Инструменты управления знаниями
В данной главе мы подобно рассмотрим каждый инструменту управления знаниями, а также элементы в части метрик, ключевых показателей эффективности (КПЭ) и процессов. Кратко рассмотрим возможные ИТ-решения для поддержки. Прочие элементы (корпоративная культура, стратегия, ИТ-системы (в целом и чуть более подробнее), информационная безопасность, мотивация, интеллектуальная собственность) рассмотрим в отдельной главе, поскольку они могут быть общими для всех инструментов.
Метрики – это показатели, которые отражают динамику развития инструмента управления знаниями.
КПЭ – это показатели, которые отражают влияние инструмента управления знаниями на организацию в целом и сотрудников в частности.
База знаний
Описание инструмента управления знаниями:
• Единое систематизированное информационное хранилище компании. Зачастую реализуется в виде общекорпоративной папки, в лучшем случаем на корпоративном портале.
Назначение инструмента управления знаниями:
• Все, что связано с технологиями и бизнес-процессами, на что у компании имеются права (собственные материалы или материалы партнёров):
o Описание решений, бизнес-процессов, инструкций и стандартов в области работы с технологиями, пособий, шаблонов, руководств, которые бы разъясняли, где и в каких случаях применять ту или иную технологию.
o Матрица проблем и технологий (в более простом варианте сервис вопросов-ответов).
• Хранилище создаваемого интеллектуала компании:
o всех идей и лучших практик;
o извлечённых уроков и проектных документов;
o профилей сотрудников;
o всей информации сообществ (все записи и библиотеки);
o всего обучающего материала и контента;
o накопленных вопросов и ответов на них по всем тематикам.
• Корпоративная библиотека:
o Подключение к профессиональным тематическим онлайн библиотекам.
o Создание собственной библиотеки каждым сотрудником с возможностью поиска по ней у других сотрудников, но без возможности распространения (с целью не нарушения авторских прав).
o Структурирование информации и знаний в организации.
o Сокращения времени на поиск и размещение информации.
o Приращение интеллектуального капитала организации за счёт накопления всех типов явных (формализуемых) знаний и информации.
o Повышение профессионального уровня и компетенций сотрудников.
o Инициирование самообразования.
o Формирование обучающей среды.
o Сокращение затрат на обучение персонала.
o Тиражирование лучших профессиональных практик, идей, технологий.
В каких случаях будет полезен инструмент управления знаниями:
• Снижение/низкий уровень компетенций и знаний сотрудников.
• Потеря знаний при увольнении сотрудника. Высокие риски бизнеса при высокой текучести кадров.
• Длительный поиск решений на комплексные проблемы/задачи.
• Длительный поиск необходимой информации в информационных хранилищах. Информационный беспорядок.
• Низкая эффективность, продуктивность командной работы (Рабочие группы).
Ключевые показатели эффективности инструмента управления знаниями:
• Для организации – наличие единого и систематизированного интеллектуального хранилища организации.
• Для сотрудников – сокращение времени поиска информации.
Метрики инструмента управления знаниями:
• количество загружаемых и скачиваемых (просмотренных) материалов;
• количество сотрудников, посетивших базу знаний;
• количество переходов (кликов) для поиска нужной информации.
Требования к Базе знаний:
• «База знаний» должна иметь администратора в обязанности которого входит:
o контроль качества заполнения полей;
o отсеивание явно несоответствующей информации;
o ответы на вопросы, поддержка пользователей.
• Для структурирования информации необходимо использовать:
o иерархию, т.н. онтологию;
o тэги.
• Типовая структура «Базы знаний» содержит в себе следующие элементы:
o Разделы базы знаний. Назначение – структурирование информации по определённым категориям с целью облегчения поиска и ориентации в базе знаний. В структуру базы знаний, как правило, закладывается 3-х уровневая система структурирования информации (например, интернет-проект http://www.twirpx.com/).
o Медиатека. Назначение – вспомогательный инструмент структурирования информации по типу файлов. Помогает пользователю более интерактивно взаимодействовать с файлами базы знаний (например, сервис компании Apple – iTunes U).
o Тэги. Назначение – структурирование информации по ключевым словам.
o Маркеры. Назначение – отображение количества содержащегося материала в базе знаний.
• Типовой процесс добавления материалов в «Базу знаний» представлен на рисунке 11.
Рисунок 11 – Типовой процесс добавления материалов в «Базу знаний»
• Каждому материалу в «Базе знаний» может присваиваться определённый набор параметров, которые указываются в соответствующих полях профиля:
o «Название» [название документа];
o «Авторы» [фамилия сотрудника, создавшего или приславшего документ];
o «Ключевые слова» [слова типа: Бурение, Ванкорское м-е, Роснефть];
o «Категория» [категории типа: Бурение, ИДН, РИР, МУН, ГРП, Цементирование];
o «Состояние содержимого» [статусы типа: В разработке, Утверждён, Проект];
o «Тема» [тип документа, например, «ГТН»];
o «Комментарии» [любые комментарии];
o «Организация» [название организации].
Практики внедрения инструмента управления знаниями:
• Booz Allen & Hamilton (международная консалтинговая компания) – «Knowledge On-Line». Международная консалтинговая фирма, специализирующаяся в области управления и технологий, Booz Allen & Hamilton, связала 6700 своих сотрудников, работающих более чем в 80 офисах по всему миру, intranet-решением по управлению знаниями, получившим название Knowledge On-Line (KOL). Систем KOL упростила обмен идеями между ними и обеспечила весь штат 80 офисов удобным и незамедлительным доступом к текущей корпоративной информации, а фактически, дала каждому возможность в той или иной теме не уступать экспертам.
Репозитарий знаний. В коллекции репозитария Booz Allen & Hamilton находится более 4000 содержащих в себе определённые знания документов, классифицированных по теме, отрасли и месту, где информацию создали и/или где её применяли. Кроме того, между документами организованы перекрёстные ссылки.
Источник: Кулопулос Т., Фраппаоло К. / Управление знаниями, что это такое? / Capstone Publishing Limited – Oxford,1999. – 39 c.
Кейс по компании «FLUOR CORPORATION»
Профиль компании «FLUOR CORPORATION»
Название: Fluor Corporation (Флуор Корпоратион)
Адрес: Ирвинг, штат Техас, США
Председатель правления: Дэвид Т. Ситон (Председатель и Главный исполнительный директор)
Филиальная сеть: По всему миру
Оборот, 2014: $21,53 млрд
Чистая прибыль, 2014: $1,2 млрд
Число сотрудников, 2013: 37 508
Общая информация:
Многонациональная инженерная и строительная фирма. Это крупнейшая строительная компания в рейтинге Fortune 500.
Виды деятельности
Предоставляет следующие услуги:
• Проектирование
• Снабжение
• Изготовление
• Строительство
• Техническое обслуживание
• Управление проектами
В следующих отраслях:
• Энергетика и химическая промышленность
• Инфраструктура
• Горная промышленность и металлы
• Промышленность
Источник информации: http://www.fluor.com; http://en.wikipedia.org/wiki/Fluor_Corporation
Опыт компании «FLUOR CORPORATION»
Задачи
Определить наиболее эффективный способ удаления мути из дизельного и газового топлива для соответствия спецификации «Haze-2» при 77° C
Примечание:
Постоянные клиенты в основном используют электростатический коалесцентор и солевую грелку с водяным охлаждением холодильной машины для предварительного охлаждения коалесцентора до 105 градусов по Фаренгейту
Подход и инструменты управления знаниями
В «Knowledge OnLine» (База знаний) сотрудники Fluor нашли руководство по использованию солевой грелки
На форуме «Process Community forum» (Сообщество профессионалов) сотрудники Fluor попросили поделиться опытом проектирования и эксплуатации электростатического коалесцентора и солевой грелки, другой информацией и опытом
В течение 3-х дней были получены ответы из офисов из Гарлема [Нидерланды] и Калгари [Канада]. Они предоставили ссылки и контакты для каждого из различных вариантов конструкций
Информация подчёркивала сильное влияние рабочей температуры на эффективность солевой грелки. Это суждение было подтверждено производителем
На основе этой информации и ссылок на реализованные проекты, Fluor рекомендовало предварительно охладить дизельное/газовое топливо до 60° F холодильной машиной перед отправкой в коалесцентор и ликвидировать солевую грелку
Результат
Рекомендация компании Fluor была признана клиентом в качестве положительного улучшения
Ценность для клиента:
• Ликвидация солевой грелки позволила сэкономить €1 млн на стоимости оборудования и его эксплуатации
• Ликвидация солевой грелки позволит избежать хлопоты с обслуживанием в дальнейшем
Ценность для Fluor:
• Удовлетворенность клиента. Клиент остался доволен альтернативным конструкторским решением, предложенным командой Fluor
• Fluor были впечатлены возможностью быстрого доступа ко всем знаниям и опыту в мире, которые были доступны
• Клиент предложил Fluor новый проект: аналогичное исследование для других НПЗ клиента, стоимостью в € 700,000
Источник информации: http://www.ikmagazine.com/
Сообщества профессионалов
Описание инструмента управления знаниями:
• Сообщество профессионалов – это группа профессионалов, которые разделяют общие интересы в определённой области знаний и стремятся вместе работать, которые регулярно общаются в рамках сообщества, а также в рамках личных встреч (форумы, семинары и т.д.) с целью совместного обучения, решения производственных задач, построения навыков и компетенций, а также развития лучших практик, действующих в рамках общей цели и миссии, для решения проблем, набора вопросов или задач производственной практики.
• Во многих компаниях Сообщества практик (Communities of Practice, также Сообщества профессионалов, сетевые группы, центры компетенций) – это наиболее важный компонент управления знаниями, в результате работы которого улучшается процесс принятия решений, уменьшаются затраты, выстраивается платформа для совместной работы и творческого решения проблем.
Назначение инструмента управления знаниями:
• Работа над проектами, повышение продуктивности совместной работы над проектами.
• Решение комплексных производственных задач.
• Снижение коммуникационных барьеров, увеличение количества горизонтальных связей, увеличение количества коммуникаций с руководством, сокращение переписки по e-mail.
• Сокращение количества совещаний и повышение их продуктивности.
• Сокращение количества командировок.
• Сокращение дублирований задач.
• Развитие дисциплины, междисциплинарных связей, накопление экспертизы. Трансформация неявных знаний в явные.
• Создание библиотеки по тематике Сообщества.
• Более быстрое предоставление экспертизы и ответы на запросы.
• Развитие компетенций.
• Инструмент создания и внедрения изменений.
• Ускорение адаптации новых сотрудников, выше удовлетворённость сотрудников.
В каких случаях будет полезен инструмента управления знаниями:
• Низкая эффективность, продуктивность командной работы (Рабочие группы).
• Длительный поиск решений на комплексные задачи.
• Снижение/низкий уровень компетенций и знаний.
• Длительная и сложная адаптация новых сотрудников.
• Отсутствие обмена опытом между подразделениями/сотрудниками.
• Не эффективная/Отсутствует система наставничества.
• Отсутствие механизма накопления экспертизы по определённой тематике (Центр компетенций).
• Потеря знаний при увольнении сотрудника.
• Длительный поиск/получение необходимой информации.
• Большое количество дублирований задач и функций.
• Низкая эффективность горизонтальных и вертикальных коммуникаций. Высокие коммуникационные барьеры.
• Низкое количество или отсутствие возможности коммуникаций с топ-менеджерами.
• Большое количество e-mail, совещаний и командировок.
• Длительное время на получение ответов на вопросы (подготовка, подписание и движение служебных записок).
Ключевые показатели эффективности инструмента управления знаниями:
• Для организации – решение комплексных задач, для снижения коммуникационных барьеров и создания центров компетенций по критически важным направлениям.
• Для сотрудников – повышение продуктивности и эффективности коллективной работы, повышение удовлетворённости.
Метрики инструмента управления знаниями:
• Количество посетителей/пользователей, сотрудников, постов.
• % активных пользователей от общего количества участников.
Требования к Сообществу профессионалов:
• Основным условием успешной деятельности Сообщества профессионалов являются совместные действия и взаимовыгодное сотрудничество всех его участников. Поэтому крайне важно обеспечить заинтересованность и мотивацию участников сообществ – личные встречи, семинары, форумы, конференц-связь, скайп-колл.
• Анализ лучших мировых практик показывает целый ряд успешных примеров, когда специальные структуры для обмена знаниями – сети или сообщества – реально содействуют развитию инноваций и позволяют оптимизировать работу компании.
• Компетенция сотрудников растёт, если все больше людей знают больше тех вещей, которые полезны для организации, а организация больше использует то, что люди знают. Два вопроса являются ключевыми – создание атмосферы, в которой люди охотно обмениваются неявными знаниями, и повышение уровня доверия друг к другу. Когда компетенция сотрудников растёт, увеличивается производительность, появляется больше инноваций, повышается концентрация усилий, прилагаемых к тому, что действительно важно, больше людей начинают работать на тех участках, которые являются критическими для успеха всей организации.
• Типовая структура «Сообщества профессионалов» состоит из следующих структурных блоков:
o Стартовое окно «Сообществ профессионалов» – страница на которой пользователь может посмотреть список сообществ, в которых он состоит, список популярных обсуждений и список всех сообществ в организации, в которые он может вступить и прочий информационный материал.
o Контекстное окно сообщества – непосредственное меню отдельного сообщества, где отражена информация о нем, где участники сообщества могу вести обсуждения на разные темы, оставлять комментарии и обмениваться материалами и файлами.
o Контекстное меню «Вопросов и опросов» (опционально) – в данном блоке пользователи могут просматривать уже заданные вопросы в сообщество и отвечать на них, а также сами задавать вопросы. Возможность организации опросов, в рамках сообщества, и просмотров уже проведённых.
• Сообщества профессионалов имеет три измерения:
o Область совместных интересов. Это область знаний, к которой относит себя сообщество. Это может быть какое-то техническое знание (ремонт оборудования), профессиональная дисциплина (инженерные специальности) или какая-то тема (инновации, креативность). Сообщество профессионалов должно обладать фокусной, точной областью и должно быть достаточно хорошо определено, чтобы люди могли идентифицировать себя с ним. Эмоциональная привязанность к той или иной области интересов – это катализатор, который влечёт людей друг к другу.
o Кто такие члены сообщества? Любое сообщество – это сложная сеть личных взаимоотношений. Люди в сообществе знают друг друга и доверяют друг другу. Вместе они осуществляют различные действия, направленные на социальную или трудовую деятельность.
o Как сообщество выполняет свою работу? Когда сообщество действует в своей области, его члены создают инструменты, документы, процессы и делятся друг с другом методами выполнения работ, решают проблемы, возникающие в повседневной работе, разрабатывают и документируют лучшие практики, лучшие методы выполнения той или иной задачи.
• Цели создания и функционирования Сообщества профессионалов устанавливаются Спонсором сообщества. Ниже представлены цели, для реализации которых могут создаваться Сообщества профессионалов:
Конец ознакомительного фрагмента.