Часть 2 Законы управленческого развития и должностного продвижения
Глава 3 Стартовые условия карьеры
Родительская семья
Трудно выделить общие закономерности, связанные с формированием менеджеров в родительских семьях. Наивысшие карьерные достижения американских президентов на первый взгляд не зависели от их происхождения и богатства семей. Ф. Рузвельт – выходец из элиты американского общества, Г. Трумэн – из среды мелких провинциальных предпринимателей, Р. Никсон – из бедняков, а Дж. Буш-старший и Дж. Буш-младший – богатые люди из состоятельной семьи. Известно, что жизнь в семье алкоголика оказала серьезное влияние на Б. Клинтона. Он отмечал, что в юности был гораздо более самостоятельным и крепким, чем мог бы стать при других обстоятельствах, и развил в себе полезное умение ладить с людьми и добиваться своего.
К наиболее значимым семейным факторам формирования будущих менеджеров относят:
• мотивацию к обучению;
• проявление склонности к риску;
• достижения членов семьи (родителей, братьев и т. д.).
Родительская семья лишь в некоторой степени определяет систему отношений будущего менеджера к миру и к самому себе. Не получены убедительные данные, свидетельствующие о том, что требовательность родителей, благоприятная домашняя обстановка и т. п. обусловливают стиль управления. Зато выявлена связь между выбором детьми вида управленческой деятельности и успешностью реализации родительской модели предпринимательства. В случае существенных достижений в управленческой деятельности родителей и наличия ее адекватного образа у детей последние более самостоятельны, уверены в своих силах, в большей степени стремятся к овладению управленческими навыками. Успешность реализации родительской модели управленческой деятельности детьми в значительной степени определяется прибыльностью бизнеса родителей, их удовлетворенностью карьерой, отношением к их достижениям других людей. Социологические исследования свидетельствуют о том, что семья оказывает влияние на те ценностные ориентации детей, которые связаны с их будущей трудовой деятельностью (Дементьева, 1995).
Был проведен анализ влияния родительской семьи на отношение к управленческой деятельности в четырех группах школьников. Первая группа включала школьников, чьи родители были руководителями, во вторую группу вошли школьники, у которых руководителями были только отцы, в третью группу – школьники, матери которых были менеджерами различных уровней, у четвертой группы родители не занимались управленческой деятельностью. По сравнению с четвертой группой школьников устойчивое стремление стать менеджером в будущем в третьей группе встречалось в 1,7 раза чаще, во второй – в 1,4 раза, в первой – в 1,3 раза. Наличие у школьников родителей, занимающих управленческие должности, чаще приводит к формированию мотивации должностного продвижения по сравнению с семьями, не связанными с управлением. Пример родителей часто формирует у школьников представление о том, что не существует других возможностей самореализации, кроме как в управленческой деятельности. Наибольшее влияние на мотивационную сферу школьников оказывают матери, являющиеся руководителями. В семьях, где матери включены в управленческую деятельность, основными мотивами должностного продвижения школьники считают уважение окружающих и самостоятельность, а социальную значимость управленческой деятельности осознают дети из семей, где оба родителя с ней связаны. Школьники из семей, в которых менеджерами являются отцы, одним из основных мотивов должностного продвижения считают стремление к самостоятельности и отвергают наличие мотивов, связанных с социальной значимостью труда.
В семьях, где менеджеры и мать и отец, школьники полагают, что основными характеристиками руководителей являются: умение преодолевать трудности, оперативность, добросовестность, и они уделяют внимание планированию своего времени. Если управленческой деятельностью занимаются отцы, то дети в большей степени ориентируются на овладение знаниями и навыками, стремятся познавать новое, учиться у других, развивают волю. Матери-руководители не всегда осознанно формируют у детей представления о том, что менеджер должен быть сильным и выносливым, обладать специальными способностями, уметь красиво говорить. В этом случае постоянное обучение, познание нового, по мнению школьников и школьниц, не являются важными.
Семья в значительной степени формирует ценностные ориентации школьников, обобщенный образ менеджера, отношение к управлению как особому виду человеческой деятельности и к включению себя в эту деятельности. Менеджеры достаточно долго, а иногда и всю жизнь, сохраняют усвоенные в детстве стереотипы, касающиеся управления.
Обучение в школе и будущая карьера
Успешность деятельности руководителей в значительной степени обусловлена такими стартовыми условиями управленческого развития, как базовое образование, наличие коммуникативного опыта, приобретенного в семье и школе. Интервью с руководителями различных должностных уровней, данные, полученные с помощью биографического метода исследования, подтверждают, что истоки управленческого самоопределения относятся к периоду детства. Руководители высшего звена отмечают, что в 12–13 лет у них сформировался обобщенный образ собственного жизненного пути, в котором в той или иной мере была представлена управленческая деятельность.
Представления о руководителях и их деятельности, мотивация карьерного роста были изучены у 292 школьников пяти возрастных групп (13, 14, 15, 16, 17 лет). Управленческое самоопределение рассматривалось с трех позиций:
• как желание школьников быть руководителями (осуществлять управленческие функции) в будущем (цель);
• как возможность когда-либо занять управленческую должность (возможный вариант);
• как согласие в будущем заниматься этой деятельностью при определенных условиях (маловероятное событие).
На основе согласования трех показателей была выделена группа школьников, отвергающих возможность их включения в управленческую деятельность в будущем. В нее вошли 31 % школьников. Около 16 % школьников заявили, что не хотели бы быть менеджерами ни при каких условиях. Среди мальчиков этот процент был выше, чем среди девочек, и составлял 20 %. В различных возрастных группах удельный вес школьников и школьниц, отвергающих для себя возможность стать руководителем, постоянен. Нежелание когда-либо осуществлять управленческие функции определяется оценкой школьниками своих способностей, узкой профессиональной направленностью, низким уровнем активности и т. д. Значительная часть школьников не обладает необходимой информацией о деятельности менеджеров. Однако наличие или отсутствие информации об этом виде деятельности не связано с принятием или отвержением возможности занимать управленческие должности в будущем.
Для школьников руководитель – это человек, который умеет работать с людьми (70,5 %) и преодолевать трудности (68,5 %). Важным свойством руководителя является добросовестность (45,2 %). Умение красиво говорить более важно, по мнению школьников, чем умение принимать правильные решения. Школьники отвергают необходимость наличия специальных способностей для эффективной управленческой деятельности. По их мнению, руководителями не рождаются, а становятся в силу тех или иных обстоятельств.
Школьники выделяют два доминирующих, по их мнению, мотива, являющихся ведущими в управленческой деятельности. Это высокая заработная плата (55,5 %) и самостоятельность (34,2 %). Самостоятельность как основная движущая сила должностного роста выдвигается на первый план выпускниками школы. Уважение окружающих и значимость результатов труда для общества не рассматриваются школьниками как возможные мотивы управленческой деятельности или должностного роста.
К средствам, используемым для достижения жизненных целей, школьники отнесли: хорошую учебу (38 %), повышение социально-психологической компетентности (умение устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми, умение общаться и т. д.) (38 %), занятия спортом (36 %). Они пренебрежительно относятся к планированию своего времени.
Итак:
• устойчивую потребность в самореализации в управленческой деятельности в будущем испытывают около 10 % школьников, отличающихся максимальным уровнем притязаний;
• процент школьников, стремящихся к должностному продвижению в будущем, устойчив во всех возрастных группах;
• удельный вес школьников, отвергающих возможность включения их в управленческую деятельность, не зависит от возраста;
• существенные различия характерны для представлений о руководителях и управленческой деятельности у мальчиков и девочек.
К 14 годам формируется мотивационное обеспечение (мотивы осознаются) карьерной ориентации в будущем. На ранних стадиях формирования будущих менеджеров происходит их дифференциация в зависимости от тех целей, которые преследуют школьники. К первой группе относятся те, кто будущую управленческую деятельность и должностное продвижение рассматривает как средство для достижения социально одобряемых целей. Для школьников второй группы карьерное продвижение и определенные социальные роли являются целью. Для этой группы получение в будущем определенной управленческой должности означает использование в личных целях преимуществ, ей присущих. Именно в этом возрасте формируется устойчивое отношение к должностному продвижению как к ступеням, увеличивающим личные блага или позволяющим реализовать личные и общественные потенциальные возможности.
Школы должны дать детям возможность накопить опыт участия в управлении. Свои первые управленческие ошибки будущие президенты России должны сделать в школе, исполняя роли президентов школьных республик или глав ученических комитетов гимназий, не повторяя их на более ответственных постах. Хорошо известен столетний опыт американских учебных заведений, который предполагает участие учеников в школьных предвыборных кампаниях и выборах лидеров, формирование навыков управленческой деятельности на самых ранних стадиях управленческого самоопределения. Например, в Гротене, самой привилегированной частной школе США, отпрыски богатейших семей Америки готовятся к широкомасштабным свершениям. Не случайно девиз Гротена: «Служить – значит править».
Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что в прошлом чрезвычайно политизированные пионерские и комсомольские организации с разной результативностью, но выполняли функцию формирования умений и навыков, связанных с разрешением конфликтов, с методами воздействия в малых группах, с ведением переговоров, проведением собраний (совещаний) и т. п. Образовавшийся ныне вакуум должен быть заполнен разнообразным моделированием организаций (политических, производственных и т. п.) в школьном масштабе и активным участием в процессе управления самих школьников.
Бизнес-образование
Подготовка руководителей наивысшего уровня – процесс длительный и трудоемкий. Например, Его величество Бирендра Бир Бикрам Шах Дев – король Непала – прошел обучение в Итоне, Гарварде и Токио. Он путешествовал по стране, одетый как обычный смертный, почти инкогнито, для того чтобы получить представление о различных районах своей страны, накопить опыт взаимодействия с людьми.
Американская и европейские модели подготовки руководителей, имея в своей основе общие американские корни, несмотря на тенденции к сближению, еще существенно отличаются друг от друга в своих оценках последовательности шагов по обучению менеджеров (Евенко Л., 1998).
Американская модель:
управленческую подготовку руководитель получает до начала своей карьеры (в университетах и школах бизнеса выдаются примерно 60 тыс. дипломов магистров делового администрирования) или на ее первых стадиях. В учебном заведении будущий руководитель получает теоретические знания, осваивает научные методы анализа проблем, учится принимать рациональные решения. В начале карьеры менеджер получает профессиональное образование в области «менеджмента» и затем реализует свои теоретические знания на практике, постоянно получая дополнительный тренинг.
Европейская модель:
приобретение знаний и навыков на основе практического опыта с последующей систематизацией их в процессе переподготовки или повышения квалификации. Осуществляется переход инженеров, юристов, финансистов и других специалистов к управленческой деятельности. Считается, что академическое образование неспособно привить менеджеру стратегическое видение ситуации, особую интуицию, творческий потенциал, лидерские способности, т. е. все начинается с практики.
В современных бизнес-школах сочетаются оба подхода. Сегодня ведущие посты в организациях Америки и Европы занимают выпускники бизнес-школ, получившие степень MBA (Master of Business Administration) в 1985–1987 гг. В этот период в США ежегодно заканчивали школы бизнеса 75 тыс. человек в возрасте от 23 до 33 лет. В Западной Европе масштабы полготовки менеджеров были гораздо меньше. В это время в Швейцарии, например, на 150 мест в 2 школах бизнеса претендовали 1600 абитуриентов. В целом же во всех странах Западной Европы в 12–15 школах бизнеса ежегодно получали дипломы 5–7 тыс. человек. Однако в этот период в Европе затраты на обучение менеджеров были достаточно велики, например, в ФРГ на повышение квалификации управленческого персонала расходовалось до 10 млрд марок в год. В Великобритании большинство менеджеров не имели специальной подготовки в области управления, они в основном были обладателями дипломов о высшем техническом образовании и выдвигались на руководящие посты в процессе продвижения по карьерной лестнице (Employee Relat., 1987). Первые школы бизнеса в этой стране были созданы в 1963 г. И хотя в 1983 г. они существовали уже при более чем в половине университетов Великобритании, количество выпускников в 1986 г. ограничивалось 1350 человек (по расчетам специалистов, если бы подготовка велась по масштабам США, это число должно было быть не менее 15 тыс. человек в год).
До середины 1980-х гг. выпускники бизнес-школ стремились лишь к высокому статусу, власти и высоким доходам. Позже для них стало характерным желание найти в своей работе чувство удовлетворения и возможность самовыражения. Их интересуют возможности профессионального роста, а не работа в конкретных фирмах. Усложнение управленческих функций и рост ответственности на этом этапе не привели к снижению престижа данной деятельности.
Очень многим исполнителям приходится ожидать долгие годы случая, который бы способствовал их продвижению. Исключение составляют выпускники французских больших школ бизнеса, большинство из которых сразу занимают руководящие посты. Одно из исследований показало, что 60 % французских руководителей высшего звена имеют дипломы нескольких школ бизнеса.
Один из результатов исследований карьер выпускников программ MBA в США свидетельствует о том что, в значительной степени карьерные достижения обладателей дипломов этой программы могут быть предсказаны на основе их академической успеваемости (Weinstein A., Srinivasan V., 1974).
Первые программы MBA в России, а фактически национальные программы подготовки топ-менеджеров появились с запаздыванием на 20–30 лет. В 2000 г. в группах MBA Международного института менеджмента (Санкт-Петербург) был проведен анкетный опрос студентов, которые ответили на вопрос: «Почему я выбрал и учусь на программе MBA?». В опросе участвовали 62 менеджера со стажем работы на управленческих должностях не менее трех лет. Результаты позволили оценить мотивы выбора данной формы обучения (табл. 3.1). Студенты отметили, что их должности позволяют использовать в среднем 59 % полученных на программе знаний и навыков, но они активно используют приблизительно 43 %.
Необходимость преодоления препятствий характеризует силу мотивации к обучению. Оценка барьеров, которые могли бы встать на пути менеджеров к знаниям:
На открытый вопрос: «Что вам дало обучение на программе МВА?» был получен полный спектр конкурентных преимуществ, которые, по мнению студентов-менеджеров, обеспечат им ускоренное карьерное продвижение.
Таблица 3.1
Мотивы обучения на программе студентов MBA (2000 г.)[3]
Более 50 % выпускников программы MBA выделяют основные результаты, связанные с получением или систематизацией знаний, овладением новой методологией, расширением кругозора. Наиболее значимыми студенты считают следующие результаты:
1. Общение, взаимодействие:
• деловые связи, обмен опытом с коллегами, знакомство с интересными людьми (10 %), общение «со своими людьми».
2. Бизнес:
• осознание ошибок, которые допущены, способность анализировать бизнес-процессы;
• возможность поиска новых путей, новые перспективы в бизнесе;
• применение знаний на практике;
• видение бизнеса в целом, взгляд на вопрос с другого уровня, новый взгляд на бизнес.
3. Личность и карьера:
• уверенность в себе (20 %);
• саморазвитие (5 %), встряска, импульс к развитию;
• повышение собственной ценности;
• уверенность в будущем;
• новые знания о себе;
• общий тонус;
• психотерапевтический эффект;
• стремление к дальнейшему обучению;
• различные новые предложения, связанные с карьерным ростом.
Качественное бизнес-образование является важнейшим карьерным ресурсом и способствует обеспечению соответствия развития личности менеджера должностному уровню в организации, классу управления.
Родительская семья, стартовое образование и другие виды деятельности, предшествующие вступлению в первую управленческую должность, формируют базовые характеристики. Из них наиболее значимыми для карьеры являются уверенность в себе и склонность к риску.
Уверенность в себе
Важное значение для будущих достижений руководителя, по мнению некоторых авторов, имеет предсамооценка, которую формируют родители у маленького ребенка в первые 4–5 лет его жизни. Условием формирования низкой пред самооценки является попытка родителей сформировать у ребенка способность к приспособительному поведению. Это выражается в таких требованиях, как послушание, умение подстраиваться под других людей, зависимость от взрослых, бесконфликтное взаимодействие со сверстниками. Значительное число детей с низкой предсамооценкой воспитывались в неполных или конфликтных семьях. Высокая предсамооценка связана с возможностью участвовать в принятии решений, узнавать свои сильные и слабые стороны, с ожиданием успеха.
Интегральным подходом к рассмотрению личности менеджера является концепция «силы личности». Сила личности включает чувство ответственности, уверенность в собственных силах, стремление к руководству и лидерству, умение убеждать, общественную активность. Подтверждением и дополнением этого подхода служат концепции «чувства внутренней согласованности» и «Я-эффективности» (self-efficacy). Чувство внутренней согласованности, определяющее силу личности руководителя, основывается на самовосприятии, самопредставлениях, моделях и эталонах управленческой деятельности. Высокий уровень согласованности предполагает: понимание собственного внутреннего мира, его самоуправляемость и осознанность деятельности («Все, что делаю я как менеджер, полно смысла»). Следствием этого уровня согласованности является убежденность менеджера в своей способности достичь поставленных целей – «Я-эффективность». Выявлено влияние «Я-эффективности» на продуктивность и особенности деятельности (Gist, 1987; Bandura, 1987, 1989). Сила личности руководителя, базирующаяся на чувстве внутренней согласованности, определяет когнитивные, мотивационные, аффективные и селективные процессы.
Состояние неуверенности в себе облегчает психологическую регрессию. Отсутствие уверенности в себе проявляется в агрессивности, выражающейся в утверждении своих прав и интересов за счет прав и интересов других людей и закрепляющейся как черта характера. Помехой уверенному поведению является низкая самооценка, страх перед конфликтными ситуациями и низкий уровень коммуникативных умений.
Страх возникновения конфликтов может проявляется в виде защитных механизмов, призванных предотвратить ухудшение взаимоотношений с окружающими ценой отказа от собственных прав и интересов. Формы проявления такого страха:
1) боязнь быть отвергнутым окружающими вследствие настойчивого утверждения своих прав;
2) боязнь вызвать неудовольствие окружающих, сопровождаемая стремлением удовлетворить потребности других людей в ущерб себе;
3) боязнь конфронтации с авторитарными, мстительными людьми;
4) боязнь дискомфорта, нежелание «раскачивать лодку» и стремление сохранить атмосферу безмятежности.
Адекватная уверенность в себе является одним из основных стартовых условий успешной карьеры.
Склонность к риску
Менеджер должен подталкивать людей ко все новым и новым вопросам, стремиться к инновациям, а значит, рисковать. Организация прекращает свое продвижение к будущему процветанию, как только в ней перестают осуществляться изменения, которые предполагают некоторый риск.
Несколько историй из жизни Д. Эйзенхауэра (Иванов Р. Ф., 1983). В школьные годы Дуайт поранил колено. Острая боль уложила его в постель, нога опухла, начался сильный жар. Был поставлен диагноз – заражение крови, и, по мнению врачей, только немедленная ампутация ноги могла спасти жизнь больного. Дуайт категорически отказался, заявив, что лучше умрет, чем останется калекой. Второй случай подтверждает его склонность к риску. Д. Эйзенхауэр не умел плавать, но во время наводнения отправился в рискованное путешествие на самых ненадежных подручных средствах.
Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что для руководителей, склонных к риску, характерна более высокая степень успешности: более высокий уровень благосостояния и доходов, выше должности и властные функции (MacCrimmon К., Wehrung D., 1990). Менее склонны к риску более пожилые менеджеры, имеющие больший стаж работы в компаниях. Руководители крупных банков оказались наименее склонны к риску, чем все другие руководители.
Склонность к риску дает некоторое преимущество в карьерном продвижении, но не во всех организациях. С возрастом склонность к риску снижается относительно начального индивидуального уровня.
Компенсация неблагоприятных стартовых условий
Стартовые условия не всегда и не у всех руководителей, добившихся впоследствии блестящих результатов, были благоприятными, по мнению окружающих. Например, будущему президенту Франции Шарлю де Голлю по окончании военного училища в характеристике написали, что он отличается средними данными во всех отношениях, кроме роста. Однако такие оценки нередко свидетельствовали лишь о некомпетентности экспертов.
Подавляющее число предшественников Д. Картера в Белом доме в нынешнем веке шли к президентскому креслу дольше, поднимаясь со ступени на ступень, набираясь опыта. Президент Д. Картер, вступив в должность, занялся ликвидацией пробелов в своем образовании, изучением огромного количества документов, пытаясь вникнуть в детали, но все больше в них запутывался, так как многочисленные эксперты завалили его грудами проектов, памятных записок, докладов.
Американская конституция возлагает на президента гигантский круг обязанностей, и личные качества Д. Картера, его стремление вникнуть в детали зачастую не позволяли ему «за деревьями увидеть лес». Он часто не понимал сущности вопросов. В результате складывалось такое положение, когда президент лично составлял график использования теннисного корта Белого дома сотрудниками или сутками изучал карты Синайского полуострова, Панамского канала и Тегерана, а стратегические решения принимали за него «сильные люди администрации», такие как 3. Бжезинский.
Обсуждение в комитете по международным отношениям сената кандидатуры Уильяма Кларка на должность помощника президента по национальной безопасности запомнилось многим. Невежество этого человека удивляло даже повидавших на своем веку политиков. На элементарные вопросы он давал удивительные ответы, был не в состоянии назвать некоторые страны, премьер-министров и т. д.
Таких примеров можно привести из истории любой страны предостаточно, неквалифицированные менеджеры на самых высоких постах, элементарно неграмотные государственные деятели.
Компенсация неблагоприятных стартовых условий карьерного продвижения затруднена и достаточно часто осуществляется за счет использования потенциала других людей, чему способствуют особенности управленческой деятельности.
Исследуется мотивация отдельных руководителей, уклоняющихся от обучения, сознательно игнорирующих информацию, дающую возможность решать поставленные задачи. Выявлено, что это происходит в таких ситуациях, когда руководитель считает, что:
• проблемы вообще не существует;
• проблема есть, но она не имеет существенного значения;
• проблема не может быть решена;
• проблема не может быть решена никогда из-за личной некомпетентности данного работника.
Возможно преодоление менеджером неадекватной оценки своих управленческих возможностей и стимулирование желания учиться. Стадии процесса саморазвития следующие:
• осознание руководителем необходимости обучения и его задач;
• выработка стиля обучения и адекватная оценка собственных возможностей;
• осознание влияния обучения на личное развитие и карьерное продвижение.
Используются разнообразные подходы и способы обучения для компенсации неблагоприятных стартовых условий карьерного развития.
Итак, неблагоприятные стартовые условия, под которыми понимаются недостаточные начальные знания и умения, отсутствие раннего управленческого опыта, плохо компенсируемы на протяжении управленческого пути за счет вариантов развития в управленческой деятельности и требуют со стороны менеджеров значительных усилий.
Глава 4 Карьерные мотивы и ценностные ориентации менеджеров
Общие подходы
Страны, испытывающие дефицит высококвалифицированных менеджеров от низшего звена управления вплоть до правительственных и президентских структур, вынуждены создавать благоприятные стартовые условия для управленческого развития, стимулировать карьерную ориентацию молодежи. Это становится особенно важным, так как для некоторых стран характерен кризис управленческой мотивации. Он выражается не столько в самом дефиците управляющих, сколько в снижении мотивации должностного роста, в участившихся отказах менеджеров от новых, перспективных вышестоящих должностей, в повышении ценности свободного времени. Кризис связан с переориентацией людей от стремления к власти, богатству, контролю над другими к поиску автономности, творчества и ответственностью только за себя.
Второй общей для многих стран причиной мотивационного кризиса является неудовлетворенность руководителей своим положением, при котором вознаграждения (иногда очень высокие) не компенсируют напряженности труда, энергетических затрат.
Третью причину снижения мотивации должностного роста в ряде стран, в том числе в Великобритании, А. Хант (1987) видит в существующей практике подготовки менеджеров, которая построена на постоянном сопоставлении в процессе обучения возможностей потенциального управленца с абстрактной «идеальной» моделью руководителя. По мнению А. Ханта, это приводит к понижению самооценки, ослаблению независимости менеджеров. Обнаруживается противоречие между представлениями об управленческой деятельности, формирующимися на основе изучения научной литературы, и практикой управления. Теоретики предлагают сложнейшие модели, а на практике менеджеры сталкиваются с необходимостью оперативного управления, трудно поддающегося моделированию.
Человеку свойственно стремиться увидеть результаты своего труда. Одним из факторов, затрудняющих формирование мотивации должностного роста, является отрицательная обратная связь, которую получает менеджер в управленческой деятельности при возникновении сбоев в контролируемом им процессе. Если же процесс протекает нормально, то положительная обратная связь часто отсутствует.
И последним общим негативно воздействующим на карьерную мотивацию фактором является углубление в современных структурах управления расхождения между формальным статусом менеджера и его реальной властью, снижение престижа управленческой деятельности.
В этих условиях очень важно получить ответы на следующие вопросы:
• Что же все-таки влечет людей к власти?
Почему тяжело больной человек – Ю. В. Андропов согласился занять пост Генерального секретаря правящей партии огромной страны? По воспоминаниям современников, он чувствовал груз ответственности за все происходящее и основой его выбора был ответ на вопрос: если не сейчас, то когда, если не я, то кто? Ю. В. Андропов, осознавая, что уже не в силах в полном объеме решать проблемы, стоявшие перед страной, успел заменить десятки министров и первых секретарей обкомов, многие годы занимавших эти посты. К 10 утра генсек выезжал на работу, а вечером возвращался в больницу. Врачи использовали искусственную почку, каждый сеанс диализа длился три-четыре часа, и во время мучительной процедуры глава государства читал документы, встречался со своими помощниками, решал вопросы по телефону. Всего год и три месяца, а если бы не нагрузки, скорее всего, он прожил бы дольше.
Освобождение от должности Гришина явилось для него трагедией, хотя по словам сына, его отец жил работой, возвращаясь часто ночью совершенно измотанным. Гришин был очень болен: в 1973 году перенес два инфаркта, да еще его подтачивало онкологическое заболевание. Эти люди не исключение, таких примеров история знает множество.
• Что вынуждает менеджеров различных уровней тратить свою жизнь целиком (более 10 часов в день на работе, а в остальное время мысленно там же) на управление небольшой не слишком преуспевающей компанией?
• Что заставляет страстно желать назначения на очередную должность, которая впоследствии окажется лишь маленьким шажком на пути к заветной вершине?
В управленческой деятельности находят свое удовлетворение многочисленные потребности, свойственные человеку (рис. 4.1). В их перечень входят потребности:
• в достижении;
• в аффилиации (принадлежности к чему-либо);
• во власти;
• в ощущении социальной значимости своей деятельности;
• в участии в решении общенациональных задач;
• в доказательстве ценности собственной личности;
• в состязательности.
Рис. 4.1. Потребностно-мотивационная сфера менеджера
Дополнительно американские исследователи к основным потребностям менеджера относят потребность в самоутверждении через бизнес, собственное дело, потребность быть победителем.
Одной из важнейших потребностей менеджеров является потребность в развитии, которая противостоит потребности в сохранении устойчивости. Потребности и мотивы обусловливают те усилия, которые прикладывает руководитель для достижения поставленных целей, и влияют на сами цели наряду с ценностными ориентациями, общей направленностью личности, информационным обеспечением.
Мотивация достижения и потребность во власти
Особое значение для управленческой карьеры имеет мотивация достижения. По мнению МакКлелланда (McClelland D., 1967), сильный мотив достижения играет существенную роль в развитии всех управленческих способностей. Три важных условия, обеспечивающих высокую мотивацию достижения:
• персональная ответственность за решение проблемы или исполнение заданий;
• наличие обратной связи о результатах исполнения, которая всегда их улучшает;
• наличие сложной, но достижимой цели.
МакКлелланд считает, что возможно целенаправленное формирование мотивации достижения у менеджеров, которое предполагает четыре основных компонента:
1. Знание менеджеров о важности мотивации достижения для успеха в управленческой деятельности.
2. Установление высокого уровня планируемых достижений.
3. Осознание каждым себя как победителя, человека с высоко вероятным высоким уровнем достижений.
4. Поддержки управленческой группы стремления каждого члена к высоким достижениям.
Для некоторых менеджеров потребность в достижениях может быть конкретизирована, например, в получении больших доходов по сравнению с окружающими людьми.
«Я всегда зарабатывал больше окружающих, даже тогда, когда учился в институте. Работая в закрытой организации, читал лекции от общества «Знание», преподавал в одном из московских вузов и подмосковном техникуме, участвовал в различных шабашках, в субботу и воскресенье подрабатывал тем, что выполнял научно-технические работы, писал статьи.
В 1985 г. я зарабатывал 1000 руб. в месяц, в 1987–1200, 1989 -3-5 тыс. В 1990 – 100–150 тыс. В 1991 – несколько сотен тысяч, в 1992 – может, несколько миллионов».
Однако не только мотивация достижения лежит в основе успеха управленческой деятельности. Потребность во власти в значительной степени направляет поведение людей.
Стремление к власти предполагает наличие желания направлять, влиять и контролировать других людей. В литературных источниках описаны крайние проявления этой потребности. Например, о Россе Пероне говорили, что у него непреодолимое стремление приковывать к себе всеобщее внимание. Он готов отдать все свое состояние ради того, чтобы на свадьбе оказаться в роли невесты, а на похоронах – в роли трупа (Политический советник президента США Б. Клинтона П. Бегала. «ФАМ» -1994).
Д. МакКлелланд установил, что высокая потребность в достижениях и потребность во власти предполагают стремление менеджера к должностному продвижению, расширению влияния и совершенствованию управленческой деятельности.
«Хочу создать группу предприятий. Дело, которое я делаю, направлено не на мое благополучие, а на социальную значимость. Мне приятно, что я участвую в истории в силу своих финансовых, экономических и политических возможностей.
В свободное время в основном сплю. С понедельника до пятницы я сплю 4 часа в сутки, в пятницу ложусь в 2 часа ночи и просыпаюсь в 2 часа дня в субботу. В субботу то же самое, а в воскресенье я уже готовлюсь к новому дню, обдумываю дела».
Рассмотрим далее более подробно мотивацию должностного роста и потребность в развитии.
Мотивация должностного роста
Прямая зависимость между продвижением менеджера по уровням служебной иерархии и ростом удовлетворенности выполняемой работой отсутствует. Так, если при продвижении по должностным ступеням дополнительные управленческие функции возлагаются на работников, занятых преимущественно рутинной работой, то их чувство удовлетворенности повышается. Если же дополнительные управленческие функции, обусловленные продвижением по службе, возлагаются на работников, чья деятельность имеет творческий характер, то они рассматриваются как излишняя нагрузка, которая не только не приносит удовлетворения, но часто вызывает обратное чувство.
Последователи А. Маслоу, разработавшего теорию мотивации, в основе которой положена уровневая иерархия потребностей, сопоставили ведущие мотивы менеджеров с успешностью управленческой деятельности (Gayle G., 1980, Hall J., 1976). В результате исследований были получены различные мотивационные профили для различных уровней сформированное™ управленческой деятельности. Мотивация, направленная на достижение жизненного комфорта, соответствует низшему уровню успешности деятельности. Средний уровень достижений в управлении характеризуется преобладанием потребности в безопасности, сохранении положения в управленческой иерархии. Сформированная управленческая деятельность связана с доминирующей потребностью в самоактуализации, наиболее полной реализацией своих возможностей и постоянным самосовершенствованием. Однако данная двухмерная схема только частично отражает влияние мотивации на процесс формирования управленческой деятельности. При этом следует помнить, что сама мотивационная сфера в значительной мере является продуктом системного окружения.
Мотивы должностного роста менеджеров относительно самостоятельны. Потребности лишь в общих чертах определяют их силу и устойчивость. Из 160 молодых менеджеров в возрасте до 30 лет, участвовавших в нашем экспериментальном исследовании, у 43 % не были сформированы мотивы должностного роста в своей компании. Присущие человеку потребности в достижениях, признании и уважении не привели к возникновению и развитию у них мотивов, обусловливающих подготовку к более ответственной, престижной управленческой должности.
В ходе исследования были выделены три группы молодых менеджеров, у которых отсутствует стремление к должностному продвижению.
В первой группе менеджеров формирование мотива должностного роста заторможено объективной оценкой собственных управленческих способностей, личностных особенностей, осознанием наличия противопоказаний к управленческой деятельности.
Вторая группа обладает наиболее благоприятными для повышения должностного уровня кадровыми показателями: возраст, образование, стаж работы в организации и должности. Отсутствие мотивации должностного роста в этой группе связано с такими личностными свойствами, как низкий уровень притязаний и экстернальность. В этом случае экстернальность локуса контроля определяет желание работника в ближайшее время сменить место работы. Интенсивная подготовка к управленческой деятельности подменяется поиском работы, сферы деятельности, организации, где без особого труда можно достичь высоких результатов.
Третья группа отличается индивидуальной специфичностью в формировании мотивационной сферы и отношения к труду. Большое влияние на формирование мотивов менеджеров этой группы оказывают системное окружение, негативные примеры управленческой деятельности.
Менеджеры трех перечисленных групп в большей степени, чем менеджеры со сформированной мотивацией должностного роста в своей компании, были удовлетворены оплатой труда и в меньшей степени – удовлетворены взаимоотношениями с непосредственным руководителем, с коллегами и подчиненными. Формированию мотивации должностного роста препятствуют мотивы избегания ярко выраженного успеха или неудач, стремление к избыточному совершенству, постановка недостижимых целей саморазвития. Избегание менеджерами ярко выраженного успеха из-за опасения негативного отношения к ним окружающих людей, страх грядущих неудач приводят к переоценке значимости предстоящих трудностей.
Молодым руководителям, у которых сформирован мотив должностного роста, предложили написать свой жизненный девиз. Анализ полученных результатов показал, что девизы 21 % участвовавших в исследовании молодых менеджеров отражают их желание принести пользу обществу, 19 % – стремление к профессионализму, 16 % – к общей активности («стремление к большему»). Равномерно были представлены девизы, предполагающие удовлетворение личных интересов (8 %) и выражающие стремление привести в соответствие свои способности и возможности требованиям деятельности (8 %). Наличие мотива должностного роста лежит в основе решений, связанных с поиском работы, согласием занять определенную должность, готовностью продолжать работать в данной организации, успешностью послевузовского обучения, самоподготовки и самообразования.
Молодые менеджеры, ориентированные на должностной рост, достаточно четко представляют свой будущий управленческий путь, разрабатывают оптимальный вариант должностного роста, адекватно оценивают ответственность и напряженность деятельности на вышестоящих должностях.
На формирование мотивов должностного роста у молодых менеджеров существенное влияние оказывают следующие условия:
• наличие системы карьерного продвижения в организации;
• осведомленность о проблемах управления;
• распространенность в организации долговременного планирования управленческого пути;
• информирование об имеющихся перспективах продвижения в компании.
Менеджеры более настойчиво овладевают знаниями, умениями и навыками, необходимыми в управленческой деятельности, если в организации учитывается индивидуальный вклад работника, а инициатива и напряженная работа получают адекватно высокую оценку. Непременными условиями формирования мотива должностного роста является регулярная объективная оценка результатов деятельности, ее отдельных элементов, а также личностных характеристик менеджера.
Значительные изменения в мотивационной сфере менеджеров происходят под влиянием стабилизации должностного уровня, которая предполагает осознание руководителем того, что дальнейший служебный рост в данной организации не реален, а в других – маловероятен. Эффективность управленческой деятельности у менеджеров, достигших предела должностного роста, сохраняется только при изменении ведущей мотивации с управленческой на неспецифическую для управленческой деятельности. Таким образом, поиск новых форм мотивирования ориентирован на дальнейшую профессионализацию и привлечение менеджеров к подготовке и переподготовке управленческих кадров.
На базе ряда потребностей, специфичных для управленческой деятельности, формируется мотивация должностного роста, которая в идеальном случае должна иметь в своей основе потребность развития, обеспечивающую карьерное продвижение. Однако мотивация должностного роста может формироваться в отсутствии адекватной потребности развития или только на ее основе. В последнем случае карьерное продвижение – это и есть средство личностного развития.
Потребность в развитии
Потребность в развитии личности является в одном случае продуктом системы объективных требований, а в другом – результатом стихийного процесса формирования на базе оценки успешности – неуспешности управленческой деятельности. Маловероятно усвоение менеджерами предъявляемых в готовой форме побуждений к развитию. На определенном этапе менеджеры чувствуют беспокойство и неудовлетворенность собственной управленческой деятельностью. Неудовлетворенность соотносится с самооценкой, и в результате формируется нужда в личностных изменениях. Осознание потребностей может происходить или не происходить, они могут быть подлинными или ложными.
Затем способы удовлетворения потребности в развитии личности конкретизируются, например в потребности в обучении, саморазвитии, самосовершенствовании и новизне. Если для многих потребностей состояние разрядки и успокоения, определяющее чувство удовлетворения, является завершающим, то потребность в развитии не получает своего полного удовлетворения.
По мере развития личности растет ее активность, направленная на управление собственным развитием, на осмысление собственной жизни как целостного, целенаправленного процесса. В результате менеджеры стремятся планировать свой управленческий путь, предвидеть будущее, готовиться к будущему в настоящем.
Проведенный опрос менеджеров пяти должностных уровней позволил выявить три среза проблемы: желаемые личностные изменения в себе, в непосредственных руководителях, в подчиненных.[4] Для всех менеджеров потребность в саморазвитии являлась актуальной – всем хотелось что-то изменить в себе. 2 % менеджеров отметили отсутствие необходимости личностных изменений в подчиненных и 1,5 % – в непосредственных руководителях.
20 % высказываний менеджеров являлись констатацией наличия нежелательных личностных качеств без указания направления коррекции. Например, «нежелание прикладывать больших усилий для достижения цели», «закомплексованность», «лень» и т. д.
Объем желаемых изменений в себе зависит от возраста:
• максимальное стремление к саморазвитию характерно для менеджера в возрасте 25–30 лет;
• снижение стремления к совершенствованию наблюдается в интервале от 31 до 50 лет;
• в 51–55 лет происходит рост объема желаемых изменений в себе.
Изменение «взгляда со стороны» происходит по иным законам.
35 и 50 лет являются специфическими точками, которые характеризуются совпадением на достаточно высоком уровне потребности в изменении себя и других. Пик стремления к изменению личностных качеств окружающих приходится на 50 лет.
Наблюдаются различия в объеме желаемых изменений в зависимости от занимаемой менеджером должности и стажа работы в ней.
• Общая тенденция – при продвижении по уровням иерархии системы управления: у штабных руководителей потребность в личностном развитии возрастает, а у линейных – значительно снижается.
• Готовность к изменениям наивысшая в первый и во второй годы работы в должности. Период адаптации к новой деятельности характеризуется стремлением к развитию личности. С увеличением стажа работы готовность к саморазвитию сохраняется на постоянном более низком уровне.
• Ожидание личностных изменений в непосредственных руководителях значительно снижается тогда, когда стаж работы в должности достигает 2 лет, а затем после 15 лет.
Рассматривались восемь основных категорий направленности личностных изменений.[5]
Вероятностная структура саморазвития включает три уровня (табл. 4.1).
Первый уровень – наиболее значимые потребности изменений в эмоциональной сфере (стремление к сдержанности, уравновешенности, спокойствию) и в отношении к людям.
Второй уровень – потребности в приобретении профессиональных знаний, умений и навыков, изменении отношения к себе и волевой сферы.
Третий уровень – крайне редко или фактически отсутствуют потребности в изменении отношения к труду и поведения.
На первый план желаемых изменений личности непосредственного руководителя выходит необходимость включения профессиональных знаний, умений и навыков в управленческую деятельность. Менее значимы изменения отношений к людям и к труду.
Желаемые личностные изменения в подчиненных сводятся к пересмотру их отношения к труду и к людям.
Менеджеры считают наиболее важным изменение собственной эмоционально-волевой сферы, а в других ожидают изменения отношений к труду и к людям.
Из приведенных данных табл. 4.1 видно, что потребность в изменении собственного отношения к труду возникает в 4 раза реже, чем констатируется необходимость изменения этого отношения в непосредственных руководителях, и в 6,5 раза реже, чем в подчиненных.
Необходимость изменения отношения к людям, потребность в более эффективном взаимодействии с ними признаются как для себя, так и для других.
Таблица 4.1
Распределение вероятности возникновения потребности в личностных изменениях в зависимости от ее направленности
Очень важная закономерность. Менеджеры хотят повысить самооценку, стать более уверенными в себе, преодолеть закомплексованность (98 % всех высказываний). Изменение отношения к самим себе других людей, по мнению менеджеров, должно идти в противоположном направлении. В этом случае 100 % высказываний этой категории характеризуют стремление к снижению самооценки, уверенности в себе у собственных начальников и подчиненных.
Выявленные в ходе исследования фактические противоречия потребностей изменений в себе и в других людях еще ярче проявляются на примере двух качеств личности: жесткость и требовательность.
Потребность в повышении жесткости непосредственных руководителей достаточно велика (75 %), а изменения в себе ориентированы на мягкость (56 %).
Стремясь к росту требовательности в непосредственных руководителях и в себе менеджеры декларируют желание культивировать в себе мягкость, ожидая от непосредственных руководителей жесткости. Противоположные результаты были получены в исследованиях Е. И. Головаха и А. А. Кроника (1989).
Таблица 4.2
Распределение вероятности возникновения потребности личностных изменений в себе в зависимости от возраста
Незначительная по численности выборка (50 человек) и большой возрастной разброс испытуемых: от 17 до 58 лет несколько снижает ценность результатов этого исследования. В ходе обследования также выяснилось, что люди, не являющиеся руководителями, в 84 % случаев от общего числа опрошенных считают необходимыми изменениями: по отношению к себе – увеличение «силы Я», а от других людей – увеличение мягкости. Следовательно, управленческая деятельность в корне меняет представления людей о необходимых направления личностного развития. Однако суть различий в ориентации их изменений сохраняется.
Анализ показал, что у менеджеров отсутствует потребность в повышении собственной ответственности и снижении показателей общительности (болтливости), хотя эти изменения желательны в непосредственных руководителях и подчиненных.
Данные об изменении потребности развития с возрастом представлены в табл. 4.2. Потребность в изменении отношения к себе является наиболее актуальной до 30 лет, затем эта потребность снижается, незначительно возрастая к 46–50 годам.
Таблица 4.3
Распределение вероятности возникновения потребности личностных самоизменений в зависимости от стажа работы в занимаемой должности
В возрасте 41–45 лет наиболее актуальным является изменение отношения к труду, а в интервале 31–35 лет – изменение отношения к людям.
Коррекция эмоциональной сферы является проблемой для 46-50-летних менеджеров.
Развитие волевой сферы и познавательных психических процессов считают необходимым условием существования менеджеры до 30 лет. Потребность включения новых знаний, умений и навыков в управленческую деятельность особенно актуальна в возрасте 41–45 лет. Желание изменить собственное поведение плавно нарастает с возрастом.
В экспериментальном исследовании выявлены следующие закономерности изменения потребностей в развитии в зависимости от уровней иерархии системы управления, которые занимают менеджеры:
1) для менеджеров первого уровня характерно желание изменить отношение к людям;
2) руководители среднего звена испытывают потребность в получении дополнительных знаний, умений и навыков. Данное утверждение крайне важно для корпоративных программ обучения, которые должны быть ориентированы в первую очередь на менеджеров среднего звена;
3) с повышением уровня иерархии:
• возрастает потребность в изменении собственной эмоциональной сферы и поведения;
• снижается потребность в изменении отношения к людям, волевой и когнитивной сферы.
Стаж работы в должности оказывает влияние на направленность потребностей в личностных изменениях (табл. 4.3).
• В первый год работы в должности доминирующими являются потребности в развитии познавательных психических процессов и отношения к людям, во второй год акцент смещается в сторону волевой сферы.
• Достижение стажа работы от 3 до 8 лет характеризуется потребностью в изменении эмоциональной сферы и отношения к людям. С увеличением стажа работы в должности в большей степени актуализируется (формируется) потребность в изменении отношения к себе.
• Минимальный коэффициент разнообразия потребностей в развитии приходится на стаж работы в должности свыше 8 лет.
Анализ вероятностной структуры потребностей в личностном развитии в зависимости от типа темперамента полностью подтвердил гипотезу о том, что нужда в изменениях возникает там и тогда, где и когда существуют объективные личностные проблемы, связанные с включением человека в управленческую деятельность. В исследовании использовался традиционный подход к типам темперамента (Vaccaro А., 1988).
Для интровертов характерны проблемы, связанные с самооценкой, они стремятся к изменению отношения к себе.
Эмоционально устойчивые экстраверты (сангвиники) испытывают потребность в изменении отношения к труду и волевой сферы. Это альтернатива свойственных для них легкости и поверхностности.
Очевидна потребность в изменении эмоциональной сферы при высоком уровне нейротизма, что в нашем случае подтверждается наличием такой потребности у холериков и меланхоликов и минимальной выраженностью ее у флегматиков и сангвиников.
Потребность в изменении отношения к людям демонстрируют как холерики, так и флегматики.
Для холериков актуальным является изменение поведения.
Потребность в развитии когнитивной сферы, присущая меланхоликам и флегматикам, связана с их скоростью психических процессов.
Источники управленческого развития
В многочисленных исследованиях менеджеры, выступая в качестве экспертов, оценивали вклад различных источников развития в формирование эффективной управленческой деятельности. Упорядочение источников управленческого развития имеет существенное значение для решения практических задач, создания систем формирования управленческого персонала.
В одной из работ 275 руководителей оценили по пятибалльной шкале важность 29 переменных, оказывающих влияние на управленческое развитие (Dakis S., Hamilton R., 1985). Результаты свидетельствовали о важности ранней ответственности и накопления разнообразного опыта. Более значимым, чем обучение в вузах, оказалось накопление производственного опыта («on-the-job» experiences).
Одно из основных отличий развития ребенка от развития взрослого состоит в широте выбора его источников. Можно предположить, что ориентация на определенные источники развития в значительной степени определяется возрастными личностными особенностями руководителей, системным окружением и, в свою очередь, обусловливает процесс и результаты развития. В подтверждение этой гипотезы было проведено экспериментальное исследование. Две группы менеджеров (среднее и высшее звенья системы управления) проранжировали 15 источников по их значимости для управленческого развития. К наиболее существенным были отнесены:
1) настойчивость в изучении тонкостей практической деятельности;
2) базовая теоретическая подготовка;
3) предоставление самостоятельности;
4) настойчивость в изучении тонкостей взаимоотношений между людьми.
Менеджеры отдали предпочтение значимости, внутренним факторам управленческого развития по сравнению с внешним (рис. 4.2). Однако выделяются группы руководителей, ориентированных только на внутренние факторы развития или только на внешние.
Пример вышестоящего и усилия непосредственного руководителей, влияние коллег, наличие в организации управленческих норм и традиций менее значимы, чем самоподготовка, отлаженная система управленческого продвижения.
Третье место по значимости, которое заняли обучение и самообучение, лишь подтверждает тот факт, что существуют четыре группы руководителей по их отношению к обучению: сони, воины, искатели приключений и мудрецы (Megginson D., 1996). На вопрос: «Считаете ли вы необходимым для себя обучение, повышение квалификации?» – 90 % менеджеров в нашей стране дают утвердительный ответ, и в то же время некоторые из них относятся к направлению компанией на обучение с явным неудовольствием. 37 % менеджеров высшего и среднего звеньев связывают свои сомнения относительно необходимости обучения «здесь и сейчас» с желательностью присутствия их на работе, 7 % – с достаточностью самостоятельного обучения, 4 % – со спецификой выполняемой работы. Это случаи преобладания у менеджеров короткой мотивации.
Выделяют пять основных групп мотивов послевузовского обучения. К ним относятся: приобретение управленческой компетенции, получение специальных знаний, изменение служебного статуса, осуществление интенсивных контактов с коллегами и материально-бытовые мотивы. Именно такой набор мотивов, на основе которого сформированы программы обучения, и приводит к нежеланию руководителей учиться «здесь и сейчас».
Рис. 4.2. Источники управленческого развития
Для современного менеджера ведущим мотивом обучения является необходимость получения новых средств для достижения поставленных целей, преодоление трудностей, уже понятых и осознанных в рамках приобретенного опыта работы. Менеджеры ожидают, что обучение поможет сформулировать новые, неизвестные им задачи, раскрыть перспективы личностного развития.
Этому положению не противоречит наличие двух подходов к мотивации, побуждающей менеджера к обучению. Сторонники первого подхода – «рациональных ожиданий» – рассматривают менеджера как лицо, принимающее оптимальные решения с точки зрения карьерных целей, когда отношение к обучению определяется оценкой перспектив карьерного продвижения.
Второй подход основывается на признании основным мотивирующим фактором обучения стремление к удовлетворению потребности в безопасности, общественному признанию. Обучение рассматривается как способ обеспечения своего служебного соответствия.
Сопоставлялись мотивы-цели обучения руководителей высшего звена системы управления, на формирование которых оказывают влияние размеры организации (Fiedler Н., 1980). Для руководителей средних предприятий (от 480 до 999 работающих) и крупных (от 1000 до 2200 человек), по мнению исследователя, основными мотивами обучения являются развитие интегральных способностей к принятию решений и навыков планирования. Менеджерам высшего звена крупных компаний свойственно стремление к развитию навыков управления рабочей группой (изменение отношения к людям). Менеджеры средних по размеру компаний ориентированы на развитие навыков обобщения, творческих способностей, приобретение специальных знаний.
С возрастом меняется ведущая ориентации менеджеров на те или иные источники управленческого развития.
К сожалению, значение раннего управленческого опыта (до 35 лет) осознается лишь после 40 лет и абсолютно не ценится до 35 лет.
Молодые менеджеры не ощущают временных ограничений развития.
Интересен тот факт, что близки представления об источниках формирования управленческих кадров у руководителей двух возрастных групп: до 35 лет и после 50 лет. Расхождения отмечены лишь в оценке значимости своевременности продвижения. Молодые менеджеры, в отличие от тех, кому за 50 лет, считают этот фактор одним из наиболее существенных.
В возможность результативных усилий непосредственного руководителя по формированию управленческого персонала верят лишь до 35 лет.
Взаимодействие с коллегами руководителями актуально для возрастной группы 35–40 лет, настойчивое изучение тонкостей взаимоотношений людей – в 40–50 лет. Остро ощущается необходимость в познании тонкостей практической деятельности и самостоятельности – до 35 и после 50 лет.
Следует отметить, что чем старше менеджер, тем в большей степени он склонен считать основой управленческого развития пример вышестоящего руководителя.
Возрастные особенности ориентации руководителей на источники управленческого развития имеют существенное значение не только для саморазвития, но и для внутри-организационных целенаправленных формирующих воздействий.
Личностные особенности руководителей в некоторой степени определяют значимость для них тех или иных источников управленческого развития. Очевидно, что руководители с экстернальным локусом контроля признают основным условием развития благоприятное стечение обстоятельств. Экстраверты в меньшей степени, чем интроверты, ориентируются на существующие в организации нормы и традиции, на настойчивое изучение тонкостей взаимоотношений с людьми.
Менеджеры с низким уровнем нейротизма высоко оценивают значимость настойчивого изучения тонкостей производства. Высокий уровень нейротизма ориентирует руководителей, для которых он свойственен, на последовательное продвижение по уровням иерархии системы управления.
Сопоставление оценок значимости источников управленческого развития и личностных факторов позволило выявить следующие закономерности:
• эмоциональная зрелость, устойчивость связана с ориентацией руководителей на самоподготовку, самостоятельное изучение специальной литературы;
• чем более высокий уровень беспечности, беззаботности, импульсивности демонстрируют менеджеры, тем в меньшей степени они склонны следовать примеру вышестоящего руководителя;
• добросовестность, сила «супер-эго» связаны с повышенной оценкой значимости своевременности продвижения для управленческого развития;
• мнительность, подозрительность менеджеров вынуждает их бороться за самостоятельность. При этом они полагают, что их продвижение по уровням иерархии системы управления тормозится из-за невозможности проявить способности, которая обусловлена тем, что кто-то не предоставил им самостоятельность.
Приведенные результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что ориентация на определенные источники управленческого развития носит личностный характер. К более общим закономерностям ориентации на источники управленческого развития относятся:
• ценность взаимодействия с коллегами возрастает при отсутствии полной информации о производственной ситуации и неумении децентрализовывать решения;
• воздействие коллег и вышестоящего руководителя усиливается, если у менеджера отсутствует четкость в понимании целей;
• пример вышестоящего руководителя ценен при отсутствии полной информации и дефиците настойчивости и инициативности у менеджера;
• на первой управленческой должности ориентация на социальное окружение менеджера связана с отсутствием инициативы;
• конфликты как источник управленческого развития на первой управленческой должности обусловлены недостаточной настойчивостью, а у менеджеров с большим стажем – ее избытком;
• самостоятельность, возможность осваивать деятельность путем «проб и ошибок» рассматриваются как основной источник развития руководителями с высокой самооценкой;
• умение организовать систему получения информации и как результат обладание полной информацией свойственно для менеджеров, отвергающих стечение обстоятельств как обязательное условие ускоренного управленческого развития.
В рассматриваемом контексте наиболее интересным является вопрос о том, насколько ориентация на конкретные источники развития является для менеджеров руководством к действию. Фиксировались изменения, произошедшие в деятельности руководителей в рамках управленческого возраста (от стартовой до занимаемой должности).
Выявлено:
• ориентация на взаимодействие с непосредственным руководителем как источник управленческого развития приводит к повышению требовательности к подчиненным и изменению отношения к людям;
• влияние коллег и конфликтные ситуации приводят к росту добросовестности;
• пренебрежение к настойчивому изучению тонкостей производства связано с негативными изменениями, такими, как снижение инициативности, требовательности;
• отсутствие установки на изучение тонкостей взаимоотношений между людьми связано со снижением требовательности;
• естественно, ожидание благоприятного стечения обстоятельств делает руководителя менее настойчивым;
• ориентация на самостоятельность как условие управленческого развития приводит к четкости в определении целей, повышению эффективности контроля.
Следовательно, ориентация на определенные источники управленческого развития, которая в значительной степени его определяет, имеет личностный характер и может быть скорректирована в соответствии с известными закономерностями.
В заключение напомним, что в 2001 г. в России 98 % опрошенных руководителей в качестве одного из основных источников приобретения управленческого опыта назвали профессиональное общение.
Обобщая сказанное, отметим, что потребность личностного развития формируется у руководителей под влиянием требований системного окружения при условии переживания их невыполнения. Однако связь требований и потребностей неоднозначна, она опосредована индивидуальными особенностями менеджеров, вероятностью и средствами удовлетворения потребностей. Потребности саморазвития определяются управленческой деятельностью и зависят от уровня иерархии системы управления, выполнения штабных или линейных функций. В потребностях развития отражается не только переживание расхождения реальной деятельности с требованиями, но и вероятность их удовлетворения, психологическая компетентность руководителей.
Изменение ценностных ориентаций руководителей
Психологической основой ценностных ориентаций личности является система ее потребностей, мотивов, интересов, целей, убеждений. Ценностные ориентации обеспечивают избирательность восприятия менеджеров, «генеральную линию» их поведения.
Изменение ценностных ориентаций менеджеров связано с процессами, происходящими в обществе. Были изучены ценностные ориентации, которые лежали в основе управленческой деятельности 3,5 тыс. руководителей различных должностных уровней и типов организаций из 12 стран (Sarapata А., 1985). Первые три места среди прочих ценностей руководители отдали: самореализации (72 %), независимости (64 %), профессионализму (62 %). Иерархии ценностей руководителей отличаются друг от друга в зависимости от социальных, экономических, культурных и национальных особенностей. Например, исследование ценностных ориентаций 3 тыс. немецких менеджеров показало, что основными являются желание увеличить доход (48 %), повысить авторитет (38 %). Служебный долг наиболее высоко оценили менеджеры Японии и Индии, а в Скандинавских странах и Великобритании это не являлось ценностью. В Польше у руководителей первые три места занимали такие ценности, как интересная работа, самостоятельность, комфортная рабочая среда. По мнению некоторых исследователей, достаточно быстрое изменение ценностных ориентаций руководителей произошло в 1960-1970-е гг. Менеджеры в большей степени, чем до этого периода, стали связывать свои цели с целями организации, возросла привлекательность управленческой карьеры (Rosenstiel L., 1986). В 1980-х гг. были отмечены изменения в ценностных ориентациях менеджеров, характеризующиеся увеличением разрыва между целями руководителей и целями организаций.
Некоторые европейские авторы оценивают ситуацию, сложившуюся в настоящее время, как конфликт целей и кризис идентификации. Основным источником удовлетворения жизнью стали семейные отношения, а не работа и должностное продвижение. Существенное значение для формирования ценностных ориентаций имеет сфера деятельности. Сравнительный анализ ценностных ориентаций молодых инженеров проектных институтов и молодых линейных менеджеров строительных организаций продемонстрировал существенные различия. Активная деятельная жизнь и общественное признание значительно выше оцениваются молодыми руководителями по сравнению с инженерами этой возрастной группы. Инженеры превосходят молодых руководителей в стремлении к свободе (независимости), наличию свободного времени, творчеству. Для молодых инженеров основные инструментальные ценности – честность, образованность, терпимость к недостаткам других, а для линейных менеджеров – смелость в отстаивании своего мнения, исполнительность, нетерпимость к недостаткам в себе и других.
В табл. 4.4 и 4.5 представлены результаты ранжирования по их значимости ценностей-целей и ценностей-средств (Rokeach М., 1973). В исследовании участвовали две группы: менеджеры низового звена управления в возрасте до 35 лет и менеджеры среднего звена в возрасте от 36 до 45 лет. Руководители среднего звена по сравнению с низшим звеном в большей степени ценят общественное признание и активную деятельную жизнь, в меньшей степени ориентированы на наличие свободного времени (табл. 4.4).
Таблица 4.4
Ценности-цели менеджеров различных возрастных групп[6]
С повышением должностного уровня повышается ценность исполнительности, аккуратности, непримиримости к недостаткам в себе и других, снижается ценность самоконтроля (табл. 4.5).
Корреляционный анализ ценностей-целей позволяет выявить ведущие конфликты двух возрастных групп.
Для молодых менеджеров низового звена системы управления характерно наличие полярных полюсов, один из которых – общественно ориентированные ценности (равенство, уважение окружающих, общественное признание, творчество, жизненная мудрость), а другой – личностно ориентированные ценности (здоровье, материально-обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь, наличие свободного времени).
Таблица 4.5
Ценности-средства менеджеров различных возрастных групп[7]
Основным ценностным конфликтом этой возрастной категории руководителей является конфликт общественного и личного.
У менеджеров в возрасте от 36 до 45 лет противоположные группы ценностей, имеющие отрицательные корреляционные связи, имеют иной характер. В первую группу входят: общественное признание, творчество, активная деятельная жизнь, уверенность в себе, равенство. Противоположный полюс включает: материально обеспеченную и счастливую семейную жизнь, здоровье, уважение окружающих, интересную работу, наличие верных друзей. Первая группа – активность, а противоположная группа ценностей может быть интерпретирована как пассивность. Итак, основным конфликтом ценностей руководителей среднего звена системы управления от 36 до 45 лет является конфликт активности и пассивности.
В процессе становления менеджеров происходит поляризация нормативных и сверхнормативных ценностей-средств, т. е. с возрастом они предпочитают либо трудолюбие, самоконтроль, рационализм, ответственность, самостоятельность, либо высокие запросы, широту взглядов, образованность, чуткость, честность.
Итак, в деятельности по мере прохождения управленческого пути у менеджеров возникает нужда в развитии собственной личности. Возраст, индивидуальные особенности, параметры управленческой деятельности, системное окружение определяют объем, направленность и разнообразие потребностей развития. Многообразные мотивы обучения, саморазвития, должностного роста возникают на основе потребности развития личности менеджера при условии активирующе-регулирующего влияния ценностных ориентаций.
Глава 5 Личностные характеристики менеджера и карьера
Карьера Тома
Том вставал в три часа утра, делал пиццу у себя дома, используя рецепт из старенького коричневого портфеля. Он старался совсем не из-за денег, а просто получал удовольствие от работы.
Прошло двадцать лет. Том – основатель и владелец Домино Пицца, известной во всем мире компании, у него много денег, огромный уютный дом, а начиналось все в трейлере.
Том очень старался. Например, за год (1985 г.) он увеличил свое состояние с $200 млн до $250 млн.
Друзья и знакомые Тома утверждают, что все его достижения связаны с его удивительными качествами:
1. Он умеет противостоять неудачам. В 1970 г., после его попытки занять государственный пост, его долг составил $1,5 млн. Он сумел заплатить всем кредиторам.
2. Том умеет держаться просто.
3. Он умеет мотивировать персонал. Руководители высшего звена, которых нанимает Том, получают хорошую по всем меркам зарплату, ездят на самых современных и дорогих машинах. Компания имеет огромную яхту, на которой менеджеры путешествуют в выходные. В 1984 г. 68 менеджеров, которые увеличили продажи не менее чем на 50 %, отправились в дорогое путешествие на Гаваи вместе с семьями. Очень дорогие золотые часы получает в подарок менеджер, достигший наилучших показателей в продажах за неделю.
4. Том старается быть лучшим.
Том часто говорит: «Если вы не делаете ошибок – значит, вы не работаете». В его офисе есть журнал с названием «Мечты». Туда Том записывает все, что он хочет приобрести, места, которые хочет посмотреть, людей, с которыми хочет встретиться. Он часто говорит: «Мне интересно многое, и многое я хочу иметь» (По мотивам Schuler R., 1998).
Какие личностные характеристики отличают Тома от многих других людей? На этот и другие вопросы, связанные с личностными предпосылками успешности управленческой карьеры, пытаются ответить ученые.
Какие черты обусловливают быстрое должностное продвижение и расширение влияния?
Какое сочетание отдельных черт, оказывающих влияние на карьеру менеджера, можно считать оптимальным?
Изменяются ли личностные характеристики на протяжении управленческого пути?
Личностные предпосылки карьерного успеха
Менеджеры имеют собственные представления об основных личностных характеристиках, которые обеспечивают успешность управленческой карьеры. Эти знания почерпнуты из практики, получены на основе анализа собственного управленческого пути и карьер многочисленных коллег. Например, Ричард Холбрук предложил свой список наиболее важных черт карьериста. Несколько слов о его карьере. В колледже талантливый студент-физик был уверен, что станет нобелевским лауреатом по физике. Став дипломатом, Холбрук нацелился на Нобелевскую премию мира. Успешно поработав с республиканцами, он ушел в советники к демократу Д. Картеру, развязал узел проблем, связанных с американским военным присутствием на Филиппинах, а затем покинул дипломатию и ушел в бизнес, став инвестором на Уолл-стрит. Заработав огромное состояние, он вернулся в государственный департамент при Б. Клинтоне.
Вот как выглядят шесть секретов Ричарда Холбрука и их научная интерпретация:
Конец ознакомительного фрагмента.