10 ПЛАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА
Изготовление новых видов продукции, услуг или технологических процессов предполагает подготовку руководством планов обеспечения качества, зафиксированных в письменном виде и взаимоувязанных с требованиями системы управления качеством предприятия.
Планы обеспечения качества должны устанавливать:
1) цели, которые должны быть достигнуты в сфере качества;
2) определенное распределение прав и обязанностей на различных стадиях составления проекта;
3) использование специальных процедур, способов и рабочих инструкций;
4) соответствующие проекты испытаний, контроля и проверки на соответствующих стадиях (например, проектирования, разработки);
5) способ изменения планов обеспечения качества в процессе развития работ над проектом;
6) прочие действия, необходимые для достижения установленных целей.
План обеспечения качества может быть составляющей детальной рабочей методики.
Карточки учета показателей качества и контрольные карты, относящиеся к проектированию, контролю, испытаниям, анализу, проверке пересмотру или связанным с ними результатам выступают значимыми деталями системы управления качеством.
Проверка системы качества:
Все детали, аспекты и компоненты системы качества должны быть объектом систематической внутренней проверки и оценки. Проверки должны обеспечивать оценку эффективности работы различных составляющих системы качества, способствующих исполнению назначенных целей в сфере качества. Для этого руководство предприятия должно разрабатывать и составлять надлежащий план проведения проверки.
План проведения проверки. Формат плана проведения проверки должен содержать:
1) номенклатуру различных видов и сфер деятельности, подлежащих проверке;
2) требования к квалификации персонала совершающего проверку;
3) основание для проведения проверок;
4) процедуры представления выводов, заключений и рекомендаций по итогам проверки. Проведение проверки:
Объективная оценка составляющих системы качества, осуществляема компетентным персоналом, может содержать следующие действия или сферы распространения:
1) организационные структуры;
2) административные и рабочие операции;
3) персонал, оборудование и материальные средства;
4) рабочие участки, операции и технологические процессы;
5) выпускаемая продукция (для определения степени соответствия стандартам и техническим требованиям);
6) документацию, отчеты и регистрацию сведений. Персонал, осуществляющий проверки составляющих системы качества не должен быть занят в проверяемой им деятельности или сфере.
Результаты выполненной проверки, выводы и рекомендации, должны предоставляться в виде документов для рассмотрения на соответствующем уровне руководства предприятия.
Отчет и последующая доработка результатов проверки должны содержать:
1) конкретные примеры несоответствия и недостатков должны быть документально оформлены в отчете о проверке; туда могут быть записаны вероятные причины таких недостатков, если они очевидны;
2) должны быть оценены выполнение и эффективность корректирующих мероприятий, предложенных в ходе предыдущих проверок;
3) по просьбе могут быть предложены соответствующие корректирующие операции. Руководство предприятия должно обеспечить самостоятельное проведение анализа и оценки системы качества. Такие анализ и оценка совершаются соответствующим персоналом из числа руководства предприятия или компетентными независимыми лицами, назначенными по постановлению руководства предприятия.
Сведения, заключения и рекомендации, полученные вследствие анализа и оценки, должны представляться в качестве документов для принятия необходимых мер руководством предприятия.