Вы здесь

Уличное самбо. Эффективная самозащита и система реального боя. Глава 1. Физическая культура и спорт как средство профессиональной подготовки ( Коллектив авторов, 2006)

Глава 1

Физическая культура и спорт как средство профессиональной подготовки

Виды деятельности человека вообще и в том числе виды физкультурно-спортивной деятельности можно разделить на 5 основных групп с подгруппами Г. Г. Наталов, 1976; Ю. А. Шулика, 1996) (схема 1).

Схема 1
Классификация видов деятельности (в том числе видов спорта)
(три первых иерархических уровня)

* К кондиционным упражнениям относятся действия, измеряемые (фиксируемые) по системе CGS (в мерах веса, расстояния и времени).


Если обратить внимание на суть данной классификации, то станет ясно, что каждый вид бытовой, производственной, физкультурно-спортивной и развлекательной деятельности имеет в себе особенности ее пространственно-двигательного содержания, эмоционально-психологических и физических нагрузок. Причем на верхнем уровне данной классификации размещен признак, обуславливающий выбор данного вида деятельности почти неосознанно, на генетическом уровне. Конечно, имеется в виду выбор, приведший к долгосрочной и эффективной деятельности.

Наиболее сложным видом деятельности являются единоборства, поскольку включают в себя не только кондиционные и координационные показатели, но и необходимость реализовывать их в ситуациях жестко контактного противоборства.

Чем же отличается термин «единоборство» от термина «боевые искусства»?

Во-первых, боевые искусства включают в себя более широкий круг деятельности, необходимой в бою.

В них, кроме непосредственного взаимоконтакта с противником, включаются: стрельба из различных видов оружия, боевые передвижения и т. д.

Во-вторых, кроме ударных (все виды боя руками и ногами), фехтовальных и контактных единоборств (виды спортивной и национальной борьбы), в боевые искусства входят упражнения условно контактные (специальные разделы самбо, дзюдо, карате-до, ушу), которые относятся к разделу деятельностных, программно-ситуационных упражнений.

В-третьих, к боевым искусствам относятся и одиночные, демонстрационные упражнения (каты всех стилей карате-до и ушу).

Поскольку среди желающих заниматься боевыми искусствами наибольший интерес и путаницу в оценке эффективности вызывают виды, связанные с непосредственным воздействием на противника, необходимо будет внести ясность в эти понятия, тем более что до сих пор имеет место неправомерное использование ряда терминов (например, «рукопашный бой»).

В связи с этим целесообразно упорядочить содержание некоторых терминов:

1. Рукопашный бой – бой, ведущийся в условиях различных количественных соотношений и неравноценной вооруженности противных сторон. Эти факторы пока не позволяют в процессе подготовки к бою смоделировать соревновательные условия.

2. Самозащита – система подготовки к защите против превосходящего по количеству и вооруженности противника и в правовых условиях. Подготовка к ней по тем же причинам может вестись только в условном, несоревновательном режиме. Практически оба термина по содержанию техники мало отличаются друг от друга.

3. Руконожный бой – собирательное понятие, включающее в себя все виды ударных единоборств без использования оружия, с применением ударов руками и ногами по различным вариантам правил соревнований (С. Заяшников, 1991; А. Иванов, 1995; А. Тарас, 1997; О. Терехов, С. Заяшников, 1992; Чой-Хон-Хи, 1993).

4. Фехтования – ударные единоборства, ведущиеся с использованием равноценного оружия, что позволяет использовать соревновательные упражнения.

5. Бросковый бой – соединение руконожного боя с бросками в соревновательном режиме.

6. Ударная борьба – соединение руконожного боя с бросками и борьбой лежа (то, что используется в современных соревновательных видах «рукопашного боя» по милицейской и военной версиям).

7. Бросковое фехтование – соединение фехтования с бросками в условиях возникновения полного контакта.

8. Рукопашная схватка – соединение руконожного, броскового боя и фехтования в условиях неравной вооруженности противников. Эти факторы пока также не позволяют смоделировать соревновательные условия.

В заключение необходимо сказать: еще нет системы, позволяющей за счет одного вида деятельности овладеть способностью вести бой в различных условиях и при различных задачах. Мы всегда будем стремиться к этому, но предела совершенству нет, а особенности задач, стоящих перед представителями различных профессий и перед каждым индивидуумом, будут способствовать сохранению различных видов боевых искусств и единоборств.

В настоящее время борющиеся за «место под солнцем» недобросовестные тренеры-самоучки раздувают эйфорию по поводу несокрушимости и сверхъестественной психической энергетике восточных боевых искусств.

В то же время другие тренеры спекулируют на псевдопатриотических

лозунгах по поводу тоже сверхъестественной силы исконно русских боевых искусств – «Русского» стиля рукопашного боя.

Эти факты вынуждают сделать следующее заявление.

В СССР все системы, связанные с подготовкой к боевым действиям в криминогенных и военных ситуациях, произошли из САМБО (самозащиты без оружия), которое ведет свое начало от Дзюдо, но претерпело значительные положительные изменения за счет введения многих приемов национальных видов борьбы народов СССР и совершенствования приемов самозащиты в период Великой Отечественной войны.

Поэтому имеется полное основание считать, что САМБО является наитболее современной системой самозащиты и рукопашного боя.