Вы здесь

Управление бизнесом по методикам спецназа. Советы снайпера, ставшего генеральным директором. Предисловие (Д. Д. Манн, 2017)


Переводчик Е. Рыбакова

Редактор А. Черникова

Главный редактор С. Турко

Руководитель проекта Л. Разживайкина

Корректоры Е. Аксёнова, О. Улантикова

Компьютерная верстка К. Свищёв

Художественное оформление и макет Ю. Буга


Фотография автора на обложке Austin DeWees


© 2017 by Brandon Webb and John David Mann

This edition published by arrangement with Portfolio, an imprint of Penguin Publishing Group, a division of Penguin Random House LLC.

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2018


Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.

Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.

* * *

Знать дорогу и идти по ней – далеко не одно и то же. Эта книга посвящается выдающемуся первопроходцу – предпринимателю

Сосредоточенность – это секрет успеха в политике, войне, бизнесе – словом, в управлении любой сферой человеческой деятельности.

Ральф Уолдо Эмерсон. Нравственная философия

Главный человеческий порок – потеря сосредоточенности ума, выключение сознания. Это не слепота, но отказ видеть, не незнание, но отказ знать.

Айн Рэнд. Этика объективизма

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Русская пословица


Предисловие

Глядя на человека через оптический прицел, я делаю медленный вдох. Афганский крестьянин. Афганский крестьянин с винтовкой, привычно висящей через плечо. Крестьянин, который выглядит так, как будто пытается скрыть, что замышляет что-то неладное. Я чувствую, как мой палец прижимается к металлическому спусковому крючку. Все сильнее и сильнее.

Январь 2002 года. Я наблюдаю в прицел за тем, как мой взвод «морских котиков» приближается к группе сельчан в горной деревушке на северо-западе Афганистана, чтобы поговорить и разведать обстановку. Все кажется спокойным. Ничего подозрительного. Кроме этого крестьянина.

Что-то здесь не так.

Местные жители – те самые пуштуны, которые через несколько лет в этом же районе защитят Маркуса Латтрелла (о нем впоследствии снимут фильм «Уцелевший») от тех, кто попытается убить его. Наши хорошие отношения с этими людьми – огромное благо, особенно когда мы находимся здесь, на земле талибов. Если я застрелю этого парня и окажется, что он так же невинен, как хочет выглядеть, этим хорошим отношениям настанет конец и мне придется жить с его кровью на руках до конца моих дней. Но если я не застрелю его и выяснится, что он все же замышляет недоброе, то подставлю наших ребят под удар.

Я не могу запросить указания. Получить дополнительные сведения неоткуда. Но мне надо принять решение.

Нажал ли я на спусковой крючок?


Я глубоко вздохнул и посмотрел на экран своего ноутбука. Прошло двенадцать лет, я уже не служил, а сидел в баре The Jane Hotel в Нью-Йорке, уставившись на электронное письмо с предложением продать принадлежавшую мне компанию за 15 млн долларов.

«Поразительно», – подумал я. А ведь еще несколько лет назад у меня не было ни гроша за душой. Даже хуже: после того как моя первая попытка заняться бизнесом с треском провалилась и поглотила все мои сбережения, на мне висели долги примерно на 100 000 долларов. И вот я сидел здесь, моему новому предприятию было меньше двух лет, и крупная медиакомпания желала купить его у меня. За 15 млн долларов. В самом деле – поразительно. И все же…

Что-то здесь не так.

Если я соглашусь, то стану богаче на 15 млн долларов, и, пожалуй, они обеспечат меня на всю жизнь. Это будет означать, что я выиграл. Правильно? Но тогда дело, которое я создал своим трудом, для людей, которые мне весьма небезразличны, придется передать в чужие руки. А что станет с теми, кто строил его вместе со мной?

Мне снова не с кем было советоваться и не от кого ждать указаний. И я знал, что другой информации не поступит. Но надо было принять решение.

Нажал ли я на спусковой крючок?

Застрелил ли я крестьянина?

Принял ли я предложение?

Оба эти решения имели необратимые последствия. Цена одного – пролитая кровь, другого – большие деньги. Оба могли самым серьезным образом отразиться на жизни других людей, не говоря уже о моей собственной. Эти две ситуации во многом различаются, кое в чем схожи, но абсолютно совпадают в одном.

Оба решения требуют предельной сосредоточенности.


Прежде чем рассказать, чем закончились эти два эпизода, мне следует представить свое резюме. Предлагаю вашему вниманию двухминутный вариант.


– В шестнадцать лет меня выгнали из дома.

– Первые тринадцать лет взрослой жизни провел в ВМС США, где служил в составе взвода «морских котиков» (Navy SEAL) в Афганистане непосредственно после событий 11 сентября 2001 года.

– Вернувшись в США, продвинулся по службе от рядового снайпера до руководящей должности инструктора курса и участвовал в переработке программы подготовки снайперов подразделения SEAL – школы, выпустившей поколение легендарных снайперов, включая Маркуса Латтрелла, Криса Кайла[1] (автора книги «Снайпер»[2]) и тысяч неизвестных солдат, которые тем не менее отличились в боях.

– Оставив службу, сменил снайперскую винтовку на MacBook Air и начал карьеру предпринимателя. Следующие несколько лет проходил бизнес-тренинг в суровой школе жизни – эти годы были почти такими же тяжелыми, как начальный курс подготовки водолаза-подрывника (Basic Underwater Demolition/SEAL training – BUD/S) и все остальные тренировки в подразделении «морских котиков». Возможно, даже тяжелее. Привлек в предприятие миллионы долларов и потерял их все, и мое детище было загублено досадными судебными исками в калифорнийский суд. Сидя в машине на берегу Ла-Хольи[3] и глядя на Тихий океан, позвонил своему юристу, который окончательно добил мой бизнес.

– Вскоре после этого жена подала на развод. Точка.

# Конец первой минуты #

– После того как я получил сокрушительный удар, мне пришлось собрать силы и возродиться из пепла. Поступил на руководящую работу в оборонную авиакосмическую компанию, где на меня возложили ответственность за 40 млн долларов в направлении, имеющем дело с секретными средствами связи. Не должность, а малина, но в крови бродил дух предпринимательства, потому я чувствовал себя как крыса в клетке.

– Чтобы подпитывать свои творческие способности, согласился писать для военного веб-сайта и в конце концов стал вести один из самых популярных блогов этой компании, с миллионами ежемесячных просмотров. Заметил, что на месте информации об операциях спецназа в интернете зияет огромная дыра. Об этом можно было прочитать книгу или посмотреть фильм, но авторитетного и правдивого онлайн-ресурса не существовало. По крайней мере до февраля 2012 года, когда я оставил ту работу и основал SOFREP.com – новостной сайт о спецоперациях, который ведут ветераны спецназа.

– Эффективно используя быстрое расширение аудитории SOFREP, приобрел или создал дополнительные сайты и объединил их все в компанию Hurricane Group, Inc., которая сегодня является в интернете наиболее быстрорастущей сетью, посвященной военной тематике и активному отдыху. Ежемесячно она привлекает десятки миллионов потребителей из 220 стран посредством веб-сайтов, онлайн-телевидения, интернет-радио, интернет-магазинов торговли по подписке, а также медиапартнеров, которые используют наш контент со ссылкой на источник.

– Весной 2014 года получил предложение от Scout Media, сделанное по их инициативе и поддержанное компанией прямых инвестиций основателя MTV Боба Питтмана The Pilot Group, – продать Hurricane за 15 млн долларов в акциях и наличных деньгах.

# Конец резюме #

За время, проведенное на службе и в бизнесе, я пришел к важному выводу: достижению мастерства в спецназе способствуют те же самые фундаментальные принципы, что и успеху в бизнесе. Или, если уж на то пошло, в жизни.

Вас может удивить, что бывший снайпер подразделения «морских котиков» пишет книгу о бизнесе. Но в этом нет ничего странного. Тренировка, образ мыслей и опыт бойцов особого назначения развивают у них острую восприимчивость, необходимую успешному бизнесмену. Рядовых солдат и моряков готовят к тому, чтобы они стали эффективной частью команды, винтиками в общем механизме. Но в спецназе не так. «Морских котиков» обучают не просто подчиняться приказам. Их прогоняют через изощренно жестокие, безжалостные тренировки, чтобы заставить терпеть неудачу, учиться приспосабливаться и превозмогать трудности, – и через такие условия, которые вырабатывают навыки, позволяющие успешно справляться с заданием, чего бы это ни стоило. Мы сосредоточиваемся не на препятствиях, а на их преодолении с помощью нестандартных подходов. Спецназовцев приучают мыслить быстро, самостоятельно и нешаблонно, принимать неординарные решения под неимоверным давлением обстоятельств. Если солдат и матрос – военный аналог хорошего сотрудника в коллективе, бойцы спецподразделений – предприниматели, новаторы и белые вороны. И полученные ими навыки чрезвычайно эффективны не только во время военных действий, но и в бизнесе.

Многие бывшие «морские котики» и бойцы других подразделений спецназа ведут весьма успешный бизнес. Как будто это заложено в их ДНК.

В книге я проанализирую эти «цепочки ДНК» и покажу читателям, как можно развить такие качества. На этих страницах я опишу программу успеха, построенную на семи выстраданных мною уроках, которые я выучил в суровых военных испытаниях и пересмотрел, сражаясь на поле предпринимательской деятельности. Назовем их «Семь полезных навыков весьма успешных людей».

Каждая глава иллюстрирует один из этих навыков на примере моего опыта службы в подразделении SEAL параллельно с образцами их применения в сфере бизнеса. Также я рассказываю о каждом из них на примере жизни выдающегося предпринимателя из числа профессиональных бизнесменов, с которыми познакомился в последние несколько лет, – таких людей я стал считать «спецназовцами от бизнеса».


Думаю, вам интересно, чем разрешились те две опасные ситуации?

Я не стал стрелять в крестьянина – рассудил, что бездействие принесет меньший ущерб, чем выстрел. Афганец и не подозревал, что его жизнь в тот день висела на волоске. Через мгновение после того, как я снял палец со спускового крючка, я заметил позади деревни одного типа в арабской одежде, который улепетывал небольшой козьей тропой в сторону пакистанской границы со всех своих джихадистских ног. Вот черт! Я был прав. Крестьянин совсем неспроста ошивался поблизости – он стоял в дозоре, прикрывая сообщника, убегающего в горы.

Правильное ли решение я принял? Бог весть, но одно я знаю точно: все наши ребята остались живы.

А предложение на 15 млн долларов? Я отверг его. Сидя в баре The Jane Hotel на Манхэттене, я ответил по электронной почте: «Спасибо, нет. Благодарю вас». Двумя годами позже я узнал, что группа русских инвесторов предприняла насильственное поглощение той самой медиакомпании. Многие редакторы сайтов уволились в знак протеста, ушел и десяток технических специалистов. Это была кровавая баня.

А моя компания живет и процветает.