Неделя 1. ИССЛЕДОВАНИЕ. СОЗДАЕМ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ НОВОГО
День 1
ТЕХНИКА «СОЗДАНИЕ АРТБУКА»
Цель:
Создание своеобразного дневника, в котором можно выполнять задания, фиксировать идеи и намерения, делать выводы.
Техника изготовления и ведения артбука настраивает на исследование и изучение самих себя, своего опыта, своих желаний и возможностей.
Артбуком (от англ. art-book) обычно называют коллекцию иллюстраций и изображений, собранных в виде альбома под одной обложкой. Как правило, содержание артбука связано между собой общей темой.
В ходе создания артбука вам понадобятся:
• блокнот или книга;
• акварельные мелки или карандаши;
• гуашь или акварельные краски;
• маркеры, линеры и др.;
• ножницы и клей;
• вырезки из журналов, картинки, фотографии, открытки и другие изображения. Они могут быть использованы как метафорические карты, которые будут отображать различные ваши чувства и состояния;
• декоративные материалы.
Что должно быть у вашего артбука:
• название;
• девиз;
• цель, которая отобразит то, что будет наилучшим результатом прохождения арт-марафона.
Вы можете создать артбук в формате А3 или А4 и делать задания прямо в нем. В этом случае вам необходимо фиксировать свои мысли, наблюдения и выводы в отдельном блокноте.
Что важно отражать в артбуке ежедневно?
1. Что нового сегодня я узнала для себя?
2. Как я буду применять это в реальной жизни?
3. Что важно развивать и открывать в себе дальше?
Ежедневное наполнение артбука и запись выводов в форме эссе позволит вам наполнить и расширить свое сознание.
Пример артбука одной из участниц марафона
(см. цветную вклейку рис. 1)
Цель участия в марафоне: Научиться каждый день делать ресурсным, а в этом помогает выполнение арт-терапевтических техник и их анализ.
Название: Артбук-мотиватор.
Девиз: Я этого хочу, значит, это будет!
Чем помог артбук: Артбук стал моим дневником, помог пересмотреть планы на жизнь, создать позитивный настрой на будущее и настоящее.
Пример артбука одной из участниц марафона
(см. цветную вклейку рис. 2)
Название: Творческий полет, или В Стране чудес…
Девиз: Вдохновляться и разрешить себе творить.
Цель: Разбудить свое чувство прекрасного, тренировать творческое и позитивное мышление и через полет творческих фантазий найти свое «Я».
День 2
ТЕХНИКА «КОЛЕСО ЖИЗНЕННОГО БАЛАНСА»
Цель:
Выявить главный жизненный аспект, над которым сейчас важно начать работу.
Что понадобится:
• предложенный шаблон (его нужно нарисовать самостоятельно на листе формата А4 при помощи циркуля);
• цветные карандаши или мелки.
1. После того как вы создали при помощи циркуля и листа бумаги формата А4 свое «Колесо жизненного баланса» (см. рис. 1), необходимо определить самые главные аспекты этого колеса – ваши жизненные ценности.
2. Дайте названия этим аспектам.
3. Дополнительно подкрепите их образами, которые нужно разместить по внешней стороне круга к каждому аспекту.
4. Определите степень удовлетворенности каждым аспектом, обозначая его цифрами от 0 до 10. (Центр колеса – минимум удовлетворенности, т. е. «0». Внешняя граница колеса – максимальная удовлетворенность, т. е. «10».)
5. Раскрасьте каждый из аспектов цветными карандашами.
6. Напротив каждого цвета важно написать, что этот цвет значит именно для вас. Например: зеленый – символ роста, желтый означает теплоту, красный символизирует энергию.
7. Представьте себя в каждом аспекте. Например, задайте себе вопрос: «Если я нахожусь в аспекте „Личностный рост и духовное развитие“, какая я?».
8. Используя три прилагательных, опишите себя в каждом аспекте и зафиксируйте эти прилагательные в вашем «Колесе жизненного баланса» (см. цветную вклейку рис. 3).
1. Задайте себе первый вопрос: «Какой аспект – если я начну работать над его усилением – автоматически повлияет на степень удовлетворенности всех остальных аспектов, повысит их?» Подумайте, какой аспект своей жизни вам нужно развивать, чтобы «подтянулись» и другие аспекты? Очень важно представить визуально, каких успехов вы достигнете в каждом аспекте, начав работать над первостепенным из них. Проникнитесь этим образом, прочувствуйте его. Ощутите, как происходит улучшение во всех жизненных аспектах. Только после того, как вы выявили главный аспект, обозначили его и отметили на листе цифрой «1», я предлагаю вам задать себе второй вопрос.
2. Спросите себя: «Какой аспект будет служить мне поддержкой на пути к моей цели?» Выявите этот второй, поддерживающий аспект и обозначьте его цифрой «2».
После того как вы определили два важных аспекта, начните выстраивать стратегию интеграции цели в жизнь. И для этого продумайте и запишите свои первые шаги на пути к цели.
Например, вы чувствуете, что важный аспект «Колеса жизненного баланса» – «Личностный рост», а аспект «Здоровье» будет для вас поддерживающим. Следовательно, для реализации стратегических целей, связанных с саморазвитием, вам важно следить за своим физическим здоровьем. И вы продумываете шаги на пути к личностному росту, ориентируясь также на аспекты, связанные с поддержанием здоровья.
Обратите внимание, что, развиваясь личностно и духовно, важно не забывать о своем физическом теле. Только комплексный подход даст наилучший результат. Точная постановка и проработка цели позволяет быстрее ее достичь.
Однажды на одной из английских фабрик вышел из строя паровой генератор. Каких только специалистов не приглашал фабрикант, но никто не смог его починить. И вот как-то пришел незнакомый человек и сказал, что может устранить поломку. Фабрикант удивился, но решил дать мастеру шанс.
Аккуратно и методично тот начал простукивать различные участки машины, внимательно прислушиваясь к звукам, которые издавала металлическая поверхность. За десять минут он простучал датчики давления, термостаты, подшипники и соединения, где, как он предполагал, могло находиться повреждение. Затем он подошел к одному из коленчатых соединений и нанес несильный удар молотком. Эффект был мгновенным. Что-то сдвинулось, и паровой генератор заработал.
Фабрикант долго благодарил мастера и попросил его прислать счет, где были бы расписаны все виды работ. Вот что было написано в счете:
за десять минут простукивания – 1 фунт;
за знание того, куда нужно ударить, – 9999 фунтов. Итого: 10 000 фунтов.
Усилие действительно важно, но еще важнее знать, где и как его применить, что конкретно необходимо делать.
Используя эту технику, вы научитесь точечно и концентрированно применять свои силы, определять и ставить правильные цели, выбирать и делать нужные шаги. И все это – с минимальными потерями энергии и максимальной эффективностью, которая приведет вас к вашему Олимпу. Важно не распыляться, а четко настраиваться на достижение, отметать ненужное и незначительное в сторону, делая только то, что по-настоящему важно.
Это задание поможет понять, в каком направлении двигаться, на какой жизненной сфере сконцентрировать внимание, – так, чтобы это отразилось на концепции в целом и распространялось на все жизненные сферы, повысило энергетический фон. Данная техника задаст направление действий на ближайшие 30 дней. Как только вы определите, что для вас будет наилучшим результатом, вы перейдете в режим тоннельного мышления, которое позволит вам отсечь все лишнее и наполнить жизнь только самым нужным и важным. Вы сконцентрируете свои усилия и сфокусируете их на достижении своей цели.
Ниже представлены первые шаги из рисунка (смотри цветную вклейку, рис. 3 – «Колесо жизненного баланса»).
1. Выделить ежедневно два часа для написания новых программ.
2. Рассказать своему менеджеру по организации отдыха или поделиться и рассказать друзьям/близким о планах на год: туризм, путешествия, круизы.
3. Разработать стратегию продвижения своих продуктов/услуг.
Дополнительный материал к практике 2-го дня
Вы создали Колесо Жизненного баланса.
Оценили по 10-балльной шкале степень удовлетворенности. У вас должно быть 8 цифр.
Следующий шаг: диагностика жизненной эффективности. Для этого:
1. Сложите все полученные цифры.
2. Получившуюся сумму разделите на 80 и умножьте на 100 %.
Итог: ваш текущий уровень эффективности на данный период жизни.
Отзывы участниц марафона
Ольга Ильичева: Самый грустный сектор – это любовь и отношения. Но тут, мне кажется, нужно сделать акцент на любви к себе, поскольку наличие партнера – фактор, от меня не всегда зависящий. Если я буду развивать любовь к себе, то у меня появится позитивный настрой и принятие себя такой, какая я есть. Появится удовольствие от жизни, спокойствие, а значит, я смогу принять адекватное решение о дальнейшем пути – выбрать работу по душе, которая будет приносить радость и, соответственно, деньги – еще два отстающих сектора. Опираться я могу на свое духовное развитие – самый сильный сектор по моей оценке.
Нина Д.: Эта техника помогла понять, из чего состоит моя жизнь, что для меня действительно важно (развитие нового бизнеса, в котором меня поддерживает семья).
День 3
ТЕХНИКА «ЦВЕТОК»
Цель:
Рассмотреть внутреннее «Я» со всех сторон, определить, где вы находитесь и к чему нужно стремиться. Найти ресурсы, познакомиться с максимально полезным «Я», со своим потенциалом.
Что понадобится:
• 3 листа формата А4;
• акварельные краски, гуашь или карандаши.
Для выполнения упражнения необходимо, прежде всего, расслабиться. Найдите удобное, комфортное место, где вас никто не будет беспокоить в течение ближайших пяти минут.
Включите приятную музыку, закройте глаза и подышите медленно и глубоко, отслеживая каждый вдох и выдох. Потом представьте себе самое нереальное или, наоборот, самое что ни на есть реальное место на нашей планете – словом, любое, какое захотите. Как только перед вашим внутренним взором возникло то самое заветное место, я предлагаю вам отыскать там цветок и как следует его рассмотреть.
Итак, что за цветок привлек ваше внимание? Взгляните на его лепестки, листья, спуститесь вниз по стеблю, зафиксируйте внутренним взором каждую деталь.
Постарайтесь дополнить образ всеми возможными ароматами, движениями, красками. Посмотрите, что окружает ваш цветок. Возможно, рядом растут другие прекрасные растения, порхают бабочки, светит солнце. А может быть, вы увидите что-то совершенно другое… Теперь мысленно «сфотографируйте» эту картину, откройте глаза и начните рисовать свой цветок.
Теперь предлагаю вам взять еще один листок и нарисовать все, что придет в голову. На этот раз – левой рукой. Прислушайтесь к своему внутреннему голосу и – вперед! Нарисовали? (Если вы левша, то правой рукой.)
Возьмите еще один лист бумаги и рисуйте на нем двумя руками одновременно – все, что пожелаете.
Только после того, как будут готовы три рисунка, мы приступаем к интерпретации.
Рисунок 1. Обратите внимание на то, живой это цветок или нет. Где он растет? Есть ли у него земля, вода или другой источник его жизненной силы? Если вы видите, что цветок «завис» в пространстве, если он оторван от земли и нет оснований думать, что он растет, живет полноценной жизнью, я настоятельно рекомендую вам поместить цветок в то место и состояние, где ему будет комфортно: к примеру, дорисуйте цветку горшок или грядку.
Если цветок находится в прострации, то, вероятно, с автором рисунка происходит то же самое.
После того как вы внесли изменения, подумайте и ответьте: как это повлияло на цветок? Затем обратитесь к своей жизненной ситуации, поразмышляйте, что эти изменения означают для вас.
Например: вы дорисовали солнышко. А что для вас в реальной жизни означает солнце, какие образы с ним связаны? Обычно его ассоциируют с теплотой, комфортом и заботой. Если вам не хватает теплоты, комфорта и заботы, то спросите себя: как добавить все это в свою жизнь? Тем самым вы обозначаете свою цель! (рис. 2).
Рисунок 2. Ко второму рисунку есть ряд вопросов, ответить на которые должны вы сами.
• Какое послание несет для меня этот рисунок?
• Какие ресурсы мне нужны для реализации цели?
• Если бы рисунок умел говорить, то что бы он мне рассказал?
Например, пламя – это энергия, а значит, для открытия ресурсов вам необходима жизненная энергия, постоянное движение.
Рисунок 3. Рисование обеими руками – это интеграция. В примере на рисунке 4 изображен раскрывшийся бутон. Это бутон нашего первого цветка. В раскрывшемся бутоне есть энергия, которой его наделило пламя из второго рисунка.
Рисунки 2 и 3 сюжетно связаны, благодаря чему становится ясно, что ресурсы, необходимые автору рисунка, интегрировались как энергия + опыт. Мы видим рост в динамике, поскольку бутон раскрывается. Однако на рисунке 4 не хватает источника жизненной силы для бутона. Я бы рекомендовала дорисовать ему стебель, воду, вазу или что-то, что могло бы стать источником витальной силы.
Проделав это упражнение, мы можем четко отследить ту или иную тенденцию, понять, где находимся, определить, какими ресурсами располагаем.
Как еще можно интерпретировать результаты этой техники?
• Первый рисунок содержит ответ на вопрос «Какая я сейчас?».
• Второй рисунок отвечает на вопрос «Какие ресурсы мне нужны для достижения данной цели?».
• Третий рисунок это интеграция – совмещение вашего опыта и ресурсов! Это максимальный потенциал, который вам доступен здесь и сейчас.
На что еще важно обратить внимание
Если на вашем рисунке доминирует, например, красный цвет (превалирует, бросается в глаза, привлекает внимание), задайте себе следующие вопросы.
• С чем обычно ассоциируется красный цвет?
• С чем связана эта ассоциация в моей реальной жизни?
• Что нравится? Что не нравится? Что хочется добавить, а что исключить?
И, конечно, всегда существует важнейший универсальный вопрос: каким будет мой первый шаг на пути к реализации моей цели?
Такие вопросы полезно задавать себе относительно каждого рисунка. Старайтесь записывать то, что первым пришло на ум, – важно зафиксировать всё! Не вступайте в дискуссию с внутренним «Я», а тем более с внутренним критиком.
Инструкция для расшифровки абстрактных рисунков
1. Посмотрите на свой рисунок. Он представляет собой некую единую форму или разбит на отдельные фрагменты? Как он расположен относительно листа? Расположение рисунка в центре интерпретируется как пребывание в настоящем, смещение рисунка вправо – как устремление в будущее, влево – регресс (у левшей наоборот). Нам важно жить в настоящем из будущего.
Если рисунок состоит из фрагментов, какова их последовательность? Где, по-вашему, начало? Что за чем следует? И почему?
2. Выделите три основных цвета на каждом рисунке.
С чем ассоциируется тот или иной цвет? Определите, какой цвет доминирует. Какие конкретные образы или действия могут означать для вас те или иные цвета?
3. Есть ли повторяющиеся детали: круги, треугольники, точки, спирали? Как можно их интерпретировать? Особое значение имеют новые формы, которые появились на третьем рисунке (см., например, рис. 4).
Важно выявить последовательность повторяющихся красок и сюжетов, распознать новые сюжеты и краски.
4. Какой рисунок особенно нравится? Почему? Какие чувства он вызывает? Что не нравится (если такое чувство возникает)? Почему?
В этом случае внесите в рисунок изменения, доведите его до состояния «мне нравится». Ответьте на вопрос: «Что конкретно было мною изменено?» Какие параллели можно провести с моей реальной жизнью? Также важно прописать первые шаги для достижения цели.
5. Вы можете написать развернутый рассказ о цветке, начав его со слов «жил-был…». Выявите фабулу рассказа и именно эту фабулу в форме вывода и намерения запишите в свой артбук.
Эта технология – своего рода принтер, который распечатывает из вашего бессознательного информацию о том, как прийти к цели наиболее простым, быстрым и новым способом. Сделать то, что ранее было недоступным!
Хотите иметь то, что никогда не имели? Делайте то, что никогда ранее не делали.
С помощью этой техники вы сможете строить как краткосрочные, так и долгосрочные планы (см. рис. 6).
Как мы видим из приведенных примеров, участницы арт-марафона смогли с помощью первого рисунка дать ответы на вопросы «Кто я? Где я?» и сформулировать свои цели. После чего они выявили необходимые ресурсы для достижения намеченных целей. Из их работ ясно, что произошла интеграция – взаимодействие ресурса и опыта.
Отзывы участниц арт-марафона
Ольга Ильичева: Первый рисунок. Сначала я нарисовала и закрасила окружающий пейзаж и только потом нарисовала цветок. Видимо, я прежде всего думаю об окружающих, а уже потом о себе. У цветка нет почвы, а ресурсы в виде воды и солнца на заднем плане – они далеко и чем-то загорожены (см. на цветной вклейке рис. 7).
Второй рисунок. Рисовала ярко, активно, свободно, с воодушевлением. Свобода проявления, смелость, центр, раскрытие, цветение. Никаких пейзажей на заднем плане, все внимание на цветок (см. на цветной вклейке рис. 8).
Третий рисунок. Ветки дерева, где много таких же цветов, дерево на фоне зелени, солнца, неба и космоса. Цветок – часть большой системы, миропорядка, связь с источником. Используя свои ресурсы, ярко, смело и свободно проявляя себя, я обретаю единство с миром, нахожу свое место на дереве жизни (см. на цветной вклейке рис. 9).
Участница: Добавила почвы, подвела воду и зажгла солнце (см. на цветной вклейке рис. 10).
Ведущая: Чувствуете разницу, прежние ваши 33 % эффективности и сейчас – это 100 %, которые вам даны от рождения! Метафора арт-терапии: «Меняешь на рисунке, меняется в жизни».
Нина О.: Эта техника помогла мне проанализировать и понять, кто же я на самом деле, в чем мои сильные стороны, что бы я хотела изменить в себе (см. на цветной вклейке рис. 11).
Палитра – это спектр цветов и оттенков. В арт-терапии выделяют три вида палитр – или три ступени психотерапевтического процесса.
1. Палитра земноводных – символизирует неопределенность (земноводные как будто не могут определиться, где им жить – на земле или в воде). Цвета не интенсивные, полупрозрачные, размытые. Голубые, зеленые пастельные, но природные тона. Материал – акварель. Значение: мир непонятен, хаотичен, изменчив. Символизирует состояние кризиса, экзистенциального поиска, отсутствие энергии. Рисующий задается вопросами: «Кто я?», «Зачем я?»
2. Палитра млекопитающих – символизирует определенность, поскольку и сами млекопитающие живут в конкретном месте, их жизнь определена. Все четко и ясно, без ненужных сложностей. Интенсивные, яркие цвета без оттенков, четкие границы. Материал – гуашь. Позиция – мне все ясно, я знаю ответы на все вопросы. Устойчивое эмоциональное состояние.
3. Палитра человека – символизирует то, что ответы на вопросы устарели и больше не устраивают, накапливается новая информация. Возникает хаос, появляются новые вопросы, возникают опасения, что в жизни все не так просто. Оттенки всех цветов, полутона, наслоение цветов. Материал – пастель.
Я обычно спрашиваю у клиентов: что означает этот цвет для вас, если перевести ситуацию на вашу жизнь? Есть, конечно, и диагностика по цвету. Но я предлагаю осторожно относиться к этой теории и всегда учитывать особенности восприятия конкретного человека!
Белый (а также пустое пространство) – это отсутствие энергии, состояние экзистенциального кризиса, одиночество, пустота, желание внести ясность, освободиться от неприятных обстоятельств, суеты. Кроме того, он может символизировать желание начать новую жизнь, принятие, просветление.
Черный – может подчеркивать важность того, что рядом. А также – означать протест, агрессию, отрицание, конфликт, текущую внешнюю травмирующую ситуацию.
Серый – это пустота. Этот цвет используют люди в состоянии депрессии, когда нет контакта с чувствами. А также – зависимые, те, кто нуждается в защите, люди, желающие отгородиться от всего и не желающие что-либо делать.
Красный – это энергия, агрессия, сила, преодоление, активность, направленность во внешний мир.
Розовый – цвет духовности, радости, романтики.
Розовый в сочетании с черным – внутренний дискомфорт, в том числе и физический, болезнь.
Оранжевый – прирученный огонь, хороший тонус, мягкая сила, энергия тепла, радостное возбуждение, стремление к достижению цели, желание самоутвердиться. А также – благополучие, жажда приключений, потребность в контактах с окружающими.
Желтый – что-то новое, направленность в будущее, развитие, желание уйти от существующих проблем, найти выход из сложившейся ситуации. А также спонтанность, удовольствие во всех его бесчисленных проявлениях, детскость, инфантильность, независимость, расширение горизонтов.
Зеленый – цвет спасателя, символизирующий готовность делать что-то для других. Это цвет развития, роста, чего-то нового. Он может означать потребность в саморегуляции, в самоуважении и стабильном источнике энергии.
Синий – цвет бессознательного. Он символизирует желание все привести в порядок и систематизировать. А также означает спокойствие, умиротворение, чувство общности с окружающим миром, гармонию внешнего и внутреннего, уравновешенность, мудрость. Преобладание синего цвета может говорить о пассивности и расслабленности.
Голубой – это чистота и здоровье. Он также может символизировать дистанцию и отчужденность, склонность к размышлениям. Этот цвет ассоциируется и с женским началом.
Фиолетовый – внутренняя глубина, креативность. Возрождает творческие способности, помогает сосредоточиться, способствует внутреннему углублению. Это цвет философов и поэтов, символизирующий духовный рост, магическое мышление, фантазии, мечты и стремление к свободе.
Коричневый цвет может символизировать нехватку почвы под ногами, отсутствие ощущения безопасности, опоры, потребность в физическом отдыхе, желание набраться сил или наоборот четкое ощущение земли под ногами.
Чьей жизнью вы живете?
На своем тренинге «Раскрытие внутренней женщины» я провела один интересный и показательный эксперимент. Двум группам людей я показала фотографию одной и той же женщины, затем попросила описать ее характер и внешность.
Участникам одной группы я сказала, что это известная актриса в образе. Другой же группе я представила ее как танцовщицу. Хотите узнать, какую характеристику дали этой женщине участницы каждой из групп?
Первая группа, разглядев на фото известную актрису, сочла ее красивой, целеустремленной, талантливой, женственной и сильной.
Вторая же группа, увидев перед собой танцовщицу, сочла ее красивой, легкой, изящной и волшебной. Никакой силы и целеустремленности, в отличие от участников из первой группы, они в ней не разглядели.
Возникает вопрос: неужели то, что мы слышим от окружающих, так влияет на наше мнение? Согласитесь, часто мы считаем мнение окружающих своим собственным. Повинуясь общественному мнению и страху быть непонятым, мы подавляем свое «Я». А в итоге – так и не можем найти себя, не становимся теми, кем могли бы и должны были стать!
Мы приближаемся к четвертому дню марафона. Этот день посвящен вашему внутреннему видению своей цели, а также вашему окружению и оценке той роли, которую оно играет в вашей жизни.
Готовы? Тогда – вперед!
День 4
ТЕХНИКИ «МОЯ КОМАНДА» И «ИСТОРИЯ УСПЕХА»
Цель:
Анализ собственного жизненного пути.
Что понадобится:
• бумага формата А3 или А4;
• акварельные краски или карандаши, гуашь.
Представьте в своем воображении картину «Я восхожу на Олимп». Наполните ее конкретными образами – например, Олимп гора – и найдите себе место на картине. Что вы делаете? О чем думаете? На каком этапе пути находитесь? Мысленно «сфотографируйте» свою фантазию и перенесите ее на бумагу.
Вы можете нарисовать эту картину, а также наполнить и усилить ее изображениями, найденными в глянцевых журналах. Когда вы почувствуете, что довольно подробно и точно визуализировали образы, созданные в вашем воображении, задайте себе вопросы:
• Кто помог мне пройти к Олимпу?
• В чем конкретно заключается помощь моего окружения?
Постарайтесь расшифровать все метафорические образы из рисунка и найти им аналогии в реальной жизни (например, портреты конкретных людей). Сделав это, ответьте на следующие вопросы:
• Как мне донести до окружения или до конкретного человека мысль, что он является частью моего становления?
• А хочу ли я вообще помощи?
После того как вы ответили на все вопросы, я предлагаю приступить к интерпретации рисунка.
Почему я считаю этот шаг важным
Иногда не показав третьим лицам их важную роль в вашем становлении и не получив от них поддержку в нужный момент, вы получаете «шанс» остановиться на полпути. Например, жена развивается профессионально, а муж ежедневно твердит, мол, пора бы домом заняться и вообще стать домохозяйкой. Безусловно, это ее сбивает с намеченного пути, и она тратит массу энергии на поиски компромисса.
Иногда важно осознать, что на пути становления у себя есть только ВЫ.
Как пример рассмотрим рисунок 9. Гора возвышается справа (у правшей стремление в будущее связано с правой частью рисунка, у левшей линия будущего направлена влево) – и тем самым можно диагностировать устремленность автора в будущее. Гора доступна для подъема, к ее вершине проложена специальная тропинка. На Олимпе стоит корзина с клубникой – это цель автора рисунка. Что может означать клубника? Несомненно, что-то вкусное, полезное, яркое и сочное. В жизни это может быть полезный, сочный и яркий продукт, имеющий отношение к профессиональной сфере: тренинги, вебинары, арт-марафоны и т. д. Они должны быть вкусными. Клубника лежит в корзине, и тем самым возникает метафора собранного урожая. Взойти на Олимп означает «собрать урожай».
Над горой – небо и солнце. По тропинке идет молодая женщина – автор рисунка. По дороге она собирает клубнику. Если перевести все это на реальную жизнь, автор – «творящий в пути». И когда она поднимется на Олимп – то получит хороший результат, соберет свой урожай.
Кто же ей помогает? Рядом с главной героиней картины изображено домашнее животное, которое символизирует тепло, радость, любовь. Все это воплощено в образе собаки, которая, как известно, живет ради хозяина.
Если перейти от метафор к жизненным реалиям, то автор рисунка четко понимает, что люди, которые ее окружают, должны делиться своими теплом, энергией, радостью и любить ее. Автор знает, кто эти люди, и может рассказать им, как для нее важно чувствовать их любовь. Любовь будет поддерживать ее в пути, – это неотъемлемая часть успеха. Об этом рассказало бессознательное через рисунок.
Важно научиться не строить заборы на пути к цели, а находить калитки и короткий путь.
Любить, дарить тепло важно и самому. Поэтому можно сделать в артбуке такую запись: «Люби дорогих тебе людей, твори и принимай любовь и тепло».
Отзывы участниц марафона
Людмила С.: Я нарисовала свой жизненный путь – дорогу к Олимпу. Я – это оранжевый цветок, которому до цели осталось еще совсем чуть-чуть. Солнце, которое освещает мой путь, олицетворяет гармонию (в душе, в отношениях, в общении, в профессиональной деятельности).
На пути меня сопровождали родители (они прячутся), заботливая бабушка (гриб), теплые и строгие педагоги (голубой и коричневый камень), свекровь, муж, друзья…
Мне всегда помогала ВЕРА В СЕБЯ (сердечко)! Даже если я иногда и отчаивалась… А также сердце – это Любовь, Любовь к жизни, к людям… Я всегда ее ощущаю.
Я написала письма тем людям, к которым мне захотелось обратиться с просьбой. Общая идея этих писем была такой: «Принимайте меня такой, какая я есть! Не мешайте мне!» Получилось очень трогательно и грустно… А поэтому и просить у них ничего не хочется, поскольку все, что они могли дать, они мне уже дали. Большего ждать бессмысленно и энергозатратно. Я принимаю их. И прошу только об одном: не можете меня поддержать, хотя бы не мешайте мне.
Спасибо вам всем за этот «пинок» в саморазвитие, за пришедшее понимание того, что «Я могу!»
Ольга Ильичева: Помощником по моей доставке на Олимп стал орел. Сильная, свободная птица, которая видит с высоты намного больше, видит целостную картину в перспективе. У орла другое мировоззрение и возможности. С его помощью я на Олимп и попала – он меня туда принес. Казалось бы, простой способ, но суть в том, чтобы общаться с орлом, объяснить ему, куда мне нужно. Хорошее взаимопонимание между нами, налаженная коммуникация – залог успеха. Мир сам приведет меня к цели, нужно только точно знать, чего я хочу, и постараться адекватно донести это миру.
Главное – научиться взаимодействовать с орлом, тогда мы до любого Олимпа долетим (рис. 10).
Представьте себя на вершине Олимпа. Обратите свой взгляд на тропу, ведущую к этой вершине, и спросите себя: «Как я попала на Олимп? Благодаря чему это произошло?»
И здесь я предлагаю написать развернутое сочинение, историю, которая так и будет называться: «Как я попала на Олимп». Это очень важно, поскольку, находясь на вершине, вы можете понять, какие ваши сильные стороны помогли сюда добраться.
Примеры работ участниц арт-марафона
KiParis: «Я мало что поняла в своих образах – многие вещи вообще странные, но мне понравилось. Потом появился человек слева, и принц на вершине стал раздражать, после чего я перерисовала свое восхождение».
Светлана Б.: Я сама взошла на этот Олимп, помогли дети (их присутствие рядом) и еще – мое желание иметь самое лучшее для детей и для меня! На вершине лежит вознаграждение, подарок! Дерево питает меня плодами, радует цветением, дарит тепло. Дерево как символ семьи – это мама, дети. На ветке дерева лежит кошка – она меня успокаивает, и я еще чувствую, что это моя ласка, нежность, изобретательность и независимость. Птицы – свобода, легкость. Солнце – свет и тепло, надежда и радость. Лодочка – символ действий, что можно расширить свой кругозор, пуститься в плавание новых свершений. Гора сама выложила мне лестницу, утопающую в ней. Все вокруг цветет / Себе я повторяю, чтобы подняться на Гору / нужно отбросить страхи и неуверенность / На Олимп я попала, благодаря своему дикому желанию! Во-первых, насладиться пейзажем, во-вторых, получить удовольствие от восхождения и, в-третьих, – получить подарок!
Как я попала на Олимп: сочинение участницы арт-марафона
Людмила С.: Итак, я на вершине Олимпа! Это был нелегкий путь… Я вижу себя маленькой девочкой, которая идет по лесу (жизнь) с целью найти родителей. В лесу небезопасно, но еще страшнее потерять родных. Тогда мне помогали вера и смелость, поддержку оказывала бабушка (гриб). Потом было вхождение в социум (детский сад, школа, друзья). Чувства испытывала разные – от злости до радости. Взрослая семейная жизнь принесла с собой массу сложностей. Это самый трудный этап в моей судьбе, но и самый результативный в плане понимания себя, своих ценностей, приоритетов. К 30 годам я подошла, четко зная ответ на вопрос «Чего я хочу?». И за это я благодарна всем, кто повстречался на моем пути. Со временем я становилась более уверенной в себе, целеустремленной и более счастливой. Но я по-прежнему оставалась в поиске своего «Я». Люди, которые встретились мне позже, – мои Учителя, с помощью которых я поняла, что иду не совсем той дорогой. Узнав, что такое предательство, я пересмотрела всю свою жизнь и скорректировала направление. Теперь я знаю, куда мне идти. Благодарю всех Учителей! Вы все прекрасны и ценны для меня! Что мне помогало идти дальше? Это вера, пытливость, интерес, желания… Это я и запишу в артбуке.
Последующие техники предлагаю вам проработать из состояния «Я на Олимпе», а значит, вы будете четко понимать, что вам надо делать.
На заметку
Если вы изобразили себя уже стоящей на вершине Олимпа, то ответьте: вы настолько четко видите свое восхождение, так уверены в победе, что визуализируете себя только с картинкой из будущего?
Или вы почувствовали, что уже достигли всего, чего хотели?
И если, стоя на вершине, вы испытываете замешательство и сомнения, необходимо, осознав это, задать себе вопрос: «Что дальше?» И после этого обязательно найти и прочувствовать свой путь и новую цель. Сделать «Доску почета» (см. рис. 54, 55 на цветной вклейке) и снова выполнить техники второго и третьего дня. Важно гордиться достижениями в момент триумфа и тем не менее двигаться дальше.
Верите ли вы, что каждую секунду вашей жизни (даже сейчас) вы сами создаете свою реальность? И что только от вас, ваших мыслей и действий зависит ваше будущее?
Измени образ мышления, и изменишь свою жизнь.
1. Мозг не видит особой разницы между реальностью и воображением, он одинаково реагирует на ваши мысли, фантазии и на то, что происходит в вашей жизни. Этим объясняется эффект плацебо.
Если мозг уверен, что вы принимаете лекарство, а не пилюлю с сахаром, он реагирует соответствующе. Поэтому если вы выпили плацебо, думая, что это жаропонижающее, ваш мозг отдаст организму команду снизить температуру тела.
Кроме того, существует эффект ноцебо, который работает с точностью до наоборот. Если человек, склонный к ипохондрии, смотрит телевизор, где говорят о вспышке страшной болезни, он может сразу же ощутить ее симптомы.
Если вы позитивно смотрите на мир, наверняка у вас повышенный уровень серотонина (гормона радости). Иначе отчего вы так счастливы? Любая позитивная мысль или мечта о прекрасном будущем способна не только быстро поднять ваше настроение, но и улучшить физическое самочувствие.
2. Вы видите то, о чем думаете. Например, если вы купили новую машину, вы начнете то и дело встречать точно такие же автомобили. Раньше они вам тоже попадались, но вы не обращали на них особого внимания.
Почему это важно? Чтобы понимать: можно избавиться от стресса и гнетущих мыслей, перепрограммировав свое мышление.
И еще: вы когда-нибудь замечали, как быстро люди делятся на группы по интересам? Позитивные, оптимистично настроенные люди чаще дружат с такими же оптимистами. А нытики – с нытиками. Согласны? Это не случайно. Если вы хотите изменить что-то в своей жизни – начните менять шаблоны, которыми привыкли руководствоваться.
3. Основную часть времени ваш мозг работает на автопилоте. За день человеческий мозг генерирует несколько десятков тысяч мыслей. Но больше половины из них будут точь-в-точь такими же, что крутились в вашей голове вчера. Вот почему однажды возникшие дурные мысли раз за разом вызывают негатив. Чтобы этого не произошло, важно чаще менять привычную обстановку и привычные виды деятельности на новые, незнакомые.
Негативные мысли провоцируют стресс и вызывают тревогу, даже если для нее нет реальной причины. Они сильно снижают иммунитет, который реагирует на эти негативные мысли (см. п. 1).
Тренируйте мозг. Старайтесь целенаправленно мыслить позитивно. Чем больше усилий вы будете прилагать, тем скорее у вас все получится. Относиться к жизни осознанно – это брать (по крайней мере, стараться) бессознательные процессы под свой контроль. Хорошим результатом этой практики будет преобладание позитивных мыслей над негативными.
4. Очень важно периодически отключаться. В течение дня в вашу голову приходит такое количество негативных мыслей, что в них можно утонуть. Поэтому старайтесь время от времени отключаться, – так вы дадите отдых своей иммунной системе, да и просто станете счастливее.
Проще всего «выключить» мозг с помощью медитации. И еще совет: отправляясь в отпуск, выбирайте активный отдых – горные походы, лыжи, дайвинг. Именно такие активные занятия особенно хорошо «прочищают» мозги.
5. Вы можете даже изменить свой мозг! Когда вы заняты какой-то умственной деятельностью, ваш мозг активно создает новые нейронные связи. Этот процесс в биологии называется нейропластичностью.
Вот как это работает: допустим, вы думаете, что никогда не сможете похудеть. Со временем эта мысль прочно поселится в вашей голове. Но если вы поменяете это убеждение на такую мысль: «Я в отличной физической форме», – ваш мозг начнет выстраивать новые нейронные связи. Вы будете обращать внимание на новые возможности, а затем ваша подсознательная установка создаст новую реальность.
Словом, если вы сумеете подчинить себе сознание, вы изменитесь и измените свою жизнь. Ваши желания воплотятся в реальность, если вы сами в это поверите.
Помните: все начинается с мыслей, которые возникают в вашей голове.
День 5
ТЕХНИКА «АНИМА И АНИМУС»
Для начала предлагаю задуматься, для чего вам вообще нужны деньги? Например, одни люди считают себя сильными и могущественными, когда они материально обеспечены. С помощью денег они защищаются от внешнего мира. Другим деньги необходимы для удовлетворения своих спонтанно возникающих желаний, а третьим – чтобы обеспечить семью.
Рассматривая деньги и материальные предметы не только как возможность удовлетворить свои потребности, а как инструмент для самопознания, самовыражения и реализации своего потенциала – можно приятно удивиться изменениям, которые произойдут в вашей жизни.
Немного поразмышляем…
Вспомните, как вы заработали свои первые деньги. Если вам было при этом очень тяжело или, наоборот, вы получили вознаграждение «на халяву», следует углубиться в этот вопрос и поработать с установками. Отследить, как вы зарабатываете сейчас, есть ли пересечение, сходство с тем, как деньги впервые попали к вам. Вспомните, во что вы верили тогда и чем руководствовались. Например, вы могли думать так: «Я всегда буду получать деньги особо не напрягаясь». Или: «Я всегда буду много и упорно трудиться, чтобы получить заслуженный гонорар».
Когда вы отследите и осознаете свои прошлые установки или установки своих близких, я предлагаю вам записать позитивную, утвердительную программу для вашего настоящего. Каким образом вы хотите получать деньги сейчас? Ответьте на этот вопрос, и вы получите позитивную установку. Я не знаю, какова она будет, – это знаете только вы. Главное, чтобы эта установка несла в себе положительный эмоциональный заряд, была окрашена яркими красками. И вот ваша мантра для привлечения денежного потока готова!
Повторение мантр – самый эффективный способ медитации. Медитация помогает человеку освободиться от эмоциональных блокировок, которые тянутся из прошлого, и открыться новым возможностям. Если мантра повторяется и применяется правильным образом, она способна активизировать в человеке программы процветания и богатства.
А теперь пришло время исследовать свое внутреннее состояние «Инь-Ян». На физическом уровне мы все либо женщины, либо мужчины. Но наше внутреннее содержание наполнено как феминными, так и маскулинными качествами. То есть «внутренний мужчина» и «внутренняя женщина» живут в каждом из нас, независимо от акушерского пола. Определить процентное соотношение между живущими в вас женщиной и мужчиной, узнать, какие качества доминируют в вашей «Я-концепции», поможет следующая техника.
Цель:
Выявить доминирующие качества личности.
Как всегда сначала готовим свое арт-пространство.
Вам понадобятся:
• бумага формата А4 или А3;
• карандаши или краски;
• метафорические карты (например, «Personа») или любые картинки, открытки, вырезки из журналов.
Возьмите бумагу удобного для вас формата и нарисуйте две линии. Как они будут расположены – определяете вы сами. Главное, рисуя линии, думать о своих внутренних женщине и мужчине – Аниме и Анимусе.
Анима и Анимус – это бессознательные представления, выступающие в образах женского начала в мужчине и мужского начала в женщине.
Понятия Анимы и Анимуса были сформулированы Карлом Густавом Юнгом для характеристики вечных образов наследственного опыта женственности и мужественности, феминности и маскулинности.
Это образы мужчины и женщины, которые зародились в глубокой древности и передаются из поколения в поколение. Эти женские и мужские образы бессознательно проецируются на другого человека, лежат в основе симпатии к противоположному полу, способствуют зарождению любви и ненависти. Анима и Анимус являются архаическими формами тех психических явлений, которые в своей совокупности нередко называются душой.
Итак, вы уже нарисовали свои линии? Теперь присвойте им названия: «Анима» – феминные качества и «Анимус» – маскулинные качества.
Работа с образами
Теперь я предлагаю на этих линиях разместить по три образа, которые передают вашу суть маскулинных и феминных качеств. Выберите эти образы из метафорических карт, открыток или картинок и положите три из них на линию «Анима» и три – на линию «Анимус». (Карты выбираем в открытую, разложив картинками вверх.)
Дайте название каждому образу на первой и на второй линии, определите, каковы роль и задача каждого образа. Подберите по одному прилагательному к каждой картинке.
После этого еще раз рассмотрите все картинки на обеих линиях и присвойте порядковый номер каждой из них (от 1 до 6). Первый номер из шести получит та картинка, которая наиболее ярко передает качество, проявляющееся в вас. Шестой номер получит картинка, характеризующая вас в минимальной степени.
Теперь ответьте на главный вопрос: на какой линии находятся картинки, которые вы обозначили номерами 1 и 2?
Например, карты под номером 1 и 2 находятся на линии «Анимус», и вы понимаете, что образ «Анимус» превалирует над образом «Анима» в данный момент. Прилагательные, которые были использованы, – «заботливая» и «смелая». Значит, главное для вас сейчас – быть заботливой и смелой.
Оцените удовлетворенность этими качествами по 10-балльной шкале. К примеру, участница тренинга ставит «шесть» обеим характеристикам. Вероятно, для достижения цели ей важно усилить качество «смелость».
А что важно усилить или ослабить вам? Как это можно сделать? Найдите для каждого качества идеальное место. Если это необходимо, пропишите шаги, которые необходимо сделать для достижения комфортной расстановки качеств.
Предположим, исходя из результатов техники, я понимаю, что моя лидирующая субличность – «Анимус», то есть маскулинная характеристика. А забота из «Анимус», согласитесь, отличается от заботы из «Анима». И это важно понимать для достижения цели. Подводя итоги, можно сказать, что для достижения моих целей важны маскулинные качества – смелость и желание заботиться о других. Но эта забота должна быть не нежной, а сильной.
В общении с мужчиной, на мой взгляд, важно проявлять качества из состояния «Анима». Ваши феминные черты пробудят в ответ его маскулинность. Однако хочу еще раз подчеркнуть, что всегда важен контекст.
Отзывы участниц марафона
Людмила С.: Для Анимы я нарисовала желтую линию, для Анимуса – синюю. На линии Анимы я разместила карты, ассоциирующиеся со спокойствием, заботой и поддержкой. А на линии Анимуса – карты, которые символизируют активность, защиту, умение быть добытчиком. При ранжировании качеств по степени яркости проявления во мне, получилось: 1 – добытчик; 2 – поддержка; 3 – забота; 4 – активность; 5 – защита; 6 – спокойствие. Карты под номером 1 и 2 находятся на линии Анимус и Анима соответственно. Я поняла, что не хочу, чтобы добытчик по силе своего проявления стоял на первом месте, а над спокойствием надо бы поработать. Для гармонизации гендерных отношений и для полного ощущения, что рядом со мной мужчина, важно ослабить проявления Анимус и усилить качества Анима. Это даст мужчине возможность проявиться в том качестве, в котором и ему будет комфортно, и мне хорошо. Уф!!! Ну и работа!
Ольга Ильичева: У меня работа получилась весьма архетипичной, поскольку единственные карты под рукой были Таро. Анима получилась божественной, теплой, дающей, а Анимус – отстраненным, настойчивым, занятым делом. Сначала характеристики Анимуса вызвали несколько негативную реакцию, но после раскрытия определений стало легче.
А теперь представьте, что перед вами чистый лист бумаги. Мысленно нарисуйте на нем контур своего тела, свой силуэт. Теперь попробуйте мысленно раскрасить его, используя только два цвета: белый и красный. Заполните этими двумя цветами все тело: туловище, голову, ноги, руки… Когда закончите, оцените нарисованный в вашем воображении рисунок как сторонний наблюдатель. Что у вас вышло? Какой цвет преобладает: красный или белый? Какое процентное соотношение между этими двумя цветами?
Только после того, как вы отчетливо представили этот образ, можно приступить к интерпретации.
Белый цвет – символизирует мужскую энергию, красный цвет – женскую.
Идеальная пропорция для женщины – 75 % красного (женская энергия) и 25 % белого (мужская энергия). Для мужчин – наоборот.
Если мы видим диспропорцию – к примеру, мужской энергии у вас больше, чем 25 %, это значит, что ваша мужская энергия вытесняет сильного мужчину из вашей жизни.
Если у вашего партнера имеется очень сильное желание быть с вами рядом, его мужская энергия вытесняется, а женская – начинает преобладать. Другими словами, он постепенно утрачивает свою мужскую силу и превращается в тряпку.
В женщине мужская энергия начинает преобладать, если она берет на себя слишком много ответственности. Если она погружена в решение вопросов выживания. Если женщина перестала творить и наслаждаться и вместо этого заставляет себя заниматься нелюбимым делом, чтобы выжить и обеспечить семью, – ее женская энергия постепенно каменеет, умирает, перестает течь…
И женщина теряет Женщину в себе.
Ответственность – прерогатива мужчины. Добыть деньги, чтобы заплатить за жилье, еду, необходимый минимум, – его задача. К женщинам деньги идут через творчество – любимое дело, работе мечты. Я не устаю повторять, как важно реализовать себя, раскрыть свой талант!
Проделав эти упражнения, ничего не предпринимайте далее, просто поживите некоторое время со своими мыслями и идеями. Обдумайте эту ситуацию!
Часто задаваемые вопросы
• Если мужская и женская линии пересекаются или имеют форму синусоиды, если они как будто запутались, нужно ли расположить их по-другому?
• Если на женской линии мужские образы или наоборот – что делать?
Если в процессе выполнения данной техники возникли вопросы, а ответы на них вы не нашли (получили), то ничего менять не нужно, – просто наблюдайте за тем, что происходит в вашей жизни, и делайте выводы.
Если вам не нравится, что на женской линии располагаются мужские образы, и наоборот, возможно, вам нужно проработать отдельно именно этот аспект. Для этого есть онлайн марафон «Исцеление женской линии», также здесь хорошо работает мандалотерапия.
Маскулинные качества
• Уверенность в себе
• Непоколебимость
• Агрессивность/сила
• Бесстрашие
• Желание доминировать
• Целеустремленность
• Стремление к свободе
• Здоровый авантюризм
• Умение сосредотачиваться на главном
• Желание узнавать что-то новое, стремление к новым, лучшим возможностям и знаниям
Обратите внимание – маскулинность выражается не во внешности, мужественном голосе или подчеркнутой властности, а в поступках, характере и поведении.
Феминные качества
• Мягкость
• Уступчивость
• Жертвенность
• Готовность прийти на помощь
• Покорность
• Сострадательность
• Аккуратность
• Пассивность
• Умение заниматься несколькими делами одновременно
• Развитая интуиция
Как уже говорилось, каждый из нас, независимо от пола, несет в себе как женскую, так и мужскую составляющую, феминные и маскулинные качества. А значит, женщина может оставаться мягкой, но и в обиду себя не давать. Она способна реализовать свой творческий потенциал, исходя из женской позиции, – не претендуя на мужскую позицию и не вступая в конфликт с сильным полом.
Кто формирует в женщине эти качества? Все родом из детства!
На формирование и феминных, и маскулинных качеств в девочке, будущей женщине, влияет прежде всего отец. Именно он подает первый пример маскулинности, это влияет на формирование внутреннего маскулиного образа женщины и на ее выбор мужчин в дальнейшем.
Если девочка была лишена такого примера, ей будет сложнее творчески реализоваться, проявить свои природные способности, уникальность и индивидуальность.
Отец – это мост, который ведет из защищенной материнской сферы во внешний мир, он дает навык справляться с конфликтами.
День 6
ТЕХНИКА «ЧИСТКА ЧЕРДАКА»
Женщина на исповеди рассказывает священнику:
– Как-то я поленилась пойти на проповедь в воскресенье. И еще я как-то поругалась с садовником. А однажды я выпроводила свою свекровь из дому на целую неделю.
– Но ведь вы уже рассказывали об этом на прошлой исповеди, и вам отпустили грехи. Зачем вы говорите об этом снова? – с недоумением спрашивает священник.
– Да, исповедовалась. Но я делаю это опять потому, что мне нравится снова и снова вспоминать об этих событиях.
Что понадобится:
• бумага формата А3 или А4 – на ваш выбор;
• вырезки из журналов, открытки, различные декоративные аксессуары;
• клей-карандаш.
Цель:
Очистить внутреннее пространство для нового.
Предлагаю вам создать прощальную открытку. А прощаться мы будем с ограничивающими идеями, убеждениями, мыслями и эмоциями – с тем, что больше не желаем видеть в своей жизни, что готовы отпустить.
1. Итак, возьмите журналы и поищите картинки, которые символизируют то, с чем вы хотите распрощаться.
Например, мне не нравится картинка с тучами – я не хочу, чтобы моя жизнь была угрюмой и серой. На второй картинке мне не нравится статичность – я хочу движения. А вот просящий чего-то бобер. Я не хочу, чтобы эти качества присутствовали в моей жизни. То есть на картинке речь об образе нуждающегося и просящего Образа «Я». Я хочу сама удовлетворять свои потребности, при этом не испытывать нужды и дефицита.
2. Наклейте эти картинки на лист и «из картинки», глядя на них, рядом с каждой напишите: «Я прощаюсь с… (нужно написать название, которое дали образу)» (см. цветную вклейку рис. 15).
Глядя на картинку, мы обращаемся к нашему бессознательному, получаем оттуда важную, а главное – экологичную и безопасную информацию.
3. Переверните вашу открытку и напишите имя адресата. Кому вам хотелось бы отправить это послание?
Например:
КОМУ: Всем тем, кто не играет никакой роли в моей новой, интересной и насыщенной жизни.
ОТ КОГО: От самой счастливой и веселой, умной и креативной девушки на свете.
Далее напишите, с чем конкретно вы прощаетесь.
Например:
«Я прощаюсь с обидами и изжившими себя убеждениями, которые я не готова брать в новую жизнь. Я благодарю за уроки, которые вы мне преподали. Я сделала выводы, и они помогут мне в моей новой жизни. Я прощаю всех, и вы меня простите. Я отпускаю вас всех, и вы не мешайте мне быть талантливой и счастливой».
4. А теперь посмотрите на открытку и подумайте: кому бы вы ее отправили в реальной жизни? Это один человек или несколько? Гипотетически мы действительно можем это сделать и в самом деле отослать открытку по почте. Но правильнее будет передать все отработанное какой-либо стихии. Выбор стихии – за вами. Это может быть огонь, вода, ветер (воздух), земля. Придумайте, как вы передадите эту открытку стихии. Например, ее можно сжечь, закопать, пустить по воде в виде кораблика или сложить из нее самолетик и запустить его в небо.
Конец ознакомительного фрагмента.