Часть 1 Жизнь и работа Георгия Николаевича Сытина
Глава 1. Воспитание воли
Георгий Николаевич Сытин родился 30 августа 1921 года. Детство его прошло в небольших городках. С самого начала он был необычным ребенком: интересовался не играми, а природой, стремясь на личном опыте узнать и осознать те непростые законы, по которым устроен мир. Позже, поступив в школу, Георгий никак не мог понять, почему там обучают таким очевидным и скучным вещам. Торопливо делал домашние задания – и сразу же бежал гулять, стремясь поскорее окунуться в свой привычный и любимый мир лесов и полей.
Именно в этом мире впервые появился, а затем все чаще и острей возникал вопрос: «Какое место во Вселенной отведено человеку, каков смысл его жизни, что он должен сделать для себя и для других, какие возможности ему даны?» Учась в девятом классе, будущий целитель с мировым именем прочел книгу К. Н. Корнилова «Воспитание воли».
Это событие оказалось переломным в жизни пятнадцатилетнего юноши. Он почувствовал огромное желание изучать психологию и написал автору письмо с просьбой ответить на самые важные для него вопросы.
Очевидно, внутренняя энергия Георгия уже тогда была настолько сильной, что известный психолог почувствовал это и сразу же назначил своему корреспонденту личную встречу. Однако итог беседы оказался для молодого человека неожиданным.
– Учиться вам надо. И учиться хорошо. В мире ваших знаний не должно быть пробелов. Настоящий ученый – это прежде всего всесторонне эрудированный специалист, а затем уже экспериментатор. Вы должны знать те постулаты, на которых стоит современная наука.
Выходило, что все эти годы Георгий пренебрегал важнейшей возможностью – получать знания, накопленные человечеством, из книг. Свидания с природой отошли на второй план. За время летних каникул молодой человек перечитал учебники за все учебные классы и самостоятельно выполнил самые сложные упражнения из школьных задачников. В результате десятый класс он закончил на «отлично» по всем предметам. Поскольку учителей в то время не хватало, способного молодого человека сразу же назначили преподавателем математики в той школе, которую он только что окончил.
Однако останавливаться на достигнутом юноша не стал и на следующий год одновременно поступил сразу в три московских вуза! Экзамены в каждом из них он сдавал с блеском, но тут началась война. И тогда Георгий опять сделал судьбоносный выбор: ушел добровольцем на фронт.
Воевал он так же, как делал все остальное в своей жизни, – бесстрашно, отдавая все силы и не щадя себя. Он всегда был в первых рядах и за время участия в боях получил около десяти ранений. Последнее из них едва не стоило ему жизни: осколок снаряда, попав в живот, застрял в области позвоночника. Был защемлен спинной мозг, открылась язва двенадцатиперстной кишки. Врачи даже не надеялись, что он выживет, и прооперировали «безнадежного» больного только на следующий день, стараясь в первую очередь оказать помощь тем, кого еще можно было спасти.
Вопреки всем законам логики операция прошла успешно, и раненый боец не умер. Однако 18-летне-го юношу сразу же демобилизовали, присвоив ему инвалидность первой группы, поскольку состояние оставалось очень тяжелым: Георгия мучили страшные боли, и прогнозы на будущее были неутешительными. Медицина больше ничем не могла ему помочь. Именно в это страшное время появился первый настрой: «Я сильный, волевой и здоровый человек, способный полностью управлять своим телом, своими ощущениями. Боль уходит навсегда из моего тела. Каждая клеточка моего тела здоровая, сильная» – эти фразы, прочитанные когда-то в книге психолога Корнилова, помогли Георгию Николаевичу Сытину не только выжить, но и снова быть признанным медицинской комиссией годным к строевой службе, причем без ограничений! Это была его первая большая победа.
Постепенно появлялись новые слова, при помощи которых Сытин убеждал себя, что его фронтовые раны больше не болят, он абсолютно здоров сам и может помогать другим. Эта идея появилась у Георгия Николаевича в процессе поиска научного обоснования метода самовнушения, который спас ему жизнь. В 1948 году он поступил на врачебный факультет медицинского института. Все свободное от учебы время студент проводил в библиотеке, изучая книги по физиологии, психологии и педагогике, так как именно эти науки могли объяснить, как при помощи собственного волевого усилия человек побеждает недуги, боль и даже смерть.
Целительные слова, полные надежды на выздоровление, складывались в отдельные фразы, фразы – в стройные, логически завершенные смысловые конструкции, совокупность которых и составила в результате известные всему миру сытинские «настрои» (такое вот простое название придумал Георгий Николаевич своему изобретению). Испытывая огромное желание помогать людям, Г. Н. Сытин обратился к министру здравоохранения с просьбой о содействии в распространении его лечебного метода, однако в те годы данная теория не могла быть признана ввиду несоответствия стандартам советской медицины. Тем не менее на ученом совете Министерства здравоохранения было принято решение о всестороннем изучении материалов, представленных Сытиным.
Одновременно с этим Георгий Николаевич продолжал свои изыскания, составляя все новые и новые тексты, оказывающие целенаправленное воздействие на тот или иной орган. Он начал вести в поликлинике прием тех больных, которым ничем не могла помочь традиционная медицина, и почти все они выздоравливали! Вскоре Г. Н. Сытин защитил кандидатскую диссертацию на кафедре психологии, которой тогда заведовал его старый учитель, психолог и педагог К. Н. Корнилов, ее темой стало воспитание воли.
Вскоре система сытинского метода утвердилась и в педагогике. Первая практическая работа с волевым самоубеждением в школах Днепропетровска дала столь поразительный результат, что помимо темы для научной докторской диссертации стала достоянием всего населения СССР. Затем был успешный опыт педагогической деятельности в исправительных колониях Дальнего Востока, работа в Центре подготовки космонавтов, обучение спортсменов, балетной группы Большого театра… Георгия Николаевича приглашали на различные предприятия с целью повышения производительности труда и улучшения здоровья рабочих, и везде применение его метода давало замечательные результаты.
Распад СССР прервал целенаправленную работу по внедрению системы Г. Н. Сытина на промышленных предприятиях и производствах. Но сегодня его метод снова востребован во всех отраслях: в медицине, педагогике, психологии, искусстве; к знаменитому врачу обращаются за помощью спортсмены, творческие работники, сотрудники МЧС и силовых структур. Георгий Николаевич уже при жизни стал легендой. Ему верят тысячи пациентов, которым он помог победить смертельно опасные болезни: ишемическую болезнь сердца и гипертонию, язвенную болезнь и радикулит, заболевания дыхательных путей, нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Люди приходят в Центр Сытина, покупают его книги – это ли не главное свидетельство того, что сытинский метод действительно помогает?!
Глава 2. Ученый с мировым именем
Уникальный оздоровительный метод Георгия Николаевича Сытина признан учеными всего цивилизованного мира – Европы, Америки и, конечно же, России. Иностранцы платят за лечение в его центре большие деньги, а всем своим соотечественникам ветеран Великой Отечественной войны помогает бесплатно. В то время он рисковал своей жизнью за то, чтобы все русские люди жили под мирным небом, а теперь не жалеет сил и средств для того, чтобы каждому из них, независимо от уровня доходов, была предоставлена квалифицированная медицинская помощь. В Германии, Израиле и США действуют филиалы медицинского центра, в котором практикуется метод Г. Н. Сытина.
Все, кто лично знает Георгия Николаевича, признают, что этот человек действительно излучает какую-то особую энергию. Руководителя благотворительного центра, выдающегося ученого-изобретателя и талантливого психолога Г. Н. Сытина отличают активная жизненная позиция, творческий подход к работе, высокая требовательность к себе и отзывчивость по отношению к окружающим его людям. Истинный профессионализм в сочетании с такими личностными качествами, как трудолюбие и преданность своему делу, позволили Георгию Николаевичу не только достичь больших успехов в научной работе, но и найти своему методу широкое практическое применение.
Георгий Николаевич на свои личные средства содержит благотворительный медицинский центр, который ежегодно обслуживает более ста тысяч человек. Кроме того, знаменитый врач регулярно оказывает спонсорскую помощь детским домам и другим общественно значимым организациям, проводит благотворительные авторские встречи со своими читателями, участвует в научных конгрессах и семинарах, выезжает по приглашениям коллег в самые отдаленные уголки России и за рубеж.
Работа на благо общества является неотъемлемой частью жизни Георгия Николаевича Сытина. Он активно участвует в работе различных социальных обществ – в частности, общероссийской общественной организации «Здоровье работающего населения России». Данная организация была создана в 2006 году на V Всероссийском конгрессе «Профессия и здоровье» по инициативе Российской академии медицинских наук (НИИ «Медицина труда») при поддержке Минздравсоцразвития России, Совета Федерального собрания РФ, Федерации независимых профсоюзов России и ряда крупных промышленных ассоциаций.
Цель создания организации – улучшение здоровья трудящихся нашей страны. Являясь членом организационного комитета конгресса, его президиума и ученого совета, Георгий Николаевич лично претворяет в жизнь идею создания производственных коллективов охраны здоровья. Его высокие достижения на этом поприще отмечены многочисленными дипломами и высшей наградой конгресса – именным памятным жезлом.
Трудовой стаж этого выдающегося ученого в качестве дипломированного специалиста и одновременно с этим истинно народного целителя составляет 60 лет – более полувека непрерывного самосовершенствования, стремления к наивысшему результату и абсолютному профессионализму. Как высококвалифицированный доктор и успешный практик Георгий Николаевич внесен в справочник «Лучшие врачи Москвы» за 2009 год. Многолетний добросовестный труд, значительные научные достижения и большой личный вклад Г. Н. Сытина в здравоохранение неоднократно отмечались вручением ему высоких наград и присвоением почетных званий.
Награды Г. Н. Сытина
Орден кавалера всемирного ордена «Наука. Образование. Культура» (Бельгия).
Орден командора всемирного ордена «Наука. Образование. Культура» (США).
Золотая медаль «За научные заслуги».
Серебряная медаль «Почетный профессор».
Диплом им. Ю.А. Гагарина «За подготовку космонавтов».
Дипломом лауреата премии V Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье».
Должности и научные звания Г. Н. Сытина
Президент Международного университета имени Георгия Сытина (Брюссель – Москва – Нью Йорк).
Вице президент Всемирного информационного распределенного университета.
Президент Всесоюзного научно методического центра психологической поддержки человека и не лекарственного лечения.
Заведующий кафедрой «Реабилитация психосоматического здоровья людей разного возраста» Московского института медико социальной реабилитологии.
Член президиума общественной организации «Профессия и здоровье работающего населения России».
Член научного совета и президиума V, VI и VII всероссийских конгрессов «Профессия и здоровье».
Академик Международной академии наук (г. Мюнхен).
Доктор медицинских наук (г. Москва).
Доктор психологических наук (г. Москва).
Доктор педагогических наук (г. Москва).
Доктор философских наук (г. Москва).
Доктор философии (г. Брюссель).
Гранд доктор философии (г. Брюссель).
Полный профессор (г. Брюссель).
Почетный профессор Института медико социальной реабилитологии по специальности «социология медицины» (г. Москва).
Работу на посту президента лечебного центра Георгий Николаевич успешно совмещает с плодотворной научной деятельностью, направленной на дальнейшее изучение возможностей человеческого организма и снижение биологического возраста при старении. Он является создателем новой отрасли наук о человеке – «воспитывающей медицины», родоначальником нового духовного направления, автором настроев, помогающих восстанавливать функции и внутреннее анатомическое строение любого органа и системы человеческого тела. За долгие годы своей деятельности Г. Н. Сытин издал около 40 монографий и 10-томное руководство по восстановлению здоровья, разработал более 25 тысяч целительных настроев и выпустил около 100 научно-популярных книг.
Печатные труды Г. Н. Сытина
«Волевое усилие», автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук (Московский педагогический институт им. В. П. Потемкина, 1954 г.).
«Самоубеждение как средство воспитания и оздоровления личности». Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук (Московский институт развития личности Российской академии образования).
Книга «Развитие воли у детей в семье» – Хабаровск, 1956.
Книга «Развитие воли у детей в семье» – М.: Учпедгиз, 1960.
Книга «Воспитание и самовоспитание во ли» – Киргизия, 1955.
Книга «Об индивидуальном подходе к учащимся на школьных занятиях» – М., 1958.
Книга «Важные задачи научной работы в области физического воспитания» – Воронеж, 1962.
Книга «Приемы самовоспитания» – Николаев, 1970.
Книга «Психолого педагогическое руководство самовоспитанием учащихся в ГПТУ» – Николаев,
1971.
Книга «Психология самовоспитания» – Киев, 1973.
Книга «Самоубеждение как средство воспитания и оздоровления личности» – М., 1974.
Монография «Формирование здоровой речи при заикании» – М., 1976.
Тезис доклада «Психология самовоспитания эмоционально волевой устойчивости» на V Всесоюзном съезде психологов (СССР, Москва, 1977 г.).
Машинописная монография «Самовоспитание и управление состоянием стрелка спортсмена пистолетчика» (1979 г.).
Учебное пособие по психологии спорта» (1081 г.
Научный отчет по научно исследовательской работе М 4842 Института психологии Академии наук СССР (1981 г.).
Книга «Из истории лечения заикания» – М., 1982.
Серия из 15 книг «Животворящая сила» – М., 1990–1996.
Книга «Как в 75 я стал молодым» – М., 1997.
Серия из 25 авторских книг издательства – М.: Лабиринт ПРЕСС, 1997–2003.
Серия книг о целительных мыслях – Санкт Петербург: Весь, с 2004 г. по настоящее время:
«Мысли, избавляющие от вредных привычек»;
«Мысли, исцеляющие желудочно кишечный тракт»;
«Мысли, исцеляющие от гинекологических заболеваний»;
«Мысли, исцеляющие от онкологических заболеваний»;
«Мысли, творящие здоровое сердце»;
«Мысли, омолаживающие сердце»;
«Мысли, творящие здоровую нервную систему»;
«Мысли, творящие здоровую систему дыхания»;
«Мысли, творящие здоровье мужчины»;
«Мысли, творящие здоровье почек и мочевыделительных органов»;
«Мысли, творящие крепкий иммунитет»;
«Мысли, творящие молодость женщины»;
«Мысли, творящие молодость мужчины»;
«Мысли, творящие сильную волю»;
«Мысли, творящие стройную фигуру»;
«Мысли, укрепляющие опорно двигательный аппарат»;
«Мысли, усиливающие зрение и повышающие работоспособность»;
«Мысли, усиливающие эндокринную систему»;
«Мысли, творящие женское счастье. Книга календарь с настроями для каждого дня».
Метод словесно-образного эмоционально-волевого убеждения одобрен и рекомендован к применению Министерством здравоохранения России. Всестороннюю поддержку внедрению данного способа лечения оказывают Институт философии РАН, НИИ нормальной физиологии РАМН, Научный центр восстановительной медицины Минздрава, НИИ судебной психиатрии им. Сербского и многие другие научные учреждения и ведущие ученые, в частности академик РАО, доктор философских наук Г. Н. Филонов; президент РАО, академик РАО, доктор педагогических наук Н. Д. Никандров; директор НИИ нормальной физиологии академик РАМН К. В. Судаков.
Настрои Г. Н. Сытина не имеют никаких противопоказаний, прекрасно сочетаются со всеми методами традиционной медицины и многократно усиливают любое терапевтическое воздействие. Их может применять самостоятельно любой человек, заботящийся о своем физическом и духовном здоровье. С каждым годом число приверженцев метода Георгия Николаевича Сытина растет.
Глава 3. Работа с пациентами
Георгий Николаевич не прекращает вести прием больных, которые приезжают к нему со всего мира. Работает он и со здоровыми людьми, которые хотят повысить свой энергетический потенциал, уменьшить биологический возраст или провести профилактику какого-либо заболевания.
С 1948 года по настоящее время Г. Н. Сытин провел более 90 ООО индивидуальных авторских сеансов с пациентами по поводу различных форм заболеваний. В 1976 году автором была разработана научно-практическая комплексная программа по формированию здоровой речи при заикании.
К каждому пациенту доктор находит индивидуальный подход. Прежде всего, по мнению Г. Н. Сытина, человек должен сформировать желаемое представление о самом себе, а затем начинается вдумчивая и серьезная работа, направленная на достижение поставленных целей. Использование приемов самовоспитания помогает клиентам Георгия Николаевича не только укрепить свое здоровье, но и поменять несостоятельные жизненные установки на новые, позитивные.
Главным условием успешного лечения является желание самого больного и его готовность выработать у себя нужные личностные качества для того, чтобы выздороветь. Врач может только помочь ему в этом, не запугивая последствиями нездорового образа жизни и ничего не навязывая, а, напротив, заряжая своим оптимизмом и позитивным настроем. Он рассказывает больному, как устроен его организм, как функционируют его системы, стимулирует интерес человека к собственному телу и старается максимально активировать его для восприятия целительных установок.
В отличие от аутогенной тренировки, при которой человек становится сам себе гипнотизером (вызывает торможение своей нервной системы, в результате чего развивается повышенная внушаемость), метод Сытина основан не на релаксации, а на повышении эмоционально-волевой активности. В этом его безусловная новизна и неоспоримое преимущество. Это не самовнушение, а самоубеждение. Больной во время сеанса не расслаблен, а максимально сосредоточен и готов к действию. В процесс лечения включается самовоспитание, саморазвитие, самообразование и самосовершенствование человека под руководством врача. Задача врача в этом случае не оперировать, не назначать лекарства, а подобрать нужные приемы работы над собой для каждого конкретного случая лечения при определенном заболевании.
По мнению Г. Н. Сытина, ни общество, ни врачи не имеют права воспитывать внушаемых людей, которые становятся управляемым орудием в руках других. Подавление личности не может привести к выздоровлению. Поэтому и содержание текста настроя, и обстановка, в которой больной его усваивает, должны быть приятными для пациента. Никакого насилия над волей, только ее укрепление!
Со временем усвоенные идеи должны стать личными убеждениями больного – тогда-то и начнется процесс выздоровления. Поэтому каждое слово настроя должно быть понятным и легко запоминающимся. Влияние мыслей на физическое состояние и поведение человека было отмечено еще И. М. Сеченовым. В тот момент, когда пациент мысленно представляет себе, как обновляется и исцеляется его организм, это начинает происходить и в действительности. Дело в том, что слово обладает способностью оказывать на кору головного мозга мощное направленное воздействие, вызывающее у человека сильнейшую эмоциональную реакцию – и, как следствие, ответную физиологическую реакцию организма.
Георгий Николаевич учит своих пациентов не допускать ни малейших сомнений в том, что они поправятся. Тем не менее многие люди приходят к нему со скептическим настроением: посоветовали друзья или знакомые, кому-то помогло, но сам человек не верит в целительную силу настроев. Но даже на таких пациентов настрои со временем оказывают благотворное воздействие, и, заметив первые результаты после прослушивания того или иного настроя, люди уже сознательно включаются в работу над собой. В этом и состоит высшее мастерство врача: донести до пациента свою убежденность в том, что он обязательно будет здоров.
Глава 4. Воспитывающая медицина
Наверное, описание жизни и деятельности замечательного врача и крупного ученого Георгия Николаевича Сытина и рассказ о том, как он лечит людей, заряжая их своей энергией и передавая им свой позитивный настрой, были бы неполными без разъяснения читателям содержания его собственных убеждений, составляющих основу гражданской и жизненной позиции этого человека.
«Сегодня мы являемся очевидцами постоянно го увеличения числа больных и сокращения продолжительности жизни россиян, снижения рождаемости, повышения смертности и сокращения населения России. Россия вымирает: мы каждый год, как на войне, теряем население крупного областного центра в несколько сот тысяч человек. Улучшение здравоохранения является проблемой национальной безопасности.
Приоритетный национальный проект „Современное здравоохранение“ требует кардинальных перемен в организации всей системы здравоохранения: начиная от оказания первичной медицинской помощи населению до практического использования открытий науки в отношении здоровья человека.
Медицина должна учить человека заботиться о собственном здоровье, стремиться вести здоровый образ жизни, думать о себе как о человеке здоровом. Мысль человека о себе творит тело, как здоровое, так и больное. А современная медицина пытается изучать и лечить человека в отрыве от его мыс лей. Такая медицина не имеет научной основы. Необходимо создание воспитывающей медицины. Тот, кто назначает лечение, должен быть воспитателем, специалистом в области темперамента, характера, способностей, воли, самовоспитания и всей духовной сферы человека, а не только в области строения физического тела.
Духовного врача – педагога воспитателя – можно подготовить только объединенными усилиями медиков, педагогов и психологов. Великий К. Д. Ушинский сто лет назад требовал объединения медицины и педагогики», – говорит Г. Н. Сытин.
Из этой цитаты легко понять, как сильно заботит Георгия Николаевича здоровье нации и как много он готов сделать для того, чтобы помочь каждому человеку почувствовать себя молодым, сильным и успешным.
Долгие годы упорного труда этот квалифицированный врач посвятил тому, чтобы создать новое научное направление, получившее название «Воспитывающая медицина». Суть его сводится к объединению всех научных и исследовательских институтов, изучающих человека, в одну организацию. В настоящее время все ведомства, занимающиеся данным вопросом, изолированы друг от друга. По мнению Г. Н. Сытина, необходима единая стратегическая программа функционирования и развития Минздрава, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования и Российской академии наук. Эти учреждения должны иметь общее руководство и строить всю свою деятельность согласно одной цели – улучшению здоровья и качества жизни людей.
Медицина не может существовать отдельно от педагогики и психологии. Без воспитания в человеке желания быть здоровым никакие врачи и лекарства ему не помогут. Для физического здоровья необходим соответствующий уровень духовного развития, достичь которого в глобальных масштабах можно только путем реорганизации всей системы здравоохранения, воспитания и образования.
Как создатель воспитывающей медицины, Г. Н. Сытин разработал готовые формулировки, которые способствуют устранению имеющихся в организме нарушений и скорейшему восстановлению здоровья. Пациенту нужно только усвоить эти мысли, то есть сделать их своим знанием.
Еще одна важнейшая, по мнению Георгия Николаевича, задача – внедрение воспитывающей медицины в сознание самих врачей. Медики по долгу своей профессии просто обязаны заниматься самообразованием и самовоспитанием, вести здоровый образ жизни и заботиться о собственном духовном и физическом состоянии. Если врач не может исцелить сам себя, то как же он будет помогать другим людям? Нужно быть примером для больного, его учителем и только потом специалистом – неврологом, терапевтом, хирургом… Он должен знать не только физиологию, но и понимать все те закономерности, по которым строится работа человеческого организма: назначая лечение, учитывать психическое состояние, темперамент и особенности характера каждого больного.
Немаловажно и то, что провести необходимые реформы можно без капитальных финансовых затрат. Достаточно только объединить соответствующие организации в единую структуру, имеющую централизованное управление.
Воспитывающая медицина является научно обоснованной, кроме того, мы имеем тысячи примеров людей, исцелившихся от тяжелых недугов при помощи самоубеждения. Все это делает данное направление весьма перспективным.
«Невозможно к каждому человеку приставить врача или педагога. Но можно каждого человека сделать педагогом и врачом для самого себя», – считает приверженец системы Г. Н. Сытина, кандидат философских наук В. И. Въюницкий.