитие концепция тотальных (общих) затрат в физическом распределении. Смысл ее заключается в том, что можно так перегруппировать затраты в цепочках поставок, что общий их уровень на пути от производителя к потребителю уменьшится.

Третий этап. Его началом можно считать конец 1960-х – начало 1970-х гг., когда были сформулированы фундаментальные принципы бизнес-логистики и вначале японские, а потом и многие западные фирмы начали успешно применять их на практике. Однако неординарность этих подходов не позволила многим фирмам понять их суть, что усугубилось противодействием среднего и даже высшего звена менеджмента.

Дополнительные трудности создавали отсутствие понятной теории и практики управленческого учета, а также непригодность бухгалтерских методов для выделения и контроля составляющих логистических издержек и оценки финансовых результатов логистических операций фирм. Для этого этапа развития логистики характерна оптимизация в сфере обращения. Было установлено, что оптимизации отдельных составляющих деятельности фирмы явно недостаточно, ибо любое изменение расходов в одном из видов деятельности (перевозка, производство, складирование) фирмы оказывает на сопряженные процессы далеко не всегда благоприятное влияние. Именно в начале этого этапа в научных разработках и хозяйственной практике в области координации складирования и транспортного обслуживания вместо термина «управление физическим распределением продукции» стали использовать термин «логистика». В этот период интеграционная основа логистики расширилась и начала охватывать производственный процесс.

Четвертый этап. С 1980-х до середины 1990-х гг. наблюдается стремительное развитие в индустриальных странах Запада маркетинговой и интегральной концепций логистики, объединяемых технологией «управление цепочек поставок». Этот этап связывают с японским наступлением в сфере производства и торговли, особенно в связи со значительным ростом операционной эффективности. Европейский и американский ответ на экономическую «агрессию» Японии проявился в повышении качества технологии при подготовке заказов. Отсюда – требование к интеграции планирования и управления производством и распределением, что привело к ее проникновению в производственный процесс.

На четвертом этапе определяющей концепцией стала реализация принципа движения ресурсов и продукции «точно в срок» с широким использованием информатики и оптимизации производства. Суть подхода заключается в том, что в основном производстве используется технология, позволяющая обходиться без формирования в запасах существенных объемов материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий благодаря тому, что система обеспечения гарантирует поставки в строго определенное время через соответствующие интервалы. Вследствие этого логистика рассматривается как один из факторов конкуренции и как современная рыночная концепция, для которой характерно признание коммерческой роли транспорта и материально-технического обеспечения в общей структуре фирм, включенных в единые цепочки поставок.

Современный этап. В развитии логистики современный этап связан с ускорением интеграции мировой экономики и глобализацией рынка, что способствовало созданию международных логистических систем, пронизанных специализированными сетями цепочек поставок. Ликвидация традиционных национальных, торговых, таможенных, транспортных и других барьеров (как это произошло в странах ЕС и между США и Канадой) сделала возможным свободное перемещение товаров, услуг и людей через границы, усилив значимость международной логистической координации.

На международной арене логистическая деятельность стала более комплексной, а такие проблемы, как размещение производства и центров дистрибуции, выбор видов транспорта, типов сервиса, методов управления запасами, проектирование адекватных коммуникационных и информационных систем, потребовали новых навыков логистического менеджмента.

Постепенно логистические подходы распространились на все виды деятельности, применяемые в бизнесе. Оказалось, что их удобно использовать и в управлении финансовыми потоками, и в управлении различными ресурсами в их взаимодействии. Сегодня логистика оформилась как четко выделяемая часть менеджмента и операционной деятельности, затрагивающая многие отрасли и базирующаяся на экономико-математических подходах к управлению.

Связь логистических функций с остальными функциями операционного менеджмента обеспечивается системой «управление цепочками поставок» (Supply Chain Management – SCM). SCM – это модный американский подход к управлению материальными потоками, который в 1988 г. предложили специалисты компаний «I'Technologies» и «Arthur Anderson» Санджив Сидху (Sanjiv Sidhu) и Кен Шарма (Ken Sharma), обнаружившие очередную незанятую нишу на рынке информационных систем. SCM означает формирование такой сети сбыта, начиная от сырья, при которой нужные товары будут доставлены в нужное место в нужное время с наименьшими издержками.

Толчком к развитию SCM послужили успехи японских корпораций на рынках США и Европы. Базируясь на японских примерах, фирмы – создатели концепции пытались интегрировать процессы организации планирования, исполнения и контроля потоков сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также обеспечения эффективного и быстрого сервиса за счет получения оперативной информации о перемещениях товара.

В конце концов появилось и получило общее признание понятие «цепочка поставок» (supply chain), которое предполагает множество звеньев, связанных между собой информационными, денежными и товарными потоками, т. е. включает все процессы, находящиеся в сфере операционного менеджмента, начиная от сырья и заканчивая конечным потребителем.

1.3. Этапные технологии: KAIZEN, LEAN, теория ограничений Голдрата

Операционный менеджмент развивался по пути повышения эффективности продуктовой части бизнеса, что позволило создать совершенно новую систему подходов к повышению конкурентоспособности. Рассмотрим наиболее популярные варианты систем операционного менеджмента.

Система операционного менеджмента LEAN PRODUCTION. Организация операционного менеджмента базируется на американизированном варианте технологий управления, разработанных и используемых в корпорации «Toyota». Однако американизированный вариант несколько отличается от японского образца.

Подход LEAN PRODUCTION провозглашает своей целью минимизировать долю процессов, не приносящих ценности потребителям, и максимизировать скорость отклика на изменения рынка. Идеологи внедрения бережливого производства на Западе Дж. Вумек и Д. Джонс выделяют следующие пять принципов, отражающих его суть:

1-й принцип – ориентация на ценность конкретного продукта;

2-й принцип – выстраивание всех процессов в поток создания ценности продукта;

3-й принцип – обеспечение непрерывного течения потока создания ценности продукта;

4-й принцип – установление параметров потока в соответствии с требованиями потребителя, позволяющее ему вытягивать продукт;

5-й принцип – стремление к совершенству на основе постоянных улучшений.

Для достижения действительно высокого уровня конкурентоспособности к этим принципам желательно добавлять концепции, касающиеся логистики и процессно-ориентированного управленческого учета.

Японская система постоянных улучшений KAIZEN. Суть японской системы менеджмента состоит в распространении поточного принципа и на потребителей, и на поставщиков (рис. 1.1).

Под зонтиком KAIZEN, согласно Масааки Имаи, находятся следующие системные составляющие:

• ориентация на потребителя (основа версии ISO 9000: 2000);

• всеобщий контроль качества (TQC, TQM – тотальная система управления качеством и CWQC – система управления качеством в масштабах компании), три MU, пять М;

• роботизация (в том числе автоматизация технологических процессов);

• кружки контроля качества (ККК);

• система предложений (инициирования и внедрения новаторских предложений);

• автоматизация;

• дисциплина на рабочем месте, три MU, пять М, концепция «ГЕМБА»;

• тотальное обеспечение производства (TPM), сокращение времени переналадки, пять S, концепция защиты от несоответствий – «Покэ-йока» (устойчивость к ошибкам), автономизация – «Дзидока»;




Рис. 1.1. Поточный принцип в японской системе менеджмента


• система «Канбан»;

• повышение качества, пять W и одно H;

• система «точно в срок»;

• система «нуль дефектов» («шесть сигм»);

• деятельность малых групп, создание и функционирование автономных малых групп, система постоянных улучшений по инициативе снизу;

• постоянное улучшение качества управления, сотрудничество труда и капитала;

• повышение производительности, концепция производственных ячеек;

• создание новых продуктов.

Созданная на базе KAIZEN система управления охватывает все элементы производства и маркетинга продукции и услуг и основывается на концепциях, сформулированных одним из главных разработчиков и идеологов KAIZEN японским ученым Масааки Имаи:

1-я концепция – такт вместо цикла или партии. Это приводит к появлению параметра «время такта», под которым подразумевается время производства одной единицы продукции, а не узкое место или время цикла;

2-я концепция – поток единичных изделий. Это означает, что размер партии изделий стремится к единице;

3-я концепция – вытягивающее производство;

4-я концепция – автономизация («Дзидока»);

5-я концепция – производственные (преимущественно U-образные) ячейки. Подразумевается такая организация процессов переработки, которая позволяет объединить процессы в ячейки, где совмещение профессий и создание малых групп дает возможность практически свести к нулю процессы, не добавляющие ценности;

6-я концепция – снижение времени переналадки. Позволяет реализовать вторую концепцию на основе пятой.

Оптимизация бизнеса в этом случае связана с концентрированием его на развитии в направлении минимизации доли процессов, не добавляющих ценности, путем постоянных улучшений (что и есть, собственно, KAIZEN).

Специфика применения этих концепций и принципов на сервисных предприятиях, предприятиях сферы услуг и в офисах фирм различна. Для них с учетом всего вышеизложенного необходимо соблюдать еще и следующие требования:

• четкая проработка и документирование сервисного потока;

• удобное для посетителей и персонала расположение помещений для ожидания и их равномерное распределение;

• возможность постоянного удобного наблюдения за клиентом без досаждения ему;

• возможности для взаимовыгодного общения с клиентом;

• ненавязчивое наглядное представление клиенту только того, что он ожидает и хочет видеть для повышения удовлетворенности;

• контроль входов и выходов, позволяющий предупредить несанкционированные внос и вынос, вход и выход и не ограничивающий свободное перемещение клиентов;

• обеспечение движения потоков при минимальном перемещении сотрудников и кратчайших маршрутах документации и продукции;

• отсутствие ненужной суеты и беспорядка.

Соблюдение этих требований позволяет реализовать главную задачу логистики в операционном менеджменте, заключающуюся в поддержании непрерывного потока ценностей к потребителю.

Концепции и модели, рожденные системами KAIZEN и подходами Шухарта – Деминга. Перечень наиболее популярных моделей управления бизнесом, основанных на результатах развития операционного менеджмента, представлен в табл. 1.2.


Таблица 1.2

Модели управления бизнесом




Окончание табл. 1.2




Сегодня на территории СНГ популярностью пользуются не более 10 моделей.

Теория ограничений Голдрата. Метод теории ограничений (Theory Of Constraints – TOC) появился как результат осмысливания достижений операционного менеджмента израильским ученым Голдратом. Теория ограничений исходит из того, что эффективность любой системы определяется самыми неэффективными ее частями, ограничивающими результативность.

С целью выделения таких частей и управления ими применяется метод «барабан – амортизатор – веревка», описанный далее.

Для оптимизации информационных (и не только) систем этим методом используют обычно следующие инструменты:

• дерево текущей реальности;

• диаграмма разрешения конфликтов;

• дерево будущей реальности;

• дерево перехода;

• план преобразования;

• критерии проверки логических построений.

Дабы этот инструментарий не привел процесс принятия решений к бюрократизации, его применение основывается на методологии, называемой «единый мыслительный процесс».

1.4. Основные понятия и определения

Определение логистики как математической логики использовалось в работах знаменитого немецкого математика Г. Лейбница (1646–1716). Данное значение термина было закреплено на философском конгрессе, который проходил в Женеве в 1904 г. Впервые в военную практику термин «логистика» ввел в 1884 г. Американский институт военно-морского флота, использовавший это понятие для нужд навигации. К середине XX в. во многих странах, прежде всего в США и СССР, в военной теории логистику определяли как «науку о планировании и управлении перемещением и материально-техническим снабжением войск».

Наиболее известным определением, цитируемым большинством зарубежных университетских учебников, является определение логистики, данное CLM в 1985 г.: «Логистика есть процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной с ними информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требований потребителей».

Определение Международного центра логистики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (головного учебного заведения, готовящего кадры по специальности «Логистика»):

• в широком смысле: «Логистика – наука об управлении материальными потоками, связанной с ними информацией, финансами и сервисом в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед нею целей с оптимальными затратами ресурсов». Более радикальное определение: «Логистика – это управление всеми видами деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и в заданное время»;

• в узком смысле (т. е. с позиции бизнеса): «Логистика – инструментарий интегрированного управления материальными и связанными с ними информационными, финансовыми потоками, а также сопутствующим сервисом, способствующий достижению целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов».

Термин SCM (Supply Chain Management) широко известен на Западе уже более 15 лет. Вначале он использовался в отношении информационных технологий, а сегодня относится к управлению всеми потоками и видами деятельности в системах базиса.

Официальные стандарты Европейской логистической ассоциации устанавливают следующие определения логистики и управления цепочками поставок: «Управление цепочками поставок – это организация, планирование, контроль и регулирование товарного потока, начиная с получения заказа и закупки сырья и материалов для обеспечения производства товаров, и далее через производство и распределение доведение его с оптимальными затратами ресурсов до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка»; «Логистика – это планирование, выполнение и контроль движения и размещения людей и/или товаров, а также поддерживающие действия, связанные с таким движением и размещением, в пределах экономической системы, созданной для достижения своих специфических целей».

В данном контексте достаточно следующего определения.

Логистика – это системное управление материальными и другими сопутствующими потоками, обеспечивающее эффективное ведение бизнеса и достижение наибольшей конкурентоспособности.

Рассмотрим ряд понятий, сопряженных с операционным менеджментом.

Операционная стратегия (Operations Strategy) заключается в разработке общей политики и планов использования ресурсов фирмы, нацеленных на максимально эффективную поддержку ее долговременной конкурентной стратегии.

Целевые характеристики операционного менеджмента (Performance Objectives) – в минимальном варианте их пять, но обычно к ним относят издержки производства, качество и надежность продукции, срок выполнения заказа, надежность поставок, способность фирмы реагировать на изменение спроса, гибкость и скорость освоения новых товаров, а также критерии, специфические для каждого отдельного товара и каждой фирмы.

Потоки – направленное движение совокупности однородных объектов (например, продукции, информации, финансов, материалов, сырья и т. п.).

Бизнес-процессы – совокупность действий, получающая на входе данные различных типов и продуцирующая результат, имеющий ценность для потребителя.

Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы. В логистических системах выделяют логистические процессы.

Функция – содержание или назначение процесса, системы, объекта или субъекта, потенциальная или реальная способность процесса, системы, объекта или субъекта осуществлять какие-либо виды деятельности.

Операция – всякое действие, выполняемое человеком, машиной или любым оборудованием по работе с сырьем, материалом, полуфабрикатом (как правило, на нижнем уровне иерархии операция – часть процесса) – определение Синго. В сервисных системах выделяют сервисные операции, в логистических системах – логистические операции.

Система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов и процессов, образующих определенную целостность, единство.

Элемент системы – часть системы, условно не расчленяемая на составные части. Система по содержанию всегда больше, чем сумма составляющих ее элементов.

Особое значение в операционном менеджменте имеет показатель производительность труда, который определяется отношением всех ресурсов на входе к продукции на выходе, соответствующей требованиям. Понимание этого показателя возможно только на базе процессного подхода. Для различных применений возможны модификации формулы, в том числе отражающие необходимость определения, например производительности капитала, труда и т. д.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается суть операционного менеджмента и логистики?

2. Перечислите исторические этапы развития логистики.

3. Охарактеризуйте систему операционного менеджмента LEAN PRODUCTION.

4. Каковы особенности японской системы постоянных улучшений KAIZEN?

5. Перечислите концепции, рожденные системами KAIZEN и подходами Шухарта – Деминга.

6. Поясните содержание теории ограничений Голдрата.