20. СУЩНОСТЬ КАЧЕСТВА И УПРАВЛЕНИЯ ИМ
Качество продукции – совокупность свойств продукции, делающих ее пригодной к потреблению в соответствии с назначением.
Уровень качества зависит от ряда причин:
1) качества исходного сырья и материала;
2) способов обработки сырья;
3) уровня квалификации кадров;
4) производственной трудовой дисциплины. Управление всякими процессами осуществляется круговым циклом: планирование (plan, P) – осуществление o, D) – контроль (check, С) – управляющее воздействие (action, А). Последовательность прохождения этих стадий является процессом управления качеством.
Цикл PDCA обеспечивает стабильное наблюдение и рост уровня качества в ходе производственной деятельности.
Управление необходимо создавать на базе семи комплексов мероприятий:
1) идентификация и поиск проблемы;
2) сбор и анализ информации;
3) анализ причини предпосылок;
4) планирование и исполнение решения проблемы;
5) оценка результатов;
6) стандартизация;
7) подведение итогов и переход к следующей проблеме.
Увеличение запросов рынка к потребляемым товарам, а также усложнение процессов, проистекающих в ходе производственной деятельности, заставили организации пересмотреть и поменять мнение о проблеме качества. Этому способствовало неполное контролирование качества конечной продукции и некоторых элементов производственного процесса в целом. Необходимым условием выживания в конкурентной борьбе явилось формирование системы качества, охватывающей все ступени производства, которые воздействуют на качество готового продукта: от подписания договора с поставщиками ресурсов до реализации готовых товаров.
Управление качеством – методы, применяемые для достижения уровня качества, удовлетворяющего проектно—конструкторским, контрактным и другим требованиям.
Управление качеством продукции должно происходить системно, т. е. в организации, фирме должна работать система управления качеством продукции, являющаяся организационной системой, точно распределяющей ответственность, операции, средства и материалы, нужные для управления качеством.
Система качества – совокупность организационной структуры, схем, процессов, средств и материалов, нужных для совместного управления качеством продукции. Действие системы качества распространяется на все стадии жизненного цикла продукции, создавая так называемую «петлю качества».
«Петля качества» – модель взаимосвязанных видов деятельности, воздействующих на качество на различных этапах – от установления потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества образовывается с учетом определенной деятельности организации, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества»:
1) маркетинг, поиск, исследование и анализ рынка;
2) проектирование и / или разработка технических требований к изделиям;
3) материально—техническое обеспечение;
4) подготовка и разработка производственных процессов;
5) производство;
6) контроль, поверка и испытания;
7) упаковка и хранение;
8) сбыт и распределение товара;
9) монтаж и эксплуатация;
10) техническая помощь в обслуживании;
11) утилизация после употребления продукта. Система качества должна обеспечивать управление качеством на всех этапах «петли качества», участие всех сотрудников в обеспечении качества конечной продукции, взаимосвязь деятельности по увеличению качества с деятельностью по уменьшению расходов, обязательность обнаружения недостатков и их устранение.
Закон повышения качества продукции. По
мере развития потребностей людей и производительных сил их труда улучшаются потребительские свойства и расширяется ассортимент производимых и потребляемых ими материальных благ и услуг.