17. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
Процесс производства новых видов продуктов является одним из наиболее сложных и тяжелых для моделирования. Это объясняется тем, что он заключается в большом числе больших и мелких стадий операций и иных последовательно производимых действий перехода от менее совершенного и завершенного к более конкретному и законченному.
Каждая стадия процесса может отличаться от предшествующей и последующей по структуре и содержанию. Они могут различаться в пространстве и во времени, иметь неодинаковую продолжительность, совершаться на разных предприятиях и в отделах одной организации, быть в начале или конце стадии разработки. Наряду с тем это разнообразие способов производства продукции сводят к такому множеству признаков, которое, было бы действительно обозримо для изучения и позволило бы формализовать как сам процесс производства продукта, так и процесс его рассмотрения. Процесс создания продукции представляют в виде технологии, состоящей из трех стадий жизненного цикла – проектирование, производство и эксплуатация продуктов – содержит в себе три взаимосвязанных процесса:
1) формирование, обеспечение, поддержание качества продукции;
2) контроль качества продукции;
3) управление качеством продукции (УКП).
Управление качеством продукции (УКП) – действия, осуществляемые при производстве и эксплуатации или потреблении изделий, в целях создания, предоставления и поддержания необходимого уровня их качества (ГОСТ 15467–79). УКП выполняет воздействие на вход и процесс, имеет свой объект, задачу и проект управления.
Объектами управления являются процессы функционирования продукта с учетом совокупности признаков качества, изготовления, производства продукции и организации ее создания.
Проблемой управления является достижение конкретных по размеру показателей качества продукции, при которых достигаются максимальная целесообразность, эффективность, улучшение применения.
Целесообразность предполагает удовлетворение отдельных ограничений, пороговых или качественных запросов, позволяющих отличить «нецелесообразное» от «целесообразного».
Эффективность связана с поиском и выбором из массы вероятных оптимальных значений показателей качества в конкретном диапазоне условий производства продукции. Эффективность нельзя рассматривать как непременное увеличение технических или физико—химических показателей качества изделий. В реальности не всегда рационально увеличивать скорость, мощность, точность, надежность; расходы на их увеличение должны быть оправданы получением должного эффекта и результата.
Для того чтобы достичь эффективности, необходимо следовать таким требованиям: функционирование продукта на основе показателей качества с учетом их полноты и детализации.
Полнота качества продукции характеризует уровень охвата управляющих параметров и т. о. полностью работу продукта.
Детализация заключается в доведении отклонений качества продукции до допусков на каждый параметр и каждый вид его отклонения.
В случаях, когда рынок требует повышения или не снижения уровня качества производимой продукции, была предусмотрена стратегия всеобщего управления качеством, которая может быть достигнута вследствие втягивания в процесс управления качеством всей организации и всеобщей ориентированности на цели политики качества.
Всеобщее управление качеством – это долгосрочный интегрированный подход к руководству предприятием, гарантирующий в срок и с наименьшими издержками обеспечение и повышение качества производимой продукции на всех циклах производственного процесса, рассчитывающий на усилия и старания всех работников организации с наилучшим удовлетворением запросов и желаний потребителей.