Вы здесь

Управление качеством. 2. Классификация промышленной продукции и номенклатура показателей качества ( Коллектив авторов, 2008)

2. Классификация промышленной продукции и номенклатура показателей качества

2.1. Сущность, основные положения и направления квалиметрии

Успешное решение задач управления объектами и процессами при переводе из одного состояния в другое или поддержании в определенном состоянии невозможно без знания количественных характеристик этих объектов и процессов, определяющих их состояние и траекторию развития во времени и в пространстве.

Применение количественных методов для оценки качества и конкурентоспособности продукции потребовало введения в эту сравнительно новую область знаний ряда новых понятий, прежде всего квалиметрии, свойств, признаков, параметров продукции, показателей качества продукции, единичных, комплексных, определяющих и интегральных показателей качества продукции, индекса и уровня качества продукции, методов определения и оценки качества продукции и др.

В последние десятилетия в развитых в научно-техническом отношении странах применительно к разным отраслям производства предлагаются многочисленные способы и методы количественного измерения и оценки качества различных видов продукции и услуг, с помощью которых оценивают качество автомобилей и торговой упаковки, пищевых продуктов и электродвигателей, жилой квартиры и оружия, мебели и измерительных приборов, обуви и прохладительных напитков, образования и коммунального обслуживания и т. д.

Одна из первых попыток научного обоснования количественной оценки качества была сделана известным русским математиком, механиком и кораблестроителем академиком А.Н. Крыловым. Он предложил для ряда проектов боевого корабля определенного класса вычислять средние значения параметров, характеризующих его качество, и с помощью полученных таким образом показателей характеризовать некоторый «средний корабль» данного класса и определять комплексную оценку качества любого подобного корабля.

В 1940 —1950-е гг. велись интенсивные исследования по созданию новой математической науки, получившей название методов исследования операций, нашедшей применение и в количественной оценке, и особенно в оптимизации качества.

В 1950 – 1960-е гг. исследования зарубежных и отечественных ученых и специалистов поведения в эксплуатации и при испытаниях различных технических систем, прежде всего радиоэлектронных, привели к созданию теории надежности, позволяющей количественно оценить характеристики надежности систем, являющихся важными составляющими их качества.

Одновременное интенсивное развитие в течение последних десятилетий метрологии, социологии, эргономики, психологии и других областей научных знаний, позволившее создать разнообразные по инструментарию и назначению методы определения отдельных показателей качества, потребовали объединения их достижений в единую науку о количественной оценке качества, которой необходимо было дать адекватное ее сущности название.

С точки зрения легкости и удобства образования новых научных терминов для решения этой задачи с учетом необходимости международного признания наиболее пригодными представлялись весьма распространенные при образовании слов в современных европейских языках древнегреческий и латинский языки.

Вместе с тем, учитывая, что термин должен обозначать межотраслевую науку, желательно, чтобы он был достаточно понятен широким кругам специалистов. Это означает, что при его построении нужно было брать латинские и древнегреческие языковые корни, достаточно привычные в научном и техническом обиходе.

С учетом перечисленных требований эту область науки предложено было назвать «квалиметрией», от латинского корня «квали» (образующего слова qualitas — качество, свойство, характер и quails — какой, какого качества) и древнегреческого слова «метрео» – мерить, измерять.

Корень «метрео» стал общеупотребительным в международном научном лексиконе. Что же касается корня «квали», то производные от него в русском языке – квалитативный, квалификация, квалифицировать и т. п.

В большинстве европейских языков он означает «качество». Например, в английском – quality («кволити»), в испанском – calidad («калидад»), во французском – qualité («калите»), в итальянском – qualita («квалита»), в немецком – qualitat («квалитат»), в голландском – kwaliteit («квалитайт»).

Термин «квалиметрия» имеет ряд достоинств:

• он лаконичен и достаточно точно передает содержание понятия «измерение качества»;

• составные части его понятны для людей, говорящих на разных языках;

• характер термина позволяет легко образовывать любые нужные производные слова (например, ученый, специалист, занимающийся квалиметрией, – квалиметролог; подход к изучению какого-то предмета с точки зрения измерения его качества – квалиметрический подход и т. д.);

• входит составной частью в логически связанную систему понятий и терминов (например, наука о качестве – квалиномия; смежная с ней дисциплина, занимающаяся измерением и оценкой качества, – квалиметрия (существует аналогия с некоторыми другими науками: экономика – эконометрия; биология – биометрия; психология – психометрия и т. п.)).

Приоритет в возникновении термина «квалиметрия» принадлежит отечественным ученым. К середине 1960-х гг. накопился значительный опыт применения количественных оценок качества продукции. Это позволило группе ученых во главе с профессором A.B. Гличевым в 1968 г. обосновать методологическую общность подобных способов оценки качества и необходимость их теоретического обобщения. Научная дисциплина, объединяющая количественные методы оценки качества, используемые для обоснования принимаемых при управлении качеством решений, была названа ими квалиметрией.

Первая публикация по квалиметрии с употреблением этого термина состоялась в 1968 г., а к 1970 г. уже был накоплен опыт для достаточно всестороннего исследования квалиметрии, ее сущности и взаимосвязей с различными научными областями.

На XV Международной конференции Европейской организации по контролю качества (ЕОКК) в Москве в 1971 г. впервые проблемы квалиметрии обсуждались на представительном международном научном форуме, на одной из его специальных сессий.

Квалиметрия получила широкое международное признание, особенно с учетом общности рассмотренного выше языкового происхождения этого термина в европейских языках, ее проблемы систематически рассматриваются на ежегодных конференциях ЕОКК и всемирных конференциях по качеству.

Квалиметрия подразделяется на теоретическую и прикладную.

Теоретическая квалиметрия, абстрагируясь от конкретных объектов, обосновывает и разрабатывает принципы, классификации, общие методы и специфические проблемы количественной оценки качества.

Основная задача прикладной квалиметрии — разработка методов количественной оценки качества, учитывающих специфику конкретных видов продукции.

Основными положениями квалиметрии являются следующие:

• любой продукт (изделие, услуга, процесс, система и др.) характеризуется отдельными свойствами, под которыми понимаются объективные особенности продукции, способные проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Эти свойства могут быть сложными (разделяемыми на менее сложные) и простыми (при данном уровне знаний не разделяемыми на другие свойства);

• качество – это наиболее сложное свойство или совокупность свойств, определяющих меру полезности этой продукции для потребителя в соответствии с ее назначением;

• качество представляется в виде иерархической структуры (дерево свойств), на самом высоком уровне которой находится качество – комплексное свойство, а на самом низком уровне – простые свойства;

• отдельные свойства (простые или сложные) могут быть измерены или оценены в определенных единицах измерения, в результате чего рассчитываются абсолютные значения показателей качества, под которыми понимаются количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемые применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления;

• установление абсолютных значений показателей качества может производиться:

– экспериментально – методами метрологии с применением средств измерений или методами органолептики с использованием органов чувств человека для определения эргономических и эстетических свойств (вкуса, запаха, цвета, удобства пользования и т. п.);

– на основе построения аналитических моделей функционирования объекта и установления аналитических зависимостей между свойствами и показателями продукции (например, определение дальности действия радиолокационной станции, зоны уверенного приема радио- или телевизионного сигнала и т. д.);

• каждое простое или сложное свойство может также характеризоваться и относительным значением показателя, определяемым сопоставлением абсолютного значения показателя с базовым значением показателя, под которым понимается значение показателя качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке ее качества;

• каждое простое или сложное свойство дополнительно характеризуется своей весомостью (значимостью, важностью) среди всех остальных свойств, а показатель качества – коэффициентом весомости, который является количественной характеристикой значимости данного показателя качества продукции среди других показателей ее качества;

• количественной характеристикой качества является уровень качества продукции, под которым понимается относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей;

• значение уровня качества может быть представлено как некоторая функция относительных значений показателей и коэффициентов весомости. Эта функция может выражать различные зависимости, средневзвешенные (арифметическая, геометрическая, гармоническая и др.) величины, полином, аналитические зависимости и т. д. Кроме того, оно может быть представлено не в скалярной, а в векторной форме;

• общий алгоритм количественной оценки качества представляется в виде следующей последовательности действий:

– построение иерархической структуры показателей качества;

– определение абсолютных значений показателей качества;

– расчет базовых значений показателей качества;

– определение коэффициентов весомости показателей;

– исчисление значения комплексной количественной оценки качества.

Квалиметрия включает в инструментарий следующие методы.

• математическое моделирование и математическая статистика;

• исследование операций;

• распознавание образов;

• скалярная и векторная оптимизации;

• методы и процедуры экспертных оценок;

• теория графов и др.

В связи с интенсивным развитием системного подхода к изучению и решению проблемы качества и широкого применения систем управления качеством продукции, методы квалиметрии и их практическое использование приобрели большую весомость и практическую значимость.

В силу универсальности идей, основных положений и методов квалиметрии происходит процесс расширения ее первоначальных границ.

В качестве объектов квалиметрии выступают теперь не только продукция, но и услуги (образовательные, медицинские, сервисные и т. п.), а также разнообразные процессы (производственные, трудовые, эксплуатационные и др.).

2.2. Классификация промышленной продукции и номенклатура показателей качества

Под промышленной продукцией понимается материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и индивидуального характера. Классификация промышленной продукции представлена на рис. 2.1.


Рис. 2.1. Классификация промышленной продукции


Рис. 2.2. Схема взаимосвязи понятий признака, параметра и показателя качества продукции


Для оценки качества промышленной продукции используются показатели качества. Показатели качества продукции непосредственно связаны с регламентированными понятиями признака и параметра продукции (рис. 2.2). Признак продукции — качественная или количественная характеристика любых свойств или состояний продукции, а параметр продукции — признак продукции, количественно характеризующий любые ее свойства или состояния.

Показатель, признак и параметр продукции являются применяемыми для оценки качества продукции формами более общего понятия «мера», являющегося конкретным выражением качественной и количественной сторон определенных объектов (предметов, услуг, процессов и т. п.).

Мера — это такое единство количественной и качественной сторон объектов, в котором определенное качество необходимо связать с определенным количеством, при этом количественная сторона объекта может изменяться, быть разной, но лишь в известных границах, определяемых данным качеством объекта.

Показатель качества продукции численно характеризует степень проявления определенного свойства, входящего в состав качества. Его наименование определяет характеризуемое свойство (например, точность измерения, диапазон частот, прочность, долговечность и т. п.). Численные значения могут выражаться как в размерных единицах (длина, скорость, масса, время и др.), так и в безразмерных (коэффициент полезного действия, коэффициент готовности, ремонтопригодность изделия, вероятностные показатели и др.).

В зависимости от свойств продукции показатели качества подразделяются на те, которые можно измерить объективными методами и средствами, и те, которые невозможно определить таким образом (например, вкус пищевых продуктов, аромат духов, внешний вид изделия и др.). Их численные значения определяются квалифицированными специалистами-экспертами и выражаются в условных единицах – баллах.

Конец ознакомительного фрагмента.