Цель написания этой книги
Опыт моих занятий каратэ – 25 лет (с далекого теперь уже 1985). Первых 20 из них мне казалось, что все, что требовалось для достижения успеха – слушать и делать то, что говорит тренер, потеть на тренировках, набивать синяки и шишки. Таким вот образом я тратил свои время и деньги. Но, вот ведь парадокс – чем лучше тренера я находил, и чем больше вкалывал на тренировках, тем… хуже становился мой результат.
И только когда я принял и осознал все огромное количество собственных стереотипов, поработал над исправлением громадного количества ошибок и, самое главное – взял ответственность за свое каратэ на себя, тогда как говорится «лед тронулся», и у меня наконец-то начало получаться. (Хотя, я уже сейчас вижу, что вся эта проведенная работа – только начало.) Вернее, не просто получаться, а поперло так, что только успевай отрабатывать на практике!!!
И сейчас вы держите в руках книгу, в которой я предпринял попытку восстановить секреты эффективности окинавского каратэ и вместе с этим предложить методику, позволяющую за небольшой срок, скажем за 100 дней, подготовить бойца, способного защитить себя и своих близких от одного или нескольких нападающих. (Понятное дело, что совершенствоваться можно бесконечно.)
Как все мы знаем, самый закрытый, секретный раздел любого боевого искусства, это методика подготовки, способы тренировок. Я не тешу себя иллюзиями, что мне удастся даже при помощи экстрасенсов и ясновидящих, постичь подобного рода таинство традиционного каратэ. Но моя практика каратэ подтолкнула меня предпринять попытку разобраться и разработать упражнения, способные сделать возможным получение реального, практического результата в сжатые сроки.
Тем более, что я нахожу не совсем «своевременным» предлагать кальку техники окинавского каратэ сейчас, в Третьем тысячелетии. Слишком уж много произошло изменений с момента ее разработки. В целом, задача, которую я перед собой ставлю, это реализация принципов эффективности в бою окинавского каратэ, применяя их в современных условиях.
Иными словами, я делаю попытку предположить, каким было бы каратэ, если бы Мацумура Сокон – один из величайших реформаторов, а в некотором смысле, и создатель каратэ – жил в наше время в России. (Предупреждая мысли некоторых «доброжелателей» хочу сразу оговориться, что свою манию величия я надежно контролирую. И ни в коем случае не претендую на роль второго Мацумуры, и, естественно, не считаю себя мастером его уровня. Тем не менее, даже это не мешает мне исследовать и практиковать каратэ.)
Кроме того, мне интересно вернуть прикладную, уличную ценность. Ведь множество боев проигрываются еще до начала схватки: просто агрессоры загнали мирного гражданина в роль жертвы, а тот с этим согласился.
Не знаю как «базарили» окинавцы (подозреваю, что изысканно, по-дворянски), но вот навыки правильного разговора на улице с гопниками в современной России – очень нужны. Поэтому (и пусть мастера каратэ Окинавы повыпрыгивают из гробов) добрая половина этой книги посвящена именно этому аспекту уличного столкновения.
Не будет секретом, что Окинава ХVIII—ХIХ веков и Россия XXI века имеют многочисленные различия.
Прежде всего это климат. Вы будете удивлены, но на Окинаве не бывает снега. Зимой там +20 градусов, летом +40. А у нас бывает и снег и -20 градусов. И, как говорится, в России «половину года холодно, а другую очень холодно», и «зимой носят телогрейку застегнутой, а летом расстегнутой». Поэтому окинавские каратисты, традиционно тренируясь на улице (а где же еще? Додзё – изобретение ХХ века), готовились к схватке в реальных условиях. Не смотря на все прелести наших погодных условий, все же я настоятельно рекомендую вам хотя бы периодически проводить свои тренировки на улице, как летом, так и зимой.
У россиян и окинавцев есть так же и очевидные физические отличия по росту и весу. В особенности, это можно заметить у современных россиян и окинавцев ХVIII—ХIХ веков.
В том числе, нельзя забывать и о техническом прогрессе. За последние 100—200 лет технология шагнула далеко вперед. И было бы просто не разумно не воспользоваться появившимися за это время тренажерами, материалами и методиками. Здесь я имею ввиду, прежде всего, боксерские мешки, манекены, имитирующие человеческое тело, набивные мячи, боксерские лапы, эспандеры, защитные средства и т. д. и т. п.
В том числе принципиально изменилось и оружие, используемое в драке. В современной России очень мало шансов «нарваться» на меч, серп, нагинату, лук и т. д. Зато не вызовет удивления столкновение с противником вооруженным ножом, колом (по длине соответствующим дзё или бо), цепью, нунтяку и т. д. Поэтому, на мой взгляд, очень важно, все время, хотя и держа в уме образ «самурая с мечом», отрабатывать противодействие современным видам оружия.
Также, говоря об отличиях, нельзя не упомянуть и о местах возможных сражений. Ведь Окинаве XVIII—XIX веков уж точно не было ни подъездов со ступеньками, ни лифтов, ни автомобилей и других, весьма неприятных с точки зрения боя, мест.
Изначальная система построения самой тренировки не известна. Можно предположить, что большую часть времени они посвящали отработке ката. По крайней мере, это предположение можно основывать на том факте, что поскольку каратэ изначально передавалось исключительно внутри семьи от отца к старшему сыну, то ученику ничего не оставалось, как бОльшую часть времени тренироваться в одиночку. (Понятно, что у отца была масса других обязанностей.)
За неимением (в силу времени XVIII—XIX века) боксерских груш, мешков или манекенов приходилось шлифовать ката. К чему я клоню? К тому, что в современных (российских) условиях, к счастью, имеются и груши, и мешки, и манекены, да и партнера по занятиям можно найти.
Навскидку напрашиваются следующие выводы:
Ограничения в использовании точечных ударов. Причин этому несколько, но основная из них – отличия в климате и строении тела современных россиян. Поэтому удары голой стопой или удары большим пальцем ноги, вряд ли возможны в российских условиях. (Лично я не вижу смысла отрабатывать эти техники многие годы, в расчете на драку на пляже.)
Поэтому я рекомендую тренироваться в повседневной одежде и спортивной обуви. Спортивная обувь объясняется жалостью к покрытию пола, обивкам груш, лап, манекенов и тел партнеров. Но что касается одежды, то, на мой взгляд, она должна быть именно повседневной, так как вряд ли вам кто-то даст возможность переодеться в каратэ-ги («кимоно») во время драки.
Поэтому, если повседневной одеждой для вас является костюм, сорочка и галстук, то и тренироваться лучше всего именно в таком виде (так уж и быть, можно не в новом). Про себя могу сказать, что долгие годы, нося деловой костюм, я тренировался именно в нем.
Если опыт занятий в повседневной одежде для вас в новинку, то в любом случае попробуйте, и будете шокированы гигантской разницей в ощущениях. Непривычное стягивание тела, вынос цента тяжести ноги и т. д. и т. п.
Акцентированность, эффективность ударов по корпусу (тем более точечных) также во многом определяется количеством одежды, конституцией тел противников, их массы, возраста и т. д. Это говорит о том, что атака корпуса не дает надежный результат. Поэтому на своих тренировках я стараюсь делать основной акцент на постановку ударов в области головы и ниже пояса.
Ну и, пожалуй, самый главный вывод. Следует тренироваться, исходя из условий наиболее приближенных к реальным. Только таким образом столкновение с обидчиком на улице станет для вас всего лишь продолжением тренировки.
Много лет назад (годах, эдак в 1987—1998) я со своей девушкой входил в метро «Горьковская» (сейчас «Тверская»). Около турникетов меня оттолкнул какой-то пьяный тип. Я ему что-то грубо сказал, он мне что-то в том же духе ответил. Но поскольку около турникетов было много народу (время было около 19.00), то толпа сама собой «разняла» нас (трудно пререкаться, когда со всех сторон на тебя наседают люди). Мы встали на эскалатор. Агрессор встал на пару ступенек ниже, затем я, затем моя девушка. Инцидент вроде бы был исчерпан. Пытаясь восстановить эмоциональное равновесие, я сосредоточенно и глубоко дышал.
Внезапно, когда до горизонтального участка эскалатора оставалось 2—3 ступеньки, он резко развернулся и попытался ударить меня кулаком в пах (его рука как раз находилась на одном уровне с моим тазом.) Я автоматически защитился отбивом рукой. Мгновенно во мне вскипела бешеная ярость: я ехал над ним, стоя со спины, и мог пришибить его, как таракана. А он, урод, попытался напасть на меня исподтишка. Не знаю почему (я наблюдал эту картинку как бы со стороны), но моя нога устремилась в область его головы, со скоростью, которой я никогда не достигал на тренировках. Она нанесла удар микадзуки-гири и… промахнулась.
Как говорил один известный персонаж кино, «картина маслом»: офигевший и мгновенно протрезвевший агрессор, и не менее… кхм… удивленный я, с все еще не опущенной ногой. Понимая, что надо все-таки как-то наказать обидчика, я толкаю его в корпус движением, напоминающим йоко-гири. Противник падает уже на платформу (до этого момента все действия происходили на эскалаторе). Пьяный вскакивает, я же продолжая пылать праведным гневом, и желая наказать обидчика, подскакиваю к нему, чтобы ударить.
И тут между нами как из под земли появляется моя девушка (мне бы такую скорость перемещения. Откуда она взялась до сих пор не пойму), и кричит что-то типа «разойдитесь, хватит драться». В ответ я кричу, чтобы… она убралась оттуда. Тут в себя приходит дежурная по эскалатору, начинает свистеть, вызывая милицию… В итоге, мы с моей девушкой садимся в поезд и уезжаем. С какой целью я так подробно рассказал эту историю?
Из нее я сделал много выводов, спасавших меня часто в дальнейшем. Какие?
– Конфликт не закончен, пока он не закончен (Мне как минимум следовало держаться от него подальше, а не стоять вблизи. Ведь если бы я не среагировал на удар в пах, для меня бы все могло закончиться плачевно.)
– Отрабатывайте технику в условиях максимально приближенных к реальным. (Как меня учили бить в неконтакт, так мое тело и поступило в критической ситуации, а психика «самоустранилась» в этот момент.)
– Всегда контролируйте психику, тренируйте ее и готовьте к условиям стресса. (Когда я несколько остыл, то понял, что, слава Богу, что я промахнулся микадзуки-гири. Последствия могли бы быть ужасными.)
– Тренируйте серии и связки ударов, чтобы не размышлять после первого неудачного удара, что же вам делать дальше.
– С этого момента, я всегда обсуждаю со своими девушками правила поведения во время конфликтов. Более того, время от времени я им их напоминаю снова. Я был шокирован, когда большинство девушек на мой вопрос: «А что ты будешь делать, если возникнет ситуация конфликта или драки?» Отвечали: «Вступлюсь за тебя» или «Буду защищать тебя» и т. д. Милые девушки, конечно спасибо вам большое, но я уж как-нибудь сам. Все-таки рост, вес и навыки позволяют. Самое большое, что они могут сделать для вас, это отойти на большое расстояние от места конфликта и наблюдать (если у вас все хорошо, и вы бьете агрессоров) либо всячески привлекать внимание к происходящему, крича «пожар!», разбивая витрины, провоцируя срабатывание автосигнализаций, или, на конец, вызывая милицию.
– Ну, и на конец. Глубокое дыхание – всегда хорошо.
Мне в этой ситуации эскалатор почему-то не мешал. Но еще раз повторюсь, тренируйтесь в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям (улица, лестницы, лифты, эскалаторы и т. д. и т.п.)
Поэтому кратко обобщая суть данной книги, можно выделить две основные цели. Первая. Это сформулировать источники боевой эффективности окинавского каратэ.
И вторая. Попытка адаптировать этот стиль для российских условий. Без слепого копирования японских традиций, а взяв лишь лучшее попробовать применить это в условиях изменившегося времени и места.
Последние материалы наших исследований вы можете прочесть на сайте www.okinawa-karate.ru