Вы здесь

Универсум. Общая теория управления. Глава 2. Универсумная стратификация (В. И. Масликов, 2015)

Глава 2. Универсумная стратификация

В конце XIX века философская и научная мысль (а с XVII века они идут рядом – локоть в локоть, нога в ногу) подошли вплотную к вопросам определения уровней (слоев) материи и «взаимоотношения, связи между ними», то есть к задаче создания соответствующей теории.

…Что же представляет собой данная теория? «Идею уровней, – пишет Ж. Вижье, – можно сформулировать следующим образом. В некоторых областях, характеризуемых определенными размерами пространства и интервалами времени, можно абстрагироваться от бесконечного числа параметров, необходимых для описания материи, и исходить из некоторой совокупности переменных, которые играют фундаментальную роль только для этого уровня и которые действительно объективно описывают его свойства. Если мы проникаем глубже, то требуется более сложная, качественно иная механика».

Симаков В. И. [61, 55]




2.1. Внешний мир и Универсум

В основе униве́рсумного подхода лежат две основополагающих границы движения всего сущего – материя и поле. Внешний мир, воспринимаемый человеком именно как движение, можно описать совокупностью колебаний различных частот, амплитуд и фаз.

Генезис развития рецепторов человека однозначно показывает, что развитие биологических систем шаг за шагом расширяло восприятие ОЯП внешней среды: от прямого вкусового контакта до радиуса в десятки и тысячи километров зрительного восприятия. Генетический механизм и конструкция психики живых существ постепенно усложнялась, развиваясь от простых автоматизмов до интеллектуального уровня осознания окружающего мира.

Последовательность развития рецепторов живых организмов имеет следующий порядок:

– органы вкуса – рецепция при непосредственном химическом контакте (строка 1 табл. 2.1);

– кинестез – тактильные ощущения случаев возникновения контакта на ограниченной дистанции (строка 2);

– обоняние – обнаружение дистанционно более удалённых объектов (строка 3);

– слух – ещё большая дистанция рецепции (строка 4);

– зрение – широкая перспектива освоения организмом новых ареалов обитания (строка 5).

Высший, шестой уровень сенсорных систем интегрирует данные, всех рецепторов нижних[38] уровней.


Таблица 2.1


Этот порядок организации U-потоков (каналов связи с внешним миром), выстроенный по мере расширения радиуса взаимодействия с объектами рецепции, полностью соответствует универсумной логике: на нижних уровнях находятся ОЯП преимущественно материального характера, верхние уровни описывают преимущественно информационные категории восприятия. Например, генетический (вкусовой, химико-контактный) уровень рецепции, являясь «максимально материальным», расположен ниже уровня тактильного (дистанционного), посредством которого живое существо может получить большее количество информации о внешнем мире, чем от вкусовой рецепции. Последующие уровни ещё больше расширяют объем получаемой информации. Следует заметить, что некоторые рецепторы, например, распознающие по запаху уровень тестостерона потенциального сексуального партнёра, работают «в обход сознания», не выдавая никаких явных сигналов на уровень сознания, воздействуя прямо и непосредственно только на уровни интуиции, подсознания.


Таблица 2.2


Конечно же, на нижнем материальном уровне различные виды рецепторов работают параллельно, независимо друг от друга. Но по мере развития универсума между ними устанавливаются определённые взаимосвязи и взаимозависимости, достигающие максимальной интеграции на высшем универсумной уровне – уровне центральной нервной системы[39]. При этом рецепторы «следующего поколения» могут забирать часть функций у «старых», хронологически более ранних рецепторов. Так, часть функций ориентации в пространстве у человека забирает зрение – с закрытыми глазами человеку труднее держать равновесие. Также в процессе развития интеллектуальных способностей, у человека отпала необходимость иметь развитые рецепторы обоняния[40].

Обратим внимание и на то факт, что процесс развития технических систем, как рецепторов и каналов связи социальных U-потоков, практически полностью повторяет генезис рецепторных систем живых существ (табл. 2.2). Пока (очевидно, за невостребованностью и/или дороговизной выпуска эквивалентов лабораторного оборудования для химического анализа) не «запущены в серию» только технические эквиваленты органов вкуса, а в остальном:

– тактильные каналы связи представлены телеграфным ключом с азбукой Морзе, книгами Брайля, клавиатурой компьютера;

– обоняние, как дистанционная передача образов ОЯП внешнего мира соответствовала факту появления фототелеграфа;

– слух – это появление телефонной и радиосвязи;

– зрение – телевидение и оптоволоконные линии связи;

Высший, шестой уровень технических систем, интегрирующий все их данные – сеть Интернет, даже начинает проявлять некоторые признаки интеллектуальности в виде, например, развития поисковых систем.

Интересно обратить внимание и на тот факт, что снижение обонятельной рецепции человека позиционно совпадает со «снижением коэффициента использования» фототелеграфных технических устройств, функции которых взяли на себя страты высших уровней. Совпадающая с универсумной логикой стратификация технических систем и сенсорных систем живых существ со всей очевидностью подтверждает, что способности человека к информационной обработке по Мере изменения соотношения «Материя – Информация» прямо коррелируются с расширением пространственно-временных сфер воспринимаемого рецепторами мира (рис. 2.1).


Рис. 2.1. Генезис сенсорных каналов восприятия мира человеком


Генезис мироощущения и миропонимания человека представляет собой эволюционный процесс расширения объёма информации о ОЯП внешнего мира, охватываемого последовательно развивающейся центральной нервной системой. Вкусовые ощущения как первое условие для выживания человека дают индивиду некий объём представлений об окружающей обстановке, развитие тактильного аппарата, затем обоняния дополнительно расширяет диапазон воспринимаемых и анализируемых нервной системой факторов. Слуховой канал через систему обратной связи становится основой человеческого языка, а в совокупности со зрительным каналом расширяет потенциальное поле познаваемого человеком Мироздание практически до бесконечности.

В общем и целом, конечно же, U-потоки, попадающие в универсум, являются просто отражением волновой природы Мироздания. При этом можно сказать, что любой универсум, получающий рецепторные U-потоки, является дихотомическим «двойником», универсумным отражением объектов внешнего мира различной степени точности. Сознание человека посредством рецепции создаёт некоторые понятия и смысловые связки, определённым образом организуя представление об ОЯП внешнего мира.

Тектологически защита от внешних воздействий и поддержание внутренней связи – одно и то же, два выражения тождественной тенденции [7].

На базе первоначальных представлений происходит дальнейшая ре/организация внутренних структур, позволяющих человеку успешно выполнить самую общую цель, задачу, смысл своего существования – выживания в окружающей среде.

2.2. Человеческие психотипы

Универсумная стратификация позволяет определить социальную систему описания психотипов людей. Общая теория управления описывает психотипы именно с социальной точки зрения, определяя универсальную, базовую систему оценки личности. Как известно, современная психология традиционно использует для классификации человеческих психотипов четыре основных типа – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Эти определения относятся только к темпераменту личности, но не к её более важным социальным качествам.

ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, их соразмерное смешение) – комплекс врожденно обусловленных динамических особенностей психики индивида, проявляющихся в интенсивности, скорости и темпе протекания его психической деятельности, в эмоциональном тонусе жизнедеятельности, чувствительности индивида к внешним воздействиям, в его сензитивности и психической устойчивости [25, 478].

Современная психология признаёт, что с социальной точки зрения

…в одном и том же виде деятельности люди с различными Т. могут достичь выдающихся успехов.

Не Т., а направленность личности, преобладание высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообладание личности, подавление ею побуждений низшего уровня для достижения социально значимых целей определяют качество человеческого поведения. Личность способна регулировать нежелательные проявления своего Т., осуществлять его маскировку [25, 478].

С точки же зрения универсумного подхода класса 4U структура психики определяется особенностями U-слоёв (табл. 2.3).


Таблица 2.3


Первый стратификационный уровень психики связан с внешней средой набором входных воздействий S и набором реакций R, обеспечивающих содержательно наиболее простые, инстинктивные, максимально оперативные ответы психики на внешние воздействия. Второй уровень обеспечивает информационно более сложную алгоритмику поведения организма – культурные стереотипы поведения, проявлениями которых выступают эмоциональные реакции. Рассудочная деятельность, разум, импровизация, компилятивность как оригинальная последовательность реакций являются реализацией информационно ещё более ёмкого уровня. Более сложные процессы определяются высшей информационные стратой, включающей интеллектуальные проявления психики индивидов.

Как философские основы мироописания, так и универсумное описание психотипов должно строиться на основании принципа дополнительности, который имеет смысл расширить до U-закона Дуальности, учитывающего алгоритмику выживания или общую направленность целевой функции универсума по отношению к внешней среде. Это – отражение тектологической пары «активность – сопротивление» на более высоком уровне организации мироздания.

Очевидно, что в системе традиционных оценок концепция выживания универсума по отношению к среде существования может быть только двух видов – созидательная, учитывающая объективные законы внешнего мира, и разрушительная, т. е. субъективно пренебрегающая некоторыми законами.

4: Закон ДУАЛЬНОСТИ: Целевая функция (концепция существования) любого универсума может быть направлена как на созидание, так и на разрушение объектов окружающего мира.

Важно отметить, что во всех подобного рода описаниях обязательно присутствует подобная дуальность, взаимодополнительность[41], она работает при описании любых объектов Мироздания, но при описании социальных систем должна учитываться обязательно. В соответствии с универсумной логикой выстраивается социальная стратификация психотипов личности класса 4U (табл. 2.4).

На основании U-закона дуальности конструктивный психотип «Природный» имеет симметричного двойника – деструктивный психотип «Животный», психотип «Традиционал» («Культурный») – двойника «Зомби» («Биоробота»), психотип «Творческий» – двойника «Демон», психотип «Человечный» – двойника «Тиранический». Очевидно, что половина названий психотипов отражает созидательную направленность личности, а часть – не вполне созидательную[42].

Дуальность психотипов ощутимо начинает сказываться на уровне вариабельного, сознательного выбора алгоритмики своего поведения, определяемой интеллектом – концептуальными установками личности. На этом, высшем универсумном приоритете дуальность проявляется в высшей мере, поскольку в наиболее концентрированной форме выражает АС-отношение всех универсумных уровней к внешнему миру: или активно вписываться в его законы, или пытаться нарушить их.

Близкие к универсумной стратификации описания также можно встретить в научной литературе.


Таблица 2.4


Мне кажется целесообразным выделить три условных уровня сознания как показатели совершенствования интеллекта. Простое возрастание количества моделей в памяти не отражает «уровень ума», хотя и является непременным его условием.

Первый уровень соответствует интеллекту ребенка или высших животных… Второй уровень интеллекта связан с развитием речи и памяти… Главное отличие сознания третьего уровня – это проникновение интеллекта в самого себя… [1, 150].


Ситуация выбора – это еще предпосылка свободы, свободного действия. Сам же выбор определяется рядом факторов: целевыми установками, характером практической деятельности, знаниями. Особенно хочется подчеркнуть роль знаний в выборе. Человек выбирает ту линию поведения, которая представляется ему наиболее значимой, полезной, ценной, а определить это возможно на основе знаний [32, 285].

Функциональная нагрузка психотипов в универсумном описании выражается в преимущественном использовании соответствующих психических конструктов (колонка 2, табл. 2.4). Представленная универсумная структура психики хорошо соответствует как её филогенезу, так и онтогенезу[43], но для понимания алгоритмики работы социальных психотипов важно отметить четыре момента:

1) развитие (в философской терминологии – «становление») каждого следующего психотипа возможно только на базе освоения предыдущего, например, возникновение психотипа «Традиционал/Биоробот» возможно только на базе освоения уровня «Природный/Животный»;

2) реальный психотип человека определяется статистически, как наиболее часто встречающееся из освоенных состояние его психики;

3) кроме реального, есть предельно допустимый уровень психотипа, которого к конкретному моменту времени достиг человек и выше которого он может подняться только при определённой, часто напряжённой и долговременной работе над собой;

4) в течение одного для или даже одного часа человек может пребывать в различных психических состояниях, не превышающих достигнутого им предельного уровня психотипа.

Преобладание тех или иных психических типов зависит от социальных условий – от строения общества, от направления и темпа его развития в целом и в отдельных группах или классах. Таким образом, и в социальных идеологиях отражаются тенденции, соответствующие этим типам. И так как завершением каждой идеологии, высшей ее характеристикой служит жизненный идеал, то в нем особенно ярко выступает тенденция того или другого типа. Тяготение коллектива к равновесию воплощается в идеалах пассивности и безразличия; самый чистый и законченный из них – это «нирвана» буддистов, абсолютное равновесие души, ее полное успокоение в ничем не возмущаемом созерцании вечности. Сюда же относятся идеалы – мечты; таков христианский идеал с его представлением о справедливости на том свете, о награде страдающим, смиренным и покорным, о наказании злым и гордым, причем и награда, и наказание осуществляются не усилиями самих людей, а божеством, высшей мировой активностью, восстанавливающей нарушенное в земной жизни равновесие. Подобные приятные мечты – одна из психических реакций на враждебные воздействия среды, реакция «самоутешения», вполне соответствующая принципу Ле-Шателье: внутреннее противодействие психики той боли, которая причиняется разрушительными силами извне.

Другая группа – идеалы социально-практические, активно-организационные. Таков в наивысшей степени идеал трудового коллективизма.

Первые – свойственны обществам, группам, классам, жизненно-застывающим в сложившихся формах или уже теряющим свою позицию, не способным успешно ее отстаивать; вторые – коллективам растущим, побеждающим стихийные и социальные сопротивления [7].

При определении универсумного психотипа, конечно же, следует учитывать общую, концептуальную направленность личности. Если индивид настроен на созидание и доброе отношение к окружающим его людям и природной среде, т. е. о психотип именуются как Человечный, Творческий, Традиционал (Культурный) или Природный, в случае же зависимости человека от разрушительной алгоритмики его психотип должен именоваться как Тиранический, Демонический, Биоробот или Животный.

Животный/Природный психотип – это преимущественная ориентация на потребности класса «здесь и сейчас», удовлетворение природных, инстинктивных позывов. Этот психотип отличается соответствующим этим потребностям кругозор. Но на основании постоянной погруженности в природные процессы проблематично относить к животному типу крестьян (фермеров), любителей лесного уединения, заядлых дачников, претендующих на «святость» отшельников и прочих любителей природы. Многие из них в критических ситуациях инстинктивно поведут себя не по животному, а по вполне человеческому сценарию, помогут незнакомому человеку в трудную минуту.

Аналогично, если человек не отличается интеллектуальными способностями, но получил нормальное воспитание, заложившее в его психику благородные, человечные традиции и стереотипы, то такого человека будет некорректно именовать «биороботом»? Ведь многие нормальные и честные люди действительно не имеют способностей поражать окружающих творческими открытиями. Они – честные труженики и работяги, культурные люди, воспитанные в определённой средой традиции – они просто «традиционалы» с «коридорным» типом мышления. Для них характерна преимущественная ориентация на заложенные в них культурные стереотипы – модные вещи, общепринятые взгляды и мнения, общественные нормы и ритуалы. Критическое мышление у них практически отсутствует. Главная их особенность – они легко поддаются внушению и, получив его, будут, вне зависимости от логически безупречных аргументов оппонентов, отстаивать его «до последнего патрона». Именно этот психотип – самый распространённый для получения массового явления, называемого «психологией толпы», подвластной волевым вожакам – «демонам».

Человек без убеждений легко поддается манипулированию его сознанием. Известно также, что чем ниже уровень развития личности, тем выше подражательность, конформизм [32, 247].

Воля и разум могут подчиняться похотям индивида, а могут и управлять им в русле подчинения целесообразному поведению. Дуальность описания психотипов позволяет определить место для традиционно большой массы российских творчески развитых «деточкиных», которые, формально относясь к «демонами», в конечном счёте целенаправленно работают на благородные цели. Энтузиасты, подвижники, творцы, люди, что говорится, «с активной жизненной позицией», бескорыстно работающие на (пусть далеко не всегда на глобальные, концептуально осознанные) цели общественной значимости – какие же они «демоны»? Их следует определить соответствующим типом – человек «творческий»[44]. Для этих людей характерна устойчивая ориентация на развитие, творчество, поиски нетривиальных решений даже для тривиальных проблем, они любят заниматься самообразованием, не боятся менять места работы, часто работают не по той специальности, по которой имеют профессиональную подготовку.

Иерархия психотипов «Природный – Традиционал – Творческий» вполне органично венчается строем психики «Человечный». Общим свойством этого ряда является «Богоцентричная» направленность личности – приоритетный учёт влияния окружающего человека мира и интересов других личностей над своими личными потребностями. Такие люди сознательно ориентированы на поиск гармонии, выявление сложных закономерностей и причинно-следственных связей бытия, часто, даже в ущерб своим личным интересам, активно тратят время на процесс своего самообразования и просвещения окружающих людей.

Такая «вертикальная» типология вполне логична и согласуется с предельным обобщением о том, что в людьми могут управлять две концепции – «Я-центричная» и «Богоцентричная». «Я-центричное» мировоззрение в центр Мироздания ставит своё собственное «Я». Для него «Я» – высший приоритет всех оценок, произвольно определяющих рамки окружающей действительности и все действия индивида[45], что принципиально не позволяет людскому сообществу вырабатывать одну и ту же точку зрения на один и тот же вопрос. Богоначальное мировоззрение, оставляя приоритет оценок за внешним миром, позволяет людям вырабатывать совпадающие или близкие точки зрения на широкий круг вопросов на основе освоения концептуальных знаний [26, 14]. В самом общем смысле «Я-центризму» соответствуют психотипы животный, биоробот, демонический и тиранический, Богоначальному мировоззрению – психотипы природный, культурный, творческий и человечный.

Что касается возможности прямых переходов человека из состояния одного психотипа в другой, например, в течение дня, то такой переход возможен от страты Животного/Природного психотипа до максимально достигнутого им к рассматриваемому моменту времени персонального уровня развития. Так, если человек достиг уровня Зомби/Культурный, то переход его к Человечному/Тираническому строю психики невозможен, поскольку в его психике ещё не сформированы ИМ-модули страты «Творческий/Демон».

Представляется также, что ничто не противоречит внутритиповому переходу человека, например, от психотипа «Зомби» к психотипу «Традиционал» (Культурный), или от психотипа «Демон» к психотипу «Творческий» и наоборот. Здесь важно то, что чем ближе психотип к нижним стратам, тем меньшей волей и способностями к прогностике он обладает, следовательно, имеет более высокую потребность подчиняться управлению и воле внешней. С другой стороны, логически всё же наиболее вероятным событием представляется, что на вершине иерархии «Животный – Зомби – Демон» может оказаться только «Тиран» – личность, в которой наиболее полно проявляется «сатанинское» игнорирование законов окружающего мира, пренебрежение интересами окружающих и безусловный примат личных потребностей над общественными[46].

Конечно же, данная классификация психотипов может быть расширена на большее количество универсумных страт и/или иметь другое, например, узкое, специальное назначение. Психотипы личности в универсумной стратификации класса 4U, конечно же, не единственный способ представления структуры психики человека. Традиционная философия предлагает свой взгляд на так называемую «общественную психологию».

В составе общественной психологии формируются:

– разнообразные интересы (осознанное желание, стремление удовлетворить потребности);

– ценностные ориентации (понимание ценности явлений, понимание того, где и как можно удовлетворить потребности);

– представления о будущем, образ желаемого, того, что нужно достигнуть (например, чувство возможности достижения благосостояния, справедливости, свободы и т. п.);

– представления о смысле жизни, о том, к каким целям нужно стремиться. Хотя смысл жизни связан с определенной личностью, но в вопросе о смысле жизни есть нечто надындивидуальное, связывающее индивида с целями, интересами определенной группы. К тому же смысл жизни осознается на определенной мировоззренческой (религиозной или философской) основе;

– состояние счастья или несчастья (от осознания осуществимости или неосуществимости цели и смысла жизни);

– воля (состояние уверенности в способности достижения цели, решительность, смелость и т. д.) или безволие (нерешительность, трусость);

– убеждения и социальная установка (готовность к практическим действиям по осуществлению цели).

Отмеченные черты общественной психологии находятся в сложной взаимосвязи [32, 249].

Современная философия также отмечает, что

на формирование и развитие общественного сознания влияет ряд факторов, среди которых можно выделить следующие:

– географическая среда, в которой живет социальная общность;

– уровень материальной жизни и характер потребления;

– формы общественной жизни;

– историческое прошлое и т. д. [32, 253].


Рис. 2.2 Универсумное представление категорий «общественного сознания»


Весь комплекс «сложных взаимосвязей» классической философии становится гораздо проще и понятней в универсумном представлении (рис. 2.2). Он не только вполне соответствует универсумной логике, но и становится вполне гармоничным и обоснованным.

Иногда для определённых практических целей, например, для тестирования и/или подготовки специалистов по управлению предприятиями (на либерально-рыночном сленге «менеджеров», «маркетологов» и т. п.) может потребоваться более детальная стратификация психической деятельности индивидов, описывающая требования и критерии оценки уровня подготовки специалистов (табл. 2.5).

В универсумной стратификации класса 6U, как отражении реалий внешнего мира можно выстроить различные конструкты, описывающие интересующие исследователя области. В отличие от множества подобных описаний калейдоскопического характера, представленные в соответствии с универсумной логикой категориальные ряды (кол.3 и кол.4 табл. 2.5) отличаются простотой и ясностью. Кроме того, они позволяют не только преподавателям, но и студентам представлять, в каком порядке следует развивать способности к управлению, поскольку любой достигнутый уровень подготовки специалиста необходимо опирается на освоение учащимися всех предыдущих уровней подготовки.

Другой пример специального применения. При рассмотрении современных семиотических систем[47] также применима стратификация класса 6U (табл. 2.6), представляющая в универсумном виде базис трёх основных (в классической науке) составляющих семиотических систем – сенсоров, психики и знаний. Это позволяет перейти к филогенезу, т. е. рассмотрению процесса развития человека, как вида, оперирующего стратами семиотической информации.


Таблица 2.5


Согласно порядку универсумных уровней (снизу вверх) онтогенез континуума семиотических систем будет выглядеть следующим образом:

1) биологические (природные, врождённые, генетические) семиотики – те, которые направлены на утверждение во внешнем мире индивидом собственного «Я» (пример: плач ребёнка даёт определённый знак Миру);

2) регулятивные (имплицитные, кинестезические) семиотики описывают физические шаги развития миропонимания индивида как психической парадигмы «Я – Такой» (падения, шлепки и подзатыльники, как регуляторы поведения в рамках дихотомии «хорошо – плохо»);

3) культурные (социализирующие, эмотивные) семиотики – это знаковые системы, описывающие наборы стереотипов, аналогий и подобий, позволяющих индивиду ощущать себя частью социума в рамках пропозиции «Я и Такой же» (жаргон, мода, совместная групповая деятельность).


Таблица 2.6


4) ролевые (диалоговые, формальные) семиотики расширяют миропонимание индивида до психической установки «Я и Другой» и определяют уникальные особенности и отличия индивидов, позволяющие рационально распределить между ними социальные функции и обязанности (профессиональный сленг, производственные инструкции, идеологии).

5) когнитивные (образовательные, искусственные) семиотики обращены на понимание и управление социальными процессами категории «Я и Другие такие же» (схемы, дорожные знаки, географические карты);

6) интеллектуальные (метасмысловые) семиотики определяют предельно обобщённые – философские, научные и математические системы знаков, находящиеся в психической парадигме «МЫ». Этот класс семиотик направлен на миропонимание социума в целом без прямой привязки к каким-либо биологическим, чувственным, эмоциональным, экономическим, технологическим, а также и хронологическим ограничениям.

На основании сопоставления генезиса сенсорных каналов и универсумного подхода к другим объектам исследования семиотических процессов – человеческой психике и системы социальных знаний о мире, как общем базисе знаковых систем, специалисты – филологи могут сделать вполне определённые выводы о генезисе, филогенезе и онтогенезе используемых ими семиотик. Можно сказать, что универсумные уровни являются степенями возрастающей сложности распознавания ОЯП окружающего мира, отражающими уровень развития универсума. Именно посредством развитой нервной системы, представленной социально ориентированной классификацией психики человека семиотические системы окружающего мира, отражённые в сознании индивида, приобретают смыслы и возможности интерпретации в соответствии с ранее накопленной информацией.

Для наглядного представления различных ОЯП рационально использовать 4-х и 6-уровневые стратификации, но в наиболее ответственных случаях могут оказаться целесообразными их восьмиуровневые варианты, для чего имеет смысл определить общую их схему класса 8U[48].


Рис. 2.3. Универсумных стратификация психики человека класса 8U:

1, 2 – в основном генетически обусловленные реакции;

3, 4 – в основном результат воспитания в определённой культуре;

5, 6 – в основном результат воздействия системы образования;

7, 8 – генетически не обусловленная информация, самообразование.


В универсумном виде расширенная классификация психотипов класса 8U (рис. 2.3) позволяет более точно разграничить области действия психических конструктов, открывает возможность достаточно просто описать многие психические особенности людей, например классические интровертивные и экстравертивные качества личности, как места преимущественной локализации (соответственно – внутренние и внешние) U-потоков, с учётом характеристик их направленности. Также становится очевидным, что классическое понятие «психика» лучше бы отнести к нижним, преимущественно материальным U-стратам, а за верхними, информационными стратами, следовало бы закрепить понятие «психология», ныне успешно совмещающее в себя оба понятия и часто обозначаемым именно как «психика». Смысловая нагрузка уровней психики очевидна и понятна из их названий и порядка расположения страт.

Список из четырёх дуальных психотипов можно расширить до восьми уровней, психологическая сущность которых также будет достаточно понятна из их названий и порядка расположения страт (рис. 2.4).


Рис. 2.4. Психотипы человека класса 8U:


Пояснений, возможно, требует лишь нижняя страта психотипов «Генник+» и «Генник-». Это уровень передачи положительной и, осторожно выражаясь[49], не совсем положительной наследственной, генетической информации. Именно в этой страте обязательно «закодированы» многие психические конструкты (ИМ-модули), определяющие интуитивные и эгрегориальные способности и свойства личности.

Восьмиуровневая стратификация позволяет более внимательно определить возможности и потребности различных образовательных и педагогических процессов, например, условно разграничив области психики, где действенны преимущественно процессы воспитания, и психологии, где более эффективно работает обучение.

2.3. Социум и социальные группы

Универсумная стратификация различных социальных групп (рис. 2.5) строится по той же самой U-схеме, что и система психотипов личности. В основе любой социальной группы лежит биологическая личность. С социальной точки зрения – это «первоэлемент», максимально материальное понятие социума. Семья – первая «ячейка общества», связанная простой структурой. Малая социальная группа (МСГ) имеет уже более сложную структуризацию, т. е. её существование связано с большим количеством и более высоким качеством информационных процессов.


Рис. 2.5. Универсумная стратификация социума


Функционирование большой социальной группы (БСГ, коллектива) требует уже однозначной формализации некоторых процессов. Так, например, БСГ, обслуживающая производственные процессы, требует разбиения на бригады, отделы, отвечающие за определённые участки производства, службы и т. п. Информация значимая для БСГ требует уже «бумажного», т. е. информационного оформления передачи из подразделения в подразделение материальных и/или энергетических ресурсов.

Информация МСГ для общества – это управленческая, «директорская» информация, сопровождающая работу всех предприятий БСГ. Страту, названную «Исторические династии» можно отнести к чрезвычайно малым социальным группам, например, к семьям (симметрично зеркальное отражение страты «семья, биологический род») образующих «династии» кинематографистов, актёров, номенклатурных работников или специализированные профессиональные сообщества.

Высшую страту в рассматриваемой иерархии занимают выдающиеся личности, своими талантами, трудом и другими средствами добившиеся общественного признания. Именно они становятся «родоначальниками» новых династий, определяющих работу отдельных МСГ, БСГ и всех других универсумных страт.

С точки зрения повышения качества унииверсумных страт можно отметить следующее. Личность может заниматься только конкретными, ограниченными видами деятельности, например, каким-то ремеслом. «Семейный подряд» расширяет номенклатуру и повышает качество выполнения работ. МСГ уже способна выполнять те виды работ, которые не по силам ни семье, ни отдельным ремесленникам, например, организовать коллективное хозяйство. БСГ – это возможность создания промышленных предприятий. БСГ информационного типа – это создание денежной системы, МСГ информационного типа – это идеологическое и/или религиозное обеспечение социальной системы, исторические династии – это передача информации, знаний из поколения в поколение, выдающие личности – те редкие люди, которые способны создавать новые знания.

2.4. Приоритеты управления и власть

Глобальным условием выживания каждого индивида является создание единого социума, целостной структуры Человечества, способной сделать качественно новые шаги в дальнейшем освоении Вселенной. Для этого общей тенденцией социальной организации общества должна стать способность максимально точно различать требования внешней среды и в соответствии с социальными (планетарными, государственными и личными) потребностям уметь успешно отрабатывать различные типы внешних воздействий (экологические, военные, идеологические и т. п.) на свои общественные институты [14].

Неадекватная окружающей среде отработка внешних воздействий приводит к уничтожению универсума (анклава, государства, корпорации, федерации и т. п.) как системы, не соответствующей своему объемлющему дихотомическому «двойнику». Чем более полно и точно универсум отражает своего более сложного зеркального «двойника» – Внешний Мир, тем более адекватные для своего (и составляющих его внутренних элементов) выживания меры он будет предпринимать.

Современная социальная философия выделяет в общественных отношениях четыре типа и четыре сферы общественной деятельности.

Чтобы существовало общество как некоторое устойчивое социальное образование, необходимы следующие типы деятельности.

1. Производство материальных благ и услуг. Эту форму деятельности называют по-разному, например, говорят о материальном производстве (К. Маркс), экономической деятельности (Э. Дюркгейм), хозяйстве (С. Булгаков) и т. п.

2. Социальная деятельность. Она выражается в производстве и в воспроизводстве непосредственно людей и человеческой жизни. Эту деятельность осуществляют семья, этносы, профессиональные группы и т. д., то, что часто называют «гражданское общество». В этой деятельности создаются и реализуются программы образования и воспитания, здравоохранения, социального обеспечения и т. д.

3. Организационно-управленческая деятельность. Ее цель – создание и оптимизация общественных связей и взаимодействия путем социального управления, политической деятельности (субъектами последней главным образом являются государство и политические партии).

4. Духовная деятельность – производство и потребление разнообразной информации, необходимой для жизни, начиная с обыденной и кончая научной, включающей в себя знания в области экономики, политики, морали, искусства и т. д. [32, 157].

Для существования общества необходимы четыре типа совместной деятельности. Эти типы определяют элементы общества (или так называемые сферы общественной жизни): материально-производственную, социальную, организационную (политико-управленческую), духовную. Понятие «сфера общественной жизни» означает устойчивую область человеческой деятельности и ее результаты, удовлетворяющие определенные потребности общественного или личного характера. В этих сферах существуют специальные социальные институты [32, 159].

С точки зрения универсумного подхода классическое описание недостаточно точно отражает реалии внешнего мира. Так, к социальной деятельности отнесено и физическое воспроизводство людей, и образование, а производство почему-то не считается социальной сферой деятельности; экономическая деятельность включается в сферу производства материальных благ, а не в организационно-управленческую деятельность и т. п.


Рис. 2.6. Универсумное представление философских категорий «общества»


Тем не менее, внеся некоторые поправки в классическое описание, можно построить достаточно простую иерархию типов общественной деятельности и общественной жизни класса 4U (рис. 2.6). Привязка к поведенческим конструктам личности отражает системное единство процессов, протекающих во всех представленных универсумах.

С точки зрения универсумного подхода представленные классической школой здесь и далее универсумы требуют определённых, часто серьёзных уточнений, переопределения объёмов понятий и более детальной стратификации. Ведь трудно достаточно логично рассуждать, например, о социальной деятельности, если в одном случае под этим подразумевается физическое воспроизводство людей, а в другом – политическая деятельности партий и общественных организаций. Понимание осложняется и тем, что социальные универсумы «Общество», «Государство» и/или «Социум» для своего выживания имеют возможность не только отражать явления, объекты и процессы внешнего мира, но и действовать в двух направлениях:

1) постоянного расширения сферы своего миропонимания (S) за счёт развития и перестройки своих внутренних структур;

2) внесения во внешний, окружающий мир определённых своими интересами изменений (R).

Важно то, что адекватное понимания Социумом законов внешнего мира создаёт в его общественных институтах своё «зеркальное отражение» (рис. 2.7).


Рис. 2.7. Отражение внешнего мира в социальных процессах управления


Проблема в том, что нарушение указанной последовательности, т. е. попытки преобразования мира без достаточно глубокого понимания его законов могут привести к нежелательным для всего популяции составляющих его элементов последствиям. С другой стороны, глубокое понимание законов внешнего мира не избавляет высшие социальные старты миропонимания (философию, науку, образование) от необходимости зачастую действовать в условиях риска и неопределённости. Понятно, что в этом случае речь можно вести только о максимально просчитанных рисках, а не о реализации чьих-то далёких от научного подхода амбиций[50].

При этом в процессе управления своим внутренним состоянием в соответствии с универсумной стратификацией, различные институты человеческого сообщества несут различную функциональную нагрузку, определяемую именно соотношением своих материальных и информационных составляющих. Средства управления человеческим сообществом класса 8U, выраженные в социальной стратификации общественных институтов, удобно представить системой из восьми приоритетов.

Рассмотрим их в привязке к примерам воздействия на основной элемент, составляющий социальную систему – человека.

1) Генетический (химический контакт с окружающим миром). Первый (в порядке возрастания страт от материальных уровней к информационным), самый оперативно действующий приоритет управления человеческим сообществом – генетический. Питание – это максимально материальный процесс снабжения человека жизненно важными ресурсами. Укол лекарства (или наркотика) позволяет достичь результата (цели управления) практически мгновенно, что как бы незаметно для человека меняет его материальное бытие. Химическая нейтрализация каких-то веществ в организме после укола или таблетки может и подлечить, улучшив общее самочувствие, а может привести к непоправимому разрушению иммунной системы организма или безвозвратно повредить генотип, что не только уничтожит уже живущий организм, но даже и не позволит появиться «на свет» новому организму – продолжателю генетически изменённого рода. Социальная система также использует природные ресурсы и отзывается на вирусные эпидемии, радиацию и массовые прививки вполне определённым образом.

2) Энергорегулирующий (Инфраструктурный, Силовой, Физический, непосредственный и дистанционный контакт как управление наличными ресурсами и энергией, Складское хозяйство, Энергетика – ЛЭП, нефтепроводы, Ресурсное снабжение). Второй приоритет – физиологический. Даже любители сыроедения понимают, что перед употреблением пищу следует определённым образом заготовить и приготовить (собрать, поймать, помыть и т. д.). Хирургическая операция, драка или использование оружия позволяют достичь результата также достаточно быстро, меняя физиологическое состояние человека. Физическое воздействие способно исправить вывих или нанести сотрясение мозга, но на генотипе сказывается в меньшей степени. Социальная система непременно содержит точки приготовления пищи с какими-то запасами продуктов, а также милицию, полицию, армию и другие силовые структуры, посредством определённых физических контактов регулирующие общественную безопасность.

3) Распределения ресурсов (Торговля, Транспорт, Снабжение, Подготовка и обслуживание производства, Логистика, Судебная власть[51]). Третий в данной стратификации приоритет – это распределение и/или снабжения ресурсами элементов систем и суперсистем. Для генетического и физиологического выживания человек должен получать из окружающей среды определённый набор материальных веществ (белков, углеводов, солей, витаминов и т. д.). Человеку трудно выжить без «жировой прослойки», ассортимента, только на одном виде пищи. Повышение жизнестойкости зависит не только от наличия этих веществ в окружающем мире, но и от информационно более сложных факторов – способности самого человека обнаруживать эти вещества и от социальных условий, в которых происходит процесс общественного распределения веществ. Социальная система также необходимо должна обеспечивать доставку нужных ресурсов своим элементам и/или ограничения по взаимодействию с ресурсами, которые в принятой социальной системой концепции считаются вредоносными.

4) Производственный (Заводы, Фабрики, Производственные объединения, Административные органы и учреждения, Исполнительная власть). Четвёртый приоритет – это сфера производства и процессов его организации, направленная на исполнение и поддержание законов, по которым живёт социальная система. Информационная составляющая этого уровня по важности для выживания уже сравнима с материальными факторами. Этот приоритет определяет способности человека и общества к совместному организованному труду по преобразованию материальных элементов окружающей среды для получения всех необходимых продуктов, обеспечивающих первый, второй и третий приоритеты существования[52].

5) Экономический (Деньги, Банки, Экономическая власть). О пятом приоритете – экономическом можно говорить как о первом стратификационном уровне, страте организации процессов, информационная составляющая которой превышает материальную. Самым наглядным представителем этого уровня являются деньги, необходимо сопровождающие все производственные процессы предыдущей страты. Именно по этой линии равновесия происходит разделение дуальной пары «Деньги – Производство», проходит горизонтальная граница, где преимущественно материальные производственные процессы необходимо сопровождаются преимущественно информационными, денежными потоками.

Универсумный подход позволяет учитывать тот факт, что в схемах продуктообмена в общественном объединении труда финансовые (т. е. информационные) потоки необходимо сопровождают процессы производства и распределения материальных ресурсов (т. е. процессы разделения труда). Проще говоря, именно здесь во всей полноте и диалектике раскрывается «основной вопрос классической философии», поскольку U-поток Информации сопровождает вызвавшие их появление материальные процессы и наоборот, информационные потоки организуют движение U-потоков Материи. то есть разделение труда – это прерогатива преимущественно материальных страт («товар»), а объединение труда может быть основано только как информационный процесс («деньги»).

6) Идеологический (Партии, Религии, Законодательная и Идеологическая власть, технологии и законы общественного само/управления). Шестой уровень содержит информационно ещё более значимые компоненты любых процессов, начиная от высокотехнологичных технических секретов, заканчивая идеологическими и религиозными учениями, представляющими, в конечном счёте, лишь определённые технологические варианты организации социума. Следует заметить, что известное утверждение о том, что «политика является концентрированным выражением экономики» (В. И. Ленин) действительно имеет полное право на жизнь.

7) Хронологический (Архивы, Кадры, Причинно-следственные связи). Седьмой уровень – историко-прогностический или матрично-алгоритмический). На этом уровне процессы рассматриваются в максимальной (но одновременно и соответствующей границам рассматриваемого универсума) полноте алгоритмики причинно-следственных связей. При этом возможна не только восстановление правильной последовательности (хронологии) исторических событий, но решение основной задачи этого приоритета – достоверной прогностики будущих событий на основании прошлого и настоящего состояний ОЯП.

8) Концептуальный (Определение целевой функции существования универсума). Высший уровень как личной, так и всей общественной жизни – концептуальный. Это уровень философского понимания (или непонимания) самых глубоких, общих законов Мироздания и уровень следования этим законам (или их отрицания и, как следствие, произвольного нарушения).

Быстродействие приоритетов как реакция на внешнее воздействие уменьшается по стратам снизу вверх – от первого до восьмого, мощность же их, как и неотвратимость воздействия на нижние страты и окружающую универсум среду, находится в обратной зависимости. Самым медленно действующим, но и самым мощным с точки зрения процессов управления является концептуальный приоритет. Именно он, «медленно, но верно и неуклонно» выстраивает все универсумные структуры в соответствии со своей целевой функцией и спектром воздействующих на него факторов внешней среды.

Понятие «приоритет» в данной стратификации означает в первую очередь то, что управление всеми нижними универсумными стратами всегда осуществляется с более высокого уровня. Так, например, совершенствование банковской системы «5. Экономика» создаёт лучшие условия для развития страты «4. Производство» и всех нижних U-страт – «3. Распределение», «2. Силовых структур» и «1. Ресурсы». Инновационные технологические решения «6. Технологии» дают толчок для активизации «5. Экономики» и т. д.

Можно также представить вышеописанные уровни как вложенные друг в друга множества – матрёшки, где верхний уровень (8) – максимально информационный – самая маленькая внутренняя «матрёшка». Следующие «матрёшки» – уровни 7, 6 и т. д. – это последовательное вложение множеств в материально более насыщенные внешние «матрёшки».

В социальной системе приоритеты определяют реальную стратификацию общественных институтов и все происходящие в социуме процессы (рис. 2.8). При этом как верхние уровни в зависимости от своего информационного наполнения определяют процессы нижних уровней, так и нижние уровни определяют возможность функционирования верхних уровней. Так, например, в социальных системах на втором приоритете находятся силовые структуры – армия, МЧС и пр., а сельское хозяйство – на первом.

В соответствии с «материалистическим» решением «основного вопроса классической философии» можно сказать, что базовым приоритетом является сельское хозяйство, т. е. земля, урожай, обеспечение людей пищей, а только потом – армия. Сельское хозяйство без армии сможет прожить, армия же без сельского хозяйства – нет. С другой же, «идеалистической точки зрения»: если армия не способна защитить своих кормителей, то она лишится пищи и сходит с исторической арены. Намеренно «забегая вперёд», сделаем из этого примера очевидный вывод: если верхний универсумный уровень способен адекватно противостоять давлению среды, то сохраняется весь универсум, если же не способен – то неизбежно произойдёт замена верхнего уровня другим, более адекватно реагирующим на окружающие универсум реалии.


Рис. 2.8. Приоритеты управления общественными процессами


Конечно же, представленная структура не является раз и навсегда закостеневшей, но на длительных периодах времени может оказаться достаточно устойчивой. Например, в какой-то отдельно взятый период времени партийные, религиозные или законодательные соображения (6-й уровень в 8U) могут «взять верх» над системой образования (7-й уровень 8U). Но если это произойдёт, то, во-первых, только под управлением некорректного концептуального миропонимания законов окружающей среды (т. е. с 8-го уровня 8U), во-вторых, искусственное завышение приоритета идеологий неизбежно приведёт к разрушению системы образования и к общему регрессу универсума. Возрастающее количество противоречий между этими двумя (т. е. 6-м и 7-м) и, затем, всеми другими уровнями неизбежно приведёт U к разрушению или к реорганизации его структуры в пользу восстановления стратификационного порядка. Такие процессы неоднократно наблюдались в истории[53].

Можно также отметить, что в различных социумах следует учитывать их специфику, соотнося различные социальные институты к соответствующим им стратам. Так, например, семья в одном социуме может заниматься только биологическим воспроизводством населения (1–2 «материальный» уровень 8U), а в другом – немыслима без обязанности передачи детям сложной хронологической и даже концептуальной информации (7–8 «информационные» уровни 8U).

Конечно же, приведённая стратификация не даёт никаких оснований для утверждений о том, что какой-то уровень «лучше» или «хуже» другого. Все уровни работоспособны только в своей полной совокупности, т. е. «выпадение» из системы какого-то уровня без последующего «обрушения» всех вышерасположенных страт невозможно. Более того, снижение активности работы одного из уровней неизбежно ведёт к ухудшению состояния всех нижележащих уровней и по цепям обратных связей – к снижению активности и жизнестойкости всего универсума.

На основании U-закона Дуальности, описывающего с различных нравственных точек зрения возможности использования объектов мироздания, иерархию страт видов власти можно именовать приоритетами Обобщённых Средств Оружия-Управления (ОСОУ).


Таблица 2.7


…Для ограничений негативных проявлений человеческой природе создана государственная власть, которая, по Локку, состоит из трех частей: законодательной, исполнительной и судебной власти. В основе правления – законы. Демократия – это правление по законам. Государство должно служить народу, а если оно этого не делает, то, говорил Руссо, его нужно заменить другим. Локк пропагандировал идею правления большинства; Дж. С. Милль добавлял к этому условие зашиты меньшинства от возможной тирании большинства [32, 223][54].


Рис. 2.9. Виды власти и виды противостояний по ОСОУ класса 8U.


Можно также отметить, что приоритеты ОСОУ, рассмотренные как ИМ-функции составляющих процессов управления, ввиду прекрасного соответствия функциям исполняющих их общественных институтов, с полным правом можно назвать и видами власти (табл. 2.7).

Восьмиуровневое описание приоритетов ОСОУ (рис. 2.9б) легко позволяет иерархию видов власти:

– симметрично разбить на четыре материальных (8–5 приоритеты) и четыре информационных уровня (4–1 приоритеты);

– связать в соседних стратах Экономику и Производство (4–5 уровни);

– включить в схему все известные виды власти – Судебную, Исполнительную, Законодательную (Идеологическую) и Концептуальную, а также при необходимости использовать понятия Генетической, Распределительной, Силовой (Энергорегулирующей), Экономической и Хронологической (Причинно-следственной) власти.

Конечно же, некоторые виды власти, в зависимости от своих конкретных функциональных рамок, определённых, например, Конституцией или законодательством конкретной страны, имеют некоторый стратификационный «люфт» – способность в допустимых пределах частично перераспределяться в соседних стратах. Например, законодательная власть (страта 6) в большинстве стран часто занята не столько идеологическими проблемами, сколько управлением доступным спектром экономических вопросов, т. е. работает на уровне «экономической власти» (страта 5). Тем не менее, общий порядок стратификации видов власти остаётся в целом неизменным.

Что касается использования приоритетов ОСОУ как оружия[55], то они позволяют точно стратифицировать причины социальных, конфликтов, противостояний и войн (рис. 2.9в).

Необходимо учитывать, что многие современные нам понятия неоднозначны и могут менять своё смысловое наполнение в зависимости от окружающей среды и аспектов рассмотрения, поэтому в различных приложениях они могут занимать различные U-страты. В этом нет ничего странного, наоборот, определение стратификационного положения термина в конкретном универсуме позволяет более точно определить его смысловое, качественное наполнение. Так, например, в одном случае понятие «Культура» может включать в себя ряд конструктов, принадлежащих стратам 2–5, а в другом – стратам 4–8 или как-то иначе. Свойство масштабируемости универсума говорит о том, что, если в каждом из этих случаев целесообразно рассматривать понятие «культура» именно в указанных смыслах, то ничто не мешает исследователю построить два несколько отличающихся друг от друга универсума, включающих понятие «культура», пригодное именно для изучаемых аспектов ОЯП. Соответственно, и этапы логических шагов при просчёте вариантов реализации каких-либо проектов в случае отличающегося смыслового наполнения термина «культура» будут иметь различные универсумные описания.

Абсолютно аналогичным образом можно рассматривать и другие понятия. Так, например, понятие «суверенитет» невозможно разбить на части вроде «экономический суверенитет», политический, сырьевой или какой-либо ещё. Суверенитет – это самостоятельность в принятии решений именно на высшей страте ОСОУ, из которой вытекают все локальные, подчинённые, вложенные «суверенитеты».

2.5. Мироздание, цивилизация, технологии


Рис. 2.10. Вариант универсума «Мироздание»


В общем и целом всё Вселенское, включая ещё все непознанные Вселенные и невидимые Миры, можно включить в тотальный универсум T: «Мироздание» (рис. 2.10). Такое понимание термина «универсум» соответствует классическим философским канонам. От обычного универсума U универсум T отличается тем, что не содержит S-входа и R-выхода, поскольку является единственной закрытой, тотальной системой, содержащей последовательность вложенных друг в друга суперсистем. То, что для других универсумов является внешней средой, для 12T «Мироздание» является средой внутренней.

Любой объект Мироздания, представляемый как универсум U, выделяется для изучения и рассмотрения именно из универсума T. При этом, конечно же, любой U продолжает оставаться составной частью универсума T, что в нём отражается наличием входов S и выходов R.


Рис. 2.11. Представление универсума «Цивилизация» в организационно-историческом аспекте


Известно, что основным элементом и объектом изучения (в конечном счете, интересующим все науки) является личность, индивид, человек. Соответственно, что универсумы «Мироздание», «Галактика» и многие другие целесообразно начинать строить, начиная именно с этого ключевого элемента.

Конечно же, для любых ограниченных приложений целесообразно использовать специализированные по сравнению с Т универсумы U, определив их границы и содержание требуемыми ма́ксимами видимого и изучаемого мира. Наполнение страт такого универсума конкретным содержанием будет зависеть от целей исследования. Для практических приложений удобнее в стратах использовать более «приземлённые» масштабированием специальные категории. Так, универсум «Цивилизация» класса 8U, ограниченный стратами 1–7 универсума 12T: «Мироздание», будет более удобен в гуманитарных, организационно-исторических практических приложениях (рис. 2.11).

В этой модели отражена историческая последовательность усложнения и совершенствования общественных структур. Этот же универсум в организационно-структурном представлении применительно к реалиям настоящего времени будет выглядеть несколько иначе (рис. 2.12).

Философские парадигмы осмысления действительности, присущие конкретному социальному времени, меняют терминологию, но не содержательное наполнение U-страт. Так, например, присущее марксистско-ленинской школе понятие «классы» времён организации капиталистических предприятий, с точки зрения современности достаточно сильно размылось в понятиях «работники отрасли», «сотрудники корпорации», «члены клана»[56] и т. п.


Рис. 2.12. Представления универсума «Цивилизация» в виде структурного среза современного состояния


Универсум «Цивилизация» можно представить и в ещё более упрощённом виде 4U (рис. 2.13) укрупнённых уровней выживания человеческой особи: вначале человек вписан в поле «Семья», затем поле жизненных отношений расширяется – «Общество, Работа» и т. д. Затем человеку необходимо задуматься о своём предназначении в социальной системе. В процессе личностного роста отдельные люди начинают задумываться и о судьбах человечества.

Конечно же, некоторые индивиды позволяют себе остановку на каком-то этапе цивилизованности, но в целом описанный универсумом процесс характеризует общий процесс развития мировоззрения людей.


Рис. 2.13. Вариант представления универсума «Цивилизация» 4U


С точки зрения частотных характеристик верхние универсумные страты содержат элементы, способные работать в высокочастотном диапазоне, нижние страты – в низкочастотном. Так, например, потребности личности и семьи достаточно стабильны, постоянны во времени, общественные же потребности и требуемые от человека на работе навыки меняются быстрее. Потребности социума и государства в зависимости, например, от регулярности проведения перевыборов, «новых партийных установок» или внешних угроз могут изменяться ещё быстрее.

Представленные универсумы, кроме того, что могут объяснить, обосновать и систематизировать многие аспекты гуманитарных наук. Они даже позволяют внести в (едва распаханное в системе MEST) гуманитарное поле инструментарий точных наук – логики, математики, статистики, теории управления и многих других, позволяющих серьёзно облегчить управленческим структурам «ориентировку на местности»[57].

При использовании различных масштабов рассмотрения и сравнения самых различных ОЯП по-прежнему важно соблюдать главное условие: стратификацию уровней в соответствии с универсумной логикой.

Анализ универсумной стратификации выявляет тот факт, что в последовательности его страт соблюдаться «преемственность поколений», то есть, при создании и/или описании какого-либо универсума невозможно «перескочить» через какой-то этап или уровень его развития.

Так, для вышеприведённого универсума 4U: «Цивилизация» однозначно невообразима возможность образования каких-либо государственных институтов – вузов, административных учреждений, политических партий (страта 3) и т. п., минуя создание страты производственных предприятий, общественных объединений, инфраструктуры распределения ресурсов (страта 2). Эту страту, в свою очередь, невозможно получить без организации жизни малых групп, семьи и личности (страта 1). Универсум вложенных структур 12T: «Мироздание» даёт наглядное представление о том, что невозможно создать семью, не опираясь на личности; невозможно создать род, не опираясь на семьи; невозможно создать нацию, не опирающуюся на объединение родов; невозможно создать государство, не опираясь на объединение наций.

Любому не зашоренному святынями своей богоизбранности и национальной исключительности человеку понятно, что невозможно из кланового объединения семей вначале создать государство, а уж затем – нацию[58] или сохранить государственность на основе тотального выхолащивания понятия «национальность». Такие попытки, что неоднократно доказано историей, обречены на неудачу.

Следующий универсумный закон:

5: Закон НЕРАЗРЫВНОСТИ: Генезис универсума исключает изменение порядка страт и образование разрывов и между стратами.

Развитие U означает образование следующей по порядку, высшей информационной страты, регресс означает разрушение высшей информационной страты. то есть, например, тот же универсум класса 4U «Цивилизация» (рис. 2.14) может развиваться только последовательно, по уровневой схеме 1–2–3–4, но не может развиваться по схеме 1–3–2–4 и т. д., в которой между уровнями 1 и 3 пропущен уровень 2. Уровень 3 условием своего создания подразумевает обязательное наличие уровня 2, но не наоборот.


Рис. 2.14. Недопустимость разрывов в универсумном представлении


Невозможной представляется и схема 1–2–4, поскольку уровневый разрыв, выражающийся в отсутствии уровня 3, не позволяет осуществить строительство уровня 4 и, соответственно, всех последующих. Проще говоря, Меру развития универсума обогнать невозможно. Здесь можно вспомнить строки А. С. Пушкина про «опыт – сын ошибок трудных» и массу поговорок по поводу того, как и чему учит человека окружающее.

Практически процесс развития универсума является всё более и более точным отражением в его структуре законов внешнего мира, а «провалы» в этапах миропонимания могут серьёзно ограничить этот процесс.

Аналогией U-закона Неразрывности может являться постройка дома, в котором условием строительства 1-го этажа является наличие фундамента, 2-ой этаж не может строиться без завершения строительства 1-го этажа, а крыша может быть создана только после завершения строительства всех этажей здания. Пропуск, откладывание строительства фундамента или какого-то этажа при этом невозможны, поскольку их наличие является необходимым условием создания структур верхних уровней.

Что касается производственных процессов, например, в масштабах государства, то закон Неразрывности означает, что отсутствие ресурсодобывающих предприятий – это невозможность материального и энергетического обеспечения работы всей системы; отсутствие материальных и энергетических ресурсов – это невозможность организовать работу транспортной системы; отсутствие транспорта – это невозможность организации производств и т. д.

Действие U-закона Неразрывности известно и в психологии как Закон возвышения потребностей [25, 101], выражающий неизбежность возникновения более развитых потребностей только на основе удовлетворения предшествующих. Он же нашел своё выражение в пирамиде потребностей Маслоу [25, 327]. Эта пирамида также определяет, что ни одна из основных потребностей не может быть отменена при развитии другой – более высокой: чувство безопасности не отменяет потребности человека в пище, потребность в социальной среде не преодолевает чувства личной безопасности, потребности личностного роста могут развиваться только на основе социализации личности. Тот же переход из состояния одного социального психотипа в другой возможен только в соответствии с U-законом Неразрывности: невозможно стать творческим человеком, не приобретя определенный набор стереотипов как базу для творчества; невозможно развить интеллект только на базе стереотипов, минуя этап творческой реализации. Генетические же разрывы (провалы генетической памяти) снижают уровень духовно-нравственного развития настолько, что индивидом в процессе развития могут оказаться неосвоенными понятия совести, привязанности, чести и другие социально важные психологические конструкты.

Примеров U-закона Неразрывности, как говориться, «не счесть».

Мысль М. В. Ломоносова о том, что «природа крепко держится своих законов и везде одинакова» является для меня основополагающей. Вспомним, во всех слоях материи нам попадались колебательные контуры: механический колебательный контур, электрический колебательный контур, сердечнососудистая колебательная система и др., и работа всех их решается одной и той же формулой, которую изобрел великий X. Гюйгенс. В 1949 году К. Шеннон и У. Уивер предложили интеллектологам мира формулу вычисления количества информации. И тут выявилось, что эта формула эквивалентна формуле, разработанной М. Планком для энтропии. Примеров можно было еще более приумножить… [62, 448].

Так, U-закон Неразрывности исключает до сих пор бытующие мнения о том, что кому-то какие-то мысли приходят неизвестно откуда-то оттуда, что открытия снятся или внезапно инсайтно озаряются. Мысль может возникнуть только на заранее подготовленной почве. Так, прежде, чем Ньютону якобы «упало на голову яблоко» или Д. И. Менделееву якобы «приснилась» таблица периодических элементов, их разумом была проведена огромная подготовительная работа, опубликованы научные статьи, касающиеся различных аспектов будущих открытий, сделаны доклады, проведены обсуждения с коллегами и т. д. Без постройки «фундамента и первых этажей» знаний открытия были бы невозможны. Поэтому, конечно же, следует отделять развлекающие байки и синергетические мифы о примате тотального доминирования хаоса над определённостью от реального процесса интеллектуальной деятельности. Утверждения о том, что важные открытия закономерно появились только и благодаря хаосу в головах учёных является абсолютизацией крайностей и/или преднамеренной логической ошибкой.

Кроме того, U-закон Неразрывности разрушает кондовый миф о том, что двигателем новых технологий и прочего прогресса являются военные заказы. Физиология, силовой приоритет – это нижние уровни страт. Заказ на военные технологии идёт с более высокого уровня – от идеологии Библейского проекта, согласно которой учёному для разработки мирных технологий просто не выделяют деньги. Ему дадут финансирование только тогда, когда он свяжет свою разработку с понятным правящему классу применением в качестве оружия. Ведь, согласно ранее рассмотренному U-закону Дуальности, все, любые технологии могут использоваться и как инструмент разрушения, и как инструмент мирного строительства[59].

Следует также отметить важное следствие U-закона Неразрывности: как прогресс начинается с освоения универсумом новой информационной страты, так и регресс универсума всегда начинается с максимально достигнутого им информационно уровня и направлен на последовательное разрушение нижележащих материальных структур. Таким образом, регресс (сворачивание, разрушение) универсума идёт строго в обратном прогрессу порядке – оно всегда начинается с высшей информационной страты. Если непредвиденные воздействия внешней среды каким-то образом разрушают именно низшие страты, то сохранение в работоспособном состоянии высших страт способно восстановить нормальное функционирование всего универсума, но если высшая страта неадекватна реалиям внешнего мира, то «сопротивляемость» вредным воздействиям среды снижается принципиально, качественно.


Рис. 2.15. «Проблема человека» философской антропологии в универсумном представлении класса 3U.


Последовательность обоснований философии, научных теорий, да и любых инженерных расчётов не могут соответствовать истине, если в процессе их разработки были не учтены некоторые «промежуточные» этапы, детали или вычисления. Так, «исходная проблема философской антропологии – проблема становления человека» [32, 71] с учётом универсумной логики легко поддаётся стратификации (рис. 2.15).

По мере развития философии выделены главные черты человека: одушевленность, деятельность, социальность. Нельзя забывать, что человек – и биологический организм. Человек формируется и как природно-биологическое, и как социальное существо. Человек рождается трижды: физически, социально и духовно. И в этом есть большой смысл [32, 71].

Это описание выстраивает векторы «становления» и «развития» в полном соответствии с универсумной логикой и позволяет раскрыть и описать многие новые стороны рассматриваемых процессов. Соответствие U-закону Неразрывности подчёркивается тем, что:

– Становление человека и общества – переход от биологической формы движения материи к социальной. При этом, конечно, биологическая форма движения не исчезает, а в диалектическом смысле «снимается» социальной.

– После становления человека его развитие протекает под определяющим влиянием социальных факторов [32, 73].

В полном соответствии с универсумной логикой легко систематизировать различные «неклассифицируемые» философские конструкты «деятельности» и «практики» человека.

Деятельность людей весьма разнообразна. Сегодня нет единой, общепризнанной классификации видов деятельности… Первый вид деятельности, ведущий в раннем детском возрасте, – игровая деятельность… Второй вид деятельности – учебная деятельность… Третья, главная форма деятельности – трудовая деятельность [32, 93].


Рис. 2.16. Универсумное представление философских конструктов категории «деятельность».


Универсумный подход позволяет получить обоснованную классификацию видов человеческой деятельности, необходимо дополнив её в классе 4U ещё одним важным видом – «научная» (рис. 2.16).

Структура деятельности может быть представлена следующим образом.

– Субъект деятельности: отдельный индивид, социальная группа.

– Объект деятельности.

– Цель – модель того, что может быть в результате деятельности.

– Способ (метод) деятельности.

– Акты деятельности – отдельные действия.

– Средства деятельности – совокупность материальных (или идеальных) орудий деятельности.

– Результат (продукт) деятельности.

Достижение цели предполагает волю, которая ориентирует на достижение цели, преодоление возникающих препятствий…

Деятельность может быть репродуктивной, воспроизводящей уже известное, существующее, и творческой, создающей новое, социально значимое [32, 91].

Действию человека предшествует целеполагание – формирование образа того, что может осуществиться в результате действия. Прежде чем что-нибудь делать, человек представляет, каков будет результат деятельности, представляет себе определенную последовательность действий, которая может привести к реализации цели.

Целенаправленная деятельность отличается от инстинктивной. Последняя осуществляется без предварительного представления о цели, плана (метода, способа) действий, идет по генетически сложившейся программе на основе неосознанного отражения… эмоциональная активация является необходимой (хотя и недостаточной) для продуктивной отражательной деятельности [32, 90].


Рис. 2.17. Универсумное представление философских конструктов категории «практика».


Практический процесс (рис. 2.17) также следует откорректировать в соответствии с универсумной стратификацией – общественная практика должна быть отделена от политической, поскольку область интересов первой составляют преимущественно материальные процессы, а второй – преимущественно информационное воздействие на общество.

Практика – это чувственная, предметная, материальная деятельность людей, посредством которой они целенаправленно преобразуют окружающий природный и социальный мир… Практика включает в себя три основные вида деятельности: материально-производственную, научно-экспериментальную и общественно-политическую…

Практический процесс включает в себя три составляющих: целеполагание, материально-физиологическую и орудийную деятельность [32, 95].

Аналогичным образом представляются и философско-антропологические конструкты категории «личность». Очевидно, что потребности личности также являются производными от поведенческих конструктов и определяют критерии, определяющие понятие «всесторонне развитая личность» (рис. 2.18).


Рис. 2.18. Универсумное представление философских конструктов категории «личность».


Универсумный подход не является специализированно гуманитарным. Он также легко применим в точных и технических приложениях. Переходя к этой категории описаний, следует отметить, что любые технологические процессы, окружающие современного человека, также являются наглядным подтверждением U-закона Неразрывности. Практическое действие этого закона выражается, например, в невозможности осуществления инновационных программ без развитой промышленности; неспособностью сконструировать высококачественный автомобиль на основе импортированных комплектующих и оборудования; бессилием конкурентных попыток на рынке информационных разработок по причине отсутствия отечественной элементной базы и многими другими примерами[60].

Историю развития точной науки – математики можно представить универсумом класса 4U (рис. 2.19).


Рис. 2.19. Универсумное представление истории развития математики


Исторически можно выделить четыре периода развития математики:

1. Период зарождения математики как науки (до появления античной науки, т. е. до 6 века до нашей эры);

2. Элементарная математика, математика постоянных величин (примерно с 6 века до нашей эры и до 15 века нашей эры), где образцом служили «Начала» Евклида, правила арифметики;

3. Математика переменных величин (16–19 век нашей эры), где осуществлялась дифференциация математического знания, появились теории дифференциальных уравнений, вариационное исчисление, дифференциальная геометрия;

4. Современная математика, где доминирует учение об абстрактных структурах. Такая математика сближается с философией, логикой, стыкуется с ними по вопросам соотношения истины и заблуждения, вероятностей различных вариантов развертывания событий, характера доказательств, соотношения логического и интуитивного начал, соотношения содержательного и формального анализа, методов построения и обоснования формализованных языков и теорий.

Как видим, современная математика очень тесно связана с большим блоком актуальных философских проблем [29, 89].

В качестве естественнонаучных, технических примеров рассмотрим этапы развития информационных технологий (рис. 2.20). Очевидно, что, ручная технология (страта 2) переписи книг могла возникнуть только на базе достаточно совершенных разговорных языков (страта 1), как и потребность в изобретении наборной формы и печатного пресса (страта 3) могла возникнуть и возникла только после осознания эффективности и преимуществ распространения знаний в виде копий – «списков» (страта 2). «Скачок» в виде появления печатного пресса и/или, тем более, печатных машин без развития нижележащих страт логически не то что маловероятен, а просто невозможен. Генезис страт универсума «Информационные технологии» подчиняется универсумным законам.


Рис. 2.20. Этапы развития информационных технологий как универсум 8U




Рис. 2.21. Универсумные описания в компьютерных системах.


В качестве примеров универсумного описания процессов, происходящим в сфере компьютерных технологий, можно привести универсумы различных классов: касающихся стратификации типов памяти ЭВМ (рис. 2.21а), иерархии программных кодов, циркулирующих в компьютерной системе при разработке программного обеспечения (рис. 2.21б) и многие другие.

Универсумное описание, как возрастающее соотношение меры информационной (по отношению к материальной) составляющей ОЯП, характерно для многих компонентов, в среде которых происходит как работа пользователей, так и профессиональная разработка программного обеспечения (ПО) автоматизированных систем управления [37].

Униве́рсумная методология описания, основанная на соответствующей стратификации объектов исследования, открывает возможности разработки и внедрения более технологичных процедур и процессов автоматизации предприятий на основе эффективной организации ряда процессов, связанных с работой вычислительных систем.

Как вычислительные системы, так и многие технические аспекты современных технологий других областей человеческой деятельности, требуют более точного определения законов взаимосвязи между собой суперсистем и систем, как интегрантов, т. е. универсумов, органично сочетающих в себе системы и суперсистемы.

2.6. Интегранты в иерархии супер/систем

Варианты изменяющихся соотношений между суперсистемой и системой класса 4U обобщённо можно систематизировать в виде последовательного ряда универсумов (рис. 2.22), представленных суперсистемой, программным, адаптивным и предикционным интегрантами и системой, которая может рассматриваться как базовый элемент новой суперсистемы. В последнем случае суперсистема, осваивая и включая в алгоритмику своей работы ОЯП окружающего мира, выходит на новый уровень, трансформируясь в специализированный элемент качественно более высокой структурной организации. Цепочка «белок – живая клетка – организм» является примером реализации этой последовательности.


Рис. 2.22. Варианты представления содержания универсума

а) суперсистема; б) программный интегрант; в) адаптационный интегрант; г) предикционный интегрант; д) система (элемент)


В интегративном взаимодействии участвует система и сопряжённый с нею интеллект суперсистемы. Можно сказать, что все интегранты могут рассматриваться как некие промежуточные состояния универсума между суперсистемой и её перевоплощением в виде качественно изменённого элемента для организации суперсистемы высшего уровня.

Суперсистема состоит из универсальных, аналогичных в определённых отношениях элементов, специализирующихся на выполнении необходимых для существования суперсистемы функции взаимодействия с внешней средой. Элементы суперсистемы обладают возможностью самостоятельно выстраивать процессы совместного взаимодействия между своими элементами.


Рис. 2.23. Суперсистема


Примеры суперсистем: социальные структуры, структура клеток растений, сеть клеток мозга и нервной системы человека (рис. 2.23).

Программный интегрант – суперсистема, управляющей сопряженной с ней преимущественно материальной системой (1-я универсумная страта рис. 2.24). Управление системой происходит на основе структурных принципов управления.


Рис. 2.24. Программный интегрант


Примеры программных интегрантов: игрок с колодой карт, рабочий с молотком, человек на протезе.

Адаптивный интегрант включает в свой состав управляющую параметрами адаптации суперсистему, выполняющую информационные функции на основе безструктурных[61] принципов управления. Суперсистема реализует поддающиеся расчёту алгоритмы предикции, экстраполяции и функцию прогнозирования. Исполнение самого процесса адаптации в динамике возложено на систему (1 и 2 страты рис. 2.25).

Примеры адаптивного (или «адапционного») интегранта: автомобиль с водителем, самолёт в режиме автопилота, инспектор поста видеонаблюдения ГАИ.


Рис. 2.25. Адаптивный интегрант


Предикционный интегрант включает управляющую процессами суперсистему, выполняющую информационные функции на основе безструктурных принципов управления и максимально глубокой экстраполяции – прогнозирования процессов. За предикционные расчёты, процессы адаптации и выполнение определённых программных действий отвечает система (1, 2 и 3-я страты рис. 2.26).


Рис. 2.26. Предикционный интегрант


Примеры предикционных интегрантов: гидрометеорологическая служба, предоставляющая прогноз погоды; разработчики программного обеспечения для компьютеров; создатели новых технических устройств. Все они на основе вариабельного подхода используют устройства, способные работать в режиме предикции, адаптации и в программном режиме.


Рис. 2.27 Система


Система в обычном понимании этого слова обычно состоит из разнородных элементов (рис. 2.27). Универсумный подход позволяет рассматривать процесс её функционирования в отрыве от ранее создавшей её суперсистемы.

Примеры систем: часовой механизм, сливной бачок унитаза, автомобиль, сотовый телефон, компьютер.


Рис. 2.28. Структура живых существ. класса 8U.


Следует ещё раз подчеркнуть, что с системной точки зрения представленная последовательность практически является этапами эволюции суперсистемы в элемент (систему) суперсистемы более высокого порядка. Выбранный вариант универсумного описания и смыслового наполнения страт зависит от целей исследования. Так, структуру живых существ, включая человека, можно представть как цельную клеточную суперсискему (рис. 2.28), а можно представить[62] как состоящую из живых клеток суперсистему (рис. 2.22а);

– программный интегрант содержащий механические элементы (кости, суставы и т. д.), конструктивно работающие по программной алгоритмике (рис. 2.22б);

– адаптивный интегрант, содержащий выделяемые исследователем системы материальной и психической адаптации к условиям внешней среды (рис. 2.22в);

– предикционный интегрант, содержащий сложные психологические, вариабельно перестраиваемые конструкты (рис. 2.22 г) и, наконец, представить человека как:

– элемент суперсистемы более высокого порядка «Человечество» (рис. 2.22д).

Здесь суперсистемный интеллект, присущий верхним стратам всех предыдущих этапов эволюции, выходит на качественно новый уровень, представляя собой систему взаимосвязей между элементами объемлющего новые элементы универсума.

Поскольку при универсумном описании можно не акцентировать внимание на требовании соблюдения аналогичности входящих в универсум элементов, то, в большинстве (специально не оговоренных) случаев можно допустить взаимозаменяемость понятий «Система», «Суперсистема»[63] и даже понятия «Интегрант», используя их как совпадающие по смыслу[64]. При этом следует учесть то, что элементы суперсистемы иногда могут заменить собой или коспенсировать функции элементов систем, но элементы систем не могут выполнять функции элементов суперсистем. Так, рука как клеточная суперсистема, может заменить свой протез, но протез не в состоянии выполнять все функции обычной руки.


Рис. 2.29. Вложенные суперсистемы (симбиотики).


В качестве суперсистем можно рассматривать и вложенные друг в друга суперсистемы – симбиотики, состоящие как из однотипных, так и из различающихся друг от друга элементов (рис. 2.29). Вложенные суперсистемы подчиняются общим универсумным законам. Любую плату компьютера можно считать подсистемой, входящей в систему «компьютер». Точно также любую суперсистему, входящую с более объёмлющую суперсистему можно считать вложенной суперсистемой. Так, например, (как бы такой подход не возмущал нравственные убеждения MEST-апологетов) в суперсистеме «Кавалерист» суперсистема «Всадник» как наиболее информационно развитая, вложена в суперсистему «Лошадь». Страта «Всадник» является высшим, информационно более насыщенным уровнем универсума «Кавалерист».

Другие примеры вложенных суперсистем: человек с собакой-поводырём, лесной массив с находящимися в нём животными, связка государств «метрополия – колония».

В отличие от систем и целостных суперсистем вложенные суперсистемы – симбиотики обладают свойством разборности, т. е. они могут в достаточно широких пределах функционировать автономно друг от друга. Интегранты как связки суперсистем и систем свойством разборности могут и не обладать.

При определении сборных понятий «система» и «симбиотик» важно помнить и о том, что даже если в рассматриваемом универсуме не присутствует страта «суперсистема» и/или «интеллект», то по умолчанию всё равно подразумевается существование некой интеллекта или суперсистемы, осуществивших такую сборку.


Рис. 2.30. U: «Автомобиль» в качестве адаптивного интегранта.


Поскольку интегрант, рассматриваемый как универсум, принципиально состоит из разнотипных элементов, то в большинстве описаний его вполне можно назвать Системой. Вместе с тем, по аналогии с различным подходом к изучению «живых» суперсистем, например, универсум класса 4U «Автомобиль», который как Система, находится в процессе управления, осуществляемого водителем, можно наиболее точно представить в качестве адаптивного интегранта (рис. 2.30), содержащего:

1) материальную страту (колёса, рессоры, т. е. ходовую часть, взаимодействующую с внешней средой, т. е. все минимально необходимые для организации движения части и узлы);

2) преимущественно материальную страту (двигатель, рулевая и тормозная системы, системы автоматического регулирования подачи топлива, оборудование приборной панели, подогрева, т. е. все системы приспособления к изменяющимся параметрам работы автомобиля);

3) преимущественно информационную страту (анализ ситуации на дороге, выбор маршрута по приборам спутниковой навигации и т. п., т. е. системы, настройки которых задаёт и/или выполняет суперсистема «Водитель»);

4) максимально информационную страту (интеллектуальную страту суперсистему «Водитель»), осуществляющую организацию работы всех систем автомобиля в соответствии с целевой функцией управления.


Рис. 2.31. Набор вариантов описания универсума «Автомобиль»


Суперсистема «Водитель» адаптивно управляет системой «Автомобиль». При этом следует ещё раз подчеркнуть, что универсумный подход не ограничивает исследователя в определении границ универсума, включаемого в рассмотрение. Например, тот же универсум «Автомобиль» в процессе смещения линии равновесия можно рассматривать и как систему, и как интегранты различного типа (рис. 2.31).

Здесь, как и было определено ранее, границы линии равновесия, масштабирования и определение типа интеграции зависит от задач, которые ставит перед собой исследователь. Главное при описании стратификации универсума – это соблюдение универсумной логики. В конечном счете, именно универсумная логика определяет диапазон рассмотрения качественных характеристик рассматриваемого объекта, поскольку опирается на хронологический приоритет возникновения и развития универсуа – его генезис.