Глава 2
Мозг гения
«Все дети рождаются гениями. Но в первые шесть лет жизни мы убиваем все их таланты».
Итак, мы живем в мире, где уровень умственного развития населения вырос, и есть люди, обладающие достаточно высоким интеллектом и большими творческими способностями. Почему же тогда мы не видим вокруг одних только гениев? Причина кроется в том, что много людей ограничивают себе самим доступ к обучению. В этой главе я расскажу о том, как на самом деле устроен и работает мозг талантливого человека. Для этого позвольте представить вам двух моих помощников – Рекса и Альберта.
Кто такие Рекс и Альберт?
Честно говоря, у нас с вами не один, а два мозга. Впервые их описал Оливер Эмбертон, который и окрестил их Рексом и Альбертом.
Одна часть человеческого мозга образовалась очень, очень давно. Можно оперировать научными терминами: мозговой ствол, ретикулярная формация, базальные ганглии, но будет проще использовать прозвище, которое дал ей Эмбертон, – Рекс.
Рекс выглядит почти в точности так же, как мозг динозавра, и он тот еще фрукт. Функция его проста: он отвечает за выживание. Именно благодаря Рексу вы не перестаете дышать во сне, он же говорит вам, когда нужно проснуться, охлаждает ваше тело в жару, тормозит вас, когда вы делаете что-то слишком быстро. Рекс выполняет много важных задач механически, на автомате, поэтому вам даже не приходится задумываться об их решении. Он помогает вам выживать в мире.
Рекс далек от гениальности. Рекс мыслит просто и очень – ну очень – прямолинейно. Он невообразимо стар, сварлив и не очень умен. С Рексом невозможно разговаривать, используя логику, поэтому его нельзя убедить в чем-то. К тому же ему сложно концентрироваться на чем-то одном в течение долгого времени.
Другая часть нашего мозга – умный, проницательный, творческий и сострадательный Альберт – развилась у человека недавно. По историческим меркам это очень молодой орган. Он все еще формируется и совершенствуется, так как в нем много недоделок, работающих кое-как, особенно в подростковом возрасте, но когда он включается в работу в полную силу, то тут ему нет равных. Ученые называют этот отдел префронтальной корой, но мы для удобства будем называть его Альбертом. Альберт – это наш второй, талантливый мозг.
Хотелось бы думать, что именно Альберт заправляет всем. Мы все рациональные, здравомыслящие, умные люди и сами контролируем свои действия, разве не так? Нет, не так! Именно Рекс, а не Альберт несет ответственность за то, что происходит с нами. Рекс лишь иногда прислушивается к мнению Альберта, но только если тот говорит то, что хочется слышать «мозгу-динозавру». Например, Альберт принял решение сесть на диету, но если Рексу захочется полежать на кушетке, посмотреть любимый сериал и съесть кусок шоколадного торта, то я бы на вашем месте лучше пока не вставал на весы: вам точно не понравятся цифры, что вы увидите на табло.
Если Альберт говорит: «Это пустяки. Об этом не стоит и волноваться», но Рекс чувствует опасность, то вы, скорее всего, подскочите в четыре утра и больше уже не заснете. У Рекса гораздо больше нервных клеток, чем у Альберта. На самом деле Рекс занимает около 80 % от всего объема мозга. Рекс крайне рассеян. Удобство для него – самое главное. Вы можете вручить бразды правления в руки Альберту, но только если обеспечите Рексу комфортные условия. Еда, питье, сон, отдых и развлечения – все это помогает успокоить Рекса на какое-то время.
Проблема для большинства из нас заключается в том, что, как только Рекс начинает чувствовать себя уютно и безопасно, мы успокаиваемся на достигнутом и не подталкиваем Альберта к нужной и полезной работе. Мы получили передышку. Мы думаем, что все в порядке, и так оно и есть, пока не просыпается вечно недовольный и злой Рекс.
Для развития способностей ребенка требуется, чтобы родители научили его тому, чего не умеют делать многие люди: приручить Рекса и натренировать Альберта.
Что происходит, когда Рекс недоволен
Если Рекс не в духе и замечает что-то, что воспринимается им как угроза нашей безопасности, человек чувствует себя так, будто катается на американских горках: его бросает из крайности в крайность. То его переполняют радость и восторг, а в следующую же секунду он вдруг становится упрямым и агрессивным.
Все осложняется тем, что Рекс недостаточно умен, чтобы отличить реальную опасность от воображаемой. Завалить контрольную, томиться в ожидании обеда, недостаточно отдохнуть или подвергаться разносу на собрании – для Рекса все это реальные угрозы.
Рекс может выйти из себя или впасть в депрессию из-за пустяка. А когда он приходит в такое состояние, то ему требуется время, чтобы отойти. Разозлившись или расстроившись, Рекс не очень-то легко успокаивается.
Вот почему у вас портится настроение на весь день, если с утра вам кто-то нагрубил или сказал гадость. Когда человек хочет возвыситься над своим соплеменником, напугать его или поддразнить, то это все работа Рекса. Когда вы думаете о последствиях, к которым может привести допущенная в работе ошибка, именно Рекс раздувает опасность до неимоверных размеров. Если дети боятся не прийти к финишу первыми или же переживают, что их не примут в сборную школы по баскетболу, или что они плохо напишут контрольную, – это все работа Рекса.
Воспитывая гения, следует не забывать, что наш мозг иногда выкидывает подобные фортели, играет с нами, поэтому мы должны учить своих детей, как ублажить или отвлечь Рекса, чтобы они могли использовать Альберта для полезной работы.
Как Рекс и Альберт меняются со временем
Мозг новорожденного – это почти целиком Рекс в чистом виде. Основная задача – остаться в живых после появления на свет, поэтому в первые дни жизни у ребенка очень много спонтанных реакций и очень мало мыслительной деятельности. А потом – БАХ! Мозг ребенка включается в работу и начинает все быстрее развиваться. В то время как Рекс озабочен тем, как добыть еды, которую можно засунуть в рот, или как подтянуть поближе к лицу ногу, чтобы можно было попробовать на вкус свой большой палец, Альберт пытается понять, как устроен окружающий мир. В первые месяцы жизни Альберта больше всего интересуют границы и очертания предметов, полосы и лица людей.
В первые несколько месяцев, пока Рекс занят изучением особенностей тела, Альберт начинает серию научных экспериментов, которые будут продолжаться в течение всей жизни человека. Примерно в восемь месяцев Альберт начинает понимать, что если мама надела пальто, то она, наверное, собирается уходить, поэтому пытается выяснить, как подействует на ее намерение громкий плач.
После двух лет жизни начинается активное освоение языка, что дает Альберту толчок в развитии. Дети начинают играть в ролевые игры, представляя себя разными личностями, что развивает воображение, и уже умеют думать как о концепциях, так и о действиях. Язык помогает им осмыслить окружающую действительность.
Чтобы узнать, как устроен мир, Альберт, многообещающий молодой ученый, придумывает чрезвычайно сложные эксперименты с участием всех подопытных, какие только имеются в наличии в его лаборатории: родителей и бабушек с дедушками. В три или в четыре года многие из этих экспериментов имеют целью узнать, например, что сделает тот или другой человек, если крикнуть погромче.
В детстве в мозге появляется большое количество связей, или синапсов, между нервными клетками. У новорожденных около 2500 синапсов на каждую клетку мозга. К третьему году жизни у детей уже насчитывается до 15 000 связей между каждой клеткой центрального отдела нервной системы.
Несмотря на свою природную сообразительность и ум, молодой ученый все же кое в чем ограничен. Альберт все еще негибок и уделяет больше внимания тому, как выглядят окружающие предметы. Организация и сортировка для него – трудная задача. Понимание большей частью основано на опыте, поэтому абстрактные понятия, такие как осознание последствий поступков, взвешивание разных точек зрения и принятие во внимание намерений других людей при оценке своих действий, не особенно тщательно продумываются. Дети также часто склонны фантазировать и мечтать. Так, например, неодушевленные предметы, такие как облака и камни, для ребенка тоже обладают способностью чувствовать.
В возрасте семи лет Альберт становится более пластичным и меньше фокусируется на какой-то одной точке зрения. В это время сравнение результатов собственного труда с результатами деятельности других часто может вызывать у ребенка беспокойство.
В возрасте восьми-девяти лет в мозге ребенка образуется больше связей между клетками, чем нужно, поэтому происходит процесс так называемого синаптического прунинга, или удаления ненужных связей. Он влияет больше на Альберта, чем на Рекса. Стиль и характер мышления меняются: мозг старается избавиться от тех связей, которые он не использует. Именно этот процесс частично позволяет человеку менять свое поведение в зависимости от обстоятельств.
В эти годы работа мозга начинает замедляться. Мозг семилетнего ребенка функционирует в два раза быстрее, чем мозг взрослого человека, и в период с восьми до восемнадцати лет происходит корректировка скорости.
Начиная с девятилетнего возраста девизом мозга становится фраза, описывающая его работу: «Используй это или выбрось!» Поэтому так важен опыт, который мы предоставляем детям и подросткам между девятью и восемнадцатью годами. То, что делают родители с детьми в это время, оказывает сильное влияние на формирование и развитие Альберта.
Родители и учителя как архитекторы мозга ребенка
Наш мозг развивается в направлении снизу вверх и справа налево. Это означает, что большинству детей сначала нужно осмыслить полученный опыт, и только потом они уже будут в полной мере способны выразить словами свое отношение к тому, что пережили.
На протяжении всего периода развития ребенка общение с родителями и учителями является важнейшим фактором формирования Рекса и Альберта. Если дети растут в спокойной обстановке, в окружении любящих и заботливых родителей, то Рекс не особенно нервничает относительно того, что происходит вокруг. Если родители ведут ребенка по выбранному пути, мотивируют его развиваться и учиться, постоянно позволяют пережить новый опыт, то это все больше раскрепощает Альберта.
Между семью и одиннадцатью годами дети вступают в фазу, которую французский психолог Жан Пиаже назвал стадией конкретных операций. В этот период ребенок хоть и не готов думать о сложных вещах, однако уже многое знает и умеет. На самом деле если рядом с ним находится взрослый, который рассказывает о разных точках зрения на окружающий мир или знакомит с другим образом мыслей, то ребенок в состоянии понять достаточно сложные вещи.
Примерно в восемь-девять лет Альберт подвергается кардинальной перестройке. Именно в этом возрасте начинается превращение ребенка в подростка и формирование его мозга. В ранней юности каждую секунду могут исчезать до 30 000 синапсов, что в конечном счете ведет к утрате почти что половины всех нервных связей, образовавшихся в детстве. Благодаря другой половине мы не забываем все то, чему выучились в детстве, поэтому приобретенные в то время умения остаются с нами на всю жизнь.
В указанный период Альберт перестраивается; он становится умнее и работает эффективнее. Очень важно не пропустить этот период и помочь молодым людям сформировать нужный образ мышления и полезные привычки обучения, которые сослужат хорошую службу впоследствии. Поступая так, мы закладываем фундамент, который станет залогом успеха в будущем.
Фронтальные доли головного мозга подростка (научный термин для той части мозга, которую мы называем Альбертом), позволяющие планировать дела, здраво мыслить, контролировать импульсивные действия и высказывать суждения, завершают свое формирование в последнюю очередь. Вероятно, в период ранней юности было бы неплохо повесить на эти самые фронтальные доли табличку с надписью: «Закрыто на реконструкцию».
Если вы хотите похудеть, то нет ничего проще: просто возложите обязанности по приготовлению еды на вашего подростка. Сомневаюсь, что вас ждет голодная смерть, но постоянно есть от пуза вам тоже не придется.
Что же такого важного находится во фронтальных долях? Именно они дают нам возможность оставаться воспитанным цивилизованным человеком. Сюзан Гринфилд подсчитала, что за всю историю существования человека размер его фронтальных долей увеличился на 29 %. Для сравнения: размер этого отдела мозга у шимпанзе увеличился на 17 %, а у кошек – всего на 3 %.
Этот факт не только открывает нам глаза на то, почему голодная кошка никак не может успокоиться. Теперь вы, должно быть, будете с пониманием относиться к своим предкам, которым приходилось жить в окружении вечно дерганых и непредсказуемых подростков, и все для того, чтобы на свет появилась усовершенствованная версия человека разумного – вы! Надеюсь, вы благодарны им за это.
В ранней юности Альберт, по сути дела, на какое-то время пропадает из виду. Он на ремонте. Это означает, что мозг подростка целиком подчинен Рексу, то есть молодые люди полностью находятся во власти чувств и эмоций: они охотнее всего тусуются, дерутся, ссорятся, сбегают с уроков и вступают в романтические отношения, но при этом совершенно неспособны применить полезные умения Альберта – планировать, контролировать импульсивные желания и продумывать наперед свои действия.
Некоторые родители забывают, что хоть подростки и выглядят здоровыми и взрослыми, их мозг все еще находится в процессе формирования. Многие родители, которым не пришла бы в голову мысль предоставить своим детям доступ к семейным сбережениям, могут оставить подростков одних в доме стоимостью 400 000 долларов с дорогой мебелью и потом еще удивляться, во что он превратился после небольшой вечеринки их сына или дочери.
Как Рекс и Альберт борются друг с другом
Рекс и Альберт иногда ссорятся друг с другом и вступают в стычки. Рексу хочется жить легко и беззаботно. Он не любит перемен и постоянно стремится как можно быстрее вернуться к легкой жизни. Альберт же, напротив, жаден до знаний и постоянно ищет новые способы исследования мира.
Суть обучения состоит в постижении новых идей и усвоении информации, что в дальнейшем приводит к изменению образа мышления. Рексу нравится монотонная, механическая работа, он привыкает к рутине, в то время как Альберт любит делать все по-новому. Наш мозг работает в режиме Рекса по умолчанию. Если мы устали, раздражены или страшимся грядущих трудностей, мы идем на попятный по известной дороге, отступаем по давно проложенным безопасным путям. Рекс выполняет важную функцию: он отвечает за наше выживание и безопасность. Но если эта часть мозга начинает играть чересчур важную роль в жизни ребенка, то гению Альберту становится слишком трудно вырваться из ее лап и показать, на что он способен.
См. Главу 9 «Формирование нужного образа мыслей, или Психология гения», чтобы помочь ребенку отделить капризные желания Рекса от толковых мыслей Альберта. Если хотите сделать что-то немедленно, то можно просто утешить, успокоить и унять Рекса (см. главы 13 и 14).
Когда Рекс утихает, продолжайте, как и ранее, развивать Альберта всеми возможными способами. Принимая во внимание то, что новый опыт очень важен для раскрытия талантов и способностей вашего ребенка, я привожу таблицу с основными идеями, которой вы можете воспользоваться при составлении программы занятий. С ее помощью вы дадите возможность Альберту взять бразды правления в свои руки. Вероятно, вам захочется отметить галочкой те занятия, что вы уже пробовали делать, и звездочкой те, что запланировали на ближайшее будущее.
1 Игра, при которой бросают палочки в реку с моста с одной стороны и ждут, когда они появятся с другой.
1 Диджериду – музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии.
2 Дыхало – отверстие на поверхности земли, ведущее в подземные пустоты.
1 Описания и правила рекомендованных игр имеются в Интернете.