Вы здесь

Управление волей. Практикум. Откуда «руки» растут (С. В. Жуковский, 2017)

Откуда «руки» растут

Это очень важная глава в серии наших с вами рассуждений и необходимо будет не только проверять на себе все то, что тут написано, но и в некоторых моментах, когда станет совсем невмоготу, собрать остатки «своей» воли в кулак и продолжить читать и ставить над собой эксперименты.

Небольшой экскурс в анатомию воли. Что это такое? Мы довольно часто слышим это слово с детства и до настоящего времени. «Сила воли», «собрать волю в кулак», «волевой человек», «безвольная тряпка» и много чего еще. Слышать то мы слышим, но вот потрогать или, хотя бы, посмотреть глазами, не имеем возможности. А когда большинство из нас не имеет очевидной возможности что-то сделать, то перестает даже пытаться разобраться в этом чем-то неизвестном.

Давайте разбираться вместе, прямо сейчас на страницах этой брошюры в поезде, самолете, или дома на своем кресле. Давайте разбираться! Воля – это неотъемлемое свойство (способность) человека присущее ему с самого рождения. Что же это за способность? Это способность управлять своим желанием. Разве младенец управляет своими желаниями, зададите вы резонный вопрос? Нет, конечно, отвечу я. Но это не значит, что у него нет такой врожденной способности. Младенец не умеет и ходить, и разговаривать, но врожденная способность к этому у него имеется. И эта параллель нам сейчас очень поможет.

Каждому из нас сейчас для эксперимента необходимо глубоко погрузиться в свое детство. Постараться вспомнить, как мы учились ходить, или говорить, или писать. Как я учился писать? Это помнит почти каждый, когда ты хочешь вывести красивую букву, а получается кривуля. Ты стараешься, закусываешь губу, медленно ведешь ручкой или карандашом по бумаге, а рука как будто не слушается. Долго, много времени уходит на то, чтобы обрести красивый почерк, а если нет желания его сохранить, то уже к 20 годам он снова становится похож на те самые кривули из дошкольного времени. Только упражняясь на протяжении всей жизни, мы не только формируем устойчивый навык, но и совершенствуем его. Кстати, посмотрите на свой почерк: вы уже давно не задумывались над тем, а понимает ли его кто-либо

Теперь мне нужно, чтобы вы усвоили еще одну важную деталь. Вот та самая ваша рука, которая училась писать. Почему получалась кривуля, а не красивая буква? Ведь в своей голове вы представляли себе самый красивый почерк на свете, а на бумаге выходило «не очень»? Не было навыка? Какого именно не было навыка? Подумайте, ответ простой. Ваш мозг не умел управлять вашей рукой.

Сейчас объясню подробнее: в нашей руке более 40 мышц. Чтобы писать, наш мозг одновременно должен управлять каждой из них. Не будем углубляться в подробности и говорить о том, что все 600 мышц в организме взаимосвязаны и на процесс каллиграфии они влияют все вместе. Для примера нам достаточно и 40. Даже 40 – лично для меня, это повод удивиться. Мозг одновременно управляет сорока мышцами. Какую-то расслабляет, какую-то напрягает, что-то делает вместе, а что-то поочередно. Он посылает тестовые импульсы в каждый палец, чтобы оценить силу нажатия, в глаза, чтобы понять обратную связь из того зрительного образа, который получился на бумаге и сверяет этот зрительный образ с той воображаемой красивой буквой, которая является для нас эталоном.

Вот почему дети буквально «пыхтят» над каждой буквой. Это огромный труд нашего головного мозга, который проделывает работу по управлению 40 мышцами руки. Мозга, который еще не умеет, но учится!

Чем же управляется этот труд? Сформирована ли у ребенка к этому моменту воля? Сам ли себя он заставляет так корпеть над карандашом и листочком бумаги?

Над ним чаще всего стоит взрослый и воля взрослого… Что она делает? Управляет мозгом ребенка, чтобы тот управлял мышцами руки? Управляет волей ребенка, чтобы тот управлял мозгом, чтобы тот управлял мышцами руки? Подумайте-подумайте! Это важно, научиться самим думать, а не бежать глазами дальше по строчке. Остановитесь! Ау! Подумайте! Есть у вас ответ на этот вопрос? Он очень важен. Важно уже сейчас включиться в работу и вспомнить, как это было с вами.

Сядьте удобнее, закройте глаза и просто вспомните, что вам говорили взрослые, когда учили вас писать? Как это было? Чем в вас управляла воля взрослого? (Все, абзац закончен, можно и правда прикрыть книгу и обратить внимание внутрь себя). Повелеваю вам, японский городовой, закрыть книгу, потом закрыть глаза на 30 секунд и только потом продолжить читать! Закрой!

Вспомнили? Нашли? Воля взрослого всегда воздействует на внимание. На детское внимание. Крайне важно, куда направлено внимание в момент обучения. Взрослый направляет детское внимание на руку, на тот, как сидеть, как держать карандаш, как смотреть на пропись, как писать правильно. Участвует ли воля ребенка в этом процессе? Участвует, но очень слабо. Она просто наблюдает за тем, как ей в будущем самой придется управлять желаниями маленького человека.

Подведем промежуточный итог. На примере простого моторного навыка «правильнописания» (которое, обычно, хромает) мы обнаружили, что в человеке кроме воли есть еще и внимание и эти два элемента как-то взаимодействуют внутри нас протяжении всей нашей жизни и от результата их взаимодействия наша воля крепнет и развивается или слабеет и тогда… нами управляет телевизор

Не верите? Попробуйте один день прожить без включения телевизора. И если у вас это получилось – попробуйте отследить за собой, сколько раз ваша рука «сама» тянулась его включить. «Только новости посмотреть, и все!». Если вы очень принципиальный человек и у вас нет телевизора, то все тоже самое вы можете проделать со своим планшетом или смартфоном: принимайте звонки, пишите смс, но не лезьте в интернет. Даже «только новости посмотреть». Переживете один день без новостей, это я вам обещаю.