Вы здесь

Украшение бутылок, бокалов и свечей. ТЕХНИКИ ДЕКОРИРОВАНИЯ (В. Н. Преображенская, 2012)

ТЕХНИКИ ДЕКОРИРОВАНИЯ

Стекло и воск благодаря своей прочной, гладкой, однородной структуре представляют одни из самых универсальных основ для использования разнообразных техник декорирования: от художественной росписи, аппликаций и мозаик до украшения нитями, тканью, пластиком.

Мозаика

Мозаичная техника представляет собой создание единого художественного изображения из отдельных составляющих, как правило, небольшого размера.

История развития технологии: от древности до наших дней

Данная техника создания декоративных предметов является одним из древнейших методов декорирования, мозаика хорошо была известна еще художникам Древней Месопотамии, творившим в 4 тысячелетии до н. э.

Затем мозаичная техника украшения жилищ и храмов была перенята античными мастерами, потом широко использовалась в эпоху Средневековья по всей Европе преимущественно в архитектуре.

Техника составления мозаики по стеклу заключается в выборе нужных мозаичных элементов, закреплении их на подготовленном предмете при помощи связующих материалов и окончательной декоративной отделке готового изделия. Если первоначально для мозаики использовали преимущественно различные камни, в том числе и драгоценные, а также керамику и смальту, то в современном декоративно-прикладном искусстве спектр используемых материалов заметно расширился. Современные мозаики могут состоять из самых необычных на первый взгляд материалов: битого стекла, ракушек, сухоцвета, интересные композиции можно составить из бисера и бусин, кореньев и пеньковой веревки, цветных нитей. Удачные мозаики можно составить даже из обычной яичной скорлупы, которая позволяет создать имитацию дорогостоящей змеиной кожи.

В качестве связующих материалов чаще всего используются современные виды строительного клея для работы со стеклом: «Момент», «Суперклей», ПВА, а также более густые его виды, например «жидкие гвозди», которые позволяют работать с неплотно прилегающими к поверхности элементами. На первоначальном этапе освоения мозаичной техники лучше всего использовать более густые виды клея для укладки керамических плит, так как они медленнее сохнут, а это позволяет сдвигать в процессе приклеивания элементы мозаики для лучшего расположения. Кроме того, данные виды клея не растекаются по поверхности, надежно фиксируя при этом каждый кусочек, тогда как при использовании ПВА кусочки мозаики могут начать съезжать по гладкой поверхности стекла, оставляя клеевые следы.

Непосредственно перед приклеиванием деталей стекло или свечи необходимо предварительно обработать: очистить от этикеток, грязи, тщательно просушить, обезжирить поверхность растворителем. В качестве обезжиривающей жидкости можно использовать ацетон, жидкость для снятия лака, а также растворитель «Уйат спирит».

После обезжиривания поверхность стекла можно покрыть красками по работе со стеклом, после чего просушить поверхность и после этого приступать непосредственно к формированию мозаики.

В отличие от аппликаций, мозаичная техника предполагает полное заполнение пространства декорируемого предмета отделочным материалом, при этом места соединения отдельных элементов тщательно затираются до полного сокрытия границ соединения. Поэтому после приклеивания отдельных элементов границы между закрепленными предметами скрываются при помощи строительных видов затирки или заполняются краской, лаком.

Техники работы с отдельными материалами

Технология изготовления мозаики из стеклянных осколков

Мозаичная техника позволяет за несколько часов превратить обычную стеклянную или пластиковую бутылку в оригинальную вазу. Стеклянные осколки можно получить нескольким способами: нарезать стеклорезом кусочки из разноцветных бутылок, например из-под вина, пива, соков, использовать для мозаики разбитую или треснувшую посуду: чашки, бокалы, блюдца, тарелки, фужеры. Красивая мозаика получается из битого хрусталя, поэтому если в доме нечаянно разбилась или треснула любимая хрустальная ваза, ей можно дать вторую жизнь в виде декоративного украшения необычной вазы из бутылки. Можно сделать вазу в стиле диско, оклеив ее не стеклом, а кусочками зеркала.

Кусочки при нарезке следует делать как минимум двух размеров: для заполнения плоской поверхности бутылки потребуются одинаковые квадраты или треугольники равного размера, а для выпуклых частей нужны меньшие по размеру элементы мозаики. Для донышка бутылки необходимо дополнительно вырезать круглый кусок зеркала, диаметром на 5 мм меньше, чем диаметр донышка бутылки.

В качестве основы для мозаичного полотна лучше всего использовать бутылки из прозрачного стекла с гладкой поверхностью. Прозрачные осколки хрусталя и бутылочного стекла закрепляются при помощи прозрачного клея «Момент», для закрепления тяжелых непрозрачных осколков фарфоровой посуды лучше использовать строительные клеи с наполнителями, например «жидкие гвозди». Перед наклеиванием каждый стеклянный фрагмент по краям необходимо тщательно отшлифовать наждачной бумагой, чтобы сгладить сколы и избежать порезов при работе и использовании готового изделия. При обработке каждого стеклянного фрагмента следует соблюдать особую осторожность: на руки надеть перчатки, на глаза – защитные очки, а саму обрабатываемую поверхность перед шлифовкой смочить водой, чтобы стеклянная пыль не поднималась в воздух.

В современном искусстве мозаика используется для украшения самых различных предметов декора: от украшения стен до создания уникальных по дизайну рамок, панно, цветочных горшков, ваз. Данная техника может с успехом использоваться и для декорирования бутылок и других стеклянных предметов.

После обработки стеклянные кусочки приклеиваются к обезжиренной поверхности в произвольном порядке. Пространство между наклеенным стеклом следует оставлять одинаковым, не более 3–5 мм. При использовании разноцветного стекла его можно выкладывать продольными, поперечными или диагональными полосками, или составлять более затейливые рисунки в виде геометрических фигур, цветочного орнамента, спиралей и любых других заранее составленных рисунков. После заполнения всего пространства стеклом часть элементов можно убрать (для этого и важно использовать медленно сохнущие виды клея), заменив их бисерными вставками, стразами, бусинами, ракушками или любым другим декоративным материалом. При навыке работы с мозаикой и хорошем художественном чутье задуманный рисунок можно выкладывать сразу, чередуя стеклянные фрагменты с декоративными вставками, но на начальном этапе лучше всего сначала заполнить все пространство одинаковыми элементами, после чего часть из них заменить – это позволит сохранить композицию рисунка, а мозаика будет смотреться аккуратнее. После заполнения всей поверхности декорируемого предмета мозаику оставляют сохнуть на 3–4 ч, до полного схватывания клея. На следующем этапе необходимо заполнить все швы специальной затиркой. Для этого лучше всего подходит белая затирка, которую затем при необходимости можно будет покрыть лаком или краской. Затирают швы при помощи специального строительного резинового шпателя. При попадании затирки на стеклянные фрагменты ее убирают тряпочкой или кистью, смоченной в воде. После того как швы будут тщательно проработаны, чистой мокрой тряпочкой протирают все фрагменты мозаики, удаляя излишки затирки, после чего изделие снова необходимо просушить не менее 5–6 ч, чтобы затирка полностью схватилась, скрепляя между собой все элементы мозаики. Готовое изделие протирают сухой кистью или тряпочкой и используют для декора помещений.

При работе с прозрачным стеклом вместо строительной белой затирки лучше использовать прозрачный силикатный клей, который позволит сложить мозаику в стиле витража. Для создания интересного витражного рисунка на этапе подготовки необходимо разработать чертеж в натуральную величину. Если самостоятельно создать рисунок затруднительно, его можно взять из книг или журналов и перевести через копирку, или найти подходящую картинку в Интернете и распечатать на принтере. После того как чертеж готов, его маркером переносят на обезжиренную нашатырем поверхность стекла. Переведенный рисунок покрывают тонким слоем прозрачного силикатного клея, после чего заполняют пространство стеклянными элементами мозаики. При составлении таких ложных витражей сколы стекла не обрабатываются, поэтому работать необходимо в плотных перчатках и надеть защитные очки. После того, как будет покрыта одна сторона бутылки, мозаике дают высохнуть, чтобы все элементы надежно закрепились на поверхности. Затем силикатным клеем заполняют все пространство между элементами мозаики и снова оставляют высыхать. Далее мозаику выкладывают по следующей стороне бутылки, и так до тех пор, пока мозаика из стекла не покроет изделие целиком. Для темного стекла в качестве заполняющего швы клея можно использовать эпоксидные и полиэфирные смолы.

Технология изготовления мозаик из пластика

Технология изготовления мозаики из пластика почти не отличается от стекла. Предварительно необходимо нарезать цветные кусочки пластика: квадраты, треугольники, ромбы или кружки. Пластик можно брать как разного цвета, так и одноцветный, интересный эффект получается при создании мозаики из цветных DVD-дисков с переливающейся поверхностью, которая помогает создать изделия в современном стиле хай-тек. Кусочки мозаики должны быть небольшими, в среднем от 1 до 1,5 см. В качестве основы для мозаики из пластика лучше всего использовать бутылки либо из матового стекла, либо из пластика. Фужеры и свечи для создания таких мозаик не подходят, в первом случае непрозрачный материал будет просвечивать через внутренние стенки фужеров, а во втором пластик во время горения свечи будет оплавляться с выделением неприятного запаха. Для приклеивания мозаики можно использовать клей «Момент» или ПВА. Нарезанные кусочки мозаики перед приклеиванием необходимо прогреть, для этого их выкладывают на пергаментную бумагу в один слой с промежутком между деталями и ставят на 30 мин в нагретую до 50–80 °C духовку.

Более высокая температура может привести к полной оплавке кусочков мозаики, что сделает их непригодными для создания композиции. Оплавившиеся кусочки необходимо перед работой полностью остудить и снять с бумаги. Когда вся бутылка будет покрыта пластиковыми деталями, ее оставляют сохнуть на 3–5 ч, после чего швы прорабатывают любым видом лака в тон цвета использованного пластика. При создании блестящей мозаики из кусочков дисков для заполнения швов можно взять прозрачный или цветной лак для ногтей с блестками.

Технология изготовления мозаики из декоративных материалов

Мозаичная техника позволяет оформить предметы практически в любом стиле. Из ракушек, засушенных крабов и жемчужин можно создавать бутылки в морском и античном стиле, из сухоцветов и засушенных ягод – предметы в стиле этно или прованс, из жемчужин, бисера и камней складывать причудливые мозаики в стиле рококо и барокко. При работе с органическим материалом – сухоцветами, морскими раковинами, засушенными крабами, ветками – мозаичная техника немного изменяется. Для создания композиций лучше всего использовать стеклянные бутылки, в качестве связующего материала при использовании небольших ракушек, крабов, сухих цветков или лепестков подойдет любой прозрачный водостойкий клей, например «Момент». Предварительно бутылку необходимо очистить и тщательно просушить. При приклеивании крупных элементов (засушенного краба или ракушки) клей лучше наносить непосредственно на сам приклеиваемый предмет, при заполнении пространства мелким бисером или бусинами клеем покрывают небольшой квадрат на бутылке, примерно 2 × 2 см, после чего по одной приклеивают мелкие детали, крепко прижимая к стеклу. Донышко при создании бутылок из органических материалов не оклеивают, так как и жемчужины, и ракушки, и крабы, и ветки с цветами представляют собой объемные предметы и не подходят для оклеивания плоского дна. На последнем этапе бутылку вместе с наклеенными фрагментами покрывают выбранным цветом лака, а при использовании сухоцветов брызгают лаком для волос, чтобы закрепить лепестки засушенных цветов и не дать им осыпаться.

Однако в том случае, если при составлении композиции бутылку предварительно покрывают краской, лак используется точечно, только для покраски самих мозаичных элементов, в этом случае лак наносится на подготовленные мозаичные элементы до их приклеивания, а не после. Пространство между деталями в такой технике заполняют либо бисером, либо обычным песком, для этого швы между деталями промазывают клеем, после чего посыпают речным песком или очень мелким бисером, блестками и плотно прижимают.

Для создания мозаики с заданным орнаментом перед приклеиванием деталей необходимо расчертить контуры будущего рисунка, а для создания абстрактного рисунка детали можно приклеивать в произвольной последовательности, создавая узор непосредственно в процессе закрепления.

Для создания композиций с тяжелыми материалами, например, для создания мозаики из мелкой гальки или оклеивании бутылок объемными ракушками, обычный клей «Момент» не подойдет, так как будет слабо удерживать тяжелые предметы.

Вместо клея, который в процессе работы к тому же растекается по стеклу, оставляя некрасивые разводы, лучше использовать силиконовые виды клея. Силиконовый клей продается в виде стержней к специальным силиконовым пистолетам. Для украшения бутылок лучше всего подойдет низкотемпературный термопистолет, который используют профессиональные декораторы. В отличие от клея, силикон выполняет одновременно и функцию закрепления декоративных элементов, и функцию заполнения пространства между отдельными элементами для создания целостной мозаики. А прозрачность силикона позволяет получить аккуратный внешний вид сделанного вручную изделия. Единственным недостатком данного вида клея является его быстрое застывание, поэтому прежде чем приступить к приклеиванию предметов, необходимо четко прорисовать рисунок, наметив место под каждую деталь, и приготовить все приклеиваемые элементы. Для создания дополнительного декоративного эффекта можно использовать белый или черный силиконовый клей.

Поверхность перед работой с силиконовым клеем необходимо очистить, просушить и обезжирить спиртом. При работе следует соблюдать осторожность, и несмотря на относительную безвредность данного материала руки лучше защитить тонкими латексными перчатками.

Дополнительные техники декорирования бутылок при выполнении мозаики

Лепка из моделирующих паст

В качестве дополнительного материала декорирования бутылок можно использовать специальные моделирующие пасты, которые позволяют видоизменить гладкий рельеф бутылок либо преобразить часть формы бутылки. При помощи таких паст можно создать бутылку нестандартной формы: например, верхнюю часть оставить круглой, а нижнюю сделать квадратной, или наоборот. После покрытия бутылки пастой в массу вдавливают ракушки или любые декоративные элементы, после чего вынимают, покрывают массу клеем, приклеивают ракушки и другие элементы декора и на последнем этапе, после засыхания клея, готовое изделие покрывают прозрачным лаком. В этом случае моделирующая паста выступает в роли заполнителя швов и позволяет создать мозаику без видимых границ между элементами.

При декорировании ракушками свечей клей можно не использовать, так как воск при размягчении ведет себя как мастика или затирка: в него можно вдавить любые выпуклые предметы, а после остывания воск прочно закрепит ракушки и камни на своей поверхности.

Техника кракле: мозаика из яичной скорлупы

В современном искусстве, от архитектуры до живописи, очень моден эффект кракле – искусственного состаривания поверхности. Как правило, такой эффект получается при использовании специальных кракелюрных лаков, которые наносят последним слоем, либо особых аэрозольных красок.

Однако создать интересный эффект кракле можно и при помощи обычной яичной скорлупы. Причем в отличие от лаков и красок, выпуклая поверхность яичных кусочков позволяет создавать объемные мозаики, имитирующие, например, змеиную или крокодиловую кожу, и получить предметы эксклюзивного дизайна.

Для выполнения техники кракле можно использовать практически любую яичную скорлупу: как белого, так и бежевого цвета, как от вареных яиц, так и от сырых. Яичная скорлупа легко окрашивается, что еще более расширяет спектр ее использования для создания оригинальных мозаик. Снятую с яйца скорлупу на предварительном этапе необходимо очистить от следов органики, для чего скорлупу тщательно промывают в содовом растворе, а затем просушивают.

Для получения дополнительного декоративного эффекта оклеиваемую поверхность перед декорированием скорлупой покрывают непрозрачной акриловой краской темных оттенков. Скорлупа относится к легким материалам, поэтому для ее приклеивания можно использовать обычный клей ПВА, который наносят тонким слоем на подготовленную поверхность оклеиваемого предмета. Затем на промазанную поверхность прикладывают яичную скорлупу выпуклой стороной наружу, после чего ее накрывают тонкой салфеткой и осторожно, но крепко прижимают к промазанной клеем поверхности. При надавливании скорлупа покрывается сеточкой трещин, сквозь которые проступает покрытая краской темная поверхность декорируемого предмета. До застывания клея приклеенные кусочки скорлупы можно немного подвигать, увеличивая или уменьшая промежуток между образовавшимися кусочками мозаики. Готовую скорлупную мозаику сверху покрывают гуашью, которая практически не впитывается в сам декоративный материал, зато стекает в трещины между мозаикой и скрывает границы между отдельными кусочками декоративной поверхности. Для закрепления эффекта кракле и придания готовому изделию прочности, сверху мозаику покрывают прозрачным или тонированным лаком выбранного оттенка, например паркетным или битумным.

Декупаж

На сегодняшний день техника декупажа остается, несомненно, самой популярной техникой изготовления предметов «hand made», в том числе и украшения бутылок, фужеров, свечей.

Главное отличие декупажа от простой аппликации заключается в том, что для украшения берется не «сырой» материал, а выбираются готовые сюжетные картинки, которые позволяют не только украсить предмет, но и стилизовать его.

По своей сути декупаж является аппликацией, которую предварительно вырезают из другого материала и приклеивают (либо закрепляют другим образом) на декорируемой поверхности.

История развития технологии: от древности до наших дней

В отличие от мозаики или художественной росписи, техника украшения предметов готовыми картинками из бумаги относительно молодая, так как она могла сложиться только после широкого распространения производства бумаги как основного материала для купажа. И несмотря на то, что декупаж, даже судя по французскому названию, считается европейской техникой украшения, его подлинной родиной является, скорее всего, Китай и другие близлежащие восточные территории. Известно, что население Средневекового Китая уже в XII столетии украшало свои жилища и дворы вырезанными бумажными картинками. В Европе декупажная техника становится известной в эпоху Средневековья, но подлинное развитие получает только в XVII в., после того, как в моду входит медаль в японском стиле с тонкой, витиеватой и загадочной росписью. Повторить такую роспись было под силу не каждому живописцу, и ценились такие предметы интерьера буквально на вес золота, а следовать моде хотелось не только избранным мира сего, но и простым смертным. И тогда итальянские предприимчивые мебельщики придумали для экономии средств украшать мебель не росписью, а наклеенными рисунками в подходящем стиле, которые сверху покрывали обычным мебельным лаком. Лак выполнял сразу и декоративную, и защитную функцию: он позволял сделать незаметными границы между приклеенным рисунком и декорируемой поверхностью, вместе с тем помогал защитить поверхность бумажного рисунка от влаги, пыли и слишком быстрого истирания. Со временем техника украшения предметов с помощью вырезанных мотивов стала чрезвычайно популярным рукоделием среди знатных (и не очень) женщин. В XX в. декупаж почти на 100 лет потерял свою популярность: эмансипированные дамы забросили рукоделие и начали активно завоевывать мир, однако на рубеже XX и XXI вв. вещи, сделанные своими руками, снова стали популярными. С тех пор вот уже второе десятилетие техника декупажа продолжает удерживать первенство среди техник украшения предметов интерьера, посуды, мебели.

Современная техника декупажа, оставаясь по сути все той же бумажной аппликацией, претерпела серьезные изменения по сравнению с классическим декупажем XVIII–XIX вв. В современном искусстве декорирования при помощи бумажной картинки вырезанный мотив остается композиционным центром составляемого декора, вокруг которого при помощи других декоративных техник выстраивается остальная часть художественного образа. Чаще всего вместе с декупажем используется мозаичная техника, а также художественная роспись.

Основным материалом для современного декупажа остается бумага. Однако если в XIX в. основой для творчества являлись напечатанные в журналах картинки и многочисленные открытки, то современный декупаж создается при помощи рисунков, выполненных на тонких трехслойных салфетках, которые получили название декупажных. Впрочем, любителям выполнять декор по старинным технологиям можно делать декупаж, используя понравившееся изображение в журнале или открытку.

Главное отличие салфеток от любого другого материала: рисунок не имеет изображения на обратной стороне, а значит, при приклеивании оборотная сторона не проступит на лицевую. Кроме этого, салфетки тонкие, что позволяет получить минимальную толщину аппликации и сделать незаметными границы перехода от декорируемой поверхности к приклеенному сюжету. При использовании открыток границы придется дополнительно закрывать мозаикой, бусинами, шелковым витым шнуром или любым другим окантовочным материалом. Сделать границы полностью незаметными из-за толщины бумаги без использования дополнительных материалов в этом случае не получится.

Помимо непосредственно самой сюжетной картинки, для создания композиции потребуется клей, для наклеивания бумаги подойдет ПВА, для создания декупажа при помощи ткани или кожи нужен специальный клей. Для колорирования декорируемой основы, а также для подрисовки рисунка в декупаже используют акриловые краски, созданный рисунок раскрепляют при помощи акрилового или алкидного лака.

Особенности техники декупажа: основные этапы работы

Украшение бутылок или фужеров в технике декупажа начинается, как правило, с выбора центрального рисунка и его вырезания. На этом этапе важно как можно точнее проработать контур картинки: он должен быть четким, без заломов или мятости.

Поэтому основным инструментом в данной технике являются ножницы: именно от их заточки, толщины лезвия, качества стали зависит качество вырезанного фрагмента и, в конечном итоге, готовая работа. Следовательно, на приобретении данного инструмента не стоит экономить. Для создания одной композиции подойдет и одна пара острых ножниц хорошей фирмы, но для профессионального занятия данным видом декорирования следует приобрести ножницы разного размера, с разной толщиной лезвий и шириной полотна.

Перед приклеиванием стеклянную поверхность следует очистить, просушить и обезжирить нашатырным спиртом или растворителем, тщательно просушить. В зависимости от создаваемой композиции, рисунок может приклеиваться как к чистому стеклу, так и к покрытой красками поверхности. Для создания фона в декупаже используют акриловые краски, нужный оттенок получают при разведении краски растворителем. Для покрытия фона следует иметь несколько синтетических кистей разного диаметра. Сверху фон покрывают акриловым лаком в один слой и просушивают.

Техника декупажа на стеклянных предметах имеет свою особенность: рисунок может приклеиваться как с внешней стороны (в этом случае речь идет о прямом декупаже), так и с обратной, тогда используется техника обратного декупажа. Обе разновидности позволяют создавать оригинальные предметы практически в любом стиле.

Кисти в декупаже нужны не только для создания фона, но и для нанесения клея и окончательной отделки композиции акриловыми красками. Для покрытия стекла фоновыми красками можно использовать кисти большего диаметра, для промазывания картинок клеем подойдут кисти среднего диаметра, а для окончательной отделки, прорисовки тонких контуров, завитков потребуются максимально тонкие кисти.

На следующем этапе, когда нижний слой подготовлен, на предмете закрепляют картинки. Для этого вырезанные сюжеты покрывают клеем и прижимают к стеклу или воску при помощи валика или мягких салфеток. Последние используются для прижатия тонких рисунков из салфеток. Для закрепления картинок из открыток или толстой бумаги вырезанный фрагмент несколько раз прокатывают валиком, который помогает распределить равномерно клей и способствует лучшему прижатию бумаги к поверхности. После закрепления картинки композицию просушивают, затем приступают к окончательной отделке. На этом этапе окончательная декоративная отделка композиции зависит от желания мастера. При использовании растительных мотивов можно дорисовать несколько веточек акриловыми красками, это поможет максимально скрыть переход от стекла к наклеенной бумажной картинке.

Для создания вокруг рисунка характерного для рисунков по фарфору дымчатого фона на стекло после приклеивания картинки кистью следует нанести несколько капель краски близко к контуру рисунка, после чего растушевать губкой. Оттенок создаваемого дымчатого фона подбирается из близких к самому рисунку цветов: зеленый для дымчатости вокруг листьев, розоватый, желтый или голубой для фона около цветов. Закрепляется созданная композиция несколькими слоями акрилового лака. Вместо художественной росписи на последнем этапе можно использовать мозаику, например, наклеить яичную скорлупу для создания эффекта кракле вокруг рисунка, можно использовать различные аппликации из бисера, бусин, песка, небольших камей, для создания бутылок или фужеров в этностиле дополнить технику декупажа аппликациями из ткани.

Художественная роспись

Художественная роспись является самой сложной техникой декорирования предметов. Она выходит за рамки ремесла, позволяет создавать настоящие произведения искусства, уникальные по изяществу и красоте. Художественная роспись наряду с мозаикой относится к древнейшим техникам украшения предметов, однако в отличие от мозаики, доступной практически каждому, требует не только усидчивости, внимательности и скрупулезности, но и достаточной доли художественного таланта.

История развития технологии: от древности до наших дней

Художественная роспись как особая технология декорирования окружающих предметов зародилась за несколько тысячелетий до н. э. Находки археологов позволяют с уверенностью говорить о высоком развитии этого вида декорирования уже во времена расцвета древних восточных царств, за 3–4 тыс. до Рождества Христова. Древние художники расписывали преимущественно стены дворцов и храмов, украшали рисунками колонны, однако уже во времена античности художественная роспись широко использовалась для декорирования посуды, особенно многочисленных ваз.

Цветовая палитра древних рисунков была небогата: преимущественно землистые оттенки желтого и красного цвета, но уже в IV–V в. до н. э. древним грекам удалось произвести мини-революцию в живописи, открыв способ приготовления свинцовых белил. Готовые рисунки покрывали для закрепления лаками, созданными на основе природных смол и восков. В Средние века и особенно в эпоху Возрождения художественные техники совершенствуются, открываются новые способы приготовления красок и лаков, создаются новые техники нанесения красок на различные поверхности. В эту эпоху универсальных красок, как и общедоступных способов их приготовления, не существовало: каждый художник, основываясь на знаниях, слухах, собственных экспериментах, создавал свою уникальную цветовую палитру из минеральных, растительных и животных цветовых пигментов. Судя по количеству дошедших до наших дней шедевров эпохи Возрождения, химические опыты многих живописцев были весьма успешны. Именно в это время, на рубеже XV–XVI вв., происходит настоящая революция в живописи: на смену клеевым краскам или темпере приходят масляные краски, сохранявшие сочность, яркость, позволявшие удивительно точно передавать цветовое многообразие окружающего мира. Открытие новых видов красок дало новый толчок и развитию художественной росписи, с этих пор она начинает широко использоваться не только для украшения стен храмов и дворцов, богатого декора культовых предметов, но и для украшения обычных бытовых вещей: мебели, посуды, шкатулок и сундучков. Изобретение новых красок, а главное, бурное развитие химии в XIX столетии позволили наладить производство относительно недорогих красок и лаков. И все же долгое время художественная роспись оставалась доступна только небольшому кругу избранных. Главной причиной этого была сложность техники, для обучения которой требовалось свободное время и немало средств.

И только появление в XX в. многочисленных трафаретов с разнообразными орнаментами и рисунками позволило художественной росписи из элитарной техники, доступной немногим, превратиться в один из популярнейших видов украшения предметов интерьера и создания уникальных декоративных предметов своими руками.

Художественная роспись по стеклу

Художественная роспись по стеклу сегодня широко используется как для создания витражей, так для декорирования бутылок, фужеров, создания оригинальных тарелочек, росписи стеклянных рамок. Обилие трафаретов с самыми разными рисунками, богатство красок и отделочных материалов позволяет создавать произведения искусства под старинную роспись, например под гжель, копировать изысканные рисунки китайского и японского фаянса, или же создавать новые, оригинальные орнаменты и рисунки практически в любом стиле. Однако техника росписи стекла имеет свои особенности: роспись должна быть влагостойкой, стойкой к истиранию и при этом подчеркивать природную красоту стекла.

Из материалов для росписи необходимы, прежде всего, краски, кисти и закрепляющие лаки. По желанию базовые материалы дополняют отделочными: бусины и бисер, блестки, лаки с эффектом кракле или хамелеон, перламутр, золотые и серебряные краски. Для росписи свечей подойдет обычная гуашь, а для рисования по стеклу потребуются специальные краски.

Древние художники использовали для украшения предметов краски на основе натуральных минералов, таких, как киноварь, охра, а также делали краски из органического сырья, получая пурпур. Синие и зеленые цвета возникали из соединений меди.

Все виды красок, которыми работают по стеклу, разделяют на два основных вида: покрывные и витражные. Первый вид красок производят на основе акрила, они позволяют создавать на стекле непрозрачные рисунки. Этот вид красок не боится воды и устойчив к истиранию. Второй вид красок называется витражными, они позволяют создать прозрачный фон или отдельные фрагменты рисунка. Работа по росписи стеклянных предметов всегда начинается с подготовки материалов и декорируемой поверхности. Стекло следует обязательно очистить, высушить и обезжирить спиртом или растворителем, иначе краски могут растечься некрасивыми разводами. На следующем этапе на стекло наносится контур будущего рисунка. Мастера художественной росписи чаще всего пропускают этот этап, но новичкам без прорисовки контура рисунка не обойтись, иначе изделие получится далеким от первоначального замысла. При наличии выраженных художественных способностей рисунок можно рисовать непосредственно на самом изделии, но для большинства предпочтительней нарисовать рисунок сначала на бумаге, после чего перенести его маркером на поверхность стекла. При росписи бокалов рисунок прикладывается к стенкам фужера изнутри, после чего его закрепляют тонкими полосками скотча и снаружи обводят контуром, для бутылочной росписи лучше всего изготовить трафарет и обрисовать его контуры с внешней стороны. При обрисовке контуров важно не прерывать линию, чтобы краска при заполнении контура не вытекла за нарисованные границы. После прорисовки контура изделие необходимо просушить примерно около 2–3 ч, точное время, требующееся для полного высыхания, указывается на упаковке контурных красок. На следующем этапе начинается непосредственно сама художественная роспись или заполнение нарисованных контуров красками. В зависимости от характера рисунка, используемой техники росписи и вида красок, рисунок либо наносят кисточкой, либо выдавливают краску на поверхность и губкой растушевывают, либо наносят мастихином. При работе с жидкими красками необходимо следить за тем, чтобы декорируемая поверхность была все время в горизонтальном положении, иначе краски из-за слабого сцепления с гладкой поверхностью могут потечь. Образованные потеки в процессе работы сразу же вытирают, чтобы они не засохли. Удобнее всего для этого использовать ватные косметические палочки, которые смачивают слегка в растворителе. Образующиеся при заполнении контуров пузырьки воздуха необходимо протыкать иголкой или обычной зубочисткой. После нанесения рисунка изделие снова просушивают, но дольше, чем в первый раз. Общий срок сушки художественной росписи зависит от вида стекла и используемой краски, но, как правило, он составляет от 6–8 ч до суток. После высыхания изображение необходимо закрепить, чтобы изделие было влаго– и грязестойким, а рисунок сохранил цвета при активном использовании предметов.

Особенности работы с непрозрачными акриловыми красками

Начинать осваивать художественную роспись лучше всего с акриловых красок, так как они менее сложные в работе со скользкими стеклянными поверхностями, лучше закрепляются на поверхности, разные цвета легко перемешиваются для получения любого оттенка, а сами рисунки выходят яркими и насыщенными. При выборе акриловых красок важно, чтобы на них было указано, что они предназначены для работы со стеклянными поверхностями, в этом случае рисунок после высыхания будет водоустойчив и прочен. Наносятся акриловые краски при помощи кисти, при этом, в отличие от масляных красок или гуаши, для акриловых лучшим выбором станет качественная кисть с синтетическим, а не натуральным ворсом. При работе кисть необходимо периодически обмакивать в стакан с водой, так как акриловые краски относятся к категории быстросохнущих. При работе со сложными многоцветными рисунками лучше работать не одной, а сразу несколькими кистями, отдельно для каждой цветовой гаммы. После работы кисти необходимо тщательно промыть водой. В целом техника работы акриловыми красками та же самая, что и при работе с привычной акварелью или гуашью, краски легко смешиваются между собой, при смешивании дают многообразную палитру цветов и оттенков, позволяют создавать рисунки как яркого, насыщенного цвета, так и в пастельной, полутоновой гамме. Качественные акриловые краски имеют хорошую покрывную способность и, как правило, для закрашивания фона их достаточно нанести в один слой. После высыхания краски рисунок покрывают акриловым лаком.

Особенности работы с прозрачными витражными красками

Витражные краски производятся на водной и спиртовой основе, первые требуют обязательного запекания, так как неустойчивы и боятся воды. Поэтому этот вид красок можно использовать для росписи бутылок из толстого огнеупорного стекла, но не стоит применять для росписи бокалов и фужеров из тонких видов стекла, которые могут не перенести воздействие высоких температур и лопнуть. Второй вид витражных красок более устойчив к внешнему воздействию, влагоустойчив и не требует обработки высокими температурами. Именно их и рекомендуют использовать для художественной росписи по стеклу, особенно на первых этапах знакомства с техникой росписи.

Конец ознакомительного фрагмента.