Глава 3
Снегопад и вправду усилился, как и обещали небо и барометр. Но микроавтобус оказался полноприводным и обладал неплохой проходимостью. Водителю следовало успеть выехать на шоссейную дорогу с деревенского проселка, который бульдозер будет расчищать только утром.
Если занесет, дорога станет непроходимой и попросту опасной. Она проходит по высокой насыпи. Машина запросто может соскочить под откос и перевернуться. Но этот участок не так уж и продолжителен. Всего шесть километров.
Дальше асфальт. По нему уже ходит много машин. Они быстро укатывают снег, оставляя за собой колею. Особенно стараются большегрузные фуры. Только вот ехать за ними и нюхать выхлопы солярки – удовольствие не самое большое. Чтобы обогнать их, требуется выбраться из колеи. При толстом слое снега на это способен не каждый автомобиль.
Но микроавтобус пока справлялся со своей задачей. Не на скорости, но упорно, ворча хорошим дизелем, выбрался сначала на второстепенный асфальт, потом докатился до широкой, настоящей трассы с интенсивным движением, связывающей два крупнейших города области.
Там уже работала снегоуборочная техника. Правда, вся дорога еще не была вычищена, но работы уже начались. Значит, проблем удастся избежать. Теперь водитель смог даже держать вполне достойную скорость и ехать без всяких проблем на поворотах.
Заносы для таких машин, как микроавтобусы, – всегда самое неприятное явление. Именно эти транспортные средства имеют традиционную склонность к переворачиванию. Особенно те, которые отличаются повышенной проходимостью.
Ее нельзя обеспечить без увеличения клиренса. Следовательно, центр тяжести такой машины расположен выше, чем у других типов. Этот факт и создает реальную угрозу и возможность опрокидывания. Но все обошлось.
За рулем сидел старший прапорщик средних лет, явно опытный, хорошо чувствующий машину вместе с дорогой. Отставной подполковник Савелий Вячеславович Тайганин какое-то время присматривался к его манере езды, а потом удовлетворенно задремал, решился доверить свою жизнь чужим рукам, плотно держащим руль.
В принципе, можно было бы самому и не присматриваться. Отставник знал, что полковник Мочилов и сам очень хороший водитель. В свое время он, как и Тайганин, прошел обучение по полным трем курсам экстремального вождения. Полковник ни за что не посадил бы за руль кого попало. Старший прапорщик ехал не слишком медленно, но и не гнал. Он хорошо чувствовал, можно ли сейчас добавить скорость или же делать этого не следует.
Как и все обычные люди, Савелий Вячеславович привык доверять профессионалам. Когда человек садится в поезд, он, конечно же, не задумывается, в каком состоянии находится сейчас машинист, насколько он профессионален. А ведь вполне может быть, что тот перед самой поездкой так с женой поругался, что его всего трясет! Или же пассажир заходит в самолет и не видит пилота, не знает его.
Но мы привыкли доверять профессионалам. Если человек назвался пилотом или машинистом, то он, по нашему мнению, в состоянии управлять самолетом или локомотивом. Мы с вами этого делать не умеем, поэтому и пользуемся услугами специалистов.
Но Савелий Вячеславович сам управлял машиной с юношеских лет. Усевшись на пассажирское место, пусть даже в такси, он всегда присматривался к водителю, желал знать, кому доверяет свою жизнь. Тайганин мог себе позволить спокойно спать, если только видел, что за рулем нормальный профессионал.
Еще во время службы организм подполковника, теперь отставного, но, видимо, ненадолго, был приучен легко включаться в любые естественные процессы. Допустим, Савелию Вячеславовичу в данный момент спать вовсе не хотелось, но он понимал, что потом такой возможности у него просто не будет. Надо отдохнуть, набраться сил именно сейчас, заранее. Его мозг посылал приказ организму, тот беспрекословно подчинялся, и Тайганин засыпал.
Так вышло и в этот раз, причем столь же легко, как и в былые времена. Этот отрадный факт говорил о том, что привычка включаться в любую ситуацию легким усилием воли никуда не делась.
При водителе вести служебные разговоры с начальством подполковнику не хотелось. Да и сам Мочилов помалкивал. Общие вопросы они вроде бы уже обсудили, а конкретные не обговариваются вот так на ходу, с кондачка. Они обычно прорабатываются при наличии документов и возможности принять какое-то решение.
Проснулся Савелий Вячеславович, когда уже въехали в Москву и стали передвигаться значительно медленнее, хотя снегопадом здесь теперь и не пахло. Бурая каша на дорогах давно растаяла, лишь мокрый асфальт напоминал о том, что снег все-таки шел.
Несмотря на поздний час, движение на МКАД было значительное. Поэтому микроавтобус ехал не слишком быстро. На совсем коротком участке недавно приключились две аварии.
– Я еще, кажется, помню, где ты живешь, – сказал полковник Мочилов, назвал адрес и поинтересовался: – Правильно?..
– Да, так и есть. Меня там, правда, сейчас не ждут, но я люблю появляться внезапно, как снег на голову. Потому обычно и не звоню. Сразу еду, да и все. Жена знает такую мою привычку.
Полковник не счел нужным сообщать попутчику, что нашел его адрес и телефон в управлении кадров, звонил домой к Тайганину и взял там деревенские координаты.
– Как она поживает? – Юрий Петрович опять не упомянул, что несколько часов назад сам разговаривал с женой Савелия Вячеславовича.
Тот махнул рукой и ответил:
– Сама себя в бабушки записала. С внуками занимается, вот и чувствует себя старухой. Я ей говорю, мол, всю жизнь с молодыми солдатами провозился, а стариком себя не чувствую. Она отвечает, что это совсем другое. А ведь на три года моложе меня!.. Могла бы и на лыжах ходить, и по утрам пробежку делать. Нет, решила вдруг, что старуха, да и все тут. Ее не переубедишь. Честно говоря, я уже и смирился с этим. Главное в том, чтобы себя стариком не считать.
– Бегаешь по утрам? – спросил полковник.
– Через поле до речки, потом по берегу до моста и обратно. Я измерял с шагомером. Получилось одиннадцать километров пятьсот шестьдесят метров. Каждое утро, в любую погоду. Конечно, темп прежних лет уже не выдерживаю, но тем не менее. Особенно приятно после снегопада тропу протаптывать. Закончу такую пробежку, и ноги отвалиться готовы. А мне ведь давно уже не двадцать пять лет, даже не сорок.
– Я после пяти километров ноги протяну раз и навсегда, – сказал водитель, которому было где-то за тридцать пять, и коротко глянул через плечо на подполковника, словно бы восхищаясь его героизмом.
– Из-за руля надо почаще выбираться, молодой человек! – назидательно произнес Тайганин. – Машины людей губят. Я в деревне сначала даже в магазин на своей тачке ездил. А до него ведь три километра всего-навсего. Потом чувствую, нет, что-то не то. Стал пешком ходить. Сейчас вообще в машину только по необходимости сажусь. В моем возрасте к этой железяке привыкать опасно.
Конец ознакомительного фрагмента.