Вы здесь

Управление ДОО в условиях нового законодательства. Аспекты правового регулирования дошкольного образования как основа управления ДОО (Н. М. Подоплелова, 2017)

Аспекты правового регулирования дошкольного образования как основа управления ДОО

Изменение требований к образовательным организациям было закреплено в основополагающем документе – Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Кроме того, следует обратить внимание, что еще в национальной доктрине образования в РФ была зафиксирована тесная связь между проблемами развития российского общества и стратегическими целями развития образования.

Одна из ключевых задач – модернизация всей системы образования для создания прочных основ социально-экономического и духовного развития страны, кадров для развивающейся рыночной экономики, которая должна интегрироваться в мировую, обладать высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью, обеспечения высокого качества жизни, укрепления демократических основ и развития гражданского общества.

Все это позволит утвердить статус России в мире как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики. В то же время актуальными являются слова президента РФ В.В. Путина о том, что мы не претендуем на роль какой-то сверхдержавы. Приоритет гуманистической парадигмы в государстве, ориентированность на достижение стратегических целей системы образования, требования нового законодательства обусловливают кардинальные изменения всей системы образования РФ.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 10) определяется новая структура системы образования, включающая в себя:

– федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровней и (или) направленности;

– организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

– федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

– организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

– объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Эти компоненты структуры системы образования взаимодействуют на основе принципа государственно-общественного управления, закрепленного в ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Управление системой образования базируется на принципах законности (неукоснительное исполнение законов и иных нормативно-правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами), демократии и автономии образовательных организаций.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» под автономией образовательной организации понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, свободы в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым образовательным программам.

Трудности воплощения в жизнь этого принципа заключаются прежде всего в том, что зачастую муниципальные и региональные органы управления образованием еще не в полной мере осознали изменения сложившейся системы управления в соответствии с новым законодательством.

По-прежнему строго требуется исполнять указания свыше о том, какую штатную единицу нужно сократить в ДОО, какое учебно-методическое обеспечение должно быть приобретено к образовательной программе, какие технические средства, игрушки, дидактические и методические пособия должны приобрести руководители, причем зачастую указываются конкретные организации, с которыми необходимо заключить договор. Подобные нарушения мешают модернизации всей системы дошкольного образования, противоречат одному из основополагающих принципов – автономии, непосредственно связанному с принципом демократизации.

В такой ситуации формальным становится и реализация принципа учета общественного мнения, так как создаваемые советы родителей и профессиональные союзы работников образовательных организаций являются не действующими, а номинальными органами общественного управления. Зачастую и принцип информационной открытости системы образования не срабатывает из-за недостатка выделяемых для создания действующих информационных ресурсов средств, низкого уровня профессиональной подготовки педагогических и управленческих кадров в области информационных технологий.

Решению названных проблем, на наш взгляд, будут способствовать:

– повышение юридической компетенции не только руководителей ДОО, но и управленческих работников всех уровней образования;

– повышение родительской компетентности через участие их в различных органах управления ДОО (попечительские, управляющие советы, советы по инновациям, советы родителей), вовлечение их в образовательный процесс посредством нетрадиционных форм взаимодействия;

– изменение общественного мнения о дошкольном образовании через СМИ.

Кроме того, новеллой в законодательстве является установление уровневой дифференциации, на основании которой образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное, а также профессиональное обучение, обеспечивающее возможность реализации права на образование в течение всей жизни, так называемое непрерывное образование.

Внутри самого общего образования выделяются 4 уровня, где принципиально важным стало положение о том, что дошкольное образование служит первым уровнем общего. В соответствии с ФГОС ДО дошкольное образование в качестве отдельного уровня определяет для себя и отдельные цели.

Принципиальные изменения отношения к дошкольному образованию, реализация такой международной нормы, зафиксированной в Конвенции о правах ребенка (1989), как право на игру, определили задачи дошкольного образования, закрепив их в Стандарте:

– охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

– обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

– создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

– объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок к учебной деятельности;

– обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

– формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

– обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Особенно важен при реализации Стандарта акцент на принципы функционирования и развития дошкольного образования как системы:

– полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;

– построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

– содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

– поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

– сотрудничества ДОО с семьей;

– приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

– формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

– возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

– учета этнокультурной ситуации развития детей.

Работа ДОО организуется в соответствии с приказом Минобрнауки России от 30.08 2013 № 1040 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». В нем определены формы получения дошкольного образования и обучения по конкретной основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования. Он содержит норму о допустимости сочетания различных форм получения образования и форм обучения.

Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций – в форме семейного образования.

Образовательная организация может использовать сетевую форму реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающую возможность ее освоения воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Сетевая форма реализации образовательных программ дошкольного образования используется на основании договора между указанными организациями.

В приказе еще раз закреплена важнейшая норма о том, что освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Вариативность получения дошкольного образования отражена в специфике групп ДОО.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности реализуется образовательная программа дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности реализуется адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других их категорий, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В этих группах реализуются образовательная программа дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

В образовательной организации могут быть также:

– группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников от 2 мес. до 3 лет;

– группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников от 2 мес. до 7 лет.

В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, соблюдению ими личной гигиены и режима дня;

– семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Эти группы могут иметь общеразвивающую направленность или присматривать и ухаживать за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.

В группы могут включаться воспитанники как одного, так и разного возраста (разновозрастные).

Анализ законодательной базы дошкольного образования позволяет определить некое проблемное поле, отражающее разницу между социальным заказом и возможностями государства, различные ожидания по отношению к системе образования со стороны родителей, профессионального сообщества, гражданского общества, государства.

В ст. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» заявлена позиция государства о том, что дошкольное образование – первый уровень общего образования, причем самостоятельный. Это предполагает, помимо действующих федеральных государственных требований к структуре и условиям организации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработку требований к качеству дошкольного образования.

Однако система дошкольного образования еще далека от совершенства. Это связано с тем, что у дошкольного образования особый статус во всей системе образования, в обществе по-разному осмысливаются и оцениваются его место, роль и цели, а также перспективы развития дошкольной образовательной системы.

Среди родителей как основных заказчиков образовательных услуг в области дошкольного образования сохраняется преимущественный спрос на услуги по присмотру и уходу за детьми раннего возраста и услуги по подготовке к школе старших дошкольников. В то же время цели дошкольного образования, заявленные во ФГОС ДО, совершенно другие:

– повышение социального статуса дошкольного образования;

– обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

– обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

– сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

При анализе различного вида нормативных документов выявляется противоречие между назначением и возможностями дошкольного образования и требованиями со стороны семьи и государства. Причина, на наш взгляд, состоит в том, что на сегодняшний день законодательное закрепление дошкольного образования как уровня общего образования во многом формально.

Научно и методически не определено, в чем состоит самостоятельность дошкольного образования, каковы реальные пути его интеграции в единую систему образования, поскольку отсутствие промежуточной и итоговой аттестаций выпускников детских садов, необязательность получения дошкольного образования дают ему особый статус.

Вариативные формы организации дошкольного образования возникли, в том числе и как ответ на требования родителей охватить всех детей образовательными услугами. Поскольку проблема доступности дошкольного образования пока еще до конца не решена (Северный Кавказ, Крым), следовательно, не до конца действует заявленный в Конституции РФ принцип равенства граждан, что, в свою очередь, влечет за собой нарушение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части обеспечения права каждого человека на образование.

На наш взгляд, варианты решения возникших проблем – создание и реализация четкой стратегии развития дошкольного образования на уровне государства и системная организация работы по качественному реформированию дошкольного образования. Для этого нужно:

– скоординировать работу по обеспечению реализации образовательной политики государства с учетом особенностей этнокультурного и социально-экономического характера на уровне регионов;

– научно обосновать особенности управления и организации труда на уровне дошкольных образовательных организаций;

– усилить участие в решении задачи воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок родителей, социальных институтов и гражданского общества;

– широко распространить передовые образовательные технологии через стажерские площадки и другие формы повышения квалификации;

– отладить механизмы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОО на протяжении всей профессиональной жизни.

Актуальной проблемой, замедляющей процессы модернизации дошкольного образования и не урегулированной законодательно, служит проблема повышения родительской компетентности. В.И. Слободчиков отмечал, что полное обособление семьи от образовательных учреждений привело к раздвоению ранее единых процессов воспитания и замене общественного воспитания приватно-семейным, с одной стороны, и формально-государственным, с другой.

Учитывая, что среди родительского сообщества распространены две противоположные позиции – с одной стороны, полный контроль за жизнью ребенка, гиперопека, а с другой, – нежелание признавать обязанности по воспитанию детей, необходимо создать научно обоснованную модель общественно-семейного воспитания и ознакомить с ней родителей.

Определенное несогласие вызывает и норма федерального закона, в соответствии с которой родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими. Одни родители делегирует свои права и обязанности ДОО. Другие, наоборот, не доверяют педагогам и контролируют каждый их шаг. Здесь, как нам кажется, выявляются противоречия между ролью детского сада как института социализации и недостаточно проработанными механизмами взаимодействия с одним из основных участников образовательного процесса – родителями. Следовательно, задачи руководителя – разработать и закрепить в локальном акте ДОО такие механизмы.

Важная проблема в связи с принятием нормы об инклюзивном образовании в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» – воспитание толерантного отношения родителей к детям-инвалидам и детям с ОВЗ. Провозглашение инклюзивного характера образования на фоне недостаточной отработанности механизма финансирования, механизма реализации образовательной программы для детей с особенностями развития, неполное создание кадровых, организационных и иных условий для реализации образовательной программы дошкольного образования (ДО) ведет к конфликтным ситуациям и требованиям со стороны родителей «убрать» детей с ОВЗ из детского сада.

Пути решения указанных проблем связаны с встраиванием руководителем ДОО в общую стратегию развития детского сада программы повышения родительской компетентности.

При анализе законодательства об образовании выявляется недостаточная проработанность норм, связанных с управлением именно дошкольным образованием. Попытка управлять ДОО по аналогии с другими системами образования обречена, поскольку детский сад имеет свои, отличные от других образовательных подсистем, цели и задачи, закрепленные во ФГОС ДО.

Проблемы законодательной базы выявляются и при анализе организации государственного надзора и контроля за ДОО. Так, при проведении Рособрнадзором проверок образовательной деятельности зачастую происходит «сверка» режима дня и режимных моментов с реальной деятельностью детей. И при любом несоответствии детскому саду записывается нарушение. В то же время ФГОС ДО основополагающим принципом считает свободную детскую деятельность, инициативу ребенка, ориентацию на амплификацию детства. Данное противоречие пока не разрешено.

ФГОС ДО провозглашает индивидуальность развития ребенка как один из путей полноценной социализации. Несформированность же условий для реализации образовательной программы ДО не позволяет осуществить это в полной мере. На сегодняшний день противоречия заложены в самом содержании Стандарта.

ФГОС ДО служит нормативным документом, однако в тексте сказано, что предметом регулирования выступают отношения в сфере образования при реализации основной образовательной программы ДО организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями или родителями (законными представителями). Таким образом, предмет регулирования относится к категории правовых отношений и, значит, не может регулироваться образовательной программой, т. е. предмет регулирования не соответствует его механизму.

ФГОС ДО устанавливает требования к образовательной программе дошкольного образования. Она служит управленческим документом, который разрабатывается коллективом ДОО и отражает особенности контингента семей, воспитанников, кадров, специфику организации. В примерной общеобразовательной программе, на основе которой разрабатывается образовательная программа, заложены основное содержание дошкольного образования и требования к методам и формам организации образовательного процесса.

В чем здесь сложность для руководителя? Управленческие задачи решаются на основе неуправленческих механизмов. Поэтому нарушается управленческий цикл «цель – планирование – организация – контроль – оценка результатов – коррекция – новая цель». Требования к условиям, содержанию и результатам реализации образовательной программы не являются управленческими механизмами. Значит, задача руководителя – специально разработать подобные механизмы.

Еще одна проблема состоит в том, что задачи управления образовательным процессом решаются в условиях оптимизации, т. е. реализация образовательной программы затруднена сложившимися социально-экономическими условиями. Также мониторинг теперь не является частью образовательной программы. Педагогический мониторинг предполагает диагностирование, прогнозирование, планирование, стимулирование, контроль на различных уровнях дошкольного образования.

Однако ФГОС ДО четко указывает, что результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: индивидуализации образовательной траектории и оптимизации работы с группой детей. Таким образом, проблема для руководителя состоит в том, что возможна утрата управляемости процессом реализации образовательной программы. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Проблема состоит в том, что цели и задачи указаны, но результатов быть не должно. Другими словами, достижения в Стандарте понимаются как определенные личностные и психологические характеристики, которых достигнет ребенок на этапе завершения дошкольного образования. Большинство педагогов понимают их как умения, навыки и компетенции детей в образовательных областях. Это противоречие также необходимо разрешать руководителю с помощью методических служб.

Анализ законодательной базы позволяет обозначить доминирующую на сегодня роль государства в управлении современным дошкольным образованием и недостаточное взаимодействие с демократическими институтами общественного управления, институтом семьи, другими социальными институтами, гражданским обществом. Пути решения – в использовании передовых управленческих технологий.