Вы здесь

Умница! Как раскрыть таланты вашего ребенка. Введение (Эндрю Фуллер)

Введение

«Ребенок – это огонь, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить».

Франсуа Рабле

Обширные территории бескрайней австралийской пустыни населяют десятки туземных племен, в жизни которых огонь играет очень важную роль. С приближением сезона дождей небо застилают черные клубящиеся тучи, по ночам земля сотрясается от ударов грома, а в воздухе вспыхивают разряды молний, пробегающих от одного края горизонта до другого. Аборигены говорят, что в такие беспокойные дождливые ночи в небе танцует Человек-молния. По словам Билавары, женщины, занимающей пост старейшины племени ларракия, извлечение и поддержание огня всегда играли первостепенную роль в жизни ее народа. Добывание огня требует терпения и усилий. Правда, иногда его получают благодаря удару молнии, и такое пламя воспринимается как дар небес, ниспосланный на землю Человеком-молнией своим земным братьям. Таким подарком нельзя распоряжаться как попало, поэтому тлеющие угли бережно переносятся от становища к становищу, и таким образом «пламя небес» путешествует вместе с австралийскими кочевниками из одного места в другое.

Процесс раскрытия дарований ребенка очень похож на этот ритуал сохранения пламени у австралийских аборигенов. Точно так же, как туземцы хранят огонь, переносят его с одной стоянки на другую и не дают ему погаснуть, постоянно подкидывая дрова в костер, так и родители могут поддерживать в ребенке тягу к знаниям и развивать его способности, исследуя и открывая окружающий мир заново вместе с ним, разжигая в его душе искру гениальности и не давая ей потухнуть. На первых порах развитие природных талантов маленького человека хоть и требует много времени, но является относительно легкой задачей. Когда вы поймете, чем интересуется ваш ребенок, увидите, как он зажигается идеями, воплощает их, и станете поощрять его начинания и поддерживать в нем уверенность в собственных силах, вы сами удивитесь, к чему это может привести.

К сожалению, очень часто случается так, что в один прекрасный момент ярко горящее в душе ребенка пламя начинает угасать и может совсем потухнуть. Если это происходит, ребенок постепенно охладевает к жизни, в душе его поселяется страх перед неизвестностью, у него вдруг пропадает желание пробовать делать что-то новое из-за боязни совершить ошибку. Самое страшное случается потом: человек вдруг остается наедине с собой с целым ворохом великолепных, но так и не развитых до конца способностей, и сожалеет о многих упущенных возможностях.

В такие моменты помощь родителей, которые могут снова раздуть в своем сыне или дочери затухающую искру гениальности, становится поистине незаменимой. К счастью, в их распоряжении имеется лучшая лаборатория, которую только может пожелать себе любой ученый, и называется она окружающий мир. Исследуя его, занимаясь творчеством и придумывая совместные игры, родители могут расширять знания и развивать интеллект ребенка. Если радоваться и удивляться вместе с ним, проявлять любознательность, можно зажечь в его душе искру, из которой возгорится пламя, и оно будет пылать в течение всей жизни. Лучшего подарка нельзя и пожелать!

Эта книга поможет родителям раскрыть и развить таланты и природные склонности ребенка. Все дети обладают гораздо большими способностями и внутренними резервами, чем мы (или они сами) можем предположить. Эта книга подскажет, как реализовать потенциал ребенка. Автор не предлагает ускорять естественные процессы развития, подгонять, стимулировать и подстегивать детей. Здесь вы также не найдете ни строчки о том, как побыстрее окончить школу, сдавая экзамены экстерном. Речь пойдет о том, как воспитывать ребенка, чтобы его способности и дарования расцвели во всем своем великолепии. Эта книга о создании комфортных условий жизни, которые способствуют процветанию ребенка, его свободному развитию, формированию самобытной, неординарной, интересной, творческой и талантливой личности. Как вы поймете далее, прочитав последующие главы, речь пойдет о том, чтобы больше играть, веселиться и исследовать мир, а не о том, чтобы как можно упорнее и больше работать. Труд, конечно, важен, но он с наибольшей вероятностью принесет плоды, если частично превратить работу в игру.

Не так давно было принято считать, что развитие нашего мозга прекращается в восьмилетнем возрасте. Современные неврологи опровергли это утверждение, как когда-то ученые разрушили концепцию, что земля плоская. Представление, будто высокий интеллект является врожденным свойством и это никоим образом не изменить, также было разрушено той же отраслью медицины. Вдобавок к этому современная трактовка слова «гений» представляется неточной и нуждается в корректировке. Вплоть до Средних веков гениальностью было принято называть проблеск каких-либо врожденных способностей или некое необычное свойство пытливого ума. Позднее это слово все чаще стали использовать применительно к небольшой группе особо одаренных людей, обладающих некими исключительными способностями. При этом считалось, что остальные, не-гении, только и делают, что бьют баклуши и ждут, когда же умные ребята дадут им ответы на все вопросы. Но стоило провести в обществе так называемых гениев всего несколько минут, как становилось ясно, что почти все они являются профанами во многих областях, а порой и вовсе демонстрируют невообразимую узость ума. Сегодня, работая с детьми, которых когда-то заклеймили как недоразвитых или глупых, не нужно тратить много умственных усилий, чтобы понять, что большинство из них, если не все, тоже обладают склонностями к тому или иному виду деятельности и могут проявить недюжинные творческие способности.

Каждый ребенок может развить имеющиеся у него природные склонности, чтобы впоследствии с наибольшей выгодой воспользоваться ими независимо от того, к какой сфере деятельности будут относиться его интересы и к чему лежать душа. Знание своих сильных и слабых сторон, умение концентрироваться, способность быстро принимать решения, яркое воображение, устойчивая мотивация, упорство, память и творческие способности – вот те базовые навыки, которые понадобятся каждому, кто хочет развить свои таланты и врожденные задатки.

Природные склонности и дарования вашего ребенка будут раскрыты только тогда, когда вы тщательно спланируете этот процесс, уделите время пополнению багажа знаний, проведете доскональное исследование и поможете вашему чаду найти в себе искру божью. В то время как мир, в котором мы живем, требует от детей, чтобы они больше учились и меньше играли, родители должны, наоборот, предоставлять им как можно больше возможностей для игры. Это научит их размышлять, учитывать разные факторы, взвешивать альтернативы, анализировать информацию и, что самое важное, мечтать о большем.

Родителям, желающим раздуть в своем ребенке искру гениальности, хотелось бы напомнить еще об одной аналогии вдобавок к истории о хранителях огня австралийских аборигенов. Всем знаком старый добрый пример со стаканом, наполовину наполненным водой. Как вы знаете, точка зрения на стакан имеет большое значение. Что вы видите на картинке, помещенной на следующей странице? Оптимист считает, что стакан наполовину полон, а пессимист уверен, что он наполовину пуст, и пока они спорят, умные практичные люди просто выпивают воду.


Стакан наполовину полон или наполовину пуст?


Как человек, проработавший много лет с молодыми людьми, я знаю, что с верхней половиной стакана многого не сделаешь. Однако можно узнать, что находится в другой, нижней половине стакана, то есть в голове вашего ребенка, и помочь ему или ей извлечь наибольшую выгоду из того, что имеется. Если хотите, можете использовать метафоры: например, представить, что речь идет о подзарядке некоего биоаккумулятора или о том, что нужно разжечь огонь в душе, раздуть пламя страсти в сердце. Главное, чтобы вы помнили о необходимости выявить сильные стороны ребенка и сделать упор именно на них.

Если вы решите придерживаться советов, изложенных в этой книге, то ваши методы воспитания будут существенно отличаться от тех, что использует большинство родителей. Мы живем в мире, где диагональ телевизоров все удлиняется, а дети – все толстеют, становятся беспокойными, тревожными, боязливыми и все менее счастливыми. В школе детей делят на группы в зависимости от их успехов в письме, счете и прочем, а не по основным качествам, составляющим суть талантливой личности, – усидчивость, настойчивость, развитое воображение, готовность, несмотря на ошибки, двигаться и двигаться вперед. Школа при всем стремлении повысить эффективность обучения не принимает в расчет умения детей, способствующие повышению успеваемости, – налаживать отношения, замечать подобия и различия, реагировать на полученные сведения и использовать канал обратной связи.

Эту книгу не стоит просматривать мельком или же «проглатывать» за один присест. Автор просит проявить терпение и читать медленно и вдумчиво, чтобы хорошо усвоить излагаемый материал. Некоторые предложенные методики могут произвести немедленный эффект на вашего ребенка, тогда как другие представляют собой долговременные проекты, поэтому может понадобиться некоторое время, чтобы волшебство подействовало.

Например, один из наиболее действенных способов ускорить развитие вашего чада – дать ему возможность увидеть, почувствовать и попробовать как можно больше из того, что предлагает жизнь. Посмотрите на список, приведенный в конце Главы 2, и составьте свой перечень того, чем вы планируете заняться с вашим воспитанником в течение следующих нескольких месяцев. Прочие виды деятельности, оказывающие сильное воздействие на формирование личности вашего ребенка, перечислены в Главе 14 («Питание для мозга гения») и Главе 15 («Режим и семейные традиции»). К ним вы можете приступить уже прямо сейчас.

В конце каждой главы приведена таблица, где перечислены приблизительные виды занятий и игр, которые развлекут, вдохновят детей и помогут им раскрыть природные склонности, дарования и таланты. Прочитайте список, отмечая те занятия, которые вам уже знакомы, и обводя кружком те, которые вы планируете попробовать в течение следующих нескольких месяцев.

Сложные проекты требуют больше времени, но это не должно пугать вас. Развитие творческих способностей и формирование характера – это долговременные задачи. Если вы намерены включиться в процесс продолжительного и непрерывного развития ребенка, чтобы воспитать из него гения, читайте по главе за раз. При этом думайте о том, какие изменения можете внести в свою жизнь, чтобы сделать этот процесс более эффективным. Помните сказку о зайце и черепахе. Мораль ее такова: медленный и настойчивый выигрывает гонку.

Удачи вам! Играйте и получайте наслаждение от жизни!

Ваш Эндрю Фуллер

Просьба принять к сведению, что когда я использую слово «родители», то я имею в виду любого взрослого, который воспитывает ребенка или заботится о нем, включая биологических родителей, дедушек и бабушек, дядюшек и тетушек или же опекунов.