Введение
Не случайно преамбулой нашей книги являются слова великого русского философа Ивана Александровича Ильина, которые не потеряли своей актуальности и спустя столетие: «Спасение России – в качестве». Действительно, Россия, являясь самой большой по площади страной в мире, имеет практически все известные на сегодняшний день природные ресурсы. Однако большая часть из этих ресурсов перерабатывается и превращается в товар в других странах, которые возвращают его обратно по завышенным ценам, а та продукция, которая производится на территории России обладает низкой конкурентной способностью из-за своего плохого качества. К примеру, выдвижение Японии (которая не богата полезными ископаемыми) в ряд экономических сверхдержав в решающей степени явилось результатом революции в сфере производства высококачественных товаров.
До конца 1980-х годов, во времена «железного занавеса», когда между СССР и другими западными странами были не только информационный и политический барьеры, но и, как следствие, ограниченный товарообмен, наш неискушенный потребитель довольствовался небольшим ассортиментом товаров, качество которых он не имел возможности сравнить с их аналогами.
После падения «железного занавеса» Россия открылась для международного рынка и зарубежные товары хлынули на российского потребителя. В этих условиях проблема конкурентоспособности отечественной продукции приобрела наибольшую остроту[1].
Тем не менее, было бы неверно сказать, что все предприятия нашей страны были не готовы к конкурентной борьбе. В СССР был накоплен большой опыт комплексного подхода к проблемам качества. Можно отметить современные по тому времени системы стандартов ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП, СРПП ВТ, Комплексную систему управления качеством продукции (КСУКП), массовое внедрение научнотехнических достижений в разработку наукоемкой продукции, особенно в отраслях оборонной промышленности (ракетостроение, атомная энергетика, судостроение и др.). Многие из создаваемых в то время изделий отличались высокой надежностью. При отработке новой техники широко применялись методы ускоренных испытаний, математического моделирования процессов, планирования экспериментов и т.д.
Резкий, неподготовленный переход к рыночным механизмам в экономике привел к нарушению сложившейся структуры планирования и резкому снижения заказов, а значит, и финансирования работ. Это привело не только к снижению объемов производства, но и показателей качества продукции. В значительной мере это было обусловлено снижением творческой активности и производственной дисциплины работников российских предприятий. Люди потеряли идею, и нужно было время на осознание сложившейся ситуации и появление новых идей, которые увлекли бы весь коллектив на непрерывное совершенствование своей деятельности.
Таким образом, проблема качества продукции оказалась в фокусе напряженной международной конкуренции, а управление качеством стало важнейшей задачей, которую приходится решать не только отечественным, но и всем международным компаниям. Достижение определенного уровня качества всегда было одной из приоритетных целей человеческого сообщества, однако, если ранее эта цель редко попадала в поле зрения политических лидеров, то в наши дни положение изменилось кардинальным образом.
Было бы не правильным считать, что понятия «качество» и «управление качеством» возникли в течение последних десятилетий. Если оценить результаты археологических раскопок, пройтись по улицам древних городов и по залам музеев, нетрудно убедиться в том, что «изобретение» управления качеством представляет собой непрерывный процесс, пронизывающий тысячелетия.
Древние китайцы, греки, римляне и другие цивилизованные народы строили дороги, мосты, храмы, корабли. Они создавали шедевры, многие из которых сохранились до наших дней.
На протяжении веков искусные мастера совершенствовали навыки, необходимые для производства продуктов питания, одежды и снаряжения воинов, а также при строительстве жилья для постоянно возрастающей численности жителей Земли.
Промышленная революция открыла шлюзы, через которые в мир устремился поток технической мощи. Человечество осваивало промышленное производство и новые технологии. Привычными стали железные дороги, пароходы, электростанции, автомобили, воздушные суда, бытовая техника и разные диковинные предметы, которым не видно было конца. Все эти разработки требовали определенного контроля качества. Изобретения и инновации являются составной частью истории управления качеством. Процедуры контроля и измерений представляются нам сегодня совершенно естественными, но где–то в туманной ретроспективе прошлого эти инструменты для измерений и понятие контроля отсутствовали, следовательно, когда–то они были изобретены. Это относится к таким очевидным для нас понятиям, как гарантия качества, стандартизация, взаимозаменяемость, как законы, охраняющие права потребителя, и многим другим. Мы знаем, что эти понятия были изобретены в давние времена, но не можем сказать ничего определенного об их авторах. Когда же речь идет об изобретениях, сделанных в 20–м столетии, хорошо известны имена создателя концепций контрольных диаграмм (Шухарт), принцип Парето и Джурана, диаграммы причинного анализа (Исикава). Правда, мы часто недооцениваем вклад руководителей производства, которые с успехом внедряли подобные инновации как в прошлом, так и в наши дни.
Предлагаемое читателю учебное пособие рассматривает понятие «качество», как сложную, многоаспектную и одновременно универсальную категорию любого объекта и описывает основные этапы развития подходов к управлению качеством. Пособие представляет собой своеобразный экскурс в историю учения о качестве и предназначено для студентов, изучающих курсы истории и философии качества. Его цель – помочь студентам, прежде всего, систематизировать учебный материал, лучше подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам.