Вы здесь

Управление образовательным учреждением. Тема 4. Основные понятия теории управления (Р. Р. Байтасов)

Тема 4. Основные понятия теории управления

4.1. Понятие и характеристика организации. Организация как открытая и закрытая система. Виды организации

Организацию можно определить, как сознательно координируемое социальное образование, состоящее из двух или более человек и функционирующее на относительно продолжительной основе для достижения общей цели или набора целей [2]. Т.е. организация – это средство коллективного достижения целей, которые не могут быть достигнуты людьми индивидуально. Под целью здесь понимается конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа людей, работая вместе.

Опираясь на данное определение, к организациям можно отнести производственные и сервисные предприятия, больницы, церкви, отделения милиции, образовательные и правительственные учреждения.

При этом коллектив – это сообщество объединенных общими целями людей, достигших в процессе совместной деятельности определённого уровня развития. Слово collektivus в переводе с латыни означает «собирательный». Для западных авторов слово «коллектив» близко к понятию «персонал». Сходными являются понятия «сотрудники» и «работники».

Различают простые и сложные организации. Простые организации имеют одну цель, сложные – две и более. Примеры сложных организаций: высшее учебное заведение (ВУЗ), среднее специальное учебное заведение (ССУЗ), промышленное предприятие.

Сложные организации имеют общие характеристики: миссия и цель, ресурсы, зависимость от внешней среды, разделение труда и необходимость управления.

Миссия – понятие неоднозначное. Чаще всего её определяют как мировоззренческую (философскую) идею организации, её предназначение.

Значение определения миссии организации состоит в том, что она:

– представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения её целей и задач;

– создаёт уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнительные цели;

– помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;

– вызывает понимание и поддержку внешних участников организации (акционеров, финансовых фирм и т.д.).

Примерная характеристика предназначения организации в обобщённом виде включает:

– предлагаемые продукты или услуги;

– место и роль в системе;

– цели организации;

– процессы и инновации;

– базовые взгляды, ценности, мотивации;

– внешний образ, имидж.

Цель – достижение результатов основной деятельности организации. Например, целью завода по производству автомобилей является выпуск автомобилей, которые реализуются на рынке и приносят предприятию доход.

Ресурсы представляют предмет труда и характеризуют организацию. В общем случае цели всякой организации определяют как достижение ею желаемых результатов путём использования и преобразования определённых ресурсов. Основные ресурсы, используемые организацией: люди (человеческие ресурсы, персонал), капитал (финансовые ресурсы), материалы (материальные ресурсы), технологии и информация.

Материальные ресурсы (материальная база) – совокупность всех принадлежащих организации физических объектов: здания, сооружения, оборудование, мебель, инструменты, материалы и др.

Персонал – сообщество людей, работающих в данной организации. Персонал может быть охарактеризован численностью, квалификацией, социальным, возрастным или половым (гендерным) составом, профессиями и др.

Взаимосвязь с внешней средой. Внешняя среда, как правило, находится вне пределов влияния менеджеров организации. Организация в процессе своей деятельности стремится использовать возможности внешней среды для достижения своих целей. При этом сами цели также отражают взаимосвязь организации с внешней средой.

Понятие внешняя среда включает факторы, оказывающие влияние на деятельность и успех организации: экономические условия, потребители, профсоюзы, законодательство и др. Организация полностью зависимы от внешней среды в отношении факторов, определяющих общие условия хозяйствования, ресурсы и потребителей.

Разделение труда. В сложных организациях существует чёткое горизонтальное разделение труда за счёт образования подразделений, выполняющих специфические задачи, для достижения конкретных целей (отделы, службы и др.). Как и организации, частью которых они являются, подразделения представляют собой группы людей, их деятельность сознательно (преднамеренно) направляется и координируется для достижения общей цели. Таким образом, сложные организации состоят из нескольких специально созданных для конкретных целей взаимосвязанных организаций, в качестве которых выступают подразделения, а также из многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно в рамках этих подразделений и организации в целом.

Необходимость управления в организации обусловлена тем, что если работа в организации делится между её членами на составные части, связанные с решением конкретных задач, то нужна координация совместной работы группы при выполнении этих задач для достижения общего успеха. Такая координация осуществляется посредством вертикального разделения труда. Деятельность по координированию работы других людей при достижении целей организации и составляет сущность управления.

Таким образом, в организации существуют две внутренние органически связанные системы разделения труда: горизонтальное разделение труда, отражающее функциональное разделение труда на компоненты (составляющие части общей деятельности), и вертикальное разделение труда, которое определяет работу по управлению организацией (координацию действий всех сотрудников организации).

Важным элементом управления организацией является формализация – разработка и закрепление в официальных документах формальных правил, процедур, инструкций, описаний работ. В соответствии с такими документами в дальнейшем осуществляется управление и контроль за деятельностью сотрудников, распределяются ответственность и полномочия в организации.

Нормативная документация необходима. Но здесь важно не «переборщить». Излишние документы могут одних «связать» по рукам и ногам, другим дать возможность для перекладывания своей работы на чужие плечи. Поэтому современный менеджмент стремится к уменьшению нормативных документов. Это способствует повышению гибкости в работе, ускорению реакций на различные иные изменения.

По признаку создания (формализации) организации могут быть формальными и неформальными. Формальная организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или нескольких общих целей. Формальные организации также законодательно закреплены.

Неформальные организации также представляют группы людей. Они возникают в результате межличностных отношений спонтанно, когда люди в таких группах вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением очень маленьких. В рамках менеджмента, при рассмотрении неформальной организации, всегда упоминается, что она неформальная. К формальной организации это понятие применяется без дополнительных пояснений.

По отношению к прибыли организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие организации имеют цель – извлечение прибыли. Некоммерческие организации имеют иные цели, не извлечение прибыли. Например, это могут быть образовательные услуги. Даже если прибыль в таких организациях имеется, она не извлекается учредителями, а направляется на ту же основную цель.

По размерам организации группируются на крупные, средние и малые.

Организации могут различаться также по характеру и сфере деятельности, отраслевой принадлежности, отношению к власти и другим признакам.

По характеру деятельности организации делятся на хозяйственные и общественные. Хозяйственные организации создаются для удовлетворения материальных и социальных потребностей людей и получения производственной либо предпринимательской прибыли. Общественные организации – это добровольные объединения граждан, создаваемые для удовлетворения их духовных и иных нематериальных запросов. Деятельность организаций может осуществляться в самых разных сферах: экономической, политической, социальной, военной, спортивной и др.

По отраслевой принадлежности различают промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и иные организации.

По отношению к власти организации могут быть правительственные и неправительственные. Первые создаются органами власти для решения их специфических задач. Они имеют официальный статус, соответствующие права и обязанности. Это могут быть, например, научно-исследовательские учреждения, комиссии, делегации и т. п. Неправительственные организации создаются по инициативе физических или юридических лиц для решения частных задач. Официальными правами они обычно не обладают.

По своему назначению организации могут быть производственные, учебные, исследовательские и др.

Любая организация может быть представлена как система, встроенная во внешний мир: на входе организация получает ресурсы из внешнего мира, а на выходе возвращает во внешнюю среду созданный ею продукт. Поэтому деятельность любой организации включает три основополагающих процесса:

– получение «сырья» из внешнего окружения. Образовательное учреждение получает из внешнего окружения абитуриентов;

– изготовление «продукта». Учебное заведение готовит специалистов;

– передача «продукта» во внешнюю среду (передача выпускников предприятиям).

Все три процесса являются жизненно важными для организации. Если хотя бы один из них прекращается, организация не может существовать. Ключевая роль в поддержании баланса между тремя этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на осуществление этих процессов принадлежит менеджменту. Решение именно этих задач является предназначением менеджмента.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, называются учреждениями. Термин «учреждение» (от англ. institution, agency, office, establishment) принято рассматривать в двух различных смыслах:

– орган, выполняющий функции государственного управления;

– организация, выполняющая функцию хозяйственного, социально-бытового или культурного характера и не имеющая управленческих функций, является некоммерческой организацией.

Большинство образовательных учреждений финансируются преимущественно или полностью из средств государственного бюджета, т.е. являются бюджетными учреждениями (от англ. budget establishment).

Образовательному учреждению присущи все черты, характерные для любой организации. Оно учреждается и действует на основании Закона «Об образовании», имеет статус юридического лица и реализует в соответствии с лицензией образовательные программы.

Основными составляющими учебного учреждения, независимо от его размера, сферы функционирования и задач, которые оно решает, являются люди (преподаватели, аспиранты, студенты (учащиеся, ученики), обслуживающий персонал, руководители), задачи, для решения которых данное образовательное учреждение предназначено, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал учебного заведения для решения этих задач.

Как любая организация образовательные учреждения имеют в своём составе структурные подразделения: филиалы, факультеты, отделения, кафедры, опытные участки и станции, учебно-опытные участки (хозяйства), производственные (учебно-производственные) мастерские и комбинаты, полигоны, другие учебно-производственные объекты, клинические базы, научные и другие подразделения, обеспечивающие реализацию задач учреждения образования.

4.2. Сущность менеджмента организации

Термин «менеджмент» (management) американского происхождения. На английском to manage – управлять, а «management» означает «управление». В Оксфордском русско-английском словаре слово «управление» переводится на английский язык такими терминами, как management, administrator, direction, которые рассматриваются как синонимы.

Однозначного определения менеджмента в настоящее время всё ещё не существует. Содержание понятия management раскрывается широко и многосторонне как:

– «Менеджмент – способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умелость и административные навыки» (Оксфордский словарь английского языка); (Эта трактовка менеджмента высвечивает ряд сторон, которые должны быть отражены в определении менеджмента сферы образования. Во-первых, общение с людьми, во-вторых, особые управленческие умения, в-третьих, культура управления);

– особый вид управленческой деятельности и область человеческого знания, помогающий осуществлению этой деятельности (Мескон А., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента»);

– способ управления, руководства, направления или контроля;

– искусство управления и руководства;

– люди, контролирующие и направляющие работу организаций, а также управленческий аппарат.

Менеджмент – целенаправленное воздействие менеджера (субъекта управления) на организацию (объект управления) для достижения целей её функционирования.

В упрощённом понимании менеджмент это:

– умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект мотивы поведения людей;

– «управление» – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

В целом – это комплекс общих подходов, форм, приёмов, методов, обеспечивающих компетентно-профессиональное управление конкретной системой, независимо от характера и вида управленческой ситуации по достижению поставленных целей и задач.

Вместе с тем, по мнению многих авторов, пишущих на русском языке, термин «менеджмент» не является в полной мере синонимом термина «управление». Термин «управление» в русском языке имеет достаточно широкий смысл (управление автомобилем, животным и т.п.). Оно отражает регулирование системы в соответствии с определёнными целями и, включает не только руководство людьми, но и управление финансовыми, материально-техническими и другими ресурсами, а также техникой.

Современное понятие «менеджмент» распространяется лишь на социально-экономические системы, т.е. организации, обязательным элементом которых является человек и его целенаправленная деятельность.

Управление рассматривают в узком и широком смысле. В узком смысле слова управление – это информационное воздействие субъекта управления на объект управления, побуждающее объект совершать некоторые действия, направленные на достижение целей субъекта. В некоторых (идеальных) случаях цели субъекта и объекта могут совпадать.

В широком смысле слова управление – это не только воздействие субъекта на объект, а непрерывный процесс, включающий подготовку к воздействию, само воздействие, контроль деятельности объекта управления и анализ полученных результатов. Таким образом, управление – это непрерывное действие, которое начинается с момента установления взаимосвязи между субъектом и объектом и заканчивается только с разрывом этих связей.




Рис. 4.1 Процесс управления


Менеджмент можно рассматривать как управление людьми и процессами, протекающими в организациях любых типов и организационно-правовых форм – это совокупность методов, средств, форм и принципов управления организацией с целью повышения эффективности её деятельности.

«Менеджмент» обычно не относят к государству и обществу в целом. Для указанной сферы применяются преимущественно термины «государственное регулирование», «государственное управление». Однако в последние годы наметилась тенденция к использованию понятия «менеджмент» и для обозначения управления национальной экономикой, осуществляемого государственными, отраслевыми и региональными чиновниками, а также в отношении некоммерческих организаций. Это обусловлено тем, что одни и те же закономерности управления организацией свойственны не только коммерческим предприятиям, но и армейским подразделениям, правительственным органам, спецслужбам, научно-техническим фирмам, образовательным учреждениям, которые также являются организациями.

Поэтому, постепенно уходит в прошлое употребление термина «менеджер» – только к руководителям рыночных предприятий и использование на государственной службе терминов «руководитель», «администратор», «чиновник». В настоящее время менеджерами называют государственных чиновников и даже военных деятелей. Например, одним из величайших менеджеров в истории человечества, называют генералиссимуса А.В.Суворова.

Существует множество определений менеджмента. Для педагогической (некоммерческой) деятельности наиболее близко определение менеджмента, сформулированное американским исследователем П. Друкером: «Менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей».

На основе этого определения П. Друкер выделяет следующие задачи менеджмента:

– объединять людей вокруг общих целей предприятия;

– развивать в каждом сотруднике его потребности и по возможности их удовлетворять;

– способствовать постоянному развитию людей;

– осуществлять производственную деятельность на основе коммуникации между работниками и их индивидуальной ответственности;

– оценивать эффективность работы предприятия не только по производственным показателям, но и по показателям, которые связаны с работой людей, с социальными аспектами эффективности.

Менеджмент организации – это многоплановая деятельность, охватывающая управление происходящими в организации процессами, связанными как с её внутренней жизнью, так и с её взаимодействием с окружающей средой. Поэтому менеджмент организации может быть рассмотрен, с одной стороны, как управление с позиций процессов включения организации во внешнюю среду, а с другой стороны, как управление с точки зрения процессов, происходящих внутри организации.

Менеджмент и внешнее окружение организации. Любая организация нуждается в постоянном получении из внешней среды исходных продуктов для обеспечения своей жизнедеятельности. В связи с усложнением и усилением конкуренции, резким ускорением процессов изменений в окружающей среде организации всё в большей мере вынуждены уделять внимание вопросам взаимодействия с этой средой.

Ключевую роль в выработке и проведении политики данного взаимодействия играет управление организацией. Менеджмент в современных условиях обеспечивает эффективное взаимодействие организации с внешним окружением путём влияния не только на процессы, происходящие в организации, но и на окружающую среду.

Управление внутри организации. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для достижения ею своих целей. Менеджмент управляет функциональными процессами, протекающими в организации.

Так, управление производством предполагает управление переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов в конечный продукт; управление маркетингом призвано увязывать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиента и достижение целей организации; управление финансами предполагает управление движением финансовых средств в организации; управление эккаунтингом – управление обработкой и анализом финансовой информации о работе организации с её возможностями, а также с деятельностью других организаций; управление персоналом – использование возможностей работников для достижения целей организации.

Назначение менеджмента – управление организацией в самом широком смысле как системой жизнедеятельности, поддержание баланса между процессами жизнедеятельности, мобилизация ресурсов организации на осуществление этих процессов.

Менеджмент охватывает три ключевые сферы: управление процессами внутри организации, управление процессами включения организации во внешнюю среду и собственно механизмы управления.

Управление внутри организации, или менеджмент организации, формирует, координирует и приводит в действие ресурсы организации для достижения её целей, формирует и при необходимости изменяет всю внутреннюю среду организации, управляет функциональными процессами внутри организации.

Внутренняя среда организации состоит из следующих составляющих: структура организации, внутриорганизационные процессы, технологии, кадры, организационная культура.

Функциональные процессы как объект управления со стороны менеджмента включают пять основных групп: производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами, учёт и анализ хозяйственной деятельности.

Организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью (степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации.

Упорядоченная взаимосвязь частей (элементов) системы управления называется организационной структурой управления (ОСУ).

Организационная структура – один из важнейших инструментов управления. С её помощью в соответствии с задачами учреждения формируется количество и качество исполнительных структур, определяя связи между ними – линейные (определяющие отношения подчинения) и горизонтальные (предназначенные для согласования действий). На основе организационной структуры учреждения между его подразделениями распределяются ресурсы, а между работниками – задачи, обязанности, права и ответственность.

В теории управления описаны различные типы организационных структур: линейные, функциональные, линейно-функциональные, программно-целевые, матричные.

Структура управления образовательного учреждения строится, как правило, по линейно-функциональному принципу и включает несколько уровней управления:

1. Директор (ректор).

2. Заместитель директора (проректор) по основным ресурсам (кадры, финансы, материально-техническое оснащение, учебная и научно-техническая работа и др.).

3. Заместители директора (деканы, заведующие отделениями и др.) по группам основных направлений учебной деятельности. Факультет – структурное подразделение, объединяющее группу родственных по направлению деятельности или составу обслуживаемых дисциплин кафедр. В состав факультета могут входить кафедры, лаборатории, центры.

4. Заведующие специализированными отделениями (кафедрами) по направлениям учебной деятельности.

Решение проблемы построения ОСУ предусматривает совершенствование всех её элементов как системного объекта, целостного образования с его потребностями, целями и функциями, техникой и технологией, информацией. Для проектирования организационных структур управления применяются четыре основных метода:

– метод аналогии – базируется на поиске прототипов для разрабатываемых организациионных структур;

– метод структуризации целей – предусматривает выработку процедуры целеполагания и его совмещение с разрабатываемой структурой;

– экспертный метод – заключается в подготовке компетентными специалистами рациональных решений по проектируемой структуре на основании изучения особенностей организации и дефектов в работе системы управления, обобщения и оценки прогрессивных тенденций в этой области;

– метод моделирования – представляет собой разработку формализованных графических, машинных, математических моделей и описаний распределения полномочий и ответственности в организации.

Различаются три последовательных этапа в процессе построения организационных структур:

– диагностический – анализ существующей практики и определение требований к создаваемой структуре;

– проектный – собственно проектирование, моделирование организационной структуры;

– организационный – создание и внедрение новых структур.

Управление персоналом в системе менеджмента. Организацию можно представить как системное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение определённых целей. Основой любой организации являются люди. Они создают продукцию, формируют организационную культуру, внутренний климат организации. Именно от людей зависит эффективность деятельности организации.

В силу этих особенностей персонал организации является для менеджмента ключевым звеном. Это предопределило выделение в общей системе менеджмента такого блока, как менеджмент человеческих ресурсов, или управление персоналом.

В широком смысле управление персоналом организации должно охватывать следующие направления:

– планирование кадровой работы;

– набор, отбор и расстановка кадров;

– обучение, повышение квалификации и продвижение кадров;

– компенсации за труд;

– обеспечение безопасности и здоровья работников;

– создание благоприятных условий на рабочих местах;

– поддержание отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров;

– дисциплина, контроль, оценка действий персонала.

4.3. Парадигма управления. Философия современного менеджмента

Парадигма – система представлений, основных концептуальных установок и т.п., характерная для определённого этапа развития науки, культуры, цивилизации в целом.

В настоящее время в Республике Беларусь происходит смена парадигмы управления.

Применявшаяся в прошлом парадигма имела следующие особенности:

1. Базировалась на марксисткой трактовке экономического развития.

2. Роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства, а план выступал как регулятор.

3. Экономическая теория социализма обосновывала необходимость реализации таких принципиальных положений, как концентрация производства, его монополизация на государственных предприятиях, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность, закрытость единого народнохозяйственного комплекса страны.

4. Управление экономикой СССР строилось по типу одной большой фабрики с подразделениями и филиалами.

Перечисленные выше особенности приводили к широкому применению следующих принципов (законов) управления:

– необходимость централизации управления;

– моноцентричная система хозяйствования;

– жёсткая система распределения ресурсов и продукции, хозяйственных связей между предприятиями.

На определённом этапе развития использовавшаяся парадигма управления давала неплохие результаты с точки зрения эффективности (особенно это касается управления в чрезвычайных ситуациях – во время войны, восстановления экономики после неё, ускоренной индустриализации). Однако она не могла быть эффективной в новых условиях – в условиях постиндустриального развития общества, когда главной задачей предприятия была адаптация к изменяющейся внешней среде и победа в жёсткой конкурентной борьбе.

Поэтому по мере проведения рыночных реформ на смену старой пришла новая парадигма управления, особенностями которой являются:

– децентрализация системы управления на базе сочетания рыночного и государственного регулирования социально-экономических процессов. Государство теперь устанавливает общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство, госзаказ, лицензирование, установление кредитных ставок и т.п.;

– переход к полицентрической системе хозяйствования;

– сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора. Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса предприятий в экономической системе страны

– формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых социально ориентированных систем. Каждая организация должна решать вопросы, касающиеся взаимодействия с внешней средой. Социальная ориентация организации рассматривается в двух аспектах: ориентация на потребителя и удовлетворение потребностей общества; решение социальных проблем трудового коллектива и среды обитания организации.

Главное внимание в управлении обращается на человеческий, или социальный, аспект управления. Ориентация производства идёт не на объёмы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей.

Деятельность образовательных учреждений в современных условиях также требует от их руководителей ориентации на новую философию управления.

Современная система управления образовательным учреждением должна быть ориентирована на повышение роли организационной культуры, мотивацию работников и стиль управления.

Организационная культура понимается как один из важных инструментов управления, опирающегося на традиции, ценности и принципы, выработанные как многовековой историей общества, так и в процессе взаимодействия людей внутри организации.

Организационная культура образовательного учреждения формулируется как совокупность принципов, определяющих ориентацию деятельности коллектива. Для образовательного учреждения, объединяющего в своей деятельности разнородные группы сотрудников, ориентация имеет многоцелевой характер. Организационная культура образовательного учреждения не просто декларируется, а реализуется конкретными правилами внутренней деятельности, приоритетами при выборе вариантов распределения ресурсов.

Каждое образовательное учреждение должно сформулировать основную цель деятельности и систему подцелей, привязанную к совокупности реализуемых областей деятельности.

Цель образовательного учреждения – обеспечение высокого качества образования на основе целевых программ обучения, привлечения высококвалифицированных преподавателей, применения инновационных технологий обучения и современного оборудования в соответствии со стандартами образовательной деятельности, а также с учётом индивидуальных запросов учащихся.

Задачи образовательного учреждения:

– удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения образования;

– развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

– подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;

– формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

– сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

– распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Решая эти задачи каждое образовательное учреждение должно учитывать стратегические задачи национальной системы образования. Сохраняя свою специфику и достигнутый уровень, необходимо в максимальной степени способствовать международной интеграции образования. Будущее общество – это открытое общество с единым международным рынком ресурсов, продукции и услуг. Обязательным условием такого общества будет единство образовательных уровней в различных странах.

Образовательное учреждение может определить деловые качества сотрудников, необходимые для оптимального выполнения ими своих функциональных обязанностей, а также их нравственные качества. Однако в любом образовательном учреждении его сотрудники не должны проявлять безответственность, грубость, властолюбие, жадность, зависть, интриганство, лицемерие, недисциплинированность, непорядочность.

Наличие преподавателей и сотрудников, обладающих соответствующим уровнем квалификации, а также наличие оборудования, методик и финансовых средств для функционирования образовательного учреждения является важным, но не единственным условием его эффективной деятельности. Деятельность образовательного учреждения нужно организовывать, обеспечить оптимальное функционирование всего коллектива, отдельных подразделений в рамках единой сложной и динамичной системы.

4.4. Государственно-общественный характер управления системой образования

Управление в сфере образования в Республике Беларусь носит государственно-общественный характер и осуществляется на основе принципов гласности и демократии.

Под государственно-общественным управлением понимают такое управление, в котором сочетается деятельность субъектов управления государственной и общественной природы, направленная на организацию функционирования и развития сферы образования.

Субъекты государственно-общественного управления:

– Органы государственной власти Республики Беларусь

– Министерство образования Республики Беларусь

– Всебелорусский съезд (конференция) участников образовательного процесса

– Органы государственной власти городские

– Органы государственной власти областные

– Органы государственного управления образованием областные

– Республиканская коллегия по образованию

– Органы государственного управления образованием городские

– Районные органы управления образованием

– Областные съезды (конференции) участников образовательного процесса

– Городской съезд (конференция) участников образовательного процесса

– Органы местного самоуправления

– Областная коллегия по образованию

– Городская коллегия по образованию

– Районные съезды (конференции) участников образовательного процесса

– Районная коллегия по образованию

– Руководитель образовательного учреждения

Общее собрание (конференция) участников образовательного процесса учреждения

– Совет образовательного учреждения.

Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить преподавателям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Цель государственно-общественного управления образованием – оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства.

Задачи государственно-общественного управления образованием:

– реализация определённых Кодексом Республики Беларусь об образовании прав работников образовательного учреждения, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательным учреждением;

– повышение эффективности государственной политики в области образования;

– удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса.

В государственно-общественном управлении образованием могут использоваться такие формы, как заседания, конференции, «круглые столы», отчёты, самоотчёты, обсуждение проектов управленческих решений и нормативно-правовых документов и др. Очевидно, наилучшие результаты, принесет оптимальное сочетание методов и форм управленческой деятельности субъектов государственно-общественного управления, максимально учитывающих конкретные условия функционирования образовательных систем и учреждений.

С учётом содержащейся в Кодексе Республики Беларусь об образовании компетенции органов государственной власти и управления образованием определяются полномочия субъектов государственно-общественного управления на всех уровнях образования.

Наряду со специфическими методами деятельности органов государственного управления образованием (приказ, распоряжение, требование, утверждение, методы поощрения, наказания и ответственности) и органов общественного управления образованием (общественное поручение, общественное мнение, общественного поручительства, общественной экспертизы и др.) у них могут быть и общие методы государственно-общественного управления образованием. Среди них – методы управленческого цикла, педагогической инструментовки конкретного дела, личного примера, авансированного доверия, позитивного стимулирования, просьбы, совета, предложения.

Государственный характер управления системой образования закреплён совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в Кодексе РБ об образовании (ст.2).

Государственный характер управления образованием проявляется также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан РБ на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путём соблюдения государственных образовательных стандартов, включающих государственный и отраслевой компоненты с установлением обязательного минимума содержания образования, максимального объёма учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки выпускников, критерии оценки качества образования.

Государственное управление образованием осуществляют президент РБ, правительство РБ, республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы (исполкомы).

Президент РБ и правительство РБ выступают в качестве органов общей компетенции и решают наиболее важные вопросы государственного характера, республиканского масштаба. Примерно такого характера и компетенция местных Советов депутатов, исполкомов. Они призваны решать вопросы, относящиеся к сфере образования, местного значения и ограниченные пределами соответствующей административно-территориальной единицы.

К республиканским органам государственного управления относятся специальные и ведомственные органы.

Специальными органами государственного управления являются Министерство образования РБ, отделы и управления образования местных исполнительных комитетов.

Ведомственные органы управляют подведомственными им учреждениями образования своего профиля. К ним относятся: министерство здравоохранения, министерство культуры, министерство обороны, министерство внутренних дел, министерство связи, министерство по чрезвычайным ситуациям и др. В систему подобных органов не входят общеобразовательные школы и дошкольные учреждения образования. Все они находятся в системе министерства образования.

Министерство образования как орган государственного управления призвано управлять образованием. В процессе осуществления управления оно проводит государственную политику и в одних случаях реализует гамму управленческих функций, в других – отдельные их них: регулирование, государственный контроль, координацию.

Функции министерства образования обусловлены его задачами. Основные из них:

– прогнозирование развития системы образования, социальных процессов в среде молодёжи в республике, изучение мировых тенденций и определение приоритетных направлений развития в этих сферах;

– осуществление инспектирования, аттестации и аккредитации организаций образования, входящих в национальную систему образования РБ;

– утверждение положений об учебных заведениях, других учреждениях системы образования, образцов документов об образовании, типовых штатов и нормативов численности работников организаций системы образования;

– осуществление лицензирования отдельных видов образовательной деятельности;

– организация разработки и утверждение образовательных стандартов, учебных планов и программ по всем уровням образования, организация подготовки и издание учебников, учебных пособий и иной учебно-методической литературы;

– осуществление учебно-методического руководства и координации деятельности всех учебных заведений и иных организаций по вопросам своей компетенции;

– анализ и контроль деятельности учебных заведений, иных организаций независимо от ведомственной подчинённости и форм собственности по вопросам своей компетенции;

– создание, реорганизация и ликвидация организаций, осуществление управления деятельностью подчинённых организаций, имущество которых находится в республиканской собственности, в т.ч. заключение трудовых договоров (контрактов) с их руководителями, утверждение их уставов, управление их имуществом;

– осуществление согласования для областных и Минского городского исполнительных комитетов кандидатур на должности руководителей управления образования, а также кандидатур на должности руководителей соответствующих организаций системы образования;

– обеспечение организации и проведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, в т.ч. по проблемам образования, воспитания, охраны детства и молодёжной политики, внедрение достижений науки в системе образования, а также содействие их внедрению в отрасли экономики;

– осуществление государственной кадровой политики, направленной на комплектование центрального аппарата министерства образования, подведомственных учреждений и иных организаций образования высококвалифицированными специалистами.

Каждая функция находит отражение во внутриструктурных подразделениях министерства. Можно констатировать, что функция сама по себе не существует, всегда наличествует субъект, её осуществляющий. Любое из структурных подразделений объединяет в себе несколько или целую совокупность управленческих функций в сфере образования. Например, в Главном управлении высшего и среднего специального образования сосредоточена гамма функций по управлению двумя видами образования: высшим и средним специальным. Совокупность управленческих функций объединяют структурные подразделения, построенные по отраслевому принципу. К ним относятся пять первых структурных подразделений и департамент по делам молодёжи. Другие структурные подразделения построены по функциональному принципу и собирают в себе одну или несколько функций. К ним относится и департамент контроля качества образования.

Названные функции реализуются с помощью полномочий – совокупности прав и обязанностей министерства.

При министерстве могут создаваться советы по направлениям деятельности из состава работников министерства, представителей иных заинтересованных республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций системы образования, общественных объединений и иных юридических лиц для разработки и осуществления государственной политики в соответствующих направлениях деятельности.

Конец ознакомительного фрагмента.