Вы здесь

Умора (сборник). В деревне у тетки (Петр Романенко, 2015)

В деревне у тетки


У Кати и Лены нелегкая, напряженная работа – весь день за компьютером без свежего воздуха, без лишних движений. К вечеру режет глаза, болит и кружится голова.

– Катя, поехали на выходные к моей тетке в деревню, – предложила Лена.

– Куда?

– В Курковичи. Дядя Максим уехал куда-то в командировку, тете Насте скучно, она будет рада.

– Нет. В Курковичи не поеду, однажды я ездила по этому маршруту в Азаровку, намучилась: автобус – маленький пазик, народу много, еле влезла. Дорога плохая – душу вытрясло, пока доехала.

– Это было давно. Сейчас ходит большой автобус, и бетонку сделали от Стародуба до Куркович. Езды меньше часа. Так что соглашайся, поехали. Красотища там – лес, река, грибы, воздух, тишина. Река красивая, берег песчаный, даже два берега – левый и правый. Отдохнем, расслабимся, покупаемся, позагораем, подышим, грибов насобираем, напьемся парного молока. Тетя Настя ждет не дождется.

Уговорила. Сборы недолгие – в пятницу оделись попроще и поудобнее и отправились на автовокзал, успели на рейс в 15.30. Автобус действительно оказался большим, комфортабельным, дорога хорошая. Ехали споро – приехали скоро. Дом тети Насти располагался на краю села. Возле дома паслось небольшое стадо гусей, состоящее из гусака и пяти гусынь. Гусак на правах старшего часто поднимал голову на длинной шее и внимательно смотрел по сторонам – он отвечал за безопасность. Увидев приближающихся девушек, он вытянул им навстречу голову с широко раскрытым клювом, издал угрожающее шипение и сделал несколько шагов вперед. Девушки оробели, остановились. Гусак ограничился этим боевым выпадом. Он вернулся к гусям, что-то прогоготал им по-гусиному, те одобрительно загалдели: «га-га-га-га», восхищаясь смелым поступком начальника. Тетя Настя, заткнув подол юбки за пояс, чтобы не мешал, возилась на грядках в огороде. Услышав гоготание гусей, она оглянулась и увидела девчонок. От неожиданности она опешила и несколько мгновений стояла безмолвная.

– Незваных гостей принимаете? – спросила Лена.

– Господи, Ленка, как я рада, какая ж ты незваная – я тебя целый год зову и жду. Ты с подружкой? Вот здорово!

– Да, – сказала Лена, – это Катя, знакомься.

– Проходите, гости дорогие, – радостно суетясь, говорила тетя Настя, – гусей не бойтесь, я их сейчас прогоню.

Тетя Настя взяла хворостину и отогнала гусей подальше от дома.

– Какие ж вы молодцы, что приехали, а мне сон приснился, я так и подумала, что произойдет что-нибудь хорошее. Долго вы у меня погостите?

– Субботу и воскресенье.

– Лена, как тебе не совестно: почему так мало? Два года не была и приехала на два дня.

– Тетя Настя, не обижайся, сейчас некогда отдыхать, в следующий раз приеду на две недели, ей-богу, и к тете Тане в Азаровку заеду.

– Кстати, очень хорошо, что ты приехала сегодня. Максима нет, а мне нужно отлучиться – съездить в Азаровку к тете Тане. Она передала, что ждет меня сегодня, что-то там у нее случилось. Она прибаливает в последнее время. Я поеду сегодня, а вы с Катей похозяйничайте тут.

– На чем ты поедешь?

– На велосипеде, тут недалеко.

– Тетя Настя, скажи, что надо делать – мы все сделаем.

– Основная задача – встретить овец и корову, загнать в сарай, поросенка – в хлев. А главное – надо подоить корову.

– Тетя Настя, коров мы никогда не доили, справимся ли?

– Справитесь, я вам все расскажу. Корова и овцы приходят домой с пастбища со стадом и сами заходят во двор. Правда, корова иногда проходит мимо, тогда ее надо загонять.

– А как мы ее узнаем?

– Корова бурой масти с лысиной на лбу.

– С какой лысиной?

– Так называют белое пятно на лбу. Зовут ее Зорька.

– Ну ладно, мы ее загоним, а как доить?

– Я вам расскажу. Обычно для дойки я ставлю ее у забора. Она ласковая, добрая, спокойная, стоит смирно. Но вы для нее чужие, она может волноваться, не стоять, тогда вы ее привяжите. Потом обмойте чистой водой вымя, вытрите полотенцем. Хвост привяжите. Подставляете ведро, садитесь и доите. Потом разливаете молоко через марлю по кувшинам и убираете в погреб.

– А нельзя дойку отложить назавтра? – спросила Лена. – Завтра ты бы приехала и сама подоила.

– Нельзя, надо обязательно подоить. Да не бойтесь вы – ничего сложного, справитесь. А я, наверное, там заночую, поэтому вам надо подоить корову еще и утром. Итак, завтра вам надо встать пораньше, подоить корову и отправить в стадо ее и овец.

– Ладно, справимся, не переживай там. Передавай привет тете Тане.

Тетя Настя уехала, оставив озадаченных девчонок один на один с трудным заданием. Но вот показалось стадо. Это был сводный коллектив животных-единомышленников. Там были и коровы, и овцы, и козы. Замыкал процессию пастух – худой мужик с длинным кнутом. Скот степенно и уверенно расходился по своим дворам. Пришли и овцы тети Насти. А вот коровы нет. Девчонки забеспокоились – прошла мимо, значит, надо искать и загонять. Это непросто. «Справимся ли?» – заволновались девчонки. Они вышли на улицу. Несколько похожих друг на друга коров оставалось еще на улице. По описанным тетей Настей приметам там были и похожие на Зорьку.

– Зорька! Зорька! – позвала Лена.

Коровы не реагировали, а затем и вовсе ушли. Осталась последняя корова с лысиной на лбу. Ну уж это точно Зорька. Девчонки уверенно и решительно принялись гнать корову домой. Корова не шла, сопротивлялась, уходила в стороны, убегала. Девчонкам стоило больших усилий загнать ее во двор. Наступила самая главная и трудная часть задачи – дойка. Девчонки действовали по инструкции – поставили корову у забора, обмыли, вытерли вымя, подставили ведро. Корова вела себя беспокойно – волновалась, дергалась, переступала с ноги на ногу, норовя уйти с рабочего места. Кроме того, она махала хвостом, попадала по лицу Лены. Было больно.

– Лена, надо ее привязать к забору – тетя Настя говорила.

– Нет, она говорила, надо привязать хвост.

– Я уже не помню, что надо привязать: корову или хвост, – с раздражением сказала Лена.

– Она, наверное, говорила привязать корову к забору за хвост, – предположила Катя.

Так и сделали – привязали корову к забору за хвост. Дальше дойка проходила без происшествий. Корова хоть и нервничала, но стояла смирно, чувствуя облегчение от уменьшения молока, которое распирало вымя. Дойка уже заканчивалась, когда во двор зашла буренка с лысиной на лбу. Девчонки остолбенели.

– Неужели Зорька?

– Му-у-у-у, – утвердительно ответила Зорька.

Сомнений не было – это настоящая Зорька. Они подоили чужую корову. Что теперь делать? Какой позор! Отставив ведро с молоком в сторону, они стали думать, что делать.

– Надо искать хозяйку коровы, вернуть ей корову и молоко, – сказала Катя.

Решение верное, но как найти хозяйку? Думали, думали, наконец, в голову Лены пришла дельная мысль.

– Надо выгнать ее со двора и посмотреть, куда она пойдет.

– Гениально! – обрадовалась Катя.

Так и сделали. Быстренько выгнали корову со двора, даже забыв отвязать веревку с хвоста, и корова пошла домой. За ней пошли девушки с ведром молока. Навстречу вышла бабушка, старая, худая, в косыночке с горошками.

– Лыска, где же ты бродишь, шельма?

– Здравствуйте, это мы виноваты, – волнуясь и смущаясь, сказала Лена, – мы спутали ее с нашей Зорькой, загнали к нам во двор и подоили. Вот молоко, возьмите, пожалуйста.

В ответ на это бабушка весело расхохоталась, от чего страх, неловкость и внутреннее напряжение у девушек как рукой сняло.

– А почему у нее к хвосту привязана веревка?

– Это мы ее привязывали к забору, тетя Настя посоветовала.

Бабушка умирала от смеха.

– Наверное, она посоветовала вам привязать хвост, чтобы корова не хлестала доярку по лицу. Хвост обычно привязывают к ноге.

– Да, она так говорила, но мы не поняли. Молоко возьмите, пожалуйста, и простите нас.

– Нет, мои хорошие, заберите молоко, кушайте на здоровье и спасибо вам, что подоили корову, а то мне тяжело – руки болят. У меня есть молоко.

– Спасибо вам, не ругайте нас, нам очень неловко. До свидания, мы пойдем, нам еще Зорьку доить.

Девушки пришли домой. Пока подоили Зорьку, убрали молоко, управились с делами, было уже далеко за полночь. Они легли и сразу уснули, но спали недолго. Еще не начал брезжить рассвет – в сарае раздалось громогласное, звонкое «Ку-ка-ре-ку-у-у!».

– Что б ты издох, – пожелала ему Лена в сердцах.

Как по команде, во всех дворах заголосили петухи. Такое безобразие продолжалось до рассвета. Сон был прерван, Лена открыла глаза и больше не уснула. К полудню вернулась тетя Настя.

– Ну как вам спалось на новом месте, приснились женихи?

– Не приснились женихи – разбудили петухи, – ответила Лена стихами.

Лена рассказала ей о своих приключениях, тетя Настя от души посмеялась.