Вы здесь

Умница! Как раскрыть таланты вашего ребенка. Глава 1. Ваша роль в процессе воспитания гения (Эндрю Фуллер)

Глава 1

Ваша роль в процессе воспитания гения

Учитель спросил ученика, почему тот опоздал в школу. Мальчик ответил: «Видите ли, на улице было так скользко, что каждый раз, когда я делал шаг вперед, я откатывался на два шага назад». «Как же ты в таком случае добрался до школы?» – спросил учитель с усмешкой. «Я просто развернулся и пошел в обратном направлении, а попал сюда», – ответил ученик.

Все наши дети талантливы. Возможно, вы не осознаете этого факта. И конечно же, сами дети уж точно об этом не знают. Между тем живущие в нынешнюю эпоху мальчики и девочки принадлежат к самому интеллектуально развитому поколению в истории человечества. Можно сказать, что они – последняя улучшенная версия вида человек разумный. Сегодняшние дети на 40 % умнее, чем среднестатистический молодой человек 50-х годов прошлого столетия. В ХХ веке коэффициент умственного развития человека каждые 10 лет повышался в среднем на 3 пункта. Указанная тенденция продолжает наблюдаться, и возможно, в ней даже отмечается рост.

Добавьте к этому невообразимое количество технологий, которые сегодня мы используем в качестве вспомогательных и развивающих средств, улучшающих наши умственные способности, – портативные компьютеры, смартфоны, Интернет, – и тогда вы поймете, что рост интеллектуальных возможностей человека действительно ускоряется в геометрической прогрессии. Подсчитано, что современный человек ежедневно обрабатывает в пять раз больше информации, чем его собрат из 1986 года.

Примечательно, что такое всеобщее «поумнение» человечества произошло само собой, без целенаправленного воздействия. А теперь только представьте, каких результатов можно достичь, если помогать детям развивать интеллект, а не сидеть сложа руки и не ждать, когда их дар соизволит проклюнуться и распуститься, как лист из набухшей почки весной.

Гений XXI столетия похож на художника-универсала эпохи Возрождения, и это сходство выражено наиболее сильно, чем когда-либо в истории современного мира. Современные гении – высоко эрудированные люди. Они могут черпать знания из различных источников, пользоваться ими нестандартно, оригинально и применять их инновационными способами в различных обстоятельствах.

Самый главный наставник ребенка – это вы

Не стоит целиком и полностью полагаться на то, что школа в полной мере раскроет таланты и дарования вашего ребенка. Первым и наиболее важным учителем вашего чада являетесь именно вы.

Школьные учителя и другие наставники делают все возможное для воспитания и обучения ребенка, однако их внимание рассеяно, так как они должны следить за многими учениками одновременно. Школа также ограничена положениями устава и бюджетом. Определенные бюрократические механизмы, функционирующие в сфере образования, не позволяют достаточно быстро проводить исследования процесса обучения и внедрять новые методы для использования полученных результатов в классах во время занятий. Умственному развитию ребенка можно дать импульс, если родители и учителя объединят усилия и вместе начнут формировать у него определенные умения, пробуждать интерес к учебе, развивать в нем любознательность и учить концентрации внимания.

Дети проводят в школе всего лишь 10–15 % от общего времени. Они даже спят дольше (33 %), чем просиживают в учебных аудиториях. Все остальное время (52 %) они проводят дома, шатаются без дела, гуляют, играют и познают окружающий мир. Вот как они тратят те годы своей жизни, которые наиболее важны для формирования личности.

Люди, способные в наивысшей степени раскрыть дарования и таланты ребенка – те, кто играет с ним, находится рядом дольше всех и любит больше всего, – его родители. То есть вы.

Образование вашего ребенка преимущественно будет происходить не в школе. Подсчитано, что большинство профессий, которые появятся в мире к 2030 году, сегодня пока еще не существуют. Объем знаний возрастает вдвое каждые три года. Подсчитано, что 50 лет назад выпускник средней школы выходил из стен родного заведения, обладая 75 % информации, которую в дальнейшем использовал при работе. В сравнении с ним сегодняшний выпускник оканчивает школу, обладая всего лишь 2 % полезной информации, которая сможет пригодиться ему в трудовой деятельности.

Чтобы жизнь наших детей как в настоящем, так и в будущем была успешной, нам нужно пробудить у них тягу к приобретению знаний.

Нашим детям нужно обладать навыками творческого мышления, чтобы решать такие проблемы, с которыми мы ни разу еще не сталкивались и даже не слышали о них. Это означает, что нам нужно хорошо подумать о том, как воспитать граждан, способных вникать в суть вещей, размышлять о важных вопросах современности и справляться с возрастающими требованиями быстро меняющегося мира.

Похоже на то, что, вероятнее всего, гениям XXI века нужно будет уметь искать полезные сведения, а не просто собирать информацию. Они должны будут уметь добывать нужные им данные из разных источников, совмещать и перерабатывать их различными способами, применять их на практике для решения новых непредвиденных проблем и задач.

Был умный и способный, а вырос лентяем и дураком

Понаблюдайте за тем, как учатся маленькие дети. Они энергичны и подвижны, они любят учиться и узнавать все новое. Они исследуют все подряд, переворачивают весь дом вверх дном, мечтают об опасных приключениях, замечают связи и строят аналогии, которые совершенно немыслимы для взрослых, и тем самым сильно утомляют родителей.

Отношение к познанию всего нового и учебе формируется задолго до того, как ребенок возьмет в руки портфель. Так, дома четырехлетний малыш задает вопрос «Почему?» в среднем каждые две минуты, но в начальной школе те же самые дети спрашивают учителя гораздо реже – всего два-три раза за час.

Давайте теперь мысленно перенесемся во времени в старшие классы средней школы. В этот период успеваемость многих подростков резко падает. Они изнывают от скуки за партами, становятся вялыми и апатичными, не хотят ничего делать, в случае если они чего-то не поняли, и постоянно подкалывают друг друга. К тому же (и это самое худшее) они скрывают свои истинные способности, потому что не хотят прослыть белой вороной и подвергнуться осмеянию со стороны своих друзей, которые могут счесть чересчур рьяных учеников «слишком умными».

Давайте в порядке эксперимента зададим двум группам школьников следующую задачу. Если по дороге движется стадо из 17 овец, а за ним идут 3 волка, то сколько лет пастуху? Большинство первоклассников скажет: «Да кто его знает?» Подавляющее количество учащихся старшей школы ответит: «Двадцать». Вывод очевиден: подростки почему-то в определенный момент жизни прекращают думать.

Такой спад в мотивации и отсутствие интереса к учебе начинают формироваться уже в начальной школе. Первые признаки этого синдрома можно заметить у некоторых детей, посещающих подготовительные курсы. Так, некоторые девочки любят повторять, что математика больше нужна мальчикам, а им она ни к чему!

Что же происходит с мозгом детей? Их природное любопытство отчего-то вдруг ослабевает, а воображение тускнеет. Наше желание навешивать ярлыки и оценивать всех подряд уничтожает творческие способности. На протяжении всей истории развития цивилизации человек, казалось, только и стремился к тому, чтобы ранжировать людей, и отводил каждому из них свое место в выстроенной им иерархии. Можно подумать, что общество играет в игру под названием «Кто здесь самый лучший». Возможно, такой подход разумен, когда нужно выбрать самого быстрого бегуна, меткого охотника или искусную кухарку в племенном сообществе, но за его использование в современном мире приходится платить высокую цену.

Дети начинают понимать суть системы рангов очень рано. Взрослые оценивают и навешивают на них ярлыки, а они в свою очередь оценивают друг друга. Дети чувствуют и воспринимают ценности, которые имеют значение для взрослых, находящихся в их окружении, даже еще более тонко, чем сами взрослые.

Вследствие такого подхода любознательный ученик очень быстро превращается в скучающего лентяя. Одни дети решают, что лучше быть середнячком и находиться в компании таких же, как они, то есть в окружении друзей. Другие настолько привыкают к наградам за успешную учебу, что теряют радость от самого процесса получения знаний. Третьи убеждаются, что школа – не то место, где они могут чем-то отличиться и проявить себя.

Последствия ранжирования и постоянного сравнения таковы, что умственные способности учеников ограничиваются, дети теряют интерес к учебе, задают меньше вопросов, их рвение угасает, и они все меньше контактируют со своим внутренним гением. Они также становятся более подозрительными и беспокойными.

Растущая склонность детей к логическому мышлению и прогнозированию последствий слишком часто приводит к возникновению беспокойства и страха, вместо того чтобы способствовать развитию воображения.

Если вас пугает мысль о том, что именно вы являетесь самым главным учителем своего сына или дочери, то не стоит волноваться раньше времени. Все, что от вас требуется в этой роли, – четко понимать свои намерения как родителя и воспитывать ребенка не так, как это делает большинство людей. Вам нужно будет планировать все свои действия, создавать условия для получения детьми нового опыта, знакомить их с различными занятиями. Вам нужно будет читать им истории, показывать иллюстрации, рассказывать о мире и прививать навыки, которые помогут вашему сыну или дочери обнаружить и раскрыть свои природные склонности и дарования как можно полнее. Сказанное, впрочем, не означает, что для этого вам придется тяжело и упорно работать, но что вам действительно понадобится, так это толковый план.

Эта книга научит вас планировать воспитание детей. Вам не нужно знать ответы на все вопросы, но потребуется проявить определенную смелость, чтобы развивать природные склонности малыша, придерживаясь своего собственного метода воспитания.

Избавляемся от предрассудков

Поскольку вы самый главный наставник своего ребенка, вам очень важно сохранять трезвую голову и ясный ум. Сейчас самое время избавиться от некоторых ошибочных представлений относительно гениальности, которые могли сложиться у вас в течение жизни.

Предрассудок № 1:

Интеллект нельзя изменить

В школе детей учат, что существует лишь один ответ на поставленный вопрос. Его знает учитель, к тому же его всегда можно найти в конце учебника. Писатель и оратор сэр Кен Робинсон утверждает, что большая часть детей обладает целым спектром незаурядных талантов и способностей, но школа и общество делают все возможное, чтобы подавить их. Исследования дивергентного мышления (вид творческого мышления, когда нужно, например, перечислить все способы применения какого-либо предмета, допустим, метелки из перьев для смахивания пыли) показали, что маленькие дети могут фантазировать не хуже любого талантливого ученого, но эта способность постепенно снижается на протяжении курса школьного обучения. Так мы попадаем из мира множества ответов в мир одного-единственного правильного. А последствия таковы, что разум деградирует, становится косным и негибким. Вопрос: что мы можем сделать, чтобы излечить ребенка от этой болезни?

Многие думают, что они родились с определенным набором умственных способностей, а изменить интеллект невозможно, что ты с ним ни делай. Пользуйся тем что есть или, как писал классик, лопай, что дают. А вот и неправда! Даже наши дети могут впасть в подобное заблуждение. Мыслительный потенциал не является чем-то постоянным, а меняется на протяжении всей жизни. Например, мы все знаем, что дети с годами становятся умнее. Средний показатель коэффициента интеллекта (IQ) повышается каждые 10 лет. Сейчас ученым известно о работе мозга гораздо больше, чем десятилетие назад. Знания о процессах нейропластичности, то есть регенерации центрального отдела нервной системы человека, и миелинизации (процесс, обеспечивающий высокую скорость проведения нервных импульсов, а значит, позволяющий думать быстрее и намного эффективнее) перевернули наши представления о развитии мозга. Этими процессами управляют новый опыт и образы, и если мы дадим возможность детям постоянно переживать что-то новое и получать впечатления, то они могут стать гораздо умнее.

Именно по этой причине современные школы не должны быть похожи на учебные заведения, которые посещали многие из нас несколько десятилетий назад. Именно поэтому родители и учителя должны стать своеобразными архитекторами мозга ребенка. Сказанное вовсе не означает, что нужно начинать обучение детей как можно раньше, ускорять их естественное развитие, и конечно, я не имею в виду, что вы должны постоянно давить на них, требуя все лучших результатов. Ребенку совсем не обязательно читать быстрее всех в классе, с малолетства сочинять стихи и рассказы или же превращаться в самую совершенную счетную машинку в мире. Вместо того чтобы принуждать детей учиться, лучше будет создать им такие условия, когда процесс обучения превращается в игру.

Ребенок гораздо больше порадует родителей, если они будут стимулировать и подстегивать любознательность своего чада, а не вдалбливать информацию насильно в закрытый и сопротивляющийся разум. Важно развивать детский мозг, а не форсировать его работу.

Считают ли ваши дети, что не смогут стать умнее?

Если вы замечаете у ребенка какой-либо из следующих признаков, значит, он не понимает, что может стать намного умнее, чем сейчас:

• Неохотно пробует делать что-нибудь новое;

• Быстро бросает занятие, как только допускает ошибку;

• Считает, что единственный способ вырасти в своих глазах – принизить чужие достижения;

• Испытывает беспокойство и боязнь совершить промах.

Относятся ли эти фразы к кому-нибудь, кого вы знаете? Может быть, они применимы и к вам? Едва ли стоит этому удивляться, так как все вокруг будто сговорились на том, чтобы заставить людей забыть, насколько они умны.

Предрассудок № 2:

Талантами и способностью к творческому мышлению обладает лишь небольшая группа людей

Большинство людей приучили думать, что талант и творческое мышление – это то, чем обладают другие. Многие полагают, что творческие люди с рождения наделены неким особым даром, и делают неверный вывод, что они уж точно не принадлежат к числу таких счастливчиков.

Традиционно гениальностью было принято называть определенный направляющий душевный настрой, который мог возникнуть у каждого. Только в XIV веке люди начали воспринимать талант как редкий дар, присущий лишь некоторым. Есть две проблемы с текущим взглядом на гениальность. Во-первых, общественное мнение сделало гениев членами этакого элитного клуба, куда вход большинству из нас заказан. Мы не можем даже мечтать об этом. Во-вторых, все это неправда.

Многие люди, сделавшие исключительный вклад в науку, искусство и развитие технологий, не обладали качествами Леонардо да Винчи и не особенно хорошо учились в школе. Многие могут похвастать всего лишь одним-двумя яркими моментами за всю карьеру. Некоторые люди, при жизни заслужившие звание гения, получали хвалебные отзывы о своей работе в течение всей своей деятельности (как например, Пабло Пикассо, Стивен Хокинг, Рудольф Нуриев, Марго Фонтейн, Билл Гейтс и Стив Джобс). Однако встречаются и такие, кто был выброшен на обочину и забыт: Винсент Ван Гог, Марк Лидвилл (первый изобретатель электронного стимулятора сердца), Джон О’Салливан (изобретатель беспроводной связи), а также ученые из австралийского общества CSIRO, открывшие ультразвук.

Большинство великих вещей начиналось очень скромно. Любая идея или концепция обновляются или переосмысливаются по прошествии некоторого времени. Симфонии Бетховена начинались с нескольких звуков, извлеченных из пианино. Шекспиру понадобилось некоторое время, чтобы точно понять, что же все-таки прогнило в Датском королевстве.

Гораздо полезнее было бы думать: «Так, ну что ж, если большинство самых классных вещей начиналось скромно, так значит, и я, обыкновенный человек, тоже смогу сочинить, придумать или создать что-нибудь такое этакое».

Предрассудок № 3:

Ошибки – это плохо

Ни одному человеку еще не удалось сыграть «Оду к радости» с первого раза без единой ошибки. Прежде чем что-то начнет получаться, приходится помучиться, набить шишки. На самом деле невозможно стать гением, если не допускать промахи. Сначала нужно 20 раз совершить ошибки, чтобы научиться делать что-либо так, как нужно. Суть творчества и исследования заключается в том, чтобы постоянно спотыкаться, падать, но идти вперед, совершенствуя и шлифуя свои навыки до тех пор, пока они не позволят вам сделать нечто совершенно удивительное.

Предрассудок № 4:

У всех гениев были талантливые родители

Не нужно обладать исключительным умом, чтобы воспитать талантливого ребенка. Большинство из признанных современностью гениев выросли в сравнительно скромном окружении, в семьях родителей, которые не могли похвастать какими-то значительными достижениями. Обычно отец и мать будущих гениев сами проявляли тягу к обучению, уделяли много времени собственному росту и самосовершенствованию, улучшению своих навыков и тем самым подавали пример своим детям.

• Бенджамин Франклин происходил из семьи ремесленников, занимавшихся изготовлением свечей.

• Авраам Линкольн родился в доме с одной спальней и был сыном необразованных родителей.

• Отец Уолта Диснея сильно нуждался и часто сидел без гроша в кармане.

• Опра Уинфри родилась и выросла в условиях крайней нищеты.

Независимо от того, считаете ли вы всех этих людей талантливыми или нет, вы должны понимать, что совсем необязательно происходить из высокоинтеллектуальной среды, чтобы преуспеть в жизни. Поэтому если вас порой одолевают сомнения относительно уровня вашего интеллекта, то это вовсе не означает, что ваш ребенок не сможет достигнуть большего.

Предрассудок № 5:

Тот, кто делает что-либо быстрее всех, будет лучшим в этой области

Абсолютная чепуха! Мы живем в мире, где детей с самого начала приучают включаться в гонку за призрачными идеалами. Тот, кто быстрей всех читает, первым приходит к финишу, рисует лучше всех, рассматривается окружающими как наиболее вероятный кандидат на скорейший успех. Неправда. Из большинства так называемых вундеркиндов не вышло настоящих гениев. Более того, они даже не стали профессионалами в своей области.

А между тем практика показывает, что все обстоит как раз совсем наоборот. Если ребенок медленно осваивает какой-то навык и овладевает им через год-два, в то время как его ровесники далеко ушли вперед, то это является стойким показателем долговременного успеха. Если ребенок чуть старше всех остальных в группе или классе, это дает ему преимущество на протяжении всего курса обучения.

Предрассудок № 6:

Хорошая учеба в школе – гарантия успеха в дальнейшей жизни

Успех нельзя измерить баллами в табеле успеваемости. Конечно же, нет ничего плохого в том, чтобы учиться хорошо, но еще важнее, чтобы ваш ребенок проявлял интерес к самой учебе. Мы живем в бурное время перемен, когда выпускник, устраиваясь на свою первую работу, может ожидать смены карьеры, по крайней мере, шесть раз за свою активную рабочую жизнь. Успех – это не только высокие оценки в школе. Успех – это отношение ребенка к учебе и его заинтересованность, любознательность. Связь между отметками и успехом во взрослой жизни в лучшем случае очень незначительна. Как гласит пословица: «Не щелкай клювом, сидя за партой». Большинство миллионеров не могли похвастать успехами в школе. Многие лауреаты Нобелевской премии были двоечниками.

Высокая успеваемость не означает, что ваш ребенок обладает исключительными способностями

Многие из людей, которых мы считаем гениями и исключительно талантливыми личностями, учились в школе неважно.

• Сэр Исаак Ньютон плохо успевал в школе.

• Альберт Эйнштейн завалил вступительный экзамен по математике.

• Уинстон Черчилль однажды остался на второй год в старших классах.

• Томаса Эдисона считали неспособным к математике, он плохо читал и бросил школу через три месяца формального обучения.

Многие выдающиеся люди рано бросили школу:

• Дэвид Карп, основатель крупнейшего сервиса микроблогов «Tumblr» – в 15 лет.

• Рэй Крок, основатель сети ресторанов «Макдональдс» – в 15 лет.

• Франсуа Пино, один из богатейших бизнесменов Франции – в 11 лет.

• Квентин Тарантино, режиссер – в 15 лет.

• Видал Сассун, стилист и бизнесмен – в 14 лет.

• Чарльз Диккенс, писатель – в 12 лет.

• Коко Шанель, дизайнер и основательница брэнда «Шанель» – в 18 лет.

• Питер Джексон, режиссер – в 16 лет.

• Бенджамин Франклин, политик и один из отцов-основателей США – в 10 лет.

• Альберт Эйнштейн, физик – в 15 лет.

• Уолт Дисней, магнат индустрии развлечений – в 16 лет.

• Ричард Брэнсон, бизнесмен – в 16 лет.

• Сэр Чарльз Маккерас, дирижер – в 15 лет.

• Майкл МакХью, судья Высокого суда – в 15 лет.

• Кэти Летте, писательница – в 15 лет.

• Пол Китинг, бывший премьер-министр Австралии – в 14 лет.

• Линдсей Фокс, магнат грузовых перевозок – в 16 лет.

• Том Поттер, основатель сети «Eagle Boys Pizza» (третья по величине сеть кафе в Австралии) – в 15 лет.

Много выдающихся людей так и не окончили вуз, включая Билла Гейтса, Стива Джобса, Ф. Скотта Фицджеральда и Марка Цукерберга. Творческие люди часто учатся плохо в школе, но затем становятся хорошими игроками на своем поле деятельности. На самом деле, возможно, именно незначительное отставание от сверстников способствует развитию талантов и исключительных способностей у ребенка. Без песчинки нет и жемчужины, как любят говорить многие.

Предрассудок № 7:

Ответственные родители решают проблемы за детей

Золотое правило воспитания гласит: не делайте за детей то, что они, по вашему мнению, должны научиться делать сами.

Воспитывая ребенка, многие примеряют на себя роль господина или госпожи Решаю-все-проблемы. Но если вы повсюду будете носиться за ребенком и улаживать все неприятности вместо него, это не научит вашего сына или дочь уверенности и не придаст им веры в собственные силы. Если вы хотите оставить себе хоть какой-то шанс, что дети будут поддерживать вас в старости, вам нужно призадуматься о том, как помочь им стать самостоятельными и сделать так, чтобы они сами научились устраивать свою судьбу.

Наиболее выдающиеся писатели, занимающиеся вопросами воспитания детей, сходятся в том, что сложности только способствуют развитию ребенка. Когда малыш встречается с трудностями, которых не знал ранее, с чем-то, что не укладывается в его сложившееся представление о мире, когда он смотрит на что-либо под другим углом зрения, ранее ему неизвестным, то именно тогда он начинает расти в интеллектуальном плане.

Разум, который не боится выйти за пределы собственных границ и постоянно узнает что-то новое, не подвержен застою и косности. Ваша роль как родителя не решать проблемы за ребенка, а ставить перед ним задачи, создавать возможности для получения разнообразного опыта, поддерживая, поощряя и любя своего воспитанника.

Пусть дети справляются с трудностями сами: это развивает их мозг. Просто находитесь всегда рядом, поощряйте и приободряйте их, но только не решайте проблемы за них. Изнеживание ребенка, потакание всем его капризам, оберегание его от стрессовых ситуаций или же улаживание всех житейских проблем за него негативно скажутся на развитии маленького человека в долгосрочной перспективе. Не стоит каждый раз мчаться в школу со всех ног, если у ребенка случилась ссора с одноклассниками, так как это послужит определенным сигналом для него: ваш ребенок начнет думать, что вы не верите в его способность решить свои проблемы.

Любите своих детей, поддерживайте их, находитесь рядом и постоянно ищите возможности для того, чтобы укрепить их веру в себя, в свои способности. Если у ребенка ломается карандаш, не нужно давать ему новый. Лучше покажите, где лежит точилка, и научите пользоваться ею.

Вспомните о том, как ваш ребенок делал свои первые неуверенные шаги, учась ходить. Вы же не бежали рядом и не убирали каждое попадающееся на пути препятствие, чтобы он не споткнулся и не упал. Скорее всего, вы просто находились рядом и страховали малыша, чтобы он не ушибся, совершая свою первую прогулку по комнате.

Точно такого же мудрого подхода вам следует придерживаться и для того, чтобы раскрыть врожденные таланты и способности вашего будущего гения. Готовьте ребенка к жизненному пути, а не путь для ребенка.

Предрассудок № 8:

Каждый заслуживает награды

Недавно я услышал интересную историю об одной паре. Рассылая приглашения на празднование дня рождения своей восьмилетней дочери, они просили ее друзей, чтобы те принесли подарок и для младшего брата именинницы. Однако у него не было дня рождения.

Представление о том, что каждый достоин награды, губительно для развития разума ребенка и не способствует раскрытию его способностей. Если в вашей школе или дворе устраивается эстафета, после которой каждый бегун получает подарок, или же спортивное соревнование, где каждому участнику достается по кубку, держитесь подальше от таких мероприятий.

В жизни не каждому достается приз. Есть дни, когда у ребенка праздник, а есть и такие, когда праздник у кого-то другого. Не нужно приучать детей к мысли, что они будут выигрывать каждую гонку. Настроенный на такое ожидание, ваш ребенок после первого же проигрыша откажется от участия в каких-либо соревнованиях вообще.

Дети, которые ожидают похвалы или награды каждый раз, когда сделают что-то, бросают занятие, как только перестают получать вознаграждение за свои труды. Например, исследования показывают, что получение поощрений, таких как стикеры, при обучении чтению снижает вероятность того, что маленький ученик будет испытывать удовольствие от самого процесса чтения.

Талантливому человеку нужно научиться переживать кризисные моменты и пытаться делать что-то снова и снова. Трудолюбие и настойчивость – вот необходимые качества будущего гения.

Предрассудок № 9:

Современный мир создает хорошие условия для развития гениев

Мы живем в мире, где для игры, исследования и познания чего-то нового у детей остается очень мало времени. Часто мы просто сами лишаем детей возможности общаться с умными людьми или усваивать толковые идеи. Вместо этого мы пичкаем их рассказами о жизни знаменитостей и продукцией поп-культуры.

Раскрытие дарований вашего ребенка требует отказаться от некоторых реалий современности, служащих настоящими орудиями пыток для нашего мозга. Такие занятия, как исследование окружающего мира, наслаждение текущим моментом, размышление, творчество и, что важнее всего, игра, к сожалению, становятся редкими в нашем мире. Чтобы исправить ситуацию, вам придется изменить привычный уклад и начать жить по-другому, не так, как многие семьи по соседству с вами. Для этого нужно, чтобы вы сошли с нахоженной дорожки и начали протаптывать свою собственную тропинку.

Предрассудок № 10:

Нужно вернуться к «старым добрым методам воспитания» и учить детей основам

Мир изменился до неузнаваемости со времен вашего детства, поэтому ваши дети живут уже в другой реальности. Необратимое и кардинальное изменение произошло примерно в 1995 году, и по своей значимости его можно сравнить с переходом от Средних веков к эпохе Возрождения. Мир без электронных средств коммуникации, без социальных сетей и Интернета просто немыслим для многих детей.

Некоторые взрослые с подозрением относятся к новым понятиям, которые сильно отличаются от тех, что господствовали в эпоху их молодости. В то время как чтение, письмо и счет всегда будут оставаться важными навыками, есть целый ряд интеллектуальных умений, без которых современному гению просто не обойтись.

Отмахиваться от новых методов исследования и возможностей, доступных нашим детям, – это все равно что прийти к врачу и услышать от него: «Да, я слышал об этих методах диагностики, но мне они неинтересны».

Всеобщая компьютеризация мира принесла много пользы, но она же привела к возникновению ряда явлений, пагубно влияющих на мозг. Компьютер позволяет нашим детям получить доступ к большему объему полезной информации, но он же может превратить ребенка в избалованного, пассивного наблюдателя, а не активного участника происходящих вокруг событий. Наша задача – помочь детям извлечь пользу из всего нужного и важного, что может предложить современный мир, и защитить их от всего плохого, что в нем есть.