Борьба с блудными ощущениями
(из книги игумена N. «Сокровенный Афон»)
– Здесь часто бесы именно так и нападают: вызывают непонятным образом различные телесные ощущения. Не помыслами и мечтаниями, а прямо на плоть. Нападают неожиданно, словно лев из засады. Только что все было тихо, спокойно и никаких помыслов. Вдруг – бах! Все тело уже горит огнем похотливого ощущения. Вот ведь что делают, пакостники: плоть распаляют, а в мыслях – ничего, чисто!
– Ну а вы-то что? – в наступивших сумерках Антон напряженно всматривался в отшельника, машинально стряхивая с бороды сахарную пудру.
– А я брал кувалду и колотил по камням, разбивая их в щебень, – весело рассмеялся он, – потом из цементной смеси делал раствор да лопатой мешал со щебнем. Руки у меня вон какие сильные, – звонко воскликнул схимник и больно ущипнул Антона за плечо, – вот так и строил келью с церковью и со всеми хозяйственными помещениями. А сколько я этих стенок вдоль тропинок понастроил, так и не счесть. И всё, в основном, по ночам. А еще землю в мешках собирал по трещинам и носил на свои терраски тоже ночами. Вот так и спасался от блудного беса: молитвой и трудом до изнеможения. Кстати, именно эти бесы, скажу я вам, – одни из самых сильных бесов. Когда приходилось терпеть от них особенно тяжелые нападения – перестал даже мыться, чтобы не обнажаться и не прикасаться к своему телу.
Рассказ старого отшельника произвел на нас сильное впечатление. Таким самоотречением ради Христа и такой силой воли никто из нас даже в малом приближении похвастаться не мог. Ни малейшего послабления человеческому естеству, ни малейшего самоугождения или жалости к своей плоти! Искренность и правдивость старца не вызывали у нас ни малейшего сомнения – стоило лишь посмотреть на его по-детски чистые голубые глаза. Просто невозможно было не проникнуться к нему глубоким уважением.