Вы здесь

Управление качеством. Шпаргалка. 22. ПОНЯТИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ (М. С. Клочкова)

22. ПОНЯТИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Стандартизация – это система разработки и определения требований, норм, правил, характеристик, выраженных в стандартах как обязательных, так и рекомендуемых для выполнения при производстве продукции. Стандартизация выступает инструментом для роста качества и убыстрения научно—технического прогресса как на уровне отдельной организации, так и в рамках народнохозяйственного комплекса полностью. Появляются единые требования к качеству изделий, охране и условий труда работников на предприятиях. Правовую основу стандартизации в России образует Закон РФ «О стандартизации» (1993).

Цели стандартизации продукции следующие:

1) безопасность продукции (работ, услуг) для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды;

2) техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость товаров;

3) качество в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

4) выполнение обязательных стандартов;

5) единство измерений;

6) экономия материалов и ресурсов;

7) безопасность хозяйственных объектов с учетом риска появления природных и технологических катаклизмов и других чрезвычайных происшествий;

8) обороноспособность и мобилизационная готовность государства.

Объектами стандартизации являются:

1) продукция (сырье, материалы, полуфабрикаты, готовые изделия). В данном случае стандартизации могут быть подвергнуты: определенный тип или группа однородной продукции; технические ситуации; способы проверки и контроля; параметры упаковки; параметры маркировки; нормы приемки; условия хранения; правила транспортировки; правила использования; правила ремонта; правила утилизации; .

2) работы (процессы). Стандартизация может каса.ть—ся следующих составляющих: определенных типов работ на конкретных фазах жизненного цикла – разработки, производства, эксплуатации (потребления), хранения, транспортировки, ремонта, утилизации; экологических требований; методов конт—роля; 3) услуги (материальные и нематериальные). В этом случае стандартизации подлежат: определенный тип или группа однородных услуг; технические условия; способы контроля; требования к персоналу.

Область стандартизации – совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации.

Формы и методы взаимодействия предприятий и предпринимателей друг с другом, а также с государственными органами управления устанавливаются стандартами государственной системы стандартизации.

Стандарт – это официальный государственный или нормативно—технический документ отрасли, предприятия, направленный на достижение необходимого качества продукции.

Стандарт может включать обязательные для выполнения требования, обеспечивающие безопасность продукта, техническую и информационную совместимость и взаимозаменяемость, единство методов контроля и маркировки, и набор рекомендательных требований.

Международная и региональная стандартизаци—онная деятельность исполняется специалистами различных государств при сотрудничестве в международных и региональных организациях.

Национальная стандартизация – стандартизация, проводимая внутри конкретной страны на государственном отраслевом уровне, уровня сектора экономики или отдельного предприятия или организации.

Административно—территориальная стандартизация – деятельность, проводимая в переделах административно—территориальной единицы.

Основные итоги деятельности по стандартизации:

1) рост уровня соответствия продукции и процессов их конструктивному назначению;

2) ликвидация технических барьеров на международном уровне;

3) содействие научно—техническому прогрессу и сотрудничеству в различных отраслях.