Вы здесь

Универсум. Общая теория управления. Глава 3. Генезис универсумных структур (В. И. Масликов, 2015)

Глава 3. Генезис универсумных структур

П. К. Анохин постулировал фундаментальный принцип системной работы мозга – принцип опережающего отражения действительности, частным проявлением которого служит и условный рефлекс…

П. К. Анохин раскрыл нейрофизиологический механизм активной деятельности. «Вряд ли можно сомневаться в том, что многие поведенческие акты формируются не в ответ на какой-то внешний стимул по типу «стимул – реакция», а на основе внутренних изменений и постепенно нарастающих возбуждений определенных структурных образований на уровне подкорки…». [25, 272]


3.1. Генезис-развитие и генезис-регресс

Универсумный генезис касается процессов, происходящих в суперсистемах как саморазвивающихся структурных образованиях. Универсумные элементы – основа структурных трансформаций межэлементных связей, образующих иерархическую систему информационных модулей.

В основу процесса генезиса универсумных структур можно положить следующие известные и основополагающие принципы бытия:

1) Принцип гармонизации отношений с внешней средой (отсутствие такой гармонии просто убивает);

2) Принцип целесообразности (каждый универсум имеет своё предназначение – целевую функцию существования);

3) Принцип эффективности (или минимизации затрат на поддержание своей жизнеспособности[65]).

4) Принцип разрешения конфликтности (возникновение конфликтов – причина, а разрешение конфликтов – следствие процесса развития).

Именно эти и другие принципы[66] задают всю алгоритмику универсумного генезиса. Пределы развития универсума заданы его потенциалом развития, зависящим от используемой им информации генетического уровня и внешних условий среды существования. Кроме того, следует учитывать, что существование любого элемента универсума ограничено его жизненным циклом.

В философско-социологической литературе предлагается несколько концепций исторического процесса [32,289].

…Исторический процесс и однонаправлен (если говорить об его общей тенденции) и многовариантен (если речь идет о конкретной стране, народе). Но многовариантность не является безграничной, она включена в рамки общей тенденции истории [32, 295].


Рис. 3.1. Жизненный цикл универсума а) рождение; б) развитие; в) работа; г) регресс; д) исчезновение


В соответствии с U-законом неразрывности организация универсумов как суперсистем с обновляемой базой всегда начинается с нижнего – материального уровня. Это означает, что элементная база U может создаваться только и исключительно на самом нижнем, фундаментальном уровне материальной страты, т. е. в процессе генезиса невозможно создать никакой «информационный» элемент, не имея материальной базы для его создания[67].

В самом простом виде жизненный цикл универсума как общий порядок изменения его структур можно представить в виде трёх или пяти последовательных этапов трансформации его элементов (рис. 3.1):

1) Рождения (становления) – возникновения элемента (элементов) в фундаментальной части универсумной структуры;

2) Развития, заключающегося в последовательном освоении элементами информационной части универсума. Это также структурирование – объединение элементов в суперсистему, то есть повышение степени их организованности. При влиянии изменяющихся внутренних и внешних факторов развитие сопровождается локальными процессами частичных реорганизаций и/или регрессом. В классической философии этому процессу соответствует восходящая ветвь развития, соответствующий понятию «прогресс». Поскольку развитие во внешней среде начинается сразу же после рождения, первый и второй этапы легко можно объединить;

3) Функционирования (работы) – этапа эксплуатации элементов на различных универсумных стратах, направленного на обслуживание общесистемных потребностей. Работающий универсум занят отработкой факторов внешней среды, регенерацией новых элементов, организацией информационных потоков и т. п. процессами, касающимися обработки U-потоков всех освоенных элементами страт. На этом этапе наблюдается примерный баланс процессов «развитие – регресс». В принципе – это самый важный этап существования универсума, для социальных систем являющийся не классической бифуркационной «высшей точкой развития» и даже не более продолжительным отрезком времени трудно осознаваемого «акме», а главной составляющей не менее чем половины всего цикла жизни человека, примерно соответствующей понятию «трудовой стаж»;

4) Старения (угасания, деградации) – неизбежного окончания деятельности элементов ввиду износа, резкого изменения условий пребывания во внешней среде, неспособности адаптироваться к новым условиям и т. п. явлений. Классическая философия определяет этот этап нисходящей ветвью процесса как регресс[68];

5) Исчезновение универсума с деструктуризацией межэлементных связей как закономерное завершение процессов старения и износа также можно объединить с предыдущим этапом.

Очевидно, что с учётом стратификационных особенностей U-жизненный цикл для конкретных приложений может быть описан и более детально, например, графически или в виде таблицы. Даже поверхностное сравнение графиков жизненных циклов человека, программных продуктов, социальных систем и т. п. вызывает отторжение, неприятие у некоторых философов и антропологов тем, что подтверждает единые принципы, заложенные в их генезис.

Рассмотрение узких временных интервалов жизненного цикла, например, только на ограниченном участке этапа развития, не меняет общих принципов существования U. Не отклоняясь от целей исследования, на коротких временных отрезках универсум можно считать системой с необновляемой элементной базой, в процессе развития которой элементы обретают новые связи с другими элементами, постепенно включаясь во всё большее количество самоорганизующихся структур.

Генезис универсумных структур основан как на расширении «миропонимания» элементов структур, так и на не менее важном для развития процессе разрешения конфликтности между его элементами и модулями. Для развивающихся социальных систем этот процесс является конфликтами частных управлений. После успешного разрешения конфликта (противоречия, проблемы, революционной ситуации) универсумная структура может подняться на качественно более высокий уровень. Сниженный уровень конфликтности характерен для качественно деградирующих систем. Дискретность понятия «качество» позволяет традиционной философии говорить о ступеньках, скачках и витках индивидуального и общественного развития.


Рис. 3.2. Универсумный генезис-развитие


Очевидно, что именно процесс разрешения конфликтных ситуаций позволяет выстраивать всё более и более сложные структуры распознавания внешних воздействий, отвечающих возрастающей сложности действующих на универсум факторов среды.

Рассмотрим этот процесс на примере универсума класса 4U2.

Успешно отработанная реакция R («отклик») на входной стимул S, обозначенная номером (1) (рис. 3.2а) приводит к закреплению алгоритмики отработки этого воздействия на универсумном уровне 1. На этом уровне создаётся соответствующая структура элементов – информационный контур, U-поток, отрабатывающий это воздействие. С этого момента любое повторение внешнего воздействия, совпадающего (когерентного) с уже запомненным в элементах универсумной структуры, будет вполне успешно отрабатываться созданной структурой автоматически, обеспечивая эффективное выживание универсума во внешней среде. В традиционном психическом описании этой алгоритмике соответствует известное понятие «безусловный рефлекс».

Поступление на вход S нового, более сложного, в чём-то конфликтующего с прежней алгоритмикой обработки стимула вызывает необходимость создания структуры более высокого уровня (2), разрешающего это противоречие (рис. 3.2б). Требование организации реакции R на более высоком уровне диктуется обязательностью сохранения памяти о правильной реакции на первоначальные, простые стимулы (траектория U-потока S-1–3-R), которая в виде межэлементных структур («опыта») сохраняется на первом универсумном уровне. Общая последовательность выработки новой реакции: противоречие – новая межэлементная связка – проверка работоспособности связки – не/приятие связки с не/внесением на более высокий стратификационный уровень и/или в стандартный пул реакций, что в традиционном описании алгоритмики универсумного уровня 2 соответствует понятию психологии «условный рефлекс».

Более сложные, многофакторные стимулы S вызывают появление третьего (рис. 3.2в) и четвертого (рис. 3.2 г) уровней. В традиционном психологическом описании этим уровням будет соответствовать понятие более сложных, многофакторных условных рефлексов. Понятно, что качественно более широкий диапазон страт реальных, сложных универсумов обязательно «спрессует» понятия «безусловного», «условного» и других «рефлексов» в нижнюю страту и расширит описание процессов до соответствующих сложных форм поведения. Тем не менее, общие принципы организации высших уровней как системы конструктивного разрешения конфликтов (а не их капсуляции, купирования, блокировки и/или силового подавления[69]) остаются неизменными.

Результатом такой алгоритмики для 4U является создание межэлементных структур, способных на соответствующих уровнях отрабатывать любые факторы среды: простые – по контуру U-потока S-1–7-R (рис. 3.2 г), усложнённые – по контуру U-потока S-1–2–6–7-R, многофакторные – по U-контуру S-1–2–3–5-6–7-R, ну и самые сложные будут обрабатываться по полному контурному циклу S-1–2–3–4-5–6-7-R.

Отметим, что траектория S-1–2–3–4-5–6-7-R для универсума класса 4U2 соответствует далее рассматриваемой Полной Функции Управления (ПФУ) – иерархически упорядоченной последовательности действий, необходимых для решения любой задачи управления.

Получение в процессе развития всё нового и нового «опыта» об отработке всех возможных факторов внешней среды постепенно переводит универсум в новое качество – качество информационного насыщения как алгоритмике отработки определённого диапазона воздействий внешней среды. Конечно же, внесение в алгоритмику работы универсумных структур ошибок, неправильная структуризация межэлементных связей, выбор неадекватной внешнему воздействию S реакции R неизбежно приводит универсум к снижению степени защищённости от неблагоприятных воздействий вплоть до его разрушения под влиянием внешней среды.

Подобные ошибки со стороны отдельных людей и целых коллективов всегда возможны и будут повторяться, пока организационное сознание людей остается не оформленным в точную и строгую науку [7].

В этом случае можно говорить об обратном развитию процессе генезис-регресса или генезис-разрушении универсума, который вызван не естественным старением его элементов, а информационным воздействием, внёсшим некорректности в структуру межэлементных связей. Внесённые в отражающие внешний мир универсумные структуры ошибки неизбежно порождают неадекватные внешней среде реакции и, следовательно, не позволяют универсуму выполнять свою основную функцию – функцию выживания во внешней среде[70].

Таким образом, в процессе генезис-развития, по мере роста (движения по объединению от элементов в Универсум) происходит постепенная перестройка первоначальных информационных функций элементов в сторону перепрофилирования на общие потребности Универсума: минимальным изменениям подвергается материальная база элементов, максимальной реорганизации подвергается информационное состояние.

3.2. Генезис-погружение и генезис-всплытие

Не менее важной стороной генезиса являются два взаимно дополнительных процесса, которые можно назвать с одной стороны генезис-погружением или «упаковкой» информации в нижние (материальные) страты, и с другой генезис-всплытием или «распаковкой» информации, содержащейся в материальных стратах.

На примере универсума класса 4U3 «упаковка-погружение» информации на происходит следующим образом. Определённая статистика успешно отработанных реакций R на входной стимул S (путь S-1–2-3-(1)-5–6-7-R, Рис 3.3а), обозначенная номером (1) приводит к закреплению алгоритмики отработки этого воздействия на текущем универсумном уровне и затем к его погружению на нижний 3-й уровень. Уровень 4 в универсуме является максимально динамичным, но и обладающим самой медленной скоростью выработки реакции на входное воздействие, поэтому для повышения эффективности работы системы процессы, алгоритмика работы которых статистически закрепилась, неизбежно должны перемещаться в нижние, более быстрые в реакциях страты. После такого «погружения» отработка того же самого стимула элементом (2) происходит по более короткой траектории (S-1–2-(2)-4–5-R, рис 3.3б) и, следовательно, время реакции системы на входное воздействие сокращается. После набора статистики успешных реакций и на этом уровне происходит аналогичный процесс погружения, который приводит к ещё большему сокращению (S-1-(3)-3-R, рис 3.3в) времени реакции универсума. Статистика успешных реакций на этом уровне приводит и к следующему аналогичному шагу – погружению алгоритмики работы внешнего воздействия на самый нижний материальный (4) уровень (рис. 3.3 г). С каждым шагом погружения на отработку «привычных» внешних воздействий универсум расходует всё меньше и меньше ресурсов, становясь при этом более оптимальной, точно организованной системой.


Рис. 3.3. Универсумное генезис-«погружение» информации


Что касается схем работы человеческого интеллекта, то на каждом шаге погружения информация становится все более сжатой, упакованной, постепенно переходя из области разумного осмысления и область вначале условных, затем и безусловных рефлексов. В пределе информация в максимально упакованном, материальной виде погружается в самые нижние области страты – области, которые в традиционной психологии именуются уровнями «бессознательного», «интуитивного», «генетически обусловленного». В компьютерных системах этим уровням соответствуют машинные языки и микропрограммный уровень организации вычислительных процессов.

Ту же схему генезис-погружения можно описать и как межмодульные взаимодействиях, осуществляемые посредством U-потоков. Результатом генезис-погружения является то, что, в конечном счете, наиболее однозначные многократно выверенные практикой, максимально безошибочные универсумные реакции погружаются на самый быстродействующий уровень жёстких алгоритмов «бессознательной» обработки информации. Именно они предаются последующим поколениям в зиготе, структурируя «главные линии» развитие жизни при внутреннем её делении, в свою очередь определяющим базу всего последующего деления клеток, образующего реальный живой организм.

В более простом, наглядном виде процесс U-погружения, происходящий во время жизни человека, можно назвать тренировкой, наработкой стереотипов, выработкой навыков, пере/обучением. При этом с вариабельного уровня U наиболее удачный вариант выполнения какого-то задания погружается на уровень стереотипических навыков, которые впоследствии можно использовать полу/автоматически[71]. На более длительных исторических периодах он становится автоматизмом. Так, раздражающий гостей непрерывный лай домашней собачки нисколько не огорчает хозяйку дома. Она к нему привыкла и на уровне автоматизма «пропускает его мимо ушей».

…Наследственная изменчивость является необходимой предпосылкой развития, а естественный отбор – механизмом закрепления новой информации [29, 81].

Именно длительная история погружения определённой реакции придаёт ей поражающие эзотериков и современных психологов «волшебные» свойства мгновенности и безошибочности, а также позволяет некоторым представителям научной общественности придерживаться твёрдого убеждения, что их мозг используется не более, чем на 3–5 %. Универсумный подход показывает, что видимая «неактивность» большей части головного мозга связана не столько с его некоторой бесполезностью, сколько с его «программным»[72] характером, что может и не вызывать активных всплесков синусоид на экране научных осциллографов.

Простым примером генезис-погружения является процесс обучения ребёнка к правильному произнесению слов. На высшем уровне понимания ребёнок сопоставляет слово с тем смыслом, который оно имеет и учится его правильно произносить – так, чтобы оно различимо отличалось от других слов. Правильно произнесённое слово с уровня вариабельности опускается на нижнюю страту, закрепляясь на ней для дальнейшего использования в качестве уже привычного стереотипа. Затем оно уже произносится просто как автоматизм.

Совершенно аналогичным образом происходит и понимание реалий окружающего мира взрослым человеком. Известная в научном сообществе шутливая последовательность признания новых идей «Этого не может быть никогда! – Возможно, в этом что-то есть… – Несомненно, что это именно так! – Да это совершенно очевидно!» имеет под собой надёжное универсумное обоснование (рис. 3.4).

Совместная работа процессов генезис-погружения и генезис-всплытия обеспечивает эволюционный процесс развития интеллекта. Рассмотрим совместную работу этих взаимодополняющих друг друга процессов на примере человеческой психики.


Рис. 3.4. Процесс признания (генезис-погружение) новых научных идей


Согласно универсумного генезиса, удачно отработанные универсумом реакции (R) на внешние воздействия (S) в виде определённой, принёсшей успех реакции, погружаются, закладываются в память (временной отрезок и ∆t1рис. 3.5). Наиболее долговременная память – это память программного типа, т. е. имеющая наибольшую материальную составляющую. Такой тип памяти обладает наибольшим быстродействием и максимальной надёжностью.

При смене поколений набранный на отрезке времени ∆t1универсумный опыт взаимодействия с внешней средой в сжатом, «микропрограммном» виде автоматически, «генетически» передаётся, закладываясь (↓) в память потомков, обеспечивая им на временном отрезке ∆t2лучшие условия выживания во внешней среде по сравнению с эволюционными линиями, не обладающими соответствующими механизмом и реакциями. В нужный момент времени, при возникновении совпадающих с заложенным предками фактором S у потомка в виде реакции R активизируется (†) соответствующий «микропрограммный» ИМ-модуль. Этот процесс и является процессом генезис-всплытия.

В процессе жизнедеятельности универсумом продолжает приобретаться новый «опыт жизни», который также начинает погружаться в генетику для сохранения и передачи следующим поколениям. Например, после критического анализа вариантов разрешения какой-то конфликтной ситуации принимается максимально пригодное решение и в дальнейшем с уровня вариабельности происходит укладка победившего решения в уровень стереотипов. Новый опыт взаимодействия с внешней средой следующего потомка, живущего на временном отрезке ∆t3, подкрепляющий уже заложенный опыт предков, погружается в генетику ещё глубже. Специалисты по эзотерическим учениям могли бы диагностировать, этот процесс как погружение «во вневременные лагуны души». С точки же зрения универсумного описания процесс выглядит проще: «живущим в настоящем» универсумом продолжает приобретаться всё новый и новый жизненный опыт, продолжает осуществляться процесс генезис-развития.


Рис. 3.5. Связь процессов эволюции, генезис-погружения и генезис-всплытия


Погружение «опыта жизни» на программный и, тем более, на «микропрограммный» уровень делает заложенную в него алгоритмику напрямую недоступной сознательным уровням. Включённый в генетику код определяет уже не сознательные, а безсознательные реакции человека на внешние воздействия. С системной точки зрения это самый высокоскоростной и экономичный по объёму занимаемой памяти микропрограммный тип управления информационными потоками, который может иметь различный объём актуализации в настоящем[73].

Повышение степени выживаемости V как связь определённости, адекватности отработки универсумом «Живое существо» внешних воздействий среды S в «настоящем» времени определяется двумя основными факторами. Первым – накопленным генетическим потенциалом «прошлого» и вторым – точностью прогностики «будущего» (рис. 3.6). Непрерывное, в среднем «колоколообразной» формы, распределение всего комплекса факторов среды S «настоящего» можно разделить по линии равновесия на две части – поддающееся обработке как «память и накопленный опыт прошлого» и как «расчёт и прогностику будущего».


Рис. 3.6. Степень выживаемости V в привязке ко времени t


Чем дальше протирается «опыт прошлого», тем ближе к 100 % правильная, определённая гигантской статистикой генетики реакция R живых существ на внешнее воздействие S. Начало холодать – птицы полетели на юг. Раздался вблизи какой-то шорох – всё внимание на него.

В точке «настоящего» (А) определённость правильной реакции R многих живых существ теоретически составляет среднюю величину примерно 50 %. Раздался шорох – бежать или затаиться? Выживет ли кузнечик в следующую секунду или будет съеден другим представителем животного мира – неизвестно. Верная реакция спасает существо, неверная – завершает его жизненную историю.

Для не обладающих вариабельной и интеллектуальной стратой универсумов «Живое существо» график определённости будущего будет стремиться к нулевой величине (точка В), т. е. будет являться чем-то неопределённым. Курица не задумывается о том, когда её хозяйка планирует варить бульон. Для хозяйки определённость наступления события «вкусный бульон» близка к 100 %, для курицы стремится к нулевой величине, не относящейся к её выживанию.

Наличие вариабельной и интеллектуальной страт в интеллекте человека позволяет принципиально изменить форму графика. Способность сохранять в памяти (С) и анализировать предыдущие стимулы и реакции на них, просчитывать последствия своих действий, открывает возможность подготовки к каким-то событиям заранее, что повышает степень определённости событий и выживаемости (точка D).

Повышение горизонтов расчёта (E) и прогностики (точка F) будущих событий повышает определённость, надёжность жизни. Чем дальше взгляд человека, не противоречащий законам Мироздания[74], «простирается в будущее», тем выше его выживаемость как вида (точка F будет смещаться вправо). Другими словами: повышение выживаемости людей с адекватным миропониманием пропорционально степени развития их сознания и интеллекта, определяющих глубину расчёта и прогностики будущих событий.

Важно, что именно с бессознательного, микропрограммного уровня далёкого прошлого – «памяти предков» (точка G) человеку поступают в нужный момент весьма важные для выживания «интуитивные подсказки»[75]. Это генезис-всплытие является проявлением самых глубоких и надёжных уровней психики людей, поскольку складывался на основе всей мыслимой истории вида «человек разумный». Психологи отмечают, что уровень безусловных рефлексов одинаков у всех особей одного вида. Его универсальность и надёжность определена тем простым фактом, что носители ошибочных интуитивных версий неизбежно и безжалостно отсеивались с исторической арены. Выживали только особи, в чью генетику были заложены адекватные комплексы реакций (R) на определённые внешние воздействия среды (S).

Можно достаточно аргументировано утверждать, что человеческая интуиция, личное и коллективное «бессознательное», «духовное» – это разархивация исторически закреплённых оценок ситуаций, отложившиеся в структурах памяти. Так будоражащие современное общество «дети индиго» – это не новое сверхъестественное явление, а всего-навсего дети, помещённые в условия возможного проявления исторически закреплённых задатков. В обычных условиях такие проявления могут быть просто «забиты» окружающей ребёнка суетой. В соответствующих условиях просто открывается возможность проявления определённых задатков.

Простой пример: чувство отвращения у большинства детей к молочной пенке – это активизация ИМ-модуля психики, запрещающего человеку есть плёнки животного происхождения и пищу, содержащую волосы. Очевидно, что они не перевариваемы желудком и, несомненно, приводили к весьма нежелательным последствиям для здоровья и жизни предков, употреблявших их. В ребёнке, от рождения не имевшем никакого опыта в отношении употребления плёнок и волос, автоматически срабатывает соответствующий ИМ-модуль, запрещающий поедание «отвратительной» пищи. Многое из того, что взрослый способен «фильтровать» различением на сознательном уровне, в ребёнке срабатывает на уровне бессознательных автоматизмов ИМ-модулей, заложенных предками.

Дуальная пара «генезис-погружение» и «генезис-всплытие» вполне соответствует используемому в психологии понятию «рефлексия», но она может рассматриваться не только применительно к психике человека, но и легко распространяется на более широкий спектр универсумных описаний. Так, например, можно не без полезных выводов рассмотреть социальную рефлексию как процесс «генезис-погружения» и «генезис-всплытия» социальных идей, происходящий в общественном сознании.


Рис. 3.7. Характеристики универсума как развёрнутого во времени процесса


Возвращаясь к теме соответствия универсумному описанию классических философских категорий, можно отметить чрезвычайно важную для понимания многих ОЯП корреляцию качественных характеристик универсума с его временным состоянием «между прошлым и будущим» (рис. 3.7). Порядок взаимодействия этапов жизненного цикла определяет привязку к универсумной стратификации философской категории «время». Представленное U-разбиение говорит о том, что любой объект является реализацией Прошлого в ближайшем ∆Прошлом и в Настоящем, работающим на ближайшее Будущее для Вечного[76].

Можно сказать и так: работа со следствиями – это программный и адаптивный, а работа с причинами – это предикционный и интеллектуальный уровни управления.

Очевидно, что проверенные универсумом и принятые к исполнению правильные сочетания SR-пар в процессе генезис-погружения через «Настоящее» слой за слоем укладываются в память уровня «Прошлого», откуда в «Будущем» могут быть вызваны по мере необходимости. Ведь категория «Настоящее» – это не состояние, а направленный процесс движения от прошлого к будущему.

Ввиду того, что при генезис-погружении в более быстродействующие нижние страты включаются алгоритмики новых и всё более качественных U-модулей, заменяющих и/или вытесняющих менее быстродействующие структуры, весь процесс в целом приводит к улучшению качества универсума. Это выражается в повышении способности универсума максимально быстро и точно вырабатывать адекватные реакции R на разнообразные воздействия S внешней среды. В общем и целом в процессе генезиса подтверждается интуитивное убеждение многих людей в том, что, что чем большую предысторию имеет какая-либо структура, тем она должна являться более надёжной.

Мир эволюционирует от бесконечности в прошлом к бесконечности в будущем, квантово преодолевая узловые точки эволюционного развития с переходом на новый (эмерджентный) уровень. В ходе индивидуального развития каждая мировая система проходит эволюционный путь на основе предшествующего пути развития всех предшествующих “поколений” этой частной системы [3].

Одновременно происходящие процессы «генезис-погружения» и «генезис-всплытия» приводят к встречно направленной диверсификации составляющих универсум элементов по степени их специализации и универсальности. Нижние страты специализируются на отработке конкретных факторов среды, высшие – на анализе универсальных для различных сочетаний факторов причинно-следственных связей, выявлении общих законов, применимых для расчёта и прогностики будущего (рис. 3.8). Этот процесс имеет не типичный для MEST-философии противопоставительный («или-или» [28]), а взаимодополнительный («и-и») характер, при котором уменьшение одной составляющей приводит к пропорциональному увеличению другой и наоборот. Например, понятие «права» неотделимо от «обязанностей»; «закономерное» от «случайного», «явление» от его «сущности».

Важно то, что смысловое наполнение этих терминов, симметричных относительно универсумной линии равновесия, может инверсивно меняться в зависимости от требуемого исследователю контекста рассмотрения. Так, понятие «закономерное» и «случайное», относящееся к понятию «питание людей», может говорить о закономерности, как о том, что «все люди должны есть», но конкретный рацион человека в данных условиях можно рассматривать как случайность. С инверсной же точки же зрения «закономерным» можно считать непосредственный акт питания, а случайным – выбор места питания и меню. Для получения точной определённости используемых контекстов их следует рассматривать как процессы управления и/или подчинённости управленческому воздействию. Это – единственная возможность избежать путаницы. Так, в первом случае универсумную иерархию, её смысловое наполнение, контекст верхних страт определяет закон «все люди должны есть», а во втором – субъективный выбор места питания и меню. Очевидно, что степень управления (субъективное) рассматриваемым процессом соответствует информационной области универсума, а степень подчинённости (объективное) – материальной. Если точнее, то движение вверх по стратам – это процесс объединения различных процессов управления, а движение вниз – это процесс специализации U-элементов.


Рис. 3.8. Дуальные термины в универсумном представлении


С точки зрения универсумных межэлементых взаимодействий при распределении между двумя элементами специализированных нагрузок верхнюю страту занимает элемент, в котором выполняются преимущественно информационные функции, элемент же, занятый обработкой преимущественно материальных потоков, остаётся на нижней страте. Так неизбежно образуется иерархическая структура взаимозависимости, подчинённости элементов друг другу.

В этой связи также будет полезным отметить, что процесс генезис-погружения может происходить не только для закрепления гармоничной окружающему миру универсумной реакции, но и как консервация ошибочных, т. е. вредных для выживания всего универсума действий, если они безнаказанно повторяются в течение достаточно длительного интервала времени. Такие явления характерны для универсумных элементов и фреймов, не обладающих способностью к прогностике, и именно они создают напряжённые системы, т. е. системы со скрытыми внутренними противоречиями. Разрушение высших информационных страт приводит к процессу генезис-всплытия из памяти прошлых, запомненных ранее образов окружающего мира, инициируя при этом психическую алгоритмику «вперёд – это назад!» (Оруэлл). Это явление основано на том, что последовательное разрушение высших информационных страт делает активными, т. е. «высшими» те нижние страты, которые раньше предназначались для упаковки, погружения информации[77], но ввиду общего универсумного кризиса, вызвавшего разрушение высших U-слоёв, процесс «упаковки» оказался незавершённым. Баланс состояний легче всего соблюдается активизацией встречного процесса «всплытия»[78].

3.3. Универсумные модули (фреймы)

Каскадно-стратификационное описание универсума определяет U как совокупность функционально специализированных элементов, различным образом связанных между собой и в процессе управления взаимодействующих с внешней средой и друг с другом. Масштабирование описания посредством разбиения универсума по горизонтали и вертикали позволяет представить его как систему модулей, связанных между собой также строго определённым образом – в соответствии с универсумной логикой.

Представление универсума в виде набора информационно-материальных модулей (ИМ-модулей, U-модулей, фреймов, конструктов, комплексов и прочих синонимичных им монад) позволяет конкретизировать их функциональное назначение и специфику. Так, в самом общем случае универсум класса 4U3 в соответствии со своим каскадным и стратификационным разбиением может быть представлен в виде обобщённой схемы, содержащей 12 модулей. Структура класса 4U3 является удобным универсумным разбиением, поскольку позволяет в достаточной мере обеспечить как понимание рассматриваемых ОЯП, так и вполне обозримо связать их практически со всеми категориями теории управления. В каких-то приложениях ИМ-модуль может оказаться определённым участком суперсистемы-универсума «Мозг», в каких-то обозначить автономный регион универсума «Социум», в других он предстанет как выделенный фрагмент психических установок личности или как подразделение предприятия, занятое специальными видами работ.

Дискретизация универсума на ИМ-модули позволяет систематизировать суперсистемные структуры, абстрагируясь от подробностей организации U-потоков конкретными элементами. Каждый из модулей обменивается с соседними модулями интегрированными U-потоками, которые определяют специфику как самих модулей, так и всего универсума в целом. Свойства U-потоков зависят от местоположения в универсуме рассматриваемого модуля. Поскольку вертикальные U-потоки определяют направленность и описывают качественные характеристики страт, а горизонтальные направленность и количественные характеристики внутренних связей в стратах, то свойства рассматриваемого в универсуме модуля определяется комбинаторным соотношением этих двух типов U-потоков.


Рис. 3.9. Эквивалентные представления ИМ-модулей а) универсум как набор ИМ-модулей; б) ИМ-модуль как отдельный универсум; в) ИМ-модуль как набор ВНПО-векторов.


В самом общем описании класса 4U3 ИМ-модули каскада S занимаются обработкой поступающих в универсум U-потоков, каскад R занимается отработкой универсумом воздействий внешней среды. Каскад I – это каскад интеллектуальной обработки, занятый как сопоставлением алгоритмик входящих и выходящих U-потоков, так и обеспечением процессов генезис-погружения и генезис-всплытия, необходимых для выживания и развития универсума.

Процессы протекания U-потоков внутри универсума имеют ряд особенностей, легко поддающихся систематизации, зависящей от цели исследования (рис. 3.9а). Если целью исследователя является изучение входных и выходных U-потоков модуля, то достаточно рассмотреть его как отдельный Универсум (рис. 3.9б).

В более специальном случае, когда необходимо изучать качественные и/или количественные характеристики внутримодульных и/или межэлементных процессов, то можно пользоваться векторным описанием U-потоков. Любой U-модуль может быть представлен соотношением парных векторов «активность-сопротивление» (по А. А. Богданову [7]) или их парой – четырьмя базовыми U-потоками как ВНПО-векторов четырёх типов (рис. 3.9в), где:

1) В – восходящий U-поток (поток качественного возрастания информационной и уменьшения материальной составляющей);

2) Н – нисходящий U-поток (поток качественного уменьшения информационной и возрастания материальной составляющей);

3) П – прямой U-поток (поток движения от стимулирующего каскада S к каскаду реакции R без изменения качества U-потока);

4) О – обратный U-поток (поток движения от каскада R к каскаду S без изменения качества U-потока).

Скалярная сумма всех четырёх потоков может быть представлена одним вектором, определённым образом (посредством радиальной системы координат, а именно – длиной вектора и углом от 0° до 360°) характеризующим качественно-количественные соотношения и межкаскадную направленность U-потоков данного модуля. Очевидно, что точность векторного описания любого исследуемого модуля будет зависеть от класса универсума, в который он входит.

Векторная карта U-потоков для универсума 4U3 может содержать абсолютные (рис. 3.10а) и относительные их значения (рис. 3.10б). Карта говорит о том, что в различных фреймах U абсолютные качественные характеристики U-потоков различны, но относительные принципы их прохождения и обработки могут совпадать во всех фреймах, относящихся к одному и тому же каскаду. Абсолютные значения U-векторов позволяют определять общие интерфейсные свойства и трансформации U-потоков, протекающих через соседние модули, а относительные описывают особенности конкретных U-модулей. Модули 1–4 относятся к области анализа U-потока, модули 6–9 осуществляют его синтез. Согласование работы различных модулей как целостной системы по всем стратификационным уровням осуществляют модули 5,10,11,12.

Можно заметить, что относительность свойств U-потоков указывает на то, что общие принципы обработки информации в стратах различного уровня не имеют принципиальных различий, т. е. если универсум состоит из схожих элементов, то любой из элементов потенциально, теоретически может работать в страте любого уровня. Главное, что следует учесть при выборе элементов при его «назначении» в страты, например, в социальных системах – это коэффициент его ошибочных срабатываний, напрямую связанный со способностями к прогностике. Ведь «стоимость» ошибки принимаемых элементом суперсистемы решений прямо пропорциональна занимаемому им стратификационному уровню. Элементы верхних уровней управляют более разветвлёнными и большей степени разветвлённости связями, чем элементы нижних уровней.

Важно отметить и такую особенность интеллектуального I-каскада, как сбалансированность (нулевая векторная сумма) его модулей по величине восходящих и нисходящих U-потоков (рис. 3.10б), причём в нижних универсумных стратах эта сбалансированность закреплена на преимущественно материальной основе, а на верхних стратах она носит обратный, т. е. информационный характер.


Рис. 3.10. Векторные карты U-потоков для универсума класса 4U3

а) абсолютные значения векторов;

б) относительные значения векторов


Очевидно, что такая взаимодополнительная «качественная неопределённость» равнодействующих АС-векторов открывает возможность прямой, непосредственной связи между разнокачественными стратами. Описание такой связи вполне оправдано для сложных универсумных образований, элементы которых входят в состав суперсистем. На основании универсумного подхода и векторного описания можно, например, объяснить «интуитивные прозрения», «просветления» и различного рода «инсайты», возникающие в суперсистеме «человеческий мозг».

3.4. Внутриуниверсумные связи (U-потоки)

Общая алгоритмика межмодульного взаимодействия в универсуме класса 4U3 представляет 12 модулей, характеризуемых выполняемыми ими функциями и связанных между собой U-потоками (рис. 3.11).


Рис. 3.11. Общая алгоритмика межмодульного взаимодействия 4U3


Это описание, как универсальный шаблон, подходит для выявления функционального назначения, взаимосвязей и взаимозависимостей в любых стратифицированных по универсумному принципу объектах. С его помощью можно описывать работу промышленных предприятий, различных организаций, сложных автоматизированных систем и других объектов мироздания.

В таком модульном виде можно представить любой универсум. Например, та же алгоритмика протекания U-потоков психической деятельности человека может быть представлена структурой класса 4U3 (рис. 3.12 [41, 63] и [41,123]), по сравнению с просто стратифицированным универсумом предоставляющей более точное определение функций и назначения каждого уровня психики.

Рассмотрим более подробно, в модульном варианте основания рассмотренной выше классификации психотипов личности, в котором основные психические модули представлены набором соответствующих конструктов или ИМ-модулей.


Рис. 3.12. Общая алгоритмика психической деятельности человека 4U3


Нижний уровень с траекторией протекания U-потока S-1–12–9-R определяет психотип «Природный/Животный». Ему характерен набор простых реакций на внешние воздействия и преимущественно автоматическая, генетически закреплённая реакция на большинство внешних воздействий.

Траектория S-1–2-11–8-9-R свойственна психотипу «Традиционал/Биоробот». Ему характерна алгоритмика поведения, основанная преимущественно на внедрённых в его сознание стереотипах и традиционных шаблонах реакций на внешние воздействия.

Траектория S-1–2–3–10–7–8–9-R определяет психотип «Творческий/Демон», которому характерна вариабельность в осознании и творческая оценка реалий окружающего мира.

Высший уровень S-1–2–3–4-5–6–7–8-9-R – уровень развития интеллекта, который способен с помощью абстрагирования, обобщения и других приёмов мышления генерировать в сознании новые информационные модули, ранее в окружающем мире или не существовавшие, или не поступавшие в память. Конечно же, следует отметить, что страты «интеллект», «разум» и «рассудок» в своей работе необходимо опираются на возможности и алгоритмы всех нижележащих страт. Так, психотип «Творческий» опирается на автоматизмы и культурные стереотипы[79].

В универсумной структуре психотипы определяются по стратификации среднего, интеллектуального каскада как «автоматизмы», «рассудок», «разум» и «интеллект». Несмотря на некоторую гуманитарно-наследственную «размытость» областей смыслов, эти термины всё же вполне отражают генезис психики человека.

Конечно же, в таком сложном разделе науки как психология, для получения более точного, профессионального описания психики человека необходимо использовать как минимум восьмиуровневый универсум.

Аналогичным образом выстроенные детальные описания можно использовать как методологическую рекомендацию для получения более точных характеристик любых других сложных процессов.

Все четыре процесса – генезис-развития, гензис-погружения, генезис-регресса и генезис-всплытия составляют единый, целостный комплекс универсумного генезиса, его полного жизненного цикла. Очевидно, что генезис любых универсумов всех классов в виде процессов протекания U-потоков описываться аналогичным образом. В случае необходимости универсумная модель позволяет легко перейти к другим, совместимым видам описаний.

Следует отметить тот факт, что по мере развития универсума он начинает всё более активно осуществлять отбор и переработку информации, включаемой в свою алгоритмику. Рост насыщенности информационной составляющей с качественным переходом на уровень предикционной работы внешне может выглядеть и как торможение процесса освоения нового и даже как регресс. Ведь на профилактику неблагоприятных последствий часто приходится тратить достаточно большие средства. При этом часто «забывается» то, что на устранение неблагоприятных последствий от «экономии» на профилактике обычно тратится на порядок-два-три больше средств, чем на саму профилактику.

На самом деле это чаще всего означает достижение того уровня развития, который позволяет не только вбирать информацию из окружающего мира, но и активно её фильтровать, отсеивая несущественные и повторяющиеся фрагменты, и даже генерировать новую информацию. Несомненно, что на этот процесс первостепенное влияние оказывает качество получаемой универсумом информации.

Если фрагменты полученной информации в алгоритмике очень слабо связаны между собой (носят калейдоскопический, случайный характер), то количественное накопление информации может продолжаться достаточно долго. Если же информация, воспринимаемая универсумом, носит упорядоченный, систематизированный (картинно-мозаичный) характер, то ограничение на восприятие уже известного или легко выводимого знания включается достаточно рано. В этом случае система элементов, информационных модулей универсума и связей между ними становится более компактной и более эффективной. Именно поэтому любое совершенствование системы образования должно в своей основе содержать не столько фактологические «версии учебников», сколько методологические принципы понимания окружающего мира.

Описанные процессы имеют прямое отношение к естественному отбору. Генезис-развитие повышает приспосабливаемость организмов к изменяющимся в настоящем условиям внешней среды, а генезис-погружение прочно разводит структуры различных организмов по «нишам» прошлых устойчивых состояний среды обитания. Материальные страты по своему характеру статичны, устойчивы и максимально быстродействующи, а информационные – динамичны, подвижны, но реагируют на изменения в окружающей среде более медленно.

После того, как на ранних стадиях генезиса материальные страты включаются в генезис-погружение и приобретают определённые свойства, способность их к изменениям ограничивается, а процессы этих изменений становятся всё более медленными. Отсюда следует неизбежный вывод о том, что «расхождение видов» может происходить только и исключительно на самых ранних стадиях образования жизни, после чего никакие переходы «из обезьяны в человека» и наоборот уже невозможны ввиду сформировавшихся и закрепленных некоторых коренных различий в материальной основе организмов. Люди, отрицающие существование «естественного отбора» частично правы, поскольку время его активного действия осталось в далёком прошлом. Именно по этой причине поиск различных «ископаемых промежуточных форм эволюции между обезьяной и человеком» обречён на неудачу. Искать можно было бы общее исходное звено, но оно, скорее всего, уже кануло в вечность. Логически обоснована и следующая зависимость – вымирание большого количества немутирующих (кондовых), элементов популяции при резком, неожиданном изменении внешних условий. Выживают только те особи, которые сохранили необходимый «потенциал мутантности». Закономерно, что при отсутствии неожиданностей они во внутривидовой конкуренции всегда занимают далеко не первые места.

Кое-что можно сказать и о попытках абсолютизации мутационных процессов в становлении новых форм жизни и появлении новых видов. Чем сложнее организм, тем выше его информационная гибкость, но ниже его способность к материальным мутациям. На определённом этапе генезиса высших организмов этот процесс действительно имел место, но, войдя в материальную основу организмов, он неизбежно должен был кардинально замедлиться.

Что касается появления ошибок, возникающих в универсумной структуре в виде изменяющиъх U-потоки связей между элементами, то они являются следствием воздействия на универсум всего двух причин:

1) влияния нераспознаваемых универсумом внешних по отношению к нему факторов, как следствия неспособности элементов структур распознавать новые факторы среды и/или отсутствия структур, ориентированных на решение этих проблем;

2) неадекватной реакции U на внешние стимулы, как следствия влияния накопленных ранее ошибок во внутренней структуре и/или неспособности к реконструкции своих внутренних связей.

И в том, и в другом случае устранение или снижение уровня ошибки производится посредством подстройки внутренних структур элементов U к новой ситуации. Понятно, что наиболее «тяжело перестраиваема» фундаментальная часть U, т. е. его материальные страты, а наиболее легко адаптируются к новым условиям страты информационные. Именно на высших универсумных стратах лежит ответственность за формирования и реорганизацию всех низших универсумных страт и избавление их от ошибок.

Наиболее ярким современным примером ошибки, прошедшей процесс генезис-погружения с вариабельной страты на уровень общепризнанных стереотипов является широко укоренившееся убеждение, что «человек способен обрабатывать информацию со скоростью 15 бит в секунду». Оно к месту и не к месту используется во многих научных дискуссиях. Корни этого утверждения относятся ко времени рождения кинематографа, основанном на том общеизвестном факте, что при последовательной демонстрации изменяющихся рисунков на картинках со скоростью 14–16 в секунду они в сознании сливаются в одну непрерывную последовательность. Человек перестаёт различать отдельные картинки и воспринимает рисунок на них как плавное, непрерывное движение. Именно из этого факта позже и был сделан ошибочный вывод о том, что человек обрабатывает информацию со скоростью около 15 бит/с. Поскольку «это общеизвестный научный факт» прочно уложившийся в общественные стереотипы, никто с эти не спорит. А зря.

Во-первых, в этом укоренившемся утверждении речь идёт не о скорости обработки информации человеком, а о скорости «считывания» этой информации рецепторами, содержащим пять общепризнанных типов каналов получения информации о внешнем мире, наиболее информационно ёмкими из которых являются речь и зрение.

Рассмотрим речевой канал. Современный человек, изучавший в школе информатику, мог бы очень просто подсчитать скорость приёма/передачи информации по речевому каналу связи с окружающим миром. Пусть в среднем человек произносит около 2-х слов или 10–12-ти фонем (знаков, букв) в секунду. Тридцать три буквы алфавита плюс дополнительный информационный минимум оттенков интонационной нагрузки потребует не менее 6-ти битов информации на каждую речевую фонему, то есть скорость обмена информацией между людьми только по речевому каналу составляет не менее 6 × 10 = 60 бит/с. Это уже в четыре раза превышает заявленную.

Во-вторых, очевидно, что скорость получения человеком информации по зрительному каналу гораздо выше, ведь только в одной точке полноцветного изображения человек способен различить порядка 300 тысяч цветовых оттенков[80]. Для различимой глазом точки это составит не менее 18 бит, которые и надо перемножить на те самые «сливающиеся в сознании» 15 бит/с. В результате получим информационную ёмкость одной точки изображения в 18 × 15 = 270 бит/с. Но ведь поле воспринимаемого человеком изображение состоит не из одной точки, а как минимум из матрицы точек, никак не меньшей 10 × 10 = 100 элементов, позволяющих в своей взаимосвязи, например, отличить один символ изображения от другого. Учтём, что человек способен за 1 секунду прочитать примерно 20 знаков. Таким образом, пропускная способность «видеоканала» человека составит не менее 270 × 100 × 20 = 540000 бит/с.

Неизбежно констатируем, что скорость не то что обработки, а просто приема информации человеком гораздо больше пресловутых 15 бит/с.

Но в этих расчётах важна даже не скорость обмена информацией, в которой частота 15 бит/с выполняет всего-навсего роль «тактовой частоты» работы рецепторов, аналогичной тактовой частоте интерфейсов («портов ввода-вывода») компьютерную системы. Здесь важна структура сознания, в компьютерной аналогии – набор команд, архитектура и мощность («разрядность») самого «процессора» – сознания, разные модификации которого способны на основе одного и того же входного информационного потока сделать совершенно разные, качественно различающиеся логические выводы. Один «процессор» пройдёт мимо падающего яблока, а другой – выведет из этого факта закон всемирной значимости.

Так иногда простой расчёт «на пальцах» позволяет избавиться от, казалось бы, уже надёжно генезис-погруженного заблуждения.

3.5. Базовые структуры управления

Общим явлением для всех рассмотренных процессов является то, что любые универсумные элементы являются управляемыми. Причём, в зависимости от своего положения в модульной сетке универсума, создаваемые ими структуры обладают определёнными особенностями. В различных научных дисциплинах и приложениях, построенных на MEST-основаниях, для одних и тех же схожих, полностью и/или частично совпадающих ОЯП часто имеются самые различные определения и названия. Один и тот же с системной точки зрения процесс может быть описан в разных профессиональных терминах так, что будет выглядеть различным для представителей разных профессий. Такой подход без необходимости «множит сущности» (Оккам), создавая в сознании людей вместо ёмких, универсальных методологических знаний безразмерные поля разнообразных фактологических умений и навыков.

Универсумный подход позволяет максимально точно определиться как с названиями, так и со свойствами подобных ОЯП. Универсумная стратификация приводит к строго определённому распределению типов управляющих структур, составляющих универсум.

3.5.1. Структурное и безструктурное управление

Укрупнено отношения «структурное – безструктурное» управление представляет собой описание универсума класса 2U (рис. 3.13).

В системе МИР категория «структурный способ управления» понимается просто – как определённым образом сформированная структура материальных элементов. Структуру образуют связи между элементами. Чем более развита, динамична, вариабельна система связей между элементами, тем больше вариантов своих состояний способна отражать структура. Большее количество вариантов состояний – это более высокая степень насыщения информацией. Что такое «информация» в привязке к «материи»?

Информация – это определённым образом структурированный материальный носитель. Чем выше Мера соотношения между «минимально информационной» Материей и объёмом хранимой на материальном носителе «максимально нематериальной» Информации, тем выше сложность (степень организованности) хранимой на материальном носителе информационной структуры[81].

Достаточно сравнить две «флеш-карты» или два копьютерных диска – «чистый» и записанный. Хранящий информацию носитель отличается более высокой сложностью СТРУКТУРЫ своих материальных элементов, именно таким способом и хранящих информацию[82].

Таким образом, понятие «безструктурный способ управления» не подразумевает отсутствия каких-либо структур, его следует понимать именно как определённым образом сформированную структуру работающих с (преимущественно) информационными потоками элементов[83].


Рис. 3.13. Вариант типологизации универсумных структур класса 2U


В привязке к традиционным определениям преимущественно материальное взаимодействие элементов при структурном управлении можно назвать процессом «разделения труда», а преимущественно информационное, безструктурное взаимодействие – «объединением труда». Проще говоря, бюрократический «документооборот» – это проявление «раздельности» структурного управления, а принятие согласованных решений, в том числе и договорённости «на честном слове» – это управление безструктурное.

Конец ознакомительного фрагмента.