Вы здесь

Уныние, терпение, смирение. Священное Писание и церковный опыт. Терпение (И. В. Бакулина, 2017)

Терпение

Претерпевший же до конца спасется.

Мф. 10, 22

* * *

Терпением вашим спасайте души ваши.

Лк. 21, 19

* * *

Испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.

Иак. 1, 3–4

* * *

Будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.

Иак. 5, 7–8

* * *

И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда.

Рим. 5, 3–4

* * *

Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.

Рим. 8, 25

* * *

Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны.

Рим. 12, 12

* * *

Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

1 Кор. 4, 12–13

* * *

Любовь долготерпит.

1 Кор. 13, 4

* * *

Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены, мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.

2 Кор. 4, 8–9

* * *

Вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо. K стыду говорю, что на это у нас недоставало сил.

2 Кор. 11, 20–21

* * *

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера.

Гал. 5, 22

* * *

Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.

2 Фес. 3, 5

* * *

Для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.

1 Тим. 1, 16

* * *

Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное.

Евр. 10, 36

* * *

И мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще.

Евр. 12, 1

* * *

Знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.

Откр. 2, 19

* * *

Господь долготерпелив и многомилостив.

Числ. 14, 18

* * *

У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.

Притч. 14, 29

* * *

Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

Притч. 16, 32

* * *

Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного.

Еккл. 7, 8

* * *

Терпеливый до времени удержится и после вознаграждается веселием. До времени он скроет слова свои, и уста верных расскажут о благоразумии его.

Сир. 1, 23–24

* * *

Нет и меры терпению, если оно растворено смиренномудрием.

Преподобный Ефрем Сирин

* * *

Дарование терпения – от Господа, и любящим Его дарует Он его; обладающие им избавятся от многих скорбей.

Преподобный Ефрем Сирин

* * *

Нет и меры терпению, если только оно срастворено (соединено с) любовью.

Преподобный Ефрем Сирин

* * *

Потерпи Господа в день скорби, чтобы покрыл тебя в день гнева.

Преподобный Ефрем Сирин

* * *

Каждый должен, сколько нужно, терпеть недостатки ближнего с упованием на Бога. Но горе тому, кого терпят, а он не разумеет того!

Преподобный Ефрем Сирин

* * *

Воздержание есть нерв терпения.

Преподобный Ефрем Сирин

* * *

Для Бога терпи скорби настоящей жизни; не напрасно будешь водиться упованием святых, а иго врага приносит с собою печаль, от которой родится смерть.

Преподобный Ефрем Сирин

* * *

Хочешь ли, брат, докажу тебе, что с благодарностью должны мы терпеть все, если это сделано нам за Христа? Христос – жизнь наша и спасение душ наших. Потому кто страждет за Христа, тот страждет за свое спасение и за жизнь свою.

Преподобный Ефрем Сирин

* * *

Кто желает благоугодить Богу и стать наследником Божиим по вере, чтобы и ему наречься сыном Божиим, рожденным от Духа Святого, тот прежде всего, взявшись за великодушие и терпение, должен мужественно переносить встречающиеся ему скорби, бедствия и нужды, – будут ли то телесные болезни и страдания, или поношения и обиды от людей, или различные невидимые скорби, какие наводят на душу лукавые духи с намерением привести ее в расслабление, нерадение и нетерпеливость, и тем воспрепятствовать ей войти в жизнь; наводят же по Божию домостроительству, попускающему каждой душе быть искушенной различными скорбями, чтобы явными стали любящие Бога от всей души, если они мужественно переносят все, что наводит лукавый, и не теряют упования на Бога, но всегда, по благодати, с верой и великим терпением ожидают избавления; поэтому такие приходят в состояние, способное выдержать всякое искушение и, таким образом улучив обетование, делаются достойными Царствия.

Поэтому душа, следуя Слову Господа, должна, по написанному, ежедневно брать на себя крест свой (см. Мф. 10, 38), то есть быть готовой потерпеть для Христа всякую скорбь и всякое искушение, явное или тайное, и в Господе всегда утверждаться упованием, потому что в Его власти, чтобы душа, по Его попущению, подвергалась скорби и Им же избавлялась от всякого искушения и скорби. А если душа не мужается и не переносит с твердостью всякое искушение и всякую скорбь, но огорчается, унывает, негодует, тревожится и не радит о подвиге, или даже отчаивается, как не имеющая уже надежды на избавление (ввергнуть же душу в уныние и нерадение есть ухищрение того же лукавого), то такая душа, не сохранив в себе упования, которое с несомненной верой ожидает милости Божией, конечно, не делается достойной жизни, потому что не последовала всем святым и не ходила по стопам Господним.

Преподобный Ефрем Сирин

* * *

Святые мученики, как видим, терпели многие мучения и, приблизившись к смерти, с упованием на Господа устояли в добром исповедании и, таким образом оказавшись благоискусными, сподобились получить венцы правды. И те, которые перенесли больше мук, и притом тягостнейших, те приобрели большую славу и дерзновение перед Богом; а те, которые, убоявшись скорбей и бичеваний, отступили от веры, не устояв до конца в добром исповедании, те оказываются робкими и смущенными и здесь, и в день Суда. Таким же образом и души, преданные скорбям для испытания, невидимо и различно мучимые лукавыми духами, как тайно, внутренней тяготой скорбей или лукавыми помыслами, так и явно, телесными страданиями, – если будут мужественно терпеть, сохранять упование и ждать мздовоздаяния от Господа, то сподобятся венцов правды, имея внутри себя то же избавление, и в день Суда приобретут одинаковое с мучениками дерзновение перед Богом. Ибо одинаково мучение в скорбях, одними претерпеваемое на кресте, другими от лукавых духов, на них действующих. И чем большие терпят скорби и нападения от лукавого, до конца сохраняя упование, тем большую приобретают себе славу у Бога. И здесь еще, по упованию своего чаяния, будут они избавлены и сподобятся утешений Духа, и там сделаются наследниками вечных благ и Царства. А те души, которые поддаются робости и страху, не вытерпев скорбей, и даже доходят до нерадения, нетерпеливости и отчаяния, – совращаются с праведного пути и не ожидают до конца Господней милости, те, как оказавшиеся неправедными, как возмогут улучить вечную жизнь? Ибо всякая душа, ради Господа, за нас умершего, до самой смерти бывает обязана великодушествовать, терпеть до конца и сохранять упование на Него, чтобы таким образом сподобиться вечного спасения. Ибо все желающие совершенно избавиться от вечной геенны, в которой мучаются грешники, и улучить вечное Царство, здесь постоянно терпят геенские скорби по причине искушений, наводимых лукавым. И если до конца терпят, с верой ожидая Господней милости, то, по благодати, избавляются от искушений и скорбей, удостаиваются внутреннего общения со Святым Духом, а там избавятся от вечной геенны и наследуют вечное Царство Господне.

Преподобный Ефрем Сирин

* * *

Доблестный муж Даниил с тремя отроками, которые верой и пламень пещный обратили в росу, терпел рабство, скорби и укоризны в земле чужой, но тем они и спаслись. А мы не терпим и малого страдания, по неверию нашему удаляется от нас терпение. Так предался ты печали, как будто, утратив чужой залог, отводишься в плен. Придай себя ревности о Господе и мужайся, как верный, чтобы от великой печали не утратить тебе душевных сил и при конце не каяться.

Преподобный Ефрем Сирин

* * *

Будем подобны наковальням; если и бьют нас, то не покажем на себе от бичей и искушений даже следов расслабления, нерадения и уныния. Принимая на себя удары, подвергаясь гонению, будем побеждать противника терпением.

Преподобный Ефрем Сирин

* * *

Беден и окаянен, кто не приобрел терпения, потому что в ком нет терпения, тот колеблется ветром, не переносит обиды, малодушествует в скорбях, в подчинении – ропотник, в послушании – прекослов, в молитвах ленив, в ответах медлителен, в словопрениях упорен. В ком нет терпения, тот терпит много ущерба; таковому нет и возможности прилепиться к добродетели, а напротив, достойным одобрения он противится, преуспевающим – завидует.

Преподобный Ефрем Сирин

* * *

И от всех скорбей моих избавил меня (Пс. 33, 5).

Вся жизнь праведника исполнена скорбей, это путь тесный и скорбный. Много скорбей у праведных. Потому и апостол говорит: во всем скорбяще (2 Кор. 4, 8); и: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Избавляет же Бог святых Своих от скорби, не без испытания их оставляя, но подавая им терпение. Ибо, если от скорби происходит терпение, от терпения опытность (Рим. 5, 3), то избегающий скорби лишает себя опытности. И как никто не получает венца, не имея у себя противника, так и опытным можно оказаться не иначе, как через скорби. Потому слова: от всех скорбей моих избавил меня, не значат: не попустил мне скорбеть, но даровал с искушением и облегчение, так чтобы вы могли понести (1 Кор. 10, 13).

Святитель Василий Великий

* * *

Если кто-либо имеет неисправимый недостаток и от частных осуждений делается хуже, то не лучше ли оставить его в покое?

Об этом… сказано, что согрешающих должно обращать с терпением, употребляя показанный Господом способ. Если же кому-то, как коринфянину, для обращения его недостаточно будет осуждения и выговора многих, то на такого надо смотреть как на язычника. Но оставлять осужденного Господом никому ни в каком случае не безопасно, ибо Господь сказал, что лучше, потеряв один глаз, или одну руку, или одну ногу, войти в Царствие, нежели, пощадив какой-то член, всему быть вверженым в геенну огненную, где – плач и скрежет зубов (Мф. 5, 29–30); и апостол свидетельствует, что малая закваска квасит все тесто (1 Кор. 5, 6).

Святитель Василий Великий

* * *

Если кто не падает под скорбью, но в надежде на Бога несет бремя печали, то за терпение готова ему великая награда от Бога. Ибо нам апостольским законоположением запрещено об усопших скорбеть наравне с язычниками.

Святитель Василий Великий

* * *

Господь, Который все определяет нам мерой и весом, посылает искушения, не превышающие сил наших, но как в несчастье делает видными подвижников благочестия, так не оставляет их быть искушаемыми сверх сил (1 Кор. 10, 13), и напоевает слезами в меру (Пс. 79, 6) тех, которые должны показать, сохраняют ли они благодарность к Богу, – сей Господь наипаче явил человеколюбие Свое в домостроительстве о вас, не попустив, чтобы враги воздвигли на вас такое гонение, которое бы могло иных совратить и поколебать в вере Христовой. Ибо, поставив вас в борьбу с несильными и легко преодолимыми противниками, в победе над ними уготовал вам награду за терпение.

Святитель Василий Великий

* * *

Ежели терплю не по своей воле, то я несчастен (пусть это будет сказано), а ежели терплю добровольно, то я философ.

Святитель Григорий Богослов

* * *

Чего вовсе не хочешь терпеть от другого, того и сам не желай делать другому.

Святитель Григорий Богослов

* * *

Всякий идет своею стезею жизни: иной – земледелец, а другой – мореплаватель; иной – какой-нибудь зверолов, а другой вооружил руку копьем; иной – искусный певец, другой – победитель на поприще. Но мой жребий – Бог, мой удел – терпеть множество скорбей, изнемогать здесь от мучительной болезни.

Святитель Григорий Богослов

* * *

Весьма много потерпел я бедствий и то, что составляет верх бедствий, претерпел, от кого всего менее думал терпеть. Однако же я не потерпел ничего такого, что потерпят сделавшие мне зло. Мои страдания проходят, а их злые дела, сколько знаю, правосудие записало в железные книги.

Святитель Григорий Богослов

* * *

Терпеливостью называю переваривание в себе скорби, а спокойно встречать обиду означает негневливость, древние обыкновенно называли это кротостью.

Святитель Григорий Богослов

* * *

Если [Христос] прославляет тех, которые напоили Его, одели и напитали, тем более тех, которые ради Него решили потерпеть мучения. Не все равно, дать ли хлеб и одежду или вытерпеть продолжительную болезнь? Нет, последнее гораздо труднее первого, а чем больше труд, тем блистательнее будет и венец. Об этом-то будем и сами размышлять, и здоровые и больные, и с другими говорить, и как увидим себя когда-либо в тяжкой горячке, скажем себе вот что: «А что, если бы кто взвел на нас обвинение, затем повлекли бы нас в суд, а там схватили бы и начали бить по бокам, не пришлось ли бы нам и поневоле вытерпеть все, и притом без всякой пользы и награды?» Так будем рассуждать и теперь, будем притом представлять себе и награду за терпение, которая может ободрить и впавшую [в уныние] душу. Но если горячка жестока? Так сопоставь с этой горячкой огонь гееннский, которого ты, наверно, избегнешь, если решишь терпеливо вынести эту болезнь. Вспомни об апостолах, сколько они страдали, вспомни о праведниках, как они постоянно были в скорбях. Вспомни о блаженном Тимофее, – он никогда не имел покоя от болезни, но жил в постоянном недуге. На это-то указывая, Павел говорил: употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23). Если же такой праведник и святой, которому вверено было управление вселенной, который воскрешал мертвых, изгонял демонов и исцелял других от бесчисленных болезней, если он страдал так тяжко, то какое извинение будешь иметь ты, который и в кратковременных болезнях смущаешься и ропщешь? Не слышал ли ты, как Писание говорит, что Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6)? Как многие и сколько раз хотели получить мученический венец? Вот это [терпение в болезни] настоящий мученический венец! Мучеником бывает не тот только, кто, получив повеление [от мучителя] принести жертву [языческим богам], порешил лучше умереть, чем принести эту жертву, нет, мученичество очевидно есть и то, когда человек вообще соблюдает [ради Христа] что либо такое, чем может навлечь на себя смерть.

Святитель Иоанн Златоуст

* * *

Нет ничего равного терпению. Оно – царица добродетелей, основание совершенств, безмятежная пристань, мир во время войн, тишина во время бури, безопасность среди злоумышлений, оно делает обладающего им крепче адаманта. Ему не в силах повредить ни выдвигаемые оружия, ни построенные в боевом порядке войска, ни подводимые машины, ни стрелы, ни пускаемые копья, ни само полчище демонов, ни страшные полки супротивных сил, ни сам диавол, выступающий в бой со всем своим войском и хитростью.

Святитель Иоанн Златоуст

* * *

Перечисляя ряд наград за скорби, он [апостол Павел] говорит, что скорбь рождает терпение – эту матерь всех благ, эту необуреваемую пристань, эту основу мирной жизни, более крепкую, чем скала, более твердую, чем алмаз, более могущественную, чем всякое оружие, более надежную, чем все крепостные стены. В свою очередь терпение при надлежащей степени развития делает своих питомцев испытанными, мужественными и решительно непобедимыми. Оно уже никогда не допустит их ни смутиться, ни поскользнуться при каком бы то ни было бедствии, но как скала, чем более бьет в нее волн, тем она делается только чище, нисколько не сдвигаясь с места, и легко разбивает напор рвущихся на нее валов, уничтожая их не нанесением, а принятием ударов, – так и муж, вышедший испытанным из школы терпения, становится выше всех козней. И, что особенно удивительно, он делается сильнее и победоноснее над злом также не деланием, а перенесением зла.

Святитель Иоанн Златоуст

* * *

Я представляю духовную трапезу, но не богатую, и не велики будут издержки на эту трапезу – всего только два малых сребренника: один называется «люби», а другой – «терпи». Эти сребренники – Божии слова, а слова Господни, слова чистые, серебро расплавленное (Пс. 11, 7). Оба эти сребренника ходят вместе, ибо любовь не живет без терпения, согласно свидетельству апостола: Любовь долготерпит (1 Кор. 13, 4). Где любовь, там и терпение.

Святитель Димитрий Ростовский

* * *

Давид, будучи мирянином, а не иноком, царем, а не простолюдином, испивал чашу терпения, чашу досад, чашу поруганий, чашу гонений, чашу бедствий и скорбей, чашу, поистине приносящую спасение, как свидетельствует и Евангелие, говоря: Претерпевший же до конца спасется (Мф. 24, 13).

Поистине, горька эта чаша терпения, зато целебна. Она, как и полынь, на вкус горька, а желудку приносит здоровье.

Святитель Димитрий Ростовский

* * *

Когда мы нашими недугами будем опечалены и обижены словом или делом, то будем смотреть на Крест и на распятого на нем Господа, Который вместо надлежавшей Ему радости, претерпел крест (Евр. 12, 2) и, не радея о позоре, оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Петр. 2, 21).

Христос Спаситель испил на Кресте горькую чашу – уксус с желчью и даже саму смерть. За чье здоровье? За здоровье врагов Своих, то есть грешников: Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5, 8). Как же Он испил? Терпеливо, согласно повествованию святого Петра: Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал (1 Петр. 2, 23). Но Он не только будучи злословим, не злословил, но и молился об убивающих Его: Отче! Прости им (Лк. 23, 34).

О незлобие незлобивого Агнца Божия! Мы не можем стерпеть и одного какого-либо досадного слова и в ответ на них много слов говорим, а Господь наш, слышав очень много укоризненных слов, не сказал ни одного противного слова, но был как агнец пред стригущим его безгласен (Ис. 53, 7). Мы не сносим и малой какой-либо вещи от ненавидящих нас, а Господь наш и бесчисленные раны понес на теле Своем, и не было здорового места в Нем с ног до головы (Ис. 1, 6). Мы не стерпим и одного какого-либо опечаливания от преследующих нас, а Господь наш претерпел даже самую ужасную крестную смерть. Вот как много пострадал Он из любви к нам, а мы ничего не страдаем из любви к Нему.

О нетерпение наше!

Святитель Димитрий Ростовский

* * *

Какой святой пожил в веке этом во всяком беспечалии, довольстве и покое? Ни один. Не все ли они в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в голоде и жажде, в долготерпении изнурили жизнь, – как говорит апостол? (2 Кор. 6, 4 и след.). Однако же святые, хотя многие беды и напасти претерпевали, но не оскорблялись и не развращались, ты же из-за малости смущаешься, беспамятно скорбишь и развращаешься. Святые, мало согрешив, много претерпевали, ты же, много и без числа беззаконничая, ничего не хочешь претерпеть. Святые были гонимы, бесчествуемы, избиваемы, раздробляемы, но в то же время радовались о Господе. Апостолы пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян. 5, 41), ты же, ничего не претерпев, беспамятно скорбишь и мятешься, и отчаиваешься. Великое это действие твоего неразумия!

Святитель Димитрий Ростовский

* * *

Не скорби, если кто в чем-либо тебя оскорбил, но Богу в покаянии и смирении молись, ибо не напрасно Бог это попускает на тебя, но к твоему спасению и исправлению. Не скорби, если и без вины что от кого-либо претерпеваешь, но, считая более всего виновным себя самого, с благодарностью претерпевай то, как некое лечение для твоей души. Ибо лучше без вины претерпеть что-либо, нежели по вине, лучше неправедно, нежели праведно, лучше здесь, нежели там, лучше, чтобы ты претерпел что-либо от другого ради Бога, нежели другой кто от тебя. Ибо не велико то, если бы ты что-либо злое кому причинил, но то велико, если ты от кого Бога ради без вины что-либо злое претерпишь. Если по вине терпишь что-либо, не венчаешься, если же без всякой вины ради правды, ты блажен. Ибо что за похвала, – говорит апостол, – если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны (1 Петр. 2, 20–21).

Святитель Димитрий Ростовский

* * *

Терпение имейте ко всем, никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром, – говорит апостол (Рим. 12, 17, 19, 21). Если кто-либо один будет зол, всякий другой пусть будет благ. Если один будет безумен, всякий другой пусть будет разумен. Если же оба будут безумны, яростны, оба будут злы, то зло пребудет неразрушимым, средостение вражды непоколебимым: Терпение, – говорит апостол, – нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное (Евр. 10, 36). Ибо когда мы много раз самолюбием и самоугождением помрачаемся, то скорбью и терпением проясняемся; когда честью и славой возносимся, то бесчестием и поруганием человеческим смиряемся; когда прахом сладострастия и плотоугодия посыпаемся, то уничижением и поношением отираемся. Поэтому не раздражайся сильно на оскорбляющего тебя, но раздражайся больше на грех свой, возбуждающий сердце твое на него.

Святитель Димитрий Ростовский

* * *

Не избегай терпения и скорби, ибо посредством них ты приходишь в понимание истины. Не избегай терпения и скорби, ибо ими ты очищаешься от грехов. И не разливайся в гордости и плотских наслаждениях, чтобы не уподобиться жене, сидящей на звере любодеяния и всяких временных наслаждений и говорящей: «Сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, – как говорит тайновидец (Откр. 18, 7).

Однако не предавай сам себя в напасть и не ввергай себя в искушение, но молись усерднее Господу, говоря: «Не введи мя, Господи, во искушение, но избави мя от лукаваго». Ибо о том, чтобы не вметать кому себя самопроизвольно в напасть, и пророк говорит словами: Не давай споткнуться ноге твоей: не воздремлет хранитель твой (Пс. 120, 3). Не желай сильно напасти, чтобы потом не претерпеть ее, и не ввергай в нее сам себя, но всякую напасть, попущенную смотрительным промыслом Господним, претерпевай с благодарностью. Ибо и Господь, поучая нас и показывая человеческое, молился Отцу, говоря: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф. 26, 39). Много раз Он уклонялся и оберегался от опасности; опять же, показывая Свое благоизволение и благопослушание, говорил: Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42). Творя это, Господь являет Себя образцом для нас, чтобы и мы так поступали.

Святитель Димитрий Ростовский

* * *

Претерпеть что-либо ради Христа – это подвиг больше всяких других подвигов и добродетельных поступков, ничего же не терпеть – это явно значит творить зло, и такой человек совершенно чужд Господней благодати. Ибо думаю, что если в каком-либо деле, которое он считает благим, не имеет препинания и скорби, то, очевидно, что дело его еще не благоугодное и не супротивное бесу, но быть всегда Бога ради в терпении и скорбях – это одно лишь может соединять нас с Богом, – и нет иного несомненного пути к этому. Итак, претерпев с благодарностью ради Бога всякие скорби, от Господа навеки увенчаешься.

Святитель Димитрий Ростовский

* * *

Терпением вашим спасайте души ваши, – говорит Господь (Лк. 21, 19). Претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22). Терпеливый человек подобен твердейшему адаманту, нетерпеливый же подобен трости, легко движущейся от ветра. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих, – говорит апостол (Иак. 1, 8); таковой муж никогда не одержит никакой победы, претерпевающий же легко победит и получит все. Если бы мученики не имели терпения, то не увенчались бы и не получили бы такой славы и чести.

Святитель Димитрий Ростовский

* * *

Терпеливо уповал я на Господа, и Он внял мне, – говорит пророк (Пс. 39, 1). Надежда убогих не погибнет до конца (Пс. 9, 19). Внимает Господь терпению, отвращается же от наглодушия. Терпеливые шли вслед Его, нетерпеливые же и наглодушные отвращались, ибо многие, как сказано, возвращались и впредь уже не ходили с Иисусом, говоря: Какие странные слова! кто может это слушать? (Ин. 6, 60). Горе вам, потерявшим терпение! – говорит Иисус, сын Сирахов, – что будете вы делать, когда Господь посетит (Сир. 2, 14)? Человек нетерпеливый и наглодушный подобен тому человеку, который, по притче евангельской, строил дом свой на льду или на песке, а не на камне терпения и упования (Лк. 6, 48–49).

Святитель Димитрий Ростовский

* * *

Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, – говорит апостол (Иак. 1, 12). Один из сорока мучеников не имел терпения, и тотчас излился, как вода в бане, претерпевшие же увенчались нетленными венцами. Однажды не претерпев, он все погубил, до конца же претерпевшие в малом – навеки увенчались.

Нетерпеливый всегда как бы не в своем уме: если приключится ему что-либо супротивное, не по воле сердца его, тотчас на всех нападает, на всех ропщет, всех считает виновниками, а не себя, себя же всячески оправдывает. Но ты всегда будь пригвожден ко кресту терпения, с радостью все претерпевай, хотя бы и постоянно бесы нашептывали тебе: сойди с креста терпения и страдания, насладись свободой, подобно тому, как иудеи говорили Христу: Сойди с креста, и уверуем в Тебя (Мф. 27, 40, 42). Ты же никогда не ослабевай и не уклоняйся от страдания, но пребудь всегда на кресте терпения и мужества. Подобно тому, как Моисей, когда держал руки крестообразно простертыми, побеждал Амалика, когда же опускал их, то бывал побеждаемым (см. Исх. 17, 11), так и ты, если пребудешь всегда в неизменном терпении и мужестве, преодолеешь врага, мысленного Амалика, если же ослабеешь и разленишься, то будешь им побежден.

Святитель Димитрий Ростовский

* * *

Господь, призывая нас к Себе, к терпению и борьбе поощряет нас: Если кто, – сказал Он, – хочет идти за Мною, отвергнись себя, то есть самолюбия воли своей, и возьми крест свой, – крест терпения и мужества, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Не принимающий же на себя креста терпения и мужества и не хотящий ничего претерпеть, – как может идти вслед за Ним? Никак. Как может войти в покой не прошедший сквозь огонь и воду терпения, сообразно словам пророка: Прошли мы чрез огонь и воду, и вывел нас в покой? (Пс. 65, 12).

Итак, претерпи доблестно и ты все постигающие тебя искушения, чтобы войти в покой и увенчаться венцом терпения. Пребудь всегда в неизменном терпении, мужестве и воздержании, чтобы умертвить плотские похоти, притупить оружие греха, победить ад, мысленного Амалика, ибо ничем так победить его не можешь, как терпением и воздержанием. Ими ты прогонишь бесов, угасишь геенский пламень, совершенно укротишь страсти, избавишься от мук и горестей, жизнь вечную получишь и сподобишься присносущных благ во Христе Иисусе, Господе нашем.

Святитель Димитрий Ростовский

* * *

Смотри, по чему узнается, кто является сыном Богу и кто нет? А по тому, терпит ли он наказание, ибо не терпящий – сын прелюбодеяния, терпящий же – сын, приятный Богу. Итак, терпи, боголюбец, чтобы ты был наречен приятным Богу сыном. И я не сомневаюсь в том, что ты из числа любимых Божиих чад, когда я вижу, что тебя посетила печаль искушений, ибо так и бывает, что Бог наказывает и искушает временно только тех, которые приятны и любезны Ему. Это подтверждается словами Ангела, говорящего Товии так: Я принес молитву твою Господу Богу и приятна была Ему (Тов. 12, 13). Потому и угодно было Богу, чтобы он был искушен. Смотри, почему Ему было угодно искусить Товию? А потому, что он был приятен Ему, угодил Ему, и возлюбил Бог его за великое его терпение с благодарностью.

Святитель Димитрий Ростовский

* * *

Хотя ты и не за Христа терпишь гонение, однако, если терпишь неповинно и благодаришь Бога, то и это вменится тебе, как бы за Христа терпящему. Вспомни российских страстотерпцев Бориса и Глеба, – за Христа ли они пострадали? Поистине, нет, но по зависти брата, однако это вменилось им, как будто они претерпели за Христа.

Итак, не говори, что ты не за Христа терпишь, но только до конца терпи и не отчаивайся в милостивой Божией помощи, и, вспоминая многоболезненные подвиги и скорби святых, говори себе: не пролил я крови за грехи мои подобно им; легки мои напасти по сравнению с теми искушениями, которые подъяли они; зло, причиняемое мне, ничто по сравнению с их страданиями; мое терпение – только тень в сравнении с теми, которых не достоин весь мир…

Таким образом можно легко терпеть, ясно понимая, какую пользу приносят скорби, которыми не напрасно хвалится апостол, говоря: Хвалимся скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5, 3–5).

Святитель Димитрий Ростовский

* * *

Причины, к терпению побуждающие, или утешение в терпении:

1. Всякое неблагополучие, бедствие и страдание по Божию Промыслу бывает. Так и написано: доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство – от Господа (Сир. 11, 14).

2. Особенно в нынешнее время хотящим благочестно жить нечего ожидать, кроме насилия, озлобления, гонения, ибо по причине умножения беззакония, уже во многих охладела любовь (Мф. 24, 12). Таким образом, всякому, хотящему благочестно жить, к терпению готовиться должно.

3. Терпение, как учит святой Иоанн Златоуст, грешников от казни освобождает, праведникам награду умножает (Послание 4 к Олимпиаде).

4. Высокая добродетель – терпение, с которой ничто не может сравниться. Терпение бед, как говорит святой Златоуст, милостыню и иные многие добродетели превосходит (Беседа 31 на евангелиста Матфея). И еще говорит: «Нет ничего равного терпению» (Послание 7 к Олимпиаде).

5. Весьма знатная победа – врагов терпением побеждать, как тот же святой Иоанн Златоуст учит (Беседа 85 на евангелиста Матфея).

6. Терпением диавол побеждается и посрамляется, как пишется об Иове праведном.

7. За терпение обещается вечная жизнь и слава, ибо говорит Христос: претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22; Мф. 24, 13). Ожиданием славы всякий в терпении может утешаться.

8. Всякое страдание и бедствие, хотя бы и долгое было, смертью прекратится.

9. Хотя велико страдание наше, но грехи наши, которыми мы величество Божие оскорбили, далеко большие и большего наказания достойны.

10. Бог наказывает нас здесь, чтобы мы спасение вечное получили. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, – говорит апостол, – чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор. 11, 32).

11. Требует Божия правда, чтобы грешник за грехи наказан был. Если нужно грешнику быть наказанным, лучше здесь быть наказанным и с благодарением терпеть, чем в будущем веке без конца в мучении пребывать. Здесь наказывает Бог и утешает, а там нет утешения; здесь наказания легкие, отеческие, а там жестокие; здесь кратковременные, а там вечные. Ибо сто лет здесь всякое страдание терпеть – ничто в сравнении с вечностью. Слушай евангельского богача, который здесь каждый день пиршествовал блистательно (Лк. 16, 19), как он вопиет: Отче Аврааме! Умилосердись надо мною (Лк. 16, 24), – вопиет, но бесполезно, и вовеки будет вопить.

12. Бог по богатству, благости, кротости и долготерпению своему терпит нас, ожидая от нас покаяния: и нам должно терпеть, когда наказывает нас за грехи, и благодарить Его, что Он за беззакония наши не поразил нас, а этим наказанием ищет спасения нашего.

13. В благоденствии человек возносится, в злострадании же смиряется; для того Бог посылает человеку крест, чтобы смирялся и так не потерял бы вечного блаженства.

14. Терпеть или не терпеть и роптать в страдании, однако же того не миновать, что суд Божий нам определил, а от нетерпения награда губится.

15. Терпением облегчается страдание. Посмотри всякий на тех, которые находятся в долговременной болезни: так они терпением к той болезни привыкли, что как бы и не чувствуют ее; напротив, нетерпением умножается болезнь, как сама жизнь показывает.

16. Всякое страдание может быть или жестоким, или легким: если жестокое, то скоро прекратится смертью; если легкое, то сносно и удобно можно терпеть.

17. Кто страждет, должен так в себе помышлять: ведь до сего времени терпел я, значит и далее так же можно терпеть; вчера терпел, значит и сегодня, и завтра можно терпеть.

18. Христос Сын Божий неповинно и ради нас терпел, нам оставив пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21). Нам тем в терпении должно утешаться, что Христос безгрешный терпел.

19. Страждущий, смотри на тех, которые большую имеют скорбь и болезнь, но терпят. Если находишься в долговременной болезни и имеешь какое-нибудь утешение от служащих тебе, посмотри на тех, которые большую, чем ты, имеют болезнь, которые внутри огнем скорби и печали сжигаемы, извне все ранами осыпаны; к тому же не имеют того, кто бы им послужил, кто бы их накормил, напоил, поднял, омыл от ран, но терпят.

Если терпишь изгнание, приведи на ум каторжных, которые в кандалах, в рубищах, полунагие, от дома и отечества удаленные, каждый день биение и раны принимают. Днем на тяжкой работе, а ночью в темницах, наполненных нечистотами и смрадом, заключены, без всякого утешения пребывают, и смерть для них приятнее, чем жизнь.

Если терпишь нищету, помысли о тех, которые прежде были богатыми и славными, но до того дошли, что ни себя, ни жену, ни детей не имеют чем напитать, одеть, где головы преклонить; скитаются по чужим дворам, к тому же долгами обременены; отовсюду тесноту, печаль, скорбь несносную имеют, как будто в печи горят; ты, хотя своего самого необходимого и не имеешь, можешь испросить именем Христовым, а они и просить стыдятся, потому что прежде славными и богатыми были. Посмотри еще на бедных крестьян, нищих, полунагих, больных, лежащих без движения, с которых подати и оброки требуются, а они не только дать не могут, но и сами нуждаются, кто бы им дал, да еще и послужил бы по причине их крайней нищеты и болезни.

Если терпишь поношение и клевету, приведи на память сидящих на высоком месте, сколько они терпят от подчиненных роптаний, поношений, злословия, ругани, наветов, коварств, лукавства, проклятий, насмешек и язвительных укорений, по подобию дерева, на высоком месте стоящего, которое от всякого и малейшего ветра колеблемо бывает. Так и от прочих прими себе подкрепление в терпении. Они большее и жесточайшее терпят: тебе ли малого не терпеть?

20. Снизойди умом в ад и рассуди, как осужденные там мучаются, и вовеки будут мучиться; если можно было бы, желали бы они здесь хоть до скончания мира в огне гореть, только бы от вечного освободиться мучения.

21. Возведи умные очи в небесные селения и осмотри всех там живущих: ни одного не найдешь, кто бы путем терпения не пришел туда.

22. Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8, 18), – говорит апостол Павел. Ибо какое бы зло ты ни терпел здесь, однако терпение это недостойно будущей славы, которая уготована терпящим. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 12).

23. В страдании своем вспомни об ужасном страдании святых мучеников: одни из них палицами биты были, иным зубы и глаза исторгнуты; у иных язык, руки, ноги и сосцы отсечены; иные почти все раздроблены, ко крестам пригвождаемы были; иные на съедение зверям брошены; иные в воде потоплены; иные огнем сожжены; иные живыми в землю зарыты; иные в раскаленных медных печах затворены были; с иных кожа и плоть до костей сдираема была; иным смола, олово растопленное в уста вливаемо было, и прочие несказанные мучения они претерпели, но все так великодушно терпели, что даже смеялись над мучителями. Правда, они терпели все это с помощью Христовой, но та же помощь Христова и ныне готова всем терпящим. Иисус Христос вчера и сегодня, и вовеки Тот же (Евр. 13, 8). С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия (Евр. 12, 1–2).

Святитель Тихон Задонский

* * *

Терпение – подлинно тихое и безопасное пристанище для души, волнующейся и бедствующей на море этого мира. И должна душа вспоминать утешительные Божии Слова: в мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33).

Святитель Тихон Задонский

* * *

Терпение состоит не в том, чтобы много бед познавать и терпеть, но в том, чтобы их великодушно встречать, и безропотно и терпеливо переносить, и гнев восстающий укрощать, усмирять и побеждать, от роптания, негодования и гнева сердце свое удерживать и сдаваться во всем на волю Божию. Ибо беды и с благочестивыми, и с нечестивыми приключаются. Но только одни благочестивые терпеливо и великодушно переносят их. Добрые и злые лишаются имений. Добрые с Иовом говорят: Господь дал, Господь и отнял; да будет воля Господня (Иов 1, 21); злые ропщут и негодуют, а часто и хулят. Добрые и злые принимают обиды от других. Добрые обидевшим прощают, и, хотя могут отомстить, не мстят и не хотят мстить; злые не терпят этого, но обиду обидою стараются отвратить, и, если не могут делом, словом язвительным и клеветою мстят. Ибо истинное терпение – не только не мстить, но и не хотеть мстить обидевшему, хотя бы сердце и поощряло к тому.

Большее и высочайшее терпение – не чувствовать обиды и болезни в сердце своем. Такой подлинно для мира, плоти и греха умер, а живет для Христа.

Святитель Тихон Задонский

* * *

От великого терпения Христова учимся и мы всякое злострадание, случающееся с нами, великодушно терпеть. Не противился Христос врагам Своим – не воспротивимся и мы. Не мстил Христос врагам Своим – не будем мстить и мы. Кротко терпел Христос поношения, посмеяния и поругания – кротко претерпим и мы. Умер Христос за нас – умрем и мы за Него, если будет нужно.

Святитель Тихон Задонский

* * *

Причины, побуждающие к терпению:

1. Все, что ни бывает, по Божьему святому промыслу бывает. Добро и зло, жизнь и смерть, нищета и богатство – от Господа (Сир. 11, 14), – говорит Сирах. Итак, этим должно довольствоваться и укреплять себя в терпении, что все от Господа происходит, и так святой Его воле предаваться и в бедах говорить с Иовом: если добро приняли от руки Господней, злого ли не стерпим (Иов 2, 10). Ибо от Бога, как Благого и Источника благ, ничего произойти не может, кроме добра. И хотя плотскому нашему рассуждению бедствие кажется злом, но, поскольку от Бога благого посылается ради пользы нашей, то это есть благо, и оно хочет сделать нас духовно благополучными.

2. Наказание, через беды и напасти бываемое, есть знамение Божьего милосердия к нам. Господь, кого любит, того наказывает (Евр. 12, 6), – говорит апостол.

3. Грехи наши, которыми мы благость Божию оскорбили, намного больше, нежели Божие наказание, какое бы оно ни было. Ибо всегда Бог, по великой Своей милости, менее нас наказывает, нежели мы заслужили.

4. Бог, по богатству благости, и кротости, и долготерпения, на покаяние нас ведущего, терпит нас, ожидая нас на покаяние (Рим. 2, 4; 2 Пет. 3, 9). Итак, и нам должно терпеть, когда Он наказывает нас за грехи, и благодарить Его за оте ческое наказание, ибо тем наказанием ищет спасения нашего, и терпеливо милости Его ожидать, и благодарить, что нас в грехах наших не погубил.

5. Если бы кто обещал тебе великое богатство и славу в мире сем и повелел бы все терпеть, что ни приключится скорбного, уверен, что все терпеливо и великодушно перенесешь, если обещанное желаешь получить. Так принимают больные жестокое лечение, и терпят, взирая на обещанное лекарями здоровье. Так сражаются воины и подвергают себя великой опасности, поощряемые надеждой обещанного чина. Так и прочие сыны века терпят жестокие приключения ради надежды временных благ, хотя часто и обманываются. Бог обещает нам не временное богатство, а вечное, не земную славу, а небесную; и обещает неложно, и велит терпеть приключающееся зло. Итак, как не терпеть, если хотим получить обещанное? Он обещает печаль нашу в радость обратить нам: сеющие со слезами пожнут с радостью. Уходящие уходили и плакали, бросая семена свои, а приходящие придут с радостью, собирая снопы свои (Пс. 125, 5–6). Скорбным путем и терпением доходят до вечной радости: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22), – говорит апостол. Это те, которые пришли от великой скорби (Откр. 7, 14), – говорит глас небесный о святых избранниках Божиих.

6. Требует Божия честь того, чтобы мы ради нее всякое приключающееся бедствие терпели. Трое отроков в Вавилоне разожженной печи не убоялись, когда нечестивым царем образу золотому повелено было им кланяться, и так изволили лучше жертвой огня быть, нежели жертву истукану принести и честь Творца воздать твари (см.: Дан. 3, 16–18). Так же поступали и святые мученики в новой благодати. Разжигает и ныне миродержец, князь тьмы, печь искушения, и устрашает ею воле его злочестивой не повинующихся; но, ради Божией чести, лучше нам в печь ту вверженными быть и терпеть, нежели, оставив волю Божию, его злому хотению повиноваться. Это-то и есть отречься от себя, душу свою возненавидеть (см.: Ин. 12, 25). Так к терпящему и страждущему приспеет Божия помощь, прохлаждающая и научающая ликовать (см.: Дан. 3, 49–50).

Конец ознакомительного фрагмента.